Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА БАЗЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА БАЗЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / МЕДИЦИНА / СИМУЛЯЦИОННЫЙ ЦЕНТР / PRIMARY ACCREDITATION / EDUCATION / MEDICINE / SIMULATION CENTER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поцелуев Николай Юрьевич, Жукова Ольга Викторовна, Шульц Ксения Викторовна, Нагорняк Алексей Сергеевич

В статье представлены результаты проведения первичной аккредитации выпускников медико-профилактического факультета на базе симуляционного центра Алтайского государственного медицинского университета, обосновывается необходимости проведения первичной аккредитации выпускников на базе симуляционного центра с целью компетентной и объективной оценки практической подготовки будущих специалистов. Подробно описывается работа на профильных станциях, а именно "Гигиеническая диагностика" и "Технологии государственного санитарно-эпидемиологического надзора". На основании положительных отзывов со стороны работодателей, а также по результатам опроса выпускников имеется потребность в расширении перечня практических навыков. Процедура первичной аккредитации способна помочь всесторонне оценить результаты обучения. Успешное прохождение аккредитации может гарантировать выработку навыков и умений, которые являются основополагающими в работе врача по специальности “Медико-профилактическое дело”. Лица, имеющие сертификаты аккредитации, могут приступать к полноценному трудовому процессу. Умения, приобретаемые в ходе процедуры аккредитации, можно считать успешным началом карьеры молодого специалиста. Представители работодателей также отмечают высокий уровень подготовки в части теоретических и практических навыков, умение использовать высокотехнологичное оборудование, проводить оценку факторов окружающей среды, работать с нормативной документацией, что является несомненным плюсом при конкурентном трудоустройстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Поцелуев Николай Юрьевич, Жукова Ольга Викторовна, Шульц Ксения Викторовна, Нагорняк Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF PRIMARY ACCREDITATION OF GRADUATES OF MEDICAL AND PREVENTIVE FACULTY ON THE BASIS OF THE SIMULATION CENTER OF ALTAI STATE MEDICAL UNIVERSITY

The article presents the results of the primary accreditation of graduates of the medical-preventive faculty on the basis of the simulation center of the medical university, the rationale for the need for primary accreditation of graduates on the basis of the simulation center with a view to a competent and objective assessment of the practical training of future professionals. The work at specialized stations is described in detail, namely “Hygienic diagnostics” and “Technologies of the state sanitary and epidemiological surveillance”. Based on positive feedback from employers, as well as from a survey of graduates, there is a need to expand the list of practical skills. The primary accreditation procedure can help to comprehensively assess the ability of the accredited. Successful accreditation can lead to the emergence of skills that are fundamental in the work of a doctor in the specialty “Medical and preventive care”. Persons who successfully pass the accreditation exam can begin work with the necessary skills. The career start of a young specialist can be considered successful. Representatives of employers note a high level of training in terms of theoretical and practical skills, which take into account factors affecting the environment, working with regulatory documents, which is an undoubted advantage in competitive employment.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА БАЗЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

педагогические науки

Поцелуев Николай Юрьевич, Жукова Ольга Викторовна, Шульц Ксения Викторовна и другие К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ...

УДК 37.022

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0044

К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА БАЗЕ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

© 2020

SPIN: 8150-9091 AuthorlD: 649770 ORCID: 0000-0002-9733-5039

Поцелуев Николай Юрьевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены, основ экологии и безопасности жизнедеятельности

SPIN: 5208-0842 AuthorlD: 718122 ORCID: 0000-0001-7093-3103

Жукова Ольга Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены, основ экологии и безопасности жизнедеятельности

SPIN: 1011-0771 AuthorID: 1017244 ORCID: 0000-0002-7229-9625

Шульц Ксения Викторовна, преподаватель кафедры гигиены, основ экологии и безопасности жизнедеятельности

SPIN: 6893-1576 AuthorID: 897862 ORCID: 0000-0003-3142-8416

Нагорняк Алексей Сергеевич, преподаватель кафедры гигиены, основ экологии и безопасности жизнедеятельности Алтайский государственный медицинский университет (656038, Россия, Барнаул, пр-т Ленина, 40, e-mail:tezaurismosis@gmail.com) Аннотация. В статье представлены результаты проведения первичной аккредитации выпускников медико-профилактического факультета на базе симуляционного центра Алтайского государственного медицинского университета, обосновывается необходимости проведения первичной аккредитации выпускников на базе симуляционного центра с целью компетентной и объективной оценки практической подготовки будущих специалистов. Подробно описывается работа на профильных станциях, а именно «Гигиеническая диагностика» и «Технологии государственного санитарно-эпидемиологического надзора». На основании положительных отзывов со стороны работодателей, а также по результатам опроса выпускников имеется потребность в расширении перечня практических навыков. Процедура первичной аккредитации способна помочь всесторонне оценить результаты обучения. Успешное прохождение аккредитации может гарантировать выработку навыков и умений, которые являются основополагающими в работе врача по специальности "Медико-профилактическое дело". Лица, имеющие сертификаты аккредитации, могут приступать к полноценному трудовому процессу. Умения, приобретаемые в ходе процедуры аккредитации, можно считать успешным началом карьеры молодого специалиста. Представители работодателей также отмечают высокий уровень подготовки в части теоретических и практических навыков, умение использовать высокотехнологичное оборудование, проводить оценку факторов окружающей среды, работать с нормативной документацией, что является несомненным плюсом при конкурентном трудоустройстве.

Ключевые слова: образование, первичная аккредитация, медицина, симуляционный центр

THE QUESTION OF PRIMARY ACCREDITATION OF GRADUATES OF MEDICAL AND PREVENTIVE FACULTY ON THE BASIS OF THE SIMULATION CENTER OF ALTAI STATE MEDICAL UNIVERSITY

© 2020

Poceluev Nikolai Yurievich, candidate of medical sciences, associate professor,

Department of Hygiene, fundamentals of ecology and life safety Zhukova Olga Viktorovna, candidate of medical sciences, associate professor, Department of Hygiene, fundamentals of ecology and life safety Shultz Ksenia Viktorovna, teacher, Department of Hygiene, fundamentals of ecology and life safety Nagornyak Alexey Sergeevich, teacher, Department of Hygiene, fundamentals

of ecology and life safety Altay State Medical University (656036, Russia, Barnaul, Lenin Avenue, 40, e-mail:sofya.filippova@mail.ru) Abstract. The article presents the results of the primary accreditation of graduates of the medical-preventive faculty on the basis of the simulation center of the medical university, the rationale for the need for primary accreditation of graduates on the basis of the simulation center with a view to a competent and objective assessment of the practical training of future professionals. The work at specialized stations is described in detail, namely "Hygienic diagnostics" and "Technologies of the state sanitary and epidemiological surveillance". Based on positive feedback from employers, as well as from a survey of graduates, there is a need to expand the list of practical skills. The primary accreditation procedure can help to comprehensively assess the ability of the accredited. Successful accreditation can lead to the emergence of skills that are fundamental in the work of a doctor in the specialty "Medical and preventive care". Persons who successfully pass the accreditation exam can begin work with the necessary skills. The career start of a young specialist can be considered successful. Representatives of employers note a high level of training in terms of theoretical and practical skills, which take into account factors affecting the environment, working with regulatory documents, which is an undoubted advantage in competitive employment. Keywords: primary accreditation, education, medicine, simulation center

ВВЕДЕНИЕ лифицированных специалистов для работы в области

Медико-профилактический факультет готовит ква- превентивной медицины — гигиенистов, эпидемиоло-

Poceluev Nikolai Yurievich, Zhukova Olga Viktorovna, Shultz Ksenia Viktorovna and others THE QUESTION OF PRIMARY ACCREDITATION OF GRADUATES OF MEDICAL ..

pedagogical sciences

гов. Трудно найти еще одну область медицины, которая одновременно сочетает изучение физических и химических факторов, тяжесть и напряженность трудового процесса, психоэмоциональные особенности человека, инфекционные заболевания, алиментарно зависимые заболевания и еще множество прочих вопросов. Все больше методов требуют глубоких теоретических знаний на стыке естественнонаучных дисциплин, автоматизация позволяет одновременно использовать множество образцов и получать разнообразные результаты, внедряется современное высокотехнологичное оборудование и новые методики исследования. Важным компонентом деятельности выпускников медико-профилактического факультета является непосредственная работа по оценке негативных факторов в разнообразных условиях. Таким образом, представители практического здравоохранения предъявляют повышенные требования к «мануальным» навыкам выпускников, т.е. умению оценивать широкий спектр показателей с помощью разнообразных приборов без дополнительного дообучения на рабочем месте. В свете всего вышеперечисленного весьма актуальным стало внедрение системы первичной аккредитации выпускников медицинских учебных учреждений. На территории Российской Федерации осуществление медицинской и фармацевтической деятельности обеспечивается и регулируется Федеральным законом № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, лицами имеющими свидетельство об аккредитации специалиста. Аккредитация специалистов стала принципиально новой методикой, направленной на повышение качества образования и оценки знаний выпускников [1]. В Алтайском государственном медицинском университете апробация новой системы проходила в несколько этапов. Прежде всего аккредитацию прошли выпускники фармацевтического и стоматологического факультетов. Далее допуск к работе через систему аккредитации также получили выпускники медико-профилактического, лечебного и педиатрического факультетов. Процедура первичной аккредитации выпускников медико-профилактического факультета включала три этапа оценки квалификации. На первом этапе участник проходил компьютерное тестирование, проводилась оценка теоретических знаний и умений по каждому из блоков профилактических дисциплин (гигиена питания, гигиена труда, радиационная гигиена, эпидемиология и т.д.), необходимых для выполнения трудовых функций. Второй этап - это непосредственно оценка практических навыков в условиях симуляционного центра. Третий этап -решение ситуационных задач с наиболее актуальными примерами из непосредственной деятельности специалистов надзорных органов и госпитальных эпидемиологов - для оценки освоения выпускниками трудовых функций действующего профессионального стандарта.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Обоснование необходимости проведения первичной аккредитации выпускников на базе симуляционно-го центра с целью компетентной и объективной оценки практической подготовки будущих специалистов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Все этапы первичной аккредитации выпускников медико-профилактического факультета осуществлялись на базе симуляционного центра Алтайского государственного медицинского университета. Исходя из требований, предъявляемых практическим здравоохранением, второй этап является наиболее актуальным, а именно на оценке практических навыков (умений) в условиях обучения с симуляторами. Для подготовки и проведения второго этапа первичной аккредитации 2017 г. были утверждены паспорта станций: «Сердечно-легочная реанимация (базовая)», «Гигиеническая диагностика», «Эпидемиологическая диагностика», «Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприя-

тия», «Технологии государственного санитарно-эпидемиологического надзора».

Сотрудники кафедры гигиены, основ экологии и безопасности жизнедеятельности АГМУ обеспечивали работу профильных станций, а именно «Гигиеническая диагностика» и «Технологии государственного санитарно-эпидемиологического надзора». Для проведения первичной аккредитации выпускников привлекались экзаменаторы из числа будущих работодателей специалистов санитарной службы.

Задача станции «Технологии государственного санитарно-эпидемиологического надзора» заключалась в умении применять законодательство РФ и делать собственные выводы на основании полученных результатов. Для проведения второго этапа первичной аккредитации станция была подготовлена к приему практических навыков в соответствии с Паспортом станции. Рабочее место аккредитуемого было оборудовано в соответствии с указанными требованиями. В том числе, обязательным условием допуска к сдаче практических навыков являлось наличие у аккредитуемого спецодежды. Время работы станции составляло 10 минут на одного экзаменуемого, время непосредственной работы - 8,5 минут (0,5' - ознакомление с заданием (брифингом), 7,5' - время на непосредственное выполнение задания, 1' - приглашение перейти на следующий этап экзамена, 1' - смена аккредитуемых). Для фиксации результатов экзаменуемого были подготовлены оценочные листы (чек-листы). Действия аккредитуемого отражались экзаменатором в оценочном листе, в том числе проводилась отметка о наличии/отсутствии действий в ходе их выполнения аккредитуемым по принципу: «Да» - действие было произведено; «Нет» - действие не было произведено. Затем, по окончании сдачи навыка, каждая позиция вносилась членом аккредитационной комиссии в электронный оценочный лист. Для аккредитуемых Станции «Технологии государственного санитарно-эпидемиологического надзора» было подготовлено 20 ситуаций, включающих задания по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, а также организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий [1]. Станция была укомплектована нормативной и методической литературой, необходимой для работы с ситуационными заданиями. Информация по каждой ситуации включала вводные данные, например: «Вы врач по общей гигиене Центра гигиены и эпидемиологии. Вы пришли на объект, подлежащий государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, для оценки выполнения требований санитарного законодательства». В электронном виде была представлена информация о результатах санитарно-гигиенического обследования объекта, в том числе результаты исследования показателей микроклимата, освещения (естественного и искусственного), организации и эффективности вентиляции, выполнения требований к санитарно-эпидемиологическом режиму на объекте и т.д. Аккредитуемый должен был дать правильные ответы на поставленные вопросы о соответствии или несоответствии состояния объекта требованиям санитарного законодательства, а также о том, как врач, аккредитованный по специальности "Медико-профилактическое дело" будет действовать при неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации на объекте.

На станции «Гигиеническая диагностика» выпускники проводили измерение параметров микроклимата в помещениях административных, жилых, общественных и производственных помещений в соответствии с поступившими заданиями из центра аккредитации. Для оценки использовался прибор «Метеометр МЭС 200А», который позволил проверить практические навыки по измерению температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещении и определению результирующей температуры. Станция также была

192

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Поцелуев Николай Юрьевич, Жукова Ольга Викторовна, Шульц Ксения Викторовна и другие К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ...

обеспечена всей необходимой нормативно-методической документацией, по гигиенической оценке, и нормированию параметров микроклимата, шаблонами актов проверки объектов, необходимым вспомогательным оборудованием: штативы, рулетки, стеллажи для хранения приборов, системой видеонаблюдения и голосовой связи с аттестуемым. Кроме того, станция оборудована люксметром-пульсметром «ТКА-ПКМ-09», который позволяет оценивать все параметры световой среды.

По итогам первичной аккредитации был получен положительный опыт оценки знаний и умений выпускников. Представители работодателей отмечали высокий уровень подготовки в части теоретических и практических навыков, умение использовать высокотехнологичное оборудование, проводить оценку факторов окружающей среды, работать с нормативной документацией, что является несомненным плюсом при конкурентном трудоустройстве.

ВЫВОДЫ

1. Таким образом, процедура первичной аккредитации на базе симуляционного центра АГМУ позволила всесторонне оценить уровень теоретической и практической подготовки, а именно выпускники медико-профилактического факультета показали не только навыки владения инструментальными методами оценки факторов окружающей среды, но и знание нормативной документации, включая последние изменения в санитарном законодательстве;

2. Скрининговый социологический опрос выпускников показал, что в целом, будущие специалисты положительно относятся к нововведениям в высшем медицинском образовании и, по их мнению, отмена интернатуры позволяет в кратчайшие сроки применить полученные за 6 лет навыки на практике [2];

3. На основании положительных отзывов со стороны работодателей, а также по результатам актуальных научных исследований имеется потребность в расширении перечня практических навыков и организация станций по измерению и оценке электромагнитных излучений и ионизирующей радиации [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Методический центр аккредитации специалистов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fmza.ru/ (дата обращения: 23.10.2017).

2. Поцелуев Н.Ю., Жукова О.В., Филиппова С.П., Пашков А.П., Нагорняк А.С. К вопросу о роли медико-профилактических дисциплин в первичной аккредитации выпускников медицинских вузов. В сборнике: Академическая наука - проблемы и достижения Материалы XII международной научно-практической конференции . 2017. С. 27-30.

3. Павлова Л.Н., Жаворонков Л.П., Дубовик Б.В., Глушакова В.С., Посадская В.М. Экспериментальная оценка реакций ЦНС на воздействие импульсных ЭМИ низкой интенсивности. Радиация и риск. 2010; 19(3): 104-119.

4. Салдан И.П., Шульц К.В., Жукова О.В., Филиппова С.П. Мультимедийный лонгрид как цифровой образовательный ресурс (на примере обучения студентов медицинского вуза в возрасте до 18 лет). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019. № 4. С. 25-26.

Статья поступила в редакцию 03.02.2020

Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.