Научная статья на тему 'Интегративно-дифференцированные аспекты пассионарности и перфекционизма личности: диагностика, проектирование и развитие'

Интегративно-дифференцированные аспекты пассионарности и перфекционизма личности: диагностика, проектирование и развитие Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
720
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПАССИОНАРНОСТЬ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / КОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / АДЕКВАТНАЯ ПАССИОНАРНОСТЬ / INTEGRATIVE-DIFFERENTIATED APPROACH / PASSIONARITY / PERFECTIONISM / CONSTRUCTIVE PERFECTIONISM / ADEQUATE PASSIONARITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вьюнова Н.И., Ларских М.В., Стребкова И.Н.

В статье с позиций интегративно-дифференцированного подхода рассмотрены феномены перфекционизма и пассионарности. Выделено общее и особенное между этими феноменами, уточнены диагностические критерии конструктивного перфекционизма и адекватной пассионарности. Результаты эмпирического исследования выявили устойчивые корреляции между уровнем перфекционизма и некоторыми компонентами пассионарности, причем характер и направление корреляций зависит от типологии перфекционизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATIVE-DIFFERENTIATED ASPECTS OF PASSIONARITY AND PERFECTIONISM OF THE PERSONALITY: DIAGNOSTICS, DESIGN AND DEVELOPMENT

The authors analyze the phenomena of perfectionism and passionarity from the integrative-differentiated approach viewpoint. The article deals with general and special between these phenomena. The diagnostic criteria of constructive perfectionism and an adequate passionarity are specified. The results of empirical research revealed correlations between level of perfectionism and some components of passionarity. The character and the direction of these correlations depend on type of perfectionism

Текст научной работы на тему «Интегративно-дифференцированные аспекты пассионарности и перфекционизма личности: диагностика, проектирование и развитие»

УДК 159.923.3

ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ПАССИОНАРНОСТИ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ЛИЧНОСТИ: ДИАГНОСТИКА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Н.И. Вьюнова, М.В. Ларских, И.Н. Стребкова

В статье с позиций интегративно-дифференцированного подхода рассмотрены феномены перфекционизма и пассионарности. Выделено общее и особенное между этими феноменами, уточнены диагностические критерии конструктивного перфекционизма и адекватной пассионарности. Результаты эмпирического исследования выявили устойчивые корреляции между уровнем перфекционизма и некоторыми компонентами пассионарности, причем характер и направление корреляций зависит от типологии перфекционизма

Ключевые слова: интегративно-дифференцированный подход, пассионарность, перфекционизм, конструктивный перфекционизм, адекватная пассионарность

По мнению отечественных ученых (А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, В.А. Сонин и др.), педагог, преподаватель выполняет миссию сотворения личности студента, которая выполняется, в первую очередь, с помощью собственного, личного примера. Только тот, кто сам наполнен идеей творения себя и других, может достичь нового и более совершенного [1, 2, 5, 8]. В этой связи личность преподавателя в целом, состояние его психологического здоровья, любая его личностная характеристика, носит профессионально ориентированный характер и влияет на успешность деятельности преподавателя. П.Ф. Каптерев к необходимым профессионально-личностным характеристикам учителя, преподавателя относил «любовь к детям». Вслед за ним ученые выделяют следующие важнейшие профессионально-личностные характеристики преподавателей - способность к сопереживанию, наблюдательность и высокую степень саморегуляции (Е.А. Климов), оптимизм, способность к рефлексии (А. К. Маркова), гибкость поведения, гуманность, смелость (Л.М. Митина) [19]. В нашей статье мы рассматриваем соотношение таких важных профессионально-личностных характеристик преподавателя как перфекционизм и пассионарность, а также возможности их проектирования и развития.1

В чем эти феномены интегрированы и в чем дифференцированы? Рассмотрение общего и особенного следует начать с этимологии терминов. Термин перфекционизм происходит от лат. perfec-^ - совершенство. Перфекционизм - это учение о способности человека к совершенствованию [14]. Термин же «пассионарность» происходит от другого латинского слова «passю», что означает претерпевание, страдание, и даже страдательность, но также страсть и аффект [14].

В трудах многих зарубежных философских школ и направлений встречается концепты, близ-

Вьюнова Наталья Ивановна - ВГУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: vjunova@mail.ru

Ларских Марина Владимировна - ВГМА им. Н.Н. Бурденко, канд. психол. наук, ассистент, e-mail: marinalars@mail.ru

Стребкова Ирина Николаевна - ВГУ аспирант, e-mail: strebkovair@mail.ru

кие к понятию «перфекционизм». Наиболее распространенными являются идеи «идеального человека» (Гераклит, Конфуций, Платон, К. Антуан, О. Конт, Р. Эрнест, Ф. Ницше), «идеального общества» (Платон, Т. Мор, Ф. Бекон, И. Кант, Г. Гегель, Г. Спенсер, О. Конт). Стремление к совершенству в зарубежных теориях личности рассматривают: как врожденную силу (Г. Юнг, А. Адлер, Г. Салливан), социально-обусловленный феномен (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон). Стремление к идеалу является основной движущей силой развития личности в работах А. Адлера и Э. Фромма; источником неврозов в работах З. Фрейда и К. Хорни; одной из психологических защит личности в социокультурной теории неврозов К. Хорни и Г. Салливана. Дается название личности, стремящейся к совершенству - это «сверхкомпенсирован-ный человек» А. Адлера, «невротическая личность» К. Хорни, «амбициозная личность» Г. Салливана, «икаристический индивид» Г. Мерея [20].

Термин перфекционизм ввели в обиход психологов, психиатров, педагогов и философов в 1965 году американские психоаналитики М. Hollender и W. Missildine В современной науке существует много разных взглядов и подходов в рассмотрении феномена перфекционизма. Перфекционизм - это сила, которую нужно правильно направить (L. Silverman); один из факторов депрессии (A. Beck, D. Burns); черта одаренных людей (K. Debrovski); потребность самосовершенствования, двигатель прогресса человечества (L. Silverman). Общим во всех теориях перфекцио-низма является потребность в совершенстве. Некоторые теории акцентируют свое внимание на высоких результатах деятельности (M. Hollender, W. Missildine, D. Hamachek); другие теории центрированы на когнитивных особенностях перфек-ционистов (A. Beck, D. Burns). Теория P. Hewitt и G. Flett рассматривает объектную направленность перфекционизма, а теория R. Frost содержит также характеристику родительской семьи перфекциони-стов. Концепция перфекционизма Т.Ю. Юдеевой включает наряду с высокими стандартами и ожиданиями, также когнитивные параметры. В исследованиях В.В. Парамоновой перфекционизм - дисфункциональный личностный стиль, а в работах П.В. Цыганковой перфекционизм рассматривается

качестве центрального компонента аутодеструк-тивной модели поведения. Психолого-акмеологическая модель перфекционизма М.В. Ларских анализирует конструкивные аспекты перфекционизма [11].

Термин пассионарности, хотя и является феноменом менее исследуемым в психологии и педагогике, был введен в современную науку почти на четверть века раньше. В 1939 году Л.Н. Гумилёв, отечественный историк и этнолог, начал первые разработки своей пассионарной теории этногенеза [6]. Она вызвала широкую волну различных реакций в научном мире: и восторженных, и критических. Одно из определений пассионарности - характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Л. Н. Гумилёв приписывает это качество активным, энергичным, эмоциональным людям, способным следовать идее, невзирая на неблагоприятные обстоятельства, сложные условия воплощения и т. д. Пассионарность по своей сути -непреодолимое стремление к действию по реализации своих идей, сопряжённое с повышенным энергетическим потенциалом и невероятно устойчивой внутренней мотивацией.

Пытаясь разрешить вопрос исследования и измерения пассионарности, учёные проводили параллели с характерологическими и другими качествами личности, для которых уже были подобраны соответствующие методы исследования. Так, Я.В. Богданов, связывая личностную пассионар-ность человека с его акцентуациями и ссылаясь на Леонгарда, предложил использовать для исследования пассионарности стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) [17] В.В. Логинов и другие сотрудники СГА связывали пассионарность с такой поведенческой установкой, как поисковая активность, концепция которой была предложена В.С. Ротенбергом [16], вследствие чего для диагностики пассионар-ности предлагали использовать методику поведенческих установок BASE, предложенную В.С. Ротенбергом и А. Л. Венгером [15]. М.М. Зильберт в своей работе, посвящённой сущности пассионарно-сти, отходит от оригинального определения автора и характеризует пассионарность как стремление к превосходству и власти, в этологии имеющее аналогом агрессивность [7]. Такое определение, однако, не вполне согласуется со словами самого Л. Н. Гумилёва, который подчёркивал, что «не все они [пассионарии] хотят лидерствовать и быть вождями». Ему же принадлежат слова: «Именно такие безымянные пассионарии представляют собой самый важный элемент в этногенезе. Действуя не столько силой, сколько личным примером, воодушевлением, а не подчинением, они являют окружающим новые стереотипы поведения, понуждают массу людей выполнять совершенно необходимую, насущную работу» [4].

Ценностный подход в изучении пассионарности использовал Л.Б. Эрштейн, утверждая, что «пассионарность представляет собой типично цен-

ностное явление, никакого гена пассионарности нет и быть не может, способы передачи и её формирование представляют собой частный случай формирования определенных ценностей, связанный с конкретными условиями внешней среды» [22]. По его теории, пассионарность представляет собой определённые специфические ценности, в ядре которых находится приоритет идеи над выживанием.

По нашему мнению, данный подход отражает некоторые формальные проявления такой черты, как пассионарность: в частности, тезис «пассионарии оперируют ценностями высокого порядка, перекрывающими в их глазах ценности обывателей». Одновременно можно предположить, что ряд пассионариев может и не задумываться о соотношении этих ценностей. Заметим, что рассматривать содержательную сторону ценностей пассионариев, а тем более делать какие-либо статистические выводы относительно этого не представляется возможным - здесь вторым ключевым моментом будет являться сила намерения пассионария, так сказать, интенсивность его ценности - каким бы содержанием ни была она наполнена. На это особо указывает Л.Н. Гумилёв:

• пассионарность может быть сопряжена с различными способностями и психологическими чертами: значит, «широкий охват» (амбициозные социальные цели наподобие захвата страны, поднятия государства на новый уровень, смена парадигмы в науке) совершенно не обязательно характерен для ценностей пассионария;

• избранная цель пассионарию может казаться ценнее собственной жизни и жизни соплеменников: значит, о непременном специфическом альтруистическом характере ценностей пассионариев говорить не представляется возможным;

• пассионарием может быть как полководец, так и учёный, музыкант и простой боец, педагог или врач - ценности которых будут существенно различаться не столько даже в силу различной сферы интересов, сколько в силу различных типов мышления, обусловленных и профессиональными факторами в том числе.

Говорить же о неких «общечеловеческих ценностях» или в нашем случае «общепассионарных» - также не представляется возможным, поскольку выявить таковые не удавалось и не удастся в силу отсутствия выраженной взаимосвязи между этими характеристиками.

Единственное, что можно выделить в данном ключе, - это очертить, так сказать, «общепассионарные метаценности», которые будут звучать примерно следующим образом: воплощение собственных осознанных, субъективно значимых идей; распространение идей в группе; изменение условий среды на более соответствующие замыслам пассионария; максимальное использование всех имеющихся ресурсов (в частности, внутренних); непоколебимая уверенность в себе и своих начинаниях как частное проявление сильной веры; активность и энергичность как частное проявление сильной воли.

Какими же психологическими характеристиками обладают люди с высоким уровнем перфекционизма и высоким уровнем пассионарности?

К позитивным аспектам перфекционизма ученые относят: самоограничение (L. Silverman); желание полностью использовать свои способности, делать лучшее, упорство, самоконтроль, моральную одаренность (K. Debrovski); умение чувствовать разницу между обычным и экстраординарным (C. Schmitz); скрупулёзность, внимание к деталям, обязательность, ответственность, настойчивость и требовательность к себе (G. Flett, P. Hewitt, W. Roedell, A. Roeper и др.); высокий уровень притязаний, склонность к постоянному росту и самосовершенствованию (G. Flett, P. Hewitt и др.). Выделяются и негативные аспекты перфек-ционистов: неудовлетворенность и постоянно плохое настроение (G. Flett, D. Hamachek, P. Hewitt и др.); пессимизм, неукорененность в реальности, низкая и неустойчивая самооценка, избегающее поведение, ригидность, отсутствие гибкости и дипломатичности (A. Beck, A. Ellis и др.); склонность к самокопанию и чувству вины, конфликтность, требовательность (G. Flett, P. Hewitt и др.); фиксацию на ошибках и «дихотомичное» мышление (Т.Ю. Юдеева и др.); «наказывающее самоотношение», отсутствие творчества (A. Roeper и др.) [9; 10].

В отношении пассионарности Л.Н. Гумилёв неоднократно обращал внимание на то, что она напрямую не коррелирует со способностями личности, силой воли и т. д. Непримечательный обыватель может быть пассионарием своего дела, а знаменитые учёные - абсолютно гармоничными людьми, не привносящими ничего качественно нового в культуру; также реально встретить упорного и талантливого в чём-то субпассионария или человека, склонного к жертвенности, далёкой от пасси-онарности, спровоцированной совершенно иными мотивами, например, самоуничижением. Подобные характеристики не исключают, но и не предполагают друг друга. «Не стоит думать, - пишет Гумилёв, характеризуя пассионария, - что пассионарный человек обязательно стоит на высоких ступенях социальной иерархии, и его имя остаётся в истории» [4]. По словам автора пассионарной концепции этногенеза, пассионарность не делает человека «героем», ведущим «толпу», ибо большинство пассионариев находится в составе «толпы», определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

В ряду отличительных качеств пассионария помимо целеустремлённости, выносливости, многозадачности, способности к крайнему напряжению сил на протяжении длительного времени, также стоит способность собирать вокруг себя последователей той же идеи, которую воплощает пассионарий, «заряжать» окружающих его людей этой идеей, стимулировать их внутреннюю мотивацию на воплощение идеи, что называется пассионарной индукцией. Она понимается изменение настроений и поведения людей в присутствии более пассионарных личностей. Пассионарий индуцирует своей

энергией окружающих его людей - как целенаправленно собранную им группу (сознательно выбранные последователи, слушатели), так и вовлечённых во взаимодействие с ним совершенно случайным образом (случайный прохожий, услышавший речь пассионария; человек, ознакомившийся с его работами и т.п.).

Теперь следует перейти к обзору различных классификаций, типологий перфекционизма и пассионарности. Еще задолго до введения в современную науку термина перфекционизм, А. Адлер писал о двух типах стремления к совершенству: конструктивном и деструктивном. В основе конструктивного стремления к совершенству лежит общественный интерес, в основе деструктивного - личностный интерес [23]. К. Хорни противопоставляла стремление к идеализации себя как невротическое, а стремление к самореализации - как здоровое. Критерием отличия одного от другого является «различие между спонтанностью и компульсивно-стью; между признанием и отрицанием ограничений;.....между видимостью и сутью, фантазией и

правдой» [21, с. 28].

С самого начала феномен перфекционизма ассоциировался с психопатологией и изучался на клинической выборке. Многие ученые и сейчас рассматривают перфекционизм только как негативное явление, т. к. совершенство - это несуществующая абстракция, поэтому все старания пер-фекциониста обречены на провал, а сам перфекци-онист на разочарование и депрессию (А. Бек; Lynd-Stevenson&Herne, 1999; Bieling 2004; В.В. Парамонова, 2011; П.В. Цыганкова, 2012) [13; 18]. Но D. Hamachek (1978) был первым ученым, который предположил, что существуют две формы перфекционизма - нормальный перфекционизм (человек получает удовлетворение от процесса достижения высоких стандартов) и невротический перфекционизм (человек страдает от нереалистичных целей, которые он сам себе ставит). В современной науке перфекционизм разделяют на: здоровый и невротический (D. Hamachek, H. Stumpf &W. Parker); здоровый и дисфункциональный(W.Parker &H. Stumpf); здоровый и нездоровый (H. Stumpf & W. Parker); здоровый и патологический (Н.Г. Гаранян,).; нормальный и невротический (J. Stoeber & K. Otto, J.S. Ashby &T. Kottman, E.A. Dixon) адаптивный и неадаптивный (K.G. Rice & S.A. Mirzadeh, K.G. Rice & J.P. Dellwo, E.C. Chang, M.W. Enns, B.J. Cox, P.J. Bieling, B.H. Suddarth & R.B. Slaney); позитивные честолюбивые стремления и неадаптивное перфекционистское беспокойство (R. Frost); функциональный и дисфункциональный (J. Rhеaume&M.H. Freeston); добросовестный и перфекционизм самооценки (R.W. Hill); перфекционизм персональных стандартов и высокий уровень тревоги, по поводу оценки (D.M. Dunkleye); позитивное стремление и неадаптивное беспокойство по поводу оценок (P.J. Bieling); активный и пассивный (K. Adkins & W. Parker); удовлетворяющий и неудовлетворяющий (P. Slade, D. Johnsjn); позитивный» и «негативный» (L. TerryShort, G. Owens, P. Slade, M. Dewey); смешанный

адаптивный перфекционизм, глубокий перфекционизм, смешанный-неадаптивный (E.A. Dixon); неадаптивный патологический и адаптивный (B.B. Парамонова), конструктивный и деструктивный (Н.И. Вьюнова, М.В. Ларских) [11].

Проанализировав все критерии адаптивных форм стремления к совершенству, мы остановились на следующих критериях конструктивного перфек-ционизма: потребностно-мотивационного критерий, который включает в себя мотивацию достижения и мотивацию самоактуализации; когнитивный критерий, который содержит три составляющих -опора на прошлые успехи, зрелость мышления и антиципационная компетентность; деятельностный критерий, складывающегося из составляющих -реалистичность целей деятельности и получение процессуального удовольствия от деятельности; социальный критерий - принятие других людей, умение радоваться успехам других людей и реалистичность социальной перцепции; духовный критерий - реалистичность самооценки, оптимизм и альтруизм (М.В. Ларских) [11].

Основоположник пассионарной теории этногенеза, Л.Н. Гумилёв разделяет всех членов этноса согласно трём уровням проявленности пассионар-ности: пассионарии, гармоничники и субпассионарии. Сильно выраженная пассионарность («пассионарность» в узком смысле) проявляется в поведении как креативность, готовность нести жертвы ради идеи и идеала, желание и способность изменять мир, в частности, свою среду окружения. Чётко оформленная идея понимается таким индивидом как первичная цель, доминирующая потребность и толкает его к целенаправленной активности. Такое понимание выдвигает на первый план не подавление биологических потребностей у пассионариев, а существование наряду с этими потребностями группы более значимых для личности потребностей. Доминирующими для пассионариев являются их потребность в активности, «повышенная тяга к действию», необоримое внутреннее стремление «к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения, общественного или природного... ».

Слабо выраженная пассионарность (гармоничность) означает, что её носитель будет пребывать в равновесии с окружающей средой. О них М.И. Коваленко говорит, что они «не холодны и не горячи». Такие люди характеризуются способностью к полноценной адаптации к среде, но не проявляют повышенной целенаправленной активности, свойственной пассионариям. Пассионарные стремления у гармоничных людей уравновешены инстинктом самосохранения. Люди подобного склада - тоже важный элемент этноса, они представляют большую его часть. Они воспроизводят его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. В сущности, это обыкновенные простые люди, интеллектуально полноценные, уживчивые. По словам учёного, идеал такого «гармоничника» - господство посредственности. Для гармоничных людей характерно человеколюбие, снисходительное

отношение к человеческим слабостям. Усредненный облик гармоничного человека - это тихий обыватель, адаптированный к биоценозу ареала.

Классифицируя пассионарность по направленности, можно выделить два основных вида данного качества относительно критерия конструктивности и деструктивности пассионарной деятельности: адекватная пассионарность и теневая. Адекватная пассионарность проявляется в высокой активности личности по достижению целей, способствующих её самоактуализации, духовному и личностному развитию. Даже если пассионарий сознательно жертвует одной сферой своей жизни во имя воплощения идеи другой сферы своей жизни (например, отказ заводить семью из-за полной погружённости в профессию или уход в монастырь во имя духовных целей и т.д.) - до тех пор, пока такие действия не имеют явного деструктивного воздействия на личность пассионария (и, соответственно, других людей) это будет считаться проявлением адекватной пассионарности. Теневая пассионар-ность проявляется в высокой активности личности по воплощению идей деструктивного и самодеструктивного характера. К счастью, теневые пассионарии в обществе встречаются реже: как правило, человек, склонный к асоциальному и безнравственному поведению, не обладает чётко выраженной «идеей зла» и вместе с тем не склонен к проявлению сильной воли и сплочению людей вокруг идеи. А.Н. Кузнецов в своей работе «Пассионарность без мистификаций» вводит третью, срединную категорию участников этногенеза: «Гумилев совершенно справедливо предположил, что история направляется вовсе не вторичными к духу и планам людей экономическими процессами, а собственно духом и планами людей, которые могут быть позитивными (созидание), нулевыми (обскурантизм) и дегенеративными (разрушение)». Однако мы предполагаем, что пассионарии для поддержания высокой энергетики могут быть только «горячими» или «холодными».

Введение такой категории, как теневая пасси-онарность, отвечает на все вопросы, включающие в себя примеры выдающихся тиранов и преступников и, по сути, разрешает этический дискурс пасси-онарности как таковой. Однако употреблять её тоже стоит с осторожностью и не путать с адекватными, но подчас кажущимися резкими проявлениями пассионарности: «действовали они [пассионарии] не столько жестоко, сколько жёстко, но ведь каждому не объяснишь, что ему выгодно, чтобы Россия существовала независимо и не превращалась в колонию Польши и Швеции» [4].

Далее следует остановиться на структурных различиях феноменов перфекционизма и пассио-нарности. Обобщая различные концепции перфек-ционизма, мы выделили пять основных компонентов перфекционизма: потребностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный, социальный и духовный. Потребностно-мотивационный компонент означает мотивацию во всем быть первым; когнитивный описывает особенности когнитивной сферы перфекционистов;

высокие стандарты любой деятельности включены в деятельностный компонент перфекционизма; социальный раскрывается через отношение перфек-ционистов с другими людьми; духовный компонент содержит ценностно-нравственные качества пер-фекционистов.

Анализируя работы Л.Н. Гумилёва и его последователей, можно выделить следующие структурные компоненты пассионарности личности: доминирующая осознанная идея (или группа идей); глубокая убеждённость и внутренняя целостность; волевые усилия субъекта, направленные на преобразование среды; пассионарная индуктивность (реализуемое стремление транслировать свои идеи и заражать ими других); готовность к действию.

От чего зависит формирование и развитие вышеупомянутых феноменов.

Ученые выделяют следующую группу факторов формирования перфекционизма личности: индивидные или врожденные факторы (А. Эллис); микросоциальные факторы - влияние родительской семьи и социальных групп (J. Ashby, J. Barrow, R. Frost, H. Hamachek, C. Moore, I. Ioorman, K. Rice, J. Stober, K. Preusser, А.Б. Холмогорова, М.В. Лар-ских) и макросоциальные факторы - влияние рекламы и кинематографа (А. Б. Холмогорова, М. В. Ларских) [9].

Говоря о факторах формирования и развития пассионарности личности, можно выделить ряд внешних и внутренних факторов. К внешним факторам развития пассионарности относятся: пассионарное индуцирование личности другим пассионарием (имеет кратковременный, нестабильный эффект), специально организованное психолого-педагогическое сопровождение личности в процессе обучения; развитие в среде высокого пассионарного напряжения. К внутренним факторам развития пассионарности относятся: идейность личности как наличие осознанной, имеющей высокую субъективную ценность идеи; высокая рефлексивная культура, включающая гармонизацию субличностей (как элемент личностного психосинтеза); активное сопряжённое взаимодействие категорий веры и воли в психической структуре человека.

И, наконец, сопоставим определение перфек-ционизма и пассионарности. Говоря о перфекцио-низме, мы остановимся на двух определениях. Первое рассматривает перфекционизм как психологическое явление. В данном случае под перфекцио-низмом понимают высокие требования человека к себе, окружающим людям и миру в целом. Следующее определение связано с пониманием перфек-ционизма конструктивного типа. Под конструктивным перфекционизмом человека понимается инте-гративное личностное образование, включающее в себя высокие, и одновременно реалистичные требования к себе; высокую реалистичную самооценку и хорошо развитые рефлексивные и антипационные способности, сочетание высокого уровня притязаний с оптимизмом и зрелостью когнитивной сферы; при высоких стандартах деятельности ориентация на получение удовольствия от процесса работы; альтруизм и способность принимать других людей

с их достоинствами и недостатками, наличие мотивации достижения и мотивации самоактуализации [11].

Пассионарность личности также является ин-тегративным личностным образованием, характеризующимся развитым идейным миром личности, умением проявлять волевые усилия, целостностью и синергичностью, постоянной готовностью к действию, а также пассионарной индуктивностью как умением вдохновить окружающих своими идеями.

Что же является общим в характеристиках перфекционизма и пассионарности и в чем их сущностные отличия?

Первое, что роднит перфекционизм и пассио-нарность - это сфера их происхождения - сфера идеального. «Идеальное» в данном контексте будет означать область, сферу существования идей и идеалов. Идеал толкает пассионария на трансформацию действительности и заставляет перфекциони-ста стремиться к заоблачным вершинам. Представление об идеале стимулирует перфекциониста не довольствоваться средними результатами, а требовать достижения совершенства как от себя, так от окружающей действительности.

К следующим общим общим характеристикам перфекционизма и пассионарности относится целеустремленность, способность следовать идее, несмотря ни на что - в случае перфекционизма такой идеей является стремление к достижению совершенства, при пассионарности - стремление к достижению поставленной цели.

Как и пассионарность, перфекционизм является непредолимым, можно сказать компульсив-ным стремлением. Нельзя волевым усилием «прекратить» быть как перфекционистом, так и пассионарием.

Так же, как и пассионарность, перфекционизм личности мы можем наблюдать в основном в поведении и деятельности человека.

Для перфекциониста, как и пассионария, характерно стремление к превосходству и власти; стремление максимально использовать собственные ресурсы; уверенность в себе, активность и энергичность; сильная воля.

Жертвенность также характерна как для пер-фекционистов, так и для пассионариев. Но в отличие от пассионариев, идея перфекциониста - это всегда его внутренняя идея, реализация его пер-фекционизма. Тогда как идея пассионария может жить и без человека, и истинный пассионарий может пожертвовать своей жизнью ради идеи. Истинный же перфекционист - никогда. Хотя высокий уровень перфекционизма связан с суицидальными мыслями и действиями, но это обусловлено только невозможностью достичь личного совершенства во всем.

Проанализировав огромное количество работ, посвященных перфекционизму, ни в одной из них мы не нашли упоминания о том, что для перфекци-онизма характерно воодушевлять, вести за собой других. Даже самый конструктивный перфекцио-нист является индивидуалистом, он не будет делиться с другими ни идеями, ни энергией. Также

для перфекционистов не характерно желание поменять мир. Довести мир до идеала - да, но поменять порядок вещей, сменить парадигму - это удел не перфекционистов, но пассионариев.

Для конструктивного типа перфекционизма и для пассионарности характерен альтруизм. Но альтруизм даже конструктивного перфекциониста всегда «полезен» человеку, прямо или косвенно работает на него, на его личную перспективу. Тогда как альтруизм пассионария работает часто только на идею, на светлое будущее, в котором пассионария может уже не быть.

К кардинальным отличиям пассионариев и перфекционистов является отношение к себе. Для пассионария характерна непоколебимая уверенность в себе, вера в идеи. Перфекционисту же присуща или неуверенность в себе, своих силах (деструктивный тип стремления к совершенству) или для конструктивного перфекциониста - оптимальный уровень уверенности. Для пассионариев, в свою очередь, не характерны проявления деструктивного перфекционизма - депрессии, тревожности, избегающего поведения. Пассионарии никогда не боятся публичных выступлений, у них отсутствует даже малейшие проявления социальной фобии. Они не пытаются оправдать ожидания других людей и не стремятся всем нравится и всем угождать.

Нетерпение, повышенные требования к другим людям, отсутствие снисходительности и принятия - все это характерно как для пассионариев, так и для деструктивного типа перфекционизма. В то же время, стремление к самоактуализации, духовному и личностному развитию присуще как адекватной пассионарности, так и конструктивному перфекционизму.

Говоря о типологии, как для одного, так и для другого феномена выделяются конструктивные и деструктивные типы.

Пассионарность и перфекционизм имеют внешние и внутренние факторы развития и формирования. Пассионарное индуцирование личности другим пассионарием, развитие в среде высокого пассионарного напряжения можно сопоставить с микросоциальными факторами развития перфекци-онизма личности (семьей, социальными группами).

С целью исследования взаимосвязи между уровнем перфекционизма личности и уровнем его пассионарности мы провели эмпирическое исследование. Разрабатывая проект исследования, мы исходили из гипотезы, что существует взаимосвязь между уровнем перфекционизма и уровнем пасси-онарности личности в целом, а также между отдельными компонентами изучаемых феноменов.

В исследовании приняли участие 100 студентов медицинской академии. Уровень перфекцио-низма измерялся с помощью шкалы А.Б. Холмогоровой-Н.Г. Гаранян. Методика предназначена для оценки уровня перфекционизма личности [3]. Уровень депрессии измерялся с помощью шкалы депрессии А. Бека (адаптация Т. И. Балашовой). Для изучения уровня пассионар-ности были определены критерии и показатели

пассионарности и подобраны соответствующие методики для их измерения. Среди замеряемых показателей значились: идейность (авторская методика «Идея» - Н.И. Вьюнова, И.Н. Стребкова); независимость личных убеждений и ценностей (шкала поддержки САТ); синергичность (шкала синергии САТ); способность к спонтанности (шкала спонтанности САТ); принятие агрессии (шкала принятия агрессии САТ); контактность (шкала контактности САТ); умение донести идею (наблюдение за ходом процесса).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Статистический анализ результатов, полученных по опросникам А.Б. Холмогоровой-Н. Г. Гаранян и А. Бека, показал, что высокий уровень перфекционизма имеют 42,0 % студентов. Из них конструктивных перфекционистов (далее КП) всего 27,0 %, а деструктивных (далее ДП) 73,0 %. У ДП выявлен высокий уровень перфекционизма и высокий уровень депрессии, у КП - высокий уровень перфекционизма и низкий уровень депрессии.

Как было отмечено, важной характеристикой пассионарности является «осознанность идеи». Только чётко осознавая, куда следует прикладывать волю, что именно из задуманного воплощать в реальность, пассионарий может проявить сверхусилие и пойти на любые жертвы и преодоления. Любой человек, так или иначе, воплощает ряд идей - своих или чужих, осознанно формулируя и видоизменяя или следуя им подсознательно. Мы нашли уместным в данном исследовании использовать дихотомичную оценку - идейная осознанность - идейная неосознанность, относительно способности чётко назвать или описать идеи, которым испытуемый следует в различных сферах жизни. По результатам исследования, осознанные субъективные идеи имеют больше половины студентов - 0,60 % из всей выборки. Но показатели осознанности идеи у НП, ДП и КП разнятся. У НП -0,59%; у ДП -0,58%, а у КП - 80% студентов осознают идею.

При сравнении средних значимые различия между группами с КП и ДП были выявлены по всем компонентам пассионарности. Средние показатели всех компонентов пассионарности выше у КП, чем у ДП, но ближе к среднему значению. Наибольшие различия между группами с КП и ДП проявляются в таком компоненте пассионарности как синергитичность (умение разрешать внутренние противоречия и использовать все имеющиеся ресурсы). Но при этом следует заметить, что среди студентов с высоким уровнем перфекционизма не было выявлено ярких, выраженных пассионариев. И несмотря на выраженные различия в компонентах пассионарности, у студентов с высоким уровнем перфекционизма уровень пассионарности чуть выше или чуть ниже среднего.

Корреляционный анализ

В общей выборке были выявлены слабые обратные взаимосвязи между уровнем перфекцио-низма и такими компонентами пассионарности как: контактность (r=-0,24), идейность (r=-0,27), и обратно выраженная связь между уровнем перфекци-онизма и компонентом пассионарности - опора на

себя (r=- 0,46). Таким образом, была выявлена следующая связь: чем выше стремление к совершенству, тем ниже некоторые пассионарные характеристики личности, а именно: с ростом перфекцио-низма снижается контактность личности; уменьшается способность к реализации своих идей; растет тенденция к опоре не на себя и свои ресурсы, а на других; увеличивается зависимость и несамостоятельность. Данные результаты подтверждают результаты других исследователей перфекционизма

[3].

Интересными являются данные корреляционного анализа в группах студентов с ДП и КП. Для группы ДП имеются достаточно устойчивые обратные корреляционные связи ДП с такими компонентами пассионарности как: спонтанность (r=-0,31); идейность (r=-0,36) и контактность (r=-0,50).

Таким образом, в группе студентов с ДП с ростом уровня перфекционизма уменьшается спонтанное поведение студента.

И наконец, для студентов с КП обнаружены устойчивые положительные взаимосвязи со следующими компонентами пассионарности: спонтанность (r=0,30); принятие агрессии (r=0,37); идейность (r=0,40). Таким образом, в группе студентов с КП, в отличие от ДП общей выборки, рост стремления к совершенству способствует более успешной реализации своих идей, увеличивает способность к принятию агрессии и повышает спонтанность личности студента.

В целом, по результатам исследования можно сделать несколько выводов.

Во-первых, при внешнем сходстве перфекци-онизма и пассионарности, они имеют кардинальные отличия как по этиологии, так и по основным, сущностным характеристикам, структуре, типологии, факторам формирования и развития. Наиболее похожи феномены конструктивного перфекцио-низма и адекватной пассионарности. Во-вторых, несмотря на это, существует взаимосвязь и взаимозависимость между этими феноменами, характер которой зависит от типологии перфекционизма. Для конструктивного типа стремления к совершенству характерны как осознанность идеи, так и способность ее реализовать, с достаточной спонтанностью и с умением принимать закономерную, при реализации своей идеи, агрессию окружающих. Можно предположить, что сложности реализации идеи, которые мы имеем при деструктивном пер-фекционизме, обусловлены как слабой осознанностью идеи, так и коммуникативными затруднениями и тенденцией к откладыванию начала любой деятельности (пониженной спонтанностью).

И наконец, следует заметить, что мы не выявили очень высокой пассионарности у студентов с высоким уровнем перфекционизма. Вне зависимости от типа перфекционизма, все компоненты пас-сионарности были чуть выше или чуть ниже средней нормы. В этой связи было бы интересным провести исследование уровня перфекционизма у ярких, выраженных пассионариев, которых нам не удалось обнаружить среди студентов нашей выборки.

Особое внимание при этом следует обращать на общее и особенное у перфекционистов и пассионариев. Развивая ту или иную особенность пассионария, мы влияем на изменения и у перфекциони-ста (и наоборот). Отсюда - необходимо уделять внимание проектированию развития перфекцио-низма и пассионарности, тщательно учитывая общие и особенные характеристики, чтобы избежать рисков усиления формирования деструктивных аспектов. Заметим, что эта проблема только начинает рассматриваться в психолого-педагогических исследованиях.

Таким образом, проведенный теоретический анализ и полученные эмпирические результаты свидетельствуют о том, что путем реализации ин-тегративно-дифференцированного подхода преподаватель может проектировать и развивать конструктивные аспекты перфекционизма и пассио-нарности у себя и студентов (специалистов профессий «человек-человек», в первую очередь), учить их диагностировать, проектировать, составлять программы развития и по-разному работать с людьми, имеющими те или другие особенности изучаемых интегративных характеристик личности.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ (проект 14-16-36004а(р)

Литература

1. Абдалина, Л. В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста [Текст] / Л. В. Абдалина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. -Т. 9. - № 3.2. - С.131-134.

2. Бережная, И. Ф. Условия реализации индивидуальной образовательной траектории студентов в процессе профессиональной подготовки [Текст] / И. Ф. Бережная // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 5.2. - С. 14-18.

3. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ...докт. психол. наук. М., 2010. - 44 с.

4. Гумилёв Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилёв.

- М. : Айрис-Пресс, 2011. - С. 231.

5. Вьюнова, Н.И. Педагогическая идея в профессиональной деятельности преподавателя : психологический взгляд [Текст] / Н. И. Вьюнова, И. Н. Стребкова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3.2. - С. 145-148.

6. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилёв. - М. : Астрель, 2010. - 548 с.

7. Зильберт М.М. К вопросу о сущности пассионарности / М.М. Зильберт. - М. : Изд. СГА, 2010. - 34 с.

8. Комарова, Э. П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного воспитания личности [Текст] / Э. П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. -2013. - Т. 9. - № 3.2. - С. 75-79.

9. Ларских М.В. Влияние типа перфекционизма на учебную деятельность студента медицинской академии / М.В. Ларских, С.В. Ларских, Е.А. Семенова.. Актуальные вопросы современной психологии и педагогики [Текст]: Сборник докладов УШ-й Международной научной конференции (Липецк, 24 декабря 2011 г.). / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Издательский центр «Гравис», 2012.

- С. 225-232.

10. Ларских М.В. Связь между перфекционизмом и депрессией у студентов ВГМА / М.В. Ларских, С.В. Ларских // Материалы 14-ой международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии», Воронеж, Том 15, № 1, 2012 - с. 10.

11. Ларских, М.В. Анализ категории «конструктивный перфекционизм студента медицинского вуза» [Текст] / М. В. Ларских // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - 2013. - Т 12. - № 4. -С. 1102-1111.

12. Ларских М.В. Познавательные потребности у студентов с высоким уровнем перфекционизма / М.В. Ларских, С.В. Ларских // Прикладные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии - материалы 16-ой межрегиональной научно-практической конференции - том 17, № 1 - Воронеж 2014, С. 9.

13. Парамонова В.В. Соотношение нормальных и патологических перфекционных тенденций. Предварительные размышления / В.В. Парамонова // Современная психология: от теории к практике: Материалы XV конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2008», Секция «Психология» (Москва, 9-10 апреля 2008 г.). Часть 2. - М.: МГУ, 2008. - С. 169- 172.

14. Психология. Словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М. : Политиздат, 1990. 494 с.

15. Ротенберг В.С. Опросник поведенческих установок / В.С. Ротенберг, А. Л. Венгер. - М. : Политиздат, 2007. - 12 с.

16. Ротенберг В.С. Поисковая активность и адаптация / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский. - М. : Наука, 1994. - 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный

многофакторный метод исследования личности / Л.Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2009 - 224 с.

18. Соколова Е.Т. Структура перфекционной мотивации у лиц с нарушением адаптации и суицидальным поведением [Электронный ресурс] П.В. Цыганкова // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 5(19). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.08.13). 0421100116/0050.

19. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Изд. 4-е. Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 542 с.

20. Холл К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г.М. Линдсей. - М. : ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. -592 с.

21. Хорни К. Невроз и рост личности. Борьба за самореализацию / К. Хорни. - М. : Акад. Проект, 2008. -400 с.

22. Эрштейн Л. Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. - Спб, 2008. - 122 с.

23. Adler, A. (1964b). Superiority and social interest: A collection of later writings (H.L. Ansbacher & R. R. Ansbacher, Eds.). New York: Viking Press.

24. Bieling P., Alden L. The Consequences of perfectionism for patients with social phobia // Br J Clin Psychol -1997 - N 36 - pp. 387-395.

25. Burns D. Feeling good: a new mood therapy. New York:Signet, 1980.

26. Burns D. The perfectionist's script for self-defeat // Psychology today - 1980-pp 34-51

Воронежский государственный университет

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко

THE INTEGRATIVE-DIFFERENTIATED ASPECTS OF PASSIONARITY AND PERFECTIONISM OF THE PERSONALITY: DIAGNOSTICS, DESIGN

AND DEVELOPMENT

N.I. Vyunova, M.V. Larskaya, I.N. Strebkova

The authors analyze the phenomena of perfectionism and passionarity from the integrative-differentiated approach viewpoint. The article deals with general and special between these phenomena. The diagnostic criteria of constructive perfectionism and an adequate passionarity are specified. The results of empirical research revealed correlations between level of perfectionism and some components of passionarity. The character and the direction of these correlations depend on type of perfectionism

Key words: the integrative-differentiated approach, passionarity, perfectionism, the constructive perfectionism, adequate passionarity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.