Научная статья на тему 'Полифункциональное образовательно-развивающее пространство «Without Borders» («Без границ»)'

Полифункциональное образовательно-развивающее пространство «Without Borders» («Без границ») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ХРОМОТЕРАПИЯ / ДИЗАРТРИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОРАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / ART WORK / CREATIVE ACTION / ART-THERAPY / CHROMOTHERAPY / DYSARTHRIA / ADAPTATION / POLYFUNCTIONAL EDUCATIONAL-DEVELOPING SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарова Ольга Владимировна

В данной статье представлено описание инновационного проекта по применению разнообразных арт-терапевтических методик в работе с детьми дошкольного возраста в специально созданном образовательно-развивающем пространстве, позволяющем повысить эффективность психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольников в образовательном учреждении, развивать их творческие способности, а также содействовать психоэмоциональному благополучию детей посредством изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYFUNCTIONAL EDUCATIONAL-DEVELOPING SPACE «WITHOUT BORDERS»1

The article gives the project description of the innovative and various art-therapy methods which are used with preschoolers in special educational-developing space. It gives the opportunity to increase the effectiveness of teacher's and speech therapist's support in educational institutions, to develop their creative abilities and to favor children's psychoemotional development using the art work.

Текст научной работы на тему «Полифункциональное образовательно-развивающее пространство «Without Borders» («Без границ»)»

ББК 74.102+74.37+88.8317 YAK 373.21+376.37+159.922.7

О.В. ШАРОВА

O.V. SHAROVA

ПОЛИФУНШИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО «WITHOUT BORDERS» («БЕЗ ГРАНИН»)

POLYFUNCTIONAL EDUCATIONAL-DEVELOPING SPACE «WITHOUT BORDERS»

В данной статье представлено описание инновационного проекта по применению разнообразных арт-терапевтических методик в работе с детьми дошкольного возраста в специально созданном образовательно-развивающем пространстве, позволяющем повысить эффективность психолого-педагогического и логопедического сопровождения дошкольников в образовательном учреждении, развивать их творческие способности, а также содействовать психоэмоциональному благополучию детей посредством изобразительной деятельности.

The article gives the project description of the innovative and various art-therapy methods which are used with preschoolers in special educational-developing space. It gives the opportunity to increase the effectiveness of teacher's and speech therapist's support in educational institutions, to develop their creative abilities and to favor children's psycho-emotional development using the art work.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, творческая деятельность, арт-терапия, хромотерапия, дизартрия, адаптация, полифункциональное образовательно-развивающее пространство.

Key words: art work, creative action, art-therapy, chromotherapy, dysarthria, adaptation, polyfunctional educational-developing space.

Охрана жизни, укрепление здоровья детей, всестороннее и гармоничное развитие являются первоочередными задачами дошкольного учреждения, тем более что с каждым годом число детей, рождённых здоровыми, уменьшается, данная ситуация усугубляется, и уже в период дошкольного детства количество детей, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья, как физического, так и психического, увеличивается кратно.

В тоже время требования социума к подрастающему поколению все более увеличиваются: растёт учебная нагрузка, дошкольник должен теперь владеть не только некой суммой знаний, но и уметь творчески и нестандартно мыслить, быть уверенным в себе и своих способностях, быть психически здоровым человеком.

Таким образом, поиск путей наиболее эффективной и оптимальной организации воспитательно-образовательной работы в детском саду, средств сопровождения детей на этапе дошкольного детства, позволяющих разрешить данное противоречие, в настоящее время является особенно актуальным.

При разработке нашего проекта мы исходили из того, что изобразительная деятельность, так же как и игра, является типичной для дошкольного возраста. Дети интуитивно подбирают различные художественные средства для раскрытия внутренних ресурсов, освобождения от проблемных переживаний, негативных эмоций, саморазвития и самоисцеления.

Именно изобразительная деятельность может стать одним из основополагающих психологических средств, обеспечивающих личностное самораз-

витие, развитие творческих способностей, понимание детей как самих себя и своего места в мире других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.

Реализация проекта позволит организовать современное полифункциональное образовательно-развивающее пространство, являющееся полотном для творчества детей. Оно позволит освободить и полностью использовать такие источники энергии детей, как творчество и фантазия, развивать способность уходить от шаблонов, придумывать новое, решать психологические проблемы детей.

Цель проекта - создать условия для развития творческого потенциала дошкольников, а также содействие психоэмоциональному благополучию детей в дошкольном образовательном учреждении и семье посредством организации полифункционального образовательно-развивающего пространства «Without Borders» («Без границ»).

Задачи проекта:

1) обеспечить оптимальные психолого-педагогические условия для развития творческого потенциала личности дошкольников посредством включения в изобразительную деятельность;

2) создать условия для коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими отклонения в психическом развитии (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, и пр.) с использованием изобразительной деятельности;

3) организовать условия для решения проблем детско-родительских отношений, через включение в совместную с детьми изобразительную деятельность;

4) создать систему психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению с включением арт-терапии как средства снятия отрицательных эмоций, повышенной тревоги, противостояния возникновению невротических состояний;

5) создать условия для реализации инновационных подходов в работе с детьми, имеющими дизартрические расстройства речи.

Согласно взглядам Л.С. Выготского [3], А.Н. Леонтьева [6], С.Л. Рубинштейна [11] и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности.

Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов, и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности [4].

Раскрывая содержание проекта, важно отметить, что изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является тем видом деятельности, в процессе которой происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное созревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

Важно, чтобы занятие, включающее изобразительную деятельность, было обогащено развивающей предметной средой (игрушки, стимулирующие анализаторные системы, широкая цветовая гамма, используемая в процессе изобразительной деятельности) [12].

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Творческая деятельность помогает ребёнку в процессе познания окружающего мира. По мнению А.В. Запорожца [6], изобразительная деятельность подобна игре. Она позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты. Однако ещё более важно, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребёнка создается внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве.

Е.А. Медведева, [1] ссылаясь на исследования О.А. Карабановой [5], указывает, что рисуночная терапия рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребёнка, как символическое выражение его отношения к миру. Ребёнок может найти себя в рисовании и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У дошкольника может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. Очевидно, что такое изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт - рисунок.

По мнению В.Я. Ляудис [7], рисунок, с психологической точки зрения, рассматривается как своеобразная детская речь, переход от символа к знаку. Важно также отметить, что детский рисунок зачастую помогает ребёнку выразить своё отношение к действительности, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребёнка, а что - второстепенным.

Все выше обозначенное определило направления работы, которые могут быть реализованы в образовательно-развивающем пространстве «Без границ», которое не навязывает ребёнку систему поведения, а наоборот, подстраивается под особенности каждого и может изменяться в зависимости от поставленных целей и задач.

Оставаясь в первоначальном виде (белые стены), данное пространство (комната) - это свободное поле для творчества. Специально оборудованные стены, пол, мебель позволяют рисовать, раскрашивать, лепить в любом уголке комнаты (все поверхности легко моются, поэтому как у детей, так и у педагогов, и родителей, которые могут принимать участие в совместной изобразительной деятельности с ребёнком, нет страха выйти за границы «дозволенного»). Важно отметить, что для рисования дети могут использовать как горизонтальные, так и вертикальные поверхности, что особенно актуально для дошкольников, имеющих нарушения пространственных представлений.

Как было сказано выше, в комнате белые стены, пол и потолок (белый цвет у многих народов является символом удачи, добра и жизни, он несёт надежду и энергию, оказывает эффективное тонизирующее воздействие на организм, благотворно влияет на замкнутых и скованных детей, повышая их самооценку), которые позволяют создать атмосферу и пространство для изобразительной деятельности, а также эффективно использовать возможности хромотерапии с помощью специально организованного освещения. Встроенная подсветка изменяет цвет комнаты, который, в свою очередь, может влиять на физиологические системы организма, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создаёт то или иное настроение, внушает определённые мысли и чувства.

А.А. Осипова [9] считает, что рациональное использование цвета обеспечивает коррекцию психофизиологического и психоэмоционального состояния. В сочетании с музыкой это воздействие усиливается. Наиболее благоприятно влияющими на человека цветами считаются зелёный, жёлто-зелёный, зелёно-голубой. Помимо физических свойств цвета, т. е. длины волны, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. У каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений индивидуальности

Основные направления деятельности в рамках проекта «Without Borders» («Без границ»)

1. Коррекционно-развивающая работа с «особыми детьми», а также детьми, имеющими нарушения пространственных представлений, психоневрологические проблемы

Основной акцент при планировании образовательно-развивающего пространства «Без границ» сделан на организации изобразительной деятельности детей, являющейся основой арт-терапии, которая широко используется в работе с дошкольниками для решения различных психологических проблем, возникающих в процессе развития ребёнка.

Арт-терапия - это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества.

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда [13] и К.Г. Юнга [14], а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности А. Маслоу [8] и К. Роджерса [10].

По мнению Е.А. Медведевой [1], арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.

Рассмотрим основные факторы арт-терапевтического воздействия.

Во-первых, непосредственно рисование. Художественная экспрессия, то есть выражение чувств, потребностей, мыслей ребёнка посредством его работы различными изобразительными материалами и создание художественных образов, даёт возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты.

Во-вторых, изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств. Порой чувства и мысли, которые пытается выразить ребёнок, требуют символических средств коммуникации, иначе непосредственное их выражение будет слишком болезненным. Это помогает решать многие психологические и поведенческие проблемы детей, а также способствует формированию у ребёнка сенсомоторных навыков, познавательных процессов.

Положительный эффект арт-терапии достигается за счёт использования ребёнком разнообразных изобразительных материалов с целью выражения содержания своего внутреннего мира.

Работа ребёнка с изобразительными материалами протекает в присутствии педагога-психолога, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и способного понимать психологическое содержание рисунков ребёнка и выступать в качестве посредника в «диалоге» ребёнка со своим рисунком.

Важно акцентировать внимание на том, что дети во время занятия могут рисовать как на горизонтальной, так и вертикальной поверхностях: рисунок на стене - это совсем другое отношение с пространством и с самим собой, это возможность сделать широкий жест, ощутить себя и своё тело. У детей, имеющих неврологические проблемы, нарушена координация движений, способность нарисовать какой-то сюжет сопряжена с большими трудностями. Для них рисование, которое связано с движением и возможностью говорить, может быть мощным толчком к дальнейшему развитию.

2. Коррекция детско-родительских отношений посредством включения в совместную изобразительную деятельность

Проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи во все времена была особенно актуальна, в связи с этим постоянно ведётся поиск новых средств и методов работы, в том числе и с семьями воспитанников дошкольных учреждений.

Мы считаем, что переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия, ощущения понимания в процессе изобразительной деятельности может быть тем переломным моментом, который запустит целый ряд изменений в семье ребёнка, поможет родителям понять и принять маленькую личность, создать психологически комфортную среду для его развития.

Мы считаем, что достижение такого эффекта возможно за счёт того, что:

- ребёнок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами;

- творческая деятельность - один из самых продуктивных вариантов времяпрепровождения взрослого и ребёнка;

- внимание родителей в процессе организуемой совместной изобразительной деятельности целиком посвящено только ребёнку;

- эмоциональный контакт со значимыми взрослыми доставляет ребёнку особые впечатления радости совместного творчества;

- у ребёнка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно быть вместе;

- родители по-новому узнают своего ребёнка и с помощью психолога учатся распознавать характер ребёнка, его достоинства и недостатки.

3. Психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению

Проблема адаптации детей к детскому саду остаётся в настоящее время наиболее актуальной. Вместе с тем, воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.

Соответственно, одна из главных задач педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении заключается в сопровождении детей в период адаптации к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада.

При поступлении в дошкольное учреждение у детей происходит ломка стереотипов, и зачастую обстановка, отличная от домашней, непривычный стиль общения становятся для него источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, происходят нарушения в поведении, физиологических процессах, эмоциональном состоянии, подчас неблагоприятное течение адаптации к детскому саду ведёт и к замедлению интеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми.

Рисование для ребёнка в данном возрасте - зачастую единственная возможность выразить то, о чем он не может пока сказать словами. Поэтому использование арт-терапии с данным контингентом детей особенно актуально.

4. Коррекция речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Для детей данной категории характерны моторная неловкость, ограниченный объем активных

движений, быстрое утомление при функциональных нагрузках. Дети поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по рисованию, аппликации. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов.

Рассматривая особенности психического развития детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, можно отметить неточность оптико-пространственного гнозиса, затруднённое формирование ориентировки в схеме тела, недостаточную устойчивость внимания [2].

Занятия в полифункциональном образовательно-развивающем пространстве «Without Borders» («Без границ») с данной категорией дошкольников направлены на коррекцию психомоторных функций через изобразительную деятельность.

Положительный эффект занятий изобразительной деятельностью для детей, имеющих дизартрические расстройства, будет проявляться в том, что в процессе занятий происходит:

- активизация сенсорной сферы за счёт работы с разными изобразительными материалами, выполнение соответствующих действий с ними;

- стимуляция познавательного интереса за счёт использования предметов и поверхностей в новом для ребёнка ракурсе - рисование на стене, полу, рисование собственной ладонью, пальцами и т. д.;

- активизация мыслительной деятельности - ребёнок может самостоятельно решить, где ему рисовать, какие средства использовать, определяет масштабы рисунка;

- преодоление проблем общей моторной неловкости посредством изменения плоскости рисования с традиционной горизонтальной на вертикальную, использованием новых технических приёмов рисования;

- совершенствование речи детей, которая в содружестве с движением развивается более эффективно;

- обогащение активного и пассивного словаря посредством включения в речь ребёнка новых слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. д.

Особая организация образовательно-развивающего пространства «Without Borders» («Без границ») позволяет также применять различные инновационные подходы в работе с детьми, имеющими дизартрические расстройства.

5. Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности

Многочисленные исследования по проблемам развития личности убедительно показали, что творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребёнка с самого раннего возраста.

Особое место в данном процессе занимает изобразительная деятельность, возникающая на ранних этапах онтогенеза. Именно в ней проявляются разные стороны развития ребёнка. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста очень неоднородна. В генезисе изобразительной деятельности выделяют две стороны - общепсихологическую, связанную с замыслом и содержанием детского рисунка, и операционально-техническую, проявляющуюся в способах самовыражения ребёнка.

В образовательно-развивающем пространстве «Without Borders» («Без границ») ребёнок, не стеснённый рамками альбомного листа и определённой поверхностью для рисования, может творить, как изменяя размеры рисунка и проецируя на стену разнообразные сюжеты, так и используя в процессе изобразительной деятельности различное оборудование и материалы.

В младших группах: раскрашивание крупных контурных изображений (выведенных через проектор на стену, рулоны с постерами для раскрашивания, закреплённые на стене и др.); рисование пальцами, ладонью и др.

В средних группах: рисование жёсткой полусухой кистью, печать поролоном, пробками, использование восковых мелков в сочетании с акварелью и др.

В старших группах: рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой, кляксография, печать по трафарету, монотипия предметная, пла-стилинография и др.

Помимо потенциала разнообразных поверхностей и материалов, творческий процесс рисования можно дополнять изменением освещения в комнате, использованием средств музыкотерапии и ароматерапии. Все это, с нашей точки зрения, позволит детям не только овладеть определёнными практическими навыками рисования, осуществлять разнообразные творческие замыслы, но и расширит кругозор, будет способствовать эстетическому воспитанию, развитию творческого воображения и мышления.

Планируемые результаты реализации проекта имеют длительный эффект, поскольку закладывают основу, обеспечивающую в дальнейшем личностное саморазвитие детей, их творческих способностей, высокий уровень психологического и социального здоровья.

Также мы можем прогнозировать получение следующих результатов:

- высокий уровень развития творческих способностей детей, сформированная мотивация к изобразительной деятельности;

- оптимальный уровень психического и социального здоровья детей (снижение тревожности и повышение общего уровня психоэмоционального состояния);

- достаточный уровень компетентности родителей дошкольников в вопросах детско-родительских отношений.

Созданное в рамках проекта образовательно-развивающее пространство «Без границ» позволит в дальнейшем совершенствовать психолого-педагогическое и логопедическое сопровождение детей на протяжении дошкольного детства, развивать их творческие способности, апробировать и внедрять инновационные средства и методы работы с воспитанниками посредством изобразительной деятельности.

Конкретные наработки и результаты, полученные в рамках представляемого проекта, могут быть распространены в системе дошкольного (основного и дополнительного) образования.

Литература

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст] : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева и др. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.

2. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Воло-скова. - М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. -М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 533 с.

4. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекци-онной) школе VIII вида [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Грошенков. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. -208 с.

5. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка [Текст] : учеб. пособие / О.А. Карабанова. - М. : Российское педагогическое аген-ство, 1997. - 191 с.

6. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.

7. Ляудис, В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников [Текст] / В.Я. Ляудис, И.П. Негурэ. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 150 с.

8. Маслоу, А. Психология бытия [Текст] / А. Маслоу. - М. : Рефл-бук, 1997. -300 с.

9. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] : учеб. пособие для студ. / А.А. Осипова. - М. : ТЦ «Сфера», 2000. - 512 с.

10. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию, становление человека [Текст] / К.Р. Роджерс. - М. : Прогресс, Универс, 1994. - 478 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. -СПб. : Изд-во «Питер», 2002. - 720 с.

12. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / С.М. Вайнер-ман и др. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

13. Фрейд, З. Психоаналитические этюды [Текст] / З. Фрейд. - Минск : Беларусь, 1991. - 606 с.

14. Юнг, К.Г. Психоанализ и искусство [Текст] / К.Г. Юнг, Э. Нойманн. - М. : Refl-book, 1996. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.