Научная статья на тему 'К вопросу о продолжительности рабочего времени воспитателя детского сада'

К вопросу о продолжительности рабочего времени воспитателя детского сада Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10276
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬ / ДЕТСКИЙ САД / ДЕТСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / РЕБЕНОК / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TEACHER / KINDERGARTEN / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / WORKING HOURS / CHILD / LABOUR CONTRACT / LABOUR LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьева Анна Германовна, Забугина Наталия Левоновна

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования продолжительности рабочего времени воспитателя детского сада. В частности, исследуются вопросы варьирования часовой нагрузки и норм педагогической деятельности в конкретных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING THE NUMBER OF WORKING HOURS OF KINDERGARTEN TEACHERS

The article deals with the problems of legal regulation of the number of working hours of kindergarten teachers. In particular, the authors discuss the questions of varying the working hours load and the norms of educational activity in these institutions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о продолжительности рабочего времени воспитателя детского сада»

УДК 349.235:37.011.31

Григорьева Анна Германовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского и гражданско-процессуального права Кубанского социально-экономического института

Забугина Наталия Левоновна

воспитатель детского сада № 130, г. Краснодар

К ВОПРОСУ О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Grigorieva Anna Germanovna

PhD in History, Assistant Professor, Civil Law and Civil Procedure Law Department,

Kuban Institute for Social and Economic Studies

Zabugina Natalia Levovna

Kindergarten Teacher, Kindergarten № 130, Krasnodar

CONCERNING THE NUMBER OF WORKING HOURS OF KINDERGARTEN TEACHERS

Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования продолжительности рабочего времени воспитателя детского сада. В частности, исследуются вопросы варьирования часовой нагрузки и норм педагогической деятельности в конкретных учреждениях.

Ключевые слова:

воспитатель, детский сад, детское дошкольное образовательное учреждение, рабочее время, ребенок, трудовой договор, трудовое законодательство.

Summary:

The article deals with the problems of legal regulation of the number of working hours of kindergarten teachers. In particular, the authors discuss the questions of varying the working hours load and the norms of educational activity in these institutions.

Keywords:

teacher, kindergarten, preschool educational institution, working hours, child, labour contract, labour legislation.

В период реализации основных идей и направлений модернизации российского образования возникает необходимость в качественном обновлении дошкольного воспитания, поскольку именно в детском саду прививаются первоначальные правила поведения в социуме, происходит развитие личности ребенка. Задача воспитателя - не только уберечь ребенка от синяков и ссадин, но и предоставить ему комплекс определенных знаний. Для выполнения возложенных функций специалисту требуются благоприятные условия. Вместе с тем на практике в данной сфере существует ряд проблем, связанных с продолжительностью рабочего времени, превышением плановой наполняемости групп и т. д. В этой статье затронуты вопросы правового регулирования продолжительности рабочего времени воспитателя.

Нормативную базу, регулирующую вопросы продолжительности рабочего времени воспитателя, составляют Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) [1], федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) [2], приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее - приказ № 1601) [3], приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее - приказ № 536) [4].

В соответствии со ст. 333 Тк для воспитателей детских садов установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 ч в неделю. Однако эта часовая нагрузка руководством конкретного учреждения варьируется достаточно произвольно.

В соответствии с п. 2 приложения № 1 приказа № 1601 в зависимости от занимаемой должности устанавливаются либо фиксированная продолжительность рабочего времени - 36 ч в неделю, либо нормы длительности педагогической работы за ставку заработной платы, которые могут составлять 18, 20, 24, 25, 30, 36 ч. В частности, продолжительность труда в 36 ч определяется старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Норма в 25 ч в неделю за ставку заработной платы предусмотрена для воспитателей, осуществляющих присмотр и уход за воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; 36 ч - в отношении воспитателей организаций, которые осуществляют деятельность в соответствии с образовательными программами дошкольного образования.

Согласно п. 8.2 приказа № 536 в дошкольных образовательных организациях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 ч), когда на группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 ч), режим их трудового времени устанавливается с учетом выполнения нормы педагогической деятельности в течение 36 ч в неделю.

Подобный распорядок можно обеспечить с помощью одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 ч для каждого либо замены любым воспитателем в течение этого времени отсутствующих по болезни и другим причинам, выполнения иного вида труда. В частности, изготовления учебно-наглядных материалов, осуществления методической или другой работы, которая предусмотрена правилами внутреннего трудового распорядка и локальными нормативными актами.

Указанные нормы являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы. Оплата осуществляется пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. При неполном отработанном месяце, но при полной выработке нормы труда и рабочего времени зарплата начисляется соответственно отработанному времени. При этом она не должна быть менее установленного законом минимального размера.

В судебной практике достаточно распространенными являются иски о взыскании недополученных сумм по данному основанию. В частности, с таким требованием обратилась в суд С.З.В. В заявлении она указала, что работодатель (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Улыбка») за апрель 2016 г. начислял и выплачивал ей заработную плату не в полном объеме - в размере, ниже определенного федеральным законом, то есть менее 6 204 р. Судом исковые требования удовлетворены, поскольку зарплата должна справедливо отражать особенности труда и соответствовать его ценности. Именно в этих целях, учитывая характер работы при особых условиях, законодатель установил базовые гарантии, отраженные в минимальном размере оплаты труда на всей территории Российской Федерации (ст. 333 Трудового кодекса РФ) [5].

В некоторых случаях возможно превышение плановой наполняемости групп детьми. В соответствии со ст. 32 и 54 Закона об образовании установление доплат, надбавок и их размеров является прерогативой дошкольного учреждения. Поэтому руководство детского сада при наличии финансовой возможности может на свое усмотрение самостоятельно определить любую доплату или надбавку, включая случаи превышения плановой наполняемости.

Выработка нормы нагрузки оказывает влияние на пенсионные права воспитателя, связанные с начислением пенсии, что можно проиллюстрировать следующим примером из судебной практики. Истец С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному межрайонному учреждению) в г. Ижевске Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав, поскольку решением ответчика ей было отказано в досрочном начислении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Из подсчета был исключен 25-летний стаж работы в должности старшего воспитателя детского сада. По мнению ответчика, в этот период истцом не была выработана норма педагогической нагрузки.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что периоды трудовой деятельности, в которые, по мнению ответчика, истицей не была выработана норма педагогической нагрузки, подлежат включению в страховой стаж. Свои выводы суд мотивировал пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781: право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставляется лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, которым подобные периоды засчитываются в стаж «...начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад)...», в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 федерального закона «О трудовых пенсиях».

Помимо этого, суд руководствовался ст. 333 Трудового кодекса РФ: «В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти»; постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»: норма для воспитателей дошкольных учреждений составляет 36 ч в неделю; а также постановлением Президиума Государственного совета и правительства Удмуртской Республики от 29.09.1995 г. № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», где для данной категории сотрудников была снижена учебная нагрузка до 30 ч в неделю. Таким

образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских садов установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с обозначенным в федеральном документе за счет бюджетов Удмуртской Республики и ее городов и районов [6].

Обратимся к проблемам, возникающим на практике. Нормальной является ситуация, при которой первая смена воспитателя длится с 7 до 14 ч, вторая - с 12 до 19. В течение 2 ч у воспитателей есть возможность обсудить текущие вопросы, подготовиться к занятиям, поскольку им приходится разрабатывать методические материалы, организовывать праздники, конкурсы и т. д. Руководители детских садов варьируют продолжительность трудового времени сотрудника на свое усмотрение, например сокращают смены преподавателям, определяя график иным образом. В частности, 4 дня в неделю воспитатель работает по 6 ч в день (2 дня в первую смену с 7 до 13 ч и 2 дня во вторую - с 13 до 19) и лишь единственный день - полный - с 7 до 19 ч. В некоторых случаях «недоработанные часы» (около 20 ч в месяц) приходится отрабатывать на заменах в группах, где болеет воспитатель.

В 2014 г. средства массовой информации всколыхнули сведения о схеме работы детских садов не по 12 ч в сутки, а по 10,5. Возникли слухи, что смены могут стать короче, а ставка 36 ч в неделю останется прежней. Таким образом, одна смена воспитателя должна составлять 5 ч, за трудовую неделю можно успеть отработать только 25 ч, а в оставшееся от 36-часовой ставки время придется осуществлять деятельность во вторые смены. Следовательно, человек должен трудиться в две смены 2 раза в неделю и на каждую группу будет не два постоянных воспитателя, а один, кроме того, один «бегающий»: утром в одной группе, после обеда в другой [7].

Обратимся к трудовому законодательству. Исходя из ст. 56 ТК РФ, где определено понятие трудового договора, работник обязуется лично осуществлять прописанные в этом соглашении функции, соблюдать правила внутреннего распорядка. Нормы ст. 57 ТК РФ предусматривают обязательные условия, которые должны быть включены в трудовой договор, в том числе связанные с оплатой труда, режимом рабочего времени и периодом отдыха. При этом следует учитывать положения ст. 92 ТК РФ о том, что продолжительность рабочего времени сотрудника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. В соответствии с п. 4 приложения № 1 приказа № 1601 за работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы за ставку заработной платы, оплата производится пропорционально отработанному времени.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что нормальной является ежедневная работа двух воспитателей в течение 6 ч для каждого при продолжительности рабочего времени 36 ч в неделю, а также 5 ч для сотрудников, осуществляющих воспитание, присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья при продолжительности труда 25 ч в неделю за ставку заработной платы.

Ссылки:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ : в ред. от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1, ч. 1. Ст. 3 ; 2016. № 27, ч. 2. Ст. 4238.

2. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : в ред. от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ, 306-ФЗ, 313-ФЗ, 359-ФЗ // Там же. 2012. № 53, ч. 1. Ст. 7598.

3. О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре : приказ Минобрнауки России от 22 дек. 2014 г. № 1601 : в ред. от 29 июня 2016 г. № 755 // Российская газета. 2015. 11 марта.

4. Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников, осуществляющих образовательную деятельность : приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 // Там же. 2016. 16 июня.

5. Решение Саянского городского суда от 23 мая 2016 г. по делу № 2-659/ 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://rospra-vosudie.com/court-sayanskij-gorodskoj-sud-irkutskaya-oblast-s/act-524935194/ (дата обращения: 28.07.2016).

6. Решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 14 июня 2016 г. по делу № 2-2846/16 [Электронный ресурс]. URL: https://rospravosudie.com/court-industrialnyj-rajonnyj-sud-g-izhevska-udmurtskaya-respublika-s/act-527153183/ (дата обращения: 28.07.2016).

7. Белицкий М. Экономим на детях? Новые методы работы детсадов: три воспитателя на две группы [Электронный ресурс]. URL: http://reg-vesti.ru/archives/18587 (дата обращения: 28.07.2016).

References:

Belitskiy, M 2016, Save on children? New methods of work of kindergartens, three teacher into two groups, viewed 28 July 2016, <http://reg-vesti.ru/archives/18587>, (in Rusian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.