ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© Н. В. Андреева, 2015 УДК 159.9.613
Н. В. Андреева
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОГРАММЫ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И РИСКИ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Гуманитарно-экономический и технологический институт» (г. Москва),
КГП «Областной центр медицинской помощи ветеранам войны» (г. Караганда)
Статья посвящена актуальной теме профессиональных обязанностей (профессиограммы) медицинских сестер и сопутствующих высоких рисков профессиональной деформации. Акцентировано внимание на особенностях профессиональной деятельности медицинских сестер - роли среднего медицинского персонала в лечебном процессе - и факторах, провоцирующих эмоциональное выгорание медицинских сестер. Проведен обзор исследований, посвященных данной теме, раскрыты понятие профессиональной деформации, ее психологические характеристики, а также вопросы психодиагностики, отмечена актуальность проблемы организации и практики психологической коррекции. Приводятся современные экспериментально-психологические исследования, помогающие построению психокоррекции профессиональной деформации медицинского персонала.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональная деформация, личность, эмпатия, экспериментально-психологические исследования
В настоящее время медицинский персонал составляет самую многочисленную категорию работников и должен владеть все более сложными медицинскими, педагогическими, психологическими, техническими познаниями и навыками [1]. Роль и значение медицинской сестры возрастают вместе с общим развитием и совершенствованием медицинской науки. В последнее время меняется взгляд на функции медицинской сестры. Если раньше делался акцент на уход за больными людьми, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечения максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями [2].
Профессия медсестры относится к разряду стрессогенных, требующих от работника больших резервов, самообладания и регуляции. Непосредственный, длительный контакт с пациентами, работа с хроническими, тяжелыми больными может явиться бременем для работника медицинского учреждения, отрицательно воздействуя на него и приводя в конечном итоге к профессиональной деформации личности.
Стресс медицинских работников вызван рядом специфических особенностей их профессии. Во-первых, это огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, которая тяжелым грузом ложится на их плечи. Во-вторых, длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций - страдания, боли, отчаяния, раздражения и т. д., которые так или ина-
че по механизму эмоционального заражения передаются и на медицинский персонал. В-третьих, это неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами, что нарушает естественные биоритмы труда и отдыха и негативно влияет на адаптационные возможности организма. В-четвертых (что характерно для постсоветского пространства), заработная плата врачей и среднего медицинского персонала явно не соответствует степени и тяжести их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворенности своей профессией и связанные с этим фактом личностные стрессы [3].
Работа медсестры имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими постановлениями, распоряжениями, приказами, методическими, нормативными материалами; общими принципами организации лечебно-профилактических мероприятий; правилами техники безопасности при работе с медицинским инструментарием и оборудованием; нормами профессиональной этики [4].
Медицинская сестра выполняет работу как самостоятельно, так и под наблюдением врача, она является исполнителем распоряжений врача. Кроме этого, медсестра может быть организатором работы других людей (младший медицинский персонал, средний медицинский персонал с малым стажем работы). Ежедневное общение у медсестер многочисленно - это пациенты, родственники пациентов, коллеги по работе, руководители отделений, подразделений и медицинского учреждения в целом [5].
Требования профессии к индивидуальным способностям медицинской сестры: нервно-психическая устойчивость, аналитическое мышление, хорошая долговременная, логическая и сенсорная (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная) память, умение соизмерять и дозировать усилия, произвольное внимание, физическая выносливость, высокая координация движения рук, чувствительность пальцев рук, правильное цветоощущение, четкая речь [6].
Требования профессии к личностным способностям и качествам медсестер: умение управлять собой, личная организованность, социальный интеллект (умение понимать поведение других людей), тактичность, уравновешенность, коммуникативные способности, ответственность, доброжелательность, аккуратность, способность сопереживать больным [7].
Работа медсестрой не рекомендуется людям с заболеваниями: нервно-психическими, сердечно-сосудистыми, опорно-двигательного аппарата, хроническими инфекционными, верхних дыхательных путей, аллергическими, зрительного и слухового анализаторов, речеголосового аппарата.
Специфика профессионального труда медсестры состоит в том, что труд ориентирован на больного человека, чрезвычайная сложность работы с которым определяется особенностями функционирования его физиологических систем в период заболевания, развитием психофизической дезадаптации как реакции на заболевание, а также нарушением его психосоциального статуса.
Психофизиологическую напряженность в работу медсестры могут вносить следующие факторы: повышенная юридическая и моральная ответственность за жизнь и здоровье людей; постоянное чрезмерное и активное общение с людьми (больными и здоровыми) и связанное с этим эмоциональное напряжение; физические нагрузки (работа в ночные смены, в постоянном передвижении); возможность неожиданной опасности, связанной с риском для здоровья больного и собственного (ожоги, порезы, поражение электрическим током, инфицирование); нарушение социальной потребности в эстетических ощущениях при восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента, нечистоплотность) [8].
К настоящему времени область психологического содержания профессиональной деятельности, специфика и условия возникновения различного рода профессиональной деформации среднего медицинского персонала
лечебных учреждений в отличие от врачей является мало изученной. По мнению С. Л. Рубинштейн, Э. Ф. Зеера, Э. Э. Сыманюка, Р. Калимо и других авторов, процесс профессиональной адаптации личности является многосторонним процессом, что способствует как развитию приемов и средств деятельности в результате личного вклада индивидуума, так и развитию личностных и профессиональных качеств самого индивидуума в данной деятельности.
Таким образом, актуальность темы обусловлена огромными социальными последствиями психологического феномена, называемого профессиональной деформацией личности, его возможным отрицательным влиянием на эффективность труда и на процесс взаимодействия профессионала с другими людьми, а также недостаточностью знаний в области психологического образования среднего медицинского персонала и их руководителей.
Практически отсутствует конкретная методология работы с медицинским персоналом, способная влиять на формирование эффективных навыков профессионального мастерства и эффективных коммуникаций с пациентами, а также эффективную первичную, вторичную профилактику профессиональной деформации медицинских сестер. Описанное позволяет утверждать, что недостаточная теоретическая разработка и практическая значимость определяют высокую актуальность проблемы психокоррекции профессиональной деформации медицинских сестер в системе деятельности руководства и медицинского психолога лечебно-профилактического учреждения [9].
Теоретико-методологическую базу проблемы профессиональной деформации составили работы отечественных и зарубежных ученых, которые сформировали следующие основные академические подходы к изучению проблемы: принцип изучения человека в процессе его развития как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности, сформулированный Б. Г. Ананьевым; психологического детерминизма, развития и системности, целостного деятельностного подхода к исследованию психического (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов); работы о процессе профессионализации и личностных изменениях под влиянием условий профессиональной деятельности (Л. И. Анциферова, М. Я. Басов, С. П. Безно-сов, Е. М. Борисова, С. Г. Геллерштейн, Р. Г.
Грановская, А. К. Маркова, Б. Д. Новиков); о адаптационных способностях личности (Ф. В. Бассин, Ф. Б. Березин, Ф. Е. Василюк, Е. Р. Исаева, Б. Д. Карвасарский, В. А. Ташлыков, З. Фрейд); концепции профессионального становления (Э. Ф. Зеер, А. К. Климов, Л. М. Маркова, Е. А. Митина, Ю. П. Поваренков, Д. Сью-пер, Э. Э. Сыманюк) [5].
Теоретические и практические работы, посвященные проблеме профессиональной деформации личности, опубликованы современными психологами - Г. С. Абрамовой, С. П. Безносовым, Р. М. Грановской, С. А. Дружило-вым, Т. А. Жалагиной, Э. Ф.Зеер, Ю. М Кузьминой, А. К. Марковой, Ю. А. Юдчиц, В. Е. Орел, основывающимися на трудах Р. Конечного, М. Боухала, И. Харди, М. Перре и др. Теоретические исследования собственно профессиональной деятельности медицинских сестер принадлежат Э. М. Краснову, А. К. Мышкиной, С. А. Мухиной, И. И. Тарновской, Т. П. Обуховец.
При изучении профессиональной деформации используются различные экспериментально-психологические методики, способные оценить личность: 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; опросник самоактуализации Э. Шострома (в адаптации Л. Я. Гозмана и Н. Ф. Калиной), тесты, оценивающие уровень тревоги и депрессии, методики, собственно оценивающие эмоциональное выгорание: опросник выгорания (перегорания) Маслач в адаптации Водопьяновой, дополненный математической моделью НИПНИ им. Бехтерева, тест «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко. Одним из малоиспользу-емых, но чрезвычайно информативных является «Опросник поведения и переживаний, связанных с работой (ДУБИ)» [3].
Глубокое исследование феномена влияния профессиональной деятельности на личность представляет большой практический интерес, так как позволит на основании изученных механизмов строить тактику психокоррекции возможных негативных личностных изменений. В данный момент времени большую практическую значимость имеет психокоррекция уже возникшей профессиональной деформации личности, так как она даст эффект за довольно короткий промежуток времени, и не оставит в стороне многочисленную армию среднего медицинского персонала с уже сформированным профессиональным опытом. Кроме того, разработка коррекционных программ продиктована реальными практическими потребностями и интересами со стороны организаций, которые могут наблюдать по-
следствия влияния ПДЛ среднего медицинского персонала на эффективность деятельности учреждения [2].
Благодарности: автор статьи выражает благодарность заведующей кафедрой основ психологии и коммуникативных навыков Карагандинского государственного медицинского университета Л. Л. Мациевской за критические замечания и методологическую помощь при написании статьи.
ЛИТЕРАТУРА
1 Аббясов И. Х. Основы сестринского дела: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений /И. Х. Аббясов, С.И. Двойников. - М.: Издательский центр «Академия», 2QQ7. - ЗЗб с.
2 Коростелев С. А. Обеспечение качества медицинской помощи в условиях глобализации и гармонизации требований к медицинским услугам /С. А. Коростелев, А. И. Иванов, П. М. Исмаилова, Л. В. Удалова //Медицинский бизнес. «Медтехника. Лекарства. Дезсредства. Изделия медназначения». - 2QQ9. - №9. -С. 76-78.
3 Мухина С. А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. - М.: Родник, 2QQ2. - 352 с.
4 Осипова А. А. Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2000. - 485 с.
5 Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях //Психологический журнал. - 2QQ2. - №3. - С. 85-95.
6 Саблина Т. А. Синдром профессионального выгорания средних медицинских работников /Т. А. Саблина, Т. В. Бутенко // Медицинская сестра. - 2Q11. - №2. - С. 22-25.
7 Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. -208 с.
8 Щербатых Ю. В. Психология стресса и его коррекция: Учеб. пособие. - СПб: Питер, 2QQ6. - 244 с.
9 Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. - Киев: Сфера, 2QQ4. - 272 с.
REFERENCES
1 Abbyasov I. Kh Fundamentals of nursing: Textbook for college students /I. Kh. Abbyasov, S.I. Dvoinikov. - M.: "Academy" Publ., 2QQ7. -ЗЗб p. (in Russian)
2 Korostelev S.A. Quality assurance of medical care in the conditions of globalization and harmonization of requirements to medical ser-
vices/ S. A. Korostelev, A.I. Ivanov, P. M. Is-mailova, L.V. Udalova //Medical business. "Medical equipment. Medications. Disinfectants. Products for medical purpose" - 2009. - No. 9. -Pp. 76-78. (in Russian)
3 Mukhina S.A. Practical guide to the subject "Fundamentals of nursing" /S.A. Mukhina, I.I. Tarnovskaya. - M.: Rodnik, 2002. - 352 p. (in Russian)
4 Osipova A.A. General psychocorrection. -M.: Sfera, 2000. - 485 p. (in Russian)
5 Roginskaya T.I. Burnout in social professions //Psychological journal. - 2002. - No. 3. -Pp. 85-95. (in Russian)
6 Sablina T.A. Syndrome of professional burnout of nurses /T. A. Sablina, T. V. Butenko //
A nurse. - 2011. - No. 2. - Pp. 22-25. (in Russian)
7 Khukhlaeva O.V. Foundations of psychological counseling and psychological correction: Educational book for students of educational institutions. - M.: Academy, 2001. - 208 p. (in Russian)
8 Scherbatyh Yu. V. Psychology of stress and its correction: Learning guide - St. Petersburg: Peter, 2006. - 244 p. (in Russian)
9 Yureva L.N. Professional burnout in medical workers: formation, prevention, correction. -Kiev: Sphere, 2004. - 272 p. (in Russian)
Поступила 12.10.2015 г.
N. V. Andreeva
THE FEA TURES OF NURSES' PROFESSIOGRAM AND RISKS OF THEIR PROFESSIONAL DEFORMATION Private educational institution of higher professional education «Humanitarian, economic and technological institute» (Moscow), PSE «<Regional center of medical care to veterans of war» (Karaganda)
The article is devoted to the actual topic of professional duties (professiogram) of nurses and related high risks of professional deformation. The attention is focused on the features of professional work of nurses - the role of nurses in the treatment process - and the factors that provoke emotional burnout of nurses. The review of studies is devoted to the subject, revealed the concept of professional deformation, its psychological characteristics, as well as issues of psycho-diagnostics, and noted the relevance of the problems of organization and practice of psychological correction. It provides modern experimental psychological research to help build a psychological correction of professional deformation of the medical staff.
Key words: emotional burnout, professional deformation, personality, empathy, experimental psychological research.
Н. В. Андреева
ОРТА МЕДИЦИНАЛЫК КЫЗМЕТКЕР КдСШИГРАММАСЫНЬЩ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1ЖЭНЕ ОНЬЩ КдСШИ вЗГЕРУНЩ КАУ1ПТ
Макала мешрбикелердщ кэаби MiHAeTiepi жэне кэаби езгерущщ жоFaры денгейдеп ккауонщ 63eKTi так;ырыптарына apнaлFaн. Мешрбикелердщ кэаби ^Mbicb^aFbi ерекшелктерЫе баса назар ayдapылFaн - емдеу Yдepiсiндeгi орта медициналык; кызметкердщ pолi - мешрбикелердщ эмоциялык; кую жaFдaйлapын тyFызaтын факторлар туралы. Бершген арнайы такырып зерттеулерне шолу жaсaлFaн, кэаби езгерулер туралы ^ым, онын психологиялык; мнездемелер^ сондай-ак; психодиагностиканын мэсeлeлepi тaлк;ылaнFaн, мекемелердщ езект мэсeлeлepi жэне психологиялык; тузеу тэжipибeлepi керсеттген. Медициналык кызметкердщ кэаби езгерун психологиялык; тузеу кдоылымына кемектесетЫ заманауи тэжipибeлiк психологиялык; зерттеулер кел^ртген.
Клт сездер: эмоциялык; кую, кэаби езгеру, жеке т^а, эмпатия, тэжipибeлiк психологиялык; зерттеулер.