Научная статья на тему 'Анализ показателей психологических рисуночных тестов'

Анализ показателей психологических рисуночных тестов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3398
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ / "НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ" / МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ / "A NONEXISTENT ANIMAL" / PROJECTIVE TECHNIQUES / PSYCHOLOGICAL DRAWINGS TESTS / MECHANISMS OF CREATION OF THE IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зобнина Людмила Яковлевна

В статье рассматриваются результаты и ряд ключевых показателей психологических рисуночных тестов; на основе факторного анализа устанавливается связь между ними. Приводится анализ механизмов создания изображения в психологических рисуночных тестах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of parameters of psychological drawings tests

The article discusses the results and a number of key indicators of psychological drawing tests. The connection between them is carried out with factor analysis. An analysis of mechanisms of creating images in psychological drawing tests is also given.

Текст научной работы на тему «Анализ показателей психологических рисуночных тестов»

УДК 159.9.07

Л. Я. Зобнина Анализ показателей психологических рисуночных тестов

В статье рассматриваются результаты и ряд ключевых показателей психологических рисуночных тестов; на основе факторного анализа устанавливается связь между ними. Приводится анализ механизмов создания изображения в психологических рисуночных тестах.

The article discusses the results and a number of key indicators of psychological drawing tests. The connection between them is carried out with factor analysis. An analysis of mechanisms of creating images in psychological drawing tests is also given.

Ключевые слова: проективные методики, психологические рисуночные тесты, «Несуществующее животное», механизмы создания изображения.

Key words: projective techniques, psychological drawings tests, «A nonexistent animal», mechanisms of creation of the image.

Психологические рисуночные тесты используются главным образом как проективные методики (лат. projectio - выбрасываю вперед). В проективных методиках используется представление о проекции, предложенное Лоуренсом Франком [2]. Не следует связывать этот термин с фрейдовским понятием о психологической защите, хотя при интерпретации результатов обследования с помощью проективных методик на эти представления постоянно опираются. При использовании данных методик предполагается, что свойства личности проявляются (проецируются) в продуктах деятельности испытуемых, в их ответах или описаниях тестовых картин. Проективные методики основаны на использовании неопределенных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Все ответы испытуемого при этом считаются правильными. Многие психологи считают проективные методики недостаточно корректными психологическими средствами, не отвечающими требованиям ва-лидности, надежности и т. п., предъявляемым к психологическим тестам. В целом, из этих требований выполняется только одно -стандартизованность1. Например, предшествующие издания известной книги А. Анастази «Психологическое тестирование» вклю-

© Зобнина Л. Я., 2013

' В данном случае имеется в виду только требование стандартизации стимульного материала или процедуры проведения обследования.

117

чали только одну страницу, посвященную проективным методикам. Однако метод имеет широкое распространение, поскольку он нацелен на выявление того, что испытуемый не осознает и в силу этого сообщить о себе не может. Кроме того, неосознаваемые характеристики поддаются искажению в меньшей степени, чем доступные контролю сознания.

Считается, что начало методу положила разработка Мюрреем Теста тематической апперцепции (ТАТ) [14].

Психологические рисуночные тесты

У нас в стране под психологическими рисуночными тестами имеются в виду методики, в основе которых лежат рисунки испытуемого на заданную тему. Рисунки, выполненные в иных условиях, предполагают использование других методов анализа.

Показатели для психологических рисуночных тестов выделяют обычно на основе использования клинического метода, а также на основе анализа особенностей создания изображений [12].

При психологическом обследовании в настоящее время используются методики «Нарисуй человека» [9], «Дерево» [11], «Дом-Дерево-Человек» [8].

Методика Гудинаф первоначально не была проективной, она использовалась для оценки умственного развития детей. Известно, что в своем рисунке ребенок только с возрастом начинает отражать все основные характеристики человека. Так, для ребенка 3-4 лет обычным является так называемый Кс^ивв^г - головоног. Только к семи годам ребенок в рисунке человека изображает все основные детали, такие как брови, шея, волосы, уши и т. д. Рисунок перестает быть рентгеновским, т. е. одежда не просвечивает и сквозь нее нельзя увидеть части тела человека. В 1963 г. методика Гудинаф была переработана Д. Харрисом [10]. Теперь она известна под названием «Гудинаф-Харрис тест рисования». В 1992 г. эта методика была адаптирована у нас в стране на выборке детей от трех до семи лет. Методика включает 37 пунктов оценки рисунка, разделенных на содержательные, связанные с характеристикой деталей (17 пунктов), и формальные, касающиеся пропорций частей тела (20 пунктов). Каждая деталь рисунка, соответствующая пункту шкалы, оценивается одним баллом.

По результатам обследования рисунок получает три оценки: содержательную, формальную и общую. Методика включает возрастные нормативы. В русскоязычном варианте приводятся данные относительно связи балльных оценок, с интеллектом, мотивацией, личностными характеристиками и полом. Есть также данные относительно связи получаемых оценок с различными нарушениями деятельности центральной нервной системы; органическими

поражениями головного мозга; дефектами анализаторных систем; задержкой психического развития, обусловленной педагогической запущенностью. Эту методику часто используют для определения школьной зрелости в сочетании с другими методиками. Она была переработана К. Маховер [6] как проективная личностная методика.

Позднее Е.В. Коппиц [12] предложила для методики «Нарисуй человека» две системы показателей. Одна из них на основе теста Гудинаф-Харриса и собственного опыта использовалась Коппиц для оценки умственного развития детей. Вторая система строилась на основе методики Маховер и включала 30 «эмоциональных индикаторов», позволяющих выявить детей с эмоциональными проблемами.

Многие утверждения, связанные с применением проективного метода, в рисуночных тестах не имеют достаточно представительного обоснования, и, строго говоря, никогда не проверялись экспериментально, их использование связано с клинической практикой.

В основе рисуночных тестов лежит представление о том, что лист бумаги олицетворяет собой психологическое пространство, отображает реальный мир в представлениях испытуемого. С этой точки зрения и интерпретируется обычно рисунок. Все геометрические характеристики рисунка истолковываются, исходя из этого, в прямом смысле. Размер фигуры соответствует психологической величине. Смещение рисунка в пространстве листа соответствует смещению в реальном мире. Имеет ли психологические основы такая интерпретация? Еще И. М. Сеченов [4] писал, что всякая мысль имеет выход на эффектор. Есть психологические тесты, которые целиком построены на этом явлении, например, миокинетический тест Мира-и-Лопеса [7]. Тест состоит из субтестов, представляющих собой линии разной конфигурации. Испытуемый должен сначала обводить эти линии, а затем продолжить их без зрительного контроля.

Автор методики полагал, что результаты ее выполнения связаны с интеллектом. Это подтверждалось в работах отечественных исследователей1. На основе этого положения сделаны были выводы о том, что психомоторные показатели входят в основную структуру личности. Однако даже этот факт не делает интерпретацию методики более определенной. В тесте Мира-и-Лопеса содержится попытка учесть различия в моторике доминирующей половины тела и не доминирующей (имеются в виду различия, связанные с доминированием полушария головного мозга). Мира-и-Лопес полагал, что доминирующая половина более развита, но и более контроли-

1

1 Розе-Грищенко Н. А., Головей Л. А. Психомоторная организация человека // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. С. 148-154.

119

руема сознанием, в то время как не доминирующая в большей степени связана с реакциями, детерминируемыми природными факторами (например, темпераментом). Это положения гипотетические, однако этот тест дает дополнительные доказательства того, что интерпретация рисуночных тестов имеет под собой психофизиологические основы.

В рисуночных тестах чаще всего опираются при интерпретации на следующие показатели:

1) ориентация листа;

2) размер рисунка;

3) расположение рисунка по отношению к верхней и нижней границам листа;

4) расположение рисунка по отношению к левой и правой границам листа;

5) цвет;

6) форма.

Описание методики «Несуществующее животное»1

Эта методика относится к рисуночным тестам. В классическом варианте она выглядит так. Испытуемому дают лист бумаги, простой карандаш средней мягкости. Лист бумаги располагают так, чтобы он был вытянут по горизонтали2. Инструкция, как и во всех проективных методиках, очень проста: «Нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием (именем)». Предлагается также рассказать, где живет это животное, чем оно питается, к чему стремится (чего хочет). Мы использовали эту методику в модификации, предполагающей возможность анализа еще некоторых показателей. Прежде всего испытуемому разрешалось ориентировать лист по своему усмотрению. Рисовали испытуемые цветными карандашами или простым карандашом средней мягкости, причем специально указывалось, что карандаши нужно выбирать по своему усмотрению.

Методика анализа показателей

На рис. 1 показано, каким образом определялись показатели, подвергавшиеся впоследствии анализу. Поскольку размер животного, измеренный по горизонтали, может представлять как длину, так и ширину изображения, он был назван нами «длина - ширина». Размер изображения по вертикали был назван «высота». В анализе личностных характеристик имеет большое значение такой показатель как расположение рисунка животного на листе бумаги. Нами

А

1 Автор методики М. З. Дукаревич.

2 Такой вариант указывает А. Л. Венгер [3]. Есть и вариант с вертикальным расположением листа, как указывают некоторые авторы.

были введены две величины для характеристики этого показателя: нормированная длина-ширина и нормированная высота. Они рассчитывались как отношение расстояния от центра рисунка до края листа по вертикали и горизонтали к ширине и длине листа.

Рис. 1. Показатели в методике «Несуществующее животное»

(пояснения в тексте)

Механизмы продуцирования ответа в проективных методиках При анализе результатов эксперимента мы использовали понятия инвариантов и преобразований. Так мы выделяли конгруэнтные, перспективные и топологические преобразования, соотнесенные с известными техниками воображения. Когда испытуемый получает приведенную нами инструкцию, он часто идет по наиболее простому пути: сохраняя относительно инвариантными метрические характеристики отдельных животных, заимствуя у них ту или иную часть, он «суммирует» их в пространстве. Таким образом, создаются такие животные, как, например, Фишерконь (рыбка на копытцах). Можно сказать, инструкцию к такому решению задачи дает Леонардо да Винчи: «Ты знаешь, что нельзя сделать никакого животного, у которого каждый из его членов тела не был бы сам по себе похож на какой-нибудь член тела другого животного. Итак, если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоедини к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи» [5]. Известно, что в юности сам Леонардо да Винчи увлекся этой идеей, принес в дом жаб и различных других животных. В результате он создал щит с фигурой фантастического огнедышащего чудовища и продал его «очень дорого».

¿'¿«ПОЛО?«"*""'" " П""Э_111Е1Н"Н1.

Расп

олож

енич высо тя

Существовали в философии аналогичные взгляды на происхождение животных. Эмпедокл (V в. до н. э.) считал, что сначала появились разрозненные части различных организмов: головы, туловища, ноги. Они соединялись между собой в самых невероятных сочетаниях. Так появились, например, кентавры. Позднее нежизнеспособные комбинации (сочетания) погибли1.

В искусствоведении таким образом рассматривается, например, вопрос о создании такого животного, как дракон.

Рис. 2. Несуществующее животное Пухан.

Целостное преобразование - типизация

Проведение обследования с помощью психологических рисуночных тестов привлекает своей простотой и отсутствием каких-либо технических средств. При этом интерпретация результатов применения этих методик требует глубоких теоретических знаний и опыта их применения, поскольку для этих методик в основном отсутствуют формализованные правила интерпретации. Тест Роршаха имеет очень серьезную основу интерпретации в исследованиях различных авторов, которые при этом показывают большую зависимость результатов от культурного и просто микрогруппового контекста.

Результаты эксперимента

Факторный анализ по выборке из 75 испытуемых (юношей и девушек 19-20 лет) позволил выделить три фактора. В первый фактор выделились размеры животного по вертикали и по горизонтали (вы-

А

1 Эта идея жива и в наше время: например, «водный человек» Эрнеста Мулдашева.

сота и длина - ширина). Это не вполне тривиальный факт, так как животное, имеющее большой размер по горизонтали, не обязательно имеет соответствующий по вертикали. Примером могут служить животные, прообразом которых является змея, такса и т. п. То же самое можно сказать и относительно соотношения большого вертикального размера и горизонтального.

В третий фактор вошли количество животных и количество цветов, использованных испытуемым при создании животного. Это факт парадоксальный, поскольку форма и цвет в психологии обычно рассматриваются как независимые переменные. Можно разрешить это противоречие, если связать эти показатели с аналитическим способом решения задачи.

Scree Plot

2,4 2

0

2 4 6

Factor

Factor Loading Matrix After Varimax Rotation

Высота

Длина ширина кол жив кол цветов Ориентация расп высота норм расп длина норм

Factor 1

0,857956

0,798281

0,357593

0,0124255

-0,0659195

0,345161

0,342322

Factor 2

,10 0 2 9 3

331536

0186727

490656

856958

724902

165911

Factor 3

,12 5 1 , 0 0 8 6 , 7 3 9 1 , 6 6 7 1 ,15 5 2 0,125 0,465

Variable

Estimated Communality

Высота

Длина ширина кол жив кол цветов Ориентация

расп высота норм 0 расп длина норм 0

761815

747243

674545

685997

76281

660366

36103

8

Известно, что определенные когнитивные стили предполагают деление материала на большее или меньшее количество категорий. Примером такого склеенного (агглютинированного) животного может быть Зонтохвост поганколастовый. Это животное включает части десяти животных и объектов: утка, черепаха, ящерица, динозавр, бабочка, человек, машина, грибы, предметы быта (зонтик) и улитка. При этом рисунок выполнен карандашами девяти различных цветов: синий, голубой, зеленый, желтый, красный, вишневый, светло-коричневый, темно-коричневый и черный. Животное к тому же имеет две головы, по-видимому, принадлежащие особям разного пола. Надо отметить, что того, о чем писал Леонардо да Винчи, не произошло: вымышленное животное не выглядит естественным. Части его не сливаются в единое целое, они доминируют в той или иной степени, оставаясь независимыми. Здесь налицо два способа решения задачи. Один из них включает расчленение - об этом способе обычно не упоминают, хотя это такой же прием воображения, как и остальные классические - и агглютинацию. Противоположностью этого рисунка является уже описанный Пухан: одно животное и один цвет (простой карандаш). Надо сказать, испытуемые иногда сами комментируют свой выбор: «люблю рисовать простым карандашом».

Рис. 3. Зонтохвост поганколастовый. Преобразование сложение (агглютинация)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для адекватной оценки целостного способа создания рисунка можно было бы использовать экспертный метод, поскольку элемент субъективизма здесь присутствует: такие лапы, такой нос, такую шерсть можно найти у нескольких видов животных. Однако именно это и говорит о том, что мы имеем здесь дело с другим способом -типизацией. Способ этот, в общем, противоположен агглютинации, как обобщение, абстрагирование противоположно синтезу.

При этом нужно отметить, что в этот фактор входит и сдвиг по горизонтали, имеющий в известной степени выраженный отрицательный вес. Это значит, что испытуемые, использующие агглютинацию, чаще сдвигают животное по горизонтали влево.

Второй фактор включает ориентацию и нормированное расположение по вертикали. Последний показатель представляет собой расстояние от нижней границы листа до центра рисунка, деленное на размер вертикально расположенной стороны листа. Можно показать, что эта величина равна 0,5, когда рисунок располагается на средней линии по отношению к верхней и нижней границе листа; меньше 0,5, когда рисунок сдвинут к нижней границе; и больше 0,5, если рисунок сдвинут вверх. Таким образом, нормированная величина не зависит от того, вертикально или горизонтально ориентирован лист. И, однако, при этом ориентация и расположение рисунка по вертикали входят в один фактор.

В этот же фактор входит и количество цветов, правда, вес его не достигает на одну сотую уровня 0,5. Однако если наличие такой зависимости подтвердится, можно будет ожидать, что если испытуемый выбирает горизонтальную ориентацию листа, то он чаще сдвигает рисунок к верхней границе и использует больше цветов. Испытуемые, ориентирующие лист по вертикали, склонны сдвигать рисунок к нижней границе и используют меньше цветов.

Обсуждение результатов

Большое значение при интерпретации рисунка имеет оценка его оригинальности. Венгер [3] полагает, что эта оценка связана с творческими способностями. При этом в качестве иллюстрации он приводит примеры, в общем, аморфных изображений, мотивируя это тем, что они не похожи ни на одно существующее животное. С нашей точки зрения, эти испытуемые используют топологические преобразования, а, значит, представляют общую схему некоего изображения, созданного замкнутой линией. В действительности это первый уровень овладения изобразительным искусством. Так ребенок первоначально изображает любое множество объектов в виде маленьких окружностей. Сюда же относят изображения несуществующего животного в виде круго- и шарообразных структур. Обычно такие рисунки связывают с нежеланием автора раскрываться. Однако Рудольф Арнхейм [1] пишет, что в древности нечто неизвестное изображали в виде круга или тора. С нашей точки зрения, наиболее высокую оценку должны, возможно, получать изображе-

ния, созданные на основе типизации как способа адекватного и позволяющего создать изображение просто животного. Можно предполагать, что в основе его лежит также топологическое преобразование, но его использование приводит к созданию образа животного, а не изображению неизвестно какого объекта.

Далее, при интерпретации результатов исследования личности с помощью этой методики следует учитывать, что величина животного является независимым фактором и может быть обусловлена независимой личностной характеристикой. Но уже с точки зрения использования в изображении различных характеристик объекта -размер, действительно, на определенном этапе развития изобразительного искусства вычленяется и используется независимо от других характеристик изображаемого объекта. Он может меняться именно в зависимости от изобразительных задач.

Что касается методики, то опыт ее неоднократного использования при обследовании одного и того же испытуемого [3] говорит о том, что эта характеристика является в достаточной мере стабильной.

Возможно, если в полной мере подтвердится факт, что ориентация листа, сдвиг рисунка по вертикали и количество использованных цветов образуют один фактор, то это может быть обусловлено одной личностной характеристикой: например, эмоциональной возбудимостью. И таким образом, сдвиг рисунка по вертикали только косвенно может быть связан с самооценкой: известно, что тревожные личности скорее склонны иметь заниженную самооценку. В то же время такие особенности рисунка могут иметь и чисто изобразительную основу: животные водные, наземные, конечно, будут располагаться ниже, чем те, что обитают в воздушной среде; это, впрочем, пока не получило экспериментального подтверждения.

Обычно расположение рисунка на том или ином уровне по вертикали связывают с самооценкой испытуемого. Это подтверждается в основном клинической практикой. Систематического исследования этой закономерности нет. Неизвестны и попытки собрать статистический материал по разным используемым показателям этой методики. Некоторые данные, полученные нами при использовании этой методики, можно было бы положить в основу такого исследования. Возможно, более точная характеристика была бы получена, если бы мы учли площадь фигуры животного или соотношение фигуры и фона. Речь здесь идет, видимо, просто о величине самого животного. И соответственно, чем больше само животное, тем больше высота и ширина рисунка (или наоборот, если идти от рисунка).

126

Выводы

1. При оценке сложности рисунка нужно учитывать используемые для его создания преобразования.

2. Величина рисунка является независимым фактором и может быть обусловлена независимой личностной характеристикой.

3. Количество цветов и количество деталей, из которых компонуется форма, связаны между собой и, вероятно, эта связь обусловлена использованием аналитического способа решения задачи.

4. Ориентация листа, количество используемых цветов и сдвиг рисунка по вертикали образуют единый фактор, что может быть связано с определенной личностной характеристикой, например, эмоциональной стабильностью - нестабильностью.

Список литературы

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Справочник по психологической диагностике; отв. ред. С.Б. Крымский. - М.; Киев: Наук. Думка, 1989. - 200 с.

3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: Владос, 2002. -160 с.

4. Сеченов И. М. Избранные произведения. - М., 1952. - Т. 1.

5. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. - СПб.: Азбука, 2001.

- 224 с.

6. Маховер К. Проективный рисунок человека. - М.: Смысл, 2000.

7. Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности. - СПб.: Речь, 2002.

8. Buck J.N. The H-T-P technique a qualitative and quantitative method // Journal of Clinical psychology. - 1948. - 4. - Р. 317-396.

9. Goodenough D.R. Measurement of Intelligence by Drawing. - N.Y., 1926.

10. Harris D.B. Children's drawings as measures of intellectual maturity: A revision and extension of Goodenough Draw-a-Man Test. - San Diego, 1963.

11. Koch K. Der Baum Test: der Baumzeichen-Versuch als psychodiagnosti-sches Hilfmittel. - Bern: Hans Huber, 1949.

12. Koppitz E.V. Psychological evaluations of children's humen figure drawing.

- Boston, Allyn & Bacon,1968.

13. Lowenfeld Tests for Visual and Haptical Attitudes // American J. of Psychology. - Vol. 58. - 1946. - Р. 100-111.

14. Murray H.A. Thematic Apperception Test Manual. - Cambridge: Harvard Chiver. press, 1943. - 20 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.