Научная статья на тему 'Эмоциональное обобщение как механизм неспецифической синестезии'

Эмоциональное обобщение как механизм неспецифической синестезии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
435
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное обобщение как механизм неспецифической синестезии»

Е. А. Лупенко ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОЙ СИНЕСТЕЗИИ

Процесс восприятия в реальной жизни является чаще всего результатом взаимодействия органов чувств. Систематизированный обзор главнейших фактов при изучении этого явления дан С.В. Кравковым [6]. Им описаны многочисленные взаимные связи между различными органами чувств, в частности, множество случаев изменения ощущений одного вида чувствительности под влиянием раздражения другого органа чувств, а также факты появления при воздействии данного раздражителя ощущений и представлений, которые по своему качеству относятся к ощущению другой модальности. Все виды проявлений этого феномена известны в науке под названием «синестезия». Природа синестезии до конца не ясна, однако большинство авторов склоняется к тому, что в основе реального соощущения лежат физиологические механизмы.

Несмотря на то, что по данным Блейлера и Ле-манна, основные виды синестезии (фотизм - вызов оптического ощущения акустическим раздражителем и фонизм - вызов слухового ощущения зрительным раздражителем) проявляются лишь в 1215% случаев [23], склонность к взаимосвязыванию посредством образа различных органов чувств, считает С.В. Кравков, следует признать широко распространенной и естественной - «.. .между впечатлениями различных видов чувствительности нам естественно бывает чувствовать какие-то органические, внутренние связи» [6, с. 62].

Таким образом, различные объекты (с различным предметным и чувственным содержанием) несут в себе некую одинаковую нагрузку, что проявляется, в частности, в существовании такого феномена, как переживание субъективного сходства ощущений разной модальности, или, по-другому, интермодальной общности ощущений. Под термином «интермодальная общность ощущений» мы подразумеваем явление, при котором наблюдается переживание интермодального сходства или идентичности, но не возникает реального соощущения или вторичного ощущения другой модальности. Часто такой вид интермодальной общности многие определяют понятием «неспецифическая синестезия», или «синестезия в широком смысле слова».

Цель нашего исследования - изучить психологическую природу явления интермодальной общности ощущений (неспецифической синестезии) и те механизмы, которые лежат в его основе.

Г ипотезы исследования

Первая гипотеза нашего исследования заключается в том, что в основе переживания субъективного сходства ощущений разной модальности лежит механизм эмоционального обобщения, обеспечивающий связь между объектами на глубинном уровне, что на уровне семантики проявляется в наличии областей семантического соот-вествия, эквивалентности разномодальных ощущений. Перцептивное сходство, таким образом, -это установление сходства с семантически подобным объектом.

И вторая: существует связь между основными эмоциональными оппозициями, зафиксированными в семантическом дифференциале - приятно-неприятно, сильно-слабо, активно-пассивно и интермодальными характеристиками, присущими всем ощущениям: качество и интенсивность, с помощью которых предположительно главным образом происходит однозначное эмоциональное опосредование и возникновение субъективного ощущения сходства.

Нами проведено несколько циклов исследований на качественно различном материале: изучались сочетания цвета и геометрической формы, цвето-музыкальные соответствия, соответствия музыкальных отрывков и графических рисунков, музыкальных отрывков и рисунков эмоциональных состояний, а также их вербальных обозначений. Во всех исследованиях было показано, что объекты, которые воспринимаются (оцениваются), как субъективно эквивалентные, характеризуются общностью семантических оценок, и в частности, характеризуются близостью эмоционально-оценочных свойств.

Общее количество испытуемых, принявших участие в исследовании - 98 человек, мужчины и женщины со средним и высшим образованием возрасте от 17 до 48 лет.

Эксперимент 1. В первом эксперименте испытуемым на экране компьютерного дисплея

предъявлялись наборы из 9 цветов (синий, зеленый, желтый, красный, розовый, голубой, фиолетовый, коричневый, белый) и 9 геометрических форм (квадрат, треугольник острием вверх и вниз, трапеция, ромб, параллелограмм, круг, эллипс вертикальный и горизонтальный), которые последовательно нужно было оценить по одним и тем же шкалам СД (всего 17 шкал). Использовался модифицированный вариант СД, при котором испытуемым предлагалось расположить (проранжировать) стимулы на экране компьютерного дисплея между полюсами шкал. В предварительном эксперименте испытуемым предлагалось оценить по пятибалльной шкале в случайном порядке все возможные сочетания используемых цветов и форм по критерию гармоничности-негармоничности. Состав испытуемых в предварительном и основном эксперименте был различным.

В процессе обработки данных были подсчитаны средние ранги, полученные по всем шкалам, проведен корреляционный анализ методом ранговой корреляции Спирмена и получена матрица коэффициэнтов корреляции между всеми возможными сочетаниями цветов и форм, и отдельно матрица коэффициэнтов корреляции их оценок по всем шкалам (обработка данных проводилась с помощью компьютерного пакета программ Statistika 6.0). Полученные данные были сопоставлены. Также по усредненным шкальным оценкам были построены семантические профили, наглядно демонстрирующие степень семантической близости оцениваемых объектов.

Результаты

Цвета и формы, сочетания которых предварительно были признаны испытуемыми в качестве наиболее гармоничных и получившие соответственно наибольшую положительную корреляционную связь, получили одинаковые или близкие оценки и по более чем половине шкал СД. Напротив, «несочетающиеся» цвета и формы получили разные оценки и по большинству шкал СД.

При сравнении полученных корреляционных связей можно отметить, что, во-первых, за исключением одного случая (коричневый параллелограмм), самые высокие коэффициенты корреляции по шкальным оценкам получены для тех же сочетаний цвета и формы, что и в предварительном эксперименте. Кроме того, все остальные значимые корреляционные связи, за редким ис-

ключением, также соответствуют (по величине и знаку) полученным при оценке гармоничности сочетаний. То есть, те цвета и формы, которые выбираются и оцениваются испытуемыми как наиболее гармоничные, имеют наиболее сильную связь по шкалам семантического дифференциала (или наибольшее количество одинаковых эмоционально-оценочных свойств), и наоборот.

Таким образом, цвета и формы, лежащие в областях максимального семантического соответствия, оцениваются и подбираются как наиболее гармоничные. Понятие «гармония» подразумевает некий своеобразный физиологический и психологический баланс между объектами, то есть предполагается объединение этих объектов по определенному принципу. Гармонично то, что сходно на глубинном уровне, где разнообразные объекты взаимосоотносятся и организуются в единую структуру Механизмом этого взаимосо-отнесения, группировки разнородных объектов, по-нашему мнению, является механизм эмоционального обобщения.

Для каждого сочетания можно выделить комплексы эмоционально-оценочных свойств, по которым они имеют наибольшее соответствие. Например, сочетание синий квадрат можно описать как: приятный, пассивный, устойчивый, безмятежный, сильный, добрый, статичный, приземленный, скованный, печальный, медленный, успокаивающий, мужественный. Другими словами, данные цвет и форма одинаковым или подобным образом оцениваются по большинству семантических (эмоционально-оценочных) шкал, или занимает одно и то же или близкое положение в пространстве эмоционально-оценочных категорий. «Негармоничное» же сочетание желтый квадрат характеризуется разными оценками по тем же семантическим шкалам, и в системе эмоционально-оценочных категорий желтый цвет и квадрат занимают разное положение.

Далее полученные данные были подвергнуты кластерному анализу. Кластер-анализ производился с помощью двух независимых методов -Complete Linkage и K-means и сравнения их. Ниже приводятся результаты кластеризации данных, полученных отдельно по форме (рис. 1) и по цвету (рис. 2). Обработка производилась также при помощи компьютерного пакета программ Statistika 6.0. К сожалению, проведение факторного анализа оказалось затруднительным из-за полностью связных выборок.

приятный-неприятный с вободны й-скован ны й женствен.-мужествен. простой-сложный добрый-злой расслабл.-напряжен. устойчив.-неустойчив. приземлен.-возвышен.

сильный-слабый

глубокий-поверхностн.

активный-пассивный

тревожн.-безмятежн.

раздражающ.-успокаив.

холодный-теплый

печальн.-радостн.

динамичн.-статичн.

быстрый-медленный

расстояния

Рис. 1. Дерево связей между переменными (данные по форме)

приятный-неприятный

добрый-злой

свободный-скованный

простой-сложный

расслабл.-напряжен.

холодный-теплый

женствен.-мужествен.

активный-пассивный

динамичн.-статичн.

быстрый-медленный

раздражающ.-успокаив.

тревожн.-безмятежн.

сильный-слабый

устойчив.-неусточив.

глубокий-поверхностн.

печальн.-радостн.

приземлен.-возвышен.

0

120

40 60 80

расстояния

Рис. 2. Дерево связей между переменными (данные по цвету)

Обе диаграммы наглядно свидетельствуют о наличии разделения данных на два кластера. Причем, состав переменных, входящих в кластеры, и для цвета и для формы практически идентичен. В первый кластер вошли переменные, связанные со шкалами: приятный-неприятный, простой-сложный, добрый-злой, женственный-мужествен-ный, свободный-скованный. Во второй кластер вошли соответственно переменные, связанные со шкалами: активный-пассивный, быстрый-медлен-ный, сильный-слабый, тревожный-безмятежный, динамичный-статичный, раздражающий-успока-ивающий, устойчивый-неустойчивый.

Таким образом, полученное в результате кластер-анализа разбиение всех данных по цвету и форме на одинаковое число классов, по

преимуществу имеющих в своем составе одни и те же переменные, позволяет говорить о наличии общих для цвета и формы инвариантных образований, опосредованных на семантическом уровне в виде эмоционально-оценочных оппозиций.

Предварительная интерпретация этих образований может быть выражена следующим образом: первый кластер, имеющий общий эмоционально-оценочный статус, связаный с фактором «оценка» в Осгудовской интерпретации, мы обозначили как «качество» ощущений. Второй кластер, выражающий динамические параметры, можно связать, по-нашему мнению, с факторами «активность» и «сила» в интерпретации Осгуда или «интенсивность» ощущений.

Следовательно, «язык» цветов и «язык» геометрических форм пересекаются на определенных неосознаваемых пластах психики и на семантическом уровне выступают, по выражению В.Ф. Петренко, как коннотативные синонимы, а на перцептивном -в виде гармоничных сочетаний. Перцептивная гармония, если можно так выразиться, - это гармония семантически подобных объектов.

Эксперимент 2. Во втором эксперименте испытуемым предлагалось после однократного 2-х минутного прослушивания нарисовать музыкальные отрывки, моделируюшце те или иные эмоциональные состояния, а также нарисовать сами эмоциональные состояния. В качестве экспериментального материала были использованы музыкальные отрывки с классической музыкой. При подборе фрагментов мы ориентировались на предложенный В.И.-Петрушиным [16] способ моделирования эмоций музыкальными средствами, при котором при по-моши вариаций лада и темпа подбираются такие музыкальные произведения, которые бы выражали соответствующее эмоциональное состояние: радость (быстрая мажорная музыка), гнев (быстрая минорная), спокойствие (медленная мажорная) и печаль (медленная минорная). Другая группа испытуемых должна была оценить по шкалам стандартного 7-ми балльного СД (всего 15 шкал) музыкальные отрывки и выполненные в предыдущей серии рисунки. Кроме того, испытуемых просили оценить по заданным шкалам сами эмоциональные состояния, при этом для оценки предъявлялись их вербальные обозначения. Все рисунки и музыкальные отрывки, как и в первом эксперименте, оценивались по одним и тем же шкалам СД.

Основная задача эксперимента состояла в том, чтобы подтвердить наличие семантической связи между объектами разной модальности, попытаться выделить общие инвариантные семантические образования, присущие всем предъявляемым объектам, и найти музыкальные и графические эквиваленты этих образований.

Было осуществлено два ряда межмодальных переходов и получено соответственно четыре набора семантических значений, включающих эмоционально-оценочные свойства:

Эмоциональное состояние - рисунок - семантическое значение.

Мелодия, моделирующая эмоциональное состояние, - рисунок - семантическое значение.

Мелодия, моделирующая эмоциональное состояние, - семантическое значение.

Вербальное обозначение эмоционального состояния - семантическое значение.

Полученные наборы семантических значений были сопоставлены. Как и в первом эксперименте, обработка данных включала в себя корреляционный, кластерный, а также факторный анализ (использовался компьютерный пакет программ Statistika 6.0).

Результаты

На первом этапе были получены усредненные оценки по каждой шкале в каждой группе стимулов. На основе этого были построены графики семантических профилей, свидетельствующие о семантической близости (близости эмоционально-оценочных свойств) музыкальных, графических и вербальных стимулов, связанных с одним и тем же эмоциональным состоянием (см. рис. 3, 4). С помощью этих профилей можно графически представить и наглядно оценить степень семантической близости оцениваемых объектов.

Семантические профили эмоциональных состояний «радость» и «гнев» имеют большее сходство друг с другом по разным группам стимулов, чем семантические профили эмоциональных состояний, что подтверждается данными корреляционного анализа. Возможно, это связано с тем, что «спокойствие» и «печаль» - менее интенсивные по выражению, субъективно «менее значимые» эмоциональные состояния. Однако в целом сходство профилей говорит о семантической близости изучаемых показателей, и высокие коэффициенты корреляции получены более чем по половине сравниваемых шкал для всех эмоциональных состояний. Это позволило нам на втором этапе обработки данных перегруппировать их по модальностям и по шкалам. Оценки по каждой группе стимулов были подвергнуты кластерному (методы Complete Linkage и K-means) и факторному (метод Principal components с вращением Varimax normalized) анализу.

Результаты кластерного анализа

В каждой группе стимулов выделено по 2 или 3 кластера. Выделенные кластеры по составу переменных, входящих в них, либо идентичны, либо очень близки. В первый из кластеров, аналогично данным, полученным в эксперименте с цветом и формой, вошли переменные, соответствующие шкалам, связанным с характеристикой качество измеряемых показателей: приятный-неприятный,

------сем. профиль муз. отрывка

------сем. профиль рисунка муз. отрывка

- - - .сем. профиль рисунка эмоц. состояния

™™—cем. профиль вербального обозначения эмоц. состояния"

Рис. 3. Семантические профили эмоционального состояния «радость» в разных группах стимулов

-------сем.профиль муз. отрывка

-------сем.профиль рисунка муз. отрывка

- - - .сем.профиль рисунка эмоц. состояния ...............сем.профиль вербального обознач.

Рис. 4. Семантические профили эмоционального состояния «спокойствие» в разных группах стимулов

добрый-злой, простой-сложный, легкий-тяжелый и т.п., во второй кластер вошли переменные, соответствующие семантическим шкалам, связанным с интенсивностью измеряемых показателей: активный-пассивный, быстрый-медленный, силь-ный-слабый, взволнованный-спокойный и т.п. Два идентичных кластера выделились во всех 4-х группах стимулов. В случае рисунков эмоциональных

состояний и вербальных обозначений эмоциональных состояний выделился еще один, дополнительный общий кластер, состоящий из трех переменных, соответствующих шкалам, связанным с тем или иным «полюсом», эмоциональным вектором измеряемых показателей: печальный-ра-достный, вялый-энергичный, холодный-теплый. Нам кажется это неслучайным, так как именно

эти два вида стимулов ближе всего к непосредственной репрезентации самих эмоциональных состояний. Кроме того, что касается вербальных обозначений эмоциональных состояний, ряд исследований убедительно показывает, что использование слов, обозначающих признаки конкретных объектов, или сами объекты, связано с реактивацией модальных репрезентаций [22].

Результаты факторного анализа

Факторизации подвергались те же матрицы данных, что и в кластерном анализе. В каждой группе стимулов было выделено по 2 общих ортогональных фактора с высокими нагрузками (отбирались факторы, имеющие собственные значения выше 1 и шкалы с весом >0,7). Состав переменных с высокими нагрузками, вошедших в эти

2 фактора, идентичен во всех 4-х группах стимулов и практически идентичен составу описанных выше кластеров (см. табл. 1, 2). Как видно из таблиц, наибольшие нагрузки по первому фактору для всех 4-х групп стимулов получили переменные, связанные со шкалами: активный-пассивный, взволнованный-спокойный, быстрый-медленный, сильный-слабый, напряженный-расслабленный, что полностью соответствует составу одного из кластеров и связано, таким образом, с интенсив-

ностью измеряемых показателей. По второму фактору наибольшие нагрузки во всех группах стимулов получили соответственно переменные, связанные со шкалами: приятный-неприятный, простой-сложный, добрый-злой, легкий-тяжелый, игривый-серьезный, возвышенный-приземлен-ный, что соответствует составу другого кластера и связано с качеством измеряемых показателей. В случае рисунков эмоциональных состояний и вербальных обозначений эмоциональных состояний выделился третий общий фактор, ортогональный по отношению к первым двум. В него вошли

3 общих для этих групп стимулов переменных, которые совпадают с переменными из третьего кластера, а именно: печальный-радостный, вялый-энергичный, холодный-теплый и связаны с эмоциональным полюсом измеряемых показателей.

Интересно, что имеюшце различное иконографическое содержание (сюжетные и абстрактные) и цветовое исполнение рисунки одной и той же мелодии и одного и того же эмоционального состояния получили одинаковые или близкие оценки по шкалам СД. Характерно, что при оценке рисунков испытуемые ориентировались по-видимому, не на их содержание, а на характеристики, с ним не связанные, - на общее впечатление от рисунка, которое детерминировано эмоционально.

Таблица 1

Факторные нагрузки, полученные для музыкальный отрытков и рисунков музыкальный отрывков

Переменные-шкалы Фактор 1 («интенсивность») Фактор 2 («качество»)

Музыкальные отрывки Рисунки музыкальных отрывков Музыкальные отрывки Рисунки музыкальных отрывков

приятный- неприятный 0,039 0,181 0,786 0,938

печальный- радостный -0,297 0,552 0,611 0,619

активный-пассивный 0,845 0,785 -0,140 0,218

простой-сложный -0,019 0,394 0,636 0,818

добрый-злой -0,085 0,165 0,822 0,932

взволнованный- спокойный 0,881 0,879 0,031 0,160

быстрый-медленный 0,862 0,891 -0,146 0,288

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

легкий-тяжелый 0,142 0,161 0,826 0,924

вялый-энергичный -0,526 0,164 0,381 0,833

сильный-слабый 0,860 0,890 0,221 0,285

игривый-серьезный 0,583 0,504 0,443 0,682

напряженный- расслабленный 0,835 0,888 0,124 0,310

грубый-нежный 0,845 0,866 0,124 0,211

холодный-теплый 0,139 0,539 0,472 0,635

возвышенный- приземленный 0,112 0,384 0,765 0,774

Таблица 2

Факторные нагрузки, полученные для рисунков эмоциональных состояний и вербальных обозначений эмоциональных состояний

Переменные-шкалы Фактор 1 («интенсивность») Фактор 2 («качество») Фактор 3 («эмоц. полюс»)

Рисунки эмоц. сост. Вербальные обознач. эмоц. сост. Рисунк и эмоц. сост. Вербальные обознач. эмоц. сост. Рисунк и эмоц. сост Вербальные обознач. эмоц. сост.

приятный- неприятный 0,031 -0,149 0,908 0,940 0,125 -0,193

печальный-радостный 0,296 0,160 -0,163 -0,408 0,873 0,839

активный-пассивный 0,897 0,884 0,244 0,199 -0,053 -0,282

простой-сложный 0,225 0,442 0,825 0,766 0,126 0,218

добрый-злой -0,126 -0,198 0,925 0,913 0,156 0,021

взволнованный- спокойный 0,843 0,861 -0,025 -0,061 0,263 0,128

быстрый-медленный 0,891 0,864 0,251 0,142 -0,223 -0,312

легкий-тяжелый -0,104 -0,097 0,964 0,882 -0,073 -0,235

вялый-энергичный -0,050 -0,309 0,510 0,374 0,710 0,846

сильный-слабый 0,826 0,859 0,167 0,325 0,313 0,118

игривый-серьезный 0,293 0,364 0,833 0,806 -0,306 -0,208

напряженный- расслабленный 0,859 0,879 -0,149 -0,210 0,339 0,286

грубый-нежный 0,887 0,865 -0,129 -0,250 0,310 0,275

холодный-теплый 0,403 0,550 0,178 -0,048 0,806 0,736

возвышенный- приземленный 0,230 0,112 0,719 0,851 0,506 0,305

Обсуждение результатов

Таким образом, можно считать математически доказанным существование идентичных семантических структур, присущих всем группам стимулов, независимо от их модальности. Это подтверждает нашу гипотезу о существовании областей семантического соответствия стимулов разной модальности и разной степени сложности, которые воспринимаются как перцептивно сходные или идентичные, а также гипотезу о существовании интермодальных образований, связанных с характеристиками качество и интенсивность, присущим всем ощущениям, с помощью которых предположительно главным образом происходит однозначное эмоциональное опосредование и возникновение субъективного ощущения сходства. Математической формой отражения этих характеристик является наличие идентичных кластеров и идентичных факторных структур. Следует заметить, что методы кластерного и факторного анализа основываются на совершенно различных математических процедурах (первый - на оценке различий в наблюдениях методами «расстояний», а второй использует для оценки различий вели-

чину корреляции). То, что использование этих различных методов приводит к аналогичным результатам, то есть выделению общих структур для всех групп стимулов, является дополнительным аргументом в пользу выдвигаемой гипотезы.

По мнению В.Ф. Петренко, факторные структуры, получаемые с помощью метода СД, являются формой отражения разных уровней представления объекта субъекту и, в частности, отражают уровень глубинной семантики. Этот уровень выступает генетически и функционально более ранним, амодальным уровнем представления объекта. Сам метод СД был разработан как раз для «вскрытия», изучения именно этого глубинного, базового, эмоционально-насыщенного уровня, он в основном измеряет коннотативное (аффективное) значение стимула и содержит большое количество эмоционально-оценочных шкал. Поэтому семантическое сходство или сходство оценок по эмоционально-оценочным шкалам фактически отражает эмоциональное сходство оцениваемых объектов. Полученные идентичные кластерные и факторные структуры при восприятии и оценке стимулов разной модальности яв-

ляются операциональным аналогом общих характеристик, присущих всем ощущениям, которые лежат в основе механизма эмоционального обобщения. Таким образом, можно вслед за Осгудом предположить, что «основные факторы семантического пространства определяют способ, которым наш сенсорный аппарат делит мир» [11, с.153]. Эти факторные структуры или интермодальные образования выступают как бы категориальной сеткой сенсорного аппарата и работают на «входе» сенсорной системы. По замечанию Вернера, «сенсорная стимуляция сначала вызывает общее синестетическое чувство, а лишь затем дифференцируется в специфическое модальное восприятие» [27].

Выводы

1. На качественно различном материале: цвет и геометрическая форма, музыкальные отрывки и графические рисунки показано, что объекты, которые на перцептивном уровне воспринимаются (оцениваются), как субъективно эквивалентные, характеризуются общностью семантических оценок, и в частности, характеризуются близостью эмоционально-оценочных свойств, что свидетельствует о о наличии эмоционального сходства этих объектов. Причем в качестве стимулов выступал наряду со смысловым (эксперимент 2) максимально неозначенный материал (эксперимент 1), и был получен один и тот же механизм обобщения.

2. Установлено сходство эмоционально-оценочных характеристик между мелодиями, графическими рисунками этих мелодий и рисунками соответствующих эмоциональных состояний вне зависимости от их иконографического содержания. Это значит, что главным при оценке рисунков, по-видимому, является не их содержание, а характеристики, которые с ним не связаны, - общее впечатление от рисунка, детерминированное эмоционально. Этот факт также свидетельствует в пользу выдвигаемой гипотезы.

3. Доказано существование интермодальных характеристик качество и интенсивность, имеющих эмоциональную основу и присущих всем ощущениям, с помощью которых предположительно главным образом происходит однозначное эмоциональное опосредование и возникновение субъективного ощущения сходства. Операциональным аналогом этих характеристик на семантическом уровне являются идентичные для

групп стимулов разной модальности кластерные и факторные структуры.

Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что существует возможность выделения рядов эквивалентных свойств ощущений разных модальностей, связанных, в частности, с характеристиками качество и интенсивность, отраженных в семантических структурах в виде общих кластерных и факторных структур. Эти характеристики носят амодальный характер, зафиксированы в понятиях языка и связаны с базовым, глубинным уровнем категоризации, в основе которого, по-нашему мнению, лежит механизм эмоционального обобщения. Функционирование этого механизма обеспечивает связь между ощущениями разных модальностей, позволяет инвариантно воспринимать разномодальные объекты и на основе восприятия одной модальности реконструировать целостный образ.

Библиографический список

1. Александров Ю.И. От эмоций к сознанию. // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / под ред. Д. В.Ушакова - М.: Изд-во ИП РАН, 2006.

2. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. - М.: Прогресс, 1979.

4. Брушлинский А.В., Сергиенко Е.А. Ментальная репрезентация как системная модель в когнитивной психологии (предисловие). // Ментальная репрезентация: динамика и структура. - М.: Изд-во ИП РАН, 1998. - С. 5-22.

5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988.

6. Кравков С.В. Взаимодействие органов чувств.

- М.: Изд-во АН СССР, 1948.

7. Лупенко Е.А. Цвет и звук: возможен ли синтез? // Тенденции развития современной психологической науки. Тезисы юбилейной научной конференции ИП РАН. - М, 2007. - С. 177-180.

8. Назарова Л.С. Экспериментальное исследование внегеометрических признаков восприятия в норме и патологии. Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1979.

9. Натадзе Р.Г. К вопросу о психологической природе интермодальной общности ощущений // Вопр. психол. - 1979. - №6. - С. 49-57.

10. Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. - М.: Мир, 1972. -С. 278-297.

11. ПетренкоВ.Ф. Основы психосемантики. - Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.

12. ПетренкоВ.Ф. Психологическое исследование значения на словесном и образном уровнях. Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1978.

13. ПетренкоВ.Ф. Психосемантический подход к исследованию сознания и личности // Психологическое обозрение. - 1996. - № 2(3). - С. 12-17.

14. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., Изд-во МГУ, 1988.

15. ПетренкоВ.Ф., НистратовА.А., Хайруллаева Л.М. Исследование семантической структуры образной репрезентации методом невербального семантического дифференциала // Вестн. Моск. ун-та. -Сер. 14. Психология. - 1980. - №2. - С. 27-36.

16. Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М.: Изд-во «Гуманитарный издательский центр ВЛА-ДОС», 1997.

17. ПрохоровА.О. Семантические пространства психических состояний. - Дубна, Изд-во «Феникс», 2005.

18. Русина Н.А. Семантические представления о свойствах разномодальных объектов // Вестн. Моск. ун-та. -Сер. 14. Психология. - 1982. - №3. - С. 26-38.

19. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. -М.: Изд-во ИП РАН, 2006.

20. Табидзе О.И. Проблема взаимоотношения ощущений в психологии. - Автореф. дис. ... канд. пед. наук (по психол.). - Тбилиси, 1956.

21. Эткинд А.М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопр. психол.

- 1979. - №1. - С. 17-27.

22. Barsalou L.W., Simmons W.K., Barbey A.K. & Wilson C.D. Grounding conceptual knowledge in modality-specific systems // Trends in Cognitive Sciences.

- 2003. - Vol. 7. - №2.

23. Bleuler E. u Lehman K. Zwangmassige Lichter Scheinungen durch Schall und verwandte Erscheinungen auf dem Gebiete der anderen Sinnesempfindungen. Leipzig, 1881.

24. Marks L.E. On colored-hearing synesthesia: cross-modal translations of sensory dimensions // Psychological Bulletin. - 1975. - Vol. 82. - №3.

25. Marks L.E. The unity of the senses. - N.Y., 1978.

26. Osgood Сh., Suci C.J., Tannenbaum PH., The measurement of meaning. Urbana, 1957.

27. Werner H. L’unite des ses // Journal de Psychologie Normal et Patholoque. - 1934. - Vol.31. -№ 3-4.

С. А. Красненкова К ВОПРОСУ О ПРОЛОНГИРОВАННОМ ПОЗИТИВНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ АРТ-КОРРЕКЦИИ

Рассматривается вопрос о пролонгированном позитивном психокоррекционном воздействии изобразительного творчества в целом и арт-коррекции в частности. Высказано предположение, что занятие изобразительным творчеством способствует увеличению продолжительности жизни индивида. Выявлено, что средняя продолжительность жизни русского художника IX века выше средней продолжительности жизни его современника россиянина на 30 лет. Сделаны выводы о необходимости более детального анализа биографических данных людей, занимающихся изобразительным искусством, для изучения степени воздействия художественного творчества на личность, в плане профессионального и духовного роста.

Проблема необходимости критического осмысления, определения эффективности психокоррекционных (ПК) технологий остается практически не проработанной (Н.В. Беломес-тнова, 2006).

Объектом работы выступают психические состояния личности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) федеральной службы исполнения наказаний России и членов их семей. Сотрудники УИС, а также их супруги и дети, в качестве испытуемых были выбраны как лица с высоким уровнем эмоционально - стрессовых нагрузок.

Предметом изучаемой проблемы является эффективность гештальториентированной арт-коррекции психических состояний личности.

Под ПК подразумевается реабилитация, или восстановление функциональных состояний, исправление криминально значимых свойств личности (агрессии, жестокости, безответственности и т.п.), развитие социальных умений и профессиональных способностей (М.Г. Дебольский, А.В. Кокурин, 2005). Речь идет о воздействии на психическое состояние, использовании взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики для нейтрализации нежелательных

© С. А. Красненкова, 2007

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.