Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ'

К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревунков Г.И.

Статья посвящена рассмотрению вопросов построения образовательной программы для направления подготовки студентов. Для учебного плана строится понятийная модель предметной области. Формируются модули, дисциплины. Проектируется учебный план. Разрабатывается структура образовательной программы.The article considers the issues of building an educational program for students directions of preparation of. For curriculum builds conceptual domain model. Are formed modules, discipline. Design a curriculum. Design the structure of the educational program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ревунков Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ»

1. Приведенные данные можно рассматривать как результат коллективной работы преподавателей при решении вопроса о выборе линейки объемов дисциплин, которую целесообразно использовать для реализации компетенций стандарта по техническому направлению бакалаврской подготовки в условиях ограниченного суммарного объема - 240 зачетных единиц.

2. Почти две трети дисциплин имеют объем 2 -3 зачетные единицы.

3. Примерно треть дисциплин имеют объем 4 - 5 зачетных единиц.

4. Более четверти дисциплин имеют объем в 2 зачетные единицы.

5. Существенный объем самостоятельной работы студента, выделяемый в конкретной дисциплине. В среднем - 50%.

Использованные источники:

1. Асророва М. У. Модульные технологии обучения в вузе // Актуальные задачи педагогики: материалы VII международной научной конференции (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 154156.

2. Насырова Э.Ф. Дидактические цели модульного обучения студентов. Ж. Современные исследования социальных проблем. Выпуск№ 4 / том 8 / 2011 г.

УДК 378.141.4

Ревунков Г.И., к. техн. н.

доцент

кафедра «Системы обработки информации и управления» Московский государственный технический университет

имени Н.Э. Баумана Россия, г. Москва К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов построения образовательной программы для направления подготовки студентов. Для учебного плана строится понятийная модель предметной области. Формируются модули, дисциплины. Проектируется учебный план. Разрабатывается структура образовательной программы.

Ключевые слова: образовательная программа, учебный план, учебная дисциплина, модуль, объем учебной дисциплины, временной ресурс.

TO THE QUESTION OF DESIGNING EDUCATION PROGRAMS OF PREPARATION OF STUDENTS OF Annotation. The article considers the issues of building an educational program for students directions of preparation of. For curriculum builds conceptual domain model. Are formed modules, discipline. Design a curriculum. Design the structure of the educational program.

Keywords: educationalprogram, curriculum, educational discipline, module volume of the discipline, time resource

К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

В настоящее время обучение выполняется на основе образовательных стандартов, которые периодически корректируются и перерабатываются. Именно образовательный стандарт по конкретному направлению подготовки с помощью компетенций задает реперные точки границ предметной области учебного плана и того ориентировочного объема знаний (в зачетных единицах) по этому направлению, который подлежит изучению и освоению студентом за конкретный временной период обучения. Стандарт строится с учетом профессиональных стандартов, национальных или межгосударственных «рамок квалификаций», которыми должны владеть выпускники учебных заведений. Он включает соответствующие обязательные наборы общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускника. Таким образом, образовательный стандарт по конкретному направлению подготовки студентов представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации при проектировании процесса обучения по этому направлению, например [ 1 ].

Для реализации стандарта проектируется образовательная программа по заданному направлению подготовки. В образовательной программе определяется, детализируется и структурируется содержание и объем знаний студента, который подлежит изучению и освоению за заданный период обучения с достижением требуемых результатов. Пример возможной структуры образовательной программы приведен на рис.1.

Для проектирования образовательной программы целесообразно сформировать группу специалистов. Здесь возможно несколько подходов:

1. Сформировать из собственного коллектива преподавателей группу тех преподавателей, которые читают лекции по данному направлению.

2. Пригласить группу внешних экспертов - специалистов в данной предметной области.

3. Сформировать смешанную группу, состоящую из преподавателей кафедры и внешних экспертов.

Предпочтительнее третий подход.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

У

ч

Е

Б

Н

Ы

Е

И

Л1 Е Т О

Д.

Л1

А

Т

Е

Р

И

А

Л

Ы

Рис. 1. Пример структуры образовательной программы

Основная составляющая образовательной программы - учебный план подготовки по данному направлению. Структурно учебный план состоит из учебного графика и плана учебного процесса.

Вначале необходимо выполнить проектирование учебного графика. Учебный график календарно структурирует по семестрам и неделям временной период обучения, задаваемый стандартом. Определяет, по неделям, временной ресурс и временное расположение на шкале времени теоретических занятий, экзаменационной сессии, практик, каникул, итоговой государственной аттестации. На рис.2 приведен пример фрагмента календарного учебного графика для магистров.

НВДЕЛИ 1 2 3 4 5 6 7 0 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1В 19 20 21 22 23 1 2 3

н 1 Т Т т т Т т т т Т т т т т Т Т т Т т Э э К К К т Т т

1 2 п п т т Т т т т Т т т т т Т Т т Т т э э к К к п п п

т - Теоретические занятия п - практика Э - Экзаменами

Рис. 2. Пример фрагмента календарного учебного графика

Процесс проектирования образовательной программы итерационный. Поэтому на последующих этапах проектирования образовательной программы возможно придется возвращаться к первому варианту календарного учебного графика для его коррекции. Однако целесообразно первый вариант графика продумать максимально тщательно, чтобы сократить число возможных итераций в дальнейшем.

Спроектировав первый вариант учебного графика, можно приступать к проектированию плана учебного процесса. Пример фрагмента плана учебного

процесса приведен на рис.3:

Рис. 3. Пример фрагмента плана учебного процесса Вначале строится понятийная модель [ 2 ] предметной области учебного плана. Как уже отмечалось выше, в стандарте ее границы определяются множеством компетенций, объектов, видов и задач профессиональной деятельности. Стандарт также укрупнено задает структуризацию предметной области - рис.3:

Структура программы магистратуры Объем программы магистратуры в учетных единицах

Блок 1 Дисциплины (модули) 60-63

Базовая часть 15-21

вариативная часть 4:-45

Блок 2 Трак 1нкн. в том числе иаучно-исак:ювательская работа (НИР) 4Я-Ч

Вариативная часть 48-54

Блок .3 Государственная итоговая аттестация 6-9

Объем программы магистратуры 120

Рис. 3. Укрупненная структура предметной области

Итак, наша задача построить понятийную модель предметной области учебного плана. Понятийная модель предметной области учебного плана - это граф, вершины которого - конкретные понятия предметной области, а связи -отношения между ними [ 2 ]. Составляем множество понятий ¥ и отношений

Я в соответствии с компетенциями, объектами, видами и задачами будущей деятельности выпускника:

¥ = { ¥1 }1=1,п, Я = { Г }]=1,ш.

Например, компетенция ОК-2 - «обладать способностью понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов (ОК-2)» [ 1 ], позволяет сформировать для модели следующие понятия:

• роль науки в развитии цивилизации - ¥(ОК-2)л ;

• соотношение науки и техники - ¥(ОК-2)л+1 ;

• современные социальные и этические проблемы, связанные с наукой и техникой - ¥(ОК-2)л+2 ;

• понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов - ¥(ОК-2)л+3.

Итак, от компетенции ОК-2 получаем следующее подмножество множества ¥ :

{ ¥(ОК-2)л , ¥(ОК-2)л+1 , ¥(ОК-2)л+2 , ¥(ОК-2)л+3 }.

Дальнейшее дробление понятий нецелесообразно, так как оно приводит к появлению новых смыслов, которые выходят за границы нашей предметной области.

Далее формируется подмножество множества Я - отношения. Для рассматриваемой компетенции может быть предложен следующий вариант:

• г(ОК-2)] ( ¥(ОК-2)л , ¥(ОК-2)л+2 ) , где ¥(ОК-2)л влияет на ¥(ОК-2)л+2 , то есть ¥(ОК-2)л ^ ¥(ОК-2)л+2 ;

• г(ОК-2)]+1 ( ¥(ОК-2)л+2 , ¥(ОК-2).1 ) , где ¥(ОК-2)л+2 влияет на ¥(ОК-2).1 , то есть ¥ (ОК-2)л+2 ^ ¥(ОК-2).1 ;

• г(ОК-2)]+2( ¥(ОК-2).3 , ¥(ОК-2).1+1 ) , где ¥(ОК-2)л+3 влияет на ¥(ОК-2).1+1 , то есть ¥(ОК-2)л+3 ^ ¥(ОК-2)л+1 .

Итак, от компетенции ОК-2 получаем следующее подмножество множества Я :

{ г(ОК-2).К ¥(ОК-2).1, ¥(ОК-2)л+2 ) , г(ОК-2)]+1( ¥(ОК-2).1+2, ¥(ОК-2)л ) , г(ОК-2)]+2( ¥(ОК-2).1+3 , ¥(ОК-2)л+1 ) }.

Таким образом, компетенция дала нам два подмножества. Следует подчеркнуть, что полученный результат должен быть итогом совместной работы группы разработчиков учебного плана - их консенсус.

Аналогично прорабатывается все множество компетенций, все множество объектов, все множество видов и все множество задач профессиональной деятельности будущего выпускника.

Объединяя подмножества понятий, а затем подмножества отношений, получаем два множества - ¥ и Я .

Для каждой вершины понятийной модели вводим новые, дополнительные подчиненные вершины - понятия, конкретизирующие исходное понятие, более детально раскрывающие его смысл. Однако вводимые понятия должны находиться в границах предметной области учебного плана. При необходимости вводим дополнительные отношения.

Полученный вариант модели детально анализируется и выверяется на предмет дублирования термов - вершин-понятий. Выявленное дублирование устраняется.

Итоговый вариант модели структурируется по критерию семантической близости вершин-понятий.

Далее формируются относительно самостоятельные, законченные в логическом плане, информационные блоки. Информационный блок может состоять из одной или нескольких вершин-понятий, которые в совокупности раскрывают некоторую тему предметной области учебного плана или ее раздел.

Полученные информационные блоки соответствуют тем или иным компетенциям, объектам, видам и задачам профессиональной деятельности выпускника или их комбинациям. Связи между блоками определяют, какая информация является для блока исходной и какую информацию он должен передавать в другой блок. Блоки без входной информации являются начальными, они базируются на довузовской подготовке студента. Блоки без выходной информации являются завершающими в учебном процессе подготовки студента.

На основе полученного множества информационных блоков проектируются модули, из модулей проектируются дисциплины [ 4 ]. По определению, модуль - это базовая учебная единица. Модуль включает в себя самостоятельные, дидактически и логически завершенные разделы лекционных, практических занятий и самостоятельной работы, контрольные блоки, формы отчетности и оценивания усвоенных знаний, литературу. Зная какие вершины-понятия понятийной модели предметной области учебного плана входят в информационный блок (раздел учебной темы или самой темы), мы можем определить дидактическую цель раздела (темы) - формулируем компетенцию и требуемый уровень освоения учебного материала компетенции. Соответственно формируются дидактические цели модулей и дисциплин. Дисциплина реализует комплексную дидактическую цель -конкретное множество компетенций и требуемые уровни освоения.

Вводятся курсовые работы, курсовые проекты, научно-исследовательскую работу студентов, практики, итоговую аттестацию. Они поддерживают соответствующие дисциплины или совокупности дисциплин. Определяем их как самостоятельные дисциплины и формируем их дидактические цели.

Объем семестра обычно 30 зачетных единиц. В семестре примерно 8 -12 дисциплин. Объем модуля колеблется в пределах от 0,5 до 1,5 - 2 зачетных единиц. Объем дисциплины - от 1 до 9 зачетных единиц [ 3].

Для каждого модуля и соответственно для каждой дисциплины определяется ориентировочный объем в зачетных единицах.

На основании множества Я формируется граф дисциплин и связей между ними.

В соответствии со стандартом выполняется структурирование множества дисциплин на блоки, базовые и вариативные части.

Далее выполняется отображение графа дисциплин и связей между ними на календарный учебный график. Процесс этот итерационный. При его выполнении возникает необходимость выполнения коррекций объемов дисциплин. В итоге получается учебный план образовательной программы.

Сформировав учебный план, можно проектировать программы учебных дисциплин.

Сформировав программы учебных дисциплин, можно проектировать наборы оценочных средств.

На заключительном этапе проектируется библиотека учебных и учебно-методических материалов - конспектов лекций, учебников, учебных пособий, методических указаний и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использованные источники:

1. Приказ Минобрнауки России от 30.10.2014 N 1420 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника. Приложение к приказу: Федеральный государственный образовательный стандарт.

2. Ревунков Г.И., Гапанюк Ю.Е., Масленников К.Ю. К вопросу о семантическом моделировании предметной области локального банка данных. Ж. Теория и практика современной науки. № 12 (18), 2016г.

3. Ревунков Г.И. Анализ возможных объемов учебной дисциплины. Ж. Теория и практика современной науки. № 12 (18), 2016г.

4. Насырова Э.Ф. Дидактические цели модульного обучения студентов. Ж. Современные исследования социальных проблем. Выпуск № 4 / том 8 / 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.