Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джашеев Т.И., Урусова А.М.

В статье изучена проблема обеспечения социально-психологической готовности педагога к работе в условиях цифровой образовательной среды. Прослеживается роль социально-профессионального взаимодействия в системе «преподаватель-студент» в формировании готовности студентов-психологов к психолого-педагогической деятельности. Выявлены достоинства и недостатки цифровой среды. Обозначены факторы, способствующие повышению эффективности учебного процесса с помощью внедрения цифровых технологий. Раскрывается влияние этической позиции и профессионального поведения педагога на социально-психологические установки студентов. Представлены различные формы и методы педагогической деятельности по развитию цифровой компетентности и мобильности педагога в современных условиях. Результаты проведенного исследования расширяют представления практических психологов о специфике влияния профессиональной компетентности на формирование этической позиции преподавателя, динамике его профессионализации в условиях цифровой образовательной среды, обуславливающих особенности проявления профессиональной самоактуализации у современных педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джашеев Т.И., Урусова А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF A TEACHER TO WORK IN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article studies the role of socio-professional interaction in the "teacher-student" system in shaping the readiness of psychology students for psychological and pedagogical activities. The advantages and disadvantages of the digital environment are revealed. The factors that contribute to improving the efficiency of the educational process through the introduction of digital technologies are indicated. The influence of the ethical position and professional behavior of the teacher on the socio-psychological attitudes of students is revealed. Various forms and methods of pedagogical activity for the development of digital competence and mobility of the teacher in modern conditions are presented.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Психологические науки

УДК 159.9

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Теймураз Исламович Джашеев, аспирант, Асият Муссаевна Урусова, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск

Аннотация

В статье изучена проблема обеспечения социально-психологической готовности педагога к работе в условиях цифровой образовательной среды. Прослеживается роль социально-профессионального взаимодействия в системе «преподаватель-студент» в формировании готовности студентов-психологов к психолого-педагогической деятельности. Выявлены достоинства и недостатки цифровой среды. Обозначены факторы, способствующие повышению эффективности учебного процесса с помощью внедрения цифровых технологий. Раскрывается влияние этической позиции и профессионального поведения педагога на социально-психологические установки студентов. Представлены различные формы и методы педагогической деятельности по развитию цифровой компетентности и мобильности педагога в современных условиях. Результаты проведенного исследования расширяют представления практических психологов о специфике влияния профессиональной компетентности на формирование этической позиции преподавателя, динамике его профессионализации в условиях цифровой образовательной среды, обуславливающих особенности проявления профессиональной самоактуализации у современных педагогов.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, цифровая образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная самоактуализация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p571-575

ON THE QUESTION OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF A TEACHER TO WORK IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Taimuraz Islamovich Dzhasheev, the post-graduate student, Asiyat Mussaevna Urusova, the

docent, Umar Aliev Karachay-Cherkessia State University, Karachaevsk

Abstract

The article studies the role of socio-professional interaction in the "teacher-student" system in shaping the readiness of psychology students for psychological and pedagogical activities. The advantages and disadvantages of the digital environment are revealed. The factors that contribute to improving the efficiency of the educational process through the introduction of digital technologies are indicated. The influence of the ethical position and professional behavior of the teacher on the socio-psychological attitudes of students is revealed. Various forms and methods of pedagogical activity for the development of digital competence and mobility of the teacher in modern conditions are presented.

Keywords: professional competence, digital educational environment, information and communication technologies, professional self-actualization.

ВВЕДЕНИЕ

Реалии образовательной системы России сегодня диктуют необходимость широкого внедрения информационных технологий: создаются новые платформы электронного обучения, предлагаются различные онлайн-средства и методические инструменты. Неожиданно мы оказались вовлечены в новую образовательную среду, в которой цифровые технологии являются не столько инструментом взаимодействия в системе «педагог-обучающийся», сколько формируют новую образовательную среду, в которой увеличиваются возможности образовательного процесса [2]. Так, она содействует не только построению индивидуальной системы занятий, но и обучению в удобное время и в комфортном

месте; позволяет создавать отдельные образовательные траектории, способствующие эффективному раскрытию внутреннего творческого потенциала обучающегося.

Система электронного обучения, существующая сейчас и в стационарном, и в дистанционном параметрах, претерпевает различные трансформации и соответственно, специфические проблемы: особенности организации учебного процесса, налаживание общей терминологической системы, диапазон применения практического инструментария, методические приемы, необходимость создания психолого-педагогической концепции онлайн-обучения, на основе которой впоследствии возможна разработка отдельной цифровой среды с позиции системного подхода [1, 3].

Практика дистанционного обучения вскрыла целый пласт проблем и рисков, связанных со спецификой построения межличностной коммуникации как в системе «преподаватель-студент», так и в системе «Студент-студент». Поскольку при внедрении цифровой образовательной среды акцент, как правило, ставится на технологическую составляющую процесса обучения и вкупе с нею на организацию процесса образования, то в тени остается, на наш взгляд, самый важный аспект - специфика коммуникации. Часто наблюдается несоответствие педагогической составляющей и предлагаемых электронных материалов, вследствие этого не в полной мере реализуются как дидактические принципы, так и образовательные возможности системы электронного обучения [1, 4]. Новые технологии цифровой образовательной среды должны быть внутри системы познания и соответствовать ей. Цифровая дидактика покажет свою жизнеспособность, если современные педагоги и практические психологи будут применять наряду с психолого-педагогическим проектированием процесса обучения интерфейс внутри цифровой образовательной технологии.

Современным выпускникам гуманитарных вузов необходимо не только ориентироваться в системе психолого-педагогического проектирования и сопровождения цифровых образовательных программ, но и уметь формировать технологичную цифровую образовательную среду. В процессе профессиональной подготовки педагогов в современных реалиях цифровой образовательной среды следует учитывать приоритет педагогической составляющей над технологической, поскольку именно психолого-педагогический базис позволит максимально раскрыть основные принципы дидактики и усвоить методику организации образовательного процесса. На такой крепкой основе становится возможной интеграция информационно-коммуникационных технологий и цифрового инструментария: современные модели педагогического дизайна, проектирование образовательных программ, текущий и итоговый контроль эффективности процесса образования.

Стремительное развитие информационных и образовательных технологий находит отражение в технологическом параметре цифровой образовательной среды.

Развитие профессиональной компетентности современных педагогов и психологов, которые формируют индивидуальный стиль педагогической деятельности в условиях циф-ровизации образования, требует трансформации и системы методического психолого-педагогического сопровождения: специфика программ стажировок, применение цифровых технологий при подготовке и организации образовательных проектов и научно-практических конференций различного уровня, внедрение цифровых учебно-методических комплексов, создание курсов повышения квалификации в области профессиональной деятельности в условиях цифровой образовательной среды, приобретение навыков цифровой коммуникации. Цифровая компетентность педагога включает как готовность эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, так и способности в области системного проектирования и управления данными. Обеспечение непрерывного методического сопровождения педагога позволяет своевременно реализовать актуальные аспекты профессиональной деятельности, включая диагностику насущных проблем и альтернативные варианты их решения.

Современные цифровые ресурсы при умелом использовании в педагогическом процессе способствуют интеграции педагога и обучающихся в цифровую образовательную

среду, в которой педагог играет ключевую роль: критически мыслит, налаживает межличностную коммуникацию, владеет различными образовательными технологиями, проектирует и внедряет цифровые образовательные ресурсы. Основная задача современного педагога - формировать нравственно-ориентированную личность с научным мировоззрением.

Современные информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать в качестве методического инструмента, который расширяет горизонты образовательного процесса, одновременно помогая создать систему профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов [1]. Преподаватели - главное звено в создании и развитии информационного социума, поскольку именно они в процессе организации учебно-профессиональной деятельности студентов формируют комплементарные и профессиональные цифровые навыки: поиск, анализ и синтез информации, ее интерпретация.

Система организации образовательного процесса в современном вузе предусматривает необходимость освоения студентами навыков работы с информационными технологиями сначала в учебно-профессиональной деятельности, а впоследствии и в профессиональной деятельности; что возможно только при наличии непрерывного методического сопровождения преподавателей и параллельно педагогического самообразования как преподавателей, так и студентов. Преподаватель высшей школы, помимо этого, должен разрабатывать содержание электронных учебно-методических материалов: платформ, программ, учебных и учебно-методических пособий.

Новые цифровые информационно-коммуникативные технологии, внедрившись в высшую школу, изменили и дополнили профессиональные требования к умениям и навыкам преподавателя: информационно-коммуникативная активность, информационная грамотность, раскрытие творческого потенциала в процессе решения проблемных ситуаций и задач, профессиональная мобильность, цифровые навыки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Профессиональная компетентность преподавателя - фундаментальная структура, включающая следующие функции: учебно-профессиональная, методическая, научно-исследовательская, воспитательная и управленческая функции. Следовательно, уровень профессиональной компетентности современного преподавателя вуза тесно взаимосвязан с его личностными особенностями, содействующими или препятствующими осуществлению педагогической, научной и воспитательной деятельности. Личностные качества являются базисом, а поскольку система «преподаватель - студент» представляет собой отражение нравственно-ориентированных качеств преподавателя, представление культуры поведения, то этическая позиция и профессиональное поведение педагога влияют на социально-психологические установки студентов, трансформируют осмысление ими информационно-образовательной среды, устанавливают индивидуальные мотивы поведения в ее рамках, реализуя воспитательную функцию. Действительно, образовательный процесс в вузе можно рассматривать и в качестве «последовательного развития творческих личностей и профессионалов своего дела» [3, С. 37].

Психолого-педагогическое невежество преподавателя в результате не только отрицательно влияет на успешность учебно-профессиональной деятельности студентов по его предмету, но и ведет к нежеланию учиться в этом вузе, образовательная среда вуза оценивается ими также негативно. Эту проблему можно решить следующим образом: наладить системный административный контроль, ввести систему наставничества и обмена опытом, повышение квалификации преподавателя.

Факторы, способствующие повышению эффективности учебного процесса с помощью внедрения цифровых технологий:

- уникальность и инновационный потенциал информационно-коммуникационных технологий;

- организация администрацией вуза технической базы для применения цифровых технологий;

- «субъективный фактор позитивного отклика преподавателей вуза на внедрение информационно-коммуникационных технологий» в учебном процессе [4, C. 92].

Достоинствами применения цифровых технологий в организации образовательного процесса являются:

- возможность применения цифровых технологий в качестве дополнительного учебно-методического средства для динамичного проведения учебного занятия;

- доступность учебно-методических материалов на информационно-образовательном портале университета;

- преимущество представления учебной информации в формате аудио- или видеозаписи;

- расширение адаптивных возможностей и раскрытие творческого потенциала преподавателей к новым условиям профессиональной деятельности.

Недостатки цифровой среды:

- размывание границ между личным и профессиональным пространством и временем;

- технологизация контроля научной деятельности преподавателей вуза;

- опасения преподавателей в отношении использования информационно-коммуникативных технологий в качестве основного средства обучения.

ВЫВОДЫ

Цифровая образовательная среда вуза в современных условиях - начальная фаза интеграции различных информационных технологий в учебный процесс. Профессиональная роль педагога в образовательном процессе с применением цифровых технологий остается ключевой и актуальной, поскольку личностные и профессионально-важные качества преподавателя: профессиональная самоактуализация, саморазвитие, цифровая компетентность, мобильность - подтверждают его высокий профессионализм и способствуют повышению эффективности образовательного процесса в целом. Основными факторами, обеспечивающими интенсификацию преподавания в условиях цифровой образовательной среды, являются техническая база вуза, готовность профессорско-преподавательского состава и студентов к работе в новых условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галимуллина Э.З. Компонентный состав цифровой образовательной среды педагога / Э.З. Галимуллина // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - №4. - С. 69-74.

2. Еремкина О.В. Развитие профессионально-важных качеств будущего педагога для успешной профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде / О.В. Еремкина // Психолого-педагогический поиск. - 2022. - № 3 (63). - С. 119-128.

3. Костикова Н.А. Предпосылки подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде / Н.А. Костикова // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2. - С. 35-39.

4. Остыловская О.А. Подготовка педагогов цифровой образовательной среды в системе высшего профессионального образования / О.А. Остыловская, М.М. Манушкина, А.А. Ерошина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-1. - С. 91-94.

REFERENCES

1. Galimullina, E.Z. (2022), "Component composition of the teacher's digital educational environment", Modern problems of science and education, No. 4, рр. 69-74.

2. Eremkina, O.V. (2022), "Development of professionally important qualities of a future teacher for successful professional activity in a digital educational environment", Psychological and pedagogical research, Vol. 63, No. 3, рр. 119-128.

3. Kostikova, N.A. (2019), "Prerequisites for the preparation of future teachers for the organization of communicative activity in an electronic educational environment", Modern problems of science and education, No. 2, рр. 35-39.

4. Ostylovskaya, O. A., Manushkina, M.M. and Eroshina ,A.A. (2022), "Training of teachers of the digital educational environment in the system of higher professional education", Problems of modern pedagogical education, Vol. 75, No. 1, рр. 91-94.

Контактная информация: tima0607@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2023

УДК. 159.9.075:796

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ-

СТУДЕНТОВ

Оксана Валериевна Дмух, кандидат педагогических наук, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Елена Адамовна Земба, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева, Красноярск; Александр Юрьевич Осипов, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск

Аннотация

Актуальные литературные данные свидетельствуют о существенном риске развития негативных психологических состояний у студентов-спортсменов. В статье представлен анализ актуальных научных данных по противодействию рискам возникновения психологических стрессов у спортсменов-студентов. Данные были собраны в базах хранения научной информации: Web of Science Core Collection, Scopus (Elsevier), PubMed. Анализ показал, что тренеры должны активно использовать в общении со спортсменами стратегии позитивного общения и поддержки, и мобильные онлайн-плат-формы в качестве площадок для общения.

Ключевые слова: спортсмены-студенты, поиск научных знаний, обзор литературы, тренировочная деятельность, стратегии поддержки, онлайн-платформы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p575-579

SEARCH FOR EFFECTIVE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL STRATEGIES FOR INTERPERSONAL INTERACTION BETWEEN COACHES AND STUDENT-

ATHLETES

Oksana Valerievna Dmukh, the candidate of pedagogical sciences, Siberian Federal University, Krasnoyarsk; Elena Adamovna Zemba, the docent, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk; Alexander Yurievich Osipov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, Krasnoyarsk

Abstract

Current literature data indicate a significant risk of developing negative psychological conditions in student-athletes. The article presents analysis of current scientific data on countering the risks of psychological stress in student-athletes. The data were collected in scientific information storage databases: Web of Science Core Collection, Scopus (Elsevier), PubMed. The analysis showed that coaches should actively use positive communication and support strategies in communicating with athletes, and mobile online-platforms as platforms for communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.