Научная статья на тему 'Опыт проектирования образовательной программы магистратуры с сетевым участием на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования'

Опыт проектирования образовательной программы магистратуры с сетевым участием на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATIONAL PROGRAM / МАГИСТРАТУРА / СЕТЕВОЙ МОДУЛЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ / NETWORK INTERACTION OF UNIVERSITIES / NETWORK MODULE / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / CURRICULUM / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / COMPETENCE MODEL / АГРЕГИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / AGGREGATION OF COMPETENCIES / FEDERAL STATE / MASTER PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобов Николай Владимирович, Карманов Вадим Владимирович, Крюков Алексей Юрьевич

Рассматривается опыт проектирования образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» с сетевым участием четырех национальных исследовательских университетов. Представлен метод формирования учебного плана, который позволяет повысить качество подготовки выпускников за счет специализации в актуальных направлениях современной конструкторско-технологической подготовки производства на последнем курсе обучения. Приводится структура учебного плана магистерской программы «Обеспечение эффективности технологических процессов жизненного цикла изделия», разработанного на основе этого метода.The experience of design of master educational program by the course «Design-technological ensuring of machine-building factories» is described, with four national research universities network taking part in this program. The represented method of curriculum forming permits to raise quality of graduating students education owing to specialization in topical trends of contemporary design-technological industry preproduction during final education year. The curriculum structure of master’s course «Ensuring of product life cycle technological processes efficiency» developed in terms of this approach is produced.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобов Николай Владимирович, Карманов Вадим Владимирович, Крюков Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проектирования образовательной программы магистратуры с сетевым участием на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования»

УДК 378.1

Н.В. Лобов, В.В. Карманов, А.Ю. Крюков,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Опыт проектирования образовательной программы магистратуры с сетевым участием на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Возможность реализации основных образовательных программ в сетевой форме предусмотрена ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [6, 8]. Характерной особенностью этой формы является организация работы по уникальным образовательным программам, позволяющим сформировать востребованные на рынке компетенции обучающихся, привлечь в образовательную деятельность интеллектуальные, материальные, кадровые и другие ресурсы вузов-партнеров [4].

Предоставленные федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования академические свободы в сфере содержания образовательных программ (даже в рамках одного и того же направления подготовки) разрушили единообразие образовательного процесса в Российской Федерации в части названий изучаемых дисциплин, последовательности их изучения и трудоемкости. Студентам становится все сложнее и сложнее осуществлять так называемую академическую мобильность при

смене учебного заведения. Эта же причина тормозит развитие сетевых схем реализации образовательного процесса.

Однако эта проблема не является непреодолимой. В том случае, если вузам-партнерам удается договориться между собой о необходимости гармонизации определенных образовательных программ, задача становится разрешимой. В настоящей работе описан опыт проектирования образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Конструкторско-техно-

© Лобов Н.В., Карманов В.В., Крюков А.Е., 2015

НИКОЛАИ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛОБОВ

доктор технических наук, профессор, проректор по учебной работе Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: управление образовательными системами. Автор более 90 публикаций

АЛЕКСЕИЮРЬЕВИЧ

ВАДИМ

ВЛАДИМИРОВИЧ КАРМАНОВ

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Инновационные технологии машиностроения» аэрокосмического факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: повышение эффективности процессов высокотехнологичных машиностроительных производств. Автор более 50 публикаций КРЮКОВ

кандидат технических наук, доцент кафедры «Инновационные технологии машиностроения» аэрокосмического факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета. Сфера научных интересов: разработка новых образовательных программ в области машиностроения, системы автоматизированного проектирования конструкций и технологий, математическое моделирование, оптимизация. Автор более 45 публикаций

Рассматривается опыт проектирования образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» с сетевым участием четырех национальных исследовательских университетов. Представлен метод формирования учебного плана, который позволяет повысить качество подготовки выпускников за счет специализации в актуальных направлениях современной конструкторско-технологической подготовки производства на последнем курсе обучения. Приводится структура учебного плана магистерской программы «Обеспечение эффективности технологических процессов жизненного цикла изделия», разработанного на основе этого метода.

Ключевые слова: образовательная программа, магистратура, сетевое взаимодействие университетов, учебный план, сетевой модуль, компетентностная модель, агрегирование компетенций, федеральный государственный образовательный стандарт.

The experience of design of master educational program by the course «Design-technological ensuring of machine-building factories» is described, with four national research universities network taking part in this program. The represented method of curriculum forming permits to raise quality of graduating students education owing to specialization in topical trends of contemporary design-technological industry preproduction during final education year. The curriculum structure of master's course «Ensuring of product life cycle technological processes efficiency» developed in terms of this approach is produced.

Key words: educational program, master program, network interaction of universities, curriculum, network module, competence model, aggregation of competencies, federal state.

логическое обеспечение машиностроительных производств». Сетевое взаимодействие реализовано между четырьмя национальными исследовательскими университетами: Пермским национальным исследовательским политехническим университетом, Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом, Томским политехническим университетом и Южно-Уральским государственным университетом [5].

Разработка любой сетевой образовательной программы сопряжена с достижением целого

ряда компромиссов между вузами-партнерами в части определения профиля подготовки и видов профессиональной деятельности выпускников (в каждом субъекте Федерации они могут существенно отличаться), обеспечения безусловного выполнения требований основного нормативного документа (федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования) и внутренних стандартов вузов-партнеров, а также сложившейся инфраструктуры, ориентированной на реализацию образовательной

программы, в виде методического обеспечения, квалификации про-фессорско-преподавательско-го состава, лабораторной базы и многих других факторов и обстоятельств.

Проектирование образовательной программы начинается с согласования образовательных целей, видов деятельности и принципа формирования сетевой части (сетевого модуля). В работе предложена модель, основанная на единстве образовательных целей, причем формирование дисциплинарного поля совместного учебного модуля (сетевого модуля) осуществляется из базовой и вариативной частей с возможностью одновременного выбора дисциплин сетевого модуля как из учебного плана университета-партнера, так и из учебного плана базового (основного) вуза [4].

Существенным преимуществом такого подхода является использование механизма установления образовательных целей (агрегирование компетенций), позволяющего более емко определить цели образовательной программы, а также сделать последующий процесс ее разработки более технологичным. Кроме того, предложенный метод формирования сетевого модуля может учитывать региональную специфику подготовки кадров, сложившиеся традиции преподавания и уровень развития лабораторной базы конкретного университета. При этом возникающие разногласия между вузами-партнерами ограничиваются формированием базовой части сетевого модуля.

Предлагаемый в настоящей работе метод формирования образовательной программы с сетевым участием позволяет учесть требования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, внутренние стандарты университета-разработчика и организационно-технические аспекты (тра-

диционный порядок) обучения в российских университетах. Этот метод был положен в основу разработки учебного плана магистерской программы «Обеспечение эффективности технологических процессов жизненного цикла изделия» по направлению подготовки «Конструкторско-техноло-гическое обеспечение машиностроительных производств» [2] на кафедре «Инновационные технологии машиностроения» Пермского национального исследовательского политехнического университета в 2014 году [5].

В основу учебного плана положен набор базовых компетенций выпускников, формирование которых является важной целью создания и реализации образовательной программы.

По согласованию четырех вузов-партнеров для выпускников магистратуры были определены три вида деятельности: проек-тно-конструкторская, производственно-технологическая и научно-исследовательская. На основе общекультурных компетенций федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и профессиональных компетенций, относящихся к этим видам деятельности, сформулированы базовые агрегированные компетенции, каждая из которых объединяет несколько компетенций федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [2]. В результате из десяти общекультурных компетенций сформировано три агрегированные компетенции, из сорока шести профессиональных компетенций - девять агрегированных компетенций. Это позволило сделать формулировки целей образовательной программы более емкими, обозримыми и лаконичными, а также удобными в дальнейшем для разработки компе-тентностной модели выпускника и учебно-методических комплек-

сов дисциплин. При этом соответствующие агрегированные компетенции сформулированы следующим образом.

Общекультурные компетенции:

- способность совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, собирать и эффективно выбирать информацию с применением современных информационных технологий, самостоятельно обучаться новым методам исследования, осваивать новые научные и научно-производственные профили своей профессиональной деятельности (общекультурные компетенции - ОК-1);

- способность проявлять инициативу, работать в команде, общаться устно и в письменной форме, адаптироваться к реализации межкультурных и профессиональных коммуникаций на основе использования английского языка, критически оценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-2);

- способность использовать правовые и этические нормы при оценке последствий своей профессиональной деятельности при разработке и реализации технологий изготовления и сборки изделий, в том числе с учетом социальных, экологических и эко-

номических аспектов работы выпускника в области конструк-торско-технологического обеспечения машиностроительных производств (ОК-3).

Профессиональные компетенции (разделены по видам деятельности).

Проектно-конструкторская деятельность:

- способность формулировать цели проекта (программы), задачи при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, строить структуру их взаимосвязей, определять приоритеты решения задач, оценивать инновационный потенциал и риски коммерциализации разрабатываемых проектов (профессиональные компетенции - ПК-1);

- способность проводить расчеты по проектам в области разработки новых технологий в машиностроении, технико-экономическому и функционально-стоимостному анализу эффективности проектируемых и реализуемых технологий изготовления продукции, средствам и системам оснащения (ПК-2);

- способность выполнять разработку функциональной структуры и геометрии изделий машиностроения, их элементов, технологического оборудования, средств

Таблица

Соответствие компетенций федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 151900 [2] и агрегированных компетенций разрабатываемой программы

Компетенции ФГОС ВПО [2], компоненты которых содержатся в базовых компетенциях образовательной программы с сетевым участием Базовые компетенции образовательной программы с сетевым участием, предложенные ПНИПУ и согласованные с партнерами

ОК-1, ОК-2, ОК-8 ОК-1

ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9 ОК-2

ОК-10 ОК-3

ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-11, ПК-13 ПК-1

ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-12 ПК-2

ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-3

ПК-14, ПК-15, ПК-17 ПК-4

ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-21, ПК-22 ПК-5

ПК-15, ПК-17, ПК-22, ПК-23, ПК-25 ПК-6

ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-24, ПК-25, ПК-26, ПК-27 ПК-7

ПК-45, ПК-46, ПК-47, ПК-48, ПК-49, ПК-50, ПК-51, ПК-52, ПК-53, ПК-55, ПК-60, ПК-61 ПК-8

ПК-54, ПК-56, ПК-57, ПК-58, ПК-59, ПК-62, ПК-63 ПК-9

и технологий проектирования с использованием систем автоматизации инженерных расчетов и анализа CAD (от англ. Computer-Aided Design) и CAE (от англ. Computer-Aided Engineering) - модулей современных систем автоматизированного проектирования - САПР (ПК-3).

Производственно-технологическая деятельность:

- способность разрабатывать и внедрять новые эффективные технологии изготовления изделий машиностроения на высокотехнологичном оборудовании с применением CAM модулей (от англ. Computer-Aided Manufacturing) (системы автоматизированной разработки программ обработки деталей для станков с числовым программным управлением) современных САПР (ПК-4);

- способность участвовать в реализации программ испытаний физико-механических свойств материалов и готовых изделий в современном машиностроении (ПК-5);

- способность оценивать производственные и непроизводственные затраты на обеспечение требуемого качества изделий машиностроения, стоимость объектов интеллектуальной деятельности, управлять поступающими на предприятие материальными ресурсами, производством и жизненным циклом продукции, ее качеством (ПК-6);

- способность разрабатывать мероприятия по обеспечению надежности и безопасности машиностроительного производства, стабильности его функционирования на основе современных систем и международных стандартов (ПК-7).

Научно-исследовательская деятельность:

- способность ставить и решать прикладные исследовательские задачи, разрабатывать методики, рабочие планы и программы проведения научных исследований и перспективных технических разработок, готовить отдельные

задания для исполнителей, научно-технические отчеты, обзоры и публикации по результатам выполненных исследований (ПК-8);

- способность выполнять математическое моделирование процессов, средств и систем машиностроительных производств, разрабатывать алгоритмическое и программное обеспечение машиностроительных производств, профессионально эксплуатировать современное оборудование и приборы (ПК-9).

В таблице представлено соответствие компетенций федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и базовых компетенций.

Учебный план содержит базовую часть, соответствующую требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, и вариативную часть, которая состоит из дисциплин, обязательных для изу-

чения, и дисциплин по выбору студента. В структуру вариативной части - в число дисциплин по выбору - входят и сетевые модули, которые студенты будут осваивать на 2-м курсе в рамках реализации академической мобильности в течение третьего семестра. Число сетевых модулей - 4 по числу российских университетов, участвующих в сетевой части программы.

Учебный план содержит также основу компетентностной модели выпускника - матрицу компетенций [5]. В ней представлены формулировки дисциплинарных частей компетенций, разработанные на основе анализа федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, описания дисциплин, представленных вузами-партнерами, и содержания базовых компетенций (целей реализации образовательной программы).

Формирование сетевых модулей, по договоренности меж-

ду университетами-партнерами, было реализовано следующим образом. Сетевые модули общей трудоемкостью 30 зачетных единиц сформированы на основе принятого компетентностного подхода, т.е. туда включены дисциплины, которые формируют компоненты базовых компетенций. Число дисциплин в сетевом модуле 5-7 по усмотрению каждого партнера.

При формировании сетевых модулей и их размещении в учебном плане предложена схема обеспечения мобильности студентов, в рамках которой мобильность реализуется на 2-м курсе в 3-м семестре обучения в вариативной части учебного плана, путем создания вариативных блоков дисциплин по выбору студента в профессиональном цикле. Эти блоки и являются «сетевыми модулями», один из которых студент должен выбрать для обучения в 3-м семестре. Каждый университет разрабатывает блок вариативных дисциплин (сетевой модуль) объемом 30 зачетных единиц для третьего семестра. Поэтому в учебном плане каждого вуза-партнера появляется 4 блока вариативных учебных дисциплин. Они утверждаются руководством вуза в рамках учебного плана. Каждый блок может иметь профильную направленность. И если студент в процессе сетевого взаимодействия предпочтет пройти обучение в третьем семестре в другом вузе, то формальные требования к зачету процесса его обучения в выпускающем университете будут выполнены.

Таким образом, базовая часть образовательной программы у каждого университета является индивидуальной, изучается студентами в стенах основного вуза и ввиду общности образовательных целей и видов профессиональной деятельности служит универсальным фундаментом для освоения вариативной части образовательной программы. При таком подходе появилась возможность сформировать сетевые модули как не-

обходимые средства расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, только в структуре вариативной части образовательной программы, причем исключительно в дисциплинах по выбору студента.

Следует отметить, что эта методика формирования образовательной программы и учебного плана получила одобрение со стороны всех четырех университетов-партнеров. Такой подход предоставляет каждому вузу необходимую свободу для разработки магистерской программы, учитывает общие, принятые в конкретном университете методологические установки, региональные особенности промышленности и рынка труда, базовую бакалаврскую подготовку, уровень познавательных возможностей принимаемого контингента, материально-техническое обеспечение и другие особенности реализации образовательной программы, которые являются актуальными для ее создателей.

Дисциплины сетевых модулей формируют важные части компетенций всех заявленных видов деятельности и охватывают наиболее актуальные аспекты применения современных систем проектирования геометрии и состава конструкции изделий, разработки технологий изготовления деталей и узлов машин. В структуры модулей включены также дисциплины, связанные с организацией производства, технологиями обеспечения качества продукции.

Содержание сетевых модулей и учебного плана в целом ориентировано на формирование практических умений и навыков реализации проектных работ по выпуску конкурентоспособной продукции на современных машиностроительных предприятиях с учетом технических, психологических и социальных аспектов инженерной деятельности.

Структура учебного плана, составленного по этой схеме, представлена на рисунке.

Предложена единая форма учебного плана, которая является стандартной для России и признается контролирующими органами [7]. Принят следующий вариант разработки учебного плана:

- все университеты-партнеры составляют учебный план в приложении GosInsp (пакет, предназначенный для набора рабочих учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования), где в качестве одной из дисциплин по выбору в профессиональном цикле [2] в третьем семестре указывают сетевые модули в целом (это обусловлено тем, что существующие макеты не позволяют дисциплины по выбору делить на разделы, поэтому предлагаем каждый модуль представить как отдельную дисциплину);

- соответственно, к учебному плану прилагается описание сетевых модулей в виде таблиц, где указаны дисциплины и их трудоемкость.

Представленный метод формирования учебного плана образовательной программы с сетевым участием основан на единстве образовательных целей и позволяет повысить качество подготовки выпускников за счет специализации в актуальных направлениях современной конструктор-ско-технологической подготовки производства на последнем курсе обучения. Кроме того, за счет появления в профессиональном цикле большой доли дисциплин по выбору студента при разработке учебных планов возникает возможность существенно сократить число дисциплин по выбору в общенаучном цикле или отказаться от таковых в этом цикле вообще. Следовательно, уменьшаются общее число дисциплин в учебном плане и объем разрабатываемой учебно-методической документации, появляются возможности

4 (4) 3%

8 (4) (7%)

14 (1,2) (12%)

6 (2) (5%)

30(3) (25%) количество взаимозаменяемых сетевых модулей - 4

18 (1,2) (15%)

10 (2,4) (8%)

12 (4) (10%)

18 (1,2) (15%)

■ Общенаучный цикл - базовая часть

■ Общенаучный цикл - вариативная часть -дисциплины, обязательные для освоения

■ Общенаучный цикл - вариативная часть -дисциплины по выбору студента

■ Профессиональный цикл - базовая часть

■ Профессиональный цикл - вариативная часть дисциплины, обязательные для освоения

■ Профессиональный цикл - вариативная часть дисциплины по выбору студента - сетевые модули

■ Производственная (конструкторско-технологическая и научно-исследовательская)практика

■ НИР магистрантов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Итоговая государственная аттестация

Рис. Структура магистерской образовательной программы «Обеспечение эффективности технологических процессов жизненного цикла изделия» с сетевым участием (цифрами указаны - трудоемкость в зачетных единицах (семестры изучения) и доля в общей трудоемкости образовательной программы, %) Примечание. НИР магистрантов - научно-исследовательская работа магистрантов.

концентрации ресурсов для реализации базовых образовательных целей.

Таким образом, в настоящей работе предложен метод решения задачи интеграции учебных планов и сопряжения образовательных программ вузов-партнеров за счет концентрации места и времени освоения сетевых частей учебных планов при изучении профессионального цикла дисциплин подготовки магистра. Основу метода составляет агрегация компетенций (их обобщение и укрупнение), сохранение преподавания базовой части образовательной программы за базовыми вузами и перенос в сетевой модуль дисциплин вариативной части учебного плана, который реализуется вузами-партнерами.

Приведенный пример проектирования учебного плана магистерской программы «Обеспечение эффективности технологических процессов жизненного цикла изделия» с сетевыми модулями раз-

работан в рамках международного проекта «Темпус» (от англ. Tempus) Европейского союза «Success» -«Успех» (проект 544019-TEMPUS-1-2013-1-AT-TEMPUS-JPCR «Международная магистратура "Обеспечение эффективности технологических процессов жизненного цикла изделия в российских университетах"»).

Литература

1. Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: www.science-education.ru/113-10934 (дата обращения: 14.01. 2015).

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (квалификация (степень) - магистр). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 827

от 21 декабря 2009 г (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 3 февраля 2010 г, регистрационный номер 16218).

3. Киселева М.В., Погосян В.А. Модели учебного взаимодействия в высокотехнологичной информационной образовательной среде // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сб. науч. ст. СПб.: Изд-во политех. ун-та, 2013. С. 58-65.

4. Лобов Н.В., Столбов В.Ю., Гит-ман М.Б. Сетевое взаимодействие вузов: методика проектирования совместных образовательных программ // Высшее образование сегодня. 2014. № 5. С. 40-45.

5. Международная магистратура «Обеспечение эффективности технологических процессов жизненного цикла изделия». URL: http://tka.pstu. ru/for-students/magistratura/ (дата обращения: 02.01.2014).

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367.

7. Программный комплекс «Goslnsp». URL: http://www.mmis.ru/ Default.aspx?tabid=161 (дата обращения: 02.01.2014).

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.