УДК 378.14
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ КТО РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ
В. Д. Артамонов
Рассмотрены особенности образовательных программ магистратуры по направлению "Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств" различных профилей в период перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, приведены специфические особенности содержания рабочих программ и учебно-методических комплексов дисциплин и практик профиля академической магистратуры "Автоматизированные системы технологической подготовки производства ".
Ключевые слова: образовательная программа магистратуры, профиль подготовки, дисциплины базовой части, рабочая программа, учебно-методических комплекс.
В настоящее время подготовка магистров по направлению 15.04.05 "Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств" (КТО) полностью сконцентрирована на кафедре технологии машиностроения (ТМС) ТулГУ и осуществляется по нескольким профилям. Это традиционный для кафедры профиль академической магистратуры "Технология машиностроения" (ТМ), второй профиль академической магистратуры "Автоматизированные системы технологической подготовки производства" (АСТПП) и профиль прикладной магистратуры "Производственно-технологическая деятельность" (ПТД). Кроме этого в рамках оптимизации учебного процесса на кафедру ТМС передана подготовка магистров по профилям академической магистратуры "Металлорежущие станки и комплексы", "Инструментальное обеспечение машиностроительных производств" и профилю прикладной магистратуры "Инструментальные технологии", ранее осуществлявшаяся на других кафедрах.
В связи с таким многообразием профилей подготовка магистров в рамках одного направления возник ряд особенностей формирования основных образовательных программ, учебных планов и создания методического обеспечения. Эти особенности были вызваны, прежде всего, переводом подготовки магистров по направлению КТО на новый Федеральный государственный образовательный стандарт в 2015 г. (ФГОС ВО), проходившей в этом же году плановой аккредитационной экспертизы по данному направлению и участии кафедры ТМС в проекте "Инновационная подготовка высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций Тульской области «кадры для регионов»" в 2013...2015г.г.
В 2014 году был произведен набор в группу прикладной магистратуры по программе КТО с профилем ПТД. По условиям выполнения проекта «кадры для регионов» основная образовательная программа для них была составлена по новому Федеральному государственному образовательному стандарту, который на то время еще не вступил в действие. Од-
Известия ТулГУ. Технические науки. 2016. Вып. 8. Ч. 2
новременно был произведен набор в группу академической магистратуры с профилем АСТПП по Федеральному государственному образовательному стандарту предыдущего поколения (ФГОС ВПО), действующего на тот момент. Набор на профиль ТМ в этом году не производился.
Учебный план для профиля ПТД был сформирован в соответствии с требованиями ФГОС ВО и содержал соответствующие блоки (таблица).
"Структура программы магистратуры по направлению подготовки Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных
производств"
Объем программы
Структура программы магистратуры магистратуры
в зачетных единицах
Дисциплины (модули) 102
Блок 1 Базовая часть 30
Вариативная часть 72
Блок 2 Практики, в том числе производственная научно-исследовательская работа (НИР) 9
Блок 3 Государственная итоговая аттестация 9
Объем программы магистратуры 120
В базовую часть вошли следующие дисциплины: деловой иностранный язык, синергетика и управление деятельностью, производственно-технологический менеджмент, моделирование объектов машиностроения, технология обработки сложных поверхностей.
Учебный план для профиля АСТПП был сформирован в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. По окончании первого года обучения в связи с вступлением в действие ФГОС ВО учебный план для этой группы был изменен. С учетом одного из главных требований, соответствия дисциплин базовой части для всех профилей, вышеуказанные дисциплины были включены в план второго года обучения. Однако необходимо было учесть, что в течение первого года обучения студенты магистратуры профиля АСТПП уже изучили ряд дисциплин, смежных с вновь вводимыми дисциплинами базовой части, в частности иностранный язык и организация машиностроительного производства и экономическое обоснование инновационных проектов. Это потребовало соответствующего изменения рабочих программ и учебно-методических комплексов дисциплин деловой иностранный язык и производственно-технологический менеджмент с уклоном в углубленное изучение материалов по профилю.
В 2015 году набор в магистратуру по программе КТО осуществлялся по всем профилям, поэтому основные образовательные программы и учебные планы для них формировались параллельно в соответствии с требованиями действующего ФГОС ВО и подобных проблем не возникало.
Вариативная часть дисциплин была сформирована с учетом профиля подготовки магистров - "Автоматизированные системы технологической подготовки производства" и направлена в основном на расширенное и углубленное изучение автоматизированных систем технологической подготовки производства и программирования современных систем числового программного управления оборудованием. В связи с этим в вариативную часть были включены специфические дисциплины, которые не изучаются студентами других профилей академической и прикладной магистратуры направления КТО: автоматизированные системы настройки станков с числовым программным управлением, системы автоматизированного проектирования технологической подготовки производства (CAD-CAE-CAM системы в машиностроении), программирование современных систем числового программного управления, автоматизированные системы планирования и контроля подготовки производства, оборудование и системы автоматизации с числовым программным управлением.
Специфика профиля АСТПП подготовки магистров учитывалась также при составлении рабочих программ и учебно-методических комплексов практик, научно-исследовательской работы и государственной итоговой аттестации. В них акцентировано внимание на изучение автоматизированных систем проектирования изделий, технологических процессов, технологической подготовки производства, подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ и т.п. С учетом специфики профиля подготовки рекомендовано также формулировать темы магистерских диссертаций, например: "Проект автоматизированной подготовки производства нескольких однотипных деталей на основе групповых технологических процессов", "Проект гибкой автоматизированной технологической системы (ГАТС) для изготовления деталей определенного класса на базе использования станков с ЧПУ" и т.п.
Артамонов Валерий Дмитриевич, д-р техн. наук, проф., v.d.art@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
FEA TURES METHODICAL MAINTENANCE PREPARA TION MASTERS IN DESIGN AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF MACHINE-BUILDING PRODUCTION OF VARIOUS
PROFILES
V.D. Artamonov
The features of the educational graduate programs in the field of "Design and technological support of machine-building production" of various profiles in the transition period to the new Federal sovereigns-governmental educational standard, given the specific features of the content of work programs and teaching methods of disciplines and practices of the profile of the academic master's "Automated Systems technology pre-production"/
Keywords: educational master's program, the profile of the preparation, the base of the discipline, the work program, teaching complex.
Artamonov Valery Dmitrievich, doctor of technical science, professor, v. d. art@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University