Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ'

ОСОБЕННОСТИ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1754
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЁНКА / СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / ADOPTION / FOREIGN CITIZENS / THE UN CONVENTION OF THE RIGHTS OF THE CHILD (UNCRC) / THE FAMILY CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / FAMILY LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аграшева Ольга Евгеньевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей усыновления (удочерения) российских детей гражданами иностранных государств. На основе действующего российского законодательства и международных актов, входящих в систему российского права, описан общий порядок осуществления данной процедуры. Примеры из судебной практики позволили осветить отдельные проблемные аспекты, как, например, причины отмены усыновления (удочерения), и процессуальные сложности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении). Особенное внимание в статье уделено статистическим данным, позволяющим предположить формирование определённых тенденций относительно рассматриваемой процедуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIALTIES OF RUSSIAN CHILDREN ADOPTION BY FOREIGN CITIZENS

The article considers the specialties of Russian children adoption by the citizens of foreign countries. There is the common order of its realization on the basis of the Russian law and those international legal acts, which are the part of the Russian law system. The judicial practice examples gave an opportunity to elucidate some particular problem aspects, such as, for example, the reasons of the adoption cancellation, and some difficulties within the trial of adoption cases. Particular attention is paid to the statistics, which allows to guess the formation of some tendencies touching the procedure in question.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ»

УДК 346:347.195.5

Аграшева Ольга Евгеньевна НИ МГУ им. Н. П. Огарёва Юридический факультет Россия, Республика Мордовия, Саранск

olyagrash@mail .ru Agrasheva Olga

National Research Ogarev Mordovia State University

Law faculty

Russia, Republic of Mordovia, Saransk

ОСОБЕННОСТИ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ Аннотация: статья посвящена рассмотрению особенностей усыновления (удочерения) российских детей гражданами иностранных государств. На основе действующего российского законодательства и международных актов, входящих в систему российского права, описан общий порядок осуществления данной процедуры. Примеры из судебной практики позволили осветить отдельные проблемные аспекты, как, например, причины отмены усыновления (удочерения), и процессуальные сложности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении). Особенное внимание в статье уделено статистическим данным, позволяющим предположить формирование определённых тенденций относительно рассматриваемой процедуры.

Ключевые слова: усыновление (удочерение), иностранные граждане, Конвенция ООН о правах ребёнка, Семейный Кодекс РФ, семейное право.

THE SPECIALTIES OF RUSSIAN CHILDREN ADOPTION BY FOREIGN

CITIZENS

Annotation: The article considers the specialties of Russian children adoption by the

citizens of foreign countries. There is the common order of its realization on the basis 181

of the Russian law and those international legal acts, which are the part of the Russian law system. The judicial practice examples gave an opportunity to elucidate some particular problem aspects, such as, for example, the reasons of the adoption cancellation, and some difficulties within the trial of adoption cases. Particular attention is paid to the statistics, which allows to guess the formation of some tendencies touching the procedure in question.

Key words: adoption, foreign citizens, the UN Convention of the Rights of the Child (UNCRC), the Family Code of the Russian Federation, family law.

Усыновление (удочерение) российских детей гражданами иностранных государств представляет собой особый правовой институт в рамках семейного права. Он объединяет в себе нормы Семейного кодекса РФ, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», а также ряда судебных актов, таких как Постановления Пленума ВС РФ и обзоры судебной практики. Однако, сегодня существует опасность исчезновения этого института.

Используя статистику в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, которые находятся под надзором в специализированных

организациях, мы обнаружили следующие тенденции. Количество детей,

которые «нашли» родителей заграницей, с момента введения ФЗ «О мерах

воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод

человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», больше известного как

«Закон Димы Яковлева», сократилось более, чем в 9 раз (с 2604 детей в 2012 году

до 289 в 2018 году) [7]. Несмотря на то, что на сегодняшний день согласно

сведениям открытого банка данных о детях, оставшихся без попечения

родителей, который ведёт Департамент государственной политики в сфере

защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации, в семье

нуждается 43061 ребёнок, а статистика усыновления (удочерения) с 2012 по 2018 182

i Ш

гг. показывает [8], что сами россияне всё реже становятся усыновителями (в 2012 году было усыновлено (удочерено) 9169 детей, а в 2019 - 4227), согласно заявлению замдиректора консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации [7], Руслана Голубовского, сделанному 27 ноября 2019 года в Совете Федерации [13], необходимо распространить действие статьи 4 вышеназванного закона на всех иностранных граждан. Таким образом, в целях сохранения представлений о действии российского правового механизма усыновления (удочерения) мы считаем важным осветить в данной работе главные особенности этой процедуры.

Итак, основные положения, закрепляющие возможность иностранных

граждан усыновлять (удочерять) детей из Российской Федерации, что также

называют международным усыновлением (удочерением) [9; 10; 11], изложены в

статье 165 СК РФ [3]. Ключевая идея основана на приоритете прав и интересов

ребёнка, поэтому если они нарушаются, то усыновление (удочерение) не

производится, а уже произведённое - отменяется в судебном порядке. Если

имеет место усыновление (удочерение) ребёнка, который проживает за

пределами России, то оно признаётся действительным только при получении

предварительного разрешения от органа исполнительной власти того субъекта

РФ, на территории которого ребёнок или его родители проживали до выезда за

рубеж. Когда процесс усыновления (удочерения) успешно завершился, это не

значит, что на этом российская юрисдикция в отношении такого ребёнка

прекращается: в трёхмесячный срок с момента въезда в государство проживания

усыновителей они обязаны поставить ребёнка на учёт в соответствующем

консульском учреждении (или консульском отделе посольства РФ за рубежом),

где он будет числиться до момента достижения совершеннолетия (а в случае

переезда на усыновителей возлагается обязанность проинформировать о данном

факте «старое» консульское учреждение и поставить ребёнка на учет в «новом»).

За данным процессом следит Министерство просвещения Российской

Федерации и каждые шесть месяцев формирует списки детей, которые должны

быть поставлены на учёт, а в ответ в конце календарного года консульские 183

Ш

учреждения направляют в Министерство списки детей, которые фактически были поставлены на учёт, а также данные о фактах нарушения прав и законных интересов детей в семье усыновителей [5].

И само усыновление (удочерение), и его отказ должны проводиться в соответствии с законодательством того государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи соответствующего заявления. Данная коллизионная привязка может быть объяснена тем, что в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка, принятой 20 ноября 2019 года, в отношении усыновляемого (удочеряемого) ребёнка, который является гражданином иного, нежели его усыновители, государства, должны действовать те же гарантии и должны применяться те же нормы, которые используются при традиционной процедуре усыновления (удочерения) детей внутри государства [1]. Кроме того, аналогичное правило закреплено в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, участницей которой является Российская Федерация. Применение норм иностранного права ограничивается лишь случаями противоречия публичному порядку РФ (статья 167 СК РФ) и невозможности установления содержания этих норм (пункт 2 статьи 166 СК РФ).

Однако, это не значит, что положения норм российского права в сфере усыновления (удочерения) не применяются вовсе. Необходимо соблюдение ряда требований, которые содержатся в нормативно-правовых актах как международного, так и национального характера. Поэтому, процедура осуществляется не только в соответствии с положениями соответствующих международных договоров о сотрудничестве в области усыновления детей, но и ключевыми положениями российского национального законодательства об усыновлении (удочерении). Сюда относятся правила в отношении:

1. детей, которых можно усыновить или удочерить (статья 124 СК РФ);

2. порядка усыновления (удочерения) (статья 125 СК РФ);

3. учёта детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих их усыновить (статья 126 СК РФ);

184

4. лиц, имеющих право стать усыновителями (статья 127 СК РФ за исключением подпункта 7 пункта 1);

5. разницы в возрасте между усыновителями и усыновляемым (статья 128 СК РФ);

6. необходимости согласия родителей на усыновление или отсутствии таковой (статья 129 СК РФ и статья 130 СК РФ за исключением абзаца пятого);

7. согласия на усыновление детей опекунов (попечителей), приёмных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (статья 131 СК РФ);

8. согласия усыновляемого ребёнка на усыновление (статья 132 СК РФ);

9. согласия супруга усыновителя на усыновление ребёнка (статья 133 СК

РФ).

Выполнение данных требований проверяет судья в ходе подготовке дела об усыновлении (удочерении) к судебному разбирательству, в том числе, особое внимание уделяется проверке соблюдения процедуры регистрации усыновляемого (удочеряемого) государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и документальному подтверждению предпринимавшихся попыток по передаче ребёнка на воспитание в семью российских граждан или по усыновлению родственниками ребёнка [4].

Практическое подтверждение данного факта мы находим в Обзоре практики рассмотрения в 2018 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, подготовленном Верховным Судом Российской Федерации [6]. Из него следует, что суды устанавливали наличие (отсутствие) родственников ребёнка, если таковые были найдены, выяснялось, отказывались ли они от возможности взять ребёнка на воспитание в свою семью, если же отказались, то выяснялись причины, в связи с которыми родственники приняли такое решение. В случае необходимости родственников опрашивали непосредственно в ходе судебного заседания. Более того, судами

185

Ш

исследовался вопрос о том, какое количество российских граждан получило информацию о ребёнке, которого собираются усыновить (удочерить) иностранные граждане, и, соответственно, каковы были причины их отказа.

В Обзоре представлены и прочие аспекты судебного разрешения вопроса усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами. Так, отдельное место в нём занимают тенденции и статистика. Например, продолжая тему отказов, были выделены наиболее частые причины таковых - возраст, финансовое состояние, характер работы, необходимость осуществлять уход за нетрудоспособными родственниками. Следующая тенденция касается социальной роли усыновителей: по абсолютному большинству дел усыновителями выступали супруги. Часто дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновлялись их отчимами (мачехами) или родственниками, которые, в свою очередь, являлись иностранными гражданами. Что касается национальной принадлежности усыновителей то больше всего среди них итальянцев, испанцев и французов.

Отмечены также и наиболее частые причины отмены усыновления

(удочерения). Среди них лидирующую позицию занимает состояние здоровья,

но что интересно именно для международного усыновления (удочерения), то

здесь имели место отказы после дополнительных медицинских обследований по

инициативе усыновителей. И здесь уже в силу морально-нравственных мотивов

возникают вопросы о масштабах диспозитивности нормы, закреплённой в

пункте 2 статьи 141 СК РФ, и о том, насколько добросовестно прошёл этап

отбора усыновителей. То есть в данной ситуации имеет место своего рода

недобросовестность усыновителей, поскольку имея намерение проводить

обследования уже после завершения процедуры усыновления (удочерения),

получается, что усыновители не понимают последствий возможного отказа для

психологического состояния ребёнка. Однако, при этом их поведение остаётся в

рамках правового поля, и отказ может быть легально мотивирован довольно

пространной формулировкой об «интересах ребёнка», в данном случае

приравненных к невозможности предоставить ему должное лечение, лучшим 186

условиям специализированных учреждений и т.п. Более того, усыновитель может заявить, что его преднамеренно не осведомили о состоянии здоровья ребёнка, введя его тем самым в заблуждение. Наряду с подобной причиной указаны и иные. Одна из наиболее неоднозначных - это невозможность найти общий язык между усыновлённым (удочерённым) ребёнком и биологически родным ребёнком усыновителей. В данной ситуации, даже если у самих усыновителей сложились хорошие взаимоотношения с усыновлённым (удочерённым), то у них всё равно остаётся возможность отказа, поскольку выход из якобы психологически некомфортной среды опять же может трактоваться как действие, совершённое «в интересах ребёнка». То есть такая формулировка полностью уводит рассмотрение дела об отказе от усыновления (удочерения) из сферы правил правового характера в анализ чисто человеческих взаимоотношений. Перед судом, фактически, встают вопросы о том, действительно ли ребёнку будет лучше в специализированном учреждении, нежели в такой семье (ведь, даже у биологически родных братьев и сестёр в семье своих биологически родных родителей не всегда складываются дружеские отношения); каковы шансы этого ребёнка на новое усыновление (удочерение) после отказа и т.п.

При всём этом существует некоторая диспропорция в отношении судов к разрешению разных аспектов готовности иностранных граждан стать усыновителями. Так, например, суды проверяют факт прохождения специальной программы подготовки, специальных курсов, что подтверждается заявителями документально в приложениях к заявлению об усыновлении по правилам 271 ГПК РФ. Однако, в Обзоре указан случай, когда заявление было оставлено без движения по причине того, что в таком документе, подтверждающем прохождение программы подготовки, не было информации о количестве проведённых занятий.

В Обзоре также затронут важный процессуальный момент - это учёт

мнения ребёнка, не достигшего возраста 10 лет. В подобной ситуации он имеет

особое значение, поскольку стоит вопрос об изменении страны проживания 187

Ш

ребёнка, а значит, он будет погружён в иную языковую среду, изменятся особенности менталитета, традиции, обычаи и т.п. (заметим, что вопрос о том, какие действия, собираются предпринять потенциальные усыновители для более комфортного «погружения в среду» также исследуется судом), что серьёзно повлияет на психологическое состояние и в дальнейшем отразится на становлении ребёнка как личности. Так, практика судов показала, что дети данной возрастной категории опрашивались в судебных заседаниях в целом ряде субъектов Российской Федерации. Возможность опроса обсуждалась с руководителями организаций, в которых находились дети, и представителями органов опеки и попечительства. Они, в свою очередь, формировали своё мнение не просто из собственных наблюдений и наблюдений тех специалистов, которые ежедневно занимаются с детьми, но также с учётом специальных тестирований, заключений врачей, психологов и прочих специалистов, способных оценить готовность ребёнка адекватно выразить свои взгляды.

Ещё один вывод Обзора касается, главным образом, не детей-сирот или

детей, оставшихся без попечения родителей, а тех, у которых по тем или иным

причинам официально есть только один родитель. Этот вывод связан с вопросом

подсудности, а именно, что в случае неподсудности заявления об усыновлении

оно возвращается заявителю, и в качестве примера приводится дело, согласно

которому российскому гражданину отказали в усыновлении

несовершеннолетних детей супруги, поскольку и она, и дети являются

гражданами другого государства - Украины. При этом, из данного случая мы не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

видим, выяснял ли суд вопрос о месте проживания детей, поскольку именно он

представляется в данном случае ключевым. В 2013 году Россия присоединилась

к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и

сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите

детей от 1.01.2002 года, участницей которой является и Украина. Исходя из

общего смысла статей 3 и 5 Конвенции, следует, что судебные органы того

государства, где проживает ребёнок, обладают юрисдикцией принимать меры,

направленные на защиту его прав и интересов [2]. В данной ситуации, за 188

Ш

неимением достаточной информации об обстоятельствах дела мы можем только предположить, что если заявитель, состоящий в браке с гражданкой Украины, проживает с ней и её детьми на территории Российской Федерации и тому есть достаточные основания (например, справка с месты учёбы детей), то суд должен был рассмотреть заявление об усыновлении. Так, например, уже позже, в 2019 году Верховный Суд, разбирая семейное дело совершенно иной категории, среди участников которого не было ни одного российского гражданина, признал возможность рассмотрения спора на территории РФ по правилам вышеназванной Конвенции, поскольку в силу предоставленных доказательств на момент спора Российская Федерация могла рассматриваться судами как «обычное место проживания» ребёнка (для этого выясняются такие факты, как длительность, периодичность, условия и причины пребывания ребенка на территории государства и перемещения семьи в этом государстве, национальность ребёнка, место и условия посещения образовательного учреждения, языковые знания, семейные и социальные связи ребенка в государстве) [12].

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели основные правила усыновления (удочерения) детей, являющихся гражданами России, иностранными гражданами в соответствии с законодательством РФ в сфере семейного права. На основании Обзора ВС РФ мы выделили отдельные аспекты процедуры, которые представляются наиболее важными на этапе рассмотрения дела об усыновлении (удочерении) судом.

Список литературы:

1. Конвенция ООН о правах ребёнка от 20.11.1989 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2020]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 10.09.20).

2. Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении

и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите 189

£ ш

детей от 1.01.2002 [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс [электронный фонд правовой и нормативно-технической документации]. - [М., 2020]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499023340 (дата обращения: 10.09.20).

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2020]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 10.09.20)

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят 23 октября 2002 года. №138-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2002. - №46. - Ст. 4532.

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» .29 марта 2000 г. №275 // (Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. №15. Ст.1590.

6. Обзор практики рассмотрения в 2018 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, подготовленном Верховным Судом Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2020]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325915/ (дата обращения: 10.09.20).

7. Единая информационная система обеспечения деятельности Министерства образования и науки РФ (ЕИС Минобрнауки РФ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

190

Ш

http://eis.mon.gov.ru/education_socialization/SitePages/Опека%20и%20попечитель ство.%20Формы^рх (дата обращения: 10.09.20).

8. Открытый банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://усыновите.рф (дата обращения: 10.09.20).

9. Зимина Е. В., Витько О. В. Международное усыновление в российской системе устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы функционирования и развития / Е. В. Зимина, О. В. Витько // Baikal Research Journal. - 2017. - №1.

10. Кузнецова О. В. Проблемы усыновления российских детей иностранными гражданами / О. В. Кузнецова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - №23 (378). - С. 119-124.

11. Ходырева Е. Б. Международное усыновление как конструирование социального родства : автореф. дис. ... канд. соц. наук / Е. Б. Ходырева - Нижний Новгород, 2019. - 22 с.

12. ВС разрешил российским судам решать судьбу иностранных детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rapsinews.ru/incident_publication/20190826/303119091.html (дата обращения: 10.09.20).

13. Кого накажет Россия, снова ограничив усыновление сирот иностранцами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/11/28/817332-nakazhet-rossiya (дата обращения: 10.09.20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.