Научная статья на тему 'Об организации противодействия проявлениям экстремизма в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран'

Об организации противодействия проявлениям экстремизма в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
281
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заключённый / меры противодействия / религиозный экстремизм / экстремистская идеология / места лишения свободы / convicted person / measures of counteraction / religious extremism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тепляков Олег Викторович, Гуркина Татьяна Алексеевна

В статье рассмотрен опыт по противодействию религиозно-политического экстремизма в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тепляков Олег Викторович, Гуркина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the organization of counteraction to manifestations of extremism in penitentiaries of foreign countries

The article considers the experience of combating religious and political extremism in penitentiaries in foreign countries.

Текст научной работы на тему «Об организации противодействия проявлениям экстремизма в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран»

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ) // Текст с изменениями и дополнениями на 20 ноября 2017 г. - М.: Эксмо. 2018. - 286 с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан (Закон РТ от 3 декабря 2009 г. № 564). (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2009 г., с дополнениями и изменениями от 24.02.2017 г., № 1381).

3. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 дек. - № 197.

4. Конституция Республики Таджикистан (6 ноября 1994 г.). (Внесены изменения и дополнения в результате референдума от 26.09.1999 г., 22.06.2003 г.). Конституция Республики Таджикистан. - Душанбе, 2003.

- 86 с. (на тадж., русск. и англ. яз.).

5. Выступление Президента Республики Таджикистан на торжественном собрании, посвященному Дню милиции 10 ноября 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД Республики Таджикистан. -Режим доступа: https://mvd.tj/index.php/ru/novosti-arkhiv/2-uncategoriesed/11240 (дата обращения: 10.11.2017).

6. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : федер. закон Российской Федерации от 15 июля 1995 г. № 103 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/1305540/ (дата обращения: 13.05.2018).

7. О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых и подсудимых : Закон Республики Таджикистан от 28 июня 2011 г. № 720 [Электронный ресурс] // Сайт «Законодательство Республики Таджикистан». - Режим доступа: http://www.adlia.tj/show_doc.fwx?rgn=115169 (дата обращения: 13.05.2018).

8. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания : федер. закон Российской Федерации от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ // СЗ ФЗ. - 2008. - № 24. - Ст. 789.

9. Карев, Д. С., Савгирова, Н. М. Возбуждение и расследование уголовных дел. - М.: Высшая школа, 1967.

- 141 с.

10. Яшин В.Н., Победкин А.В. Возбуждение уголовного дела: Теория, практика, перспективы : учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2002. - 184 с.

11. Рыжаков, А. П. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма: Инфра-М, 2002. - 1021 с.

12. Григорьев, В. Н. Задержание подозреваемого. - М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфор», 1999. - 334 с.

© Одинаев И.А., 2018

УДК 343.8

О.В. Тепляков, Т.А. Гуркина

Об организации противодействия проявлениям экстремизма в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран

On the organization of counteraction to manifestations of extremism in penitentiaries of foreign countries

ТЕПЛЯКОВ, Олег Викторович, доцент кафедры организации кадровой и воспитательной работы, ФКУ ДПО Санкт-Петербургский институт ФСИН России, кандидат политических наук, доцент. Адрес: Россия, 196602, г. С.-Петербург, г. Пушкин, ул. Саперная, 34. E-mail: otvspb@yandex.ru.

TEPLYAKOV, Oleg Viktorovich, St. Petersburg IPKR of the FPS of Russia (St. Petersburg), associate Professor of the Department of personnel and educational work, candidate of political Sciences, associate Professor. Address: Russia, 196602, St. Petersburg, Pushkin, Sapyornaya str., 34/ E-mail: otvspb@yandex.ru

ГУРКИНА, Татьяна Алексеевна, начальник кафедры организации кадровой и воспитательной работы, ФКУ ДПО Санкт-Петербургский институт ФСИН России. Адрес: Россия, 196602, г. С.-Петербург, г. Пушкин, ул. Сапёрная, 34. E-mail: tatiyana.gu@yandex.ru.

GURKINA, Tatyana Alexeyevna, the St. Petersburg IPKR of the FPS of Russia (St. Petersburg), head of the Department of personnel and educational work. Address: Russia, 196602, St. Petersburg, Pushkin, Sapyornaya str., 34. E-mail: tatiyana.gu@yandex.ru.

В статье рассмотрен опыт по противодействию религиозно-политического экстремизма в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран мира.

Ключевые слова: заключённый, меры противодействия, религиозный экстремизм, экстремистская идеология, места лишения свободы.

The article considers the experience of combating religious and political extremism in penitentiaries in foreign countries.

Keywords: convicted person, measures of counteraction, religious extremism.

Сегодня наблюдается активизация экстремистских проявлений в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран. Среди пенитенциарных сотрудников стран «золотого миллиарда» в широкий обиход вошло понятие «priislam» (в переводе с английского означает «тюремный ислам»). Подобный термин обозначает негативные процессы, происходящие в пенитенциарных учреждениях, когда идёт речь о проявлениях исламизма в тюремной среде. Появление тюремных ячеек в местах лишения свободы (далее - МЛС) расшатывают административный режим содержания лиц, находящихся под стражей. Подобные явления очень - серьёзная проблема для тюремных ведомств многих стран мира.

Возникновение «тюремных джамаатов», осуществление вербовки в свои ряды новых последователей исповедующих исламистскую идеологию массово происходило в пенитенциарных учреждениях США, Канады, Австралии, объединённой Европы, странах Средней и Юго-Восточной Азии, а также в других странах. Правоохранительные органы ранее перечисленных стран обеспокоены сложившейся обстановкой, а экстремистские проявления в МЛС - явление относительно новое и недостаточно исследовано за рубежом, чтобы противостоять этому деструктивному явлению (о важности рассматриваемой проблемы свидетельствует прошедшая в июне 2015 г. в Бухаресте (Румыния) конференция директоров и служб пробации государств-членов Совета Европы - «20-th Council of Europe Conference of Directors and Pro Bastion», на которой обсуждались вопросы противодействия радикализации заключённых в пенитенциарных учреждениях».). Экстремисты активно работают в пенитенциарных учреждениях, чтобы привлекать новых последователей, используя следующие методы: социальную поддержку в МЛС; духовное и религиозное наставничество в среде заключённых; пропагандистскую работу среди специального контингента, который восприимчив к радикальным призывам.

Идеологическая работа рассматривается как одна из основных форм экстремистской деятельности, которая в значительной мере является производной от экономического и политического компонентов. Будучи с ними тесно связана, идеологическая работа в то же время выступает как относительно самостоятельный участок. Она способна внести в тюремную среду экстремистскую идеологию и превратить стихийную массу в сознательную структуру, и оказывать деструктивное влияние на поведение уголовно-преступного социума.

Подобная идеологическая пропагандистская работа ведётся исламистами в МЛС бескомпромиссно и непрерывно. Она выступает как фактор постоянного действия с момента возникновения тюремной ячейки в МЛС. Таким образом, идеологически-пропагандистская деятельность выступает как явление закономерное, объективно обусловленное противоположностью интересов уголовно-преступного элемента и тюремной администрации. Представляя собой одну из форм противостояния, она выступает как фактор постоянного действия, как непримиримая борьба противоположно направленных социальных сил по широкому кругу защищаемых ими идей, прежде всего по проблемам перспектив мирового общественного развития, перехода челове-

чества от демократического общества к теократически-феодальному социуму во всемирном масштабе. Эта борьба идёт в специфических условиях, когда наряду с признанием неизбежности противоборства двух систем имеется принцип временного сосуществования, который не ликвидирует коренных различий между общественными системами и, следовательно, не отменяет борьбы идей.

Экстремистская идеология не только выражает интересы определённых социумов, но и служит своему экстремистскому сообществу, защищая его интересы, способствует упрочению его позиций в обществе. Она оказывает активное воздействие на все общественные процессы в политике и духовной жизни и имеет возможности влиять на сознание лиц, находящихся в МЛС. Овладев же их сознанием, тюремная среда превращается в могучую преобразующую силу. К. Маркс в своей работе «К критике гегелевской философии права» указывал, что «... теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» [7, с. 422].

Таким образом, изменённое под воздействием экстремистской идеологии, сознание тюремных масс, реализуясь в практической деятельности, активно проводит влияние на процесс развития деструктивных процессов пенитенциарных учреждений. Поэтому экстремистское сообщество пытается внести и усилить влияние на тюремный социум, превратить стихийное противоборство тюремной среды в сознательную политическую борьбу, чтобы сформировать ядро протестного потенциала, который впоследствии будет использоваться в революционных проявлениях. Эти лица, находящиеся в МЛС, подбирают путь не запугивания, «промывания мозгов» и угроз с целью вовлечения в свои ряды новых соратников, а с помощью оказания помощи другим осуждённым, а также выступления в роли духовных наставников, друзей и защитников.

В докладе Международного центра изучения изучения радикализации и политического насилия отмечается, что в последнее время эмиссары экстремистской группировки «ИГИЛ» (запрещена в России) проявляют интерес к ранее судимым, малоимущим и лицам, находящимся в МЛС.

Проводимые исследования показывают, что эмиссары экстремистских организаций не испытывают трудности в вербовки новых соратников в МЛС, которые готовы воспринимать идеологию экстремизма. Соответственно, криминальные элементы, превратившись в экстремистов, в полном объёме могут использовать в террористической деятельности свой преступный опыт.

Руководитель Международного центра изучения изучения радикализации и политического насилия Питер Ньюман указывает на размытость между организованной преступностью и терроризмом [13].

В международном пенитенциарном сообществе вопрос о месте содержания за экстремистскую деятельность является дискуссионным. Международный опыт недопущения распространения идеологии в МЛС накоплен в двух направлениях: рассредоточение лиц за преступления экстремистской деятельности по МЛС и концентрация лиц, осуждённых за преступления экстремистской направленности, в одном месте.

Последний вариант представляется наиболее выгодным с точки зрения распределения ресурсов, т.к. позволяет минимизировать финансовые расходы на поддержание высокого уровня безопасности и проведение профилактической работы. В то же время чрезмерная концентрация представителей от экстремизма в одном пенитенциарном учреждении чревата опасностью их организованного противостояния администрации тюрьмы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Ознакомление с российской и зарубежной научной литературой позволяет сделать выводы, что тюремная среда благоприятствует распространению экстремистской идеологии.

На подобный процесс влияют следующие внешние причины.

Возрастает количество заключённых, исповедующих ислам, которые в места лишения свободы вносят свой культ и нормы поведения. Подобному процессу способствует нерегулируемая миграция в Европейский Союз (далее - ЕС) из стран Азии и Африки. Соответственно, в тюремную среду вносится идеология исламизма.

Привлекательность идеологии исламизма достигается и путём распространения доступной и понятной экстремистской литературы с враждебным контекстом, обосновывающим постоянное противостояние с другими религиозными конфессиями.

Содержательное наполнение уголовных понятий и тюремного порядка исламистской идеологией и сходство с единой мировоззренческой установкой - это презрение к правоохранительным органам, отрицание государственных устоев, гражданского общества и его ценностей.

Большинство представителей тюремной среды обделены интеллектом. У них отмечается низкий светский и религиозный уровень образования или же оно полностью отсутствует.

Нельзя сбрасывать со счетов также оправдание преступлений, совершаемыми исламистами в отношении лиц, не придерживающихся их взглядов, которое имеет идеологическую поддержку, основанную на искажённых интерпретациях исламистских догм, манипуляциях с текстами Корана и священных преданий Сунны. Для этого отдельные цитаты и выдержки вырываются из контекста священных книг ислама, что позволяет в тюремном обществе лицам, не отягощённым интеллектом, сформировать соответствующие взгляды на те или иные общественно-политические, культурные и религиозные события и явления. Соответственно, у исламистских адептов формируется искажённое мировоззрение о смысле и содержании ценностей и принципов традиционного ислама.

В международном сообществе отсутствуют международные и национальные критерии определения уровня радикализации тюремной среды. Подобный подход связан с отсутствием общих международных понятий радикализма, экстремизма и терроризма. Сложившийся понятийный кризис, связанный с этим деструктивным феноменом, приводит к отсутствию возможностей у пенитенциарных сотрудников осуществлять идентификацию и выявление лиц, ведущих экстремистскую деятельность в МЛС. Сложившаяся ситуация создаёт широкие воз-

можности для пропаганды и развития экстремизма и способствует увеличению сторонников исламистов.

В пенитенциарных учреждениях многих стран Европы возникают проблемы с идентификацией экстремистов, т.е. не всегда тюремный персонал обращает внимание на татуировки, имеющихся на теле лиц, находящихся под стражей, которые могут указывать на их принадлежность к определённому экстремистскому направлению.

Соответственно, помимо внешних причин, на распространение экстремистской идеологии в МЛС влияют и внутренние причины, к которым следует отнести следующие.

Отсутствие трудовой занятости, образовательного процесса и спортивно-культурного досуга. Западноевропейская демократия распространяется и на МЛС. В странах ЕС половина лиц, находящихся в изоляции, не обеспечены работой, а в Испании и Канаде нормативно запрещено привлекать заключённых к работе.

Во многих пенитенциарных учреждениях ЕС и стран Американского и Азиатского континентов в тюремной среде имеют место избиения, унижения и пытки.

Проблема доступа в тюрьмы капелланов, представляющих конфессиональные меньшинства, и недостаток официальных мусульманских духовных наставников и священнослужителей. В тюрьмах большинства европейских стран право на проведение религиозных обрядов имеют преимущественно католические священники; институт мусульманских священников в тюремных учреждениях большинства европейских государств должного развития не получил. Так, в деятельности пенитенциарной системы Франции принимают участие всего 169 мусульманских священников (по сравнению с 655 католических и 317 протестантских священников) [16].

А, например, в Кыргызстане проповеди в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, проводят сами лица, находящиеся под стражей и являющиеся адептами неправительственных религиозно-политических организаций.

Пенитенциарная практика зарубежных стран показывает, что персонал тюремных служб пренебрегает правами заключённых на вероисповедание. Представители религиозных меньшинств подвергаются дискриминации, а мусульмане воспринимаются сотрудниками тюремных ведомств как экстремисты.

Неограниченные возможности экстремистских миссионеров осуществлять пропаганду экстремистской идеологии в МЛС. Например, неправительственная религиозно-политическая организация (далее - НРПО) «Таблиги Джамаат» (запрещённая во всех государствах - членах СНГ, кроме Кыргызстана) активно проводит проповеди среди лиц, находящихся в исправительных учреждениях этой страны.

В тюрьмах Великобритании на радикализацию заключённых среди прочих факторов существенное влияние оказывают проповеди радикальных имамов и распространение в местах лишения свободы религиозной литературы джихадистского толка [17]. Важной проблемой в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран являются многочисленные факты массового распространения экстремистских материалов (в США, странах ЕС, Азии и Африки).

Тюремный персонал этих стран не в состоянии противостоять распространению запрещённых пропагандистских материалов экстремистского характера в МЛС.

Переполненность МЛС за рубежом даёт возможность свободно общаться заключённым. Во Франции, по данным AFP, в пенитенциарных учреждениях сложилась кризисная ситуация, в июле 2018 г. на 58311 мест в 188 тюрьмах содержится 69375 заключённых [8].

Отсутствие необходимого количества сотрудников тюремных ведомств, обладающих знанием и навыками, которые способствуют выявлению среди заключённых адептов неправительственных религиозно-политических организаций (далее - НРПО). Так, во Франции один такой сотрудник приходится на 2000 заключённых.

Аналогичное положение наблюдается и в других странах Европы. Анализ зарубежного опыта подготовки специалистов для работы в пенитенциарной системе показал, что с недавних пор получило широкое распространение специализированная «углублённая» подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений для работы с заключёнными за преступления экстремистской направленности и террористического характера. Так, в США специализированные курсы организуются ФБТ совместно с Федеральным бюро расследований при поддержке Агентства национальной безопасности для персонала тюрем штатов и федеральных тюрем; в Германии - пенитенциарная служба при проведении обучения работников тюрем в этом направлении тесно взаимодействует с Федеральным ведомством по охране Конституции. Причём имеют место попытки унификации программ обучения работников пенитенциарной системы европейских стран в данном направлении. Так, с 2010 г. странами ЕС реализуется проект «Сокращение влияния радикализации на заключённых», одной из главных целей которой является обучение персонала системы уголовного правосудия этих стран для работы с радикальными правонарушителями [5, с. 55-56].

Адепты НРПО в тюремной среде осуществляют финансовую и духовную поддержку и физическую защиту заключённым с одним условиям - что они принимают идеологию исламизма и становятся их сторонниками.

Однако в странах ЕС, США отсутствует эффективная государственная система мер идеологического и информационного противодействия распространению экстремистской идеологии в МЛС. Меры антиэкстремистского характера в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран носят только локальный характер (в пределах отдельных пенитенциарных учреждений).

В рамках противодействия распространению экстремистской идеологии в МЛС стран ЕС распространение получили следующие профилактические мероприятия: изоляция носителей экстремистских идей от основной массы заключённых и осуществление психологической и информационно-разъяснительной работы среди, лиц находящихся в пенитенциарных учреждениях.

В большинстве тюремных систем мира практикуется частичная или полная изоляция террористов от остальной части тюремного населения.

Органы, исполняющие наказание, во многих странах мира прибегают к специальным тюрьмам закрытого типа для заключённых террористов. Наиболее известной тюрьмой для террористов является Гуантанамо на Кубе, которую США используют для содержания 149 заключённых (на 2014 г.), лишённых множества прав и свобод, и где они могут содержаться неограниченное время. Сроки и время содержания заключённых определяет администрация тюрьмы и военные руководители; заключённые содержатся здесь которые содержатся с нарушением прав человека и подвергаются различным пыткам и издевательствам [1].

Среди первоочередных мер противодействия распространению в пенитенциарных учреждениях радикального ислама следует отметить проведение в ряде стран ЕС экспериментов по изоляции радикальных исламистов в специальные отделения, что, по мнению властей, поможет избежать их негативного воздействия на других заключённых. Например, во Франции каждое такое отделение рассчитано на 20 заключённых.

Процедура изоляции осуществляется лишь в отношении лиц, осуждённых за терроризм, и с того момента, как у них выявились признаки радикализации. Для таких лиц установлен особый режим содержания в одиночных камерах, которые подвергаются систематическим обыскам. Также этих заключённых часто переводят из одной камеры в другую, не давая тем самым завязать с кем-то близкие контакты. В случае положительных результатов эксперимента данные меры будут распространены на все места заключения страны [10, с. 65].

Пенитенциарная система Бельгии имеет два изолированных участка на 20 экстремистов-заключённых. В одной из тюрем бельгийской провинции Валлонский Брабант в 2016 г. открыли специальный корпус для исламистов (вместимость 4 человека).

При французских тюрьмах «Осни» и «Лилль-ннейен» были созданы отделения для экстремистов. Перед этим в качестве эксперимента подобный блок был создан при крупнейшей тюрьме «Фресен», где в каждом отделении содержится 20 человек в камерах-одиночках с целью исключить контакты с заключёнными других блоков.

На первоначальном этапе подобное заключение на протяжении трёх-шести месяцев сопровождается тщательным мониторингом поведения заключённых, с которыми психологи проводят беседы. Беседы об опасности исламизма проводятся индивидуально и коллективно с целью предоставления слова заключённым [3].

Подобная сложная ситуация складывается с исламистами, отбывающими наказание в тюрьмах Великобритании. Для улучшения ситуации в тюрьмах туманного Альбиона комиссией по борьбе с экстремизмом при Министерстве юстиции Великобритании была разработана программа противодействия экстремизму, включающая в себя достижения теологии и психологии. Проект включает три основных элемента:

- первый предусматривает усиление безопасности и обмен разведывательной информацией между тюремной службой, полицией и контрразведкой МИ-5 в рамках идентификации наиболее опасных миссионеров-исламистов. После выявления рекру-

тов - пропагандистов исламизма их можно изолировать, перевести в другую тюрьму или подвергнуть иным санкциям;

- второй рассматривает участие тюремных имамов и священнослужителей других конфессий в структурированной теологической в пропагандистской борьбе против экстремистской идеологии. Священнослужители проводят с заключёнными религиозные семинары, а имамы читают проповеди во время пятничного намаза, с использованием священных текстов разбирают и опровергают псевдорелигиозность исламизма;

- третий предоставляет возможности психологам осуществлять психологические интервенции, когда индивидуально с осуждёнными экстремистами (исламистами) рассматривают их убеждения или предубеждения. На данном этапе психологи составляют индивидуальный портрет заключённого с целью определить, на какой стадии зомбирования находится исследуемый, а также проводят оценку по следующим позициям: причина вступления человека в экстремистское движение, кем он является (радикалом, ультра-радикалистом или террористом), чему он обучен (пропагандист, исполнитель террористических актов и т.д.).

Как приложение к этой программе был разработан тест для заключённых под названием ERG 22+ (Extremism Risk Guidance - руководство по оценке риска экстремизма, а цифра 22 означает примерное число факторов, по которым производится оценка). Этот экспериментальный проект реализовывался под Кембриджем в пенитенциарном учреждении строгого режима, где содержится около 90 исламистов, что составляет 35 % от всех заключённых тюрьмы. С этими исламистами работают психологи, пытающиеся изменить их мировоззрение.

Также в феврале 2016 г. во властных структурах Великобритании рассматривался вопрос о создании общей тюрьмы для осуждённых исламистов. Подобная инициатива не была одобрена представителями тюремной администрации по причине противоречия 50-летнему опыту распределения особо опасных преступников по 8 основным тюрьмам. Правительство Великобритании пошло на компромисс: было принято решение о создании 8 тюрем категории «повышенной охраны» (The High Securiti Estate, HSE), т.е. «тюрьма внутри тюрьмы». В эти внутренние изолированные помещения камерного типа помешаются особо опасные преступники, в т.ч. исламисты-экстремисты, чтобы они не могли оказывать влияние на осуждённых, содержащихся в обычных тюрьмах.

Несмотря на активное противодействие проявлениям экстремизма в пенитенциарных учреждениях Великобритании, специалисты королевского тюремного ведомства делают неутешительные выводы, что гуманитарная политика «уважения религиозных чувств» заключённых отрицательно сказывается на антиэкстремистской деятельности в МЛС, т.е. не допускает минимизировать распространение исламистской идеологии в пенитенциарных учреждениях Великобритании. Для эффективного противодействия проникновению экстремизма в МЛС эксперты тюремного ведомства предложили следующее:

- проводить обучение тюремного персонала по религиозным вопросам;

- при тюремном ведомстве сформировать консультативный совет по вопросам противодействия экстремизму в тюрьмах;

- обучить тюремных работников выявлять экстремистскую литературу, взаимодействовать со священнослужителями;

- изолировать активных заключённых-экстремистов от общей тюремной массы и в отношении их проводить программу дерадикализации;

- проводить активное наблюдение за осуждёнными с использованием спецтехники;

- осуществлять мониторинг распространения экстремистской идеологии с выявлением пропагандистов и последующим их наказания;

- активно привлекать имамов к участию во время пятничных молитв, а также к проведению занятий и индивидуальным контактам с заключёнными;

- применять наиболее эффективные санкции к нарушителям режима, разрешать только индивидуальные молитвы в камерах без участия в коллективном намазе.

В ЕС в качестве контрпропаганды экстремистским религиозным идеям среди заключённых используются проповеди духовных наставников (в частности, штатных тюремных капелланов) и образовательные программы, направленные на повышение религиозной грамотности и транслирующие умеренные интерпретации ислама.

Использование образовательных программ среди заключённых, находящихся в группе риска радикализации, служит одновременно нескольким целям. С одной стороны, образование знакомит их с культурой и традициями европейской страны, в которой они оказались, с другой - обеспечивает их необходимыми (профессиональными, языковыми и т.д.) знаниями и навыками для получения возможности трудоустройства после освобождения. При этом информацию о религиозных вопросах предлагается давать вместе с общей информацией в виде тонкого подтекста, чтобы не вызвать отторжения и неприятия. Большие надежды относительно противодействия экстремистским религиозным доктринам возлагаются на духовных наставников, работающих в тюрьмах.

Вместе с тем деятельность тюремных имамов в Европе и США вызывает множество нареканий. Нередки случаи, когда они сами становятся распространителями экстремистских идей среди мусульманских заключённых в тюрьмах [4, с. 227-230].

Большого успеха в борьбе с экстремизмом достигла Саудовская Аравия, где впервые была создана специальная программа по реабилитации преступников, обвинённых в экстремизме и терроризме. Основной отличительной чертой этой программы является то, что экстремисты рассматриваются не просто как люди, совершившие преступление, а как идеологически больные, которых зомбировали экстремистскими идеями. В рамках этой программы заключённые экстремисты не помещаются в общие тюрьмы, где они могли бы заразить других своими идеями и взглядами. Для них созданы специальные реабилитационные центры, где они находятся под строгим контролем. В этих центрах мусульманские учёные объясняют ошибочность экстремистских взглядов. В результате реализации данной програм-

мы многие экстремисты оставили свои воззрения, а распространение экстремизма в Саудовской Аравии сильно замедлилось. Многие страны и международные организации, в частности, Совет безопасности ООН, высоко оценили деятельность данной программы, призвав все страны мира применять подобные методы борьбы с экстремизмом в пенитенциарных учреждениях [18].

Опыт разработки долгосрочных программ по социальной реабилитации исламских фундаменталистов, в реализацию которых (программ. - Авт.) вовлечены религиозные деятели, психологи, социальные работники, имеется и в ряде других арабских государств (Йемене, Египте, Ираке). Программами предусматривается строительство центров реабилитации радикалов. После выхода из этих центров бывшим боевикам оказывается помощь в получении образования, решении жилищных и бытовых проблем [9, с. 13].

Также довольно кризисная ситуация, связанная с деятельностью экстремистских организаций, сложилась в Пакистане. Наибольший пик террористических угроз приходится на середину 2000-х гг., когда государство задумалось об искоренении основных источников проявления экстремизма. В настоящее время в этой стране реализуется шесть программ по дерадикализации исламизма: The sabaoon Center for Rehabilitation Mishal, Sparley, Raston, Pythom and Helia.

По своей сути это образовательные программы для заключённых, призванные решать социальные проблемы. Программы имеют модули формального образования, корректирующего религиозного образования, профессионально-технической подготовки, включающие занятия с семьёй.

Для обучения формируются группы, исходя из уровня вовлеченности заключённых в экстремистскую деятельность, со сроком обучения от шести до двенадцати месяцев. По данным пакистанского тюремного ведомства удалось вернуть к мирной жизни более 2,5 тыс. боевиков «Талибан» [14].

В других странах в целях реабилитации заключённых за экстремизм сочетают групповой и индивидуальный подход. Например, в пенитенциарных учреждениях Северной Ирландии особое внимание уделяют образованию и профессиональной подготовке таких заключённых с оказанием помощи членам их семей. Активно в этом процессе участвуют

общественные организации и бывшие осуждённые за экстремизм, вставшие на путь исправления.

Подобный подход успешно применяется в ФРГ, программа имеющая название «Exit Deutschland», используется при процессе перевоспитания праворадикальных экстремистов и исламистов. Однако, несмотря на позитивную эффективность данной программы (рецидив составляет около 3 %), она недостаточно финансируется федеральными властями и реализуется за счёт энтузиастов [15].

Не остаётся в стороне от подобных программ реабилитации заключённых-экстремистов и Королевство Швеция. В августе 2015 г. правительство Швеции опубликовало отчёт о мерах по противодействию проявлениям насильственного экстремизма и разработке превентивных инициатив и методов борьбы с ними [12]. В МЛС Швеции выделяют два основных направления работы по выявлению лиц, склонных к радикализму. Первое связано с теми, кто изначально, ещё до заключения в тюрьму, являлся носителем радикальных идей. Второе - работа с заключёнными, которые находятся в зоне риска и могут попасть под влияние исламистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевым аспектом в деятельности по установлению потенциально опасных заключённых является сбор информации обо всех заключённых, вновь поступивших в тюремные учреждения (анализ уголовного прошлого, судебных приговоров, обмен информацией с другими правоохранительными органами и др.). Помимо установления степени радикализации заключённых широко используются специальные воспитательные программы. В основу программы дерадикализации положена так называемая «система динамической безопасности», заключающаяся в постоянном и непрерывном наблюдении персоналом тюрем за поведением «клиентов» - заключённых. Неотъемлемой составляющей такой работы является тщательный контроль за любыми контактами заключённых с внешним миром: письмами, телефонными переговорами, встречами с посетителями и т.д.

Таким образом, в пенитенциарных системах зарубежных стран сложился определённый опыт противодействия проявлениям экстремизма в местах лишения свободы, который может быть исследован с последующим внедрением выявленных позитивных мероприятий в деятельность исправительных учреждений ФСИН России.

Список литературы

1. Алехова, А. Тюрьмы - идеальная среда для вербовки террористов [Электронный ресурс] // Сайт «365т&»>. - Режим доступа: https://365info.kz/2016/07/tyurmy-idealnaya-sreda-dlya-verbovki-terroristov/ (дата обращения: 24.06.2018).

2. Асыл, К. Практика антитеррористического воспитания в учреждениях уголовно-исправительной системы // Информационный бюллетень Антитеррористического центра. - 2008. - № 2 (9). - С. 62-64.

3. В тюрьмах Франции начали действовать два отделения для содержания радикальных исламистов [Электронный ресурс] // Сайт ТАСС «Международная панорама». - Режим доступа: http://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/2613866/ (дата обращения: 23.06.2018).

4. Желтое, А. А. Профилактика религиозного экстремизма в пенитенциарных системах и странах Западной Европы и США // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : мат-лы Межд. научн.-практ. межведомств. конф. / под общ. ред. А.А. Вотинова. - Самара, 2016. -С. 227-230.

5. Крымов, А. А. О некоторых направлениях совершенствования подготовки кадров для органов и учреждений исполнения наказаний при реализации системы противодействия экстремизму // О мерах по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма : сб. мат-лов Всеросс. конф. 21 ноября 2013 г. - М.; УСПВРО ФСИН России, 2014. - С. 55-56.

6. Магда, С. Н. Назначение и исполнение наказания в отношении лиц, осуждённых за террористическую и экстремистскую деятельность : монография. - Астана, 2008. - 256 с.

7. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. - Т. 1.

8. Степанова, Е. Франции некуда сажать террористов [Электронный ресурс] // Сайт «За рубежом». -Режим доступа: http://www.zarubejom.ru/frantsii_nekuda_sazhat_terroristov/ (дата обращения: 20.06.2018).

9. О мерах по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма : сб. мат-лов Всеросс. конф. 21 ноября 2013 г. - М.; УСПВРО ФСИН России, 2014.

10. Франция: изоляция радикальных исламистов / пер. А. Пархоменко // Преступление и наказание. -2015. - № 6.

11. Яворский, М. А. Актуальные проблемы пенитенциарно-религиозных отношений в России // Уголовно-исполнительное право. - 2012. - № 1. - С. 75-79.

12. Actions to Make Society More Resilient to Violent Extremism // Government Communication 2014/15:144. - URL: http://actions-to-make-society-more-resilient-to-violent-extremism-2014-15-144.pdf (дата обращения: 21.06.2018).

13. Criminal Pasts, Terrorist Futures: European Jihadists and the New Crime-Terror Nexus // http://icsr.info/ wpcontent/uploads/2016/10/ICSR-Report-Criminal-Pasts-Terrorist-Futures-European-Jihadists (дата обращения: 20.06.2018).

14. Deradicalization Programming in Pakistan [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.usip.org/ sites/default/files/PB193-Deradicalization-Programming-in-Pakistan.pdf/ (дата обращения: 21.06.2018).

15. EXIT-Deutschland [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.exit-deutschland.de (дата обращения: 21.06.2018).

16. Khosrokhavar, Farhad. Radicalisation, Editions de la Maison des sciences de l'homme, - 2015, - 191 p. [Электронный ресурс] // URL: http://www.centresevres (дата обращения: 22.06.2018).

17. Beckford, James A. «Prisons et religions en Europe». - Archives de sciences sociales des religions [En ligne], 153 | janvier-mars 2011, mis en ligne le 29 novembre 2013, consulté le 10 janvier 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://assr.revues.org/22712; DOI : 10.4000/assr.22712. (дата обращения: 22.06.2018).

18. В тюрьмах усиливают борьбу с религиозным экстремизмом [Электронный ресурс] // Сайт «Sunna Press». - URL: http://sunna.press/article/v-tjurmah-usilivajut-borbu-s-religioznym- ekstremizmom.

© Тепляков О.В., Гуркина Т.А., 2018

УДК 343.357

С.Ю. Чимаров

Практика работы английской полиции по соблюдению прав человека в процессе аудиоинтервью с подозреваемыми лицами

The practice of a British police in human rights observance in the process of audio interview with the suspects

ЧИМАРОВ, Сергей Юрьевич, профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор исторических наук, профессор. Адрес: Россия, 198515, Санкт-Петербург, Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 17. Тел.: 8 (812) 745-82-21 E-mail: serg120756@gmail.com.

CHIMAROV, Sergei Yurevich, Professor of Department of personnel management and educational work of Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal A airs of the Russia, Doctor of Historical Sciences, Professor . Address: Russia, 198515, Saint-Petersburg, Strelna, Sankt-Peterburgskoye shosse, 17. Ph.: +7 (812) 745-82-21 E-mail: serg120756@gmail.com.

В статье проводится анализ зарубежного опыта производства звуковой записи процесса допроса подозреваемых лиц и правовой основы практических действий полиции Англии по организации указанной звуковой записи. Особое внимание обращается на соблюдение в ходе допроса прав человека.

Ключевые слова: аудиозапись, допрос, интервью, собеседование, полиция, права человека.

The article provides an analysis of the foreign experience in the production of sound recording of the process of suspects' interrogation and the legal basis of practical actions of the police of England on the organization of the sound recording. Particular attention is drawn to the observance of human rights during the interrogation.

Keywords: audio recording, interrogation, interview, conversation, police, human rights.

Реализуя законодательно закреплённую в п. 1 ст. 1 Федерального закона «О полиции» № З-ФЗ от 7 февраля 2011 г. миссию по защите прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граж-

дан, лиц без гражданства, российская полиция использует достижения науки и техники, современных технологий и информационных систем, что корреспондирует п. 3 ст. 11 отмеченного Федерального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.