Научная статья на тему 'К вопросу о психодиагностическом потенциале рисуночных методик в исследовании индивидуально-психологических особенностей личности'

К вопросу о психодиагностическом потенциале рисуночных методик в исследовании индивидуально-психологических особенностей личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
639
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / РИСУНОК / РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трошина Елена Сергеевна

В статье представлен обзор научно-теоретических положений, раскрывающих актуальность графических методов в практической психодиагностике. Описывается история графического изображения, рассматриваются особенности психологического анализа рисунка, приводятся данные о наиболее известных и успешно зарекомендовавших себя на практике рисуночных методиках. Проведенный обзор позволяет сделать вывод о высоком психодиагностическом потенциале данных методик в исследовании индивидуально-психологических особенностей личности, выделить направления для их дальнейшего развития и совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психодиагностическом потенциале рисуночных методик в исследовании индивидуально-психологических особенностей личности»

К ВОПРОСУ О ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ

РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК В ИССЛЕДОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ЛИЧНОСТИ Трошина Е.С.

Трошина Елена Сергеевна - аспирант, кафедра общей и специальной педагогики, Частное образовательное учреждение высшего образования Институт специальной педагогики и психологии, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье представлен обзор научно-теоретических положений, раскрывающих актуальность графических методов в практической психодиагностике. Описывается история графического изображения, рассматриваются особенности психологического анализа рисунка, приводятся данные о наиболее известных и успешно зарекомендовавших себя на практике рисуночных методиках. Проведенный обзор позволяет сделать вывод о высоком психодиагностическом потенциале данных методик в исследовании индивидуально -психологических особенностей личности, выделить направления для их дальнейшего развития и совершенствования.

Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности,

психодиагностический потенциал, личность, рисунок, рисуночные методики.

Актуальность практической психодиагностики обусловлена ее значительной ролью в различных сферах человеческой деятельности, а также широким распространением в работе психотерапевтов, психологов, педагогов и социальных работников. За сравнительно недолгую историю графических методов, применяемых с целью исследования индивидуально-психологических особенностей человека, было разработано множество специальных приемов и процедур, вошедших в число классических диагностических средств [7]. Наиболее известны следующие: «Рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман, В. Хьюлс, А.И. Захаров, Е.С. Романова); «Автопортрет», субтест «Человек» (Р. Бернс, К. Маховер, Е.С. Романова); «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич, Е.С. Романова); «Рисунок человека» (Ф. Гудинаф); тест «Дерево» (К. Кох); тест «Дом-дерево-человек» (Д. Бук) и др.

Рисунок - это изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний). Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, по назначению, техники и характеру исполнения [6, с. 39].

Следует подчеркнуть, что история графического изображения не только как средство передачи информации, но и как способ самовыражения личности, неотделима от истории человечества. Именно благодаря дошедшим до нас рисункам, мы можем говорить о чувствах людей, живших тысячелетия назад [4, с. 5]. Таким образом, абстрактный рисунок, как древняя форма творческого произведения, способен раскрыть психические характеристики человека. Как уже было сказано выше, изобразительная деятельность отражает эмоции и чувства человека. Однако, рисунок как продукт психической деятельности начал вызывать интерес ученых лишь в прошлом столетии. Длительное время исследователи собирали материалы о рисунке, опытные заключения, производили интерпретацию полученных результатов — огромный труд, направленный на формирование умения распознавать личностные качества и переживания человека [4].

По замечанию А.Л. Венгер [2], рисунок, как графическая форма, предполагает отсутствие жестких ограничений на письменную речь (тексты), представленных в стандартных правилах написания буквенных и иных символов, поэтому в данном

виде деятельности заключен значительный объем информации об индивидуально-психологических особенностях личности.

Так, О.Ф. Потемкина [5] отмечает, что психологический анализ рисунка — это одна из вершин психологического познания, с позиций которой любой рисунок можно рассматривать с чувством благоговения, поскольку он есть не что иное, как результат тончайших переживаний человека, его размышлений и полярности эмоциональных состояний — горя и радости, смятения и ясности, страсти и расчета.

Известно, что на данный момент установить автора, впервые предложившего использовать рисунки для выявления психологических особенностей человека, не представляется возможным. Попытки реализации данной идеи предпринимались различными исследователями, но до Ф. Гуденаф, создавшей первую стандартизированную рисуночную методику - тест «Нарисуй человека», не было разработано достаточно однозначных и обоснованных критериев оценки. Впоследствии диагностическая интерпретация тех или иных показателей выполнения заданий пересматривалась и существенно видоизменялась. Начиная с 50-х годов двадцатого века и до нашего времени разрабатывается множество различных рисуночных тестов. Как новые, так и ранее созданные методики постоянно совершенствуются, предлагаются оригинальные процедуры проведения тестов, дополнения и поправки к принципам интерпретации рисунков. Из работ, проведенных в данном направлении отечественными исследователями, стоит обратить особое внимание на созданный М.З. Дукаревич тест «Несуществующее животное», отличающийся информативностью и оригинальностью. В последние годы он приобретает все более широкое признание, -как в нашей стране, так и за рубежом [5].

Приведем примеры некоторых рисуночных методик, успешно зарекомендовавших себя на практике и позволяющих получить описание как общих интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей человека, так и его отношения к различным жизненным сферам [6; 7].

«Автопортрет», субтест «Человек» (Р. Бернс, К. Маховер, Е.С. Романова). Целью применения является выявление когнитивного образа собственных качеств, способности, внешности, социальной значимости. Исследуются представления человека о себе, своих типологических особенностях. Интерпретируется графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность изображения); формальная структура (динамичность рисунка, расположение на листе); элементы рисунка (части тела, дополнительные образы).

«Мой мир». В российской психологической литературе подробно описан С.Т. Посоховой. Диагностируются различные сферы самосознания. Интерпретируются особенности мировосприятия, самосознания, внутренний мир и система ценностей личности.

«Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич, подробно описан Е.С. Романовой). Направлен на исследование особенностей взаимоотношений с окружающим миром, типологических особенностей, выявление проблемной симптоматики. Интерпретируется общая энергия рисунка, расположение композиции рисунка, отдельные части тела животного, название животного.

«Рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман, В. Хьюлс, А. И. Захаров, Е.С. Романова). Ориентирован на выявление особенностей внутрисемейных отношений, особенностей восприятия и переживания отношений в семье. Оцениваются степень развития и стадии изобразительной деятельности; особенности эмоционального состояния личности во время рисования, особенности внутрисемейных отношений; графическое качество рисунка (примитивность изображения, изящество линий, четкость и выразительность образов, наличие сильной штриховки, размер фигур, применение ярких красок и т.д.).

Стоит также подчеркнуть, что для психологического анализа рисунка, немаловажным является выбор соответствующего подхода [3]. Клинический подход

197

актуален в случаях психодиагностики лиц с нарушенным «психическим статусом». Результатом данного подхода, как правило, является клиническая картина особенностей клиента с акцентом на его «проблемные зоны». Исследовательский подход адекватен в ситуациях исследовательской деятельности или экспертизы, направленной на получение данных об индивидуально-типологических особенностях личности. Психологический подход предполагает формирования перспективных задач психологической работы и составление плана консультирования и/ или коррекции. Результат психологического подхода заключается в определении задач консультирования и коррекции.

Отдельные данные, касающиеся изучения психодиагностического потенциала рисуночных методик, содержатся в работах А.Л. Венгер [2], О.Ф. Потемкиной [5], Е.С. Романовой [7]. Указанные авторы отмечают следующее:

• многочисленные исследования детских рисунков показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определенной последовательности. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, своего рода остановка на ранних стадиях. Эта закономерность и позволяет оценивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов;

• применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, то есть на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений. Таким образом, диагностическое использование рисунков отражает, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так сложно «подделать», представив себя в них не таким, каким являешься в действительности;

• как и прочие проективные тесты, рисуночные методики достаточно информативны, то есть позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме бумаги и карандашей;

• дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Помимо того, в отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно, не утрачивая своего психодиагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста - от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния, для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода.

Разумеется, рисуночные методики не лишены и недостатков. Главный из них -относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. Следует подчеркнуть, что в фундаментальном двухтомном труде А. Анастази [1] «Психологическое тестирование» этим методикам уделена одна страница текста. Однако, стоит отметить, что данные недостатки не останавливают исследования психологов-практиков. Для них более важной оказывается польза, которую они приносят в работе с клиентами.

Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

• графические методы относятся к классу проективных, предоставляют человеку возможность самому проектировать реальность. Поэтому полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности: ее настроения, состояния, чувства, особенности представления, отношения и т. д [6];

• рисуночные тесты, как показывает практика, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным средством развития взаимодействия между психологом и консультируемым: в рисунках содержится обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с клиентом [5];

• однако, за такими достоинствами графических методов как доступность и естественность применения стоят высокие требования к специалисту, использующему их. Необходимы длительная практика, чрезвычайная осторожность в интерпретации, умение правильно формировать сложный комплекс методик, поскольку графические методы, не должны применяться изолированно от других методов [7];

• возможности графических методов раскрыты не в полной мере. С одной стороны, в практической сфере используется незначительное количество вариантов заданий и тем изображения, а с другой - отсутствует внимание к проверке их на валидность, надежность получаемых данных и интерпретацией, что влечет за собой недостаточно широкое применение в практической психологии [7].

В заключение следует отметить, что рисуночные методики обладают рядом сильных сторон, необходимых в работе психолога, поэтому и обладают достаточно высоким психодиагностическим потенциалом. Разумеется, данные методики не лишены и слабых сторон, следовательно, предоставляют резерв для их дальнейшего развития и совершенствования.

Список литературы

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование». 7-е изд. СПб.: Питер, 2007. 688 с.: ил.

2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2003. 160 е.: ил.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н. Степанова. М.: Сфера, 2000. 218 с.

4. Ланская Алина. Язык рисунка. Характер человека - как на ладони. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. 383 с.

5. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Психологический анализ рисунка и текста. СПб.: Речь, 2006. 524 с.

6. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001. 413 с.

7. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.

О ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ К РАЗРАБОТКЕ ТАКТИЛЬНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ Латыпова Л.Ф.

Латыпова Лейсан Флюровна - магистрант, кафедра дизайна,

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

Аннотация: в статье рассмотрены результаты анализа эмпирического исследования по проблеме подготовки будущих дизайнеров к разработке тактильных развивающих игр для детей с нарушениями зрения. Проведено анкетирование сотрудников специальных учреждений и студентов 4 курса СПО, обучающихся по направлению «Дизайн».

Ключевые слова: дизайнеры, профессиональное обучение, образование, тактильные игры, развитие незрячих и слабовидящих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.