Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ОБЪЕМОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ'

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ОБЪЕМОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПЛАН / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревунков Г.И.

Статья посвящена рассмотрению вопросов разбиения всего подлежащего изучению студентом объема учебной информации на отдельные блоки. В качестве учебной информации рассматривается предметная область бакалавратуры технических направлений подготовки. В качестве блоков рассматриваются учебные дисциплины. В качестве характеристики выступает объем дисциплины (в часах учебного времени).The article deals with the fragmentation of the educational information on individual blocks. Training information - a subject domain technical directions preparation of the bachelor. As an of blocks are considered educational disciplines. As an analizaruemoy characteristics acts as volume of discipline (in training hours).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ОБЪЕМОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ»

существуют многочисленные факты несоблюдения трудового законодательства по отношению к детям-сиротам. Несмотря на предусмотренные государством квоты, им часто отказывают в приеме на работу, а также могут незаконно уволить [4].

Таким образом, несмотря на сокращение количества детей-сирот в России в последние годы, качество их жизни вызывает серьезные опасения. Дети-сироты сталкиваются с проблемами социальной адаптации в течение всей своей жизни. Для их решения необходим комплексный подход со стороны государства и общества, в вопросах, касающихся воспитания, обучения и трудоустройства таких детей.

Использованные источники:

1. С. А.Баширова - Социальные проблемы воспитания детей сирот в условиях современного общества // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 4 -С. 14-21.

2. Е.В.Гребенникова - Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях / Е.В. Гребенникова, О. В. Фирсова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4.

3. М. С.Леонтьева - Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. -№ 3-2.

4. Д. В.Потепалов - Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 2-3.

УДК 378.141.4

Ревунков Г.И., к. техн. н.

доцент

кафедра «Системы обработки информации и управления» Московский государственный технический университет

имени Н.Э. Баумана Россия, г. Москва АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ ОБЪЕМОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов разбиения всего подлежащего изучению студентом объема учебной информации на отдельные блоки. В качестве учебной информации рассматривается предметная область бакалавратуры технических направлений подготовки. В качестве блоков рассматриваются учебные дисциплины. В качестве характеристики выступает объем дисциплины (в часах учебного времени).

Ключевые слова: учебный план, учебная дисциплина, модуль, объем учебной дисциплины, временной ресурс

ANALYSIS OF THE POSSIBLE VOLUME OF EDUCATIONAL

DISCIPLINES

Annotation. The article deals with the fragmentation of the educational information on individual blocks. Training information - a subject domain technical directions preparation of the bachelor. As an of blocks are considered educational disciplines. As an analizaruemoy characteristics acts as volume of discipline (in training hours).

Keywords: curriculum, educational discipline, module volume of the discipline, time resource

В настоящей статье рассматриваются вопросы разбиения подлежащей изучению информации на отдельные, относительно самостоятельные, законченные блоки - дисциплины, содержание и объем которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей. Анализируются именно объемные характеристики этого разбиения, полученные опытным путем.

В современной педагогике в настоящее время является признанным «модульное обучение» [ 1, 2 ]. Один или несколько учебных модулей, относительно законченных самостоятельных единиц, позволяют раскрыть содержание отдельной учебной темы (раздела) дисциплины или всей дисциплины в целом.

В данной статье в качестве основной структурной единицы рассматривается дисциплина, которая в свою очередь может состоять из одного или нескольких модулей.

Преподаватель вуза разрабатывает свою дисциплину в условиях коллективной работы над учебным планом конкретного направления подготовки студентов, что накладывает вполне определенные ограничения, которым должна удовлетворять программа учебной дисциплины.

Рассмотрим результаты процесса разработки программ учебных дисциплин по направлению подготовки бакалавра для ресурса времени студента 54 часа в неделю (28-часов аудиторной работы и 26-часовой самостоятельной работы в неделю) и 18-недельном учебном семестре

Анализ учебных планов бакалавров с указанным временным ресурсом по некоторым техническим направлениям подготовки показал следующее распределение дисциплин в зависимости от количества используемых зачетных единиц (1 зачетная единица - 36 часов временного ресурса) - рис.1.

На этой же выборке учебных планов проведем анализ разбиения общего объема дисциплины на следующие составляющие: объем лекций, объем семинаров, объем лабораторных работ, объем самостоятельной работы -таблица 1.

ед. ед. ед. ед. ед. ед. ед. Рис. 1. Распределение дисциплин по числу зачетных единиц

Таблица 1.

Общий Объем Объем Объем лаб. Объем

объем лекций семинаров работ самостоятельной

(зач.ед.) (зач.ед) (зач.ед.) (зач.ед.) раб. (зач.ед.)

1 зач. ед. 0 1

2 зач. ед. 0 2

0 0,5 0,5 1

0 1 1

0,5 1 0,5

0,5 0,5 1

1 0,5 0,5

3 зач. ед. 0 3

0,5 1 1,5

1 0,5 1,5

1 1 1

1 0,5 0,5 1

1 1 1

1,5 0,5 1

1,5 0,5 1

1,5 0,5 1

1,5 1 0,5

4 зач. ед. 0,5 0,5 1 2

0,7 0,7 2,6

1 1 2

1 0,5 0,5 2

1 1 2

1,2 0,8 2

1,5 1 1,5

5 зач. ед. 0,5 1 3,5

1 0,3 0,7 3

1 0,5 0,5 3

1 0,5 1 2,5

1 1 3

1 1,5 2,5

1,5 1 2,5

0,5 2,5

6 зач. ед. 1 1 4

7 зач. ед. 1,5 1 1 3,5

Возможны и другие комбинации разбиений, но в таблице представлены те комбинации, которые были использованы преподавателями при разработке программ учебных дисциплин в рассмотренной выборке учебных планов. Выделены те комбинации, которые использовались более часто.

Дисциплины, состоящие только из самостоятельной работы - это учебные практикумы, практики, курсовые работы и проекты.

Распределение усредненных объемов самостоятельной работы студентов в зависимости от общего объема дисциплины по выборке учебных планов представлено на рис.2 :

Объем самостоятельной работы студентов

%

1 зач.ед. 1 зач.ед. 3 зач.ед. 4- зач.ед. 5 зач.ед. б зач.ед. 7 зач.ед

Рис. 2. Распределение объемов самостоятельной работы Полученные результаты конечно приблизительны, поскольку выборка дисциплин была ограниченной. Однако они позволяют сделать некоторые выводы:

1. Приведенные данные можно рассматривать как результат коллективной работы преподавателей при решении вопроса о выборе линейки объемов дисциплин, которую целесообразно использовать для реализации компетенций стандарта по техническому направлению бакалаврской подготовки в условиях ограниченного суммарного объема - 240 зачетных единиц.

2. Почти две трети дисциплин имеют объем 2 -3 зачетные единицы.

3. Примерно треть дисциплин имеют объем 4 - 5 зачетных единиц.

4. Более четверти дисциплин имеют объем в 2 зачетные единицы.

5. Существенный объем самостоятельной работы студента, выделяемый в конкретной дисциплине. В среднем - 50%.

Использованные источники:

1. Асророва М. У. Модульные технологии обучения в вузе // Актуальные задачи педагогики: материалы VII международной научной конференции (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 154156.

2. Насырова Э.Ф. Дидактические цели модульного обучения студентов. Ж. Современные исследования социальных проблем. Выпуск№ 4 / том 8 / 2011 г.

УДК 378.141.4

Ревунков Г.И., к. техн. н.

доцент

кафедра «Системы обработки информации и управления» Московский государственный технический университет

имени Н.Э. Баумана Россия, г. Москва К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов построения образовательной программы для направления подготовки студентов. Для учебного плана строится понятийная модель предметной области. Формируются модули, дисциплины. Проектируется учебный план. Разрабатывается структура образовательной программы.

Ключевые слова: образовательная программа, учебный план, учебная дисциплина, модуль, объем учебной дисциплины, временной ресурс.

TO THE QUESTION OF DESIGNING EDUCATION PROGRAMS OF PREPARATION OF STUDENTS OF Annotation. The article considers the issues of building an educational program for students directions of preparation of. For curriculum builds conceptual domain model. Are formed modules, discipline. Design a curriculum. Design the structure of the educational program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.