тельно повлиять на общее развитие речи, на нервно-психическое состояние, может даже затруднить коммуникацию в целом.
Поэтому актуальной является задача разработки коррекционноразвивающих программ, направленных на формирование голоса и речевого дыхания у дошкольников со стёртой дизартрией.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии.// Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. - М., 1997. - С. 27-34.
2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 254 с.
3. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. -143 с.
4. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой / С.В. Дубровская. - М.: РИПОЛ классик, 2011. - 64 с.
5. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М., 1989.
6. Лопатина Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Речевые и нервнопсихические нарушения у детей и взрослых. - Л., 1987.
7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/ под ред. Е. А. Логиновой. - СПб.: Издательство «Союз», 2005. - 192 с. (Коррекционная педагогика).
Е. Н. Садовникова
К вопросу о происхождении симптомокомплекса при заикании
Хотелось бы начать статью словами профессора Е.В. Оганесяна: «Что такое заикание точно не знает никто». С этим высказыванием согласны многие специалисты в области изучения данной проблемы, но чем интереснее, тем более хочется приоткрыть потайную дверцу и хоть на йоту приблизиться к пониманию механизма этого сложного нарушения.
Давайте попробуем ответить на такие вопросы:
1. Почему закрепляется неправильное речевое поведение?
2. Почему это происходит в возрасте 2-4-х лет, реже 5-6?
3. Почему оно способно рецидивировать?
4. Почему дети младшего дошкольного возраста легко начинают заикаться по подражанию?
5. Почему заикание в основном усиливается в стрессовых ситуациях и может совершенно «исчезать» в домашних условиях?
Безусловно, существует несколько научных направлений, дающих свои определения и описывающих механизм заикания, исходя
238
прежде всего из специализации своих авторов. Так, психологопедагогическое направление, основанное Р.Е. Левиной [6] представляет заикание, как нарушение «речевого поведения....», авторы клинико-психологического подхода определяют заикание как «речедвигательный невроз»[16], последователи школы Ю.Б. Некрасовой [9,10,11,12] логопсихотерапевтического подхода считают его одним из вариантов «нарушения общения, обусловленного нарушением в обработке и передаче сигналов обратной связи», представители нейропсихологического подхода считают заикание следствием нарушения взаимодействия двух полушарий мозга [1, 2, 12]. Несколько определений данного нарушения существует только в рамках клинико-педагогического направления [2, 12]. Возникает вопрос, какая теория могла бы примирить все столь различные на первый взгляд точки зрения на происхождение эволюционного заикания?
Более двадцати лет мы работаем с заикающимися детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста по первой авторской системе, разработанной не для взрослых людей в рамках школы Ю.Б. Некрасовой и представленной на защиту в 2001г. В изначальном виде она была предназначена для специальных групп, организованных в ДОУ. Однако после 2004 года количество таких групп стало резко уменьшаться, и теперь в Москве их больше нет. Грубо говоря, все родители заикающихся детей дошкольного возраста оказались перед выбором: обратиться в профильное медицинское учреждение, частный психолого-педагогический центр, к частному специалисту или просто остаться без помощи. Иногда, при наличии системного недоразвития речи такого ребёнка на МППК определяют в группу для детей с ОНР, наверное, забывая о том, что дети с ОНР представляют группу риска в плане возникновения заикания. Самому заикающемуся такая помощь тоже может пойти не впрок: проявления симптомокомплекса могу усилиться, т.к. усилится нагрузка, как на эмоциогенные, так и на моторные структуры мозга.
В связи с отсутствием групп в детских садах, мы были вынуждены адаптировать наши методики логопсиходиагностики и логопсихокоррекции для условий психолого-педагогического центра. Логопсиходиагностика, в частности, была дополнена классическим и модифицированным нами вариантами теста Люшера.
Тест Люшера [12, 14] позволяет судить в основном об эмоциональном состоянии клиента и только отчасти о характере его взаимоотношений с социумом, т. е., прежде всего, с семьёй. Мы используем как сам тест, так и потенциал, который нам могут предоставить предпочтения в выборе цвета по ассоциации с определённым понятием. Этот приём позволяет глубже проникнуть в мир ребёнка и оценить его подсознательное восприятие некоторых про-
239
цессов и явлений, уточнить отношение к членам семьи, коммуникации со сверстниками и др.
Тест выполняется классическим образом, выложенный цветовой ряд фиксируется, и оценка проходит обычным образом. Далее все карточки с цветами перемешиваются и раскладываются на белом листе бумаги. Ребёнку даётся инструкция: «Я буду доставать бумажку с каким-то словом и буду тебе его читать. Ты должен внимательно выслушать меня, посмотреть на эти цвета и выбрать для этого слова цвет. Под каждую карточку мы можем положить сколько угодно бумажек.»
Затем демонстрируются 2-3 пробных примера. После предлагается целая подборка значимых для ребёнка слов с именами, понятиями, конкретными предметами и действиями. После выкладывания всех карточек (слова на них написаны прописью, чтобы ребёнок не мог прочитать), нужно проанализировать получившиеся группы. Таким образом удаётся собрать часть личнозначимого материала, позволяющего «нащупать» субъективно воспринимаемую и оцениваемую картину мира ребёнка. Но какого же было наше удивление, когда дети начали подкладывать карточки со словами «заикание», «речевые запинки», «судороги» под «положительные» цвета, а со словами «работа и учёба» под отрицательные.
Карточки со словами «заикание», «речевые запинки», оказались в 68-ми % случаев в кучках под «положительными» цветами и/ или в соседстве с дорогими сердцу ребёнка словами типа «дом», «мама», «папа», «защита», «спокойствие», «хорошие манеры». Получается, что заикание у большинства дошкольников и ряда младших школьников подсознательно воспринимается положительно.
В такой вывод поверить сложно, однако опыт работы с использованием логопсихокоррекционных (логопсихотерапевтических) методов, в числе которых имеется система специальной релаксации, включающая элементы эриксоновского гипноза и техник НЛП, с очевидностью подтверждает защитно-приспособительный характер судорог и сопутствующих движений. Так во время использования метода СВиСш, основанного на уменьшении отрицательных эмоциональных следов посредством чередования отрицательного и положительного воспоминаний, дети в поисках причины появления заикания видели себя в более младшем возрасте и часто в стрессо-овой ситуации совершали движения, которые потом закрепились в симптомокомплексе заикания. Например, Марк П. (смешанная форма заикания средне-тяжёлой степени...) в ходе транса вспомнил, что в год увидел паука, висевшего сверху на ветках, чуть выше глаз. Ребёнок тогда, в годик, очень испугался, но объяснить испуг маме не мог. В симптомокомплексе заикания у мальчика присутствовало сопутствующее речи движение отклонения головы назад, судорога
240
корня языка, вокальная судорога. Другой пример: Наташа (невротическая форма заикания тяжёлой степени) - девочке в 6 месяцев не давали пить, взрослые говорили межу собой, держа бутылочку, а она чмокала губами, пытаясь привлечь их внимание - в симптомокомплексе появилась тяжелейшая губно-губная судорога. Женя П. (невротическая форма заикания, средне-тяжёлая степень) - в 3 года на даче попала в рой мошки так, что не могла вздохнуть - в симпто-мокомлексе заикания выраженные генерализованные судороги, характерные движения головой, глотательные движения перед речью. Таких примеров много. К ним прибавляются ещё чисто логические рассуждения и наблюдения. Приведу пример.
Миша Ч. (смешанная форма заикания средне-тяжёлой степени...) демонстрировал верхнегубную судорогу, не описанную ранее А.И. Сикорским (1889 г.). Его рот плотно смыкался и принимал форму дуги, обращённой вниз. Верхняя губа натягивалась на верхние зубы и по углам опускалась вниз. Ребёнка в младенчестве кормили с помощью зондов. Это была защитная и протестная реакция, отчасти защищающая десну (тогда у мальчика зубов ещё не было). Данная судорога и не могла быть описана в конце 19-го - начале 20-го века, т.к. детей зондами тогда не выкармливали.
Давайте задумаемся, разве можно сравнить хаотичные судороги, например, при эпилепсии и вполне соответствующие защитноприспособительным механизмам организма судороги и сопутствующие движения при заикании? Даже «ступор» можно рассматривать как «первородную» приспособительную реакцию. Вспомните, когда жука накрывает тень птицы, он может войти в стадию каталепсии и замереть, притворяясь мёртвым.
Вопрос о принадлежности неврозов к болезням является до сих пор спорным. К. Роджерс предпочитал называть людей, нуждающихся в его помощи, клиентами. Имеется интересная теория, которая активно пропагандировалась такими учёными, как М. Эриксон [3, 15], С. Гиллиген [3], их в определённой мере поддерживают А. И. Захаров [4], Г.Л. Лендрет [7] и др. По данной теории невроз относится к приспособительным механизмам, которые, по сути, становятся установками.
Рассмотрим с этих позиций, конкретно, заикание. Ребёнок в период становления фразовой речи, как правило, проходит стадию появления итераций (запинок не судорожного характера, возникающих из-за сбоев работы ЦНС в период смены доминантности полушарий). И, если такие запинки вдруг становятся судорожными, это привлекает внимание окружающих как сигнал о неблагополучии ребёнка. Для ребёнка семья в 2-3 года - это сверхценность! Ради её внимания, ради её защиты и гармонизации отношений с ней малыш подсознательно готов на всё. Теперь представим, что в семье име-
241
ется нарушение общения, может, воспринимаемое субъективно, только ребёнком. Пожертвовать в общем-то маловажной в 2— 4 года речевой функцией, чтобы получить хоть какую-то возможность воздействоваать на ситуацию, для организма кажется приемлемым (это не движение, не питание и т. д.). Ребёнок неосознанно демонстрирует нездоровье (судорожные запинки), но получает желаемое - допустим, какое-то преимущество перед другими детьми или послабление. 2-3 раза в ситуации стресса или фрустрации, и установка может закрепиться. Затем этот симптомокомплекс, на наш взгляд, вбирает в себя все приспособительные, но непродуктивные реакции защитного характера, оставшиеся в памяти на подсознательном уровне, т.к. существовать и развиваться он может только при поддержке основных анализаторных систем и их памяти. Зона, лежащая между корковыми представительствами анализаторов, где происходит, как утверждал А.Р. Лурия, синтез и вторичная обработка сигналов различной модальности, как раз и отвечает за мнестические процессы и пространственно-временные коды. Давайте вспомним в связи с этим работы М.И. Лохова [2], который особое внимание уделял именно зоне ТРО в механизме заикания. Там начинается нарушение нейродинамики. Причём, по всей вероятности, очаг настолько мощный, что способен обкрадывать в энергетическом смысле другие зоны. Вспомним работы Ж.М. Глоз-ман [1], которая говорила о нескольких нестабильных в функциональном отношении корковых зонах у взрослых заикающихся, которые приходили в норму буквально в течение полутора месяцев после курса социореабилитации у Ю.Б. Некрасовой.
Возникает установка - порочный круг: ребёнок испытывает фрустрацию при коммуникации - включаются защитные механизмы по типу установки, а именно симптомокомплекс заикания. Результаты неправильного выполнения программы, как писал Н.И. Жинкин [5], воспринимаются по обратной связи анализаторными системами, причём не только аудиосистемой, но и, на чём делала акцент Ю.Б. Некрасова [9], на кинестетической и визуальной. Она называла это феноменами «Эхо», «Зеркало», «Кинези». Понимая на сознательном уровне, что речевая программа реализована неправильно, ребёнок испытывает ещё большую фрустрацию и пытается воздействовать на речевой аппарат, но ожидает худшего и ещё более интенсивно включает патологический защитный механизм в виде заикания. Установка подкрепляется от раза к разу, и чем более дефект осознаётся, тем более закрепляется. Механизм защитной установки, кстати, довольно убедительно объясняет и тенденцию распространения заикания в коллективе дошкольников, и возможность возникновения рецидивов.
242
Поэтому, как справедливо писал Л.Я. Миссуловин: «... ни логопед, применяющий традиционное педагогическое воздействие, ни врач, имеющий «недостаточно глубокие знания о нарушениях речи и методах их устранения»[8, C.5] , не смогут обеспечить полноценную реабилитацию заикающихся лиц в силу необходимости подходить к данной проблеме комплексно.
На наш взгляд, уже в дошкольном возрасте к заикающимся лицам необходим логопсихотерапевтический подход, позволяющий изменить личностно-коммуникативную сферу, повысить стрессо-устойчивось, помочь адаптировать ребёнка в семье и кругу сверстников.
Список литературы
1. Глозман Ж.М., Вартанов А.В., Кисельников А.А., Карпова Н.Л. Мозговые механизмы восстановления речи при коррекции заикания / Материалы н/п конф. « Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании». - М., 2006. -С. 259-263.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Хрестоматия. - М., 2001. - 416 с.
3. Гиллиген С. Терапевтические трансы. Руководство по эриксоновской гипнотерапии. - М.: «Класс», 1997. - 416 с.
4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: «Союз», 1998. -336 с.
5. Жинкин Н.И. Механизмы речи / АПН РСФСР. - М., 1958. - 370 с.
6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - «Просвещение», М., 1968. - 367 с.
7. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Международная педагогическая академия. - М., 1994. - 368 с.
8. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - М.: «Медицина», 1988. - 184 с.
9. Некрасова Ю.Б «Психологические основы процесса социореабилитации»: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Псих. ин-т РАО - М., 1992. - 45 с.
10. Рау Е.Ю. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям / дис. ... канд. пед. наук / МПГУ им В.И. Ленина. - М., 1995. - 179 с. и прил.
11. Садовникова Е.Н. Личностно-ориентированная психологопедагогическая система реабилитации заикающихся детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2001. - 26 с.
12. Садовникова Е.Н. Заикание с позиции логопсихокоррекционного подхода. - М.: «Логомаг», 2014. - 158 с.
13. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном / ред. ДЖ.К.Зейга / Библ. практ. псих-ии и психотер-ии. - М.: «Класс», 1994. - 336 с.
14. Собчик Л.И. Методы психологической диагностики. - Вып. II. - М.: Москва, 1990. - 88 с.
15. Хейли Д. Необычайная психотерапия: в 2 ч. - Нью-Йорк, Лондон. -1986. - 171 с.
16. Шкловский В.М. Экспериментальное и клинико-психологическое исследование больных заиканием в связи с задачами комплексного лечения: ав-тореф. дис. .канд. псих. наук. - Л.: Лен. гос. ун-т им. А.А. Жданова 1967. - 15 с.
243