Научная статья на тему 'К вопросу о пролонгированном позитивном воздействии арт-коррекции'

К вопросу о пролонгированном позитивном воздействии арт-коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красненкова Светлана Александровна

Рассматривается вопрос о пролонгированном позитивном психокоррекционном воздействии изобразительного творчества в целом и арт-коррекции в частности. Высказано предположение, что занятие изобразительным творчеством способствует увеличению продолжительности жизни индивида. Выявлено, что средняя продолжительность жизни русского художника IX века выше средней продолжительности жизни его современника россиянина на 30 лет. Сделаны выводы о необходимости более детального анализа биографических данных людей, занимающихся изобразительным искусством, для изучения степени воздействия художественного творчества на личность, в плане профессионального и духовного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о пролонгированном позитивном воздействии арт-коррекции»

12. ПетренкоВ.Ф. Психологическое исследование значения на словесном и образном уровнях. Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1978.

13. ПетренкоВ.Ф. Психосемантический подход к исследованию сознания и личности // Психологическое обозрение. - 1996. - № 2(3). - С. 12-17.

14. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., Изд-во МГУ, 1988.

15. ПетренкоВ.Ф., НистратовА.А., Хайруллаева Л.М. Исследование семантической структуры образной репрезентации методом невербального семантического дифференциала // Вестн. Моск. ун-та. -Сер. 14. Психология. - 1980. - №2. - С. 27-36.

16. Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М.: Изд-во «Гуманитарный издательский центр ВЛА-ДОС», 1997.

17. ПрохоровА.О. Семантические пространства психических состояний. - Дубна, Изд-во «Феникс», 2005.

18. Русина Н.А. Семантические представления о свойствах разномодальных объектов // Вестн. Моск. ун-та. -Сер. 14. Психология. - 1982. - №3. - С. 26-38.

19. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. -М.: Изд-во ИП РАН, 2006.

20. Табидзе О.И. Проблема взаимоотношения ощущений в психологии. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук (по психол.). - Тбилиси, 1956.

21. Эткинд А.М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопр. психол.

- 1979. - №1. - С. 17-27.

22. Barsalou L.W., Simmons W.K., Barbey A.K. & Wilson C.D. Grounding conceptual knowledge in modality-specific systems // Trends in Cognitive Sciences.

- 2003. - Vol. 7. - №2.

23. Bleuler E. u Lehman K. Zwangmassige Lichter Scheinungen durch Schall und verwandte Erscheinungen auf dem Gebiete der anderen Sinnesempfindungen. Leipzig, 1881.

24. Marks L.E. On colored-hearing synesthesia: crossmodal translations of sensory dimensions // Psychological Bulletin. - 1975. - Vol. 82. - №3.

25. Marks L.E. The unity of the senses. - N.Y., 1978.

26. Osgood Сh., Suci C.J., Tannenbaum PH., The measurement of meaning. Urbana, 1957.

27. Werner H. L’unite des ses // Journal de Psychologie Normal et Patholoque. - 1934. - Vol.31. -№ 3-4.

С. А. Красненкова К ВОПРОСУ О ПРОЛОНГИРОВАННОМ ПОЗИТИВНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ АРТ-КОРРЕКЦИИ

Рассматривается вопрос о пролонгированном позитивном психокоррекционном воздействии изобразительного творчества в целом и арт-коррекции в частности. Высказано предположение, что занятие изобразительным творчеством способствует увеличению продолжительности жизни индивида. Выявлено, что средняя продолжительность жизни русского художника IX века выше средней продолжительности жизни его современника россиянина на 30 лет. Сделаны выводы о необходимости более детального анализа биографических данных людей, занимающихся изобразительным искусством, для изучения степени воздействия художественного творчества на личность, в плане профессионального и духовного роста.

Проблема необходимости критического осмысления, определения эффективности психокоррекционных (ПК) технологий остается практически не проработанной (Н.В. Беломес-тнова, 2006).

Объектом работы выступают психические состояния личности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) федеральной службы исполнения наказаний России и членов их семей. Сотрудники УИС, а также их супруги и дети, в качестве испытуемых были выбраны как лица с высоким уровнем эмоционально - стрессовых нагрузок.

Предметом изучаемой проблемы является эффективность гештальториентированной арт-коррекции психических состояний личности.

Под ПК подразумевается реабилитация, или восстановление функциональных состояний, исправление криминально значимых свойств личности (агрессии, жестокости, безответственности и т.п.), развитие социальных умений и профессиональных способностей (М.Г. Дебольский, А.В. Кокурин, 2005). Речь идет о воздействии на психическое состояние, использовании взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики для нейтрализации нежелательных

© С. А. Красненкова, 2007

127

для личности психологических механизмов, обеспечении психического здоровья, уровня и продолжительности жизни (В.И. Серов, 2005).

В качестве ПК технологии, выбран арт-коррек-ционный метод «Реституция рисованием», где «реституция» (лат. restitutio - восстановление) обозначает восстановление поврежденного организма, объединяет воедино диагностику и коррекцию. При этом процесс рисования рассматривается как акт самостоятельного активного творчества личности и выступает исцеляющим фактором.

Предпочтение было отдано гештальториенти-рованной парадигме арт-метода, как наиболее соответствующей арт-терапевтической цели гармонизации личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Невербальные арт-методики «Медитативный рисунок» А. Будза (2002), «Медитативный рисуночный тест» В.И. Серова (2005), «Осознай и нарисуй» Д.Н. Хломова (1996), предлагаемые испытуемым, рассматривались в качестве способов мобилизации возбуждения и создания ясной фокусировки, по мнению Д.Б. Энрайт (2002), способствующей осознаванию, что соответствовало трем уровням, или направлениям работы в гештальттерапии, обозначенным как «мобилизация возбуждения», «создание фокусировки» и «возложение ответственности».

Специфический психологический эксперимент проводился в виде семи ПК встреч. Благодаря случайной выборке, в исследовании приняло участие 600 человек, из них 450 человек вошли в экспериментальные группы. Оценка эффективности ПК осуществлялась традиционным способом, по изменению психических состояний испытуемых, посредством анализа результатов психодиагностики, проводимой до ПК и после ПК. В психодиагностическую батарею вошли: стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ - 566 вопросов), являющийся модифицированным вариантом теста MMPI (Л.Н. Собчик, 2000); метод цветовых выборов (МЦВ) - модифицированный вариант восьмицветового теста М. Люшера (Л.Н. Собчик, 2000); методика Оценка эффективности реституции рисованием (ОЭРР), представляющая собой модификацию теста Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн «Исследование самооценки». Результаты исследования подтвердили правомерность использования в пенитенциарной практике ПК метода «Реституция рисованием».

Проведенный анализ литературы показал, что зарубежными (М. Бетенски, 2002; ГМ. Ферс, 2003; Д. Остер, П. Гоулд, 2001; Г. Шоттенлоэр, 2001) и отечественными (А.И. Копытин, 2002; Л.Д. Лебедева, 2003; Д.Д. Хломов, 1998; Д.Н. Хломов, 2002) специалистами отмечались значительные исцеляющие возможности активной формы арт-терапии. В то же время, в связи с эклектичностью, недостаточной изученностью, неравномерностью развития арт-терапии в разных странах (Л.Д. Лебедева, 2001; А.И. Копытин, 2002) вопрос о пролонгированном позитивном воздействии изобразительного творчества не рассматривался. Таким образом, изучение устойчивости достигнутого ПК эффекта, как одного из критериев эффективности арт-коррекции, представляется целесообразным. В соответствии с гипотезой, благодаря механизмам ПК воздействия, изобразительное творчество способствует увеличению продолжительности жизни индивида.

Р. Ролану принадлежит известное изречение, в буквальном своем понимании, иллюстрирующее данное предположение: «Радость, бешенство радости, - солнце, озаряющее все, что есть, что будет, - божественная радость творчества! Все радости жизни в творчестве. Любовь, гений, труд -все это вспышки сил, вышедших из единого пламени... Творить - значит убивать смерть» (цит. по А.Г Спиркин, 1970).

Обращает на себя внимание факт того, что творчество наиболее продуктивно при определенных материальных и психологических условиях. Согласно Л.С. Выготскому «Стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды ... Всякий творец, даже гений, является всегда растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые, опять - таки, существуют вне него» (Л.С. Выготский, 1991). В тоже время, «если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания для возникновения творчества. Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания» (Л.С. Выготский, 1991).

128

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

Учитывая, что именно социально - экономические и политические события, в значительной степени, обуславливают уровень общественного здоровья, в целях подтверждения гипотезы о том, что изобразительное творчество способствует продлению периода жизнедеятельности человека, по справочным изданиям, подготовленным И.И. Комаровой (2001) и Н.А. Борисовской (2001), были проанализированы биографические данные 70-ти всемирно известных мужчин - художников, живших и творивших в России в ІХ-ХХ вв, соответственно, по тридцать пять представителей своей эпохи. Данные о продолжительности жизни женщин-художников не анализировались.

Опираясь на сведения Б.Б. Прохорова (2002), исследующего демографическую историю России, было выяснено, что средняя продолжительность жизни мужчин художников указанного периода, значительно выше средней продолжительности жизни их соотечественников. Так, средняя продолжительность жизни русского художника 1й половины IX в. составляет 71 год, художника 2-й половины IX в., соответственно, - 66, 5 лет. При этом средняя продолжительность жизни мужчины - россиянина IX в., колеблется от 31,6 до 32,34, в зависимости от разных источников (Б.Б. Прохоров, 2002), т.е. менее 33 лет. Средняя продолжительность жизни русского мужчины - художника IX в. - более 63 лет.

Таким образом, было установлено, что занятие изобразительным творчеством увеличивает продолжительность жизни от средней на 30 лет.

Сведения, отражающие в годах и месяцах, среднюю продолжительность жизни мужского населения России, без учета сословной принадлежности, взятую в крайних точках столетней истории, в период с 1897 г по 1997 г, следующие: 1897 г -29,34; 1927 г

- 33,7; 1928 г - 35,9; 1929 г - 33,7; 1930 г - 34,6; 1931 г

- 30,7; 1932 г - 30,5; 1940 г - 35,7; 1950 г - 52,3; 1960 г

- 63,6; 1964 г. - 64,4; 1987 г. - 64,91; 1988 г. - 64,8; 1970-1974 гг - 63; 1975-1979 гг - 62; 1985 г - 64; 1993 г

- 59; 1995 г - 59; 1997 г - 58 (Б.Б. Прохоров, 2002). Таким образом, самая высокая продолжительность жизни мужчин в указанный период и за всю историю России, вплоть до начала XXI в., отмечается в 1987 г и составляет менее 65 лет, при этом, средняя продолжительность жизни мужчины - художника ХХ в. - более 76 лет.

В последние годы исследователями-демогра-фами, как закономерная тенденция, все чаще отмечается большая продолжительность жизни

женщин, по сравнению с мужчинами. Снижение продолжительности жизни мужчин и их большая смертность объясняется рядом факторов, среди которых выделяют регулярный стресс при принятии решений, выполнение служебных обязанностей в течение интенсивного ненормированного рабочего дня. Учитывая прогнозы специалистов о том, что продолжительность жизни мужчин в России будет снижаться (Т.В. Бендас, 2006), а также отмечаемый рост сверхсмертности мужчин сегодня, исследование степени влияния занятий рисованием на продолжительность жизни кажется достаточно актуальным. Более того, изучение проблемы влияния изобразительного творчества на продление периода жизнедеятельности человека отвечает задачам концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г., разработанной на основе Указа президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2000, № 2, ст. 170).

Логично заявить о пролонгированном позитивном воздействии изобразительного творчества в целом и, арт-коррекции в частности. Опираясь на положение Б.Б. Прохорова (2002) о том, что «психический статус населения - один из важных показателей общественного здоровья», при этом, причиной разрушительных массовых действий части населения выступает затяжной психоэмоциональный стресс, вызывающий рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов, психосоматических расстройств, психических срывов, алкоголизма, наркомании и других форм отклоняющегося поведения, необходимо отметить, что, в дальнейшем, было бы небесполезно провести более детальный анализ биографических данных людей, занимающихся изобразительным искусством, что позволит оценить степень воздействия художественного творчества, в данном случае рисования, на личность художника, в плане профессионального и духовного роста.

Безусловно, творчество приносит человеку радость. Однако творчество может нести и страдание, обозначенное крылатым выражением «муки творчества». Л.С. Выготский (1991) отмечал: «Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания». Именно «муки творчества» часто переживаются довольно трагично, определяя судьбу ин-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

129

дивида, выступая разрушительной силой личности. Неслучайно, среди творческих личностей встречаются лица, страдающие алкоголизмом, наркотической зависимостью.

В то же время, думается, что вектор созидания творчества значительно сильнее вектора разрушения. По Л.С. Выготскому, именно муки творчества раскрывают стремление воображения к воплощению, как подлинную основу и движущее начало творчества, так как «всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность... Воображение стремится в силу заложенных в нем импульсов стать творческим, т.е. действенным, активным, преображающим то, на что направлена его деятельность.» (Л.С. Выготский, 1991). Творчество же преображает саму личность.

Жизнестойкость и возможности духовно-психического потенциала человека многие исследователи напрямую связывают с уровнем его ин-

теллекта. Так, по мнению Г. Селье, «в коре головного мозга заключено столько мыслительной энергии, сколько физической силы содержится в атомном ядре, и . центральная задача науки заключается в том, чтобы найти способ высвобождения и использования этой энергии» (Б.Д. Парыгин, 2003). Не исключено, что именно целенаправленное занятие художественным творчеством позволяет человеку расширить границы интеллектуального потенциала, а, следовательно, способствует росту продолжительности физической, духовной и социальной жизни.

Библиографический список

1. Борисовская Н.А. (Сост.) Иллюстрированный словарь русского искусства. - М.: Белый город, 2001. -550 с.

2. Комарова И.И. (Сост.) Краткий биографический словарь. Художники. - М.: Рипол классик, 2001. - 640 с.

3. Прохоров Б.Б. Здоровье россиян за 100 лет // Человек. 2002. - № 2-3.

Н. Л. Перевезенцева ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

В данной статье представлены материалы, посвященные психологическому анализу ценностных ориентаций студентов и их развития на этапе обучения в вузе, описываются системообразующие факторы, полученные в результате исследования, определяющие процесс развития профессиональных ценностных ориентаций студентов, обучающихся по специальностям коммерция (торговое дело, мировая экономика, финансы и кредит. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации личности, профессиональная деятельность, ценности «внешней» и «внутренней» атрибуции.

Сегодня в российском обществе наблюдается тенденция к расширению профессиональных сфер деятельности человека. Соответственно перед психологической наукой определяется новый круг проблем, связанный с прикладным применением научного знания в новых сферах деятельности человека. В.П. Позняков, Е.Б. Филинкова отмечают, в ситуации невостребованности ряда профессий немалая часть молодых людей выбирает профессию, связанную с коммерческой, предпринимательской, финансово-экономической сферой деятельности [9]. Это в особой степени обуславливает соответствие качества профессиональной подготовки специалистов, появляющимся обществен-

ным ценностям и приоритетам. Не случайно, сохраняет свою актуальность общая проблема подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, связанная с разрешением некоторых рассогласований: между традиционными подходами к процессу профессиональной подготовки специалистов и, качественно новыми, способствующими «аксиологической трансформации сознания» студентов, а также стиля мышления, системы ценностей, в соответствии с требованиями современности.

Современному экономическому обществу требуется новый образ специалиста - это человек маневренный, конкурентоспособный, способный ус-

130

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© Н. Л. Перевезенцева, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.