Научная статья на тему 'К вопросу о психолого-педагогическом воздействии на осужденных, имеющих религиозные экстремистские убеждения'

К вопросу о психолого-педагогическом воздействии на осужденных, имеющих религиозные экстремистские убеждения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
559
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ОСУЖДЕННЫЕ / ИМЕЮЩИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ / ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зауторова Э. В.

В настоящее время отмечается усиление проявлений экстремизма и национализма, ксенофобских тенденций в обществе, представляют опасность ряд религиозных организаций, деятельность которых носит явную антиобщественную направленность. В статье представлена программа психолого-педагогического воздействия на осужденных, находящихся в местах лишения свободы и являющихся носителями религиозных экстремистских взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зауторова Э. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психолого-педагогическом воздействии на осужденных, имеющих религиозные экстремистские убеждения»

К вопросу о психолого-педагогическом воздействии на осужденных, имеющих религиозные экстремистские убеждения

■ Э.В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент

В настоящее время отмечается усиление проявлений экстремизма и национализма, ксенофобских тенденций в обществе, представляют опасность ряд религиозных организаций, деятельность которых носит явную антиобщественную направленность. В статье представлена программа психолого-педагогического воздействия на осужденных, находящихся в местах лишения свободы и являющихся носителями религиозных экстремистских взглядов.

Ключевые слова: деятельность исправительных учреждений; осужденные, имеющие религиозные экстремистские взгляды; психолого-педагогическое воздействие на осужденных; программа психологической и воспитательной работы с осужденными.

To the question of psychological-pedagogical influence on prisoners, having religious extremist beliefs

■ E.V. ZAUTOROVA - Professor of the Department of Juridical Psychology and Pedagogics of the Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogics, Associate Professor

Currently there is growth of manifestations of extremism and nationalism, xenophobic tendencies in society, endanger the number of religious organizations whose activities are obvious antisocial orientation. The article presents the program of psychological and pedagogical impact to convicts in the confinement places holding religious extremism.

Key words: the activity of penitentiary institutions; prisoners with religious extremist views; psychological-pedagogical impact on prisoners; the program of psychological and educational work with convicted persons.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В конце XX - начале XXI вв. в мире обострилась проблема религиозного экстремизма. Значительная часть террористических актов, совершенных в последние десятилетия, связана с деятельностью экстремистских религиозных образований. Среди получивших наибольшую известность террористических акций, произведенных религиозными организациями, можно назвать зариновую атаку в токийском метро (20 марта 1995 г., произведена необуддийской синкретической сектой «Аум синрике», возникшей в Японии и базирующейся на традиционном для данной страны буддизме

ваджраяны) и разрушение башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке (11 сентября 2001 г., организовано исламистской религиозной организацией «Аль-Каида», проповедующей ваххабитское направление ислама).

Все чаще террористические акты совершаются наиболее опасным способом, что приводит к тяжким последствиям. Террористы пытаются вызвать у окружающих панику, парализовать их повседневную деятельность, нарушить функционирование органов власти и управления и достичь своих антиобщественных целей. В связи с этим

в первое десятилетие XXI в. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) уже два раза (в 2003 и 2010 гг.) принимала резолюции, посвященные борьбе с экстремизмом, причем существенная доля внимания отводилась религиозному экстремизму.

Подписанная еще 15 июня 2001 г. Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом определяет экстремизм как «деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организацию в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них»1. Религиозный экстремизм - это особая форма экстремизма, обусловленная специфическими религиозными взглядами, формирующимися у представителей различных конфессий. Проявлением религиозного экстремизма считают такое выражение религиозной идеологии и пропаганды, которое создает реальную или перспективную угрозу для жизни и здоровья человека или общественно-политической безопасности.

Сегодня серьезное беспокойство вызывает тот факт, что экстремистские взгляды быстро распространяются среди осужденных в местах лишения свободы. Причем, как показывают исследования некоторых современных ученых, данные процессы характерны как для России, так и для других стран мира2. Так, 21 ноября 2013 г. по инициативе ФСИН России состоялась всероссийская конференция на тему «О мерах по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма», на которой было отмечено следующее: «Деятельность религиозных экстремистских организаций ставит под угрозу безопасность и суверенитет Российской Федерации. Наиболее благоприятным источником вербовки в свои ряды "новых воинов джихада" может стать уголовная среда. По мнению ряда экспертов, осужденный, находящийся в исправительном учреждении и активно проповедующий идеологию религиозного экстремизма, способен за короткий срок привлечь в ряды своих сторонников 5-7 и более человек»3.

Последователи радикальной религиозной идеологии в местах лишения свободы ставят своей целью объединение осужденных в организованные экстремистские ячейки. Лидеры таковых активно используют идеологию радикальных течений для укрепления своего положения в неформальной тюремной иерархии, пропаганды экстремистских взглядов среди осужденных в целях вербовки последних в свои ряды. Для привлечения новых адептов ими предпринимаются попытки установления каналов доставки в места лишения свободы экстремистских агитационных изданий. Так, с начала текущего года зафиксировано 97 случаев изъятия в исправительных колониях и следственных изоляторах ФСИН России запрещенной на территории Российской Федерации религиозной литературы. Наиболее распространенными путями проникновения в исправительные колонии и следственные изоляторы экстремистских материалов являются почтовые отправления, в том числе и из-за рубежа4.

С осужденными, изучающими, пропагандирующими, исповедующими или распространяющими экстремистскую идеологию, в учреждениях проводится индивидуальная работа. Они ставятся на профилактический учет, за ними закрепляются наиболее опытные сотрудники воспитательных служб. В настоящее время на профилактическом учете состоит 426 чел. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество подучетных лиц данной категории возросло более чем на 40%. Увеличение их числа обусловлено не только притоком осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности (в 2012 г. их число составляло 1056, в настоящее время - 1119), но и внесением в ведомственную нормативную базу изменений, закрепивших норму обязательной постановки на профилактический учет лиц, изучающих, пропагандирующих, исповедующих или распространяющих экстремистскую идеологию5. В связи с этим востребованы организация активной и целенаправленной коррекцион-но-воспитательной деятельности по разоблачению идеологии экстремизма и формированию у осужденных мотивации отказа от религиозных экстремистских убеждений в условиях лишения свободы.

Осуществление воспитательной работы с рассматриваемой категорией осужденных крайне сложно, но необходимо. В культуре социумов, пополняющих ряды террористов, смерть считается героической и бла-

городной жертвой, подвигом мученичества и практически всегда вызывает одобрение, поддержку, уважение. В связи с этим осуществить воспитательную работу с подучет-ными невозможно, если они не готовы взаимодействовать в направлении изменения себя как личности. В связи с этим требуется особый подход к работе с осужденными религиозными экстремистами, находящимися в местах лишения свободы. Нужно менять их отношение к общечеловеческим ценностям, развивать в них толерантность и гуманизм.

Для сотрудников воспитательного отдела и психологической службы, а также иных лиц, имеющих право осуществлять воспитательные мероприятия в местах лишения свободы, разработана программа психолого-педагогического воздействия на осужденных, являющихся носителями религиозных экстремистских взглядов. Целью программы является формирование у данных лиц мотивации отказа от радикальных экстремистских установок.

Программа решает следующие педагогические задачи:

1. Создание условий для самоактуализации внутренних сил осужденного, формирования его нравственных ценностных ориен-таций, развития нравственно-ценностных представлений.

2. Формирование толерантного и гуманного отношения к действительности, понимания культуры и традиций другой национальной группы, конструктивного межнационального сотрудничества.

3. Коррекция психического состояния осужденного, обеспечение условий для его самопознания, самовыражения, саморазвития и самореализации.

4. Осуществление психолого-педагогической поддержки осужденных, расширение их социального опыта, подготовка к положительной жизненной самореализации.

Реализация программы включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный этап. Информирование сотрудников исправительного учреждения о проводимых и планируемых мероприятиях, доведение до понимания сотрудников других служб особенностей психологического портрета осужденных данной категории. Определение целей и задач программы психолого-педагогического воздействия, методик оценки эффективности процесса, разработка наглядных материалов для реализации программы.

2. Диагностический этап. Подбор диагностического инструментария для выяв-

ления особенностей личности осужденных. Агрессивное поведение лиц, имеющих религиозные экстремистские убеждения, носит управляемый характер. Для этого важно знать причины совершаемых поступков, выявлять наличие поведенческих проблем, осуществлять системный анализ индивидуальных качеств осужденных данной категории.

3. Стартово-мотивационный этап. Активное вовлечение осужденного в различные виды деятельности, формы общения с обязательным выполнением условия добровольности. Программа в первую очередь нацелена на индивидуальную работу с осужденными и работу в малых группах. Комплектованию коррекционной группы предшествуют индивидуальные беседы с осужденными о том, что такое групповая работа, каковы ее цели, задачи и какие результаты могут быть получены.

4. Содержательно-деятельностный этап. Обеспечение возможности для самореализации осужденных. В этот период существенным является органическое сочетание просветительской работы и коррекционных мероприятий. Осужденный активно участвует во всех видах деятельности и процедурах, предложенных ему, и сам приходит к выводам, которые помогут ему изменить поведение и отношение к жизни.

5. Рефлексивный этап. Ориентация на оценку и осмысление изменений в ценностной сфере личности, характере и поведении человека. Осужденный может самостоятельно оценить свою работу, ее результаты, увидеть достоинства и недостатки.

Национальная и религиозная принадлежность человека, вовлеченного в террористическую и экстремистскую деятельность, связана с его психологическими особенностями, которые необходимо принимать во внимание при работе с ним: он практически не способен вступать в общение и не испытывает потребности включать в свой круг общения других людей; для него характерен отказ от принятия ответственных решений в сочетании со способностью становиться объектом манипуляции, попадать под чужое влияние; такой человек проявляет склонность заражаться агрессией толпы, у него отмечаются наличие комплекса неполноценности, низкая самоидентификация; характерны проявления самооправдания, сочетание истерических и эксплозивных личностных черт и др.

Существенной особенностью предлагаемой программы является ее нацеленность

не на соревнование, критическую оценку, а на мотивацию сотрудничества в деле отказа осужденных, находящихся в социальной изоляции, от радикальных экстремистских установок. Особенностью воспитательной работы с обозначенной категорией лиц является сочетание педагогических и психологических мер воздействия. Участники программы учатся корректировать свое отношение к окружающим людям и миру, принимать ответственные и адекватные решения в той или иной жизненной ситуации, обеспечивая таким образом процесс перехода к неагрессивным и социально одобряемым формам поведения.

Важно отметить, что многое в организации психолого-педагогического воздействия на осужденных зависит от личности ведущего: он должен быть осторожен, готов использовать материал программы, способен помочь осужденным овладеть этим материалом, ответить на их вопросы, но также должен учитывать и те вопросы, на которые ответить не в состоянии.

Перед началом занятий с участниками группы ведущим проводится предварительный разговор, главными задачами которого являются: дать осужденным определенную эмоциональную основу, чтобы они восприняли занятия как метод, который поможет им в решении внутриличностных и межличностных проблем; объяснить роли осужденных как участников группы и роль ведущего в процессе взаимодействия; дать осужденным общее представление о содержании и процессе работы.

Методика занятий основана на проблемных, эвристических и других продуктивных психолого-педагогических методах, развивающих индивидуальность участников, самостоятельность их мышления. Стимулирование осужденных и развитие их мотивации в целях отказа от радикальных экстремистских установок достигается посредством обсуждения специально подобранных ситуаций из жизни, восприятия, интерпретации и анализа текстов, непосредственного вовлечения в деятельность по разбору предлагаемых проблем, усвоения нравственных знаний, выполнения творческих упражнений, что будет способствовать эффективности данного процесса. Используемые в ходе проведения занятий разнообразные активные формы также становятся объектом рефлексии.

Рекомендуемый объем курса составляет 38 часов. Всего в него входит восемь тем: пять тем по четыре часа («Закон и религия»,

«Национальность без границ», «Разные, но равные», «Толерантность и гуманизм», «Лидерство и подчинение»); три темы по шесть часов («Общечеловеческие ценности», «Раскаяние», «Ориентация на будущее»). При необходимости программу можно продлить.

Частота встреч участников группы - один раз в неделю. Вместе с тем программа предполагает определенную вариативность: она может реализовываться как самостоятельная, а также выступать составной частью комплексной программы. Программа также предусматривает возможность изменения объема материала, содержания, последовательности тем. По каждой теме планируются индивидуальные и групповые занятия (в малых группах). Несмотря на то что в основе программы лежит принцип поэтапности, каждая тема может являться отдельной в содержательном плане. Предлагаемые тематические блоки - это определенный ориентир для организаторов воспитательной работы в исправительных учреждениях.

Содержание занятий может варьироваться в зависимости от степени подготовленности осужденных к восприятию программного материала, уровня эмоционального развития и с учетом индивидуальных особенностей. При этом работа должна проводиться систематически. Также следует подчеркнуть, что психолого-педагогическое воздействие на осужденных, являющихся носителями религиозных экстремистских убеждений, эффективно только в том случае, когда осуществляется не изолированно, а органически включается в комплекс воспитательной работы исправительного учреждения.

Каждое занятие начинается с небольшого вступительного слова ведущего. Участники комментируют свое состояние в начале занятия и в конце его. В ходе работы участникам предлагаются различные упражнения и задания (на выбор организатора). Также в арсенале ведущего имеется полезная информация, которую он может использовать в процессе осуществления психолого-педагогического воздействия на осужденных. По завершении занятия формулируются выводы, подводится итог работы.

Ожидаемые результаты освоения программы отражают совокупную характеристику готовности осужденных к преодолению проблемы самоопределения и саморазвития личности в процессе решения вопроса об отказе от радикальных экстремистских установок.

Для внедрения программы в воспитательный процесс различных пенитенциарных учреждений необходимо предусмотреть нормативно-правовую основу ее реализации: программа должна быть внесена в общий план работы исправительного учреждения, занятия должны получить отражение в распорядке дня и т.д. Представляется важным подчеркнуть и то, что сотруднику-ведущему необходимо иметь определенный жизненный и профессиональный опыт, уметь разбираться в различных направлениях экстремизма и терроризма, иметь представление о религиозных течениях, обладать таким качеством, как быстрая реакция на неоднозначные высказывания участников, а главное, самому хорошо владеть программным материалом. При этом считаем, что все вопросы фундаментального вероисповедания должны быть переадресованы священнослужителю. В связи с этим сотрудникам следует наладить взаимодействие с представителями

фундаментальных религий (христианство, ислам, буддизм и т.д.).

Сегодня уже обсуждается вопрос о запрете содержания подозреваемых в совершении преступлений экстремистской и террористической направленности и осужденных за такие преступления в следственных изоляторах и исправительных колониях. Есть мнение, что преступники данной категории должны находиться исключительно в тюрьмах, чтобы уменьшить вероятность распространения экстремистских идей среди криминального контингента. Программа психолого-педагогического воздействия на осужденных, являющихся носителями религиозных экстремистских убеждений, может использоваться в исправительных учреждениях различного типа для реабилитации лиц, вовлеченных в экстремистскую и террористическую деятельность, с тем, чтобы добиться их отказа от радикальных экстремистских установок и сформировать у них значимые общечеловеческие ценности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г). http:// www.referent.ru/1/10927 (дата обращения: 29.03.2014 г.).

2 См.: Сысоев А.М. Подходы к пенитенциарной деради-кализации осужденных за проявления религиозного экстремизма в странах Ближнего Востока и Азии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 25. С. 83-86.

3 См.: http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ ID=110276 (дата обращения: 29.03.2014 г.).

4 См.: http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ ID=110276 (дата обращения: 29.03.2014 г.).

5 См.: http://фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ ID=110276 (дата обращения: 29.03.2014).

1 Shanhajskaja Konvencija o bor'be s terrorizmom, separatizmom i jekstremizmom (Shanhaj, 15 ijunja 2001 g.). http:// www.referent.ru/1/10927 (data obrashhenija: 29.03.2014 g.).

2 Sm.: Sysoev A.M. Podhody k penitenciarnoj deradikalizacii osuzhdennyh za projavlenija religioznogo jekstremizma v stranah Blizhnego Vostoka i Azii // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2014. № 25. S. 83-86.

3 Sm.: http://fsin.rf/news/index.php?ELEMENT_ID=110276 (data obrashhenija: 29.03.2014 g.).

4 Sm.: http://fsin.rf/news/index.php?ELEMENT_ID=110276 (data obrashhenija: 29.03.2014 g.).

5 Sm.: http://fsin.rf/news/index.php?ELEMENT_ID=110276 (data obrashhenija: 29.03.2014). _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.