Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА В ПСИХОЛОГИИ'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА В ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
161
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / КОМПОНЕНТЫ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА / ОБРАЗ СЕБЯ / PERFECTIONISM / COMPONENTS OF PERFECTIONISM / SELF-IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дикарева Ю.Н.

В данной статье приведен теоретический анализ понятия перфекционизма в литературе. Представлены точки зрения зарубежных и отечественных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE PROBLEM OF PERFECTIONISM IN PSYCHOLOGY

This article provides a theoretical analysis of the concept of perfectionism in the literature. The points of view of foreign and domestic researchers are presented.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА В ПСИХОЛОГИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК: 159.944.3

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА В ПСИХОЛОГИИ

Дикарева Ю.Н., студент группы З-12Пс(б)СП, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: yulechka_dikareva@mail.ru

В данной статье приведен теоретический анализ понятия перфекционизма в литературе. Представлены точки зрения зарубежных и отечественных исследователей.

Ключевые слова: перфекционизм, компоненты перфекционизма, образ себя.

Психологический термин «перфекционизм» происходит от латинского слова «perfectus», что в переводе обозначает «абсолютное совершенство». Согласно философским учениям, перфекционизм - это убежденность в том, что совершенствование является той целью, которой необходимо достичь как отдельному человеку, так и всему обществу.

В психологической науке проблеме перфекционизма посвящены многочисленные исследования как зарубежных (А. Адлер, Д. Бернс, С. Ингрем, С. Петерс, Л. Сильверман, Р. Слэни, Г. Флетт, Р.Фрост, Д. Хамачек, М.Холендер, К.Хорни, П. Хьюитт), так и отечественных ученых (С.Н.Ениколопов, А.М.Галкина, Н. Г. Гаранян, М.В. Ларских, А. Б. Холмогорова, Т. Ю. Юдеева, А.А. Ясная). Однако отметим, что в практике современной психологии термин наполняется различными интерпретационными вариациями, закономерно приводящими к тому, что в настоящий момент ни одно из определений перфекционизма не является общепринятым [1, 2, 6].

В самом общем смысле термин «перфекционизм» подразумевает склонность личности к совершенному успеху, наличие у нее высоких личных стандартов, потребности доводить результаты любой своей деятельности до соответствия высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным).

В зарубежной психологической науке первые попытки осмысления проблемы перфекционизма были предприняты в 30-х годах ХХ в. специалистами психоаналитического направления. Необходимо отметить, что психоаналитически-ориентированными авторами данный феномен рассматривался в широком контексте вопросов динамической организации личности. Так, американский социальный психоаналитик К. Хорни считает, что увеличение требований социального окружения к индивиду способствует развитию у него невротической потребности совершенства, а чрезмерная потребность в совершенстве лежит в основе многих эмоциональных нарушений, невротических страхов и фобий [5].

А. Адлер, австрийский психоаналитик, рассмотрел стремление к совершенству как один из главных мотивирующих факторов поведения человека. А. Адлер отмечает, что стремление быть совершенным естественно в том смысле, что оно является неотъемлемой частью жизни, «потенциально здоровой активностью» [1].

Интенсивные разработки теорий о перфекционизме начались во второй половине ХХ века зарубежными клиническими психологами и психотерапевтами. Первоначально рассматриваемый психологический термин подразумевал под собой всего один параметр -направленность личности предписывать себе нереалистично высокие стандарты и, в конечном счете, недостижимость удовлетворения результатами своей деятельности. Такой точки зрения придерживались американский психолог М. Холендер и известный когнитивно-ориентированный психотерапевт Д. Бернс.

Согласно М.Н. Холендеру, который в ряду первых в 1965 году дал определение понятию, под перфекционизмом следует понимать ежедневное предъявление к себе требований более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют обстоятельства. М. Н.

Холендер придавал данной черте характера главенствующую роль в возникновении депрессии и различных психологических заболеваний.

К концу ХХ века научные взгляды на структуру перфекционизма были существенно расширены. Значительное влияние на этот процесс оказали три исследовательских коллектива, в ряду которых британские клинические психологи под началом Р. Фроста, канадские специалисты, руководимые П.Хьюиттом, и американские ученые в лице Р. Слэни.

Согласно данным специалистам перфекционизм представляет собой многомерный конструкт со сложной структурой и охватывает помимо нереалистично высоких личных стандартов некоторые когнитивные и интерперсональные аспекты. По замечаниям П. Хьюитта и Г. Флетта, перфекционизм практически не рассматривался с социальной точки зрения, хотя он включает также интерперсональные аспекты, которые являются пусковыми в значительных адаптационных трудностях личности.

Тем не менее, отметим, что структура перфекционизма представляется психологами различно, вследствие чего единая и окончательная структура перфекционизма не установлена, но более полно она проработана канадскими исследователями П. Хьюиттом и Г. Флеттом. В канадской концепции за основу взята объектная направленность черты, исходя из которой перфекционизм может быть ориентирован на себя, на других и социально-предписанным [1].

Так, перфекционизм, ориентированный на себя, подразумевает присутствие высоких личных стандартов, внутреннюю мотивацию самосовершенствования, тенденцию концентрироваться на труднодоступных целях и стремление достегать их, а также чрезмерную самокритичность, развитые самодисциплину, самоконтроль, стремление к рефлексии. Выраженная самокритичность в последующем может устремиться к чрезмерному самоисследованию и самообвинению, что затрудняет принятие личностью собственных несовершенств и неудач.

Перфекционизм, ориентированный на других, подразумевает присутствие высоких стандартов, определенных человеком для окружающих людей, взыскательность по отношению к ним, нетерпимость, нежелание прощать ошибки, несовершенство.

Социально-предписаный перфекционизм - это убежденность личности в том, что окружающие люди предъявляют к нему нереалистично высокие требования, имеют относительно него чрезвычайно высокие ожидания, которым очень трудно, а порой вообще невозможно, соответствовать. Но данная личность должна соответствовать стандартам, установленным для нее окружающими, чтобы получить одобрение и избежать негативной оценки.

В научной концепции британских специалистов по руководством Р.Фроста перфекционизм включает шесть компонентов, а именно чрезмерно высокие стандарты, сочетающиеся с важностью соответствия им, что вызывает колебания самооценки и хроническую неудовлетворенность деятельностью; озабоченность ошибками, склонность приравнивать ошибку к неудаче; сомнения относительно качества выполнения деятельности; восприятие родителей как делегирующих очень высокие требования и чрезмерно критикующих; организованность, отражающая важность порядка [5].

В отечественной психологической науке феномен перфекционизма относительно недавно начал рассматриваться в качестве объекта исследований, порождая массу интерпретационных вариантов и новых направлений исследований.

Основоположниками научных разработок в сфере перфекционизма в России являются Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова и Т. Ю. Юдеева. Указанными учеными осуществлен ряд исследований, в результате которых была обнаружена тесная взаимосвязь перфекционных и депрессивных тенденций, вследствие чего ученые назвали перфекционизм «болезнью культуры» и «важной характеристикой человека нашего времени» [6].

Разработанная модель перфекционизма Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой включает такие компоненты, как завышенные стандарты деятельности и притязания, завышенные требования к другим людям и чрезмерные ожидания от них, восприятие ожиданий других

людей как высоких, сравнение себя с другими, оценка высоких, но не идеальных результатов своей деятельности как неуспех, акцентирование внимания на неудачах и ошибках.

Необходимо обратить внимание, что первоначально перфекционизм представлялся исследователям как однозначно негативный патологический феномен. Психотерапевты и психиатры высказывали точку зрения, что не стоит рассматривать здоровую мотивацию и болезненное навязчивое стремление достичь совершенства в качестве тождественных понятий

[4].

Однако вскоре ученых заинтересовал вполне обоснованный вопрос, как провести разграничение между патологическим стремлением к идеалу и здоровой мотивацией достижения. В связи с этим понимание феномена перфекционизма трансформировалось: под ним стали понимать явление, которое имеет возможность обретать как здоровую, так и патологическую (деструктивную) формы, на которые впервые указал американский психолог Д. Хамачек.

Опираясь на работы Д. Хамачека, скажем, что он выделяет два вида перфекционизма. Первый, названный им «нормальным» или адаптивным, предполагает наличие качеств лидерского характера, высокий уровень работоспособности, активность, мотивацию достижения цели, адекватный уровень притязаний. Личность с адаптивным перфекционизмом способна определять для себя высокие стандарты и труднодостижимые цели, однако при этом получать удовлетворение от таких целей, а главное - от процесса их достижения.

Второй вид перфекционизма, абсолютно полярный адаптивному виду, получил название «невротического» или дезадаптивного. Автором он характеризуется в качестве безрезультатного стремления к идеалу, неосуществимой безупречности, так как для перфекциониста-невротика ориентиром выступает некоторый стандарт, не отвечающий его возможностям. Невротический перфекционист определяет для себя заведомо неосуществимые цели и стандарты и движется к ним не из удовольствия или амбиции, а из-за страха неудачи и отвержения. В ходе работы его внимание сфокусировано на собственных недостатках и возможных ошибках [2, 3]. В конечном счете, погоня за идеалом превращается в самоистязание:

- неосуществленные ожидания вызывают депрессию, снижение самооценки;

- нездоровая самокритика, чрезмерное самообвинение не позволяют испытывать положительные эмоции по поводу своих достижений;

- максималистский взгляд на положение дел, выражающийся в позиции «все или ничего», приводит к отказу от многих дел. Боязнь неудачи проявляется в избегании ситуаций, где могут обнаружиться недостатки;

- работа, спутник жизни, которые не соответствуют установленным стандартам, оказываются недостойными, вследствие чего у человека возникают сложности в трудовой деятельности и личной жизни.

Современный отечественный ученый М.В. Ларских понимает конструктивный перфекционизм как интегративное личностное образование, состоящее из нескольких компонентов [5]. Проведенные ею теоретический анализ и многочисленные экспериментальные исследования на студенческой выборке позволили выделить компоненты продуктивного развития конструктивного перфекционизма студентов, среди которых:

1) личностный компонент, включающий адекватную самооценку и уровень притязаний;

2) когнитивно-деятельностный компонент, показателями которого являются опора на прошлые успехи, антиципационная компетентность, реалистичность целей, получение удовольствия от процесса выполнения деятельности;

3) социальный компонент, предполагающий реалистичность социальной перцепции, адекватный уровень требований к другим людям.

В связи с полярным характером феномена перфекционизма американский исследователь Л. Сильверман высказался о нем как о своеобразной «палке о двух концах». С одной стороны, он заключат в себе потенциал, способный побуждать, двигаться к вершинам

развития. Наглядным примером выступает появление научных публикаций, в которых подвергаются анализу позитивные стороны перфекционизма. Так, Г. Петерс обнаружил связь перфекционизма с одаренностью. В работах К. Дебровского активное самосовершенствование выступает чертой творческой самоактуализирующейся личности. На его взгляд, перфекционисты в большей степени, чем обычные люди, способны противостоять внешним влияниям и руководствоваться своими, самостоятельно сформированными убеждениями, представлениями [6].

Но с другой стороны, продолжает Л. Сильверман, перфекционизм также может «низвергнуть в пучину безысходности и отчаяния». Отечественными и зарубежными специалистами обозначено несколько сфер, на которые оказывает перфекционизм негативное влияние: эмоциональное состояние, продуктивность деятельности и межличностное взаимодействие [6].

Таким образом, анализ зарубежных и отечественных исследований позволил нам сделать вывод, что перфекционизм является сложным и неоднозначно понимаемым психологическим феноменом. Особенностями перфекционизма выступает его объектная направленность: Я-ориентированный, ориентированный на других и социально-предписанный перфекционизм, проявляющихся в предъявлении нереалистично завышенных требований к себе, окружающим, а также в восприятии ожиданий социального окружения по отношению к себе как чрезмерно высоких. Формирование конструктивного перфекционизма выступает вектором и побудителем здорового самосовершенствования личности.

Литература

1. Биктина, Н.Н. Школьная дезадаптация как следствие психологического неблагополучия образовательной среды / Н.Н. Биктина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-3. - С. 370-375.

2. Вишняков, А.И. Особенности жизненных ценностей студентов, состоящих в браке (на примере Оренбургского государственного университета) / А.И. Вишняков, О.С. Карымова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20881.

3. Вишняков, А.И. Особенности системы жизненных смыслов студентов, состоящих и не состоящих в браке (на примере Оренбургского государственного университета) / А.И. Вишняков, О.С. Карымова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22557.

4. Жебрун, Я.О. Социальные установки как фактор формирования Я-образа студента-перфекциониста / Я.О. Жебрун // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. -№ 5. - С. 20-24.

5. Ларских, М.В. Конструктивный перфекционизм студента: сущность, структура, критерии и показатели / М.В. Ларских // Вестник Воронежского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 48-51.

6. Холмогорова, А.Б. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Московский психотерапевтический журнал. - 2004. - № 1. - C. 18-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.