ББК 74.102+74.37+88.8317 YAK 373.21+376.37+159.922.7
О.В. ШАРОВА
O.V. SHAROVA
ПОЛИФУНШИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО «WITHOUT BORDERS» («БЕЗ ГРАНИН»)
POLYFUNCTIONAL EDUCATIONAL-DEVELOPING SPACE «WITHOUT BORDERS»
В данной статье представлено описание инновационного проекта по применению разнообразных арт-терапевтических методик в работе с детьми дошкольного возраста в специально созданном образовательно-развивающем пространстве, позволяющем повысить эффективность психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольников в образовательном учреждении, развивать их творческие способности, а также содействовать психоэмоциональному благополучию детей посредством изобразительной деятельности.
The article gives the project description of the innovative and various art-therapy methods which are used with preschoolers in special educational-developing space. It gives the opportunity to increase the effectiveness of teacher's and speech therapist's support in educational institutions, to develop their creative abilities and to favor children's psycho-emotional development using the art work.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, творческая деятельность, арт-терапия, хромотерапия, дизартрия, адаптация, полифункциональное образовательно-развивающее пространство.
Key words: art work, creative action, art-therapy, chromotherapy, dysarthria, adaptation, polyfunctional educational-developing space.
Охрана жизни, укрепление здоровья детей, всестороннее и гармоничное развитие являются первоочередными задачами дошкольного учреждения, тем более что с каждым годом число детей, рождённых здоровыми, уменьшается, данная ситуация усугубляется, и уже в период дошкольного детства количество детей, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья, как физического, так и психического, увеличивается кратно.
В тоже время требования социума к подрастающему поколению все более увеличиваются: растёт учебная нагрузка, дошкольник должен теперь владеть не только некой суммой знаний, но и уметь творчески и нестандартно мыслить, быть уверенным в себе и своих способностях, быть психически здоровым человеком.
Таким образом, поиск путей наиболее эффективной и оптимальной организации воспитательно-образовательной работы в детском саду, средств сопровождения детей на этапе дошкольного детства, позволяющих разрешить данное противоречие, в настоящее время является особенно актуальным.
При разработке нашего проекта мы исходили из того, что изобразительная деятельность, так же как и игра, является типичной для дошкольного возраста. Дети интуитивно подбирают различные художественные средства для раскрытия внутренних ресурсов, освобождения от проблемных переживаний, негативных эмоций, саморазвития и самоисцеления.
Именно изобразительная деятельность может стать одним из основополагающих психологических средств, обеспечивающих личностное самораз-
витие, развитие творческих способностей, понимание детей как самих себя и своего места в мире других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.
Реализация проекта позволит организовать современное полифункциональное образовательно-развивающее пространство, являющееся полотном для творчества детей. Оно позволит освободить и полностью использовать такие источники энергии детей, как творчество и фантазия, развивать способность уходить от шаблонов, придумывать новое, решать психологические проблемы детей.
Цель проекта - создать условия для развития творческого потенциала дошкольников, а также содействие психоэмоциональному благополучию детей в дошкольном образовательном учреждении и семье посредством организации полифункционального образовательно-развивающего пространства «Without Borders» («Без границ»).
Задачи проекта:
1) обеспечить оптимальные психолого-педагогические условия для развития творческого потенциала личности дошкольников посредством включения в изобразительную деятельность;
2) создать условия для коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими отклонения в психическом развитии (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, и пр.) с использованием изобразительной деятельности;
3) организовать условия для решения проблем детско-родительских отношений, через включение в совместную с детьми изобразительную деятельность;
4) создать систему психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению с включением арт-терапии как средства снятия отрицательных эмоций, повышенной тревоги, противостояния возникновению невротических состояний;
5) создать условия для реализации инновационных подходов в работе с детьми, имеющими дизартрические расстройства речи.
Согласно взглядам Л.С. Выготского [3], А.Н. Леонтьева [6], С.Л. Рубинштейна [11] и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности.
Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов, и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности [4].
Раскрывая содержание проекта, важно отметить, что изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является тем видом деятельности, в процессе которой происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное созревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
Важно, чтобы занятие, включающее изобразительную деятельность, было обогащено развивающей предметной средой (игрушки, стимулирующие анализаторные системы, широкая цветовая гамма, используемая в процессе изобразительной деятельности) [12].
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Творческая деятельность помогает ребёнку в процессе познания окружающего мира. По мнению А.В. Запорожца [6], изобразительная деятельность подобна игре. Она позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты. Однако ещё более важно, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребёнка создается внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве.
Е.А. Медведева, [1] ссылаясь на исследования О.А. Карабановой [5], указывает, что рисуночная терапия рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребёнка, как символическое выражение его отношения к миру. Ребёнок может найти себя в рисовании и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У дошкольника может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. Очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт - рисунок.
По мнению В.Я. Ляудис [7], рисунок, с психологической точки зрения, рассматривается как своеобразная детская речь, переход от символа к знаку. Важно также отметить, что детский рисунок зачастую помогает ребёнку выразить своё отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребёнка, а что - второстепенным.
Все выше обозначенное определило направления работы, которые могут быть реализованы в образовательно-развивающем пространстве «Без границ», которое не навязывает ребёнку систему поведения, а наоборот, подстраивается под особенности каждого и может изменяться в зависимости от поставленных целей и задач.
Оставаясь в первоначальном виде (белые стены), данное пространство (комната) - это свободное поле для творчества. Специально оборудованные стены, пол, мебель позволяют рисовать, раскрашивать, лепить в любом уголке комнаты (все поверхности легко моются, поэтому как у детей, так и у педагогов, и родителей, которые могут принимать участие в совместной изобразительной деятельности с ребёнком, нет страха выйти за границы «дозволенного»). Важно отметить, что для рисования дети могут использовать как горизонтальные, так и вертикальные поверхности, что особенно актуально для дошкольников, имеющих нарушения пространственных представлений.
Как было сказано выше, в комнате белые стены, пол и потолок (белый цвет у многих народов является символом удачи, добра и жизни, он несёт надежду и энергию, оказывает эффективное тонизирующее воздействие на организм, благотворно влияет на замкнутых и скованных детей, повышая их самооценку), которые позволяют создать атмосферу и пространство для изобразительной деятельности, а также эффективно использовать возможности хромотерапии с помощью специально организованного освещения. Встроенная подсветка изменяет цвет комнаты, который, в свою очередь, может влиять на физиологические системы организма, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создаёт то или иное настроение, внушает определённые мысли и чувства.
А.А. Осипова [9] считает, что рациональное использование цвета обеспечивает коррекцию психофизиологического и психоэмоционального состояния. В сочетании с музыкой это воздействие усиливается. Наиболее благоприятно влияющими на человека цветами считаются зелёный, жёлто-зелёный, зелёно-голубой. Помимо физических свойств цвета, т. е. длины волны, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. У каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений индивидуальности
Основные направления деятельности в рамках проекта «Without Borders» («Без границ»)
1. Коррекционно-развивающая работа с «особыми детьми», а также детьми, имеющими нарушения пространственных представлений, психоневрологические проблемы
Основной акцент при планировании образовательно-развивающего пространства «Без границ» сделан на организации изобразительной деятельности детей, являющейся основой арт-терапии, которая широко используется в работе с дошкольниками для решения различных психологических проблем, возникающих в процессе развития ребёнка.
Арт-терапия - это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества.
Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда [13] и К.Г. Юнга [14], а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности А. Маслоу [8] и К. Роджерса [10].
По мнению Е.А. Медведевой [1], арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.
Рассмотрим основные факторы арт-терапевтического воздействия.
Во-первых, непосредственно рисование. Художественная экспрессия, то есть выражение чувств, потребностей, мыслей ребёнка посредством его работы различными изобразительными материалами и создание художественных образов, даёт возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты.
Во-вторых, изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств. Порой чувства и мысли, которые пытается выразить ребёнок, требуют символических средств коммуникации, иначе непосредственное их выражение будет слишком болезненным. Это помогает решать многие психологические и поведенческие проблемы детей, а также способствует формированию у ребёнка сенсомоторных навыков, познавательных процессов.
Положительный эффект арт-терапии достигается за счёт использования ребёнком разнообразных изобразительных материалов с целью выражения содержания своего внутреннего мира.
Работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в присутствии педагога-психолога, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного понимать психологическое содержание рисунков ребёнка и выступать в качестве посредника в «диалоге» ребёнка со своим рисунком.
Важно акцентировать внимание на том, что дети во время занятия могут рисовать как на горизонтальной, так и вертикальной поверхностях: рисунок на стене - это совсем другое отношение с пространством и с самим собой, это возможность сделать широкий жест, ощутить себя и своё тело. У детей, имеющих неврологические проблемы, нарушена координация движений, способность нарисовать какой-то сюжет сопряжена с большими трудностями. Для них рисование, которое связано с движением и возможностью говорить, может быть мощным толчком к дальнейшему развитию.
2. Коррекция детско-родительских отношений посредством включения в совместную изобразительную деятельность
Проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи во все времена была особенно актуальна, в связи с этим постоянно ведётся поиск новых средств и методов работы, в том числе и с семьями воспитанников дошкольных учреждений.
Мы считаем, что переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия, ощущения понимания в процессе изобразительной деятельности может быть тем переломным моментом, который запустит целый ряд изменений в семье ребёнка, поможет родителям понять и принять маленькую личность, создать психологически комфортную среду для его развития.
Мы считаем, что достижение такого эффекта возможно за счёт того, что:
- ребёнок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами;
- творческая деятельность - один из самых продуктивных вариантов времяпрепровождения взрослого и ребёнка;
- внимание родителей в процессе организуемой совместной изобразительной деятельности целиком посвящено только ребёнку;
- эмоциональный контакт со значимыми взрослыми доставляет ребёнку особые впечатления радости совместного творчества;
- у ребёнка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно быть вместе;
- родители по-новому узнают своего ребёнка и с помощью психолога учатся распознавать характер ребёнка, его достоинства и недостатки.
3. Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
Проблема адаптации детей к детскому саду остаётся в настоящее время наиболее актуальной. Вместе с тем, воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.
Соответственно, одна из главных задач педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении заключается в сопровождении детей в период адаптации к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
При поступлении в дошкольное учреждение у детей происходит ломка стереотипов, и зачастую обстановка, отличная от домашней, непривычный стиль общения становятся для него источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, происходят нарушения в поведении, физиологических процессах, эмоциональном состоянии, подчас неблагоприятное течение адаптации к детскому саду ведёт и к замедлению интеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми.
Рисование для ребёнка в данном возрасте - зачастую единственная возможность выразить то, о чем он не может пока сказать словами. Поэтому использование арт-терапии с данным контингентом детей особенно актуально.
4. Коррекция речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Для детей данной категории характерны моторная неловкость, ограниченный объем активных
движений, быстрое утомление при функциональных нагрузках. Дети поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по рисованию, аппликации. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов.
Рассматривая особенности психического развития детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, можно отметить неточность оптико-пространственного гнозиса, затруднённое формирование ориентировки в схеме тела, недостаточную устойчивость внимания [2].
Занятия в полифункциональном образовательно-развивающем пространстве «Without Borders» («Без границ») с данной категорией дошкольников направлены на коррекцию психомоторных функций через изобразительную деятельность.
Положительный эффект занятий изобразительной деятельностью для детей, имеющих дизартрические расстройства, будет проявляться в том, что в процессе занятий происходит:
- активизация сенсорной сферы за счёт работы с разными изобразительными материалами, выполнение соответствующих действий с ними;
- стимуляция познавательного интереса за счёт использования предметов и поверхностей в новом для ребёнка ракурсе - рисование на стене, полу, рисование собственной ладонью, пальцами и т. д.;
- активизация мыслительной деятельности - ребёнок может самостоятельно решить, где ему рисовать, какие средства использовать, определяет масштабы рисунка;
- преодоление проблем общей моторной неловкости посредством изменения плоскости рисования с традиционной горизонтальной на вертикальную, использованием новых технических приёмов рисования;
- совершенствование речи детей, которая в содружестве с движением развивается более эффективно;
- обогащение активного и пассивного словаря посредством включения в речь ребёнка новых слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. д.
Особая организация образовательно-развивающего пространства «Without Borders» («Без границ») позволяет также применять различные инновационные подходы в работе с детьми, имеющими дизартрические расстройства.
5. Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности
Многочисленные исследования по проблемам развития личности убедительно показали, что творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребёнка с самого раннего возраста.
Особое место в данном процессе занимает изобразительная деятельность, возникающая на ранних этапах онтогенеза. Именно в ней проявляются разные стороны развития ребёнка. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста очень неоднородна. В генезисе изобразительной деятельности выделяют две стороны - общепсихологическую, связанную с замыслом и содержанием детского рисунка, и операционально-техническую, проявляющуюся в способах самовыражения ребёнка.
В образовательно-развивающем пространстве «Without Borders» («Без границ») ребёнок, не стеснённый рамками альбомного листа и определённой поверхностью для рисования, может творить, как изменяя размеры рисунка и проецируя на стену разнообразные сюжеты, так и используя в процессе изобразительной деятельности различное оборудование и материалы.
В младших группах: раскрашивание крупных контурных изображений (выведенных через проектор на стену, рулоны с постерами для раскрашивания, закреплённые на стене и др.); рисование пальцами, ладонью и др.
В средних группах: рисование жёсткой полусухой кистью, печать поролоном, пробками, использование восковых мелков в сочетании с акварелью и др.
В старших группах: рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой, кляксография, печать по трафарету, монотипия предметная, пла-стилинография и др.
Помимо потенциала разнообразных поверхностей и материалов, творческий процесс рисования можно дополнять изменением освещения в комнате, использованием средств музыкотерапии и ароматерапии. Все это, с нашей точки зрения, позволит детям не только овладеть определёнными практическими навыками рисования, осуществлять разнообразные творческие замыслы, но и расширит кругозор, будет способствовать эстетическому воспитанию, развитию творческого воображения и мышления.
Планируемые результаты реализации проекта имеют длительный эффект, поскольку закладывают основу, обеспечивающую в дальнейшем личностное саморазвитие детей, их творческих способностей, высокий уровень психологического и социального здоровья.
Также мы можем прогнозировать получение следующих результатов:
- высокий уровень развития творческих способностей детей, сформированная мотивация к изобразительной деятельности;
- оптимальный уровень психического и социального здоровья детей (снижение тревожности и повышение общего уровня психоэмоционального состояния);
- достаточный уровень компетентности родителей дошкольников в вопросах детско-родительских отношений.
Созданное в рамках проекта образовательно-развивающее пространство «Без границ» позволит в дальнейшем совершенствовать психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение детей на протяжении дошкольного детства, развивать их творческие способности, апробировать и внедрять инновационные средства и методы работы с воспитанниками посредством изобразительной деятельности.
Конкретные наработки и результаты, полученные в рамках представляемого проекта, могут быть распространены в системе дошкольного (основного и дополнительного) образования.
Литература
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева и др. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.
2. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Воло-скова. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. -М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 533 с.
4. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекци-онной) школе VIII вида [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Грошенков. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. -208 с.
5. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка [Текст] : учеб. пособие / О.А. Карабанова. - М. : Российское педагогическое аген-ство, 1997. - 191 с.
6. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
7. Ляудис, В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников [Текст] / В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 150 с.
8. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу. - М. : Рефл-бук, 1997. -300 с.
9. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] : учеб. пособие для студ. / А.А. Осипова. - М. : ТЦ «Сфера», 2000. - 512 с.
10. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека [Текст] / К.Р. Роджерс. - М. : Прогресс, Универс, 1994. - 478 с.
11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. -СПб. : Изд-во «Питер», 2002. - 720 с.
12. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / С.М. Вайнер-ман и др. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
13. Фрейд, З. Психоаналитические этюды [Текст] / З. Фрейд. - Минск : Беларусь, 1991. - 606 с.
14. Юнг, К.Г. Психоанализ и искусство [Текст] / К.Г. Юнг, Э. Нойманн. - М. : Refl-book, 1996. - 304 с.