УДK З78Ю16
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА
М.В. Ларских, С.Р.Соловьёва
В статье рассматривается актуальность аспекта конструктивного перфекционизма при формировании управленческих компетенций у студентов вуза. Представлены теоретические основы конструктивного перфекционизма
Ключевые слова:перфекционизм, управленческие компетенции, конструктивный перфекционизм, формирование компетенций
Хорошо сформированные управленческие компетенции выступают как основа успешной социальной и профессиональной адаптации студентов. Их развитие является важным шагом на пути к продвижению и дальнейшему развитию будущих выпускников. Поэтому формирование управленческих компетенций в основных требованиях к подготовке студентов занимает важное место. Продвижение работы в данном направлении будет способствовать совершенствованию процесса обучения.
Под управленческой компетенцией, мы, вслед за А. В. Хуторским, понимаем интегральное качество субъекта управления, сочетающее в себе значимые для эффективного осуществления управленческой деятельности мотивационно ценностные, когнитивные, мировоззренческие, коммуникативные
составляющие (установки, способности, знания, умения и др.), выраженные в терминах наблюдаемого поведения». [1] Формирование компетенции будем рассматривать как накопление основ знаний и навыков, черт характера и моделей поведения, которые требуются для выполнения определенного уровня заданий. Мы считаем необходимым развивать данное направление обучения в Российских вузах в рамках психолого -педагогического контекста и придерживаться следующего подхода, описанного в работе [2].
В исследованиях названных учёных было справедливо выделено 5 типов базовых качеств явлений компетенции, как устойчивой части человеческой личности, которые могут предопределять поведение человека во множестве ситуаций:1) мотивы; 2)
психофизиологические особенности; 3) Я-
Ларских Марина Владимировна - ВГМА, канд. психол. наук, преподаватель,е-шаИ:
Соловьёва Светлана Ростиславовна - ВГТУ, ст. преподаватель, e-mail: [email protected]
концепция - установки, ценности или образ Я-человека; 4) знание; 5) навыки. Хотя данные критерии разработаны для методологии оценки рабочих компетенций различных сфер профессиональной деятельности
подготовленных специалистов, мы считаем необходимым рассматривать их уже с первых ступеней обучения в вузе, в процессе формирования управленческих компетенций у студентов. Следовательно, нами планируется продвижение работы в данном направлении с учетом обозначенных базовых качеств.
Исходя из общих положений о подготовке в высшей школе, на примере программы «Компетенций выпускника - РГГУ.РУ» мы полагаем, что у студентов Российских вузов, в зависимости от уровня обучения, необходимо формировать следующие компетенции:
1 уровень (бакалавриат, 1- 4 курсы): 1 курс
- Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень. К-01
- Способность порождать новые идеи (креативность). К-02
-Способность адаптироваться к новым ситуациям, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта. К-03 (Под компетенцией К-03 понимается рефлексивное отношение к уровню своей квалификации, способность к критической самооценке, мобильность, способность переориентироваться на
приобретение новых компетенций для будущей продуктивной работы в новой области или ситуации).
- Способность пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения. К04 (Под компетенцией ОК-4 понимается способность к пониманию, речетворчеству и текстопорождению на русском и иностранном языке, состоящем из элементарных, требуемых для социального и профессионального общения фраз).
2 - 3 курсы
- Способность использовать на практике
навыки и умения в организации научноисследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности. К-05 (Под компетенцией К-05 понимается формирование организаторских и управленческих способностей выпускника в сфере приложения
профессиональных усилий, в частности, способность к организации научных, образовательных, экспертно-аналитических и культурных мероприятий и эффективному управлению коллективом, лидерство, умение координировать деятельность других людей и оценивать ее успешность и эффективность).
- Готовность к принятию ответственности
за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать
нестандартные решения, разрешать
элементарные проблемные ситуации к-06. (Под компетенцией ОК-6 понимается владение основным арсеналом социальных ролей (от роли подчиненного до роли руководителя), ответственное отношение к общему делу и его результатам, способность действовать в меняющейся обстановке, управлять ситуацией в непредсказуемых условиях).
II уровень (магистратура): формирование компетенций для организационно-
управленческой деятельности:
- Способность формулировать и решать
задачи, связанные с реализацией
организационно-управленческих функций,
умением использовать для их осуществления различные методы изученных наук. К-19
- Умение организовывать работу
исполнителей, принимать управленческие решения. К-20 (Под компетенцией ПК-20 понимается способность управлять
деятельностью коллектива, принимать решения, основанные на глубоком анализе сложившейся ситуации).
- Способность к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений. К-21
- Способность к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций. К-22
Наш практический опыт показывает, что успех формирования той или иной управленческой компетенции зависит не только от мастерства педагога, преподавателя, но и от индивидуальных особенностей будущего выпускника (своеобразия темперамента, тех или иных черт характера, специфики его личности). Например, у студента неуверенного в себе и с
низкой самооценкой управленческие
компетенции будут формироваться иначе, чем у студента с высокой самооценкой.
Данная статья посвящена специфике
формирования управленческих компетенций у студентов с высоким уровнем перфекционизма.
Следовательно, обозначенному аспекту
проблемы будет уделено основное внимание в нашей дальнейшей работе. Перфекционизм
предполагает наличие некого абсолютного положительного образца, стремление
приблизиться к которому составляет смысл человеческой жизни. Чёткое определение этого явления дано в словаре А.В. Петровского. Перфекционизм (от лат. регГес^ -
совершенство) - это учение о способности
человека и всего человеческого к совершенствованию. В психологии под
перфекционизмом понимают высокие
требования человека к себе, окружающим людям и миру в целом. Несмотря на постоянный интерес к данной проблеме, в философии, психологии, психиатрии и педагогике, она до сих пор остается недостаточно изученной. В науке нет исчерпывающего ответа на вопросы о том, в чем состоит сущность данного явления в различных сферах жизни - учебной, профессиональной, личностной. В то же время, по мнению зарубежных и отечественных ученых, высокий уровень перфекционизма личности имеет прямые корреляционные связи с хроническим эмоциональным дискомфортом и целым рядом психологических и психиатрических проблем. [3]
Особой группой риска являются студенты вузов с повышенными образовательными стандартами, где высокийперфекционизм студента формируется, культивируется и всячески поощряется. Преподавателям нередко приходится сталкиваться с данным явлением в процессе своей работы. В частности, наши исследования показали, что многие студенты имеют как завышенный уровень перфекционизма, так и высокие показатели по шкалам депрессии и тревоги, а также сниженную стрессоустойчивость и повышенную
суицидальную готовность [4] Об этом свидетельствуют не только полученные результаты психологических тестов, но и анализ проведённой внеаудиторной деятельности, например, участие в заседаниях поэтического клуба и исследования направленности студенческого стихотворного творчества, на базе которого будущие выпускники имеют возможность наиболее ярко проявлять свои депрессивные чувства и негативные эмоции. Рассмотрим отрывки из сборника стихотворений и поэтических переводов студентов ВГТУ Г рани
1) «Закрыв глаза, встаю на подоконник,
Безумный шаг. Ты хочешь знать, куда?
Самоубийство - далеко не подвиг.
А жизнь, она не так уж и проста...»
2) «Я жаждал смерти без границ,
Я видел проткнутое небо,
Я слышал пенье мёртвых птиц,
- И вместо «жить» я просто «не был»...
В случаях проявления подобной деструктивной направленности перфекционизма, формирование у студентов управленческих компетенций усложняется. Поэтому наиболее целесообразно проводить данный вид работы в союзе с психологами, при параллельной поддержке специально разработанных коррекционных программ. Участившиеся в последнее время суицидальные попытки среди студентов обуславливают проблематику поиска факторов данного поведения. В этой связи многоплановое изучение явления
«конструктивного перфекционизма»,
осмысление его психологической сущности
является важной задачей теории и практики
психолого-педагогической деятельности.
В предыдущих исследованиях феномена перфекционизма студента было выявлено два следующих типа - деструктивный перфекционизм (ДП) и конструктивный перфекционизм (КП).
Далее приводятся характеристики студентов с деструктивным (1ч.) и
конструктивным (11ч.) перфекционизмом, разработанные Ларских М.В.:
1ч. 1. Деструктивные перфекционисты
имеют нереалистичные стандарты деятельности; в работе ориентированы на полюс «самых успешных» и склонны к постоянному ревнивому сравнению своих результатов. Эмоции, преобладающие в процессе деятельности -тревога, стыд, вина. В работе преобладают критические замечания в свой адрес; озабоченность ошибками и постоянные сомнения в качестве своих результатов. Деструктивные перфекционисты склонны
откладывать начало деятельности из за страха не справиться, настроены на неуспех, склонны к фокусировке на неудачах. В процессе работы они не учитывают принцип реальности, стараются достичь цели во что бы то ни стало, часто жертвуя семьей, здоровьем, отношениями, изнуряют себя на трудовом поприще, всегда недовольны работой, не получают внутреннего подъема от достижения желаемой цели, а только лишь чувствуют опустошение. Им трудно работать в паре - лучше все делать самому, в работе у них отмечаются негативные копинг -стратегии, отсутствует спонтанность и творчество, отмечаются выраженные трудности в расстановке приоритетов.
2. Деструктивные перфекционисты имеют противоречивые и дисгармоничные мотивации (I) и потребности (II):
(I) мотивация избегания неуспеха; первенства во всём; избегания чувств и действий, которые выражают несостоятельность или зависимость от других; создания иллюзии отсутствия неудач и потребности в помощи;
(II) ненасытная потребность в совершенстве; невротическое честолюбие, потребность в мстительном торжестве и соперничестве; навязчивая потребность все контролировать; попытки достижения нереалистичных стандартов являются способом избежать неодобрения и добиться самопринятия, самоценности.
Деструктивные перфекционисты имеют «черно-белое мышление» по типу «все хорошо -все плохо», ригидные перфекционистские установки - «я должен быть лучшим», иррациональные убеждения - «все должно быть по правилам», автоматические мысли, отражающие потребность достичь совершенства во всем. Они склонны к селектированию информации о собственных неудачах и ошибках, обобщениям и генерализации в ситуациях неуспеха, навязчивым мыслям. Для них характерны трудности осмысления ситуации в целом и излишней фиксации на деталях. [6]
Деструктивные перфекционисты имеют нереалистичные стандарты по отношению к другим людям, не умеют прощать несовершенства близких и идти на компромиссы, агрессивны, завистливы, тяжело переживают успехи других; склонны предъявлять другим безупречный образ и чрезвычайно озабочены впечатлением, производимым на других; стараются соответствовать стандартам окружающих, убеждены, что люди ждут от них слишком многого, воспринимают их, как делигирующих высокие ожидания.
Деструктивные перфекционисты имеют неустойчивую, полярную самооценку; чувствуют себя нелюбимыми, ненужными и ничтожными, но в тоже время фантазируют о всемогуществе; имеют повышенную самокритичность и наказывающее самоотношение; тщеславны, честолюбивы; имеют низкий уровень самоактуализации; тревожны, пессимистичны и депрессивны; боятся всего нового; имеют высокие амбиции, исчезающие при неудачах.
II ч. Студентам с конструктивным перфекционизмом свойственны следующие характеристики:
1. Потребность постоянного роста, совершенствования; ощущение необходимости ставить перед собой труднодостижимые цели, не только связанные с обучением, но и с саморазвитием и личностными достижениями;
потребность в творчестве. Будущие выпускники с конструктивным перфекционизмом,
мотивированы на успех и на полное использование своих способностей. Они стремятся делать лучшее из того, что возможно.
2. Студенты с
конструктивнымперфекционизмом имеют
плюралистическое, недогматическое,
рациональное и критичное мышление; умеют не только смотреть на проблему в целом, не фиксируясь на деталях (холистический подход к проблеме), но и с различных её сторон. Они лучше помнят свои успехи и достижения, чем промахи и неудачи, в настоящем опираются на свои сильные стороны и имеют выраженную установку на успех в будущем.
3. При высоких образовательных стандартах, они дают себе право на ошибку; в обучении ориентированы на полюс «самых успешных» сокурсников, но без постоянного ревнивого сравнения; умеют получать удовольствие от самого хода обучения. В начале любого дела уверены в успехе, получают удовольствие и от результата, и от процесса деятельности; выполняют работу достаточно хорошо, понимая о невозможности сделать ее идеально. Фокусируются на своих достоинствах и достижениях; при выполнении задания учитывают также свои ограничения; легко вовлекаются в новую деятельность; не фиксированы только на одном обучении - имеют много задач в различных сферах; умеют расставлять приоритеты; хорошо работают в команде; достаточно быстро принимают решения; умеют отдыхать.
4. Студенты с конструктивным
перфекционизмом способны принимать других с их достоинствами и недостатками, умеют радоваться успехам других, терпимы и толерантны к окружающим людям. Для них характерно преобладание требований к себе над требованиями к другим; они независимы от мнения окружающих; имеют собственные цели и желания.
5. Будущие выпускники с конструктивным
перфекционизмом организованны,
дисциплинированы; склонны к рефлексии; упорны, имеют высокий уровень самоконтроля, способны к самоограничению; умеют чувствовать разницу между посредственностью и экстраординарностью. Они скрупулезны, обязательны, ответственны, настойчивы и требовательны к себе; имеют высокий, но реальный порог притязаний и устойчивую самооценку; высокий уровень самопонимания, самопринятия и самоактуализации;
оптимистичны; морально одарены, способны противостоять внешним воздействиям и руководствоваться самостоятельно-
сформированными убеждениями.
Конструктивные перфекционисты
руководствуются высшими этическими принципами справедливости, равенства, братства, а если нормы общества им противоречат, перфекционисты могут их нарушить; принимают конечность жизни и несовершенства мира; целью их жизни является счастье.
В качестве примера можно представить следующие стихи студентки, в которых выражены основные вышеописанные характеристики:
«Разорву я цепи, растерзаю страх,
Превращу преграды я в ничтожный прах. Загорятся звёзды, расцветёт душа,
Сердце грудь пробьёт мне К счастью вновь спеша!» [5]
Следует заметить, что при формировании управленческих компетенций у студентов с ДП и КП существует общее и особенное. Т.к. у всех студентов с высоким уровнем перфекционизма высокие требования к себе, своей деятельности, особенно учебной, то достаточно быстро и успешно формируются, как у группы студентов с ДП, так и у студентов с КП, управленческие компетенции 1-го уровня: К-01 (способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень); К-04 (способность пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения). Но в то же время выявляются выраженные различия при формировании компетенции К-02 (креативные способности) и К-03 (способность к адаптации к новым ситуациям), а так же компетенции К-05 (организаторские способности); К-6
(способность разрешать проблемные ситуации).
На втором уровне (магистратура) у представителей обеих групп (ДП и КП) формируются более успешно, чем у студентов с низким уровнем перфекционизма такие компетенции, как:
К-21 (способность к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений)
и К-22 (способность к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций).
Но, в тоже время, были выявлены выраженные трудности для студентов с ДП при формировании компетенций связанных с организационно-управленческими функциями -К-19, К-20. Следует заметить, что из-за
вышеописанных личностных характеристик, у студентов с ДП гораздо сложнее, или вообще не происходит формирования пяти необходимых
компетенций, требуемых для эффективной работы на федеральной государственной и гражданской службе: «Уверенность в себе», «Успешность», «Инициативность», «Командная работа» и «Коммуникабельность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при формировании управленческих компетенций необходимо учитывать как уровень актуальных знаний, умений и навыков студента, так и черты его характера, личностные особенности, в частности деструктивный перфекционизм. В последнем указанном случае необходимо подключение специальной программы по формированию конструктивного перфекционизма у будущего выпускника.
Литература
1. Хуторской А.В. Технология проектирования
ключевых и предметных компетенций // Компетенции в образовании: Опыт
проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое
предприятие "ИНЭК", 2007. 327 с.
2. Соловьёва, С.Р. Формирование управленческих компетенций в рамках психологопедагогического контекста [Текст]/ С.Р. Соловьёва //Вестник Воронежского
государственного технического университета. -2013. - Т. 9. № 3.2. - С.. 117-120.
3. Гаранян Н.Г. Перфекционизм как фактор студенческойдезадаптации / Д.А. Андрусенко, И. Д. Хломов // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 72-81; Flett G. Dimension of perfectionism and irrational thinking / R. Hewitt, K.R. Blankstein& S. Koledin // Journal of Ration-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 1991. № 9. P. 185-201.
4. Ларских М.В. Связь между перфекционизмом и депрессией у студентов ВГМА / С.В. Ларских // Материалы 14-ой международной научнопрактической конференции «Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии», Воронеж, Том 15, № 1, 2012 - с. 10.
5. В.Б. Жердева, Р.Н. Бутов Грани / Жердева В.Б., Бутов Р.Н. Сборник стихотворений и поэтических переводов студентов, аспирантов и преподавателей ВГТУ, Воронеж, 2006. - 86 с.
6. Коваль Н.А. Гуманитарная среда вуза как
важная предпосылка профессионального становления специалиста - Совершенствование психолого-педагогической подготовки
будущего учителя в свете модернизации системы Российского образования:
Коллективная монография / Г.А.Ашихмина, Л.Д. Бобылева, О.В.Дрокина и др..; Отв. ред. В.Н. Яценко. - Мичуринск: МГПИ, 2005
Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Воронежский государственный технический университет
FEATURESOFTHEFORMATIONOFMANAGERIALCOMPETENCIESOFSTUDENTS WITH
HIGH LEVEL OF PERFECTIONISM
M.V. Larsrskih, S.R. Solovyova
The paper discusses psychological and pedagogical relevance in aspects of constructive perfectionism during the formation of managerial competencies. The article contains theoretical foundations of constructive perfectionism
Key words: perfectionism, managerial competency, constructive perfectionism, "normal" perfectionism, the formation of competency