УДК 32
ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Ештокин А.П.
POLICY OF COUNTERACTION TO EXTREMISM IN THE PLACE OF CONFINEMENT AS PART OF RUSSIAN NATIONAL SECURITY STRATEGY
Eshtokin A.P.
Eshtokin A.P. - Postgraduate Student of the Department of Political Science, State and Municipal Government, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch, Russian Federation, Orel, e-mail: [email protected]
The article analyzes the causes of extremism in prisons; helping to identify the gaps in the crime prevention among prisoners. In identifying the most effective ways to increase the efficiency of combating extremism author refers to a set of measures taken by the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, aimed at preventing the spread of extremism in prisons. The author presents the dynamics of improving mechanisms for countering extremist activity based on a review of the Russian legislation.
Keywords: convicts, extremism, prison system, civil society, combating extremism
Рассмотрение данной темы на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы актуально и обусловлено активизацией деятельности радикальных организаций, их попытками использовать криминальную среду в противоправных целях. Особенно политизирован и эмоционально выражен в обществе религиозный вопрос. Он является неким инструментом для ведения политической, экономической и идеологической борьбы, позволяет дестабилизировать обстановку в стране.
В контексте стоящих перед страной задач терроризм и экстремизм - это зло для любого общества, с которым каждый его член должен вести непримиримую борьбу. Важность решения данной проблемы обусловлена рядом негативных процессов, связанных с распространением в обществе религиозно-экстремистской идеологии.
Экстремизм с точки зрения государства - это те взгляды, убеждения, течения, кото-
рые противоречат общегосударственным, общественно-политическим течениям. Он представляет собой ложно понятую религиозную установку, некую крайность, к которой приходит человек, облекающий свои подчас человеконенавистнические воззрения и устремления в религиозную оболочку.
Перед экстремистами в принципе стоит задача не убить всех людей, а деморализовать население, с тем чтобы вызвать революционную ситуацию, смену власти и в создавшейся неразберихе эту власть захватить.
На сегодняшний день достаточно серьёзной проблемой является ситуация, которая сложилась в местах лишения свободы с лицами, осуждёнными за экстремистскую и террористическую деятельность. Это связано с тем, что они ведут активную пропаганду радикальных идей и взглядов среди других осуждённых, являющихся благодатной почвой для посева в них зёрен экстремизма. Такие люди считают себя незаслуженно
обиженными на государство, мало кто из них удовлетворён приговорами суда. Подобные обстоятельства используются людьми, пытающимися расшатать действующий конституционный строй и государственное устройство Российской Федерации, создать серьёзнейшую угрозу основам государственности России.
В тюремном ведомстве признают, что преступная среда становится благоприятным источником вербовки новых членов радикальных течений. В 2013 году в местах лишения свободы содержалось более 1100 человек, осуждённых за преступления террористического и экстремистского характера1.
На наш взгляд, экстремизм в местах лишения свободы проявляется посредством двух обобщенных групп факторов. Первая группа - это «притягивающие» факторы. Их суть заключается в том, что экстремисты активно привлекают новых последователей путем предоставления им социальной и моральной поддержки внутри исправительных учреждений. Такое неформальное общение предполагает духовное и религиозное наставничество, постепенно принимающее форму радикальной политической идеологии, подталкивающей осуждённых в сторону крайних исламистских воззрений.
Приняв однажды радикальную направленность, экстремистская идеология осуждённых становится всё более устойчивой. Радикально настроенные граждане постепенно дистанцируются от остальных лиц, отбывающих наказание, переходят на чтение запрещённой исламистской литературы. Подобный негативный процесс в значительной степени осложняет функционирование мест принудительного содержания.
В 2013 году сотрудниками пенитенциарного ведомства зарегистрировано 97 фактов изъятия запрещенных на территории Российской Федерации экстремистских материалов, из них в Челябинской области - 15 случаев, в Республике Удмуртия - 13, в Ир-
1 Куликов В. Вербуют в тюрьме // Российская газета. - 2013. - № 6240 (264) - С. 3.
кутской, Тверской, Ульяновской и Рязанской областях - по 4 случая2.
В 2014 году в отношении осуждённого исправительной колонии № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области было возбуждено уголовное дело за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и использование текстов, внесенных в «Федеральный список экстремистских материалов».
Ко второй группе факторов следует отнести «подталкивающие». В то время как экстремисты активно пытаются вербовать новых рекрутов, многие «обычные» осуждённые становятся восприимчивыми к радикальным призывам вследствие их тюремного опыта. Это, с одной стороны, происходит потому, что сама природа тюремной жизни включает в себя чувство одиночества, неопределённости и несчастья, а с другой - люди, отбывающие наказание, объединяются по этнорелигиозной принадлежности. Такие осуждённые выбирают путь фундаментализма не под воздействием угроз, насилия, запугивания или «промывания мозгов», а посредством симпатии и уважения со стороны других заключённых, которые видят в них моральных и духовных наставников, друзей и защитников.
Исследуя стратегии противодействия экстремизму, важно осознавать, что он принимает не только привычную всем форму ислама. На сегодняшний день в места лишения свободы попадают и так называемые православные экстремисты. Это движение существует рядом с православием, его иногда именуют «пароправославное», «па-рахристианское» от словосочетания «параллельно идущее».
Помимо этого в последние годы в исправительные учреждения поступают и осуждённые неоязычники, члены различных радикальных неоязыческих организаций. Это сложный спецконтингент: если к радикальному исламисту мы можем пригласить имама, к радикально православному - свя-
2 Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Проблемы противодействия распространению религиозно-экстремистской идеологии в местах лишения свободы // Человек, преступление и наказание. - 2014 - № 2 (85) - С. 30.
щенника, то кого приглашать к неоязычникам - ответ пока не найден.
Президент Российской Федерации в ноябре 2014 года на расширенном заседании Совета Безопасности России акцентировал внимание на необходимости проведения мер превентивного характера: так, по его мнению, следует «последовательно, глубоко и настойчиво искоренять даже предпосылки» для проявления экстремизма. Подобного рода деятельность не должна ограничиваться лишь деятельностью правоохранительных
органов, в неё следует вовлекать «все уровни власти, систему образования, политические партии, структуры гражданского общества, правозащитные организации и представителей традиционных религий России»3.
Государством постепенно вырабатывается комплекс мер, направленных на профилактику распространения экстремизма, которые обобщены и представлены в таблице 1.
3 Хамраев В., Иванов М., Сергеев Н. Профилактика и свобода // Коммерсантъ. - 2014. - № 211. - С. 1.
Таблица 1 - Комплекс основных мер государства, направленных на противодействие экстремизму
Меры Нормативная правовая база
2001 год
Разработан комплекс мер, направленных на формирование установок толерантного сознания, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе Постановление Правительства РФ от 25.08.2001 № 629 «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе 2001 - 2005 годы»
2002 год
Определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности в России Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
2006 год
В целях обеспечения реализации государственной политики в области противодействия экстремизму, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в противодействии экстремизму, создана Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в РФ Указ Президента РФ от 26.07.2011 № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в РФ»
2012 год
Установлен запрет на работу с детьми для лиц, осуждённых или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления экстремистской направленности Федеральный закон от 01.04.2012 № 27-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса РФ»
Продолжение таблицы 1
2014 год
Ужесточена ответственность за экстремизм ФЗ от 03.02.2014 № 5-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ»
Определены цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед РФ вызовов и угроз Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утверждена Президентом РФ 28.11.2014, Пр-2753)
Рассматривается вопрос об усилении ответственности СМИ за призывы к экстремизму Письмо Правительства Российской Федерации Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации от 18.12. 2014 № 8559П-П39 о внесении проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях
2015
Введены ограничения для лиц, ранее возглавлявших общественное или религиозное объединение, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, создания общественных или религиозных объединений ФЗ РФ от 31.12.2014 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 11.01.2015)
За последние годы произошли серьёзные изменения в деятельности уголовно-исполнительной системы России. Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) апеллировала к силовым структурам, региональным органам власти, религиозным организациям с просьбой оказать помощь в противодействии экстремизму, повышении духовной и нравственной составляющей общества.
Поиск методов противодействия экстремизму в местах лишения свободы осуществляется территориальными органами ФСИН России во взаимодействии с правоохранительными структурами и региональными органами государственной власти и принимает различные формы. Так, в ноябре 2013 года по инициативе пенитенциарного
ведомства состоялась Всероссийская конференция «О мерах по противодействию распространения в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма», по результатам которой была принята резолюция противодействия распространению радикальных идей в местах лишения свободы4.
Имеющийся негативный исторический опыт показывает нам, что государство утратило опыт взаимодействия с религиозными институтами. Долгое время они не были обозначены как некая сила в социальной сфере нашей страны. Вследствие этого назрела необходимость разработки современной концепции отношений государства
4 Данные официального сайта ФСИН России. - URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/news/index.php?ELEMENT_ ID=111459 (Дата обращения: 03.03.2015).
и религиозных организаций5. Использование духовной деятельности представляется принципиально важным аспектом в деле эффективного противодействия экстремизму, вследствие чего требуется повысить уровень религиозного образования как среди осуждённых, так и среди сотрудников пенитенциарной системы.
В данном контексте представляется интересным опыт Республики Татарстан, благодаря которому сотрудники не только пенитенциарного ведомства, но и представители правоохранительной и судебной систем региона получают дополнительное образование по основам ислама. В рамках занятий изучается история возникновения и распространения религиозного верования, его основные источники, обычаи и традиции мусульман6.
Мы можем наблюдать происходящие изменения в государственно-конфессиональном аспекте. Государство постепенно разворачивается к религиозным институтам и пускает религию в общество. Конструктивный диалог между ФСИН России и конфессиями должен послужить хорошим импульсом и внести весомый вклад в политику противодействия экстремизму в местах лишения свободы.
Экстремизм способен расшатать любое, даже самое благополучное общество, дестабилизируя обстановку и сея панику. На пути его распространения необходимо реализовать совокупность мер, которые в местах лишения свободы можно свести к следующим действиям:
1) разработать комплексную целевую программу, направленную на гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений осуждённых, укрепление толерантности внутри пенитенциарных учреждений;
2) создать межведомственную рабочую комиссию, в обязанность которой будет входить
5 Залужный А. Г Государство и религия в России: проблемы взаимодействия [Электронный ресурс] - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/ Gosudarstvo i religiya.pdf - С. 493. - (Дата обращения: 20.12.2014).
6 Ренкова Т Сотрудников российских ФСИН обучат исламу по опыту Татарстана [Электрон-
ный ресурс] - URL: http://rt.rbc.ru/tatarstan_ topnews/19/06/2014/931245.shtml (Дата обращения: 20.12.2014).
непрерывный мониторинг складывающейся оперативной обстановки и скрупулезный анализ причин и условий распространения религиозного экстремизма в местах лишения свободы;
3) активизировать систему получения соответствующей упреждающей информации, необходимой для установления, предупреждения и пресечения проявлений религиозного экстремизма7;
4) проводить комплекс мер оперативного характера;
5) оборудовать места принудительного содержания техническими средствами контроля, позволяющими блокировать сигналы сотовой связи;
6) совершенствовать механизмы взаимодействия ФСИН России с лидерами традиционных конфессий;
7) обеспечивать должный постпенитенциарный контроль за лицами, имеющими отношение к деятельности экстремистских организаций.
Одной из проблем, с которой сталкиваются те, кто стремится найти управленческие способы противодействия экстремистской деятельности, является вопрос о месте содержания подобной категории преступников. Международный опыт выработал два основных направления - либо рассредоточить их по всем учреждениям уголовно-исполнительной системы страны, либо сконцентрировать в одной месте. У обоих вариантов есть как свои преимущества, так и недостатки.
Диспергирование заключённых экстремистской направленности помогает предотвратить формирование группировок отрицательной направленности и снизить возможность для их лидеров поддерживать строгую дисциплину и контроль над другими заключёнными.
С точки зрения распределения ресурсов концентрация данной категории осуждённых в одном месте более выгодна, так как позволяет минимизировать финансовые расходы на поддержание высокого уровня безопасности и проведение профилактической работы.
Депутатами Государственной Думы России от «Общероссийского народного
7 Яворский М.А. Актуальные проблемы пенитенци-арно-религиозных отношений в России // Уголовно-исполнительное право. - 2012. - № 1 - С. 75-79.
фронта» был разработан законопроект, который предусматривает содержание лиц, осуждённых за террористическую и экстремистскую деятельность, отдельно от других заключённых. Согласно данному законопроекту, срок, определённый судом, такие осуждённые будут отбывать в тюрьмах, а не в исправительных колониях8.
Данный вариант, с нашей точки зрения, представляется важным и актуальным ввиду того, что он позволит сократить возможность экстремистской пропаганды и агитации в пенитенциарной системе. В то же время реализовать его в сегодняшних условиях представляется крайне проблематичным из-за отсутствия необходимого количества учреждений тюремного типа в стране.
Только при должном осуществлении положений Концепции развитии уголовно-исполнительной системы до 2020 года такая возможность может представиться и ФСИН России в обозримом будущем сможет отделить подобного рода осуждённых от «общей массы».
В связи с активизацией деятельности течений радикального толка и высокими показателями рецидива среди осуждённых Правительство РФ выступило с инициативой о введении административного надзора за лицами, освободившимися и отбывавшими наказание за распространение религиозно-экстремистской идеологии. Внесённый в Государственную Думу РФ законопроект предполагает запрет для данной категории граждан на посещение массовых мероприятий, выход из квартиры в определённое время суток, ограничивает право передвижения за пределы населённого пункта и др9.
На основании изложенного возможно сделать вывод о том, что хотя пенитенциарная система и предприняла ряд важных ша-
8 Подосенов С. Экстремистов и террористов изолируют от остальных осуждённых // Известия. - 2014. - № 23 (29023). - С. 3.
9 Козлова Н. Присмотрят строго // Российская газета. - 2014. - 05 декабря. - № 6550 (278) - С.6.
гов в направлении борьбы с экстремизмом в местах лишения свободы, на сегодняшний день эти меры оказываются недостаточными, чтобы остановить радикальных исламистов. В пенитенциарном ведомстве ещё нет достаточного понимания природы исламского экстремизма, не выработаны эффективные способы борьбы с ним. Исправительные учреждения, куда поступают такие лица, не получают своевременно упреждающей оперативной информации, а значит, не способны в полной мере подготовиться к их приёму.
Библиография/References
Залужный А.Г. Государство и религия в России: проблемы взаимодействия. - URL: http://www.civisbook.ru/files/File/ Gosudarst-vo i religiya.pdf - С. 493. - (Дата обращения: 20.12.2014).
Ренкова Т. Сотрудников российских ФСИН обучат исламу по опыту Татарстана [Электронный ресурс] - URL: http://rt.rbc.ru/ tatarstan_ topnews/19/06/2014/931245.shtml (Дата обращения: 20.12.2014).
Спасенников Б.А., Цатуров А.В. Проблемы противодействия распространению религиозно-экстремистской идеологии в местах лишения свободы // Человек преступление и наказание. - 2014 - № 2 (85) - С. 30.
Яворский М.А. Актуальные проблемы пенитенциарно-религиозных отношений в России // Уголовно-исполнительное право.
- 2012. - № 1 - С. 75-79.
Zaluzhnyj, A.G., Gosudarstvo i religija v Ros-sii: problemy vzaimodejstvija [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.civisbook. ru/files/File/ Gosudarstvo i religiya.pdf - p. 493.
- (data obrashhenija 20.12.2014). (in Russ)/
Spasennikov, B.A., Caturov ,A.V. (2014) Problemy protivodejstvija rasprostraneniju re-ligioznojekstremistskoj ideologii v mestah lish-enija svobody // Chelovek prestuplenie i naka-zanie. № 2 (85). р. 30. (In Russ.)
Javorskij, M.A., (2012) Aktual'nye problem penitenciarno-religioznyh otnoshenij v Rossii // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. V 1., р. 75-79. (In Russ.)