9. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва: Изд-во ПСТГУ, 2013.-395 с.
10. Хлоповских Ю.Г. Потребностно-мотивационная сфера субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования / Ю.Г. Хлоповских, Г.И. Веденеева, С.А. Сашенков, Г.В. Орлова // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 2 (56). - С. 347-360
11. Шаповаленко, П.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. -Москва: Гардарики, 2005. - 349 с.
12. Vial, G. Understanding digital transformation: A review and a research agenda / G. Vial H The Journal of Strategic Information Systems.-2019. - № 28 (2).-doi: 10.1016/j.jsis.2019.01.003
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук Чертовикова Анастасия Сергеевна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ СОТРУДНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ОТДЕЛА
ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена феномену так называемого «выгорания». В статье рассматривается профессиональное выгорание у сотрудников воспитательного отдела исправительного учреждения. Дано определение понятию профессионального выгорания. Представлены модели и структура данного феномена. В статье рассмотрены особенности проявления профессионального выгорания. Обозначена цель эмпирического исследования. В статье представлены психодиагностические методики эмпирического исследования, дано описание выборки исследования. В статье представлены результаты эмпирического исследования профессионального выгорания у сотрудников. Описаны проявления профессионального выгорания и выраженность симптомов эмоционального выгорания у сотрудников воспитательного отдела исправительного учреждения.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, эмоциональная истощенность, деперсонализация, редукция профессиональных достижений, сотрудники воспитательного отдела исправительного учреждения.
Annotation: The article is devoted to the phenomenon of so-called «burnout». The article deals with professional burnout among employees of the educational department of a penitentiary institution. The definition of the concept of professional burnout is given. The models and structure of this phenomenon are presented. The article discusses the features of the manifestation of professional burnout. The purpose of empirical research is indicated. The article presents psychodiagnostic methods of empirical research, a description of the study sample is given. The article presents the results of an empirical study of professional burnout among employees. The manifestations of professional burnout and the severity of symptoms of emotional burnout in employees of the educational department of the penitentiary institution are described.
Key words: professional burnout, emotional burnout, emotional exhaustion, depersonalization, reduction of professional achievements, employees of the educational department of the penitentiary institution.
Введение. Условия труда могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье сотрудников. Неблагоприятные условия труда могут привести к профессиональному выгоранию - синдрому, возникающему в результате хронического стресса на работе, который характеризуется подавляющим истощением, негативным отношением или отсутствием обязательств перед клиентами, неудовлетворенностью результатами работы. Профессиональное выгорание может включать в себя физиологические (чувство утомления, частые болезни, головные боли, проблемы со сном, изменение аппетита и др.), эмоциональные (проблемы с самооценкой, низкая мотивация к работе, циничный взгляд на мир, ощущение неуспеха и др.) и поведенческие симптомы (замкнутость, нежелание работать, раздражительность, злоупотребление алкоголем, снижение продуктивности и др.). Процесс выгорания может привести к нежелательным последствиям для работников, их семей, рабочей среды и организаций.
Исследование изучаемого феномена стартовало в 1980-е года в иностранной литературе после внедрения североамериканским специалистом по психологии Г. Фрейденбергером определения «выгорание персонала» и разработки К. Маслач концепции «психического выгорания». Впоследствии многочисленными исследователями было доказано, что выгорание является общепрофессиональным явлением и присуще специалистам, в чьей профессиональной деятельности коммуникативная составляющая является ведущей и взаимодействие с людьми «выходит» на первый план.
У нас одними из первых, кто сконцентрировал свое внимание на изучении выгорания, стали В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, В.Н. Дружинин, А.А. Гришина, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк и др.
В последние два десятилетия появились исследования профессионального выгорания С.А. Калашниковой, О.В. Крапивиной, М.В. Борисовой, Е.С. Старченковой, Н.Ю. Бузовкиной, Н.Н. Подпориновой, Ю.И. Видановой, Н.Ю. Андреевой, А.В. Рэм и др. В процессе любой работы люди испытывают физические и нервно-психические нагрузки, в том числе сотрудники УИС. В юридической психологии проблемам выгорания, стресса и деструкциям, связанными с работой сотрудников УИС посвящены диссертационные исследования (Т.В. Копылова, В.В. Прокопьев, О.А. Рожков, А.В. Беспалова (Шувалова), Е.В. Раскопин, М.А. Черкасова, С.А. Красненкова, О.Н. Ежова, С.В. Кулакова, Е.И. Ярошенко и др.).
Повышенная степень моральной ответственности сотрудников, выражающаяся в чувстве гражданственности и долга, влечет за собой эмоциональные волнения и риски возникновения профессионального выгорания. В своей профессиональной деятельности сотрудники УИС вынуждены иметь дело с преступниками, уже имеющими деформированную психику, сознание и нравственность. В результате стрессовых факторов происходит выгорание, меняется стереотип поведения, нарушаются адаптационные возможности организма, что в конечном итоге приводит к разрушению самой личности. Наиболее склонны к профессиональному выгоранию сотрудники, которые в силу своих профессиональных обязанностей вступают в непосредственный контакт с осужденными, к их числу относятся сотрудники воспитательного отдела.
Изложение основного материала статьи. В последние годы, изучая особенности профессиональной деформации, все чаще стали выделять психологические явления, называемые эмоциональным выгоранием [3, С. 139]. При эмоциональном
выгорании существует защитный механизм, состоящий из абсолютного или неполного исключения эмоций и чувств в ответ на психотравмирующее воздействие. Эмоциональное выгорание, вызванное травмирующими ситуациями в сфере трудовой деятельности, называется профессиональным выгоранием. Профессиональное выгорание - синдром, появляющийся в следствии затяжного стресса на работе, имеющий несколько последствий для благополучия и здоровья работников. Его симптомами являются чувство энергетического истощения, увеличение психической дистанции от своей работы, чувство негативизма или цинизма, вызванное профессиональной деятельностью, уменьшение производительности труда [4, С. 45]. Выгорание отчасти является функциональным стереотипом, позволяющим человеку экономно расходовать энергоресурсы.
Проблема профессионального выгорания широко изучается с 1970-х гг. XX века и связана с именем американского психолога Г. Фрейденбергера, который ввел термин «burnout» (эмоциональное сгорание) и рассматривает под этим понятием психологическое состояние здоровых людей при интенсивной и тесной работе с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной обстановке. Изначально термин описывался как истощение, ощущение собственной ненужности и беспомощности.
Наиболее распространенной моделью является трехуровневая модель эмоционального истощения, разработанная американскими учеными С. Джексоном и К. Маслач. Модель профессионального выгорания может быть представлена в трёх измерениях: а) эмоциональное истощение, характеризующееся эмоциональным истощением и потерей энергии; б) деперсонализация или цинизм, также описываемые как дегуманизация, отстраненность от работы и клиентов и эмоциональное ожесточение; в) снижение личных достижений или неэффективность, т.е. ощущение личной или профессиональной неадекватности, а также снижение производительности и навыков совладания [1, С. 400].
Исследования зарубежных авторов выявили связь между выгоранием и некоторыми проблемами со здоровьем, такими как повышенное потребление алкоголя, нарушения сна, депрессия, ожирение, боли в опорно-двигательном аппарате [2].
Источники выгорания включают один или несколько из следующих факторов: рабочая нагрузка (слишком много работы, недостаточно ресурсов); контроль (микроменеджмент, отсутствие влияния, подотчетность без власти); вознаграждение (недостаточная оплата, признание или удовлетворение); сообщество (изоляция, конфликты, неуважение); справедливость (дискриминация, фаворитизм); ценности (этические конфликты, бессмысленные задачи) [1, С. 398].
Целью эмпирического исследования стало изучение проявления профессионального выгорания у сотрудников воспитательного отдела исправительного учреждения поскольку их профессиональная деятельность связана с высокими эмоциональными нагрузками, повышенным риском, постоянным общением с психологически сложным контингентом, на них возлагается как высокая ответственность перед обществом, так и разнообразные служебные обязанности. В качестве психодиагностических методов исследования были использованы такие методики, как опросник «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Джексон) и опросник «Эмоциональное выгорание» (В. Бойко).
Совместно с Бобровой Ю.В. было проведено эмпирическое исследование в учреждениях ГУФСИН России по Нижегородской области. В исследовании принимали участие 30 мужчин, являющихся сотрудниками воспитательного отдела, возраст - от 25 до 45 лет, срок службы от1до 8 лет.
Рассмотрим полученные результаты. Как видно из таблицы 1 сотрудникам воспитательного отдела характерны средние показатели по шкалам «Эмоциональное истощение» и «Деперсонализация». Можно предположить о начальном этапе формирования профессионального выгорания, появлении усталости, утраты интереса к работе, спада работоспособности.
Таблица 1
Показатели профессионального выгорания, полученные по опроснику «Диагностика профессионального
выгорания»
Название шкалы Среднее значение Стандартное отклонение
Эмоциональное истощение 19,37 6,8
Деперсонализация 8,13 3,2
Редукция личных изменений 24,77 8,6
Интегральный индекс профессионального выгорания 52,27
Обращают на себя внимание высокие показатели по шкале «Редукция личных изменений» у данной группы, свидетельствующие о снижении профессиональной мотивации, нарастании негативизма по отношению к работе, стремлении переложить ответственность на других в решении рабочих вопросов.
Отсутствие нормального режима сна, работы и отдыха, авральный темп работы, экстремальность деятельности, интенсивность общения сотрудников с осужденными, разнообразие служебных обязанностей, недостаточно высокая оплата труда могут быть причинами неудовлетворенностью работой в целом.
Далее рассмотрим уровень проявления эмоционального выгорания, полученный с помощью опросника «Эмоциональное выгорание» В. Бойко у сотрудников воспитательного отдела (см. таблицу 2).
Таблица 2
Показатели эмоционального выгорания у сотрудников воспитательного отдела
Название шкалы Среднее значение Стандартное отклонение
Тревожное напряжение 61,4
Переживание психотравмирующих обстоятельств 12,63 4,4
Неудовлетворенность собой 17,66 6,5
Загнанность в клетку 13,96 4,2
Тревога и депрессия 17,1 4,8
Резистенция 57,5
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 14,23 5,5
Эмоционально-нравственная дезориентация 16,2 5,5
Расширение сферы экономии эмоций 10,03 3,7
Редукция профессиональных обязанностей 17,06 6,9
Истощение 51
Эмоциональный дефицит 15,2 5,8
Эмоциональная отстраненность 12,03 4
Личностная отстраненность (деперсонализация) 15,03 5,9
Психосоматические и психовегетативные нарушения 8,73 3,8
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что фаза «Тревожное напряжение» уже сформирована у сотрудников воспитательного отдела и выражается в эмоциональном истощении, усталости от профессиональной деятельности. Организационные недостатки на работе, постоянные стрессы и физические перегрузки, трудности во взаимоотношениях с руководителем и коллегами могут спровоцировать накопление раздражения, отчаяния и негодования.
Сотрудники недовольны собой, своей работой, занимаемой должностью и за счет действия механизма «эмоционального переноса» отрицательная энергия может направляться не только и не столько вовне, сколько на себя. Для сотрудников характерно состояние интеллектуально-эмоционального тупика, затора, нередки случаи, когда сотрудники указывают на то, что они неправильно выбрали профессию. Ситуация на работе становится для них очень трудной, но по какой-либо причине они не могут уйти с данной работы и продолжают выполнять свои служебные обязанности, испытывая чувство безысходности.
Чувство неудовлетворенности работой и собой могут стать причиной эмоционального напряжения, неуверенности в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы. Сотрудники понимают, что они стали хуже работать, чем когда только пришли, не могут должным образом оказать осужденным нужную помощь, поддержку.
Фаза «Резистенция» или сопротивление стрессу находится в процессе становления. Взаимодействие с осужденными может зависеть от хорошего или плохого настроения сотрудника, не всегда удается избежать влияния плохого настроения на окружающих людей. У сотрудников эмоции не вызывают нравственных чувств, а многое из того, что происходит, сотрудники уже не воспринимают близко к сердцу. Сотрудники могут не проявлять должного эмоционального отношения к сослуживцам и осужденным. Недостаток времени, постоянная усталость, работа «через силу», приводит к тому, что сотрудники не уделяют должного внимания проблемам окружающих людей.
Следующая фаза «Истощение» находится в стадии формирования. Характеризуется снижением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Сотрудники ощущают, что в эмоциональном плане уже не в состоянии помочь адресатам своей деятельности. Уменьшается интерес к работе, взаимодействуя с людьми, могут ставить «экран», который выступает в роли защитного механизма и оберегает их от чужих страданий и негативных эмоций, начинают работать автоматически, без души. Все это приводит к полному или частичному исчезновению интереса к человеку как объекту профессиональной деятельности, он воспринимается как бездушный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится как-то работать. На работу часто многие приходят с ощущением того, что «как все надоело, хочется спокойно провести день, чтобы никого не видеть и не слышать».
Выводы. Выгорание развивается из-за хронического стресса или дистресса, что имеет негативные последствия как для физического, так и для психического здоровья и благополучия сотрудников. Этот синдром состоит из трех основных компонентов: эмоциональной истощенности, деперсонализации (цинизма) и редукции профессиональных достижений, каждый из этих составляющих может быть представлен комплексом симптомов.
Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что сотрудники воспитательного отдела в большей степени подвержены риску профессионального выгорания из-за особенностей профессиональной деятельности (работа с осужденными, большие объемы нагрузки, нехватка личного состава, разноплановый характер деятельности, большой объем документации и др.).
Данное исследование может быть отнесено к пилотажному, полученные результаты связываются именно со спецификой профессиональной деятельности, поскольку личностный фактор и его влияние на возникновение профессионального выгорания сотрудников учтен не был.
Сотрудникам свойственно нарастающее недовольство своей работой, неудовлетворенность собой и выполняемыми обязанностями, снижение уверенности в собственной профессиональной состоятельности, появление эмоционального истощения и усталости, вызванных профессиональной деятельностью. В этой связи актуальным является разработка системы целенаправленных мер по психологической профилактике, направленной на предупреждение профессионального выгорания, а также обеспечение сохранения и укрепления психического здоровья сотрудников УИС.
К одним из действенных мер по профилактике профессионального выгорания сотрудников УИС могут быть отнесены мероприятия организационного характера, среди которых можно выделить следующие: повышение престижа службы в УИС; качественный психологический отбор кандидатов на службу; равномерное распределение нагрузки с нормальным режимом сна, труда и отдыха; поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективах; предоставление возможности профессионального и личностного роста; достойное материальное вознаграждение за выполняемую работу.
Литература:
1. Maslach, С. Job burnout / С. Maslach, W.B. Schaufeli, M.P. Leiter // Annu Rev Psychol. - 2001. - № 52(1). - P. 397-422
2. Salvagioni, D.A. Physical, psychological and occupational consequences of job burnout: A systematic review of prospective studies / D.A. Salvagioni, F.N. Melanda, Y. Mesas, A.D. González, F.L. Gabani. - URL: https://journals.plos.org/plosone/article (дата обращения: 28.07.2023)
3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства: учебное пособие / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 782 с.
4. Плотникова, А.Н. Факторы, способствующие развитию синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников пенитенциарной системы / А.Н. Плотникова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2007. - № 2 (29). -С. 44-46
Психология
УДК 159.922.2
кандидат педагогических наук, доцент Шутенко Андрей Иванович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Шутенко Елена Николаевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород); кандидат психологических наук, доцент Локтева Анна Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (г. Белгород)
РАЗВИВАЮЩИЕ ФУНКЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
СТУДЕНТОВ
Аннотация. Цель статьи заключалась в определении развивающих функций волонтерской деятельности в системе личностного потенциала студентов. Представлено понятие волонтерской деятельности. Определено, что наиболее эффективных способом и средством формирования профессиональных компетенций выступает волонтерская деятельность. Показано, что в контексте волонтерской деятельности происходит развитие личности студентов, определяются перспективы развития. Выявили, что студенты-волонтеры в большей степени ориентируются на ценности и идеалы самоактуализирующейся личности. Они продумывают способы действий и поведения для достижения поставленных целей, более гибко адаптируются к изменению условий. Им свойственно находить быстрые и конструктивные решения в необычных, нестандартных ситуациях, готовы брать на себя ответственность при принятие важных решение. Раскрыты ведущие функции волонтёрской деятельности, активизирующие основные составляющие личностного потенциала студентов. Волонтерская деятельность характеризуется следующими развивающими функциями: ценностно-смысловая, нравственно-гуманистическая, идентификационная, регулирующая, эмпатийная, креативная, коммуникативно-рефлексивная. По результатам мониторинга личностных характеристик и ценностных ориентаций студентов определили важность целенаправленных мероприятий по приобщению студентов к волонтерской деятельности.
Ключевые слова: личностный потенциал, студенты вуза, воспитательный потенциал, волонтерская деятельность, самореализация, ценностные ориентации волонтеров.
Annotation. The purpose of the article was to determine the developmental functions of volunteer activity in the system of students' personal potential. The concept of volunteer activity is presented. It is determined that the most effective way and means of forming professional competencies is volunteer activity. It is shown that in the context of volunteer activity, students' personality develops, and development prospects are determined. It was revealed that volunteer students are more oriented towards the values and ideals of a self-actualizing personality. They think over ways of actions and behavior to achieve their goals, adapt more flexibly to changing conditions. They tend to find quick and constructive solutions in unusual, non-standard situations, are ready to take responsibility when making important decisions. The leading functions of volunteer activity that activate the main components of students' personal potential are revealed. Volunteer activity is characterized by the following developing functions: value-semantic, moral-humanistic, identification, regulatory, empathic, creative, communicative-reflective. Based on the results of monitoring the personal characteristics and value orientations of students, the importance of targeted measures to involve students in volunteer activities was determined.
Key words: personal potential, university students, educational potential, volunteering, self-realization, value orientations of volunteers.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-01508
«Воспитательный потенциал волонтерской деятельности как сферы продуктивной самореализации современной студенческой молодежи» (2023-2024 гг.) на базе НИУ «БелГУ»
Введение. Активное участие в волонтерской деятельности является для студента условием формирования важных общекультурных компетенций, освоения социальной практики, коммуникативных навыков. Волонтерская деятельность позволяет выполнять множество функций, в рамках студенчества она помогает социализироваться в обществе.
Н.А. Цветкова, Е.А. Петрова, Д.В. Савченко отмечают, что в большинстве случаев студент выбирает то волонтерское направление, которое ему ближе по интересам, где находятся люди со схожими ценностями [14]. Добровольческая деятельность призвана выполнять интегрирующую функцию. В процессе реализации волонтёрской деятельности студент пробуют на практике претворить полученные в университете знания, умения, навыки [10, 11]. Тем самым волонтерская деятельность выполняет саморазвивающую функцию.
Добровольческая деятельность также выполняет воспитательную функции у студентов, поскольку прививает такие личностные качества, как эмпатия, толерантность, альтруизм, коммуниктивность, гуманизм, ответственность, уверенность.
Волонтерская деятельность помогает социализироваться студентам и воспитывает определенные положительные качества [6]. Отмечено, чем выше уровень социальной активности среди студентов, тем более непосредственными и креативными представляются их решения [8]. Результаты анкетирования показали, что первоначально студенты включаются в волонтерскую деятельность, стремясь познакомиться с новыми людьми, найти друзей и поддержку [3].
Н.И. Горлова волонтерскую деятельность рассматривает не только как добровольческую деятельность, но и как форму воспитательной работы, влияющую на субъективные и объективные характеристики личности [7].
М.О. Костюченко рассматривает добровольчество также как новаторскую методику, которая помогает студентам сформировать воспитательный потенциал и способствует профессиональному становлению [9].