ЧИТАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ (РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ)
ЭТНОПЕДАГОГИКА ТУВИНСКОГО НАРОДА
Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шаалы. Этнопеда-гогика тувинского народа. Кызыл, 2009. - 212 с.
Х. Д-Н.Ооржак1
G. N. Volkov, K. B. Salchak, A. S. Shaaly. Tuvan people's ethnopedagogics. Kyzyl, 2009. - 212 p.
H. D.-N. Oorjhak
Этнокультурная самобытность каждого народа становится объектом исследования многих отраслей науки о человеке, обществе и природе. В том числе и этнопедагогика, выделившись, как самостоятельная отрасль педагогики, прочно вошла в интеграционные процессы в науке и выполняет созидательную функцию в стремлении народов сохранить свою самобытность, возрождении традиционных систем воспитания, диалоговому сотрудничеству. В этом отношении коллективная монография, посвященная этнопе-дагогике тувинского народа — одного из древнейших тюркоязычных этносов, населяющих Саяно-Алтайское нагорье и Цен-
1 Ооржак Херел-оол Дажы-Намчалович — доктор педагогических наук, профессор Тывинского государственного университета, декан факультета физической культуры и спорта ТывГУ.
Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_5/1444-oorjak.html
252
тральную Азию, обогащает научные исследования о Туве и о ее многовековой педагогической культуре.
Исследование этнопедагогических традиций тувинцев актуализируется обращением к этническим ценностям воспитания как составной части общечеловеческой культуры, приобретающей глобальное значение в формировании личности как представителя родной, общероссийской и мировой культур.
Авторы убеждены в несомненной актуальности исследования этнопедагогики тувинского этноса в связи с современной социокультурной ситуацией в целом и с особенностями и противоречиями развития нового российского гражданского общества, многонационального и поликультурного.
Монография состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Авторами проведены теоретическое осмысление этнопедагогики как науки (глава I) и систематизация опыта народной педагогики тувинского народа, представляющей собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта народа, выработанных и накопленных в процессе общественного развития (главы II и III).
Авторы показали, что тувинский народ за свою более чем трехтысячелетнюю историю накопил колоссальное культурнопедагогическое наследие. Это: и фольклорная педагогика, в которой есть педагогические миниатюры — загадки, пословицы и поговорки, и колыбельная педагогика, и героические сказания, в которых представлен совокупный идеал совершенного человека; и этикет, и рунические памятники, несущие уникальную педагогическую информацию; и этномузыка, как кладезь мироощущения и мировосприятия; и древнейшая народная обрядность с ее молениями и ри-
253
туалами, и народное прикладное искусство, праздники, национальные виды спорта, игры — все то, что исторически сохранилось в памяти народа и стало этнопедагогическим сокровищем.
В основу изучения этнопедагогики тувинцев, имеющей обобщающий теоретико-эмпирический характер и направленность на решение актуальных проблем этнопедагогики, авторы положили историко-этнографические материалы путешественников, собирателей фольклора, ученых, посетивших Туву в конце XIX начале XX века Е. К. Яковлева, Г. Е. Грумм-Гржимайло, Ф. Я. Кона, Д. Кар-рутерса, Вс. Родевича, А. В. Адрианова. Также труды ученых, исследовавших традиционную культуру тувинцев в 50-70 гг. ХХ века и современного времени: Л. П. Потапова, С. И. Вайнштейна, В. П. Дьяконовой, М. Б. Кенин-Лопсана, Г. Н. Курбатского, И. У. Самбуу, А. К. Кужугет, М. В. Монгуш и др.
Учитывая своеобразие педагогической культуры каждого народа с присущей ей способностью вбирать в себя, закреплять, накапливать и видоизменяться в виде знаний, орудий труда, мыслей многих поколений, авторы показали преемственность народной педагогики и современной педагогической мысли, и представили жизнеутверждающий принцип этнопедагогики. С учетом других ее принципов, таких, как природосообразность и культуросообразность, в главах «Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической культуры тувинцев», «Нравственное воспитание в народной педагогике тувинцев» представлены традиции умственного и нравственного, трудового и физического воспитаний в педагогических воззрениях тувинцев. Эт-нопедагогическая сущность этикета тувинского народа, педагогические идеи народа о нравственном совершенстве личности.
254
Чтобы не допустить угасания формировавшихся веками нравственных и духовных ценностей народов великой страны России авторы рассматривают (в третьей главе) деятельность образовательных учреждений по удовлетворению языковых и этнокультурных потребностей обучающихся как одно из приоритетных направлений развития личности, народа, человечества в целом в XXI веке.
Коллективная монография Г. Н. Волкова, К. Б. Салчака и А. С. Шаалы, несомненно, займет достойное место в тувиноведе-нии. Будет иметь практическую ценность как источник обучения и воспитания детей и молодежи народным традициям, обычаям, что влияет на идентичность, самосознание народа, является одним из путей сохранения тувинского этноса.
255