Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асмаковец Елена Сергеевна, Циркина Екатерина Александровна

Цифровая образовательная среда - новая реальность, в которой все элементы системы образования взаимодействуют с помощью новых педагогических цифровых инструментов и технологий. Основными условиями реализации цифровой трансформации системы образования являются технологические (наличие компьютерного оборудования и доступа в интернет) информационно-методические (цифровой контент и технологии обучения в онлайн-режиме) и кадровое (компетенции учителей, преподавателей) обеспечение и психологическая готовность всех участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся и др.). По мнению авторов статьи, обеспечение психологической готовности студентов к обучению в цифровой образовательной среде является приоритетным. Разработанная ими модель психологической готовности студентов к обучению в цифровой образовательной среде рассматривается как целостное, интегрированное образование, включающее в себя взаимосвязанные компоненты: индивидные (темпераментальные) и личностные (мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, эмоциональные, регуляторные и операциональные). Основными факторами, влияющими на психологическую готовность студентов к обучению, являются цифровая среда, предполагающая наличие информационных ресурсов и технических средств, и личность преподавателя, обладающего цифровыми компетенциями, навыками применения технологий обучения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асмаковец Елена Сергеевна, Циркина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS TO STUDY IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The digital educational environment is a new reality in which all elements of the education system interact with the help of new pedagogical digital tools and technologies. The main conditions for the implementation of the digital transformation of the education system are technological (availability of computer equipment and Internet access) information and methodological (digital content and online learning technologies) and personnel (competence of teachers, teachers) support and psychological readiness of all participants in educational relations (teachers, students, etc.). According to the authors of the article ensuring the psychological readiness of students to study in a digital educational environment is a priority. The model of psychological readiness of students to study in a digital educational environment developed by them is considered as a holistic, integrated education, including interrelated components: individual (temperamental) and personal (motivational, intellectual, communicative, emotional, regulatory and operational) components. The main factors affecting the psychological readiness of students to study are the digital environment, which assumes the availability of information resources and technical means, and the personality of the teacher with digital competencies, learning technologies and interaction with participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Асмаковец, Е. С. Психологическая готовность студентов к обучению в цифровой образовательной среде / Е. С. Асмаковец, Е. А. Циркина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN622.pdf

For citation:

Asmakovets E.S., Tsirkina E.A. Psychological readiness of students to study in a digital educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 43PSMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Асмаковец Елена Сергеевна

ФГАОУ ВО «Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского», Омск, Россия

Доцент кафедры «Общей и социальной психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: asmakovec_alena@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7646-9444 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=263522

Циркина Екатерина Александровна

ФГАОУ ВО «Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского», Омск, Россия

Аспирант E-mail: tsirkina@mail.ru

Психологическая готовность студентов к обучению в цифровой образовательной среде

Аннотация. Цифровая образовательная среда — новая реальность, в которой все элементы системы образования взаимодействуют с помощью новых педагогических цифровых инструментов и технологий. Основными условиями реализации цифровой трансформации системы образования являются технологические (наличие компьютерного оборудования и доступа в интернет) информационно-методические (цифровой контент и технологии обучения в онлайн-режиме) и кадровое (компетенции учителей, преподавателей) обеспечение и психологическая готовность всех участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся и др.). По мнению авторов статьи, обеспечение психологической готовности студентов к обучению в цифровой образовательной среде является приоритетным. Разработанная ими модель психологической готовности студентов к обучению в цифровой образовательной среде рассматривается как целостное, интегрированное образование, включающее в себя взаимосвязанные компоненты: индивидные (темпераментальные) и личностные (мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, эмоциональные, регуляторные и операциональные). Основными факторами, влияющими на психологическую готовность студентов к обучению, являются цифровая среда, предполагающая наличие информационных ресурсов и технических средств, и личность преподавателя, обладающего цифровыми компетенциями, навыками применения технологий обучения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: цифровизация образования; цифровая образовательная среда; психологическая готовность студентов к обучению в цифровой образовательной среде

Введение

Современные цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Они активно развиваются и применяются во всех сферах функционирования общества (экономической, социальной, политической, духовной). События последних лет, происходящие в мире, связанные с пандемией, подтвердили значимость цифровых технологий, в частности, в сфере производства, продаж, услуг, коммуникаций, обучения и т. д.

В период самоизоляции на всех уровнях образования обучение велось в дистанционном формате. Университеты, колледжи, школы, детские сады, организации дополнительного образования в той или иной степени оказались готовы или смогли при определенных усилиях настроиться на процесс передачи информации, знаний в цифровой среде. Учебный процесс в основном удалось сохранить, но возникли серьезные проблемы, связанные в первую очередь с технологическими (наличие компьютерного оборудования и доступа в интернет) информационно-методическим (цифровой контент и технологии обучения в онлайн-режиме) и кадровым (компетенции учителей, преподавателей) обеспечением и психологической готовностью всех участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся, родителей)1.

И это, несмотря на то, что в России программа цифровизации образования стала активно развиваться в 2016 г., задолго до появления пандемии. Старт данной программы начался с проекта «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках данного проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности2. Под цифровой образовательной средой, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года», понимается совокупность методов, форм и средств обучения, необходимые для подготовки высококвалифицированных кадров, имеющими цифровую грамотность и компетентность в цифровой среде3.

Пандемия ускорила выполнение проекта по цифровизации образования, как на уровне школ, так и на уровне университетского образования. Результатом этого ускорения стало техническое внедрение и усовершенствование системы дистанционного обучения посредством развития цифровой образовательной среды в вузе. В 2019 г. был запущен Национальный проект «Образование 2019-2024», который направлен на повышение качества и конкурентоспособности российского образования4. Пандемия, ускорив процесс цифровизации образования, показала быструю адаптацию преподавателей и учащихся к дистанционному

1 Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства. М.: Алекс, 2021. 390 с.

2 Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 13.09.2022).

3 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 15.09.2022).

4 Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 27.10.2022).

Страница 2 из 8

Результаты и их обсуждение

43PSMN622

обучению, гибкость приобретаемых цифровых навыков и компетенций. В тоже время, она показала психологическую неготовность к данной модели образования как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей; отсутствие мотивационных механизмов к дистанционному обучению в молодежной среде; отсутствие понимания специфики тотальной цифровизации образования со стороны преподавателей [1].

Согласно Программе фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы) в центре внимания психологических и когнитивных наук должно находиться «взаимодействие человека и высоких технологий, в том числе — исследования психологических закономерностей взаимодействия человека с системами искусственного интеллекта и робототехникой, поиск возможностей повышения эффективности традиционных и дистанционных образовательных технологий в условиях цифровой трансформации»5. В перечень приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований направления «Науки и образование» входят: «тенденции и закономерности развития современного ребенка в условиях цифрового общества; социализация в информационном пространстве мультикультурного общества; проблемы, перспективы и минимизация исков развития образования в России в условиях использования цифровых технологий»6.

Заданный вектор развития цифровой образовательной среды вскрыл ряд проблем, стоящих перед системой высшего образования в России, и показал пути их решения: технологический (обеспечение компьютерным оборудованием и доступом в интернет) информационно-методический (создание и развитие цифрового контента, разработка технологий обучения в онлайн-режиме), кадровый (формирование и развитие компетенций учителей и преподавателей), а главное — обеспечение психологической готовности всех участников образовательных отношений (педагогов, обучающихся и т. д.).

Студенты вуза, как и обучающиеся других образовательных учреждений, являются субъектами образовательного процесса, т. е. активными его участниками, поэтому обеспечение психологической готовности студентов к обучению в цифровой образовательной среде является приоритетным.

Изучая психологическую готовность к обучению студентов в вузе, многие авторы рассматривают ее в рамках психологической готовности к деятельности7'8'9 [2-4 и др.].

Например, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович выделяют три компонента психологической готовности: мотивационный (характеризуется потребностью в успешной профессиональной деятельности, удовлетворение интересов); волевой (умение управлять своими действиями); операциональный (использование различных способов для достижения результатов, наличие необходимых умений и навыков) [5].

5 Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы). С. 83. URL: http://www.ras.ru/scientificactivitv/planrf.aspx (дата обращения: 15.09.2022).

6 Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы). С. 94-97. URL: http://www.ras.ru/scientificactivity/planrf.aspx (дата обращения: 15.09.2022).

7 Кусакина С.Н. Готовность к обучению в ВУЗе как психологический феномен: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 22 с.

8 Пуни А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте. Избранные лекции. Л.: ГДОИФК, 1973. 31 с.

9 Согалаев В.В. Педагогические условия формирования готовности курсантов вуза к воспитательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1997. 173 с.

Страница 3 из 8

43PSMN622

Схожие компоненты психологической готовности представлены в работах других авторов. В каждой из них авторы обязательно выделяют мотивационный и волевой компоненты10,11 [3; 6-8 и др.]; деятельностный, поведенческий и когнитивный компоненты чаще представлены более «узкими» понятиями, например, ориентационный, операциональный, информационный10,11 [6; 7]; есть модели, в которых авторы акцентируют внимание на оценочном/рефлексивном10 [6; 7]; эмоциональном [3; 8] или коммуникативном компонентах [8]. Как мы видим, авторы представленных моделей психологической готовности личности выделяют компоненты готовности ориентируясь только на структуру деятельности (например, мотивы, цель, средства, действия, результат, оценка), ее непосредственном осуществлении (навыках, умениях, способах, необходимых для успешности деятельности). При этом недостаточно рассматриваются личностные особенности, которые отражают индивидуальную специфику готовности.

Авторы, описывающие психологическую готовность к обучению в вузе, выделяют такие ее компоненты: идентификация, антиципирующее самоопределение (видение себя в будущем), особенности ценностных ориентаций, способность к регуляции саморегуляции, зрелость волевых процессов, наличие необходимого уровня знаний, сформированность специфичных для учебной деятельности студентов навыков и умений [2]; описывая готовность как симптомокомплекс черт личности (воля, направленность интеллектуальных процессов, наблюдательность, воображение, стенические эмоции, гибкое внимание, саморегуляция).12

Несмотря на выделение в моделях психологической готовности студентов к обучению в вузе специфических компонентов, связанных с учебной деятельностью, авторы не никоим образом не учитывают индивидуальные особенности личности (темпераментальные и характерологические).

В тоже время, О.А. Михайленко и М.Н. Ерохина отмечают, что цифровая образовательная среда должна быть ориентирована на адаптирование системы образования к индивидуальным особенностям студентов, автоматически подстраиваясь под их личностные особенности, посредством создания условий для продуктивной работы [9], что подтверждает наш вывод о важности учета индивидного компонента (первичные и вторичные свойства человека как индивида) психологической готовности студентов к обучению в цифровой образовательной среде.

Таким образом, модель психологической готовности к обучению в цифровой образовательной среде должна основываться не только на деятельностном, но и личностном подходе, учитывающем биологическое и социальное в структуре личности [10; 11].

При разработке модели мы опирались на структуру личности А.Н. Леонтьева [10], и выделили индивидные компоненты (темпераментальные — вторичные свойства индивида, проявляющиеся в темпераменте и задатках), которые составляют основу психологической готовности личности и определяют ее индивидуальные особенности, и личностные (мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, эмоциональные, регуляторные и операциональные).

10 Согалаев В.В. Педагогические условия формирования готовности курсантов вуза к воспитательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1997. 173 с.

11 Печерская С.А. Теоретико-методологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. Сочи, 2007. 40 с.

12 Пуни А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте. Избранные лекции. Л.: ГДОИФК, 1973. 31 с.

Страница 4 из 8

43PSMN622

В тоже время, психологическая готовность студентов к обучению в цифровой образовательной среде зависит от ряда факторов, основными среди которых являются цифровая среда, предполагающая наличие информационных ресурсов и технических средств, и личность преподавателя, обладающего цифровыми компетенциями, технологиями обучения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Создание цифровой образовательной среды невозможно без информационных ресурсов и технических средств. Информационные ресурсы включают широкий перечень материалов, которые используются в обучении: сайты, порталы, образовательные платформы, электронные учебники, электронные библиотеки, средства телекоммуникации, социальные сети. Технические средства связаны с материальным оснащением, наличием компьютеров, проекторов, доступа к Интернету. Стоит отметить, что без технических средств невозможно использовать информационные ресурсы, а при наличии технических средств, но при отсутствии информационных ресурсов невозможно организовать процесс обучения.

Личность преподавателя имеет не меньшее значение для психологической готовности студентов к обучению в цифровой образовательной среде, нежели сама цифровая образовательная среда. Именно от преподавателя, его компетенций, в частности, базовых цифровых компетенций (способность уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии, основанная на непрерывном овладении знаниями, умениями, мотивацией, ответственностью (поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента и пр.13), его владения современными образовательными технологиями зависит успешность обучения в цифровой образовательной среде.

Помимо компетенций преподавателей и владения ими современными образовательными технологиями, на психологическую готовность студентов к обучению в цифровой образовательной среде оказывает влияние и организация взаимодействия преподавателя со студентами.

Как отмечают Л.Н. Макарова и М.В. Старцев, субъекты образовательного процесса не всегда удовлетворены результатом взаимодействия друг с другом. Одна из важных причин этого — в существенных различиях ценностных ориентаций преподавателей и студентов: преподавателям, как правило, более важна деятельностная сторона взаимодействия, а студенты больше обращают внимание на характер общения и взаимоотношений с преподавателем. При этом преподаватели основное внимание в совершенствовании стиля взаимодействия уделяют деятельностным компонентам, оставляя без должного развития важные для студентов компоненты общения и взаимоотношений, такие как доверие, доброжелательность, сопричастность, терпимость, умение выслушать, диалогичность [12].

В тоже время, характер взаимоотношений в современном вузе во многом зависит от ряда условий: традиций вуза; характера ориентированности педагогического коллектива (прежде всего, имеется в виду, какая направленность у большинства преподавателей — на студента или на себя?); от личностных и профессиональных качеств преподавателей; от индивидуальных особенностей студентов, сформированности их культуры [13].

В идеале, отношения между всеми участниками образовательного процесса в современном вузе должны быть равноправными, основанными на гуманистических принципах взаимоуважения и взаиморазвития преподавателей и студентов. Ценность для любой

13 Базовые цифровые компетенции. URL: https://hr.cdto.ranepa.ru/2-4-bazovye-cifrovye-kompetencii (дата обращения: 12.10.2022).

образовательной организации представляет умение работать в команде, соблюдать интересы вуза и поддерживать имидж образовательной организации в целом и каждого участника образовательного процесса в честности [14; 15]. Т. е. эффективность взаимодействия в системе «преподаватель — студент» зависит от сознательности и активности участников образовательного процесса, что, в свою очередь, обусловливается их ценностным отношением к результатам взаимодействия, интересом к способам и содержанию деятельности.

Заключение

Таким образом, психологическая готовность студентов к обучению в цифровой образовательной среде рассматривается нами как целостное, интегрированное образование, включающее в себя взаимосвязанные компоненты: индивидные (темпераментальные) и личностные (мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, эмоциональные, регуляторные и операциональные) компоненты. Основными факторами, влияющими на психологической готовности студентов к обучению, являются цифровая среда, предполагающая наличие информационных ресурсов и технических средств, и личность преподавателя, обладающего цифровыми компетенциями, технологиями обучения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Плужникова Н.Н. Цифровизация образования в период пандемии: социальные вызовы и риски // Logos et Praxis. 2021. Т. 20, № 1. С. 15-22.

2. Ахтамьянова И.И. Когнитивная готовность к обучению в вузе как условие формирования субъектной позиции студента // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 1. С. 55-73.

3. Сулима Т.В., Куценко Л.А. Психолого-педагогические условия формирования готовности к профессиональному самовоспитанию // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3. С.129-134.

4. Тулебаева Е.Н., Мерсиянова А.П. Готовность выпускников школ к самостоятельной работе как определяющему виду учебной деятельности в вузе // Вестник Казахстанско-Американского Свободного Университета. Выпуск: Образовательные технологии. 2007. № 1. С. 162-169.

5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн.: БГУ, 1976. 176 с.

6. Колесов В.И. Формирование готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности (теоретический аспект) // Человек: преступление и наказание. 2009. № 3(66). С. 52-55.

7. Плешакова О.В. Теоретические аспекты психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работников // Извести ПГПУ: общественные науки. 2006. № 2(6). С.141-145.

8. Яковлев Б.П. Формирование личностной готовности учащихся к профильному обучению // Педагогическое образование и наука. 2010. № 11. С. 26-29.

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

Михайленко О.А., Ерохина М.Н. Реализация адаптивных возможностей цифрового видео в информационно-коммуникационной образовательной среде вуза // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. 2011. № 4(49). С. 136-139.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1975. 281 с.

Платонов К.К. Структура и развитие личности. — 1-е изд., М.: Наука, 1986. 224 с.

Макарова Л.Н., Старцева М.В. Проблемные зоны взаимодействия преподавателей и студентов // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 5. С. 210-216.

Шибаев В.П., Шибаева Л.М. Эффективные формы взаимодействия преподавателя и студентов в условиях современного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4(71). С. 313-314.

Бадахова И.Т. Организация эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в условиях образовательного пространства вуза // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6(67). С. 371-372.

Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентноспособности вуза // Научные исследования и образование. 2015. № 1(19). С. 230-232.

Asmakovets Elena Sergeevna

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia E-mail: asmakovec_alena@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7646-9444 RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=263522

Tsirkina Ekaterina Aleksandrovna

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia E-mail: tsirkina@mail.ru

Psychological readiness of students to study in a digital educational environment

Abstract. The digital educational environment is a new reality in which all elements of the education system interact with the help of new pedagogical digital tools and technologies. The main conditions for the implementation of the digital transformation of the education system are technological (availability of computer equipment and Internet access) information and methodological (digital content and online learning technologies) and personnel (competence of teachers, teachers) support and psychological readiness of all participants in educational relations (teachers, students, etc.). According to the authors of the article ensuring the psychological readiness of students to study in a digital educational environment is a priority. The model of psychological readiness of students to study in a digital educational environment developed by them is considered as a holistic, integrated education, including interrelated components: individual (temperamental) and personal (motivational, intellectual, communicative, emotional, regulatory and operational) components. The main factors affecting the psychological readiness of students to study are the digital environment, which assumes the availability of information resources and technical means, and the personality of the teacher with digital competencies, learning technologies and interaction with participants in the educational process.

Keywords: digitalization of education; digital educational environment; psychological readiness of students to study in a digital educational environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.