УЧЕБНЫЙ ПЛАН, КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА В ВУЗЕ
Онищенко Любовь Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», г. Екатеринбург, Механико-машиностроительный институт, кафедра «Технология сварочного производства», ассистент, Матушкина Ирина Юрьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», г. Екатеринбург, Механико-машиностроительный институт, кафедра «Технология сварочного производства», старший преподаватель,
THE CURRICULUM AS THE BASIS OF THE EDUCATIONAL PROCESS AND IMPLEMENTATION OF THE QUALITY POLICY IN THE UNIVERSITY
АННОТАЦИЯ
Для достижения высокого уровня подготовленности бакалавра и формирования компетенций, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению, организация, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает, как основу организации учебного процесса - учебный план по направлению.
ANNOTATION
To achieve a high level of preparedness and the formation of a bachelor's competences laid down in the federal state educational standards at the direction of - a providing education organization develops a curriculum at the direction of, as the basis of the educational process.
Ключевые слова: учебный план; Федеральный закон; образовательный стандарт. Keywords: curriculum; Federal Law; the educational standard.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дает следующее определение учебному плану - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся [1 ст. 2]. Статья 13 № 273-Ф3 «Общие требования к реализации образовательных программ» п. 3 гласит: «...может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.» [1].
Для организации учебной деятельности важным элементом является учебный план, лежащий в основе процесса обучения.
Задачами учебного плана являются:
- обеспечение качественной подготовки специалистов;
- соблюдение ограничений, связанных с организацией процесса обучения;
- соблюдение всех нормативных документов. Именно учебный план логически связывает дисциплины и направляет деятельность обучаемых на достижение конечных целей учебного процесса: получение навыков в сфере профессиональной деятельности, участвует в формировании компетенций, прописанных во ФГОС ВО по направлению подготовки.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 27.03.01
Стандартизация и метрология, предъявляет определенные требования к результатам освоения программы бакалавриата, которые должны быть учтены при составлении учебного плана.
Также при разработке учебного плана следует руководствоваться, тем что, каждый модуль через дисциплины, входящие в него и применяемые образовательные технологии должен работать на формирование компетенций прописанных во ФГОС ВО по данному направлению подготовки.
Из вышесказанного видно, что учебный план является документом, лежащим в основе организации процесса обучения по конкретной специальности обучения в любой образовательной системе. От того, как он составлен, во многом зависит качество подготовки специалистов, так и затраты образовательного учреждения на реализацию образовательного процесса. Хорошая фундаментальная подготовка, а также базовые теоретические обще-профессиональные знания обеспечат выпускнику успех, как в профессиональной области, так и в социальной сфере.
При разработке учебного плана надо предусмотреть:
- логические связи между дисциплинами при их изучении студентом, для лучшего освоения предметов;
- не должно быть неравномерности учебной нагрузки по семестрам, чтобы это не привело к перегрузкам студентов;
- не должно быть больших временных интервалов между изучением связанных между собой дисциплин, это может привести к ухудшению усвоения студентами модулей дисциплин.
Для составления учебного плана руководствуемся требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 27.03.01 Стандартизация и метрология:
- объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (з.е.) [2, п. 3.3];
- объем программы бакалавриата при очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е. [2, п. 3.4];
- структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную) [2, п. 6.1];
- программа бакалавриата состоит из следующих блоков: блок 1 «Дисциплины (модули)»; базовой части; блок 2 «Практики»; блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы [2, п. 6.2];
- в рамках базовой части Блока 1 реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура» в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.), «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328 академических часов [2, п. 6.4];
- «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» в очной форме обучения проводится в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности и для обеспечения физической подготовленности обучающихся и уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328 академических часов в очной форме обучения в форме практических занятий для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного
характера, и уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности. [2, п. 6.4];
- в Блок 2 «Практики» входит учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики [2, п. 6.6];
- преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной [2, п. 6.6];
- при проектировании программ бакалавриата образовательная организация выбирает формы проведения практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа [2, п. 6.6];
- в Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка и сдача государственного экзамена (при наличии) [2, п. 6.7];
- максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю в очной форме обучения составляет 36 академических часов, в указанный объем не входят обязательные занятия по дисциплине (модулю) «Прикладная физическая культура» [2, п. 6.10]. При соблюдении всех требований при разработке
модульного учебного плана по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению 27.03.01 Стандартизация и метрология учебное заведение обеспечивает глубокую профессиональную подготовку выпускника и престиж вуза, а обучающимся получить гарантированное качественное образование.
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 27.03.01 «Стандартизация и метрология».
ЭТНОПЕДАГОГИКА И ЭТНИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ
(НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
Ооржак С. Я.
к.п.н., доцент, кафедры педагогики, Тувинский госуниверситет, г. Кызыл
Разработка этнопедагогических исследований в многонациональной Российской Федерации остается актуальной темой. Как возникновение и становление этно-педагогики невозможно было бы без обращения к этническому своеобразию культуры народов, общего и особенного в воспитании, так и дальнейшее её развитие связано с изучением, выявлением многообразных аспектов этнической культуры народов России в целях решения вопросов воспитания подрастающего поколения.
Как показано в педагогических исследованиях, эт-нопедагогика в настоящее время продолжает развиваться как направление педагогической науки (Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, Г.М. Елканова, Г.А. Станчинский и другие). В своих исследованиях В.С. Болбас утверждает, «можно констатировать, что этнопедагогика окончательно утвердилась в качестве самостоятельной отрасли педагогической науки и педагогической культуры в целом» [2, с. 17].