- не должно быть больших временных интервалов между изучением связанных между собой дисциплин, это может привести к ухудшению усвоения студентами модулей дисциплин.
Для составления учебного плана руководствуемся требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 27.03.01 Стандартизация и метрология:
- объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (з.е.) [2, п. 3.3];
- объем программы бакалавриата при очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е. [2, п. 3.4];
- структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную) [2, п. 6.1];
- программа бакалавриата состоит из следующих блоков: блок 1 «Дисциплины (модули)»; базовой части; блок 2 «Практики»; блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы [2, п. 6.2];
- в рамках базовой части Блока 1 реализованы следующие дисциплины (модули): «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура» в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.), «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328 академических часов [2, п. 6.4];
- «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» в очной форме обучения проводится в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности и для обеспечения физической подготовленности обучающихся и уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328 академических часов в очной форме обучения в форме практических занятий для обеспечения физической подготовленности обучающихся, в том числе профессионально-прикладного
характера, и уровня физической подготовленности для выполнения ими нормативов физической подготовленности. [2, п. 6.4];
- в Блок 2 «Практики» входит учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики [2, п. 6.6];
- преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной [2, п. 6.6];
- при проектировании программ бакалавриата образовательная организация выбирает формы проведения практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа [2, п. 6.6];
- в Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка и сдача государственного экзамена (при наличии) [2, п. 6.7];
- максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю в очной форме обучения составляет 36 академических часов, в указанный объем не входят обязательные занятия по дисциплине (модулю) «Прикладная физическая культура» [2, п. 6.10]. При соблюдении всех требований при разработке
модульного учебного плана по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению 27.03.01 Стандартизация и метрология учебное заведение обеспечивает глубокую профессиональную подготовку выпускника и престиж вуза, а обучающимся получить гарантированное качественное образование.
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 27.03.01 «Стандартизация и метрология».
ЭТНОПЕДАГОГИКА И ЭТНИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ
(НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
Ооржак С. Я.
к.п.н., доцент, кафедры педагогики, Тувинский госуниверситет, г. Кызыл
Разработка этнопедагогических исследований в многонациональной Российской Федерации остается актуальной темой. Как возникновение и становление этно-педагогики невозможно было бы без обращения к этническому своеобразию культуры народов, общего и особенного в воспитании, так и дальнейшее её развитие связано с изучением, выявлением многообразных аспектов этнической культуры народов России в целях решения вопросов воспитания подрастающего поколения.
Как показано в педагогических исследованиях, эт-нопедагогика в настоящее время продолжает развиваться как направление педагогической науки (Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, Г.М. Елканова, Г.А. Станчинский и другие). В своих исследованиях В.С. Болбас утверждает, «можно констатировать, что этнопедагогика окончательно утвердилась в качестве самостоятельной отрасли педагогической науки и педагогической культуры в целом» [2, с. 17].
Автор отмечает к настоящему времени масштабы и глубину научно-исследовательской работы по осмыслению этнического, народного опыта в воспитании подрастающих поколений [там же, с. 18].
В методологических подходах этнопедагогических исследований прослеживается тенденция сочетания нескольких подходов, в том числе аксиологических и культурологических оснований педагогики. Применение последнего содержательно объяснимо основой «этно», обращением к корням, истокам истории и культуры каждого народа. Приступая к изучению народных знаний по воспитанию с середины 1990-х, мы, прежде всего, по культурологическим исследованиям отечественных ученых выявили этническое своеобразие культуры народов, аспекты этнической культуры с их содержанием, влияющим на воспитание детей, подростков, молодежи, усвоение традиций уважительных взаимоотношений, трудовых и других традиций [8].
В культурологических исследованиях этническая культура рассматривается как наиболее древний компонент национальной культуры. Так, внимание ученых сосредоточено на различных аспектах этнической культуры. Например, в традиционной жизнедеятельности - образ жизни, взаимосвязь образа жизни и культуры (Ю.В.Бром-лей), влияние модернизации образа жизни на самобытность этнокультурной среды (А.Л. Гайжутис), изучение истории народной культуры (А.С. Мыльников), этнокультурные традиции в семье (М.Я. Устинова) и другие.
По мнению А.С. Кармина, «в культуре развитой нации всегда присутствует этническая составляющая -культура этносов (одного или нескольких), из которых нация образовалась, этническая (народная) культура -наиболее древний слой национальной культуры. Она охватывает, главным образом, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Отметив, в чем проявляются черты этой культуры, чем обусловлена ее специфика, что выражается в ней, «к характерным чертам этнической культуры А.С. Кармин относит, например, «консерватизм, уходящая в далекое прошлое преемственность, ориентация на сохранение «корней». Важно мнение ученого о том, что национальная культура не сводится к этнической. Мы разделяем точку зрения ученого об этнической культуре как исходном базисе национальной культуры. «Она источник народного языка (который становится в национальной её литературным языком)... От ее древних, веками складывавшихся традиций во многом зависит развитие и неповторимость «лица» любой национальной культуры» [4, с. 144-146].
Как отмечается в исследованиях, весомый вклад в разработку теории этноса и этнической культуры внес С.Н. Артановский, который раскрывает понятие культуры (оно многосторонне), а понятие «этническая культура» исторично. В нем как бы «завязывается узлом» противоречия, свойственные данной стадии развития общества, на которой находится этнос» [1, с. 3-4]. В культуре, как считает С.Н. Артановский, естественно запечатлелись как сдвиги в жизни народа, так и преемственность его развития.
В то же время, характеризуя этническую культуру, ее особенности, известный философ культуры В. Межуев отмечает, «что она не обладает, пожалуй, главным свойством национальной культуры - способностью соотносить, сопоставлять, соизмерять себя с другими культурами, жить с сознанием, что она не одна, а одна из многих
культур, существует лишь в связи с ними и благодаря им...». Как считает В. Межуев, «этническая культура позволяет каждому народу оставаться с самим собой, но недостаточна для того, чтобы жить вместе с другими народами, вступать с ними в общение. Когда такая жизнь станет исторической необходимостью, наступит время национальных культур». Далее ученым показано, что переход к национальной культуре «станет возможным в результате коренных преобразований в жизни людей, их выхода на новую ступень исторического развития, прорывающего узкий горизонт их обособленного этнического существования. Народы должны пережить настоящую духовную революцию, чтобы этот переход мог состояться. И такой революцией стало изобретение письменности. В русле письменной культурной традиции и сложится впоследствии то, что получило название национальной культуры» [7, с. 52].
В связи с этим утверждением обратимся к историческому событию в жизни тувинского народа: второе столетие идёт, как тувинский народ, с 1914 года - со времени установления протектората России живет вместе с русским и другими народами. А создание Тувинской Народной Республики в 1921 г. и начало, словами В. Межуева, «коренных преобразований в жизни людей, их выхода на новую ступень исторического развития, прорывающего узкий горизонт их обособленного этнического существования», оказали огромное влияние на духовную культуру тувинского народа. И следующее событие: вхождение Тувинской Народной Республики в состав Советского Союза на правах автономной области РСФСР. То, что тувинский народ пережил «настоящую духовную революцию» отражено в исследовании А.К. Кужугет, доктора культурологии, профессора, кандидата искусствоведения [6].
С середины 1990-х годов ученые стали активнее разрабатывать и использовать различные методики по изучению этнического составляющего в культуре народов. По мнению М.Э. Когана «этнокультурные установки могут быть выявлены различными путями: тестированием, с помощью экспертных оценок или вопросов-«ин-дикаторов» и т.п.» [5, с. 5.]. Как известно, в систему высшего образования стали вводиться курсы этнопедагогики и этнопсихологии с целью анализа этнокультурных процессов, осмысления полиэтнического взаимодействия культур, изучения национального самосознания народов России.
На основании мнения ученых о том, что «сохранению этнических особенностей в культуре нации способствовало своеобразие национальной психологии, национального самосознания, в том числе осознание национальных интересов» [11, с.11], следует отметить, что сохранение и усвоение ценностей культуры с её этническим своеобразием и формирование национального самосознания, взаимно дополняющие друг друга явления. Они могут рассматриваться, по нашему мнению, только во взаимосвязи (необходимы дальнейшие исследования).
Таким образом, в культурологических исследованиях показываются сложные взаимоотношения этнической и национальной культур. А проблемы этнического в содержании образования осмысливаются педагогами и в регионах России, например, учеными из Владивостока (Белогуров А.Ю. и другие). В общеобразовательных шко-
лах России, в том числе Тувы, стали учитываться этнокультурные особенности в процессе воспитания подрастающего поколения.
В соответствии с культурологическими исследованиями (А.С. Кармин и другие) культуру тувинского народа, как и культуру многих народов нашей страны, не обошло и не может обойти такое явление, как сложные и противоречивые «взаимоотношения между национальной культурой в целом и этнической культурой» в процессе трансформационных изменений. Они отражены, как сказано выше, в трудах А.К. Кужугет.
В содержании этнопедагогических исследований на материале Республики Тыва необходим анализ трудов культурологических исследований ученых России, в том числе тувинских ученых.
Актуально в настоящее время в этнопедагогических исследованиях осмысление сложных взаимоотношений этнической и национальной культур с целью гармонизации взаимоотношений представителей разных культур, «осмысления полиэтнического взаимодействия культур» в многонациональном государстве - Российской Федерации, в том числе в Республике Тыва как одном из её субъектов. Исторически сложившееся своеобразие этнической культуры тувинского народа и других народов, проживающих в Туве, представляет интерес, как предмет исследования, в содержании сравнительной этнопедагогики.
Относительно культуры Тувы и выявления её исторически сложившегося этнического своеобразия, нами осуществлен анализ литературы по теории этноса, культурологических исследований российских и зарубежных ученых, а также литературы по истории, культуре и образованию Тувы. В середине 1990-х-начале 2000-х годов для нас в то время важно было ответить на вопрос: что изучено в культуре Тувы? В тот период, на наш взгляд, тувинскую культуру необходимо было изучать во многих аспектах с учетом почти всех элементов культуры и её сфер, функций, динамики, культурологических концепций. Например, в процессе, изучения культуры Тувы ощущалась недостаточность изучения этнической идентификации у тувинского народа как многоуровневого образования. А также трансформации этничности в Туве на протяжении XX века и в начале XXI века, недостаточность научных дискуссий по проблемам национального самосознания, сложности взаимоотношений национального и этнического в тувинской культуре.
К настоящему времени тувинская наука имеет фундаментальные исследования, посвященные духовной культуре тувинского народа, её сложных трансформационных изменений (М.В. Монгуш, О.М. Хомушку, А.К. Кужугет), различным аспектам этнической культуры и искусства (З.К. Кыргыс, В. Сузукей и другие).
Выводы: Возникновение, становление и развития этнопедагогики невозможно было бы без обращения к этническому своеобразию культуры, многообразных аспектов этнической культуры народов Российской Федерации, в том числе исторически сложившегося этнического своеобразия культуры тувинского народа. Нами продолжается выявление этнопедагогических исследований, осуществляемых на материале Республики Тыва [10]. По нашему мнению, необходим сравнительный анализ предметной области этих исследований. Труды ученых по истории и культуре Тувы составляют методологическую базу нашего
исследования, посвященного формированию этнопедаго-гической культуры студентов в условиях университетского образования (на материале Республики Тыва). В практической части исследования важное место отводилось зна-ниевой основе, в том числе знаниям по истории, культуре тувинского народа, об аспектах этнической культуры, тувинской народной педагогики. В настоящее время нами разрабатываются вопросы расширения предметной области этнопедагогических исследований (на материале Республики Тыва). Как считает В.С. Болбас, «...кроме народной педагогики, предметом этнопедагогики является не только народное воспитание, а и вообще воспитание, характерное для конкретного этноса» [2, с. 23]. Следовательно, не противоречит методологическим требованиям, рассматриваемое нами сопоставление одной из основных категорий педагогики «воспитание» с её переводом на тувинский язык как «кижизидилге». Корень этого тувинского слова - «кижи», что означает в переводе на русский язык «человек» [9]. Несомненно, в целях такого сопоставления, необходим анализ большого объема научно-педагогической, философской литературы, в том числе педагогической антропологии К.Д. Ушинского, а также философии человека. При этом важно соблюдение принципа «интеграции этнических начал с научно-педагогическими, требующими сочетать этническое в культуре с общероссийским и мировым» (В.М. Григорьев, Д.В. Муч-каева) [3, с. 57] и других.
Литература
1. Артановский, С.Н.. Этническое своеобразие культур // Философские и социально-экономические проблемы культуры. Л., 1975. С.3-16. -(Труды ЛГИК. Т.28).
2. Болбас, В.С. Этнопедагогический тезаурус: разведение понятий // Педагогика. - 2014. - №5. - С. 17-26.
3. Григорьев В.М., Мучкаева Д.В. Преемственность этнокультурного воспитания в семье и учреждениях образования // Педагогика. - 2013. - №10. - с. 4957.
4. Кармин, А.С. Основы культурологии. Морфология культуры.:Уцебник для студентов вузов. - СПб., 1997.-512с.
5. Коган, М.Э. Роль этнических ориентации в культурном потреблении (на материалах опроса ленинградских татар) // Этнокультурные процессы. Методы исторического и синхронного изучения. М., 1982. С. 5-14.
6. Кужугет, А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация / А.К. Кужугет. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - 320с.
7. Межуев, В. Национальная культура как понятие и явление // Библиотековедение. - 1999.-№2.-С.48-52.
8. Ооржак, С.Я. Этническая культура как наиболее древний компонент национальной культуры // Научные труды Тывинского государственного университета. Вып.П. Т. I. - Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2005. - С. 149-150.
9. Ооржак, С.Я. Формирование и становление человека в этнопедагогике (на материале Республики Тыва) // Высшее образование для XXI в. IX международная науч.-практ. конф. Москва, 15-17 ноября 2012 г.: Доклады и материалы: Симпозиум «Высшее образование и развитие человека» - М.: Изд-
во Моск. Гуманитарного университета, 2012. - С. 54-61.
10. Ооржак, С.Я. Этнопедагогические исследования на материале Республики Тыва // Вестник Тувинского Государственного Университета. Педагогические науки. - 2013. - Вып. 4. - С. 46-52.
11. Регинская Н.В. Этнопсихология // Методические материалы для студентов по истории русской культуры. Вып. 5-й. - СПб., 2000. С.237-242.
12. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/1/Mezhuev/
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Орынбасарова Загипа Ергешовна
магистрант Южно-Казахстанского гос. университета, Республика Казахстан, г.Шымкент
Ибрагимова Улбала Бахтияровна канд. фил. наук, доцент Южно-Казахстанского государственного университета
Тогатай Мадина Мырзабай старший преподаватель, Южно-Казахстанского государственного университета
Жантасова Дина Мураткан
старший преподаватель, магистр Южно-Казахстанского государственного университета
SOCIAL COMPETENCE AS AN INTEGRATIVE PERSONAL CHARACTERISTICS YOUNGER SCHOOLBOYS Orynbasarova Zagipa, undergraduate of South Kazakhstan State University Republic of Kazakhstan, Shymkent
Ibragimova Ulbala, Candidate of Fil. Sciences, associate professor of South Kazakhstan State University Republic of Kazakhstan, Shymkent
Togatay Madina, senior lecturer of South Kazakhstan State University Republic of Kazakhstan, Shymkent
Zhantasova Dina, senior lecturer, master of South Kazakhstan State University АННОТАЦИЯ
В данной статье описаны проблема и пути решения развития социальной компетентности, обучающихся в условиях современного общества. Для развития социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Младшего школьника важно научить вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей, разрешению конфликтов, слушанию другого, запрашиванию помощи и т.д. Также показана роль учителя в развитии младшего школьника как личности. ABSTRACT
This article describes the problems and solutions of social competence of students in today's society. For the development of social competence essential experience of active social interaction. Junior student, it is important to teach coming into contact, collaboration, sharing of responsibilities, conflict resolution, listening to the other, to seeking assistance, etc. Also shown is the teacher's role in the development of junior student as an individual.
Ключевые слова: школа, социальная компетентность, школьник, личность, учитель, характеристика, навыки.
Keywords: school, social competence, student, person, teacher characteristics, skills.
В настоящее время проблема развития социальной компетентности обучающихся - это актуальная социальная и психолого-педагогическая проблема. Дефицит социальной компетентности в настоящее время проявляется на самых разных уровнях общественной жизни. Поэтому в современных условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать обучающимся определенный уровень знаний, умений и навыков по основам наук, но и обеспечить способность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии личности, её социализации и формирования социальной компетентности. Школа сегодня призвана стать фактором развития личности ребенка. Принципиальное
значение в педагогической науке и практике приобретает процесс социализации подрастающего поколения, непрерывного его развития в новых социокультурных условиях.
Интерес к проблеме формирования социальной компетентности личности возник во 2 половине XX в. Социальная компетентность не рассматривалась ранее в качестве интегративной личностной характеристики, системно отражающей уровень социальной адаптации субъекта деятельности. В настоящее время социальная компетентность становится все более значимой во всех сферах социальной жизни человека и само качество социальной компетентности характеризует человека, успешно прошедшего социализацию и способного к адаптации и самореализации в условиях современного общества (Л.А. Баранова, Г.Е. Белицкая, В.Н. Куницына, О.К. Крокинская и др.).