Научная статья на тему 'Конструктивный перфекционизм в деятельности преподавателя вуза'

Конструктивный перфекционизм в деятельности преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / КОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / НЕВРОТИЧЕСКИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хлоповских Ю.Г.

В статье представлены анализ сущностных характеристик перфекционизма, особенности конструктивного и деструктивного перфекционизма преподавателя вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструктивный перфекционизм в деятельности преподавателя вуза»

Вывод: Такой подход является недостаточным, так как кроме РЖД в России имеются иные железнодорожные перевозчики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О дороге [Электронный ресурс] / Сайт «Крымская железная дорога». - URL: http://www.crimearw.ru/. (дата обращения - 5.09.2018).

2. О компании [Электронный ресурс] / Сайт АО «Ямальская железнодорожная компания». - URL: http://yrw.ru/about.html .(дата обращения - 5.09.2018).

3. О компании [Электронный ресурс] / Сайт ОАО «АК «Железные дороги Якутии». -URL: http://www.rw-y.ru/index.php/about-company.html .(дата обращения - 5.09.2018).

4. О компании [Электронный ресурс] / Сайт Транспортно-экспедиторской компании «Газпромтранс»». -URL: http://trans.gazprom.ru/about/. (дата обращения - 5.09.2018).

5. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. №2 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации АО «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/556185311. - (дата обращения -21.03.2018).

6. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р [Электронный ресурс] / Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации. - URL: https://www.mintrans.ru/documents/l/1010. (дата обращения -5.09.2018).

УДК 159.9

Ю.Г. Хлоповских

ФГКОУ ВО «Воронежский институт МВД России»

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

В статье представлены анализ сущностных характеристик перфекционизма, особенности конструктивного и деструктивного перфекционизма преподавателя вуза.

Ключевые слова: перфекционизм, конструктивный перфекционизм, невротический перфекционизм, перфекционизм преподавателя вуза.

J.G. Khlopovskikh

CONSTRUCTIVE PERFECTIONISM IN ACTIVITY TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The analysis of intrinsic characteristics of perfectionism, feature of constructive and destructive perfectionism of the teacher of higher éducation institution.

Keywords: perfectionism, constructive perfectionism, neurotic perfectionism, perfectionism of the teacher of higher éducation institution.

В условиях современного общества культивируется стремление человека достигнуть успеха во всех сферах общественной жизни. Это желание постепенно утверждается и в миропонимании современного преподавателя вуза, от которого требуется все больше и больше усилий для согласования собственных персональных потребностей с требованиями высшего учебного заведения и общества в целом. Это актуализирует изучение феномена

943

перфекционизма в деятельности преподавателя вуза и, в частности, его конструктивных проявлений.

В научной литературе термином «перфекционизм» обозначается стремление к самосовершенствованию и идеализации себя. При этом позиции авторов в отношении наполнения этой дефиниции довольно разнообразны.

В работе Е.Ф. Талаш [3] проанализированы теоретические конструкты, позволяющие максимально полно раскрыть содержание понятия «перфекционизм».

1. Доминирующим фактором выступают завышенные стандарты, что обусловливает постановку парадоксально высоких целей, реализация которых предполагает соответствие недостижимому идеалу. Это отравляет жизнь перфекциониста, мешая получать от нее удовольствие.

2. Содержательное наполнение второго фактора позволяет определить его как самодетерминацию, то есть саморазвитие субъекта путем обращения действий на себя. Здесь отражается направленная активность человека в раскрытии собственного потенциала, что соответствует основным положениям гуманистической психологии.

3. Стремление к совершенству заключается в потребности приблизиться к идеальному образу. Это также согласуется с представлениями о том, что самосовершенствование и самоактуализация выступают естественными стимулами человеческого развития.

4. Перфекционизм - это дисфункциональная черта личности, что обусловливает наличие у перфекционизма патогенного характера.

Итак, перфекционизм является результатом чрезмерно высоких стандартов деятельности и требований к себе, стремления к совершенству и выступает дисфункциональной чертой личности.

Психологическая трактовка данного понятия звучит следующим образом: перфекционизм - это «результат завышенных стандартов деятельности, предъявляемых себе личностью, аномально стремящейся к совершенству» [3; 85].

Таким образом, перфекционизм представляет собой многоуровневый конструкт, включающий стремление личности быть совершенной во всем; это проявляется в завышенных требованиях к себе, окружающим и, одновременно, в восприятии внешних требований как чрезмерно высоких. Соответственно, перфекционизм может быть ориентирован на себя, на других, на мир в целом, а также выступать как социально-предписываемая характеристика (П. Хьюитт и Г. Флетт).

В деятельности преподавателя перфекционизм выражается в предъявлении повышенных требования к себе и окружающим в учебно-профессиональной деятельности, в преувеличении требований по отношению к себе со стороны других людей. Этому сопутствуют неизменное напряжение, беспокойство, тревога, страх неудачи, навязчивые сомнения и опасения. Личность концентрируется на ошибках и неудачах, болезненно воспринимает критику, испытывает трудности в принятии решений. Все это затрудняет социально-психологическую адаптацию.

Личность с ярко выраженным перфекционизмом отличается малообщительностью, склонностью к одиночеству. Вместе с тем, это настойчивые, самокритичные, требовательные к себе люди, что способствует снижению самооценки, трудностям в установлении контактов в профессиональной среде. Гиперответственность и постоянная концентрированность на задаче вызывает раздражение у других людей, а успехи и достижения - зависть. Дистанцированность воспринимается окружающими как высокомерие и нежелание общаться.

Перфекционизм преподавателя обусловливает возникновение конфликтов и ухудшение межличностных отношений, ведет к социальной изоляции самого преподавателя в результате недоверия к другим людям, нереалистичных требований к себе и завышенных ожиданий в отношении окружающих.

Возникновению перфекционизма и сложностям социально-психологической адаптации преподавателя вуза способствуют также отвержение им ценностей и норм

коллектива образовательного учреждения, либо принятие этих норм с позиции внешнего конформизма («быть как все»), игнорирование принятых норм при осуществлении профессиональной деятельности и налаживании взаимоотношений с коллегами и обучающимися.

М.В. Ларских, изучающая конструктивный перфекционизм педагога, определяет его как «интегративное личностное образование, включающее высокие, но реалистичные требования; сочетание высокого уровня притязаний с оптимизмом и гибким, плюралистичным мышлением; ориентацию, при высоких стандартах деятельности, на получение процессуального удовольствия от работы; способность принимать других людей с их достоинствами и недостатками» [2]. К психологическим критериям конструктивного перфекционизма относятся: реалистичность уровня притязаний, удовольствие от процесса деятельности, гибкость мышления, принятие себя и других, оптимизм.

Преподаватели с конструктивным перфекционизмом отличаются рядом личностных и поведенческих характеристик:

1. Способность испытывать глубокое удовлетворение, повышать самооценку на основе достижений.

2. Умение при выполнении деятельности учитывать как собственные ресурсы, так и ограничения.

3. Руководство надеждой на успех, что может сопровождаться легкой степенью взволнованности и азарта.

4. Легкое вовлечение в активность, в деятельность.

5. Концентрация внимание на собственных ресурсах и на мысли о том, как выполнить работу качественно.

Как и любой другой психологический феномен, перфекционизм имеет здоровые, конструктивные проявления и нездоровые, невротические.

В 60-70-е годы на основе исследований мотивации достижения было впервые уточнено понятие «перфекционизм». Так, в классической работе Д. Хамачека [цит. по: 1] сравниваются «здоровый» и «невротичский» перфекционизм. Деструктивный, нездоровый перфекционизм отличается от желания хорошо выполнить поставленную задачу по ряду параметров: постоянное недовольство результатом деятельности; крайне высокие ожидания в отношении себя и своей деятельности; руководство мотивами избегания, страха неудачи; концентрация внимания на своих недостатках и мысли о том, как не допустить ошибки.

В заключение приведем некоторые рекомендации для преподавателей вуза, страдающих невротическим перфекционизмом (Д. Хамачек):

1) необходимо осуществить ретроспективный анализ и понять, когда и в связи с чем произошло «научение» перфекционистскому поведению;

2) сконцентрировать усилия на достижениях лишь в отдельных значимых областях (одной-двух) и позволить себе «не быть совершенным» в других сферах;

3) важно контролировать разумность, досягаемость целей;

4) целесообразно сформировать «позитивную аддикцию», то есть найти для себя сферу деятельности, представляющую физическую или духовную ценность, в которой можно не заботиться о собственном прогрессе и высоких достижениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаранян Н. Перфекционизм, депрессия, тревога / Н. Гаранян, А. Холмогорова, Т. Юдеева // Московский психотерапевтический журнал. - 2001. - № 4. - С. 18-48.

2. Ларских М.В. Формирование конструктивного перфекционизма педагога : автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.В. Ларских. - Тамбов, 2011. - 27 с.

3. Талаш Е.Ф. Отражение феномена перфекционизма в российских научных публикациях / Е.Ф. Талаш // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. -2012. - Вып. 11. - С. 79-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.