Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация образования / современные образовательные технологии / профессиональная подготовка / конкурентоспособный специалист / специалисты-медики / professional training / medical specialists / educational process / modern educational technologies / digitalization / competitive specialist

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Екатерина Валентиновна, Морозов Алексей Евгеньевич

В условиях значительного роста цифрового развития российского образования профессиональная деятельность врача определяется как многофункциональная, постоянно усложняющаяся, требующая от субъектов профессиональной деятельности глубокого профессионального самоопределения, высокой профессиональной нравственности. Профессиональная подготовка специалистов-медиков идет по направлению конкретизации и расширения деятельности врача-специалиста. Процесс подготовки специалистов медицинского профиля будет более эффективным, если на этапе профессионального обучения будущий специалист успешно адаптируется к системе образования, тем самым формируя свою готовность к профессиональной деятельности. Новизна исследования – выявлен механизм воздействия современных образовательных технологий на формирование конкурентоспособного специалиста медицинского профиля. Под механизмом воздействия следует понимать структурные единицы цифровизации, такие как развитие компьютерной грамотности, переход на онлайн-обучение, использование цифровых ресурсов в обучении, формирование цифровой дидактики. Все перечисленные элементы становятся неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов, формируя их конкурентоспособность на рынке труда. Теоретическая значимость исследования усиливается за счет дополнения и уточнения категорий: информационная культура личности, корпоративная культура личности, современные образовательные технологии, конкурентоспособный специалист медицинского профиля. Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные принципы повышения качества подготовки будущих врачей, такие как использование современных образовательных технологий в процессе обучения; развитие навыков самообучения и саморазвития; формирование гармонично-развитой, профессиональноориентированной личности; активизация креативного мышления будущих специалистов, могут быть использованы в качестве инструмента для преподавателей и педагогов-теоретиков с целью повышения уровня знаний и умений обучаемых для повышения их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Екатерина Валентиновна, Морозов Алексей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR THE PROFESSIONAL TRAINING OF MEDICAL SPECIALISTS IN THE CONTEXT OF INTENSIVE DIGITALIZATION OF EDUCATION

In the conditions of significant growth of digital development of Russian education, the professional activity of a doctor is defined as multifunctional, constantly becoming more complex, and requiring deep professional self-determination, high professional morality. Professional training of medical students goes in the direction of concretization and expansion of the activities of a health care specialist. The process of training medical specialists will be more effective if at the stage of professional training the future specialist successfully adapts to the education system, thereby forming his/her readiness for professional activity. The novelty of the study is that the mechanism of impact of modern educational technologies on the formation of a competitive specialist of medical profile is revealed. The impact mechanism should be understood as structural units of digitalization, such as the development of computer literacy, the transition to online learning, the use of digital resources in training, the formation of digital didactics. All the above elements become an integral part of the professional training of specialists, forming their competitiveness in the labor market. The theoretical significance of the study is enhanced by supplementing and clarifying the categories: information culture of personality, corporate culture of personality, modern educational technologies, competitive medical specialist. The practical significance of the study lies in the fact that the considered principles of improving the quality of training of future doctors, such as the use of modern educational technologies in the learning process; the development of selflearning and self-development skills; the formation of a harmoniously developed, professionally oriented personality; the activation of creative thinking of future specialists, can be used as a tool for teachers and educators-theorists to improve the level of knowledge and skills of students in order to increase and improve the quality of training of future specialists.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378:61:004.7(045)

Е.В. Александрова, А.Е. Морозов

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях значительного роста цифрового развития российского образования профессиональная деятельность врача определяется как многофункциональная, постоянно усложняющаяся, требующая от субъектов профессиональной деятельности глубокого профессионального самоопределения, высокой профессиональной нравственности. Профессиональная подготовка специалистов-медиков идет по направлению конкретизации и расширения деятельности врача-специалиста. Процесс подготовки специалистов медицинского профиля будет более эффективным, если на этапе профессионального обучения будущий специалист успешно адаптируется к системе образования, тем самым формируя свою готовность к профессиональной деятельности. Новизна исследования - выявлен механизм воздействия современных образовательных технологий на формирование конкурентоспособного специалиста медицинского профиля. Под механизмом воздействия следует понимать структурные единицы цифровизации, такие как развитие компьютерной грамотности, переход на онлайн-обучение, использование цифровых ресурсов в обучении, формирование цифровой дидактики. Все перечисленные элементы становятся неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов, формируя их конкурентоспособность на рынке труда. Теоретическая значимость исследования усиливается за счет дополнения и уточнения категорий: информационная культура личности, корпоративная культура личности, современные образовательные технологии, конкурентоспособный специалист медицинского профиля. Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные принципы повышения качества подготовки будущих врачей, такие как использование современных образовательных технологий в процессе обучения; развитие навыков самообучения и саморазвития; формирование гармонично-развитой, профессионально-ориентированной личности; активизация креативного мышления будущих специалистов, могут быть использованы в качестве инструмента для преподавателей и педагогов-теоретиков с целью повышения уровня знаний и умений обучаемых для повышения их конкурентоспособности.

Ключевые слова: цифровизация образования, современные образовательные технологии, профессиональная подготовка, конкурентоспособный специалист, специалисты-медики.

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-3-293-300

Введение

Аспект повышения качества подготовки специалистов профессионального уровня можно назвать одним из существенных направлений политики в области образования [2, с. 21]. Содержание образования нацелено на обеспечение формирования специалиста, обладающего такими качествами, как способность к самосовершенствованию, развитие навыков в выбранной профессии, умение занять твердую гражданскую позицию. Что касается профессиональной подготовки специалистов-медиков, то мировая тенденция в медицинском образовании идет по направлению конкретизации и расширения деятельности врача-специалиста [6; 15]. Назревшая необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов здравоохранения привела к появлению новой парадигмы медицинского образования, как базового, так и постдипломного.

В связи с этим представляется актуальным провести теоретическое исследование, направленное на оценку требований к подготовке специалистов медицинского профиля с учетом их профессиональной деятельности в условиях интенсивной цифровизации сферы образования. Цель исследования - проанализировать имеющиеся подходы к профессиональной подготовке студентов-медиков на современном этапе научно-технического развития образования - позволила выделить несколько задач: провести анализ отечественной и зарубежной литературы по заявленной тематике; показать возможные пути повышения уровня профессионального обучения; сформировать статистические данные распределения вузов в зависимости от типа учебного заведения; определить роль развития информационной и корпоративной культуры участников образовательного процесса в медицинском вузе; охарактеризовать вектор профессионального развития будущих специалистов-медиков.

Таким образом, объект исследования представляет собой процесс подготовки конкурентоспособных специалистов в условиях технологической трансформации образования. Предмет - характерные особенности профессиональной подготовки студентов-медиков.

Повышение качества профессиональной подготовки специалиста и по сей день является актуальной проблемой в сфере педагогики. По мнению Сухаевой А.Р., качественное образование содействует развитию личностных и профессиональных качеств обучающихся и далее их профессиональному росту [20, с. 30]. Основные нормативно-правовые и психолого-методические положения социальной значимости и направления обеспечения высшего образования с целью повышения качества подготовки обучающихся, учитывая роль государственного регулирования, рассмотрены Минько Э.В. и Минько А.Э. в учебном пособии «Качество и востребованность образовательных услуг» [13].

Опыт зарубежных коллег говорит о том, что образовательные средства массовой информации предоставляют больше возможностей для выявления талантов учащихся, развития их способностей и умений. Заглул Х.С. в своей статье рассказывает об образовательных медиа технологиях в рамках специального образования в Египте. Новые технологии расширяют доступ к информации и могут повлиять на качество обучения, медиа-инструменты делают статичный и пассивный процесс обучения более динамичным и интерактивным, что не может не сказаться на качестве подготовки специалистов определенного уровня [30, с. 180].

Количество ресурсов, доступных студентам-медикам, получающим степень в области медицины, растет экспоненциально. В дополнение к традиционным учебным ресурсам, таким как лекции и учебники, студенты все чаще используют электронные средства обучения. Австралийские ученые Винтер Л., Берджесс А., Калман Э. и др. пытаются выяснить предпочтения студентов в отношении учебных ресурсов с целью предоставления этой информации преподавателям-медикам при разработке и внедрении медицинских учебных программ [29].

Исследование оценки знаний и представлений студентов об онлайн-изучении программ фармацевтики в Ираке приводят Мохаммед Махмуд Мохамед, Рашид Абир Абдул Хади, Аббас Ашвак Наджм Алдин. Говоря об электронном обучении студентов в период пандемии, они делают вывод, что онлайн-обучение является важным подиумом для студентов как в период кризиса, так и при обычных условиях обучения [24, с. 353].

Действительно, нельзя не отметить тот факт, что пандемия внесла свои корректировки в процесс обучения во всем мире. О готовности недавних выпускников стоматологических факультетов и студентов-стоматологов последнего курса бакалавриата к практике в условиях постковидного периода размышляют малазийские ученые Анита Кришнан Пандаратодиил, Шани Энн Мани, Ван Мария Набилла Гани и др. Авторы отмечают, что пандемия нарушила рутинную динамику очного обучения во всем мире, на первый план выходят современные образовательные средства обучения [25, с. 81].

Ученые из Ирана Саид Сафарян Хамадани, Фаршиде Замени, Мостафа Атаи считают очевидным тот факт, что выпускники медицинских специальностей должны быть знакомы с практическим применением теоретических знаний [26, с. 13]. В соответствии с этим во всем мире внедряются Программы Непрерывного Медицинского Образования (Continuing Medical Education (CME)). Непрерывное медицинское образование включает в себя мероприятия, направленные на сохранение и развитие знаний, навыков и профессиональной деятельности членов медицинской бригады с целью улучшения качества обслуживания пациентов.

Отечественные исследователи также говорят о необходимости определенных трансформаций в силу вышеперечисленных факторов. В процессе исследования Смирнова Ж.В., Бушуева В.В., говоря о требованиях к современному обучению, подчеркивают важность создания принципиально новой образовательной среды [19, с. 86]. Елгина Е.Э. отмечает, что, привлекая организации к стабильному сотрудничеству на всех стадиях образовательного процесса, повышая эффективность социального партнерства, можно получить качественную подготовку выпускников, их готовность к профессиональной деятельности, с целью удовлетворения запросов потенциальных работодателей [10, с. 23]. Клячина Л.Н., опираясь на основные парадигмы современного медико-педагогического образования, затрагивает этапы создания качественной подготовки выпускников медицинского вуза [11].

Теоретические основы

В основу проведенного информационно-аналитического исследования легли теоретические методы. К ним относятся структурно-типологический анализ полученного эмпирического материала,

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

описательный метод сопоставления опубликованных работ по теме проводимого исследования, итоговые положения, определяющие теоретико-методологическую основу, собранные в результате изучения и обобщения информации.

Выбор теоретических методов исследования связан с постановкой проблематики исследования. Изучение и критическая оценка результатов практического применения современных образовательных технологий и средств обучения в процессе повышения качества профессиональной подготовки специалистов-медиков в условиях интенсивного технологического развития российского образования позволяют получить достоверные данные.

Результаты исследования и их обсуждение

Научное общество, ставшее уже не просто информационным, а информационно-осознанным, относится к получению, пополнению, использованию знаний с точки зрения формирования нового типа мышления. На новый уровень выходят и цели образования. Одной из основополагающих становится цель формирования будущего выпускника путем развития общественно-важных умений и навыков, с использованием цифровых технологий, определяющих его конкурентоспособность.

Конкурентоспособный специалист - это не только специалист, обладающий высоким профессионализмом и востребованностью на рынке труда, но и личность, способная к саморазвитию, к изменению своего профессионального вектора и выполнению гражданских обязанностей [4].

Конкурентоспособный специалист медицинского профиля - специалист, способный к выполнению профессиональных функций на должном уровне наряду с самостоятельным принятием решений. В условиях усиленного высокотехнологичного развития российского образования квалификация врача должна соответствовать социотехнической, многофункциональной, вариативной составляющим. Она требует более глубокой профессиональной самооценки, мотивированности в профессии, высокой морали будущего специалиста.

Подготовка конкурентоспособного специалиста медицинского профиля должна соответствовать целому ряду универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, соответствующих ФГОС нового поколения [14]. Среди них: коммуникация; командная работа и лидерство; разработка и реализация проектов; системное и критическое мышление; этические правовые основы профессиональной деятельности; инклюзивная компетентность; здоровый образ жизни; первичная медико-санитарная помощь; этиология и патогенез; лечение заболеваний и состояний; медицинская реабилитация; информационная грамотность.

Формирование компетентного, конкурентоспособного специалиста медицинского профиля зависит от многих факторов. По мнению авторов, к ним можно отнести:

1) формирование информационной и корпоративной культуры личности;

2) использование современных образовательных технологий в процессе обучения;

3) связь теории с практикой;

4) активизацию креативного мышления, повышение качества подготовки специалиста с учетом научной составляющей;

5) формирование самодисциплины.

Рассмотрим каждый из пунктов более подробно.

Для нового поколения компьютерные технологии стали неотъемлемой частью его существования [3; 4]. Резкие темпы развития современных технологий обучения привели к лидирующей роли развития информации в обществе и, как следствие, к необходимости формирования особой информационной культуры личности. Под информационной культурой личности следует понимать составную часть становления личности, умение использовать и применять новые цифровые технологии в процессе своего формирования и дальнейшего развития, способность к получению, накоплению и переработке любого вида информации, и ее дальнейшему использованию [1]. При подготовке обучающихся должно также учитываться формирование корпоративной культуры личности, т. е. личности, адаптированной к современному состоянию науки, культуры и образования, а также способной к формированию профессиональных компетенций, направленных на соответствие их функциональным обязанностям [7]. Для студента-медика эти понятия приемлемы для осуществления лечения в рамках страховой деятельности или ведения больного по протоколам, но вопросы гуманизации медицинского образования, углубление в психологические особенности профессии, формирование личности, способной к состраданию, также являются неотъемлемой частью профессии. [9].

В условиях интенсивной цифровизации образования внедрению современных образовательных технологий в учебный процесс отводится особая позиция. Под современными образовательными технологиями, по мнению авторов, следует понимать комплекс инновационных образовательных средств и методов обучения, позволяющих расширять доступность образования.

По сравнению с традиционной схемой обучения (рис. 1), в процессе обучения с использованием современных образовательных технологий (рис. 2) изменяются связи между обучающимися и преподавателем. Во втором случае преподаватель является «коллегой» студента в процессе обучения, в противоположность классической схеме, где преподаватель «доминирует» над студентом [1, с. 75].

Содержание учебного Комплекс дидактических

предмета средств

Рис. 1. Схема традиционного процесса обучения

Рис. 2. Схема обучения с использованием современных образовательных технологий

Несомненно, обучение студентов-медиков имеет свои особенности [17; 8; 22]. Профессиональная направленность, принятие профессиональных норм и ценностей, формирование профессионального имиджа, осознание требований профессии врача самим обучающимся, способность применения полученных знаний на практике и многие другие аспекты должны быть учтены в процессе профессиональной подготовки.

Однако, несмотря на применение в процессе обучения студентов медицинского профиля современных технологий обучения различного уровня, следует помнить, что практические занятия не теряют позиций по своей значимости, так как многие навыки и умения при обучении данных студентов могут быть приобретены только в процессе практики. К таким навыкам можно отнести освоение различных манипуляций с пациентами, ведение медицинской документации и т. д. Доступность информационных ресурсов в любом случае помогает и позволяет сделать выбор оптимального темпа освоения материала, а также способствует формированию самодисциплины [21, с. 158].

Следует отметить, что по состоянию на 2024 год в стране работает 106 вузов с медицинскими специальностями, это около 10 % от общего количества вузов, из них 80 вузов государственные. В России насчитывается 1024 вуза, из них 853 - государственные, 171 - негосударственные. Смешанное обучение проводят 89,4 % вузов от общего количества, полностью дистанционное - 10,6 % [5; 12; 16]. Получить дистанционно базовое медицинское образование нельзя. Однако, можно пройти профессиональную переподготовку по таким специальностям, как нутрициолог, массажист, космето-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

лог и т. д. В принципе, любую из данного перечня специализаций может освоить любой абитуриент, не имеющий до этого никакого отношения к медицине. Срез полученных данных по среднему показателю собран в диаграмму и представлен на рис. 3.

1100 1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100

0 общее количество вузов государственные вузы негосударственные вузы

■ все типы обучения 1024 853 171

■ смешанное обучение 915 762 153

■ дистанционное обучение 109 91 18

■ вузы с медицинскими специальностями 106 80 26

Рис. 3. Распределение вузов в зависимости от типа

В связи с этим авторы, говоря о воздействии образовательных технологий на цифровизацию современного образования, имеют в виду возможность применения инфо-коммуникационных технологий обучения или элементов дистанционного образования при обучении студентов-медиков в частности в период пандемии, постковидный период обучения. В сегодняшних реалиях нельзя отрицать факт воздействия современных образовательных технологий на весь период обучения. Современные вузы научились находить баланс между традиционным и инновационными технологиями обучения. Нельзя отрицать тот факт, что цифровизация современного медицинского образования способствует формированию конкурентоспособных специалистов в своей области.

Обратимся к опыту Самарского государственного медицинского университета [18]. СамГМУ -современный вуз с вековой историей. В стенах вуза готовят кадры для практического здравоохранения, параллельно развивая науку и разрабатывая передовые технологии. В университете будущие специалисты получают образование высокого качества. Ряд программ по подготовке специалистов каждый год признаются лучшими образовательными программами инновационной России. В реестре европейских аккредитованных программ высшего образования также отображены образовательные программы СамГМУ. Для обучения будущих специалистов медицинского профиля используется современное оборудование. В составе университета имеются собственные многопрофильные клиники, которые служат для совершенствования полученных знаний и отработки их на практике.

В процессе исследования новой парадигмы медицинского образования также отмечена роль сильного исследовательского сообщества с целью подготовки конкурентоспособных специалистов здравоохранения. По мнению зарубежных коллег, задача повышения качества обучения состоит в том, чтобы повысить качество работы, используя исследования, которые доступны в настоящее время путем использования аналитических материалов [27]. Для достижения этой цели Институт образовательных наук Министерства образования США создал новый Информационный центр высококачественных исследований и независимый некоммерческий институт качества образования. Эти инициативы стали результатом расширения диалога между исследователями, практиками и политиками [23].

Еще один способ повышения качества профессиональной подготовки специалистов-медиков, предложенный иностранными специалистами из Великобритании, рассмотрен с позиции разработки науки о повышении качества. Наука о повышении качества ^1) дает нам системный подход к разработке, тестированию и внедрению изменений с использованием данных реального времени для улуч-

шения с конечной целью достижения ощутимых и основанных на фактических данных результатов. Несколькими организациями здравоохранения Великобритании было продемонстрировано, что развитие и поддержание возможностей улучшения в больших масштабах может обеспечить реальные улучшения медицинской помощи во многих областях. Законной целью QI является повышение ценности, то есть достижение наилучших возможных результатов при минимальных затратах или вводимых ресурсах. Развитие понимания концепции устойчивого развития (социального, экологического и финансового) и культуры рационального использования ресурсов как части QI может стимулировать системное мышление, систематически направляя проекты на улучшение с наибольшей ценностью, мотивируя новых людей к участию и придавая новую энергию переменам [28, Pp. 207-210].

Следует отметить, что все поставленные задачи нашли свое решение в процессе проведенного исследования. В условиях интенсивной цифровизации российского образования, проблема повышения качества обучения студентов и формирование конкурентоспособных специалистов как медицинского, так и любого другого профиля, остается открытой к обсуждению и может представлять интерес для широкого круга специалистов, занимающихся учебной и методической деятельностью, а также носить рекомендательный характер в процессе обучения.

Заключение

Таким образом, повышение качества профессиональной подготовки специалистов с медицинским образованием является актуальным в связи с постоянно меняющейся картиной мира. Суммируя все вышесказанное, констатируем, что требования, предъявляемые социумом к личностным, нравственным и профессионально-компетентным характеристикам специалиста-медика, всегда были и будут более высокими, чем к специалистам другого профиля.

Качественное образование содействует развитию личностных и профессиональных качеств будущих специалистов и далее их профессиональному росту. Как механизм воздействия современных образовательных технологий на формирование конкурентоспособного специалиста, так и требования к профессиональной подготовке специалистов медицинского профиля в условиях интенсивной циф-ровизации образования стремительно меняются. В связи с этим профессиональная идентичность будущего врача расценивается как важнейшая составляющая его профессионального развития. Первоклассную подготовку специалистов медицинского профиля с учетом цифровизации образования можно считать одной из приоритетных задач специализированных учебных заведений.

Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с анализом существующих проблемных зон традиционного медицинского образования, определением качества подготовки выпускников медицинских вузов, повышением уровня профессионального обучения с целью повышения профессиональной подготовки обучающихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова Е.В. Информативно-осознанный подход в системе высшего образования: истоки, сущность, перспективы. М: Русайнс, 2021. 116 с.

2. Александрова Е.В. Повышение качества подготовки студентов заочной формы обучения на основе инфо-коммуникационных технологий в техническом вузе: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2005. 180 с.

3. Александрова Е.В. Философское осмысление тенденций информатизации современного образовательного пространства // Философия образования. 2015. № 5(62). С. 25-33.

4. Александрова Е.В. Формирование конкурентоспособного специалиста как одна из приоритетных задач в системе высшего образования // Наука и культура России. 2019. Т. 1. С. 240-242.

5. Вузы России: университеты, институты, академии. URL: https://postupi.online/vuzi/

6. Ганина О.Г. Современные подходы подготовки специалистов медицинского профиля // Наука и современность: сборник материалов LI Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2017. С. 87-92.

7. Гендина Н.И. Информационная культура личности и задачи инновационного образования // Университетская книга. 2010. № 4. С. 60-64.

8. Гончаров К.Н., Юсупов В.В., Марченко Л.О., Бабич Е.О. Дистанционное обучение в медицинском вузе: опыт, проблемы, перспективы // Вестник психотерапии. 2021. № 79(84). С. 65-74.

9. Денисова О.В. Становление профессиональной идентичности студента-медика в образовательном процессе вуза: специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: дис. ... канд. психол. наук. Уфа, 2008. 218 с.

10. Елгина Е.Э. Социальное партнерство в системе профессионального образования как инновационный подход к повышению качества подготовки специалистов // Образование. Карьера. Общество. 2020. № 4(67). С. 22-24.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

11. Клячкина Н.Л. Психолого-педагогические условия совершенствования системы профессионально-личностной подготовки будущих специалистов высшей медицинской школы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 5-2. С. 430-434.

12. Медицинские вузы России 2024. URL: https://vuzoteka.m/вузы/медицинские

13. Минько Э.В., Минько А.Э. Качество и востребованность образовательных услуг. Саратов: Ай Пи Эр медиа, 2017. 1225с.

14. Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008270013

15. Раевская И.А. Технологизация управления профессиональным развитием кадров медицинских организаций // Исследования и практика в медицине. 2016. № 3. С. 79-83.

16. РИА Новости. URL: https://na.ria.ru/20220126/minobmauki-1769630311.html

17. Саидова М.А., Ербоев Р.Б. Особенности формирования профессиональных и социально-личностных компетенций в процессе обучения студентов медиков // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 2-5(70). С. 173-176.

18. Самарский государственный медицинский университет. Об университете. URL: https://samsmu.ru/university/.

19. Смирнова Ж.В., Бушуева В.В. О повышении качества профессиональной подготовки специалистов технического профиля // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 1, № 3(4). С. 86-90.

20. Сухаева А.Р. Эффективность повышения качества профессиональной подготовки специалиста // Актуальные вопросы аграрной науки. 2012. № 3. С. 29-31.

21. Чернядьев М.А., Уфимцева М.А., Бочкарев Ю.М., Гетманова А.В. Об информационной компетентности студентов медицинского вуза // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 157-159.

22. Щукина Е.Г. Формирование личности студента медицинского вуза: обучение милосердию // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2020. № 1(25). С. 43-47.

23. Bouffard S. Doing what works: Scientifically based research in education // The Harvard Family Research Project. Spring 2003. Vol. IX, № 1. URL: https://archive.globalfrp.org/evaluation/the-evaluation-exchange/issue-archive/ evaluating-out-of-school-time/doing-what-works-scientifically-based-research-in-education.

24. Mohammed Mohammed Mahmood, Rashid Abeer Abdulhadi, Abbas Ashwaq Najemaldeen. Perception and preference of pharmacy students toward e-learning during the COVID-19 pandemic. Journal of Advanced Pharmaceutical Technology & Research. 2023. Oct-Dec 14(4). P. 351-355.

25. Pandarathodiyil AK, Mani SA, Ghani WMN, Ramanathan A, Talib R, Zamzuri AT. Preparedness of recent dental graduates and final-year undergraduate dental students for practice amidst the COVID-19 pandemic. // Eur J Dent Educ. 2023. Feb 27(1). P. 78-86.

26. Saeid Safaryan Hamadani, Farshideh Zameni1, Mostafa Ataei. Effective Methods in Medical Education: From Giving Lecture to Simulation // Specialty Journal of Psychology and Managtment. 2018. Vol, 4 (4): P. 9-17.

27. Stephen W. Raudenbush, Anthony S. Bryk. Hierarchical Linear Models: Applications and Data Analysis Methods. New York: New Sage publication Inc.,2002. 485р.

28. Worsley C, Webb S, Vaux E. Training healthcare professionals in quality improvement // Future Hosp J. 2016. Oct 3(3). P. 207-210.

29. Wynter L., Burgess A., Kalman E. et al. Medical students: what educational resources are they using? // BMC Med Education. 2019. Jan 19(1). P. 36-41.

30. Zaghloul H. S. Educational Media and Educational Technology within Specific Education in Egypt and KSA: Challenges and Prospects for Development // Education and Science Journal. 2020. Vol. 22. No. 1. P. 170-192.

Поступила в редакцию 04.03.2024

Александрова Екатерина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных и латинского языков

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России 443079, Россия, г. Самара, ул. Тухачевского, 226 E-mail: e.v.aleksandrova@samsmu.ru

Морозов Алексей Евгеньевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры ортопедической стоматологии

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России 443045, Россия, г. Самара, ул. Булкина, 74; главный врач

ГБУЗ СО «Самарская стоматологическая поликлиника 5 Куйбышевского района» 443065, Россия, г. Самара, ул. Бакинская, 34а E-mail: glvrach@sp5-samara.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E.V. Aleksandrova, A.E. Morozov

REQUIREMENTS FOR THE PROFESSIONAL TRAINING OF MEDICAL SPECIALISTS IN THE CONTEXT OF INTENSIVE DIGITALIZATION OF EDUCATION

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-3-293-300

In the conditions of significant growth of digital development of Russian education, the professional activity of a doctor is defined as multifunctional, constantly becoming more complex, and requiring deep professional self-determination, high professional morality. Professional training of medical students goes in the direction of concretization and expansion of the activities of a health care specialist. The process of training medical specialists will be more effective if at the stage of professional training the future specialist successfully adapts to the education system, thereby forming his/her readiness for professional activity. The novelty of the study is that the mechanism of impact of modern educational technologies on the formation of a competitive specialist of medical profile is revealed. The impact mechanism should be understood as structural units of digitalization, such as the development of computer literacy, the transition to online learning, the use of digital resources in training, the formation of digital didactics. All the above elements become an integral part of the professional training of specialists, forming their competitiveness in the labor market. The theoretical significance of the study is enhanced by supplementing and clarifying the categories: information culture of personality, corporate culture of personality, modern educational technologies, competitive medical specialist. The practical significance of the study lies in the fact that the considered principles of improving the quality of training of future doctors, such as the use of modern educational technologies in the learning process; the development of self-learning and self-development skills; the formation of a harmoniously developed, professionally oriented personality; the activation of creative thinking of future specialists, can be used as a tool for teachers and educators-theorists to improve the level of knowledge and skills of students in order to increase and improve the quality of training of future specialists.

Keywords: professional training, medical specialists, educational process, modern educational technologies, digitaliza-tion, competitive specialist.

Received 04.03.2024

Aleksandrova E.V., Candidate of Pedagogy, Associate Professor at Department of Foreign Languages and Latin Samara State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation Tukhachevskogo st., 226, Samara, Russia, 443079 E-mail: e.v.aleksandrova@samsmu.ru

Morozov A.E., Candidate of Medical Sciences, Associate Professor at Department of Orthopedic Dentistry Samara State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation Bulkina st., 74, Samara, Russia , 443045; Chief Physician

Samara Dental Polyclinic of the 5th Kuibyshev district Bakinskaya st., 34a, Samara, Russia, 443065 E-mail: glvrach@sp5-samara.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.