А. В. Пенсков*
ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА
Налоговая преступность сегодня представляет большую опасность для бюджета страны и граждан в целом и угрожает экономической безопасности государства. Большая часть сокрытых доходов оседает в криминальном секторе экономики. Это повышает общественную опасность как правонарушений в области налогового законодательства, так и налоговых преступлений в особенности.
В Москве сосредоточено около 75 % всего финансового капитала России, 80 % всех зарегистрированных коммерческих банков и их филиалов. Неудивительно, что здесь совершается наибольшее число преступлений в сфере экономики, в том числе налоговых. В условиях мегаполиса особенно важна работа московских правоохранительных и налоговых органов по своевременному выявлению, пресечению налоговых правонарушений, привлечению виновных к ответственности, а также проведению профилактических мероприятий.
Расследование налоговых преступлений в условиях мегаполиса имеет определенные особенности, обусловленные правовой конструкцией данных деяний, спецификой предмета преступного посягательства, способом его совершения, обстановкой, элементами личности преступника, своеобразием выявления этих преступлений, спецификой возбуждения уголовных дел.
Важной задачей следователя при расследовании налоговых преступлений в мегаполисе является необходимость изучения и анализа нормативно-правовых актов, регулирующих правовое положение налогоплательщика, его статус, права и обязанности, порядок, условия и режим уплаты им налогов, уклонение от которых вменяется ему в вину. Кроме того, необходимо изучать правовые акты, регулирующие финансовые, хозяйственные, экономические вопросы деятельности налогоплательщика, нарушение которых повлекло уклонение от уплаты налогов или было связано с данным преступлением. Необходимо установить, какое законодательство действовало
* Аспирант Московского государственного университета приборостроения и информатики. E-mail: [email protected]
на момент совершения налогового преступления. При массе меняющихся законодательных и подзаконных актов, регулирующих вопросы налогообложения, финансово-хозяйственной и экономической деятельности это не простая задача. Мобильность налогового, гражданского, финансового, хозяйственного законодательства существенно влияет на расследование преступлений рассматриваемой группы.
Материалы налоговой поверки, проводимой налоговыми органами, составляют основу доказательственной базы в расследовании налоговых преступлений в условиях мегаполиса. Эти материалы образуют костяк расследования, который определяет его процесс. Поэтому в процессе расследования чрезвычайно важным является качественное изучение и оценка этих материалов следователем. Учитывая, что в мегаполисе находится огромное количество фирм, провести «качественную» налоговую проверку и проверить все организации не представляется возможным. Кроме того штатная численность налоговых органов не позволяет провести проверку всех налогоплательщиков. Поэтому нередкими являются случаи, когда уголовные дела возбуждаются на основе «некачественных» материалов налоговых проверок, что вызывает необходимость изучения и проведения в ходе следствия дополнительных документальных проверок и проведение соответствующих экспертиз. Это влечет неоправданную длительность и зачастую бесперспективность расследования таких уголовных дел.
Учитывая, что расследование налоговых преступлений связано с исследованием документов (деклараций и дополнительных подтверждающих документов), отражающих процесс формирования объекта налогообложения, расчета налога, его уплаты и другой финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, связанной с этим процессом. Этот процесс в законодательстве и деятельности налогоплательщиков достаточно формализован, урегулирован и стереотипен. Данное обстоятельство позволяет упорядочить деятельность по расследованию налоговых преступлений в мегаполисе и создать достаточно устойчивые типовые программы их расследования. Как показывает анализ уголовных дел, процесс расследования налоговых преступлений в условиях мегаполиса по различным делам очень схож.
Для расследования налоговых преступлений в мегаполисах характерна типичность ситуаций. Как правило, процесс расследования начинается с исследования акта налоговой проверки (камеральной или выездной), налогового органа. Налогоплательщик знает о наличии этих актов и со-
держащихся в них результатах и выводах налогового органа. Из представленных к акту объяснений и возражений налогоплательщика следователю известна его позиция в отношении выявленных в результате проверки обстоятельств. Круг задач расследования достаточно схож, а круг выдвигаемых и проверяемых в ходе расследования следственных версий достаточно узкий. В материалах налоговой проверки и документах, приложенных к ним или дополнительно изъятых в ходе расследования, содержится основной объем доказательственной информации. Изучение судебных дел о налоговых преступлениях, совершаемых на территории Московского мегаполиса, показывает, что по структуре изложения доказательств, их совокупности и последовательности, пределам доказывания приговоры судов между собой схожи.
В совокупности данные обстоятельства в максимальной степени благоприятствуют разработке типовых программ расследования налоговых преступлений как основ методики расследования этих преступлений.
Анализ уголовных дел показывает, что интеллектуальный уровень налоговых преступников в мегаполисе очень высокий (разрабатываются различные схемы занижения, ухода от уплаты налогов, применение льгот и т. п.). В связи с этим, необходимо широко использовать специальные познания специалистов и экспертов при расследовании налоговых преступлений в условиях мегаполиса. Выводы специалистов и экспертов существенно расширяют объем доказательственной базы, помогают следователю разобраться в завуалированных налоговых махинациях, что позволяет успешно решать задачи уголовного судопроизводства (например: эксперты могут ответить на те вопросы, на которые в силу специфики данных вопросов следователь ответить не может).
Установление прямого умысла налогоплательщика на преступное уклонение от уплаты налога является важной задачей расследования налоговых преступлений в условиях мегаполиса. Необходимость этого прямо вытекает из требований уголовного закона, регламентирующего ответственность за совершение налоговых преступлений и прямо подчеркнута в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» где говорится, что отсутствие или недоказанность умысла на уклонение от уплаты налогов является основанием для освобождения от уголовной ответственности. Анализ уголовных дел по налоговым преступлениям, совершенным в условиях Московского мегапо-
лиса, показывает, что большое количество дел прекращается в связи с недоказанностью умысла лица на неуплату налогов. На практике случается, что у органов налогового контроля отсутствует возможность доказать направленность умысла на неуплату налога. В процессе расследования налоговых преступлений в мегаполисах, установление умысла является сложной задачей и является главной проблемой. Следствию мало доказать, что лицо знало требования налогового законодательства, знало правила ведения бухгалтерского учета и сознательно их нарушало, а внесенные налогоплательщиком искажения в налоговые и бухгалтерские документы были сделаны умышленно, необходимо еще доказать, что привлекаемое к ответственности лицо не было введено в заблуждение и не действовало в состоянии крайней необходимости.
Таким образом, в расследовании налоговых преступлений в мегаполисе необходимо учитывать целый комплекс различных обстоятельств при установлении умысла виновного лица на уклонение от уплаты налогов.
В условиях мегаполиса расследование уголовных дел по налоговым преступлениям тесно связано с разбирательством налоговых споров между налоговым органом и налогоплательщиком в арбитражном суде. Объективная сторона налогового правонарушения, отраженная в акте налоговой проверки, является общей составляющей для уголовного и арбитражного дела. Акт налоговой проверки служил как основанием для возбуждения уголовного дела, так и основанием для предъявления иска в арбитражный суд со стороны налогового органа о взыскании с налогоплательщика доначисленных к уплате налогов, налоговых санкций и пени или заявления налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки.
Взаимосвязь уголовного и арбитражного дела появляется в значении выводов арбитражного суда для уголовного дела.
Если лицо, привлеченное к уголовной ответственности, обращается в арбитражный суд с вышеназванным заявлением, и суд признает недействительным решение налогового органа по акту налоговой проверки, возникает вопрос о значении выводов арбитражного суда для расследования уголовного дела. В соответствии с нормами УПК РФ, вступившее в законную силу решение по гражданскому делу обязательно для суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, при производстве по уголовному делу только по вопросу: имело место событие или нет. Таким образом, в случае признания арбитражным судом решения налогового органа недействитель-
ным, как правило, уголовное дело прекращается на основании норм УПК РФ. Это же показывает и анализ судебных дел.
Во многих случаях расследование налоговых преступлений в мегаполисе затруднено в силу огромного скопления налогоплательщиков, «фирм - однодневок», которые стремятся завуалировать преступную деятельность, различными способами повлиять на исход дела, уничтожить или исказить документы налоговой отчетности и финансовой деятельности, уклониться от явки к следователю. Проведение дополнительных документальных проверок, судебно-экономических и других необходимых экспертиз требует значительных затрат времени и, соответственно, влечет увеличение сроков расследования преступления.
Наряду с этим в практической деятельности не хватает наработанных методик расследования налоговых преступлений, особенно в условиях мегаполиса, ощущается нехватка квалифицированных кадров в структуре органов налогового контроля, что приводит к «некачественным» налоговым проверкам и «некачественному» расследованию. Ведь следователь, расследующий налоговое преступление, должен знать и хорошо ориентироваться не только в уголовном и уголовно-процессуальном, но и налоговом, гражданском, гражданско-процессуальном, арбитражном законодательстве, для успешного расследования дела. Проведенный опрос сотрудников налоговых органов и отделов по налоговым преступлениям МВД РФ в Московском мегаполисе показывает, что большинство из них не разбираются в бухгалтерской документации и налоговой отчетности, особенно это касается молодых специалистов.
В совокупности изложенные особенности расследования налоговых преступлений в условиях мегаполиса, показывают направления в разработке основ методики расследования этих преступлений, где такие основы могут быть базой в создании более частных методик расследования отдельных видов налоговых преступлений.