Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АМБУЛАТОРНОГО ЗВЕНА. ПРОБЛЕМЫ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

СОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АМБУЛАТОРНОГО ЗВЕНА. ПРОБЛЕМЫ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПАСПОРТА СТАНЦИЙ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / МАНИПУЛЯЦИИ / ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ / PRIMARY ACCREDITATION OF SPECIALISTS / PASSPORTS OF STATIONS / PRACTICAL SKILLS / MANIPULATIONS / CHECK LIST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орел Василий Иванович, Лисовский Олег Валентинович, Гостимский Александр Вадимович, Лисица Иван Александрович

Первичная аккредитация специалистов направлена на оценку компетенций выпускников медицинских вузов и состоит из трех этапов: тестирования, оценки практических навыков и умений в симулированных условиях и решения клинических задач. Первый и третий этапы определяют уровень знаний выпускников в онлайн режиме и направлены на оценку теоретической подготовки. Второй этап проводится в форме объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) и состоит из пяти станций, моделирующих реальные манипуляции, диагностические навыки или алгоритмы обследования пациентов на манекенах и роботах. В статье представлены основные трудности подготовки и проблемы в организации второго этапа аккредитации с 2016 по 2019 годы. Проведен анализ прохождения второго этапа, состоящего из базовой сердечно легочной реанимации, оказания экстренной и неотложной помощи, физикального обследования и профилактического осмотра пациента. При оценке Паспортов станций и содержащихся в них оценочных листов, отмечена необходимость создания дополнительных методических ресурсов и видеопрезентаций по работе на симуляционном оборудовании как для обучающихся, так и для членов аккредитационной комиссии. Предложены пути оптимизации подачи заявлений выпускников вузов для прохождения первичной аккредитации с использованием электронной системы документооборота. Также отмечены проблемы внезапных изменений содержания в Паспортах станций и влияние несвоевременности информации на психологическое состояние выпускников, поскольку результаты аккредитации учитываются для определения рейтинга при зачислении в клиническую ординатуру. Следует отметить, что с 2018 года используется коммуникативная станция в тестовом режиме, направленная на оценку навыков сбора жалоб и анамнеза пациентов. В статье предлагается объединить коммуникативную и диагностические станции, что позволит сделать оценку клинического мышления полным и фундаментальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орел Василий Иванович, Лисовский Олег Валентинович, Гостимский Александр Вадимович, Лисица Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRAINING OF OUTPATIENT SPECIALISTS. PROBLEMS OF PRIMARY ACCREDITATION AND POSSIBLE SOLUTIONS

The primary accreditation of specialists is aimed at assessing the competencies of graduates of medical universities and consists of three stages: testing, assessment of practical skills in a simulated environment and solving clinical problems. The first and third stages determine the level of knowledge of graduates on line and are aimed at assessing theoretical training. The second stage is carried out in the form of an objectively structured clinical examination (OSCE) and consists of five stations simulating real manipulations, diagnostic skills or algorithms for examination patients on dummies and robots. The article presents the basic difficulties of pre starting stage and problems in organizing the second stage of accreditation from 2016 to 2019. The analysis of the peculiarities of the second stage, including basic cardiopulmonary resuscitation, emergency and emergency care, physical examination and preventive examination of the patient was carried out. During the assessment of the station passports and check list attached, the necessity for creating additional methodological resources and video presentations while using simulation equipment for both students and members of the accreditation commission was noted. Ways to optimize the filling of applications for graduates to undergo primary accreditation using an electronic document management system were proposed. The problems of sudden changes in the content in the Passports of stations and the effect of untimely information on the psychological state of graduates, as the results of accreditation are taken into account to determine the rating while admitting applicants to clinical residency. It should be noted that since 2018 a communicative station has been used in a test mode, aimed at assessing the skills of collecting complaints and anamnesis of patients. The article proposes to combine the communicative and diagnostic stations which will make the assessment of clinical thinking complete and fundamental.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АМБУЛАТОРНОГО ЗВЕНА. ПРОБЛЕМЫ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

□ригинальные статьи

41

УДК 614.253.3(5)+378.147/.244.1+304.444+377.352+615+3.08+616-08-039.57-083

современная подготовка специалистов амбулаторного звена. проблемы первичной аккредитации и возможные пути их решения

© Василий Иванович Орел, Олег Валентинович Лисовский, Александр Вадимович Гостимский, Иван Александрович Лисица

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2

Контактная информация: Олег Валентинович Лисовский — к.м.н., доцент кафедры общей медицинской практики. E-mail: oleg.lisovsky@rambler.ru

РЕЗЮМЕ: Первичная аккредитация специалистов направлена на оценку компетенций выпускников медицинских вузов и состоит из трех этапов: тестирования, оценки практических навыков и умений в симулированных условиях и решения клинических задач. Первый и третий этапы определяют уровень знаний выпускников в on-line режиме и направлены на оценку теоретической подготовки. Второй этап проводится в форме объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) и состоит из пяти станций, моделирующих реальные манипуляции, диагностические навыки или алгоритмы обследования пациентов на манекенах и роботах. В статье представлены основные трудности подготовки и проблемы в организации второго этапа аккредитации с 2016 по 2019 годы. Проведен анализ прохождения второго этапа, состоящего из базовой сердечно-легочной реанимации, оказания экстренной и неотложной помощи, физикального обследования и профилактического осмотра пациента. При оценке Паспортов станций и содержащихся в них оценочных листов, отмечена необходимость создания дополнительных методических ресурсов и видеопрезентаций по работе на симуляционном оборудовании как для обучающихся, так и для членов аккредитационной комиссии. Предложены пути оптимизации подачи заявлений выпускников вузов для прохождения первичной аккредитации с использованием электронной системы документооборота. Также отмечены проблемы внезапных изменений содержания в Паспортах станций и влияние несвоевременности информации на психологическое состояние выпускников, поскольку результаты аккредитации учитываются для определения рейтинга при зачислении в клиническую ординатуру. Следует отметить, что с 2018 года используется коммуникативная станция в тестовом режиме, направленная на оценку навыков сбора жалоб и анамнеза пациентов. В статье предлагается объединить коммуникативную и диагностические станции, что позволит сделать оценку клинического мышления полным и фундаментальным.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: первичная аккредитация специалистов; Паспорта станций; практические навыки; манипуляции; оценочные листы.

MODERN TRAINING OF OuTPATIENT SPECIALISTS. PROBLEMS OF PRIMARY ACCREDITATION AND POSSIBLE SOLuTIONS

© Vasiliy I. Orel, Oleg V. Lisovskii, Aleksandr V. Gostimskii, Ivan A. Lisitsa

Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Litovskaya str., 2. Saint Petersburg, Russia, 194100

Contact Information: Oleg V. Lisovskii — MD, PhD, Associate professor, Department of General Medical Practice. E-mail: oleg.lisovsky@rambler.ru

MEDOEand HEALTH [ARE тШШШ

ТОМ 5 № 2 2020

eiSSn2058-4220

ABSTRACT: The primary accreditation of specialists is aimed at assessing the competencies of graduates of medical universities and consists of three stages: testing, assessment of practical skills in a simulated environment and solving clinical problems. The first and third stages determine the level of knowledge of graduates on-line and are aimed at assessing theoretical training. The second stage is carried out in the form of an objectively structured clinical examination (OSCE) and consists of five stations simulating real manipulations, diagnostic skills or algorithms for examination patients on dummies and robots. The article presents the basic difficulties of pre-starting stage and problems in organizing the second stage of accreditation from 2016 to 2019. The analysis of the peculiarities of the second stage, including basic cardiopulmonary resuscitation, emergency and emergency care, physical examination and preventive examination of the patient was carried out. During the assessment of the station passports and check list attached, the necessity for creating additional methodological resources and video presentations while using simulation equipment for both students and members of the accreditation commission was noted. Ways to optimize the filling of applications for graduates to undergo primary accreditation using an electronic document management system were proposed. The problems of sudden changes in the content in the Passports of stations and the effect of untimely information on the psychological state of graduates, as the results of accreditation are taken into account to determine the rating while admitting applicants to clinical residency. It should be noted that since 2018 a communicative station has been used in a test mode, aimed at assessing the skills of collecting complaints and anamnesis of patients. The article proposes to combine the communicative and diagnostic stations which will make the assessment of clinical thinking complete and fundamental.

KEY WORDS: primary accreditation of specialists; Passports of stations; practical skills; manipulations; check list.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система медицинского образования ориентирована на компетентный подход и предъявляет наряду с теоретической подготовленностью врачей высокие требования к формированию практических навыков и умений обучающихся [4, 9, 15].

После освоения программы высшего медицинского образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, выпускники имеют право самостоятельной работы по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению. Условием допуска к трудовой деятельности в первичном звене здравоохранения является прохождение первичной аккредитации специалиста, что закреплено частью 3 статьи 69 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ф3 (в ред. от

29.05.2019 г.) «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации». Сама процедура проведения первичной аккредитации регламентирована двумя основными нормативными документами: Приказом Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2016 г. № 334н (ред. от

20.01.2020 г.) «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.12.2017 г. № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтиче-

ское или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Первый законодательный акт определяет принципы организации и проведения аккредитации специалистов, в частности, состав, порядок формирования и организации работы ак-кредитационной комиссии, порядок подачи заявлений от лиц, изъявивших желание пройти аккредитацию специалиста (аккредитуемого), количество этапов аккредитации и условия их прохождения, порядок подачи и рассмотрения апелляции. Второй нормативный документ определяет сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование, и подлежащих аккредитации специалистов.

Порядок выдачи Свидетельства об аккредитации специалиста определяется Приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2016 г. № 352н (в ред. от 31.07.2019 г.) «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему».

Согласно пункту 33 Положения об аккредитации специалистов первичная аккредитация проводится путем последовательного прохождения трех этапов: тестирования, оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях и решения ситуационных задач. Для

МЕДИЦИНА U ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ТОМ 5 № 2 2020

Ы2058-4212

каждого этапа имеются оценки «Сдано» при наборе 70% и более правильных ответов и «Не сдано» при наборе 69% правильных ответов и менее. Условием допуска аккредитуемого к последующему этапу является успешное прохождение предыдущего.

Все этапы аккредитации проводятся в специально подготовленных помещениях, оснащенных оборудованием с определенными техническими требованиями с целью обеспечения видеофиксации и аудиозаписи.

Первый этап — тестирование — проводится в on-line режиме с возможностью автоматической передачи ответов аккредитуемого в Информационную систему методического центра аккредитации. Пакет заданий, формирующийся индивидуально для каждого аккредитуемого из Единой базы оценочных средств методического центра аккредитации специалистов, содержит 60 тестовых заданий с четырьмя вариантами ответов, из которых только один правильный. На решение данного этапа отводится 60 минут (для лиц с ослабленным зрением — 120 минут). Результатом тестирования является процент правильных ответов от общего количества вопросов. При получении положительного результата, аккредитуемый допускается к сдаче второго этапа. Для подготовки выпускников к данному этапу, тестовые задания выложены отдельным документом на интернет-сайте методического центра аккредитации специалистов. Ежегодно проводится обновление банка тестовых заданий на 10-12%.

Второй этап первичной аккредитации связан с оценкой практических навыков и умений аккредитуемых и реализуется в структуре объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Впервые данная методика предложена для оценки клинической компетентности специалистов Роналдом Харденом в 1975 году [2, 3]. Моделируемые в симулированных условиях клинические сценарии, включающие в свою структуру различные практические навыки и умения, позволяют оценить с помощью специальных чек-листов компетенции аккредитуемых при диспансеризации детей и взрослых, а также навыки оказания неотложной помощи при различных заболеваниях.

Во время прохождения данного этапа, у аккредитуемых оценивается правильность и последовательность выполнения навыков. Комплектование набора клинических задач, входящих в состав той или иной «станции», осуществляется также информационными системами автоматически из Единой базы оценочных средств.

У всех аккредитуемых вне зависимости от специальности, первым оцениваемым навыком является проведение базовой сердечно-легочной реанимации. Остальные навыки являются индивидуальными для каждой специальности [1].

Так, для выпускников по специальности «Педиатрия» разработаны задачи по блокам: «Экстренная медицинская помощь», «Неотложная медицинская помощь», «Физикальное обследование ребенка» и «Профилактический осмотр ребенка» [12].

Для аккредитуемых по специальности «Лечебное дело» — «Экстренная медицинская помощь», «Неотложная медицинская помощь», «Физикальное обследование пациента (оценка функции сердечно-сосудистой системы)» и «Диспансеризация» [7, 11].

По специальности «Стоматология» — «Стоматологический осмотр пациента», «Анестезия в стоматологической практике», «Удаление зуба / Пломбирование полости зуба» и «Стоматологическое препарирование».

Для выпускников по специальности «Медико-профилактическое дело» — «Гигиеническая диагностика», «Эпидемиологическая диагностика», «Санитарно-противоэпидеми-ческие (профилактические) мероприятия» и «технологии государственного санитарно-эпидемиологического надзора» [14].

Для «Медицинской биофизики» — «Исследование и оценка состояния системы внешнего дыхания человека», «Функциональная диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы», «исследование и оценка функционального состояния нервной системы» и «Неотложная медицинская помощь» [13].

С 2019 года в соответствии с Письмом Департамента медицинского образования и кадровой политики от 12.02.2019 № 16-4-15/13, для 10% выпускников по специальностям «Педиатрия», «лечебное дело» и «Стоматология» в рамках Пилотного проекта введена станция «Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача». Пробное включение коммуникативной станции проводилось в 2018 году. Тогда включались 10% выпускников по специальности «лечебное дело».

Для выполнения каждого практического задания аккредитуемому отводилось 10 минут, из которых 1,5 минуты — для изучения условий задачи до начала прохождения станции и технических работ по подготовке этапа к исходному состоянию. Непосредственно для прохождения станции выделялось 8,5 минут. При необходимости на станциях, подразумевающих

MEDICINEAND HEALTH [AREORGANIZATION

ТОМ 5 № 2 2020

eISSN 2058-4220

общение с пациентом или его законным представителем, находился симулированный пациент из числа подготовленных сотрудников [5]. Оценка действий аккредитуемого проводилась членами аккредитационной комиссии с заполнением формализованных оценочных чек-листов в специальной информационной системе. для экспертов выделено отдельное помещение, оборудованное системой видеоконтроля, позволяющей одновременно оценивать работу аккредитуемых на станциях и заполнять оценочные листы. При необходимости привлекались предварительно обученные помощники из числа сотрудников кафедры общей медицинской практики, тьюторы, волонтеры и выпускники, прошедшие первичную аккредитацию в предыдущие годы. Результаты выполнения практических заданий формировались автоматически после заполнения оценочного листа с указанием количества правильно выполненных действий в процентах. При этом, на данном этапе проведения первичной аккредитации специалиста, «ценность» каждого пункта при выполнении отдельного практического задания имела различные показатели.

При прохождении второго этапа на 70% и более, аккредитуемые по специальности «Педиатрия», «Лечебное дело» и «Стоматология» допускались к третьему этапу — решению ситуационных задач. Для выпускников по специальностям «Медицинская биофизика» и «Медико-профилактическое дело» третий этап не проводился.

С 2019 года решение ситуационных задач проводилось путем выполнения компьютерных кейсов. Аккредитуемому предлагалось две клинические задачи, определенные автоматически путем случайной выборки из Единой базы оценочных средств. Для каждой задачи сформулировано 12 вопросов, общее время прохождения этапа — 60 минут. С 2016 по 2018 г выпускники на третьем этапе проходили собеседования с членами аккредитационной комиссии.

Формирование ситуационных задач основано на Клинических рекомендациях, Национальных руководствах, Порядках оказания медицинской помощи по отдельным нозологиям, Приказах Министерства здравоохранения, что, с одной стороны, позволило унифицировать методы подготовки к прохождению этапа, а, с другой стороны, препятствовало объективной оценке глубины знаний и кругозора аккредитуемых ввиду малого количества имеющихся утвержденных рекомендаций и руководств.

Результат «Сдано» выпускники получали в результате 17 и более правильных ответов на

вопросы ситуационных задач. Такой формат проведения третьего этапа позволил исключить субъективное мнение эксперта, и анализ правильности выполнения алгоритмов проводился автоматически.

По результатам успешного прохождения трех этапов первичной аккредитации специалистов, аккредитационная комиссия принимала соответствующее решение, что подтверждала протоколом и размещала итоги на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационных стендах учебной организации, на базе которой проводилась аккредитация.

В соответствии с «Порядком выдачи свидетельства об аккредитации специалиста» (пункт 3 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2016 г. № 352н), в случае успешного прохождения первичной аккредитации специалиста, Свидетельство выдается не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккре-дитационной комиссии, содержащее решение аккредитационной комиссии о признании лица прошедшим аккредитацию специалиста. такое свидетельство действует в течение 5 лет с даты подписания протокола заседания аккредитаци-онной комиссии. Существуют и письма, поясняющие гибкость сроков выдачи свидетельств и их аналоги в виде выписок из протоколов с подписями членов аккредитационной комиссии, а также внесение данных на электронные площадки вузов как равнозначное подтверждение прохождения первичной аккредитации.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Подвести итоги проведения первичной аккредитации специалистов за четыре года. Выявить типичные проблемы организации станций и подготовки выпускников.

МАТЕРИАЛЫ

И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете первичная аккредитация специалистов проводится с 2016 года, когда впервые процедуру аккредитации прошли выпускники стоматологического факультета. Аккредитацию успешно прошли 57 человек.

С 2017 года первичная аккредитация специалистов проводилась уже не только у выпускников стоматологического факультета, но и у специальностей профессиональной подготовки

Таблица 1

Количество аккредитованных специалистов с 2016 по 2019 годов

Количество аккредитованных выпускников, по специальностям 2016 г. 2017 г 2018 г. 2019 г.

31.05.02 «Педиатрия» 362 392 445

31.05.01 «Лечебное дело» 51 63 67

31.05.03 «Стоматология» 57 73 57 55

32.05.01 «Медико-профилактическое дело» 9 15 17

30.05.02 «Медицинская биофизика» 6 8 8

Итого: 57 501 535 592

31.05.02 «Педиатрия», 31.05.01 «Лечебное дело», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело» и 30.05.02 «Медицинская биофизика».

За время проведения первичной аккредитации специалистов, процедуру прошли 1688 человек, среди которых успешно — 1685 человек: 242 выпускника по специальности «Стоматология», 1199 педиатров, 181 выпускник по специальности «лечебное дело», 22 человека — «Медицинская биофизика», 41 человек — «Медико-профилактическое дело» (см. таблицу 1).

В 2017 году одна выпускница по специальности «Педиатрия», используя 3 попытки, не смогла на этапе тестирования преодолеть порог в 70% и была вынуждена повторно проходить аккредитацию, согласно «Положению об аккредитации специалистов», в октябре 2017 года.

Первый опыт проведения аккредитации специалистов в СПбГПМУ выявил ряд проблем, связанных как с подготовкой студентов, так и с материально-техническими возможностями симуляционного центра и проблемами своевременной взаимосвязи с Федеральным методическим центром аккредитации специалистов. Во-первых, о проведении аккредитации студенты стоматологического факультета узнали менее чем за 6 месяцев, что привело к необходимости интенсивной подготовки к проводимым этапам. Во-вторых, перечень практических навыков был окончательно сформулирован за 3 месяца до момента проведения этапа, что обнажило проблемы, связанные с наличием или отсутствием необходимых дорогостоящих симуляторов.

Отдельного внимания заслуживает непосредственное проведение ОСКЭ. На первой станции — «базовая сердечно-легочная реанимация» анализировались умения аккредитуемых оценивать признаки клинической смерти, своевременно вызывать помощь, качественно выполнять реанимационное пособие [1]. На

станции «Анестезия в стоматологической практике» оценивались навыки сбора анамнеза (в частности, аллергологического), проведения этапов инфильтрационной анестезии с отдельной оценкой требований асептики и антисептики. На станции «Удаление зуба. Пломбирование полости зуба» проверялись умения аккредитуемого выполнять лечебные манипуляции — удаление зуба или пломбирование полости зуба. На станции «Стоматологический осмотр пациента» оценивалась демонстрация аккредитуемым навыков проведения осмотра, умение составлять зубную формулу, объяснять патологическое состояние, давать современные рекомендации по лечению различной патологии в рамках своей специальности. Станция «Стоматологическое препарирование» позволяло оценить компетенции аккредитуемого по этапам препарирования зуба по I классу Блэка в зависимости от поражения тканей зуба.

Интенсивная подготовка выпускников к первичной аккредитации, включающая многократное прохождение тестовых заданий в репетиционном режиме, регулярное освоение принципов работы на станциях и тренировки в си-муляционных классах закономерно привели к абсолютному положительному результату для всех аккредитуемых.

результаты исследования

И их ОБСУЖДЕНИЕ

С 2017 года подготовка к первичной аккредитации проводилась на факультетах «Стоматология», «Педиатрия», «лечебное дело», «Медико-профилактическое дело» и «Медицинская биофизика».

Тестированию, как первому этапу, уделялось большое внимание и в рамках самостоятельной подготовки студентов. На интернет-сайте Методического центра аккредитации специалистов для ознакомления размещены тестовые задания. Также имелась возможность

МЕООЕА1Ю НЕМ САДЕШШШШ

ТОМ 5 № 2 2020

еЫ 2058-4220

самостоятельных «репетиционных» тестирований. Наиболее сложные и спорные тестовые задания разбирались во время практических занятий по профильным предметам.

Второй этап — оценка практических навыков и умений — вызывала у студентов определенные сложности, так как в период обучения на профильных кафедрах не все навыки отрабатывались в аналогичных условиях. Алгоритмизация выполнения манипуляций или навыков оказания неотложной помощи включается в учебный процесс постепенно с глубоким анализом теоретических аспектов и подходов [6, 8]. Периодическая аттестация в вузе у большинства кафедр также нацелена на глубокую оценку теоретических знаний с постепенным включением ряда практических навыков. С этим связан и нарастающий интерес у обучающихся к занятиям на базе кафедры общей медицинской практики и симуляционного центра. Для поддержки выпускников подготовлены обучающие видеофильмы и выпущены учебно-методические пособия, отражающие основные шаги алгоритмов каждой из станций [7, 11, 12, 13, 14].

Диагностические процедуры и манипуляции, оцениваемые по каждой специальности, во многом уникальны и специфичны, что, с одной стороны, позволяет объективно оценить необходимые только этой специальности навыки, но, с другой, создает трудности в подготовке станций ввиду необходимости достаточного количества необходимого симуляционно-го оборудования и дополнительных учебных комнат для практической подготовки во время всего периода обучения.

По специальности «Педиатрия» на станциях «Экстренная медицинская помощь» и «Неотложная медицинская помощь» проверялись навыки по оценке состояния больного, диагностике жизнеугрожающих состояний у ребенка и их купирования в рамках действующих клинических рекомендаций, протоколов лечения с учетом стандартов медицинской помощи [16]. На станции «Физикальное обследование пациента» определялись умения аккредитуемого оценивать общее состояние ребенка на основании объективного (физикального) осмотра, а также умения пользоваться медицинской аппаратурой, входящей в стандарт оснащения кабинета врача-педиатра. На станции «Профилактический осмотр ребенка», аккредитуемый демонстрировал навыки по организации и проведению профилактических медицинских осмотров детей различного возраста и состояния здоровья в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

На станции «Экстренная медицинская помощь» аккредитуемые по специальности «Лечебное дело» демонстрировали навыки по диагностике и организации оказания экстренной медицинской помощи пациентам при жизнеу-грожающих состояниях (остро возникшей сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, церебральной патологии). На станции «Неотложная медицинская помощь» у врача-лечебника проверялись навыки проведения общемедицинской манипуляции (внутривенной инъекции раствора глюкозы) в условиях отсутствия среднего медицинского персонала в рамках оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Станция «Физи-кальное обследование пациента» позволила оценить навыки объективного осмотра пациента по органам и системам в соответствии с заболеваниями согласно действующим порядкам оказания медицинской помощи, а также интерпретации полученных в ходе исследования результатов. На станции «Диспансеризация» аккредитуемый демонстрировал навыки обследования дыхательной системы и методики измерения артериального давления у пациента.

Введенная для аккредитуемых по специальностям «Педиатрия», «Лечебное дело и «Стоматология» в 2019 году пилотная станция «Сбор жалоб и анамнеза», по мнению авторов, позволяет оценить навыки пациент-ориентированного общения с целью установления предварительного диагноза [5].

В ходе проведения второго этапа первичной аккредитации, выпускники по специальности «Медико-профилактическое дело» демонстрировали следующие навыки: на станции «Гигиеническая диагностика» — умение проводить замеры параметров микроклимата различных помещений, оценивать и интерпретировать полученные результаты; на станции «Эпидемиологическая диагностика» — осуществлять эпидемиологическую диагностику, умение выбирать необходимую информацию из форм государственной статистической отчетности, рассчитывать и интерпретировать статистические показатели. На станции «Санитарно-про-тивоэпидемические (профилактические) мероприятия» проводится проверка навыков аккредитуемого по оценке качества проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий на примере организации работы медицинской организации по иммунодиагностике. На станции «технологии государственного санитарно-эпидемиологического надзора» проводится анализ умений аккредитуемого применять законодательные акты Российской Федерации

в сфере обеспечения санитарно-противоэпиде-миологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

По специальности «Медицинская биофизика» аккредитуемые проходили следующие станции: «Исследование и оценка состояния системы внешнего дыхания человека», где проводилось исследование умений выпускника владеть техникой исследования состояния системы внешнего дыхания с помощью спироа-нализатора; «Функциональная диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы», где проверяются навыки по регистрации ЭКГ в стандартных и дополнительных отведениях с последующим расчетом основных показателей и формулировкой заключения; «Исследование и оценка функционального состояния нервной системы» — где оценивались навыки проведения электроэнцефалографии по системе 10-20 с последующей оценкой полученных данных и формированием заключений.

Отдельного внимания заслуживает станция «Неотложная медицинская помощь» в рамках оценки компетенций выпускников специальности «Медицинская биофизика». Представляется странным, что этот, заявленный по логике проведения ОСКЭ практический навык, связанный с оценкой знаний и умений аккредитуемых в оказании неотложной помощи пострадавших при переломах длинных трубчатых костей и артериальном кровотечении, является специфическим только для выпускников данной специальности и не отображен для остальных [13].

К третьему этапу первичной аккредитации специалиста — решению ситуационных задач — студенты также имели возможность подготовиться во время учебного года. На Интернет-сайте Методического центра аккредитации специалистов http://fmza.ru размещены тексты ситуационных задач (кейсов). В специально отведенном разделе имеется возможность прохождения репетиционного экзамена. Сложные для самостоятельного анализа задачи также обсуждались во время практических занятий на выпускающих кафедрах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

за время проведения первичной аккредитации выявлены и решены следующие проблемы. В 2016-2017 годах значительные трудности при сдаче первого и второго этапов аккредитации вызывала низкая скорость Интернет-соединения. Это приводило к частым сбоям в работе как аккредитуемых во время тестирова-

ния, так и членов аккредитационной комиссии во время заполнения оценочных чек-листов станций ОСКЭ, включая отправку итоговых протоколов в Методический центр аккредитации специалистов [6, 15].

Следует отметить и тот факт, что результаты тестирования стали доступны выпускникам сразу после прохождения первого этапа только с 2018 года. Этот показатель имеет особое значение для аккредитуемых, поскольку учитывается для поступления в клиническую ординатуру. Так, в 2016 и 2017 годах выпускники не знали своих результатов и, как следствие, не имели возможности предположить свою конкурентоспособность среди других выпускников. При непосредственном проведении этапа студенты получали результаты «Сдано» или «Не сдано», что негативно влияло на психическое здоровье и сохраняло тревогу и напряжение во время проведения остальных этапов, сохраняя переживание за перспективы поступления в клиническую ординатуру.

Выявленные в 2019 году проблемы в ходе подготовки организации и проведения первичной аккредитации специалистов были рассмотрены и обсуждены в ходе пленарных заседаний X юбилейного международного форума «Росмедобр — 2019» [10]. Отмечено, что объективизация оценки достигнута благодаря введению компьютерного решения ситуационных задач в рамках проведения третьего этапа. Обсуждены оценочные чек-листы. Непропорциональное деление оценочных пунктов на избыточно подробные (пункты, посвященные обработке места инъекции при внутривенной инъекции на станции «Неотложная медицинская помощь» у специальности «Лечебное дело») и общие (оценка системы дыхания на станции «Экстренная медицинская помощь») вызывают трудности у членов аккредитацион-ной комиссии при заполнении. Отсутствие ранжирования бальной системы относительно выполненных аккредитуемым пунктов оценочного листа может создать впечатление, что выполнив большинство незначимых действий, но не выполнив принципиально важные, аккредитуемый все же пройдет этап аккредитации.

До сих пор отмечается несвоевременность внесения изменений в Паспорта проектов и чек-листов, имеющихся у членов аккредитаци-онной комиссии. В ходе проведения первичной аккредитации специалистов в 2019 году количество сценариев по станции «Профилактический осмотр у ребенка» в Паспорте станции не соответствовало числу вариантов чек-листов, заполняемых экспертами. Это расхождение

МЕС1С1МЕ ДНО НЕДИН САДЕ ОМА«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТОМ 5 № 2 2020

еЫ 2058-4220

имело весомое значение с учетом встречающихся еще сбоев в Интернет-соединении и необходимости заполнения оценочных листов на бумажном носителе.

Существуют и противоречивые пункты в структуре объективного клинического экзамена. Так, наличие пункта «Субъективное благоприятное впечатление эксперта» в оценочном листе может повлиять на результат прохождения всего второго этапа, что, в свою очередь, дополняет оценочную шкалу человеческим фактором и может не соответствовать профессиональным качествам аккредитуемых.

Отмечена также необходимость определения обязательных станций для выпускников всех специальностей (по примеру единой станции «Базовая сердечно-легочная реанимация»). На данный момент станция «Неотложная медицинская помощь» с клиническими ситуациями, оценивающими знания алгоритмов оказания медицинской помощи при артериальном кровотечении, открытом переломе костей голени или закрытом переломе плечевой кости включена в структуру ОСкЭ у выпускников по специальности «Медицинская биофизика»; предложено включить в аналогичный этап для выпускников педиатрического и лечебного факультетов.

Станцию ОСкЭ «Сбор жалоб и анамнеза» в настоящий момент рассматривают как «пилотную» до оформления ее организационно-методического сопровождения и обучения симулированных пациентов. Однако целесообразно распределить навыки, оцениваемые на данной станции, по таким этапам как «Профилактический осмотр», «Физикальное обследование» и «Диспансеризация», что сделает реалистичной работу аккредитуемого, выполняющего обследование и анализ полученных данных, используя навыки коммуникации.

По итогам анализа подачи заявлений выпускников вузов для прохождения первичной аккредитации специалистов, нами высказано предложение рассмотреть возможность создания электронной системы документооборота, что позволит исключить человеческий фактор в оформлении документов (в 2016-2019 годах встречались ошибки в заполнении паспортных данных аккредитуемых) и своевременно выявить выпускников, которые повторно претендуют на прохождение первичной аккредитации с целью получения более высокого балла за тестирование (необходимого для поступления в клиническую ординатуру).

Актуальной является и проблема подготовки специалистов к проведению первичной ак-

кредитации. Имеющиеся Паспорта станций содержат требования для организационно-технического обеспечения станции и чек-листы для членов аккредитационной комиссии, что определяет необходимость создания специальных «универсальных» методических рекомендаций. Изучение банков тестовых заданий и кейсов клинических задач, а также заданий к станциям второго этапа отнимают у студентов выпускных курсов время для подготовки к практическим занятиям основной образовательной программы. Для подготовки к этапам объективного структурированного клинического экзамена опубликованы учебные наглядные пособия, содержащие подробные алгоритмы выполнения каждой станции. Созданные учебные видеофильмы могут быть лишь напоминанием пройденного ранее материала и алгоритмов в аналогичных условиях. занятия на симу-ляторах в условиях, приближенных к итоговой аккредитации, необходимо включать в рабочие программы всех клинических кафедр. Пересмотр рабочих программ и учебно-методических пособий для обучения студентов, изменения принципов преподавания от теоретического к практически-прикладному, позволит обеспечить выпускников необходимыми компетенциями задолго до их оценки во время первичной аккредитации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авраменко Е.А., Каменева Е.Г., Вахитов М.Ш., Семёнов С.А., Ершова Н.Б., Зарипова З.А., Поликарпова Е.В. Первичная аккредитация специалистов: второй этап, станция «Сердечно-легочная реанимация». Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018; 13(1): 208-214.

2. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З., Перельман В., Семенова Т.В., Сизова Ж.М. Объективный структурированный клинический экзамен как инструмент аккредитации медицинских специалистов. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018; 1(31): 15-55.

3. Балкизов З.З., Семенова Т.В. Объективный структурированный клинический экзамен. Руководство. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016; 3(25): 27-63.

4. Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В., Лисовский О.В. Организация симуляционного обучения в СПБГПМУ. Педиатр. 2015; 6(3): 118-122.

5. Гостимский А.В., Лисица И.А., Прудникова М.Д., Лисовский О.В., Карпатский И.В., Кузнецова Ю.В., Гецко Н.В., Афанасьева А.А., Беляева А.В., Лисов-ская Е.О., Гостимский И.А. Подготовка тьюторов для обучения студентов младших курсов как переходный

□ригинальные статьи

49

этап освоения чек-листов для прохождения первичной аккредитации специалистов. Виртуальные технологии в медицине. 2019; 2(22): 36.

6. Гостимский A.B., Лисовский О.В., Лисица И.А. Первичная аккредитация специалистов. Опыт, проблемы и возможные пути решения. Виртуальные технологии в медицине. 2018; 2(20): 35.

7. Гостимский A.B., Федорец В.Н., Мосягин В.Б., Карпатский И.В., Матвеева З.С., Завьялова А.Н., Миронова A.B., Погорельчук В.В., Прудникова М.Д., Селиханов Б.А., Тарайкович A.A., Львова О.В., Гецко Н.В., Гавщук М.В., Aвдонин М.В., Савенкова Н.Д., Петрова С.И., Лисовский О.В. Оказание неотложной помощи в схемах и таблицах: Учебное наглядное пособие для студентов 6 курса по специальности «Лечебное дело» для подготовки к аккредитации выпускников. СПб.: ГПМУ; 2017.

8. Кузнецова О.Ю., Турушева A.B., Моисеева И.Е., Лебедев A.K., Лопатин З.В., Фролова О.И., Котло-ва К.Д., Мясникова Н.Н. Первичная аккредитация. Пути решения проблем, связанных с подготовкой выпускников медицинских вузов. Российский семейный врач. 2019; 23(1): 35-40.

9. Леванович В.В., Суслова ГА., Гостимский A.B. Роль и место современных образовательных технологий в медицинском вузе. Педиатр; 2013; 4 (4): 3-7.

10. Лисица ИА., Лисовский O.B., Гостимский A.B., Барсукова И.М., Карпатский KB., Селиханов БА., Погорельчук B.B., Прудникова М.Д., Лисовская Е.О., Хонько E.A. Aнализ проблем подготовки выпускников к первичной аккредитации специалистов. Bирту-альные технологии в медицине. 2019; 2 (22): 37.

11. Лисовский O.B., Гостимский A.B., Лисица ИА., Погорельчук B.B., Прудникова М.Д. Первичная аккредитация по специальности «Лечебное дело». Объективный структурированный клинический экзамен: учебное наглядное пособие для студентов 6 курса по специальности «Лечебное дело». СПб.: ГПМУ; 2020.

12. Лисовский O.B., Гостимский A.B., Лисица ИА., Погорельчук B.B., Прудникова М.д. Первичная аккредитация по специальности «Педиатрия». Объективный структурированный клинический экзамен: Учебное наглядное пособие для студентов 6 курса по специальности «Педиатрия». СПб.: издание ГПМУ; 2020.

13. Лисовский O.B., Гостимский A.B., Поздняков A.B., Лисица ИА., Карпатский RB., Погорельчук B.B., Прудникова М.Д., Позднякова О.Ф., Малеков ДА., Разинова A.A., Гребенюк М.М. Первичная аккредитация по специальности «Медицинская биофизика». Объективный структурированный клинический экзамен: Учебное наглядное пособие для студентов 6 курса по специальности «Медицинская биофизика». СПб.: ГПМУ; 2020.

14. Лисовский O.B., Пузырев BT., Гостимский A.B., Лисица ИА., Погорельчук B.B., Прудникова М.Д., Bаси-

льева И.В., Земляной Д.А. Первичная аккредитация по специальности «Медико-профилактическое дело». Объективный структурированный клинический экзамен: Учебное наглядное пособие для студентов 6 курса по специальности «медико-профилактическое дело». СПб.: ГПМУ; 2020.

15. Орел В.И., Гостимский А.В., Лисовский О.В., Прудникова М.Д., Погорельчук В.В., Ироносов В.Е., Завьялова А.Н., Карпатский И.В. Контроль практических навыков выпускников ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет в рамках аккредитации. Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2(4):10-18.

16. Рипп Е.Г., Кологривова Л.В., Рипп Т.М., Анисимо-ва Е.А. использование информационной модели при разработке клинических сценариев. М.: Виртуальные технологии в медицине; 2018; 1(19): 24-30.

REFERENCES

1. Avramenko E.A., Kameneva E.G., Vahitov M. Sh., Semjonov S.A., Ershova N.B., Zaripova Z.A., Polikar-pova E.V. Pervichnaja akkreditacija specialistov: vtoroj jetap, stancija «Serdechno-legochnaja reanimacija». [Primary accreditation of specialists: the second stage, the cardiopulmonary resuscitation station]. Zdorov'e — osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih reshenija. 2018; 13(1): 208-214. (in Russian).

2. Alekseeva A. Ju., Balkizov Z.Z., Perel'man V., Semenova T.V., Sizova Zh.M. Ob'ektivnyj strukturirovan-nyj klinicheskij jekzamen kak instrument akkreditacii medicinskih specialistov. [objective structured clinical examination as a tool for accreditation of medical specialists]. Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. 2018; 1(31): 15-55. (in Russian).

3. Balkizov Z.Z., Semenova T.V. Ob'ektivnyj strukturiro-vannyj klinicheskij jekzamen. [Objective structured clinical exam]. Rukovodstvo. Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. 2016; 3(25): 27-63. (in Russian).

4. Gostimskii A.V., Kuznetsova Ju.V., Lisovskii O.V., Or-ganizacija simuljacionnogo obuchenija v SPBGPMU. [Organization of simulation training at SPbGPMU]. Pe-diatr. 2015; 6(3): 118-122. (in Russian).

5. Gostimskii A.V., Lisitsa I.A., Prudnikova M.D., Lisovskii O.V., Karpatskii I.V., Kuznetsova Ju.V., Gecko N.V., Afanas'eva A.A., Beljaeva A.V., L isovskaia E.O., Gostimskii I.A. Podgotovka t'jutorov dlja obuchenija studentov mladshih kursov kak perehodnyj jetap osvoe-nija chek-listov dlja prohozhdenija pervichnoj akkred-itacii specialistov [Training tutors for teaching of junior students as a transitional stage in the learning of checklists for primary accreditation]. Virtual'nye tehnologii v medicine. 2019; 2 (22): 36. (in Russian).

6. Gostimskii A.V., Lisovskii O.V., Lisitsa I.A. Pervichnaja akkreditacija specialistov. Opyt, problemy i vozmozhnye

MEDiCiME AMD HEALTH [ARE OROAMiZATiOM

ТОМ 5 № 2 2020

eiSSM2058-4220

puti reshenija. [Primary accreditation of specialists. Experience, problems and possible solutions]. Virtual'nye tehnologii v medicine. 2018; 2(20): 35. (in Russian).

7. Gostimskii A.V., Fedorets V.N., Mosjagin V.B., Kar-patskii I.V., Matveeva Z.S., Zav'jalova A.N., Mironova A.V., Pogorel'chuk V.V., Prudnikova M.D., Seliha-nov B.A., Tarajkovich A.A., L'vova O.V., Getsko N.V., Gavshuk M.V., Avdonin M.V., Savenkova N.D., Petro-va S.I., Lisovskii O.V. Okazanie neotlozhnoj pomoshhi v shemah i tablicah. [Emergency care in charts and tables]: Uchebnoe nagljadnoe posobie dlja studentov 6 kursa po special'nosti «Lechebnoe delo» dlja podgotovki k ak-kreditacii vypusknikov. SPb.: GPMU; 2017. (in Russian).

8. Kuznecova O. Ju., Turusheva A.V., Moiseeva I.E., Leb-edev A.K., Lopatin Z.V., Frolova O.I., Kotlova K.D., Mjasnikova N.N. Pervichnaja akkreditacija. Puti reshenija problem, svjazannyh s podgotovkoj vypusknikov medicinskih vuzov. [Primary accreditation. Ways to decide the problems associated with the training of graduates of medical universities]. Rossijskij semejnyj vrach; 2019; 23(1): 35-40. (in Russian).

9. Levanovich V.V., Suslova G.A., Gostimskii A.V. Rol' i mesto sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij v medicinskom vuze. [The role and place of modern educational technologies in a medical university]. Pediatr. 2013; 4(4): 3-7. (in Russian).

10. Lisitsa I.A., Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Barsuko-va I.M., Karpatskii I.V., Selihanov B.A., Pogorel'chuk V.V., Prudnikova M.D., Lisovskaia E.O., Hon'ko E.A. Analiz problem podgotovki vypusknikov k pervich-noj akkreditacii specialistov. [Analysis of the problems of training graduates for primary accreditation of specialists]. Virtual'nye tehnologii v medicine. 2019; 2 (22): 37. (in Russian).

11. Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Lisitsa I.A., Pogorel'chuk V.V., Prudnikova M.D. Pervichnaja akkreditacija po special'nosti «Lechebnoe delo». Ob'ek-tivnyj strukturirovannyj klinicheskij jekzamen. [Primary accreditation in the specialty "General Medicine". Objective structured clinical exam]: Uchebnoe nagljadnoe posobie dlja studentov 6 kursa po special'nosti «Lechebnoe delo». SPb.: GPMU; 2020. (in Russian).

12. Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Lisitsa I.A., Pogorel'chuk V.V., Prudnikova M.D. Pervichnaja akkreditacija po special'nosti «Pediatrija». Ob'ektivnyj strukturirovannyj klinicheskij jekzamen. [Primary accreditation in the specialty "Pediatrics". Objective structured clinical exam]: Uchebnoe nagljadnoe posobie dlja studentov 6 kursa po special'nosti «Pediatrija». SPb.: GPMU; 2020. (in Russian).

13. Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Pozdniakov A.V., Lisitsa I.A., Karpatskii I.V., Pogorel'chuk V.V., Prud-nikova M.D., Pozdnjakova O.F., Malekov D.A., Razi-nova A.A., Grebenjuk M.M. Pervichnaja akkreditacija po special'nosti «Medicinskaja biofizika». Ob'ektivnyj strukturirovannyj klinicheskij jekzamen [Primary accreditation in the specialty "Medical Biophysics". Objective structured clinical exam]: Uchebnoe nagl-jadnoe posobie dlja studentov 6 kursa po special'nosti «Medicinskaja biofizika». SPb.: GPMU; 2020. (in Russian).

14. Lisovskii O.V., Puzyrev V.G., Gostimskii A.V., Lisitsa I.A., Pogorel'chuk V.V., Prudnikova M.D., Vasil'eva I.V., Zemljanoj D.A. Pervichnaja akkreditacija po special'nosti «Mediko-profilakticheskoe delo». Ob'ektivnyj strukturirovannyj klinicheskij jekzamen [Primary accreditation in the specialty "Medical and preventive care"]: Uchebnoe nagljadnoe posobie dlja studentov 6 kursa po special'nosti «Mediko-profilakticheskoe delo». SPb.: GPMU; 2020. (in Russian).

15. Orel V.I., Gostimskiy A.V., Lisovskiy O.V., Prudnikova M.D., Pogorel'chuk V.V., Ironosov V.E., Zav'yalova A.N., Karpatskiy I.V. Kontrol' prakticheskikh navykov vypusknikov FGBOU vO Sankt-Peterburgskiy gosu-darstvennyy pediatricheskiy meditsinskiy universitet v ramkakh akkreditatsii. [Control of practical skills of graduates of Saint Petersburg State Pediatric Medical University in the framework of accreditation]. Medicine and health care organization. 2017; 2(4): 10-18. (in Russian).

16. Ripp E.G., Kologrivova L.V., Ripp T.M., Anisimo-va E.A. Ispol'zovanie informacionnoj modeli pri raz-rabotke klinicheskih scenariev. [Using of information model in developing clinical scenarios]. Virtual'nye tehnologii v medicine. 2018; 1(19): 24-30. (in Russian).

Minim ii new wwrnin

TOM 5 № 2 2020

iSSn2658-4212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.