Научная статья на тему 'К вопросу о профессиональной деформации личности'

К вопросу о профессиональной деформации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1897
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная деформация личности / профессиональная деятельность личностная деформация профессионала / причины профессиональной деформации личности / professional deformation of personality / professional activity / personal deformation of the professional / reasons for professional deformation of personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В. В. Константинов

В статье рассмотрены проблемы сохранения психического здоровья, в частности рассматривается такое явление, как профессиональная деформация личности. Охарактеризованы основные субъективные и объективные факторы, этапы формирования профессиональной деформации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on professional deformation of the person

In the article the author considers problems of mental health preservation connected in particular with such a phenomenon as professional deformation of personality and describes main subjective and objective factors and stages of formation of professional deformation of personality.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессиональной деформации личности»

3. Для переориентировки направленности личности на взаимоотношения и на задание, на дело, обеспечить проведение тренингов на сплочённость, на формирование команды.

4. Для продавцов со стажем работы от 3-х лет с мотивацией на избегание неудач, проведение индивидуального консультирования и мотивационных тренингов.

5. Нами рекомендуется комплекс данных методик для профессионального психологического отбора кандидатов на должность продавец-консультант.

Список литературы

1. Беспалов Б. И. Психодиагностика профессионально важных качеств и профотбор диспетчеров // Вестник Московского университета. - Сер. 14. - Психология. - 1998. - №3. - С. 79-94.

2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2001.

3. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во Моск. ун-та,

1 988.

4. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008.

5. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня. - М.: Бизнес-школа «Интел- Синтез», 2002.

УДК 159.923.5

В. В. Константинов

К вопросу о профессиональной деформации личности

В статье рассмотрены проблемы сохранения психического здоровья, в частности рассматривается такое явление, как профессиональная деформация личности. Охарактеризованы основные субъективные и объективные факторы, этапы формирования профессиональной деформации личности.

In the article the author considers problems of mental health preservation connected in particular with such a phenomenon as professional deformation of personality and describes main subjective and objective factors and stages of formation of professional deformation of personality.

Ключевые слова: профессиональная деформация личности, профессиональная деятельность личностная деформация профессионала, причины профессиональной деформации личности.

Key words: professional deformation of personality, professional activity, personal deformation of the professional, reasons for professional deformation of personality.

Вне определенной профессиональной деятельности и общения жизнь любого человека немыслима и бессмысленна. В психологии проблемы деятельности и общения рассматриваются в рамках «субъект-объектных» и «субъект-субъектных» парадигм. В этих отношениях по мысли Б.Г. Ананьева, человек проявляет себя как индивид, субъект деятельности и как личность в неповторимости и своеобразии своей индивидуальности.

Однако многообразные виды профессиональной деятельности и общения в системах их взаимосвязей субъекта и объекта труда, условий и результатов труда, коллективных и корпоративных отношений, помимо того, что способствуют раскрытию и реализации личности человека как профессионала в отдельные моменты и периоды, могут иметь, порождать и негативные последствия для личности.

Эти негативные моменты в профессиональной деятельности раскрываются через такие понятия, как «личностная деформация профессионала»; «профессиональная деформация личности»; «эмоциональное (психологическое) "выгорание" специалиста»; «профессиональная непригодность», «профессиональная некомпетентность», «неудовлетворенность собой»; «тревога и депрессия»; «редукция профессиональных обязанностей»; «деперсонализация» и многие другие.

Идеи влияния профессии, дела, которому человек посвятил или должен посвятить свою жизнь, интересовали ученых издавна. Древние философы материалистического (Гераклит, Демокрит) и идеалистического (Пифагор, Сократ, Платон) направления считали, что объект труда, его природа и деятельность, которой занимается человек, формируют его душу и развивают в этом направлении его органы, делая их специализированными для соответствующей деятельности.

В последующие времена (Средневековье, Новое время) проблемам специализации, особенностей профессионального труда также уделялось внимание, но их рассмотрение, как и в античные времена, не выходило за рамки житейского опыта и философских умозрительных заключений.

Новый виток обсуждения этих проблем начался в конце XIX -начале XX в., когда возобновились экспериментальные исследования отдельных сторон этой проблемы. Однако наиболее результативные исследования проблемы влияния профессии на личность специалиста, профессионала относятся к современному времени. Не отрицая значения практических наработок зарубежных авторите -тов в этой области, мы все же должны отметить, что наиболее полно и методологически основательно проблема деятельности и различные ее стороны и аспекты разрабатывались именно в отечественной психологии.

Еще в XVIII в. представитель русского Просвещения преподаватель Артиллерийской инженерной школы, служащий Сената Я.П. Козельский считал, что разум и вся психика человека проявляется и формируется в деятельности. В предоктябрьский и советский периоды физиологические основы деятельности разработаны в трудах М.И. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Именно их идеи явились теоретико-методологическим фундаментом американ -ской психологической школы бихевиоризма. Психологические основы теории деятельности разработаны наиболее фундаментально С.Л. Рубенштейном, развивались М.Я. Басовым, Л.С. Выготским, А. Р. Лурия и представлены, обобщены и синтезированы в концепции личностно-деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.

Тем не менее, исследователи и сегодня обсуждают данную проблему. Е.А. Климов отмечает, что и поныне «область психологического изучения профессий освоена, надо признать, мало» [3, с. 369]. А.Л. Свенцицкий, подводя итоги анализа многих исследова -ний личности и деятельности, приходит к такому выводу, что одна из таких проблем как «Проблема «профессиональной деформации» почти совершенно не изучена, хотя представляет значительный

интерес и в теоретическом, и в прикладном плане» [4, с. 40].

162

И в настоящее время продолжает оставаться актуальной необходимость дальнейшего анализа и влияния различных видов профессиональной деятельности на процесс (де)формирования личности специалиста. Оставляя в стороне спорные моменты и позиции по этой проблеме, мы излагаем наши методологические подходы к ее пониманию с учетом проведенных исследований.

Профессиональная деформация личности; личностная деформация профессионала; эмоциональное «выгорание» специалиста; синдром профессионального выгорания как следствие стрессов на рабочем месте и т. д. - все это те или иные, имеющие место негативные стороны, а также следствия процесса профессиональной деятельности и включенности в него человека.

В самом общем философском плане процесс деятельности рассматривается как «субъект-объектное» взаимодействие. Это характерно для всех основных видов деятельности (игра, учение,

труд).

Общение же, как психологическое явление и понятие, часто рассматривается как «субъект-субъектное» взаимодействие (что особенно характерно для педагогики и педагогического процесса). Но это не совсем точно, поскольку в данном взаимодействии объект выражен неявно, он скрыт в самом взаимодействии. Именно взаимодействие или информация, содержание коммуникативной связи, ее ценность и смысл и есть объект, по поводу которого взаимодействуют два субъекта.

А это уже несколько иная взаимосвязь, и этим деятельность и общение отличаются друг от друга. В то же время они настолько тесно взаимосвязаны, что трудно представить деятельность вне общения и общение вне какого-либо вида деятельности. На этом основании общение зачастую относят к виду деятельности, что не совсем правомерно, поскольку они в своей основе все же описываются различными парадигмами.

Но в том или ином случае всегда имеет место «субъект-объектное» взаимодействие. И в этом взаимодействии субъект представляется не только как абстрактное активное, сознательное и

целеполагающее начало, а как человек, личность в своей неповторимой индивидуальности. Именно такое понимание неразрывности личности как субъекта деятельности и обусловливает трансформацию личностных изменений под воздействием обратной связи, т. е. влияния объекта, предмета труда на личность профессионала. Поэтому, встречающееся разделение родового человека на две ипостаси - субъект (в деятельности) и личность (во внедеятельностном пространстве) [2, с. 9] представляется очень спорным.

Б.Г. Ананьев подчеркивает в этой связи: «В единой структуре человека характеристика субъекта деятельности в обществе так или иначе взаимосвязана с характеристиками человека как личности... Субъект, таким образом, всегда личность, а личность - субъект.» [1, с. 24].

Исходя из вышеизложенного, мы рассматриваем профессиональную деятельность как процесс, как сложную системную многоуровневую деятельность, опосредованную влиянием многочисленных факторов социального, психологического, операционально-технического, технологического, информационного и другого характера. Но в этом процессе наше внимание привлекает результат негативного влияния и последствий действующих факторов на возможные личностные изменения профессионала.

В связи с этим, мы считаем необходимым, различать акценты в понятиях личностной деформации профессионала и профессиональной деформации личности, а также связанные с ними понятия профессионального (эмоционального) «выгорания» личности, профессионального стереотипа поведения и деятельности, профессионального несоответствия, профессиональной непригодности, профессиональной некомпетентности и т. д.

Поэтому в самом общем виде наша концептуальная модель данного психологического явления, как явления системного и многоуровневого порядка описывается схемой, в которой можно выделить следующие основные уровни:

_-О-_

Эмоциональное (профессиональное) «выгорание» личности

и синдром эмоционального (профессионального) «выгорания» личности, факторы, условия и механизмы его определяющие

Профессиональная деформация личности

факторы, механизмы и признаки ее определяющие

Д ~

Личностная деформация профессионала

как практически необратимый деструктивный результат в деятельности специалиста различного профиля

Причем, выделенные уровни весьма условны и вариативны в реальной жизни. Каждый человек выступает как неповторимая индивидуальность в процессе своей жизни и профессиональной деятельности. Большинство людей реализуют себя как личность в профессиональной деятельности, раскрывая свой творческий потенциал. Некоторые сталкиваются с проблемами эмоционального «выгорания» и решают их тем или иным образом. У других происходит трансформация личностных характеристик под влиянием профессиональной деятельности в той форме, которую мы называем профессиональная деформация личности. И лишь незначительное число специалистов можно отнести к финальному этапу и той категории, когда происходит личностная деформация профессионала.

Личностная деформация профессионала - это процесс и результат таких личностных изменений специалиста, когда его профессиональная деятельность противоречит целям, задачам и самому результату данной деятельности и принимает характер противоправной деятельности, осуждаемой обществом. В данном случае это финальный результат деградации и разрушения личности профессионала.

Так, специалист, овладев знаниями, умениями, навыками, развив необходимые профессиональные способности, переносит их в

165

другую зону деятельности, например, криминальную, противоправную. Скажем, тот же врач, который профессионально оперирует, а затем торгует органами человеческого тела в целях личного обогащения, заведомо зная, что эта преступная деятельность уголовно наказуема. Или какой-либо сотрудник силового министерства, получивший соответствующую подготовку, занимающий определенное служебное положение, становится на путь служебных злоупотреблений, должностных преступлений, взяточничества, сокрытия преступлений, участия в деятельности криминальных структур и т. д.

Личностная профессиональная деформация - это такое явление, негативные эффекты которого могут быть устранены только посредством других, непрофессиональных факторов (изменением социализации, воспитанием и т. п.). Сам характер и содержание профессиональной деятельности личность уже не изменят. Именно в этом, крайнем случае мы можем согласиться с тем, что личность и деятельность, которой она занимается, или личность и субъект деятельности вошли в конфликт и стали противоположны друг другу, образовали две несовместимые между собой сущности.

Причины личностной деформации профессионала лежат, как правило, вне профессиональной сферы, а профессиональная сфера и характер деятельности могут лишь определенным опосредованным образом повлиять на неустойчивую личность профессионала, приводя его к краху как личности, так, в конечном итоге, и профессиональной карьеры.

Поэтому личностная деформация профессионала имеет иную природу, чем профессиональная деформация личности. Личностная деформация профессионала, несомненно, связана с проблемами профессиональной деятельности, но только опосредованно, главное в ней - это особенности жизненного пути личности, то, что в нем приобретено и проецируется на профессиональную деятельность и межличностные отношения.

В процессе же профессиональной деформации личности ведущим фактором выступает влияние особенностей профессиональной деятельности, объекта труда как целостной системы на своего субъекта, личность специалиста.

Профессиональная деформация личности - это процесс и результат такого влияния профессиональной деятельности (объекта

166

труда) на личность специалиста, когда включается, формируется и реализуется механизм переноса, а точнее, распространения, «подавляющей власти» сформировавшегося стиля профессиональной деятельности, восприятия, мышления, речи на всю другую, внедея-тельностную сферу поведения, межличностного общения и быта человека.

Это становится возможным благодаря тому, что личность и субъект деятельности выступают взаимосвязанными сторонами единого субъективного пространства индивидуальности.

Наряду с этим профессиональную деформацию личности можно, и видимо необходимо, рассматривать как особый род психологической защиты, когда «дефектное» поведение со временем становится «шаблонным» поведением личности.

Под факторами и причиной профессиональной деформации будем понимать совокупность тех условий и ближайших оснований, которые, могут объяснить сущность данного психического явления: переноса, распространения, «подавления» и «подчинения» профессиональных способов, средств, образа мыслей, восприятия, мышления, вербальных и невербальных средств на внедеятельностную, жизненную сферу. Выявление причин во многом обусловливает приемы и способы купирования их негативного влияния и коррекции текущего состояния профессионала.

К объективным факторам и причинам относятся:

• достигнутый уровень общественного способа производства, характер распределения и потребления материальных благ, результатов труда;

• общественное разделение труда и возрастающая его диф-ференциация и специализация;

• принципиальная ограниченность ресурсов отдельно взятого специалиста как человека.

Среди субъективных факторов и причин выделяют:

• влияние предмета профессиональной деятельности на личность профессионала;

• средство, способ и способности как факторы деформации;

• усвоенная технология как фактор деформирования личности;

• особенность и предрасположенность личностных характеристик специалиста и его индивидуальности к факторам деформации.

В силу единства субъектно-деятельностной и субъективной личностной сферы специалиста в единой структуре индивидуальности возникают, формируются и функционируют механизмы проф-деформации личности. К таким механизмам относят интериоризацию; уподобление; перенос; идентификацию и деинти-фикацию.

Признаки профессиональной деформации личности классифицируют по разным основаниям. В основу предлагаемой классификации положено отношение субъекта деятельности и личности к нормам права и морали (если отклонение от нравственной нормы, то это аморальное поведение, если от правовой - преступление. В целом, это уточнение позиции А.Д. Глоточкина). Исходя из того, что следует все же различать явления личностной деформации профессионала и профессиональной деформации личности, которые могут быть в определенной степени между собой связаны.

Личностная деформация профессионала Пограничные состояния профдеформации Профессиональная деформация личности

осознаваемые противоправные действия; неосознаваемые (случайные) противоправные действия непротивоправные действия, на грани нарушения закона, осуждаемые моралью, которые движутся корыстью, личной выгодой и обогащением осознаваемые непротивоправные действия; неосознаваемые непротивоправные действия

Кроме того, следует признать, что каждый выделенный вид профессиональной деформации характеризуется глубиной, степенью широты, устойчивости и скоростью наступления профессиональной деформации.

Личностная деформация профессионала в форме осознаваемых противоправных действий - это, как уже было отмечено, полное противоречие личности и осуществляемой ею профессиональной деятельности. Финал - деградация и распад личности профессионала. Профессионал использует свою деятельность как средство наживы, обогащения, отчетливо осознавая, что она противоправна и уголовно наказуема, защищая себя должностью, званиями, положением, связями и т. д.

Другая возможная сторона личностной деформации профессионала в форме неосознаваемых противоправных действий, когда специалист в силу объективных или субъективных причин преступил нормы права, сам не желая того, и понес за это соответствующее наказание. Каково бы оно ни было, и как бы не сложилась после этого его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность, это неизбежно оставит отпечаток в форме той или иной личностной де -формации.

Спектр профессиональных деформаций личности в форме осознаваемых непротивоправных действий весьма широк, и в настоящее время отсутствует сколько-нибудь удовлетворительная классификация данных явлений, за исключением бесконечного многообразия примеров. Это та деятельность профессионала, которая осуществляется в рамках закона, но неприемлема с точки зрения морали и нравственности. Ряд таких примеров изложен при рассмотрении причин профессиональной деформации личности.

Профессиональная деформация личности в форме неосознаваемых непротивоправных действий, на наш взгляд, наиболее приближена к явлению профессионального выгорания личности. Именно в этой форме явственно проявляется и действует механизм переноса особенностей профессиональной деятельности на вне-деятельностную сферу.

Но в том или ином случае, тенденции, источники профессиональной деформации кроются в недрах соответствия возможностей и способностей профессиональной адаптации личности к условиям и требованиям профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. -С. 247.

2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996. - С. 369.

4. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. - Л.: ЛГУ, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.