Дополнительное профессиональное образование как ресурс развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного и начального общего образования в условиях цифровой среды
Яковлева Галина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра развития дошкольного образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: [email protected]
Скрипова Надежда Евгеньевна,
доктор педагогических наук, доцент, кафедра начального образования, ГБУ ВПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» E-mail: [email protected]
Авторами представлена система дополнительного профессионального образования в аспекте развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного и начального общего образования в условиях цифровой образовательной среды. На основе содержательного наполнения дефиниций «цифровая среда», «ИКТ-компетентность», «общепользовательская компетентность», «общепедагогическая компетентность», «предметно-педагогическая компетентность» описываются возможности дополнительных профессиональных программ в формировании профессиональной компетентности педагогов для организации работы в цифровой среде. Авторами определены условия подготовки педагогов дошкольного и начального общего образования к работе в цифровой среде в рамках курсов повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования. Выделены и описаны основные направления в деятельности системы дополнительного профессионального образования в аспекте обеспечения готовности педагогов к работе в цифровой образовательной среде: обеспечение мобильности дополнительного профессионального образования в современных условиях цифровизации образования; содержание дополнительных профессиональных программ, ориентированное на работу педагогов в цифровой среде; внедрение лучших практик цифровизации дополнительного профессионального образования при учёте соответствующих рисков; обеспечение продвижения программных продуктов учреждения дополнительного профессионального образования через организацию открытого цифрового пространства.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы, цифровая образовательная среда, профессиональная компетентность педагогов, ИКТ-компетентность, цифровые технологии процесса образования, цифровые образовательные ресурсы.
о с
U
см см о см со
В условиях интенсивно развивающейся цифровой экономики формируется необходимость изменения содержания дополнительного профессионального образования педагогических кадров, в том числе педагогов дошкольных образовательных учреждений и начального общего образования.
В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» в качестве необходимых умений определены ИКТ-ком-петентности, такие как: общепользовательская, общепедагогическая, предметно-педагогическая [5]. В этой связи процесс реализации дополнительных профессиональных программ предполагает учёт обозначенных компетенций в аспекте развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного и начального общего образования в условиях цифровой образовательной среды.
Средствами совершенствования, развития профессиональной компетентности педагогов в сфере дополнительного профессионального образования являются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации. В реалиях сегодняшнего дня - это компетентности, связанные с работой в цифровой образовательной среде.
С целью понимания данной современной позиции мы первоначально остановимся на рассмотрении основополагающей дефиниции «цифровая образовательная среда».
Современная цифровая образовательная среда - это часть информационного пространства. Первичным к данному понятию является дефиниция «образовательная среда». Анализ научных источников позволяет нам сделать вывод о существовании нескольких моделей образовательной среды: эколого-личностная, коммуникативно-ориентированная модель, антрополого-психоло-гическая модель, экопсихологическая модель [2].
Однако содержательный анализ данных понятий показывает, что они выстраиваются в зоне общего образования, но практически не учитывают цифровую составляющую.
На наш взгляд, цифровая образовательная среда - это открытость и совокупность информационных систем и их контента, которые предназначены для решения разнообразных задач образовательного процесса.
Ряд авторов рассматривают цифровую образовательную среду в качестве результата трансфор-
мации процесса образования в условиях информатизации.
Рассмотрим условия подготовки педагогов дошкольного и начального общего образования к работе в цифровой среде в рамках курсов повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования.
Одним из условий является отбор содержания дополнительных профессиональных программ. Каждая дополнительная профессиональная программа направлена на решение актуальных целей и задач. В нашем случае - на обеспечение готовности педагогов к работе в цифровой среде.
В целях реализации данного условия необходимо развитие информационно-образовательной среды самого учреждения. В образовательном процессе в учреждении дополнительного профессионального образования обеспечиваются возможности для проведения онлайн и дистанционного обучения, в библиотеке создается доступ к online ресурсам, электронным базам данных по каждой дисциплине (модулю) дополнительных профессиональных программ, формируется фонд электронных изданий для работы слушателей. Развивается практика разработки и использования в образовательном процессе востребованных педагогами цифровых образовательных и информационно-методических ресурсов. Что, в свою очередь, позволяет качественно реализовать дополнительные профессиональные программы в очно-заочной и заочной формах обучения с использованием ресурсов онлайн сервисов и системы дистанционного обучения Moodle (версия 1.9).
Следующим условием является направленность дополнительных профессиональных программ на развитие всех составляющих ИКТ-ком-петентности: общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической.
Развитие общепользовательской компетентности в рамках курсов повышения квалификации включает в себя обучение педагогов видео и аудио- фиксации процессов обучения, ввод данных через клавиатуру, мультимедийную и мультика-нальную коммуникацию, поиск информации в интернете и работу с базами данных.
Развитие общепедагогической составляющей включает в себя обучение педагогов организации синхронного и асинхронного дистанционного консультирования обучающихся в период ограничений в условиях пандемии, организацию деятельности учащихся в открытом контролируемом информационном пространстве, комплексную подготовку и организацию выступлений (онлайн-семинаров и вебинаров по актуальным проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся), обсуждений в рамках интернет-форумов созданной методической продукции для организации образовательного процесса: авторских образовательных программ, методических рекомендаций; консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде [4].
Наиболее востребованными информационно-методическими ресурсами в рамках развития общепедагогической компетентности педагогов являются модельные региональные основные образовательные программы дошкольного и начального общего образования, созданные в ГБУ ДПО ЧИППКРО. Уникальность предлагаемых модельных основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования состоит в том, что они раскрывают технологию проектирования основных образовательных программ (ООП), в том числе адаптированных, с учетом особенностей региона и самой образовательной организации. Модельные основные образовательные программы дошкольного и начального общего образования представляют собой интернет-ресурс, включающий структурные компоненты основной образовательной программы, методические рекомендации и репозиторий лучших практик. Организация работы с интернет-ресурсом модельной основной образовательной программы обеспечивает развитие общепедагогической ИКТ-компетент-ности педагогов.
Содержание дополнительных профессиональных программ для развития предметно-педагогической компетентности может включать в себя: организацию экспериментов в виртуальных лабораториях и с использованием виртуальных стендов [1], получение и накопление исходных числовых данных через системы автоматического считывания с цифровых датчиков, владение информацией о доступе к качественным информационным источникам по своему предмету, использование цифровых технологий визуального воспроизведения информации.
Система совершенствования предметно-педагогической ИКТ-компетентности включает в себя также организацию работы педагогов с электронными версиями рабочих программ, создание электронных обучающих развивающих программ для воспитанников и обучающихся, презентаций для организации педагогических мероприятий с детьми дошкольного возраста и учебных уроков в начальной школе.
В целях обеспечения готовности педагогов дошкольного и начального общего образования к работе в цифровой среде деятельность учреждения дополнительного профессионального образования не просто должна быть приведена в систему. Она должна соответствовать современным реалиям развития российского образования, техническим возможностям обеспечения образовательного процесса, должна обеспечить высокий качественный уровень содержания и технологий дополнительных профессиональных программ, разработанных в формате цифровых образовательных ресурсов на основе их уникальных возможностей: мультимедийности, моделирования, интерактивности, коммуникативности, производительности [3].
Основными направлениями в деятельности системы дополнительного профессионального обра-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
зования в аспекте обеспечения готовности педагогов к работе в цифровой образовательной среде, на наш взгляд, являются:
• обеспечение мобильности дополнительного профессионального образования в современных условиях цифровизации образования;
• совершенствование профессиональной компетентности научно-педагогических работников в части разработки и реализации дополнительных профессиональных программ в формате цифровых образовательных ресурсов,
• внедрение лучших практик цифровизации дополнительного профессионального образования при учёте соответствующих рисков;
• обеспечение продвижения продуктов учреждения дополнительного профессионального образования через организацию открытого цифрового пространства (Виртуальный методический кабинет, сайты кафедр и отделов с вкладками «Научные и методические продукты»). Таким образом, условиями развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного и начального общего образования в условиях цифровой среды в учреждении дополнительного профессионального образования являются:
• развитие информационно-образовательной среды самого учреждения дополнительного профессионального образования,
• направленность содержания дополнительных профессиональных программ на формирование /совершенствование составляющих ИКТ-компетентности: общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической.
Литература
1. Абдрахманова, Г.И. Информационное общество: востребованность информационно-коммуникационных технологий населением России / Г.И. Абдрахманова. - М.: НИУ ВШЭ, 2015. С. 72.
2. Жигалова О.П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества //Ученые записки Забайкальского государственного университета.2019. Т. 14.
3. Клочкова E.H., Садовникова Н.А. Трансформация образования в условиях цифровиза-ции. Открытое образование. 2019;23(4):13-22. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22
4. Носкова Т.Н. Сетевая образовательная коммуникация: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 178 с.
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N544h (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF PRESCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION IN A DIGITAL ENVIRONMENT
Yakovleva G.V., Skripova N.E.
Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators
The authors present a system of further professional education in the aspect of developing the professional competence of teachers of preschool and primary general education in a digital educational environment. Based on the meaningful content of the definitions "digital environment," "ICT competence," "general user competence," "general pedagogical competence," "subject-pedagogical competence" describe the possibilities of additional professional programs in the formation of professional competence of teachers to organize work in the digital environment.
The authors determined the conditions for training teachers of preschool and primary general education to work in the digital environment as part of advanced training courses at the institution of further professional education.
The main directions in the activities of the system of further professional education in the aspect of ensuring the readiness of teachers to work in the digital educational environment are highlighted and described: ensuring the mobility of further professional education in modern conditions of digitalization of education; content of additional professional programs focused on the work of teachers in the digital environment; introduction of the best practices for digi-talization of additional vocational education, taking into account the relevant risks; promotion of software products of the institution of additional vocational education through the organization of an open digital space.
Keywords: additional vocational education, additional professional programs, digital educational environment, professional competence of teachers, ICT competency, digital technologies of the education process, digital educational resources.
References
1. Abdrakhmanova, G.I. Information Society: the demand for information and communication technologies by the population of Russia/G.I. Abdrakhmanova. - M.: HSE, 2015. S. 72.
2. Zhigalova O.P. Formation of educational environment in conditions of digital transformation of society//Scientific notes of Trans-Baikal State University 2019. T.14.
3. Klochkova E.N., Sadovnikova N.A. Transformation of education in digitalization. Open education. 2019;23(4):13-22. https://doi. org/10.21686/1818-4243-2019-4-13-22
4. Noskova T.N. Network educational communication: Monograph. St. Petersburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2011. 178 p.
5. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 18.10.2013 N544n (ed. 05.08.2016) "On approval of the professional standard" Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (teacher, teacher).
o с
u
CM CO