Научная статья на тему 'Устранение речевой и неречевой симптоматики заикания у подростков и взрослых посредством танцевально-двигательных техник'

Устранение речевой и неречевой симптоматики заикания у подростков и взрослых посредством танцевально-двигательных техник Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1449
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беглова Ольга Александровна

Представлены результаты изучения речевых и психофизиологических особенностей заикающихся подростков и взрослых. Обоснованы возможности применения танцевально-двигательных техник в комплексной логопсихокоррекции заикающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устранение речевой и неречевой симптоматики заикания у подростков и взрослых посредством танцевально-двигательных техник»

расценивает конфликт как возможность саморазвития и развития коллектива. Развитое чувство собственного достоинства и способность уважать оппонента обеспечивают ему благоприятное эмоциональное самочувствие во время конструктивного разрешения конфликта. Школьник стремится к цивилизованному взаимодействию в конфликте. Он создает и поддерживает атмосферу партнерства, рефлексируя установки и чувства оппонента. Старшеклассник способен противостоять чужому влиянию, отстаивает свои интересы, не унижая оппонента, сознательно избегает постконфликтного противостояния. При переходе на оптимальный уровень конфликтность приобретает новую характеристику - конфликтную компетентность. Конфликтная компетентность позволяет человеку своевременно предупреждать и конструктивно разрешать конфликты в соответствии с собственными целями, ценностными ориентациями и конкретными социально-коммуникативными условиями. Человек, достигший оптимального уровня конфликтности, воспринимает конфликт в качестве неотъемлемой и естественной части жизни людей, предоставляющей возможности для саморазвития и гармонизации межличностных отношений.

Задача воспитания конфликтной компетентности у старших школьников - одна из важнейших для современной школы, поскольку школа является определяющим социальным институтом и обеспечивает стабильность и благополучие общества.

Литература

Анцупов, А.Я. Системная концепция конфликтов / А.Я. Анцупов // Мир психологии. 2005. №2. С. 24 - 34

Воронин, И.Ю. Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Ю. Воронин. Белгород, 2000

Григорьева, Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук / Г.Е. Григорьева. Пермь, 2003. 204 с.

Колесов, Д.В. Общественная роль деления и проблема конфликтов / Д.В. Колесов // Мир психологии. 2005. №2. С.35 - 46

Кузьмин, Е.С. Социально-психологические особенности личности / Е.С. Кузьмин // Со-

циальная психология личности. Л., 1974. С. 8 - 12

Лукашонок, О.Н. Конфликтологический этюд для учителя / О.Н. Лукашонок, Н.Е. Щур-кова. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1998. 80 с.

Халимов, Э.З. Психологические особенности конфликтности младших школьников: дис. ... канд. психол. наук / Э.З. Халимов. М., 1993. 123 с.

Цой, Л.Н. Конфликтология: от теории к практике / Л.Н. Цой // Мир психологии. 2005. №2. С.47 - 63.

О.А. БЕГЛОВА (Москва)

УСТРАНЕНИЕ РЕЧЕВОЙ И НЕРЕЧЕВОЙ СИМПТОМАТИКИ ЗАИКАНИЯ У ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК

Представлены результаты изучения речевых и психофизиологических особенностей заикающихся подростков и взрослых. Обоснованы возможности применения танцевальнодвигательных техник в комплексной логопсихокоррекции заикающихся.

Заикание имеет коммуникативную природу. По данным многих авторов классического и современного периодов изучения проблемы заикания (Л.И. Белякова, Г.Д. Нетка-чев, В.И. Селиверстов, М.Е. Хватцев, Н.А.Че-велева и др.), известно, что в структуре этого недуга имеются как собственно речевые проявления, так и неречевые.

Речевые проявления связаны с моторной дискоординацией произношения по причине спазмов дыхательного, голосового и артикуляционного отделов речевой мускулатуры. Неречевые аспекты (психомоторные и физиологические симптомы заикания, возникающие до, во время и после речи) проявляются в телесных ощущениях (напряжения, скованности, дрожания, повышенном потоотделении, жаре и ознобе). Психологические проявления заикания на эмоциональном уровне - это логофобия, на когнитивном - искажение

© Беглова О.А., 2008

понимания и оценки коммуникативной ситуации и представления о себе самом как субъекте общения, на поведенческом -избегание речевых ситуаций, сужение контактов.

В настоящее время в преодолении заикания приоритетным является комплексный подход, предполагающий не только прямое, но и опосредствованное воздействие на качество речи заикающихся через использование различных психолого-педаго-гических коррекционных техник, в частности, направленных на изменение психомоторных ощущений. К их числу относятся логоритмика, релаксация, специальные виды гимнастики, массажа, пантомима, психодрама, психогимнастика и др.

Одним из нетрадиционных методов коррекционной работы являются танцевально-двигательные техники, выступаю -щие в качестве средства диагностики и коррекции личностно -коммуникативной сферы - самооценки, взаимоотношений с окружающими, социальной адаптации в целом.

Применение танцевально-двигательных техник для преодоления заикания отражено в незначительном числе публикаций Л.М. Кроля и Е.Л. Михайловой, Л.З. Андроновой-Арутюнян, Ю.Б. Некрасовой, В.М. Шкловского. Более подробно эти техники описаны в работах зарубежных авторов Г. Аммона, М. Бергера, М. Чейза, Х. Пейн (1992) и др. В качестве средств коррекции они применяются для реабилитации лиц, страдающих теми или иными проблемами (разные формы неврозов, патологические психические состояния, социально-психологические трудности).

Целью нашей работы было выявление речевых и психомоторных особенностей заикающихся подростков и взрослых и обоснование необходимости использования танцевально-двигательных техник в комплексной логопсихокоррекции заикающихся. Исследование проводилось в условиях экспериментальной научно-практической работы на базе отделения логопедии дефектологического факультета МПГУ под руководством Е.Ю. Рау с 2003-го по 2006 г. Испытуемыми стали заикающиеся подростки и взрослые общим количеством 39 человек в возрасте от 16 до 30 лет: 27 - мужского пола, 12 - женского.

Экспериментальное исследование включало в себя три этапа: констатирующий, обучающий и динамический.

В рамках констатирующего эксперимента были исследованы:

- речевой статус (тип и локализация, степень выраженности речевых судорог, речевые уловки) заикающихся подростков и взрослых посредством анализа данных логопедического обследования;

- психологические особенности заикающихся подростков и взрослых с помощью метода ведения дневников-автобиографий;

- субъективные психомоторные ощущения в мышцах тела заикающихся подростков и взрослых (напряжение, скованность, дрожание, сопутствующие речи движения) и психофизиологические реакции (покраснение и побледнение кожи лица, повышенное потоотделение, ощущения жара и озноба) посредством анализа специально разработанного опросника, схематичной модели изображения тела и дневников-автобиографий.

Для определения степени выраженности проявления оценивались по трехбалльной системе: 2 - «всегда испытываю», 1 -«иногда», 0 - «никогда». Количественные данные подсчитывались путем суммирования баллов. Усредненные показатели вычислений указывали на большую или меньшую выраженность этих качеств в каждой группе испытуемых. По результатам анализа они были разделены на три условные группы.

Первая группа (6 человек) заикающихся характеризуется легкой степенью проявления (наличием одной запинки в предложении при ответе на эмоционально значимые вопросы) разнообразных типов речевых судорог (тонической, кло-нической, смешанной) в разных отделах речевой мускулатуры (артикуляционном, голосовом и дыхательном); логофобией в некоторых коммуникативно значимых ситуациях (в общении с незнакомыми людьми); легкой степенью выраженности психомоторных ощущений (2,5 балла) лишь в мышцах, участвующих в речевом акте, и психофизиологическими реакциями.

Вторая группа (9 человек) заикающихся характеризуется средней (наличием двух -трех запинок в каждом предложении) и

тяжелой (наличием запинок почти в каждом слове, вплоть до невозможности говорить вообще при ответе на эмоционально значимые вопросы) степенью выраженности разнообразных типов речевых судорог в разных отделах речевой мускулатуры и речевыми уловками (эмболофразия, речевая редакция, паузы); логофобией в большинстве коммуникативных ситуаций (при ответе на уроках, у доски, в беседе с ребятами, учителями, незнакомыми людьми); средней степенью выраженности психомоторных ощущений (7,3 балла) в тех же мышцах речевого аппарата, усугубляющихся сопутствующими речи движениями и реакциями.

Третья группа (24 человека) заикающихся характеризуется средней и тяжелой степенью выраженности разнообразных типов речевых судорог в разных отделах речевой мускулатуры и значительными речевыми уловками; выраженной логофо-бией в разных коммуникативных ситуациях; тяжелой степенью выраженности психомоторных ощущений (32,3 балла) в мышцах, как участвующих, так и не участвующих в речи, усугубляющихся сопутствующими речи движениями и ярко выраженными реакциями.

На основании данных констатирующего эксперимента оказалось возможным применение танцевально-двигательных техник в коррекционной работе.

Работа начинается с ограничения речи и установления невербального контакта через выполнение простых совместных двигательных упражнений как под музыку, так и без нее. Это делается с целью снятия мышечных зажимов через предварительное напряжение или тряску всего тела либо отдельных его частей, расширения двигательного репертуара. Групповая работа позволяет создать доброжелательную атмосферу и обрести чувство сплоченности. Т анцевально-двигательные упражнения постепенно усложняются. Одновременно с этим изменяются задания -от группового выполнения к парной и, наконец, индивидуальной работе. Они начинают осознавать не только субъективные дискомфортные ощущения, но и собственное тело как единое целое, а также собственное личное пространство, партнера и межличностную дистанцию. В процессе танцевально-двигательных упраж-

нений происходят изменения как на телесном уровне, так и на уровне эмоций, чувств и речи. Об этом заикающиеся пишут в дневниках, сочиняют сказки о разных частях тела, оживляя их и превращая в персонажи, с которыми отождествляют себя и свою жизнь, представляют образ собственного тела в рисунках. Рассказывая о своем новом опыте, появившемся в процессе танцевально-двигательных упражнений, участники групповых занятий используют спонтанную речь, которая сопровождает то или иное движение. Заикающиеся начинают получать удовольствие как от собственных движений, так и от совместных двигательных упражнений с партнерами, благодаря чему формируется адекватный образ телесного Я. Сосредоточенность на игровой творческой задаче переключает внимание заикающихся с речи на сам процесс коммуникативного взаимодействия, делая общение свободным, спонтанным, насыщенным положительными эмоциями.

Оценивая эффективность применения танцевально-двигательных техник на этапе динамического эксперимента, можно отметить разнообразную динамику речевых, психомоторных ощущений и психофизиологических реакций. Для каждой из диагностированных в начале работы групп эти показатели оказались различными.

У участников первой группы полностью исчезли заикание, речевые уловки, логофобия, дискомфортные психофизиологические ощущения.

Участники второй группы по результатам танцевально-двигательных занятий разделилась на две подгруппы.

Первая подгруппа (78%, 14,7 балла) характеризуется отсутствием заикания, речевых уловок, логофобии, дискомфортных ощущений полностью.

Вторая подгруппа (22%, 4,2 балла) характеризуется незначительной степенью проявления речевых судорог (одна и то не в каждом предложении при ответе на эмоционально значимые вопросы), незначительными речевыми уловками, редким проявлением логофобии в отдельных коммуникативно значимых ситуациях, остаточными дискомфортными ощущениями при полном отсутствии сопутствующих речи лишних движений.

Участники третьей группы по итогам занятий разделились на три подгруппы.

Первая подгруппа (58%, 63 балла) характеризуется полным отсутствием заикания, речевых уловок, логофобии, дискомфортных ощущений.

Вторая подгруппа (29%, 31,5 балла) характеризуется незначительной степенью проявления речевых судорог, незначительными речевыми уловками, логофобией в отдельных ситуациях, остаточными дискомфортными ощущениями при полном отсутствии сопутствующих речи непроизвольных движений.

Третья подгруппа (13%, 13,5 балла) характеризуется легкой степенью выраженности речевых судорог (одна - две запинки), незначительными речевыми уловками, логофобией в проблемных речевых ситуациях, незначительными остаточными явлениями психофизиологического дискомфорта с вегетативными проявлениями и сопутствующими речи движениями при выражении отрицательных эмоций в проблемных речевых ситуациях.

После специального обучения участников коррекционных занятий танцевально-двигательным техникам оказалось возможным выявить положительную динамику, проявляющуюся по-разному. Наряду с наличием пациентов (23,6%) с полным отсутствием речевых и психофизических проявлений в структуре заикания, были выявлены пациенты (64,0%), которые нуждаются в продолжении занятий в соответствии с предложенными рекомендациями по применению танцевально-двигательных техник в системе логопсихокоррекции поддерживающего либо повторного курса в форме групповых или индивидуальных занятий.

Литература

Белякова, Л.И. Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. М., 1998.

Любинская, С.М. От заикания к свободной речи / С.М. Любинская. М., 1970.

Некрасова, Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Ю.Б. Некрасова. М., 1992.

Шкурко, Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Т.А. Шкурко. СПб., 2003.

А.М. ШАЦКОВА (Москва)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИНИМАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рассматривается дифференциальная диагностика детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи.

Обосновываются дифференцированные методы коррекции.

В последнее время за логопедической помощью чаще всего стали обращаться дети с минимальными нарушениями произносительной стороны речи.

Фонетические нарушения характерны для большого ряда речевых расстройств. Индивидуализированная и дифференцированная коррекционная работа требует диагностических показателей. В связи с этим представляется необходимым уточнение диагнозов, что является особенно сложным при минимальных нарушениях произносительной стороны речи. Вопросам диагностики нарушений произносительной стороны речи посвящены работы Е.М. Маслюковой (1997); В.А. Ковшико-ва (2001); А.Н. Корнева (2006); Л.В. Лопатиной (2005). К сожалению, в специальной литературе по проблеме отсутствует описание методик дифференциальной диагностики минимальных нарушений произносительной стороны речи.

Проведенное нами исследование выполнено на базе Центра психолого-меди-ко-социального сопровождения «Бутово», ГОУ «Детский сад № 2295», ГОУ СОШ № 1994, ГОУ СОШ № 1979 Юго-Западного округа г. Москвы в период с 2002-го по 2006 г.

На основании предварительного анализа медицинской и психологопедагогической документации была определена выборочная группа детей 6 - 7 лет (87 человек) с минимальными нарушениями произносительной стороны речи. Все обследованные дети до обращения в ПМПК (психолого-медико-педагогиче -скую консультацию) обучались в детском саду или индивидуально занимались с логопедом разное количество времени. Всеми экспертами ПМПК была сделана следу-

© Шацкова А.М., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.