ЛИТЕРАТУРА
Лозинский А. А. Радоновые воды и методика их лечебного применения. М., 1956.—Щепоть ев а Е. С. Искусственные радоновые ванны и методика их применения. М., 1949.
Поступила 25Л^1 1959 г.
К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИИ РУК ДОЯРОК
Кандидат медицинских наук А. Ф. Порошин.
Из кафедры спортивной медицины Кубанского медицинского института
Заболевание рук доярок встречается довольно часто и не является таким простым, как это может показаться на первый взгляд. Поэтому врач должен быть особенно внимателен и осторожен при постановке диагноза «нейромиозит». Тщательно собранные анамнестические данные хотя и дают право врачу ставить такой диагноз, но при наличии других не распознанных воспалительных заболеваний рук (например, тендо-вагинит, миофасцикулит, невриты, артриты различной этиологии) легко допустить ошибку и диагностировать нейромиозит там, где его нет.
Истинный нейромиозит происходит от длительного выполнения однообразных трудовых движений, превышающих нормальные физиологические возможности, на которые способен нервно-мышечный аппарат доярки. Это заболевание чаще встречается на тех молочнотоварных фермах, где, как правило, допускается перетруживание рук, когда доярки вынуждены доить большее число коров, чем им положено по норме.
Как показали наши наблюдения за период с 1954 по 1959 г., указанные патологические явления вызываются не только продолжительной микротравматизацией (в течение ряда лет) кожи и тканей, сосудов и нервов мышц-сгибателей кисти и пальцев, но и другими причинами, среди которых не последнюю роль играет грубое нарушение гигиенических и зоотехнических правил при уходе за скотом и ручном доении. Сюда относятся: а) грубое обращение с животными, что вызывает задержку отдачи молока, а следовательно, и затрудняет ручное и машинное доение; б) нервозная обстановка на скотном дворе: шум, крик обслуживающего персонала, присутствие посторонних лиц, что также ведет к задержке отдачи коровами молока, затруднению доения; в) частая смена доярок, отрицательно сказывающаяся на поведении животного и выделении молока; г) ночная уборка помещений двора, чистка стойл и животных, мешающих отдыху животных и уменьшающих удои; д) нарушение строго установленной очередности дойки, что расстраивает условный рефлекс на время, вызывает задержку отдачи молока', затруднение доения и уменьшение удоев; е) отсутствие хорошей подготовки вымени к доению, подмывание его холодной, а не теплой водой снижает удои и требует от доярки больших усилий на полное выдаивание; ж) отсутствие вводного и заключительного массажа вымени не только тормозит отдачу молока, уменьшает удои, но и затрудняет доение; з) небрежная, «сверхбыстрая» дойка при неполном к тому же выдаивании способствует накоплению в вымени остаточного молока, которое изо дня в день увеличивается и ведет к перерождению молочной железы, уменьшению удоев, затруднению доения.
Не подлежит сомнению, что основная профилактика заболеваний рук доярок идет по линии внедрения машинной дойки коров, однако ручная дойка пока еще существует и какое-то время будет существовать, поэтому будет иметь значение всякое мероприятие, облегчающее ее. Опыт передовых совхозов Кубани (Тимашевский мясо-молочный,
«2-я Пятилетка» и др.) показывает, что указанные нарушения и недостатки в работе молочнотоварных ферм вполне устранимы, не требуют дополнительных затрат.
Чтобы исключить или уменьшить возможность перетруживания рук от ручного доения, настоятельно рекомендуется всем заведующим молочнотоварными фермами проводить курс обучения молодых доярок ручному и машинному доению коров. Главное в этом курсе — освоение культуры труда и постепенное втягивание организма доярки в ритм трудовых движений путем систематической и постепенной тренировки сначала на небольшом числе коров, а затем и на всем закрепленном за ней числе.
Помимо нейромиозита, у доярок могут развиться и другие заболевания рук, например гнойничковые заболевания кожи, трещины, ссадины, потертости вплоть до нейродермитов и экзем, которые значительно чаще появляются у доярок, плохо ухаживающих за своими руками. При малейшем повреждении кожи рук их следует обработать жидкостью Новикова или настойкой йода.
Поступила 21/Х1 1959 г.
•ь -Й- -¿Г
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
И. 3. Гликман Из школы-интерната № 33 Москвы
Школа-интернат была организована в Москворецком районе в 1958 г. с дневным пребыванием детей. Дети находятся в интернате с 8 до 19—20 часов, затем отправляются домой. Важную роль играет организация самообслуживания детей.
Самообслуживание в школе необходимо, так как оно создает условия для нормальной жизни коллектива, идет ли речь о поддержании общего санитарного состояния, организации питания в школьной столовой или о работе киосков самообслуживания, соблюдении личной гигиены.
Ставя такие задачи, мы в то же время не переоценивали роли самообслуживания. Оно не заменяет и не может заменить серьезного производительного труда, который мы организуем в школьных мастерских и в цехах фабрики имени М. В. Фрунзе.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1 подчеркивает важное значение самообслуживания в трудовом воспитании детей. Педагогический коллектив школы, рассмотрев накануне 1959/60 учебного года состояние самообслуживания в интернате, признал необходимым серьезно улучшить его. Борьба за чистоту и уют, за организационные формы самообслуживания стала главным звеном воспитательной работы в первой четверти учебного года 2.
Повседневный труд детей, связанный с уборкой коридоров, залов, вестибюлей, включает много видов работ. Ученики 4—5-х классов подметают полы щеткой, протирают их влажной тряпкой на швабре, поли-
1 В Центральном Комитете КПСС и Совете Министров СССР. Самообслуживание— составная часть трудового воспитания молодежи. «Правда» от 6/У1 1959 г. № 157 (14916).
2 В настоящей статье речь идет о 4—8-х классах.