Научная статья на тему 'Первичная аккредитация специалиста как индикатор качества организации образовательного процесса в медицинском вузе'

Первичная аккредитация специалиста как индикатор качества организации образовательного процесса в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АККРЕДИТАЦИЯ ВРАЧА-ЛЕЧЕБНИКА / ВРАЧА-ПЕДИАТРА / PRIMARY ACCREDITATION OF THE SPECIALIST / PROFESSIONAL ACTIVITY / ACCREDITATION OF THE DOCTOR THERAPIST / DOCTOR PEDIATRICIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко В.И., Жуковец И.В., Лоскутова Н.В.

В статье описан процесс прохождения первичной аккредитации выпускников лечебного и педиатрического факультетов ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. Рассказано о трех этапах первичной аккредитации специалистов, особенностях каждого из них, критериях прохождения. Подчеркнута важность подготовительного этапа со стороны ректора, деканата и роль клинических кафедр. Первичная аккредитация выпускников Амурской ГМА 2017 года прошла успешно 95,5% специалистов-выпускников показали достаточно хорошие знания, умения и навыки и были готовы приступить к работе в практическом здравоохранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленко В.И., Жуковец И.В., Лоскутова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY ACCREDITATION OF THE SPECIALIST AS THE INDICATOR OF QUALITY OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT THE HIGHER MEDICAL SCHOOL

In the article the process of passing of primary accreditation of graduates of medical and pediatric faculties of the Amur SMA HM, Russia is described. It is told about three stages of primary accreditation of specialist, features of each of them, criteria of passing. Importance of a preparatory stage provided by the rector, the dean''s office and a role of clinical departments is emphasized. Primary accreditation of graduates of the Amur SMA of 2017 has taken place successfully 95,5% of specialists-graduates have shown rather good knowledge, skills and are ready to get to work in practical health care.

Текст научной работы на тему «Первичная аккредитация специалиста как индикатор качества организации образовательного процесса в медицинском вузе»

УДК 378.1

В.И. Павленко, И.В. Жуковец, Н.В. Лоскутова

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА КАК ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Резюме В статье описан процесс прохождения первичной аккредитации выпускников лечебного и педиатрического факультетов ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. Рассказано о трех этапах первичной аккредитации специалистов, особенностях каждого из них, критериях прохождения. Подчеркнута важность подготовительного этапа со стороны ректората, деканата и роль клинических кафедр. Первичная аккредитация выпускников Амурской ГМА 2017 года прошла успешно - 95,5% специалистов-выпускников показали достаточно хорошие знания, умения и навыки и были готовы приступить к работе в практическом здравоохранении.

Ключевые слова: первичная аккредитация специалиста, профессиональная деятельность, аккредитация врача-лечебника, врача-педиатра.

PRIMARY ACCREDITATION OF THE SPECIALIST AS THE INDICATOR OF QUALITY OF THE ORGANIZATION OF

EDUCATIONAL PROCESS AT THE HIGHER MEDICAL SCHOOL

V.I. Pavlenko, I.V. Zhukovets, N.V. Loskutova FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract In the article the process of passing of primary accreditation of graduates of medical and pediatric faculties of the Amur SMA HM, Russia is described. It is told about three stages of primary accreditation of specialist, features of each of them, criteria of passing. Importance of a preparatory stage provided by the rector, the dean's office and a role of clinical departments is emphasized. Primary accreditation of graduates of the Amur SMA of 2017 has taken place successfully - 95,5% of specialists-graduates have shown rather good knowledge, skills and are ready to get to work in practical health care.

Key words: primary accreditation of the specialist, professional activity, accreditation of the doctor therapist, doctor pediatrician.

Образование в современном мире играет ключевую роль в развитии общества. Определяющее значение для успешного развития любой страны, особенно России, имеет качество высшего образования, отражающее все стороны деятельности вуза - образовательную, научно-исследовательскую, инновационную, а также учебно-материальную базу и ресурсы. На сегодняшний день в системе подготовки специалиста в образовательных учреждениях высшего образования приоритетными задачами являются следующие: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1, 2]. Обеспечение качества образования предполагает осуществление его оценки.

В Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» качество образования определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

С введением в действие Федерального Закона № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации (РФ) имеют лица, получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с ФГОС, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (статья 69).

Это положение явилось предпосылкой для создания в РФ единой национальной системы аккредитации специалистов здравоохранения, которая строится на следующих принципах: законность; обязательность прохождения аккредитации; доступность процедуры аккредитации; независимость и объективность аккредитации; открытость процедуры соответствия профессиональных компетенций медицинских работников требованиям, установленным профессиональным стандартом; достоверность информации об оказании услуг по аккредитации медицинских работников и своевременность ее представления; конфиденциальность в отношении персональных данных, полученных при аккредитации медицинских работников.

Введение системы первичной аккредитации специалистов вызвано, прежде всего, необходимостью обеспечения первичного звена здравоохранения квалифицированными кадрами. Её цель - объективно определить готовность (квалификацию) специалиста к самостоятельной работе на основании профессиональных стандартов.

В соответствии с приказом Минздрава России № 127н от 25-02.2016 первичная аккредитация специалистов начала проводится в 2016 г. и была проведена в отношении выпускников по специальностям «Стоматологи» и «Фармация». В 2017 г. процедуре аккредитации специалиста подлежали выпускники, обучавшиеся по программам высшего образования -программам специалитета в соответствии с ФГОС ВО в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» («Лечебное дело», «Педиатрия», «Фармация», «Стоматология», «Медицинская биофизика», «Медицинская биохимия», «Медико-профилактическое дело»).

В Амурской государтсвенной медицинской академии подготовка специалистов ведется по двум специальностям - 31.05.01 «Лечебное дело» и 31.05.02 «Педиатрия», поэтому в 2017 г. наши выпускники проходили первичную аккредитацию впервые. Подготовка к первичной аккредитации выпускников проводилась в течение учебного года в соответствии с планом, который был утвержден ученым советом академии в октябре 2016 года. Преподаватели клинических кафедр академии участвовали в подготовке оценочных средств для первичной аккредитации. В методический центр аккредитации было направлено по 800 тестовых заданий и по 200 ситуационных задач по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия». Сотрудники кафедр участвовали в разработке паспортов станций, рецензировали оценочные средства для проведения всех этапов аккредитации.

После размещения на сайте fmza.ru оценочных средств для обеспечения доступа к базам и контроля за самоподготовкой студентов тестовые задания и ситуационные задачи были размещены в электронной информационно-образовательной среде академии, что позволяло отслеживать у каждого студента количество попыток и набранных при тестировании баллов. Студенты также проходили репетиционное тестирование на сайте методического центра аккредитации, что позволило каждому специалисту оценить уровень своей подготовки. На базе симуляционно-аттестационного центра для студентов 6 курса в соответствии с расписанием проводились дополнительные занятия по отработке практических навыков, как под контролем преподавателей, так и в рамках самоподготовки. Деканат постоянно проводил мониторинг текущей успеваемости обучающихся.

Проблем и вопросов на этапе подготовки к аккредитации было много, так как она проводилась впервые. Сотрудники академии, сотрудники методического центра аккредитации, координаторы от Минздрава РФ совместно находили решения возникающих проблем.

В процедуре первичной аккредитации специалистов-выпускников Амурской медицинской академии 2017 года участвовало 247 человек, в том числе по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» - 216 человек, по специальности 31.05.02 «Педиатрия» - 31 человек.

Аккредитация - это особая форма экзамена, которая состоит из трех последовательных этапов оценки квалификации специалиста: тестирование, оценка практических умений и навыков в стандартизованных симуляционных условиях и решение ситуационных задач. На каждом этапе испытуемому дается три попытки, к следующему этапу аккредитуемый допускается только после успешной сдачи предыдущего этапа. Критерием успешности является получение на каждом этапе 70 и более баллов, при наборе 69 и менее баллов этап считается не сданным. Каждый этап проводился через портал сайта Федерального центра аккредитации МЗ РФ с видеофиксацией.

Начинающих врачей оценивала аккредитационная комиссия (АК), состав которой был утвержден приказом Минздрава России от 16.06.2017 г. № 329. В нее вошли представители профессиональной некоммерческой организации (ПHФJ «Медицинская палата Амурской области», работодателей, научной организации, реализующей программы медицинского образования (Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания). Председателем комиссии была назначена В.В. Яковук, заведующая медико-социальным отделением детской поликлиники №1 ГАУЗ АО «Детская городская клиническая больница» (г. Благовещенск), член ПНФ «Медицинская палата Амурской области». Всего в составе АК работало 19 человек. Выпускники академии должны были показать практикующим врачам, будущим коллегам, чему они научились за время обучения, насколько они готовы оказывать медицинскую помощь и работать участковыми врачами, поэтому многие из них испытывали волнение. Аккредитация проводится в режиме максимальной объективности и непредвзятости.

Первая процедура аккредитационного экзамена заключалась в тестировании. Будущие врачи в течение 60 минут отвечали на 60 теоретических вопросов по специальным дисциплинам в режиме онлайн. Тест считался успешно пройденным, если экзаменуемый правильно ответил, как минимум, на 70% вопросов. Тот, кто справился с заданием, далее демонстрировал свои практические навыки и умения. Этот этап успешно преодолели 207 (95,8%) выпускников по специальности «Лечебное дело» и 29 (93,5%) выпускников по специальности «Педиатрия». 9 выпускников по специальности «Лечебное дело» и 2 по специальности «Педиатрия» не преодолели первый этап, в связи с чем были признаны АК не прошедшими первичную аккредитацию специалиста.

На втором этапе аккредитации члены АК оценивали практические навыки и умения выпускников в симулированных условиях: в последовательности, определенной в день сдачи, нужно было выполнить 5 задании на 5 организованных тематических рабочих местах (станциях) в течение 10 минут на каждом. Перечень станций отличался в зависимости от специальности, обязательной для всех специальностей была станция по сердечно-легочной реанимации.

Во время прохождения второго этапа на каждой станции проводилась видеозапись и видеотрансляция на монитор эксперта - члена АК и в комнату для дебрифинга, где можно было видеть одновременно 5 станций. Этот этап был одним из самых сложных, так как от слаженности и организованности зависело буквально все - стоило кому-либо нарушить порядок прохождения цепочки, мог произойти сбой для остальных участников. Эксперты также должны были все держать

под контролем - своевременно задавать вопросы, успевать быстро и объективно заполнять чек-лист. Выпускникам нужно было четко выполнять поставленные задачи, отвечать на вопросы «пациента» и при этом уложиться во временной интервал. Это испытание выдержали все 207 лечебников и 29 педиатров. Подтверждением этого явился протокол АК на основании обработанных результатов: все аккредитуемые на этом этапе выполнили манипуляции на 70% и более.

На третьем этапе аккредитуемому on-line из более чем 300 ситуационных задач составлялся билет, включающий три клинические ситуации, в каждой из которых нужно было ответить на 5 вопросов. На подготовку к ответу отводилось 60 минут. На этом этапе будущему врачу нужно было поставить клинический диагноз, обосновать его и доказать авторитетной комиссии, что предложенные варианты дополнительного обследования и лечения являются оптимальными и рациональными. Критерием сдачи третьего этапа было не менее 10 правильных ответов. Несмотря на ограничение во времени, все аккредитуемые уложились в отведенное время и успешно справились с этим этапом.

Таким образом, по результатам трех этапов успешно прошедшими первичную аккредитацию специалистами были признаны 207 человек по специальности «Лечебное дело» (95,8%) и 29 человек (93,5%) по специальности «Педиатрия», признаны не прошедшими аккредитацию 9 (4,16%) и 2 (6,45%) выпускника по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» соответственно. Это свидетельствует о том, что большинство наших выпускников были хорошо подготовлены к аккредитации. Однако были выявлены и недостатки в подготовке специалистов. Результаты первичнои аккредитации специалистов проанализированы, сделаны выводы и намечены пути реализации замечаний.

Заключение: первичная аккредитация специалистов позволяет объективно оценить фактический уровень формирования обязательных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах их обучения и качество организации учебного процесса. С одной стороны, оценка выпускников практическими врачами приводит к повышению ответственности преподавателей при подготовке студентов, с другой стороны - повышает ответственность обучающихся за учебу и их самооценку.

Литература

1.Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosminzdrav.ru/health/79/0.

2.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

УДК 378

Г.А. Трифонова

ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет Минздрава России, Владивосток, Россия

ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз», Владивосток, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Резюме Представлен ряд интерактивных методов и образовательных технологий обучения на семинарских занятиях по предмету «История»- Показано их практико-ориентированное применение в медицинском университете-

Ключевые слова: медицинский вуз, преподавание истории, интерактивное обучение-

APPLICATION OF INTERACTIVE METHODS FOR TEACHING HISTORY AT THE MEDICAL UNIVERSITY

G.A. Trifonova Pacific State Medical University, Vladivostok, Russia Far Eastern State Technical Fishery University, Vladivostok, Russia

Abstract A number of interactive methods and educational technologies of teaching in the classes of history are presented. Their practical application at the medical university is shown.

Key words: higher medical school, teaching history, interactive training.

Компетентностный подход актуализировал значимость применения новых образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения студентов в высших учебных заведениях. Форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе отвечает принципам компетентностного подхода. Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие утверждения, что студенты быстрее и лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт; целеустремленнее учатся, если преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний; легче воспринимают материал, если преподаватель, с одной стороны, структурирует предмет для более успешного усвоения, с другой стороны, принимает и включает в обсуждение мнения студентов [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.