Научная статья на тему 'Организация первичной специализированной аккредитации неврологов на базе Чувашского государственного университета'

Организация первичной специализированной аккредитации неврологов на базе Чувашского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аккредитация / врач-невролог / медицинское образование / accreditation / neurologist / medical education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимов Радислав Серафимович, Щукина Татьяна Владимировна, Деомидов Евгений Сергеевич

В статье рассматриваются особенности организации первичной специализированной аккредитации неврологов на базе Чувашского государственного университета. Подробна описана этапность процесса и оценки результатов аккредитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимов Радислав Серафимович, Щукина Татьяна Владимировна, Деомидов Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRIMARY SPECIALIZED ACCREDITATION OF NEUROLOGISTS ON THE BASIS OF CHUVASH STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I.N. ULIANOV

The article discusses the features of the organization of primary specialized accreditation of neurologists on the basis of the Chuvash State University.

Текст научной работы на тему «Организация первичной специализированной аккредитации неврологов на базе Чувашского государственного университета»

№ 2 (68)

A UNI

mV пси:

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

февраль, 2020 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ АККРЕДИТАЦИИ НЕВРОЛОГОВ НА БАЗЕ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Максимов Радислав Серафимович

заведующий первичным сосудистым отделением для больных с ОНМК, врач-невролог, БУ «ГКБ №1» Минздрава Чувашии, ассистент кафедры психиатрии, медицинской психологии и неврологии

ЧГУ им. И.Н. Ульянова, РФ, г. Чебоксары E-mail: mrs13s@rambler.ru

Щукина Татьяна Владимировна

ассистент кафедры психиатрии, медицинской психологии и неврологии ЧГУ им. И.Н. Ульянова

врач-невролог, БУ «ГКБ №1» Минздрава Чувашии,

РФ, г. Чебоксары E-mail: pso4gkb 1 @mail.ru

Деомидов Евгений Сергеевич

канд. мед. наук, доцент кафедры психиатрии, медицинской психологии и неврологии ЧГУ им. И.Н. Ульянова

РФ, г. Чебоксары E-mail: neurokaf@yandex.ru

ORGANIZATION OF PRIMARY SPECIALIZED ACCREDITATION OF NEUROLOGISTS ON THE BASIS OF CHUVASH STATE UNIVERSITY NAMED AFTER I.N. ULIANOV

Radislav Maximov

Head of the stroke unit, neurologist, «City Clinical Hospital №1" of the Ministry of health of Chuvashia; assistant of the Department of Psychiatry, medical psychology and neuroscience of Chuvash State University named

after I. N. Ulyanov, Russia, Cheboksary

Tatyana Shchukina

assistant of the Department of Psychiatry, medical psychology and neuroscience of Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, neurologist, «City Clinical Hospital №1" of the Ministry of health of Chuvashia,

Russia, Cheboksary

Yevgeny S. Deomidov

Ph. D., associate Professor of psychiatry, medical psychology and neurology, Chuvash State University named

after I. N. Ulyanov, Russia, Cheboksary

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности организации первичной специализированной аккредитации неврологов на базе Чувашского государственного университета. Подробна описана этапность процесса и оценки результатов аккредитации.

ABSTRACT

The article discusses the features of the organization of primary specialized accreditation of neurologists on the basis of the Chuvash State University.

Ключевые слова: аккредитация, врач-невролог, медицинское образование. Keywords: accreditation, neurologist, medical education.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», осуществлять

медицинскую деятельность имеют лица, успешно прошедшие процедуру первичной аккредитации. Аккредитация специалиста - процедура определения

Библиографическое описание: Организация первичной специализированной аккредитации неврологов на базе Чувашского государственного университета // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. Максимов Р.С. [и др.]. 2020. № 2(68). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/8695

№ 2 (68)

А им

ЛгУ\ пси:

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической

деятельности. В соответствии с приказом Министерства Здравоохранения РФ от 02.06.2016г. № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» процедура аккредитации проводится в 3 этапа: тестирование, оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях и решение ситуационных задач. Организация проведения, фонд оценочных средств, а также состав аккредитационной комиссии регулируется Министерством Здравоохранения РФ.

В Российской Федерации процедура первичной аккредитация впервые стартовала в 2016г., и коснулась выпускников по специальностям «стоматология» и «фармация», с 2017г. в систему первичной аккредитации вошли выпускники медицинских факультетов по специальностям «лечебное дело», «педиатрия». В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 22 декабря 2017г. N 1043н (с изменениями и дополнениями от 21 декабря 2018г. приказ № 898н) с 1 января 2019г. подлежат аккредитации лица, получившие после 1 января 2019 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования "Здравоохранение и медицинские науки" (уровень ординатуры), требования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции которых сформированы на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) по специальностям: "Неврология", "Кардиология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Педиатрия", "Терапия", а также лица, прошедшие по тем же специальностям профпереподготовку (программа должна быть разработана на основании установленных квалификационных требований, профстандартов и требований соответствующих ФГОС ВО (уровень ординатуры) к результатам освоения образовательных программ).

В рамках подготовки к первичной специализированной аккредитации в 2019 г, с января 2019г. открылся репетиционный экзамен для подготовки к первому этапу аккредитации по вышеуказанным специальностям. В Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова подготовка к первичной специализированной аккредитации по специальности «неврология» стартовала с 29.01.2019г.

Подготовка к первому этапу аккредитации осуществлялась на сайте https://fmza.ru, в виде решения тестовых заданий из единой базы оценочных средств. Второй этап аккредитации -Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях, в том числе с

февраль, 2020 г.

использованием симуляционного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) и (или) с привлечением стандартизированных пациентов, проводится путем оценивания правильности и последовательности выполнения аккредитуемым не менее 5 практических заданий в виде станций объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ). Перечень станций ОСКЭ по специальности «неврология» согласован с общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество неврологов». Для подготовки ко 2-му этапу на сайте методического центра аккредитации были размещены паспорта следующих станций: базовая сердечно-легочная реанимация взрослых (ребенка 8 лет); экстренная медицинская помощь; сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача; врачебные манипуляции (оценка неврологического статуса); врачебные манипуляции (выполнение люмбальной пункции).

По мере появления и обновления паспортов станций на сайте https://fmza.ru, клинические ординаторы по специальности «неврология» ЧГУ им. И.Н. Ульянова, под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры психиатрии, медицинской психологии и неврологии, вели активную подготовку к первичной

специализированной аккредитации. Весь процесс подготовки шел в симуляционном центре при медицинском факультете ЧГУ им. И.Н. Ульянова, а также на клинических базах кафедры, и длился с февраля по июль 2019г. включительно. Все необходимое оборудование для подготовки к прохождению станций второго этапа было обеспечено ЧГУ им. И.Н. Ульянова при активном участии преподавателей кафедры.

Третий этап аккредитации специалистов — решение ситуационных задач — компьютерное решение кейсов. Материалы для подготовки к третьему этапу также были доступны на сайте https://fmza.ru в разделе «Репетиционный экзамен».

В ЧГУ им. И.Н. Ульянова к процедуре первичной специализированной аккредитации были допущены 50 человек, освоивших программу ординатуры по различным специальностям, из них 6 - ординаторы-неврологи. Министерством здравоохранения РФ председателем аккредитационной комиссии первичной специализированной аккредитации специалистов по неврологии была утверждена главный внештатный невролог Минздрава Чувашии Иванова Вера Владимировна. Первый этап аккредитации — тестирование — стартовал 25.06.2019г., проводился с использованием тестовых заданий, комплектуемых для каждого аккредитуемого автоматически с использованием информационных систем путем выбора 60 тестовых заданий из единой базы оценочных средств. Каждый тест содержит 4 варианта ответа, среди которых только один правильный. На решение аккредитуемым варианта тестовых заданий отводится 60 минут. Результат формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий:

№ 2 (68)

А им

ЛгУ\ пси:

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

"сдано" при результате 70% и более правильных ответов; "не сдано" при результате 69% и менее правильных ответов. Клинические ординаторы по специальности «неврология» успешно сдали тестирование, набрав, в среднем, 93 %.

На втором этапе неврологов ожидало 5 практических заданий в виде станций объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ), которые были успешно пройдены. Первая станция -базовая сердечно-легочная реанимация взрослых (ребенка старше 8 лет). Здесь эксперт оценивает демонстрацию аккредитуемым своего поведения в ситуации столкновения на рабочем месте с человеком без признаков жизни, умения выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации, в том числе с использованием автоматического наружного дефибриллятора. На станции «экстренная медицинская помощь» задачей аккредитуемого является оказание

профессиональной помощи в симулированных условиях в ситуации столкновения с резким ухудшением самочувствия пациента. Станция состоит из следующих сценариев: острый коронарный синдром(ОКС1), кардиогенный шок; острый коронарный синдром(ОКС2), отек легких; анафилактический шок; бронхообструктивный синдром (БОС); тромбоэмболия легочной артерии(ТЭЛА); спонтанный пневмоторакс; гипогликемия; гипергликемия; острое нарушение мозгового кровообращения(ОНМК); расслоение аневризмы аорты. Выбор последовательности ситуаций и количество их повторов регулируется членами аккредитационной подкомиссии, что регистрируется программным обеспечением по

февраль, 2020 г.

сопровождению программы аккредитации специалистов. На третьей станции проводится сбор жалоб, анамнеза жизни, анамнеза болезни у симулированных пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы с целью постановки диагноза. Задачей станции «врачебные манипуляции (оценка неврологического статуса)» является демонстрация алгоритма физикального осмотра неврологического больного, т. е. оценка неврологического статуса. Заключительная станция -«врачебные манипуляции (выполнение люмбальной пункции)» - оказалась, по мнению аккредитуемых, наиболее сложной. Здесь экспертами оценивалась демонстрация клиническими ординаторами своего умения проводить люмбальную пункцию, обеспечивая безопасность проведения процедуры.

На заключительном этапе первичной специализированной аккредитации — компьютерное решение кейсов (комплектование набора из двух ситуационных задач с использованием информационных систем) — среднезначный результат неврологов составил 100%, что соответствует максимальному показателю. Данный этап проводился путем ответа аккредитуемым на 12 вопросов, содержащихся в двух ситуационных задачах (кейсах).

Заключение: Первичная специализированная аккредитация по специальности «неврология» завершилась весьма успешно. По мнению самих аккредитуемых, в высокой результативности итоговых показателей лежит заранее начатая, правильно оформленная и интенсивная подготовка к процедуре первичной специализированной аккредитации.

Список литературы:

1. Балахонов А.В. Фундаментализация естественнонаучного образования как фактор становления личности будущего врача // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6. - СПб., 2002. -С. 248-257.

2. Нестерин К. В., Шумилова М. В., Максимов Р. С., Деомидов Е.С., «Оптимизация эффективности обучения студентов в неврологии», Совершенствование системы высшего профессионального образования: опыт и перспективы: Материалы 8-международной учебно-методической конференции / под ред. А. Ю. Александрова - Чебоксары: Издательство Чувашского Госуниверситета, 2016.-516 с. (с.358-362)

3. Чурилов Л.П. Глобализация, постмодерн и международное медицинское образование. В кн.: Здоровье — основа человеческого потенциала: Проблемы и пути их решения. Т. 8, ч. 1: Труды VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.; 2013: 119—58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.