Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ ОБ УСЫНОВЛЕНИИ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ'

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ ОБ УСЫНОВЛЕНИИ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ / РОССИЙСКИЕ ДЕТИ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ / ТАЙНА УСЫНОВЛЕНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Небесная Е.О.

Из всех видов воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление является наиболее эффективной, поскольку при такой форме устройства дети оказываются в условиях, наиболее близких к семейным, основанным на родстве. Приоритетность усыновления как формы устройства детей-сирот закреплена в ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ). Статья посвящена проблемам, возникающим при рассмотрении дел о международном усыновлении. Анализируются особенности рассмотрения заявлений об усыновлении российских детей иностранными гражданами. Уделяется внимание проблеме сохранения тайны усыновления. Предлагается ряд законодательных изменений, способствующих повышению чёткости правового регулирования сферы международного усыновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PROBLEMS ARISING WHEN CONSIDERING APPLICATIONS FOR THE ADOPTION OF RUSSIAN CHILDREN BY FOREIGN CITIZENS

Of all the types of upbringing of children left without parental care, adoption is the most effective, since with this form of placement, children find themselves in conditions that are closest to those of a family based on kinship. The priority of adoption as a form of placement of orphans is enshrined in Art. 124 of the Family Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the RF IC) The article is devoted to the problems that arise when considering cases of international adoption. The features of consideration of applications for adoption of Russian children by foreign citizens are analyzed. Attention is paid to the problem of preserving the secrecy of adoption. A number of legislative changes are proposed to increase the clarity of the legal regulation of the sphere of international adoption.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЙ ОБ УСЫНОВЛЕНИИ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ»

К вопросу о проблемах, возникающих при рассмотрении заявлении об усыновлении россииских детей иностранными гражданами

Небесная Елизавета Олеговна

аспирант ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 9631149307@mail.ru

Из всех видов воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление является наиболее эффективной, поскольку при такой форме устройства дети оказываются в условиях, наиболее близких к семейным, основанным на родстве. Приоритетность усыновления как формы устройства детей-сирот закреплена в ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ).

Статья посвящена проблемам, возникающим при рассмотрении дел о международном усыновлении. Анализируются особенности рассмотрения заявлений об усыновлении российских детей иностранными гражданами. Уделяется внимание проблеме сохранения тайны усыновления. Предлагается ряд законодательных изменений, способствующих повышению чёткости правового регулирования сферы международного усыновления. Ключевые слова: международное усыновление, российские дети, иностранные граждане, судебное заседание, тайна усыновления, законодательство.

Из всех видов воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление является наиболее эффективной, поскольку при такой форме устройства дети оказываются в условиях, наиболее близких к семейным, основанным на родстве. Приоритетность усыновления как формы устройства детей-сирот закреплена в ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации (далее -СК РФ) [1]. Приоритет при устройстве российских детей отдаётся их родственникам вне зависимости от гражданства и места жительства, а также российским семьям. И лишь в случае невозможности усыновления детей этими категориями граждан закон допускает возможность международного усыновления.

Процедура международного усыновления регулируется нормами гл. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ) [2]. Ст. 269 ГПК РФ устанавливает исключительную подсудность дел об усыновлении российских детей иностранными гражданами. Требования к содержанию такого заявления закреплены в ст. 270 ГПК РФ, а перечень прилагаемых документов указан в ст. 271 ГПК РФ. Порядок подготовки дела к судебному разбирательству содержится в ст. 272 ГПК РФ.

Судебное заседание является завершающим этапом процедуры международного усыновления. В соответствии со ст. 273 ГПК РФ, заявление о международном усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании, обязательным является присутствие усыновителей, представителя органа опеки, прокурора и ребёнка старше четырнадцати лет. В случае необходимости в судебном заседании принимают участие и биологические родители ребёнка, другие заинтересованные лица и сам ребёнок в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

При определении предмета доказывания суд должен руководствоваться нормами СК РФ об усыновлении и учитывать указанные в заявлении усыновителей обстоятельства [3]. Также при определении значимых для разрешения дела круга фактов, порядка их исследования и оценки суд должен принимать во внимание Постановления Пленума Верховного Суда РФ и обзоры судебной практики Верховного Суда РФ по делам об усыновлении.

Рассмотрев материалы дела, суд выносит решение, которое должно быть законным и обоснованным, иметь грамотное, полное и понятное содержание, не допускается использование суждений, сложных выражений или оборотов, затрудняющих верное восприятие [4].

Согласно ст. 274 ГПК РФ при удовлетворении заявления суд признаёт ребёнка усыновлённым конкретными лицами и указывает в решении данные об усыновлённом и усыновителях, требуемые для государственной регистрации усыновления в органах ЗАГС. При этом суд может отказать в части удовлетворения просьбы о записи заявителей в качестве родителей ребёнка в записи акта о его рождении и об изменении даты и места рождения.

В случае отказа суда в удовлетворении заявления резолютивная часть решения содержит информацию о порядке и сроках подачи апелляционной жалобы на решение суда.

Вместе с тем несмотря на подробное законодательное закрепление процедуры международного усыновления и наличие разъяснений порядка применения и толкования закона, при рассмотрении указанной категории дел нередко возникают сложности [5]. Например, к таковым проблемам относится отсутствие нормативной конкретизации условий признания причин уклонения родителей от воспитания детей неуважительными. Так, семейное законодательство (ст. 130 СК РФ) устанавливает, что согласие биологических родителей на усыновление в ряде случаев не является обязательным: в том числе, когда биологические родители уклоняются от воспитания ребёнка или не проживают вместе с ним более полугода по неуважительным причинам.

В настоящее время закон не содержит конкретных критериев, позволяющих суду объективно определить уважительность или неуважительность причин, по которым лица не исполняют свои родительские обязанности надлежащим образом. Это способствует созданию вероятности признания судом причин, имеющих под собой достаточные основания, неуважительными. В таком случае можно говорить о нарушении прав как биологических родителей, так и самого ребенка.

Другой проблемой является несовершенство функционирования государственного банка сведений о детях, оставшихся без попечения родителей. П. 4 ст. 124 СК РФ устанавливает возможность усыновлений российских детей иностранными гражданами не ранее, чем через двенадцать месяцев после появления сведений об этих детях в федеральном банке данных. Указанные положения дублируются в Постановлении Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 [6].

Однако если дети до истечения этого срока передаются иностранным гражданам на воспитание или под опеку, то сведения о них не заносятся в государственный банк данных. Так, на практике известны случаи, когда несмотря на подтверждение иностранными опекунами намерений и возможности усыновить ребенка, обеспечить ему полноценное развитие, суды отказывали в усыновлении российских детей иностранными гражданами, поскольку в банке данных отсутствовали сведения об этих детях [7].

Проблемным представляется и вопрос об обеспечении тайны усыновления [8]. СК РФ не содержит

определения данного понятия, вместе с тем устанавливает возможность неразглашения сведений о том, что ребёнок усыновлён лицами, которые не являются его биологическими родителями. В целях обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя ребёнку может быть присвоена фамилия усыновителя и указанное им имя, новое отчество. Кроме того, в ряде случаев возможно изменение места и даты рождения ребёнка (ст.ст.134, 135 СК РФ).

В судебном заседании лица предупреждаются о необходимости сохранения тайны усыновления, разглашение которой вопреки воле усыновителя является основанием для привлечения к уголовной ответственности [9] по ст. 155 Уголовного кодекса Российской Федерации [10].

Ст. 139 СК РФ указывает лиц, обязанных хранить тайну усыновления, к ним относятся: судьи, которые вынесли решение об усыновлении ребёнка, должностные лица, занимающиеся государственной регистрацией усыновления, и лица, которые иным образом осведомлены об усыновлении. Таким образом, законодатель не закрепляет конкретный перечень ответственных лиц. В то же время, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16.06.2015 N 15-П, хранение тайны усыновления не является обязанностью усыновителей [11].

На сегодняшний день в теории права нет однозначной позиции относительно целесообразности применения положений о тайне усыновления на практике. Так, одни ученые считают необходимым сохранение тайны усыновления, поскольку это способствует созданию близких родственных отношений между усыновителем и усыновленным [12]. Вместе с тем другие авторы не считают сохранение тайны усыновления рациональным. Так, по мнению А. М. Нечаевой, «целесообразность применения мер по сохранению тайны усыновления ребенка весьма проблематична при усыновлении российских детей иностранцами. В законодательстве стран — попечителей российских детей (США, Канады, Италии и т. д.) отсутствуют нормы, ограждающие тайну усыновления. Международных договоров, к которым бы присоединилась Россия и которые бы содержали нормы о тайне усыновлений также не существует» [13].

Действительно, с учётом особенностей процедуры международного усыновления, а именно необходимости применения норм не только российского законодательства, но и законодательства принимающего государства, обеспечение тайны усыновления при усыновлении российского ребёнка иностранными гражданами не всегда представляется целесообразным, поскольку во многих правовых системах государств отсутствуют нормы о тайне усыновления [14]. Поскольку усыновленному ребенку предстоит постоянно проживать в государстве усыновителей, то и вопрос о необходимости сохранения тайны усыновления зависит от позиции личного закона физического лица иностранного государства [15].

и и

з

X

а

а

и о т

V

сч о сч

Полагаем, что при рассмотрении дел об усыновлении российских детей иностранными гражданами проблема сохранения тайны усыновления и привлечения к ответственности за ее разглашение должна разрешаться в соответствии с положениями законодательства принимающего государства, в которое переехал или должен переехать ребенок после его усыновления.

Также значимой проблемой рассмотрения дел о международном усыновлении является отсутствие минимального срока взаимодействия потенциального усыновителя с ребёнком. Для установления усыновления обязательным является предоставление органом опеки заключения об обоснованности и соответствии усыновления интересам ребёнка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей с ребёнком [16]. Вместе с тем на практике органы опеки порой предоставляют заключение о соответствии потенциального усыновителя установленным законом требованиям, не учитывая его взаимоотношений с ребёнком, что противоречит интересам последнего.

Таким образом, можно прийти к выводу, что одной из основных причин возникновения сложностей при рассмотрении заявлений о международном усыновлении является недостаточная чёткость правового регулирования. В связи с этим возможно предложить следующие изменения законодательства:

1. Введение коллегиального рассмотрения дел об усыновлении российских детей иностранными гражданами, что обеспечит всестороннее изучение обстоятельств дела, минимизацию рисков нарушения прав и интересов ребёнка и его биологических родителей.

2. Дополнение ст. 124 СК РФ положениями о возможности усыновления иностранными гражданами российских детей, уже переданных в их приёмную семью либо уже находящихся под их опекой, независимо от наличия сведений об этих детях в государственном банке данных.

3. Конкретизация и дополнение ст. 139 СК РФ: для соблюдения интересов российских усыновителей возможно составление исчерпывающего перечня лиц, которые несут ответственность за разглашение тайны усыновления, иностранных -включение нормы об особом порядке применения правил тайны усыновления при международном усыновлении, подразумевающем приоритетность законодательства принимающего государства, в которое переехал или должен переехать ребенок после его усыновления, в части регулирования тайны усыновления.

4. Ужесточение наказания за нарушение правил международного усыновления. Ст. 154 УК РФ, по-свящённая незаконному усыновлению, может быть дополнена нормой о наказании сотрудников органов опеки за халатное отношение к должностным обязанностям даже в случае однократного нарушения.

5. Установление минимального срока взаимодействия усыновителя и ребёнка. По аналогии с французским законодательством [17], российское

законодательство о международном усыновлении можно дополнить нормой об обязательном предварительном помещении ребёнка в семью кандидатов в усыновители в целях подтверждения установления хорошего контакта ребёнка с усыновителями и соответствия усыновления его интересам.

Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение проблем при рассмотрении дел по заявлениям иностранных граждан об усыновлении российских детей во многом обусловлено недостаточностью правового регулирования, неверным толкованием законодательных норм правоприменителями. Вследствие этого процедура международного усыновления в России нуждается в уточнении и оптимизации с целью повышения безопасности усыновлённых детей и обеспечения их благополучия.

Литература

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 04.08.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8 982/ (дата обращения: 16.12.2022).

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-Ф3 (ред. от 07.10.2022) [Электронный ресурс] // СПС Консуль-тантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 9570/ (дата обращения: 16.12.2022).

3. Аграшева О.Е. Особенности усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами // Вопросы российской юстиции. -2020. - № 9. - С. 181-191.

4. Цепкова Т.М., Бахарева О.А. Некоторые процессуальные особенности решения суда по делам об усыновлении ребёнка и его исполнение // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. - № 3 (128). - С. 133-138.

5. Чуркина Л.М. Основные проблемы правоприменительной практики и меры совершенствования законодательства о международном усыновлении в Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - № 2. - С. 8494.

6. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 27.09.2021) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учёт консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновлённых иностранными гражданами или лицами без гражданства» [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 6751/ (дата обращения: 16.12.2022).

7. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2006 N 5-

Г06-36 [Электронный ресурс] // Собрание законодательства Российской Федерации. - URL: https://www.szrf.ru/szrf/doc.php?nb=103&issid=10320 06011000&docid=11 (дата обращения: 16.12.2022).

8. Жиляева С.К., Раков К.А. Проблема тайны усыновления в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 4. - С. 5356. - DOI: 10.24411/2414-3995-2018-10009.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 24.09.2022) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 0699/ (дата обращения: 16.12.2022).

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 (ред. от 17.12.2013) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5 9826/ (дата обращения: 16.12.2022).

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2015 N 15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан Г.Ф. Грубич и Т.Г. Гущиной» [Электронный ресурс] // СПС Консуль-тантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 81188/ (дата обращения: 16.12.2022).

12. Летова К. В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М., 2006. С. 108.

13. Нечаева А. М. Тайна усыновления // Закон. 2000. № 3. С. 112-113.

14. Андрюшина А.В. Некоторые проблемы международного усыновления (удочерения) и пути их решения // Молодой учёный. - 2020. - № 19 (309). -С. 276-279.

15. Трансграничное усыновление: тайна усыновления или право на индивидуальность? / К. О. Трин-ченко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2015. — No 2 (34). — С. 42-54.

16. Усыновление [Электронный ресурс] // Сайт департамента семейной политики министерства социальной политики Калининградской области. -URL: https://social.gov39.ru/sayty-departamentov/opeka39/semeynye-formy-ustroystva-detey/usynovlenie/ (дата обращения: 16.12.2022).

17. Усыновление во Французской Республике: методическая рассылка No 8/2018 [Электронный ресурс] // Национальный центр усыновления Республики Беларусь. - URL: https://naced u .by/assets/files/8-2018-metodicheskaya-rassylka-N-8-2018.pdf (дата обращения: 16.12.2022).

On the issue of problems arising when considering applications for the

adoption of russian children by foreign citizens Nebesnaya E.O.

Saratov State Law Academy

Of all the types of upbringing of children left without parental care, adoption is the most effective, since with this form of placement, children find themselves in conditions that are closest to those of a family based on kinship. The priority of adoption as a form of placement of orphans is

enshrined in Art. 124 of the Family Code of the Russian Federation (hereinafter referred to as the RF IC) The article is devoted to the problems that arise when considering cases of international adoption. The features of consideration of applications for adoption of Russian children by foreign citizens are analyzed. Attention is paid to the problem of preserving the secrecy of adoption. A number of legislative changes are proposed to increase the clarity of the legal regulation of the sphere of international adoption. Keywords: international adoption, Russian children, foreign citizens, court

session, secret of adoption, legislation. References

1. Family Code of the Russian Federation of December 29, 1995 N 223-FZ (as

amended on August 4, 2022) (as amended and supplemented, entered into force on September 1, 2022) [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus. - URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (date of access: 12/16/2022).

2. Code of Civil Procedure of the Russian Federation of November 14, 2002 N

138-FZ (as amended on October 7, 2022) [Electronic resource] // ATP ConsultantPlus. - URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (date of access: 12/16/2022).

3. Agrasheva O.E. Peculiarities of adoption (adoption) of Russian children by

foreign citizens // Issues of Russian justice. - 2020. - No. 9. - P. 181-191.

4. Tsepkova T.M., Bakhareva O.A. Some procedural features of the court

decision in cases of adoption of a child and its execution // Bulletin of the Saratov State Law Academy. - 2019. - No. 3 (128). - S. 133-138.

5. Churkina L.M. The main problems of law enforcement practice and

measures to improve the legislation on international adoption in the Russian Federation // Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishchev. -2019. - No. 2. - P. 84-94.

6. Decree of the Government of the Russian Federation of March 29, 2000 N

275 (as amended on September 27, 2021) "On approval of the rules for the transfer of children for adoption (adoption) and monitoring the conditions of their life and upbringing in families of adoptive parents on the territory of the Russian Federation and the Rules for placing children on registration by consular institutions of the Russian Federation of children who are citizens of the Russian Federation and adopted by foreign citizens or stateless persons" [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26751/ (date of access: 12/16/2022).

7. Determination of the Judicial Collegium for Civil Cases of the Supreme Court

of the Russian Federation of April 11, 2006 N 5-G06-36 [Electronic resource] // Collection of Legislation of the Russian Federation. - URL: https://www.szrf.ru/szrf/doc.php?nb=103&issid=1032006011000&docid= 11 (date of access: 12/16/2022).

8. Zhilyaeva S.K., Rakov K.A. The problem of secrecy of adoption in the

Russian Federation // Bulletin of economic security. - 2018. - No. 4. - P. 53-56. - DOI: 10.24411/2414-3995-2018-10009.

9. Criminal Code of the Russian Federation of 06/13/1996 N 63-FZ (as

amended on 09/24/2022) [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (date of access: 12/16/2022).

10. Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of April 20, 2006 N 8 (as amended on December 17, 2013) "On the application of legislation by the courts when considering cases of adoption (adoption) of children" [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59826/ (date of access: 12/16/2022).

11. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of June 16, 2015 N 15-P "On the case of checking the constitutionality of the provisions of Article 139 of the Family Code of the Russian Federation and Article 47 of the Federal Law "On acts of civil status" in connection with the complaint of citizens G.F. Grubich and T.G. Gushchina" [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181188/ (date of access: 12/16/2022).

12. Letova KV Adoption in the Russian Federation: legal problems. M., 2006. S. 108.

13. Nechaeva A. M. The secret of adoption // Law. 2000. No. 3. P. 112-113.

14. Andryushina A.V. Some problems of international adoption (adoption) and ways to solve them // Young scientist. - 2020. - No. 19 (309). - S. 276279.

15. Cross-border adoption: secrecy of adoption or right to identity? / K. O. Trinchenko // News of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences. - 2015. - No 2 (34). — pp. 42-54.

16. Adoption [Electronic resource] // Website of the Family Policy Department of the Ministry of Social Policy of the Kaliningrad Region. - URL: https://social.gov39.ru/sayty-departamentov/opeka39/semeynye-formy-ustroystva-detey/usynovlenie/ (date of access: 12/16/2022).

17. Adoption in the French Republic: methodical mailing No 8/2018 [Electronic

resource] // National Center for Adoption of the Republic of Belarus. -URL: https://nacedu.by/assets/files/8-2018-metodicheskaya-rassylka-N-8-2018.pdf (date of access: 12/16/2022).

u и

н

x

n

a

a) о т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.