Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональной компетентности преподавателя высшей школы'

К вопросу о профессиональной компетентности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОВОКУПНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессонова А. Н.

В данной статье рассматриваются вопросы профессиональной компетентности преподавателя современного вуза. Рост профессиональной компетентности преподавателя является залогом повышения уровня компетентности учащихся. Проводится различие между понятиями «компетентность» и «компетенция». Обсуждаются критерии оценки уровня научно-исследовательской, профессиональной и общественной деятельности преподавателя высшей школы и, в частности, преподавателя иностранного языка неязыкового вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной компетентности преподавателя высшей школы»

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© Бессонова А.Н.*

Дальневосточный государственный университет путей сообщения,

г. Хабаровск

В данной статье рассматриваются вопросы профессиональной компетентности преподавателя современного вуза. Рост профессиональной компетентности преподавателя является залогом повышения уровня компетентности учащихся. Проводится различие между понятиями «компетентность» и «компетенция». Обсуждаются критерии оценки уровня научно-исследовательской, профессиональной и общественной деятельности преподавателя высшей школы и, в частности, преподавателя иностранного языка неязыкового вуза.

Ключевые слова профессиональная компетентность; совокупность взаимосвязанных личностных качеств; компетентностная модель современного образования; переориентация профессионального сознания преподавателя; критерии оценки компетентности.

В современных условиях перехода высшего профессионального образования на стандарты нового поколения, то есть на многоуровневую систему образования, возникает необходимость не просто внедрения инновационных технологий в процесс образования. Особое внимание следует уделить повышению уровня профессиональной компетентности преподавателя. Понятие «профессиональная компетентность преподавателя» выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм [1].

Для начала, проведём чёткую грань между понятиями «компетенция» и «компетентность». Компетенции рассматривается как осознанная личностью способность или возможность реализации знаний и умений для продуктивной деятельности в конкретной ситуации. Иными словами, компетенция - это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями обучающегося. Компетентность подразумевает владение совокупностью взаимосвязанных личностных качеств (знаний, умений, навыков, отношений), устанавливаемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов для продуктивного действия с ними [2].

Проблема оценки профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка интересовала многих видных учёных и методистов; существуют различные суждения по данному вопросу Махмурян К.С. [3] счита-

* Доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат экономических наук, доцент.

ет, что профессиональная компетентность учителя иностранного языка являет собой синтез, неразрывное единство содержательного и структурного компонентов, совокупность знаний, умений, навыков и способностей, реализуемых через психолого-педагогическую, методическую, коммуникативную, филологическую, общекультурную, информационную, социальную и управленческую компетенции. По мнению Г.А. Китайгородской, преподаватель иностранного языка должен обладать методической, психолого-педагогической, лингвосоциокультурной компетенциями, владеть педагогическим мастерством и профессиональной рефлексией [4]. Анализируя и обобщая мнения многих учёных, можно сделать вывод о том, что педагогическая компетентность - это в первую очередь личностные качества человека, гармонично сочетающие в себе совокупность профессиональных знаний и умений, опыта отношений, необходимых для эффективного взаимодействия с окружающим миром в любой профессиональной сфере деятельности. В период реформирования высшего профессионального образования понятие «профессиональная компетентность преподавателя» приобретает особую важность и значимость. Поскольку именно компетентность преподавателя является условием роса компетентности учащегося.

Сегодня в рамках модернизации российского образования одной из важнейших задач профессионального обучения в высших учебных заведениях России является повышение компетентности обучающихся (студентов) через повышение компетентности преподавательского состава [5]. Происходит постепенная переориентация профессионального сознания преподавателя на признание приоритетным основанием деятельности способность уважать личность студента, его право на ценностное самоопределение. На сегодняшний день, выпускник вуза должен обладать не только определёнными знаниями в предметной области, но и уметь применять эти знания на практике, быть инициативным, способным разрабатывать собственные идеи и активно участвовать в инновационных проектах. Таким образом, образование должно быть ориентировано на личностную составляющую сторону получаемого образования.

Сформировать такой подход у студента можно при условии, что сам преподаватель будет обладать необходимыми компетенциями, позволяющими выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы связь теории и практики оставалась неразрывной, поддерживалась методическим обеспечением и глубоким пониманием настоящей ситуации.

Построение компетентностной модели современного образования невозможно, если не изменить сам подход к образованию, и непосредственно главной его составляющей - преподавателей.

Вузовский образовательный процесс, если он гуманистически выстроен, становиться новым контекстом развития человека, дающим ему множество особых условий для самопознания [6]. Преподаватель должен из ре-

транслятора (передатчика) знаний превратиться в организатора учебной деятельности студентов, стать помощником и наставником, реализующим творческий подход и осознанную активность обучаемого. В каждом конкретном случае педагог должен стремиться принимать нестандартные решения. Профессиональный результат преподавателя выражается уровнем осуществления педагогической деятельности и уровнем развития обучающихся. Из этого следует, что если при анализе учебной деятельности студента ставится вопрос о его достигнутых результатах, то представляется целесообразным рассмотреть итоги профессиональной деятельности педагога. Какими бы не были различия в компетенциях преподавателей различных вузов, существует определённый стандарт, которому должен соответствовать любой преподаватель и на базе которого могут быть развиты дополнительно компетенции высшего уровня. Критериями оценки уровня научно-исследовательской, профессиональной, управленческой и общественной деятельности преподавателя высшей школы можно считать:

- репродуктивный, когда преподаватель умеет пересказать другим то, что знает и понимает сам;

- адаптивный, при котором преподаватель в состоянии приспособить своё сообщение к особенностям аудитории:

- локально-моделирующий знания студентов, когда преподаватель владеет стратегиями обучения, знаниями, умениями и навыкам по отдельным разделам курса, позволяющими определить цель, поставить задачи, разработать алгоритм их решений и использовать средства включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;

- системно-моделирующий деятельность и поведение студентов, при котором преподаватель умеет превратить свою дисциплину в средство формирования личности студента, его потребностей в самовыражении, самообразовании и саморазвитии.

В неязыковых вузах предмет «Иностранный язык» входит в состав тех дисциплин, изучение которых носит коммуникативно-ориентированный характер. Коммуникативная компетенция должна быть неотъемлемой частью профессиональной культуры преподавателя. Создание и имитация различных ситуаций реального общения представляется основным способом организации учебного процесса в рамках коммуникативного подхода. Несомненную пользу приносят коллективные дискуссии или так называемая дискуссионная игры, стимулирующие учащихся к активному самовыражению, развивающие креативное и критическое мышление. В одной из групп «Мировая экономика» я проводила дискуссионную игру на тему проведения лекции приехавшим в институт профессором экономики; за лекцией следовала пресс-конференция. Естественно, что зарубежным лектором и присутствующими журналистами выступали сами студенты. Предложение провести такое занятие очень заинтересовало студентов. Студентка, взявшая на

себя роль иностранного гостя, изучала и тщательно отбирала материал для будущего выступления, темой которого было выбрано «Экономическое положение ЮАР». Мне, как преподавателю, пришлось «перелопатить» немало дополнительного материала, провести консультации со студентами, объясняя новые для них понятия и изучая новый терминологический вокабуляр на английском языке. Но как заинтересованно, ответственно и вдохновенно готовились и работали все студенты! Каждому хотелось высказать что-то оригинальное, показать себя не хуже остальных. «Лекция» была проведена в живой интерактивной атмосфере непрерывного общения; «лектор» рассказывал (именно рассказывал, а не просто зачитывал) много интересных, неизвестных ранее фактов, при этом активно использовался изучаемый лексический материал. Каждое краткое сообщение «лектора» сопровождалось комментариями и вопросами студентов. «Журналисты», во-первых, представлялись перед каждым вопросом «лектору» поднимали разнообразные и интересные проблемы, и, во-вторых, не забывали благодарить выступавшего за каждый ответ, как и положено на пресс-конференциях. Студенты стремились высказаться и выглядеть как можно лучше, грамотнее, компетентнее. Случился настоящий сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией. То есть, одним из методов, способствующих коммуникативной компетенции, является метод активизации резервных возможностей личности человека и коллектива. Для того чтобы состоялась подобное взаимодействие преподавателю необходимо научить студентов не только грамотно высказываться, но и обучить их навыкам взаимодействия друг с другом в предлагаемых нестандартных ситуациях. При этом важно учитывать особенности воспитания, культуры поведения конкретного человека в каждой конкретной ситуации.

Повышение компетентности студентов необходимо и возможно через повышение компетентности самих преподавателей. К этому нужно стремиться в высшей школе.

Список литературы:

1. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: ав-тореф. дисс. ... докт. пед. наук / Н.И. Алмазова. - СПб., 2003.

2. Агешина Е.Ю., Норин В.Г. Педагогическая компетентность как ресурс инновационного развития высшей школы / Е.И. Агешина., В.Г. Норин. -Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2009.

3. Махмурян К.С. Структура содержания и уровни профессиональной компетентности учителя иностранного языка / К.С. Махмурян // Сборник статей МПГУ МИОО. - М., 2006.

4. Рекомендации ректората МИОО по организации повышения квалификации преподавателей г. Москвы в 2008-2009 уч.г.

5. Бойденко В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап / В.И. Бойденко. - изд. 2-е. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.

6. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ 1997.

ВЫБОР СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© Карчава О.В.*, Ефимова А.Н.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

Данная статья посвящена вопросу значимости выбранного преподавателем стиля педагогического руководства для предмета иностранный язык. В статье дается характеристика основных стилей педагогического общения, а также раскрываются некоторые факторы, способствующие повышению эффективности преподавания иностранного языка и взаимодействия со студентами.

Ключевые слова педагогическое общение, стиль педагогического руководство, коммуникативная методика преподавания иностранного языка.

Особенностью современного этапа развития образования является приоритет человеческого фактора, усиление внимания к личности студента. Гуманизация образования - необходимое направление, которое продиктовано временем. Особое место в системе высшего образования отводится духовному и культурному росту личности, который, в свою очередь неизменно связан с изучением иностранных языков и потребностью в межкультурной коммуникации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что овладение иностранным языком является необходимым условием личностного роста и социализации студента. Реализация этого направления невозможна без решения проблемы формирования культуры общения у людей. Общение выступает как ценность образовательного процесса.

Деятельность преподавателя всегда строится по законам общения. Вне общения со студентом нет ни воспитания, ни обучения. В условиях современной высшей школы значение общения преподавателя и студента в процессе формирования личности значительно возрастает. А особенно важную роль в процессе общения между преподавателем и студентом играет коммуникативный аспект педагогического общения [1].

* Преподаватель кафедры Технического иностранного языка.

* Старший преподаватель кафедры Технического иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.