Научная статья на тему 'Этнопедагогика тувинского народа'

Этнопедагогика тувинского народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ооржак Херел-оол Дажы-намчалович

Рецензия на книгу: Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаалы. Этнопедагогика тувинского народа. Кызыл, 2009. 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tuvan people's ethnopedagogics

G. N. Volkov, K. B. Salchak, A. S. Shaaly. Tuvan people's ethnopedagogics. Kyzyl, 2009. 212 p.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогика тувинского народа»

ЧИТАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ (РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ)

ЭТНОПЕДАГОГИКА ТУВИНСКОГО НАРОДА

Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаалы. Этнопеда-гогика тувинского народа. Кызыл, 2009. - 212 с.

Х. Д-Н.Ооржак1

G. N. Volkov, K. B. Salchak, A. S. Shaaly. Tuvan people's ethnopedagogics. Kyzyl, 2009. - 212 p.

H. D.-N. Oorjhak

Этнокультурная самобытность каждого народа становится объектом исследования многих отраслей науки о человеке, обществе и природе. В том числе и этнопедагогика, выделившись, как самостоятельная отрасль педагогики, прочно вошла в интеграционные процессы в науке и выполняет созидательную функцию в стремлении народов сохранить свою самобытность, возрождении традиционных систем воспитания, диалоговому сотрудничеству. В этом отношении коллективная монография, посвященная этнопе-дагогике тувинского народа — одного из древнейших тюркоязычных этносов, населяющих Саяно-Алтайское нагорье и Цен-

1 Ооржак Херел-оол Дажы-Намчалович — доктор педагогических наук, профессор Тывинского государственного университета, декан факультета физической культуры и спорта ТывГУ.

Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_5/1444-oorjak.html

252

тральную Азию, обогащает научные исследования о Туве и о ее многовековой педагогической культуре.

Исследование этнопедагогических традиций тувинцев актуализируется обращением к этническим ценностям воспитания как составной части общечеловеческой культуры, приобретающей глобальное значение в формировании личности как представителя родной, общероссийской и мировой культур.

Авторы убеждены в несомненной актуальности исследования этнопедагогики тувинского этноса в связи с современной социокультурной ситуацией в целом и с особенностями и противоречиями развития нового российского гражданского общества, многонационального и поликультурного.

Монография состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Авторами проведены теоретическое осмысление этнопедагогики как науки (глава I) и систематизация опыта народной педагогики тувинского народа, представляющей собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта народа, выработанных и накопленных в процессе общественного развития (главы II и III).

Авторы показали, что тувинский народ за свою более чем трехтысячелетнюю историю накопил колоссальное культурнопедагогическое наследие. Это: и фольклорная педагогика, в которой есть педагогические миниатюры — загадки, пословицы и поговорки, и колыбельная педагогика, и героические сказания, в которых представлен совокупный идеал совершенного человека; и этикет, и рунические памятники, несущие уникальную педагогическую информацию; и этномузыка, как кладезь мироощущения и мировосприятия; и древнейшая народная обрядность с ее молениями и ри-

253

туалами, и народное прикладное искусство, праздники, национальные виды спорта, игры — все то, что исторически сохранилось в памяти народа и стало этнопедагогическим сокровищем.

В основу изучения этнопедагогики тувинцев, имеющей обобщающий теоретико-эмпирический характер и направленность на решение актуальных проблем этнопедагогики, авторы положили историко-этнографические материалы путешественников, собирателей фольклора, ученых, посетивших Туву в конце XIX начале XX века Е. К. Яковлева, Г. Е. Грумм-Гржимайло, Ф. Я. Кона, Д. Кар-рутерса, Вс. Родевича, А. В. Адрианова. Также труды ученых, исследовавших традиционную культуру тувинцев в 50-70 гг. ХХ века и современного времени: Л. П. Потапова, С. И. Вайнштейна, В. П. Дьяконовой, М. Б. Кенин-Лопсана, Г. Н. Курбатского, И. У. Самбуу, А. К. Кужугет, М. В. Монгуш и др.

Учитывая своеобразие педагогической культуры каждого народа с присущей ей способностью вбирать в себя, закреплять, накапливать и видоизменяться в виде знаний, орудий труда, мыслей многих поколений, авторы показали преемственность народной педагогики и современной педагогической мысли, и представили жизнеутверждающий принцип этнопедагогики. С учетом других ее принципов, таких, как природосообразность и культуросообразность, в главах «Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической культуры тувинцев», «Нравственное воспитание в народной педагогике тувинцев» представлены традиции умственного и нравственного, трудового и физического воспитаний в педагогических воззрениях тувинцев. Эт-нопедагогическая сущность этикета тувинского народа, педагогические идеи народа о нравственном совершенстве личности.

254

Чтобы не допустить угасания формировавшихся веками нравственных и духовных ценностей народов великой страны России авторы рассматривают (в третьей главе) деятельность образовательных учреждений по удовлетворению языковых и этнокультурных потребностей обучающихся как одно из приоритетных направлений развития личности, народа, человечества в целом в XXI веке.

Коллективная монография Г. Н. Волкова, К. Б. Салчака и А. С. Шаалы, несомненно, займет достойное место в тувиноведе-нии. Будет иметь практическую ценность как источник обучения и воспитания детей и молодежи народным традициям, обычаям, что влияет на идентичность, самосознание народа, является одним из путей сохранения тувинского этноса.

255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.