Научная статья на тему 'Значение дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение" в подготовке будущих врачей'

Значение дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение" в подготовке будущих врачей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
476
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ПОДГОТОВКА / АККРЕДИТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / PUBLIC HEALTH AND HEALTH CARE / TRAINING / ACCREDITATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буслаева Галина Николаевна, Полунина Наталья Валентиновна, Полунин Валерий Сократович, Ашанина Наталья Марковна, Аль Сабунчи Абдул Маджид Али

Цель исследования. Изучить особенности преподавания студентам медицинских ВУЗов дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» и разработать рекомендации по его совершенствованию. Материалы и методы. Проанализированы профессиональные компетенции, изучены материалы учебных планов с сайтов 39 медицинских ВУЗов России. Результаты. В процессе освоения студентами дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» они получают знания и навыки, которые в дальнейшем позволяют эффективно реализовать трудовые функции, необходимые в профессиональной деятельности. Заключение. Для повышения качества подготовки врачей первичного звена здравоохранения целесообразно унифицировать подготовку студентов всех медицинских вузов в рамках дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», включить вопросы по «Общественному здоровью и здравоохранению» в содержание первичной специализированной аккредитации специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Буслаева Галина Николаевна, Полунина Наталья Валентиновна, Полунин Валерий Сократович, Ашанина Наталья Марковна, Аль Сабунчи Абдул Маджид Али

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF THE DISCIPLINE "PUBLIC HEALTH AND HEALTHCARE" IN THE PREPARATION OF FUTURE PHYSICIANS

Objective. To examine the features of teaching students of medical universities the discipline of «public health and healthcare» and to develop recommendations for its improvement. Materials and methods. Analyzed professional competence, studied materials curriculum 39 sites of medical universities of Russia. Results. During development disciplines students «Public health and healthcare» they receive the knowledge and skills that enable them to efficiently implement the duties required in professional activity. Conclusion. To improve the quality of training of primary care physicians of healthcare system, it’s appropriate to standardize the training of students of all medical schools within the discipline of public health and healthcare, to include questions on «public health and healthcare» in the primary content specialized accreditation specialist.

Текст научной работы на тему «Значение дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение" в подготовке будущих врачей»

DOI: 10.26347/1607-2502201809-10009-014

ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

Цель исследования. Изучить особенности преподавания студентам медицинских ВУЗов дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» и разработать рекомендации по его совершенствованию.

Материалы и методы. Проанализированы профессиональные компетенции, изучены материалы учебных планов с сайтов 39 медицинских ВУЗов России.

Результаты. В процессе освоения студентами дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» они получают знания и навыки, которые в дальнейшем позволяют эффективно реализовать трудовые функции, необходимые в профессиональной деятельности. Заключение. Для повышения качества подготовки врачей первичного звена здравоохранения целесообразно унифицировать подготовку студентов всех медицинских вузов в рамках дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», включить вопросы по «Общественному здоровью и здравоохранению» в содержание первичной специализированной аккредитации специалиста.

Ключевые слова: общественное здоровье и здравоохранение, подготовка, аккредитация студентов

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Г.Н. Буслаева, Н.В. Полунина, В.С. Полунин, Н.М. Ашанина, А.А. Аль Сабунчи

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия

VALUE OF THE DISCIPLINE «PUBLIC HEALTH AND HEALTHCARE» IN THE PREPARATION OF FUTURE PHYSICIANS

Objective. To examine the features of teaching students of medical universities the discipline of «public health and healthcare» and to develop recommendations for its improvement. Materials and methods. Analyzed professional competence, studied materials curriculum 39 sites of medical universities of Russia.

Results. During development disciplines students «Public health and healthcare» they receive the knowledge and skills that enable them to efficiently implement the duties required in professional activity.

Conclusion. To improve the quality of training of primary care physicians of healthcare system, it's appropriate to standardize the training of students of all medical schools within the discipline of public health and healthcare, to include questions on «public health and healthcare» in the primary content specialized accreditation specialist.

Keywords: public health and health care, training, accreditation of students

G.N. Buslayeva, N.V Polunina, VS. Polunin, N.M. Ashanina, A.A. Al-Sabunchi

N.I. Pirogov Russian national research Medical University, the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Существенное повышение качества подготовки врачей — один из приоритетных проектов здравоохранения, реализация которого может серьезно повлиять на качество и доступность медицинской помощи. Для оказания качественной медицинской помощи населению врач должен соответствовать требованиям профессионального стандарта (ПС). В соответствии со статьей 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) [1]. В настоящее время для врача-специалиста, работающего в первичном звене здра-

воохранения, Минтрудом России утверждены 2 ПС: «врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» [2], и «врач-педиатр участковый» [3]. В соответствии со стандартами, для работы в должности врача терапевта-участкового и врача-педиатра участкового необходимо иметь высшее образование — специалитет соответственно по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия» и сертификат специалиста по специальности «терапия» или «педиатрия» и (или) свидетельство об аккредитации специалиста «врач-лечебник

врач-терапевт участковый» или «врач-педиатр участковый». Обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) (специалитет) по направлениям подготовки 31.05.01 — лечебное дело и 31.05.02 — педиатрия [4, 5]. Аккредитация специалистов регламентируется приказом Минздрава России от 22 декабря 2017 г. № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» [6]. С 1 февраля 2018 г. лица, получившие высшее образование по основным образовательным программам «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень специалитета) должны проходить аккредитацию. Должностные обязанности специалиста определяются соответствующим разделом «Квалификационных характеристик должностей работников в сфере здравоохранения» [7].

Цель исследования: изучить особенности преподавания студентам лечебных и педиатрических факультетов медицинских ВУЗов дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» и разработать рекомендации по его совершенствованию.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проанализированы профессиональные компетенции (ПК) ФГОС ВО, трудовые функции и действия, умения и знания врача-терапевта участкового и педиатра, входящих в ПС. Изучены материалы учебных планов с сайтов 39 российских медицинских ВУЗов преподавания студентам лечебного и педиатрического факультетов дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ ФГОС ВО (уровень специалитета) по направлениям подготовки 31.05.01 — лечебное дело и 31.05.02 — педиатрия показал, что из 22 ПК в каждом 12 ПК (более 50%) относятся к дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»: осуществление комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, включающих в себя фор-

мирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний; проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации; применение социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья; использование Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем; проведение экспертизы временной нетрудоспособности, участие в проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ); обучение детей и их родителей (законных представителей) основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний; просветительская деятельность по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни и многие другие.

При анализе трудовых функций и действий выявлено, что в ПС «врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» из 6 трудовых функций, 2 — связаны с преподаванием дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»: «Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения» и «Ведение медицинской документации и организация деятельности находящегося в распоряжении среднего медицинского персонала». Для реализации остальных 4 трудовых функций также необходимы знания в этой области: установление диагноза с учетом действующей международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ); проведение экспертизы временной нетрудоспособности; подготовка необходимой медицинской документации для осуществления медико-социальной экспертизы и другие.

В ПС «врач-педиатр участковый» из 5 трудовых функций, 2 относятся к дисциплине: «Проведение профилактических мероприятий» и «Организация деятельности медицинского персонала и ведение медицинской документации», а в оставшихся 3 тоже есть трудовые действия, связанные с общественным здоровьем и здравоохранением. К ним относятся: проведение дифференциального диагноза с другими болезнями и постановка диагноза в соответствии с действующей МКБ; направление детей с нару-

шениями, приводящими к ограничению их жизнедеятельности, для прохождения МСЭ; контроль реализации Индивидуальной программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов, составленной врачом по МСЭ и другие.

В квалификационных характеристиках должностей работников в сфере здравоохранения и должностных обязанностях врача-терапевта участкового и врача-педиатра сформулирована организационная деятельность, для осуществления которой необходимы знания о нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере здравоохранения; общих вопросах организации деятельности терапевтической и педиатрической помощи в Российской Федерации и работы медицинских организаций; правилах выдачи справок и листков нетрудоспособности; медико-социальной экспертизе; диспансеризации различных групп населения; санитарном просвещении; профилактике заболеваний; демографической и социальной характеристике участка; планировании и отчетности и т.п.

При анализе учебных планов с сайтов 39 российских медицинских ВУЗов о преподавании студентам дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» доступными оказались учебные планы на сайтах 26 ВУЗов, в 20 из них были и лечебный, и педиатрический факультеты, а в 6 — только лечебный. Таким образом, всего проанализировано 46 факультетов.

ФГОС начали внедрять в обучение с 2011— 2012 учебного года. Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» по ФГОС ВО «Лечебное дело» и «Педиатрия» была включена в профессиональный цикл дисциплин, на ее изучение отводилось 6 зачетных единиц (зач. ед.), то есть 216 ч, и соотношение часов аудиторной и самостоятельной работы соответствовало 2:1. В 2015—2016 гг. предложены новые стандарты, принципиальным отличием которых являлось то, что в них не указывались конкретные дисциплины и выделенные на их обучение зачетные единицы.

На изучение дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» отводится от 5 (180 ч) до 7 (252 ч) зач. ед. Как и было раньше — 6 зач. ед. (216 ч), выделено на 42 из 46 факультетов, меньше — на 3 факультетах и больше — на 1 факультете. На лечебных факультетах с одинаковой частотой встречались как увеличение, так и умень-

шение зачетных единиц. На педиатрических факультетах — только снижение до 5—5,5 зач. ед. Соотношение часов аудиторной и самостоятельной работы также широко варьировало от 1,1:1 (94:86 и 110:100 соответственно аудиторные часы, часы самостоятельной работы) до 5:1 (120:24). Соотношение 2:1, как было в предыдущем образовательном стандарте, сохранилось на 29 из 46 факультетов. При этом на 17 из 26 лечебных факультетов и 12 из 20 педиатрических. Преобладание аудиторных часов над часами самостоятельной работы по сравнению с предшествующим стандартом выявлено на 12 из 46 факультетов (6 из 26 — лечебных и 6 из 20 — педиатрических), а снижение доли аудиторных часов — на 5 из 46 (3 из 26 лечебных и 2 из 20 педиатрических).

Часы «контактной работы» значительно отличались и колебались от 94 до 144, составляя от 43,5 до 66,7% всех часов, даже при одинаковом количестве зачетных единиц, но на 30 из 46 факультетов они, как и в предыдущем стандарте, составили 120 аудиторных часов (17 лечебных и 13 педиатрических факультетов). Большее число академических часов (ак. часов) выделено на 2 лечебных факультетах, меньшее — на 14 факультетах (7 — на лечебных — от 119 до 98 ч и 7 — на педиатрических — от 119 до 94 ч).

По ФГОС количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, должно составлять не более 30% от общего количества часов аудиторных занятий. По факту установлено, что на 6 факультетах из 46 данный показатель составлял 31,9—33,3%, из них 3 педиатрических и 3 — лечебных факультета. На остальных 40 факультетах количество лекционных часов значительно варьирует от 24 до 40% как на лечебном, так и на педиатрическом факультетах, составляя от 20 до 30% аудиторных часов. На 22 факультетах из 46 было выделено 36 лекционных часов (13 — на лечебных и 9 — на педиатрических). Меньше 36 лекционных часов имеют 20 факультетов (11 — на лечебном и 9 — на педиатрическом), а больше — 4 (2 — на лечебном и 2 — на педиатрическом). Из 20 ВУЗов, в которых имелись педиатрический и лечебный факультеты, совпадали часы лекций на обоих факультетах в 14 ВУЗах, а в 6 — имелась разница от 2 до 8 ак. часов. Причем в 5 из них больше часов было на лечебном

факультете и только в 1 — на педиатрическом факультете.

На практические занятия на обоих факультетах приходилось от 64 до 108 ак. часов, что составляло 66,7—80% всех аудиторных часов. На 24 факультетах на практические занятия выделено около 70% аудиторного времени, что составило от 65 до 85 ч. 20 факультетов выделили по 84 аудиторных часа.

Время, отведенное студентам на самостоятельную работу, имело значительные колебания от 24 до 100 ч, что составляло от 13,3 до 46,3% общих часов зачетных единиц. Распределение часов на самостоятельную работу по двум семестрам было неравномерным. Так, в одном случае разделение 24 ч самостоятельной работы было 2 ч в одном семестре и 22 ч — в другом, что затрудняет выполнение домашних заданий студентами.

Время, выделенное для контроля знаний (экзамена), колебалось от 2,8 до 20% аудиторных часов и в большинстве ВУЗов составило 36 ч (16,7—20%), в 1 ВУЗе — 27 ч и в 3 ВУЗах — 6 ч. Обращает на себя внимание, что студенты изучают дисциплину «Общественное здоровье и здравоохранение» чаще на 3—4 курсах, а начинают — на 2 курсе, когда они еще не освоили основные клинические дисциплины, что влечет за собой плохое восприятие вопросов организации здравоохранения.

Таким образом, анализ учебных планов показал, что имеется значительная разница в освоении дисциплины в период обучения не только в различных ВУЗах, но и на разных факультетах одного ВУЗа. Кроме того, преподавание проводится на разных курсах, отсутствуют примерные программы, каждый ВУЗ создает свою рабочую программу, несмотря на то что после окончания ВУЗа все получают одинаковые дипломы государственного образца, что снижает эффективность освоения программы. В результате различных подходов к освоению дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» возникают организационно-управленческие ошибки в деятельности врача (в среднем в 37,9 случаев на 100 обследованных заведующих отделением): недостаточное знание нормативно-правовых документов — 35,7 случаев; неправильное оформление документации — 42,3 случая; неправильное оформление нетрудоспособности — 39,1 случаев;

неправильное вычисление и анализ показателей медицинской деятельности — 27,1 случаев; неправильное использование наглядных методов представления показателей — 45,6 случаев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях обеспечения унифицированного обучения по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» можно дать следующие рекомендации: подготовить единые примерные Программы по преподаванию дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» для обучения студентов всех медицинских ВУЗов; определить объем Программы в зачетных единицах, установить соотношение аудиторных часов и часов самостоятельной работы; определить количество часов на лекции и практические занятия; содержание программы привести в соответствие с приобретаемыми компетенциями; предусмотреть преподавание данной дисциплины студентам на выпускном курсе; включить вопросы по «Общественному здоровью и здравоохранению» в содержание первичной специализированной аккредитации специалиста (тесты, перечень практических умений, ситуационные задачи).

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018). Доступно по: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/. Ссылка активна на 11.06.2018.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.03.2017 № 293н «О профессиональном стандарте «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)». Доступно по: http://base.garant.ru/71648500/. Ссылка активна на 11.06.2018.

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.03.2017 № 306н «О профессиональном стандарте «Врач-педиатр участковый». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215685/. Ссылка активна на 11.06.2018.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 № 95 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)». До-

ступно по: http://base.garant.ru/71345004/. Ссылка активна на 11.06.2018.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.08.2015 № 853 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета)». Доступно по: http://base.garant.ru/71191194/. Ссылка активна на 11.06.2018.

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2018 №49696). Доступно по: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288409/. Ссылка активна на 11.06.2018.

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_104261/. Ссылка активна на 11.06.2018.

Поступила 28.05.2018 Принята к опубликованию 27.06.2018

REFERENCES

1. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 g., № 197-FZ (red. ot 05.02.2018) [The labor code of the Russian Federation dated 30.12.2001 № 197-FZ (as amended on 05.02.2018)]. Available at: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_34683/. Accessed on 11.06.2018. (In Russian).

2. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 21.03.2017 g. № 293n «O professional'nom standarte «Vrach-lechebnik (vrach-terapevt uchastkovyj)» [Order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation dated 21.03.2017, No. 293н «Professional standard «Doctor (doctor-therapist of the district)»]. Available at: http://base.garant.ru/71648500/. Accessed on 11.06.2018. (In Russian).

3. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 27.03.2017 g. № 306n «O professional'nom standarte «Vrach-pediatr uchastkovyj» [Order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federa-

tion of 27.03.2017 № 306n «on professional standard «pediatrician district»]. Available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_215685/. Accessed on 11.06.2018. (In Russian).

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09.02.2016 g. № 95 «Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 31.05.01 Lechebnoe delo (urov-en' specialiteta)» [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated 09.02.2016, № 95 « on approval of the Federal state educational standard of higher education in the field of training 31.05.01 Medical case (level of specialization)»]. Available at: http://base.ga-rant.ru/71345004/. Accessed on 11.06.2018. (In Russian).

5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.08.2015 g. № 853 «Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po spe-cial'nosti 31.05.02 Pediatriya (uroven' specialiteta)» [Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation dated 17.08.2015, № 853 «on approval of the Federal state educational standard of higher education in the specialty 31.05.02 Pediatrics (specialty level)»]. Available at: http://base.garant.ru/71191194/. Accessed on 11.06.2018. (In Russian).

6. Prikaz Minzdrava Rossii ot 22.12.2017 N 1043n «Ob utverzhdenii srokov i ehtapov akkreditacii specialistov, a takzhe kategorij lic, imeyushchih medicinskoe, farma-cevticheskoe ili inoe obrazovanie i podlezhashchih akkred-itacii specialistov» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.01.2018 N 49696) [The order of the MoH of Russia dated 22.12.2017 1043н N «On approval of terms and stages of accreditation experts, as well as categories of persons with a medical, pharmaceutical or other entity and are subject to accreditation» (registered in Ministry of justice of Russia 19.01.2018 N 49696)]. Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_288409/. Accessed on 11.06.2018. (In Russian).

7. Prikaz Minzdravsocrazvitiya RF ot 23.07.2010 N 541n «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashchih, razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabot-nikov v sfere zdravoohraneniya» [Order of the Ministry of health of the Russian Federation dated 23.07.2010 N 54^ «about the approval of the Uniform qualification directory of positions of heads, specialists and employees, the section» Qualification characteristics of positions of workers in the field of health care»]. Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_104261/. Accessed on 11.06.2018. (In Russian).

Received on 28.05.2018 Accepted for publication on 27.06.2018

Сведения об авторах:

Буслаева Галина Николаевна — д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирого-ва Минздрава России. 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1. Тел. 8-968-381-12-21

Полунина Наталья Валентиновна — д-р мед. наук, член-корр. РАН. Заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Минздрава России. 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1. Тел. 8-916-630-84-82. E-mail: lunapol@yandex.ru

Полунин Валерий Сократович — д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, экономики здравоохранения Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пи-рогова Минздрава России. 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1. Тел. 8-916-630-84-82. E-mail: lunapol@yandex.ru

Ашанина Наталья Марковна — канд. мед. наук, доцент. Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Минздрава России. 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1.

Аль Сабунчи Абдул Маджид Али — д-р мед. наук, профессор Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России. 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1.

About the authors:

Buslaeva Galina N. — Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Public Health and Healthcare, Health Economics of the N.I. Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. 117997, Moscow, ul. Ostrovityanova Str., 1. Tel. 8-968-381-12-21

Polunina Natalia V. — Doctor of Medical Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Science. Head of the Department of Public Health and Healthcare, Health Economics, the N.I. Pirogov Russian National Medical Research University, the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. 117997, Moscow, ul. Ostrovityanova, 1. Tel. 8-916-630-84-82. E-mail: lunapol@yandex.ru

Polunin Valery S. — Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Public Health and Healthcare, Health Economics, the N.I. Pirogov Russian National Research Medical University. of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. 117997, Moscow, ul. Ostrovityanova, 1. Tel. 8 (916) 630-84-82. E-mail: lunapol@yandex.ru

Alanine Natalia M. — Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the N.I. Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation. 117997, Moscow, ul. Ostrovityanova, 1.

Al Sabunchi Abdul Majid Ali — Doctor of Medical Sciences, Professor of Sciences of the N.I. Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry Of Healthcare of the Russian Federation. 117997, Moscow, ul. Ostrovityanova, d. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.