Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ УСЫНОВЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ'

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ УСЫНОВЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕБЁНОК / СЕМЬЯ / УСЫНОВЛЕНИЕ / УСЫНОВИТЕЛИ / КАНДИДАТЫ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ / ОБУЧЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ / СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО / ПРОЦЕДУРА УСЫНОВЛЕНИЯ / ПРИЁМНЫЕ ДЕТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CHILD / FAMILY / ADOPTION / ADOPTIVE PARENTS / CANDIDATES FOR SUBSTITUTE PARENTS / TRAINING OF SUBSTITUTE PARENTS / JUDICIAL PROCEEDINGS / ADOPTION PROCEDURE / FOSTER CHILDREN / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Александр Владимирович, Кремезион Ольга Викторовна

Актуальность представленного в данной статье исследования обусловлена необходимостью и важностью анализа условий и факторов, оказывающих влияние на улучшение адаптации приёмного ребёнка в замещающей семье в современных условиях, обеспечивающих снижение количества конфликтных ситуаций и различного рода конфликтов, нередко являющихся одной из доминирующих причин возврата детей обратно в специализированные учреждения. Цель: изучение социально-правового алгоритма процедуры усыновления приёмных детей, а также процесса обучения замещающих родителей, исходя из имеющегося на сегодняшний день как зарубежного, так и отечественного опыта. Методология исследования - сравнительный анализ нормативно-законодательной базы по обозначенной выше проблеме в различных странах мира. Авторы приходят к выводу о том, что одной из самых приоритетных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, во всех странах мира является усыновление. В этой связи важно отметить, что предпринятый анализ зарубежного опыта в вопросе социально-правового алгоритма осуществления процедуры усыновления, а также обучения замещающих родителей может стать основой внедрения наиболее рациональной модели в Российской Федерации, а также оказать помощь в определении наиболее оптимальной степени преемственности в данной области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-LEGAL ALGORITHM OF IMPLEMENTATION OF THE ADOPTION PROCEDURES AND TRAINING OF SUBSTITUTE PARENTS: FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE

The relevance of the study presented in this article is due to the need and importance of the analysis of the conditions and factors that influence the improvement of adaptation of the foster child in a substitute family in modern conditions, providing a reduction in the number of conflict situations and various kinds of conflicts, which are often one of the dominant reasons for the return of children back to specialized institutions. Purpose: to study the socio-legal algorithm of the procedure of adoption of foster children, as well as the process of training of substitute parents, based on the existing to date, both foreign and domestic experience. Research methodology - a comparative analysis of the regulatory framework on the above problem in different countries of the world. The authors come to the conclusion that adoption is one of the most priority forms of placement of children left without parental care in all countries of the world. In this regard, it is important to note that the analysis of foreign experience in the socio-legal algorithm of the adoption procedure, as well as the training of substitute parents can be the basis for the introduction of the most rational model in the Russian Federation, as well as to assist in determining the most optimal degree of continuity in this area

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ УСЫНОВЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ»

МОРОЗОВ Александр Владимирович,

доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России e-mail: doc_morozov@mail.ru SPIN-код: 7417-4355, AuthorID: 708614

КРЕМЕЗИОН Ольга Викторовна,

аспирант Института управления образованием Российской академии образования e-mail: olakremezion@gmail.com SPIN-код: 8653-8205

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АЛГОРИТМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ УСЫНОВЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Аннотация. Актуальность представленного в данной статье исследования обусловлена необходимостью и важностью анализа условий и факторов, оказывающих влияние на улучшение адаптации приёмного ребёнка в замещающей семье в современных условиях, обеспечивающих снижение количества конфликтных ситуаций и различного рода конфликтов, нередко являющихся одной из доминирующих причин возврата детей обратно в специализированные учреждения. Цель: изучение социально-правового алгоритма процедуры усыновления приёмных детей, а также процесса обучения замещающих родителей, исходя из имеющегося на сегодняшний день как зарубежного, так и отечественного опыта. Методология исследования - сравнительный анализ нормативно-законодательной базы по обозначенной выше проблеме в различных странах мира. Авторы приходят к выводу о том, что одной из самых приоритетных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, во всех странах мира является усыновление. В этой связи важно отметить, что предпринятый анализ зарубежного опыта в вопросе социально-правового алгоритма осуществления процедуры усыновления, а также обучения замещающих родителей может стать основой внедрения наиболее рациональной модели в Российской Федерации, а также оказать помощь в определении наиболее оптимальной степени преемственности в данной области.

Ключевые слова: ребёнок, семья, усыновление, усыновители, кандидаты в замещающие родители, обучение замещающих родителей, судебное разбирательство, процедура усыновления, приёмные дети, законодательство.

MOROZOVAlexander Vladimirovich,

doctor of pedagogical Sciences, Professor, chief researcher of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

KREMEZION Olga Victorovna,

post-graduate student of the Institute of education Management

of the Russian Academy of education

SOCIO-LEGAL ALGORITHM OF IMPLEMENTATION OF THE ADOPTION PROCEDURES AND TRAINING OF SUBSTITUTE PARENTS: FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE

Annotation. The relevance of the study presented in this article is due to the need and importance of the analysis of the conditions and factors that influence the improvement of adaptation of the foster child in a substitute family in modern conditions, providing a reduction in the number of conflict situations and various kinds of conflicts, which are often one of the dominant reasons for the return of children back to specialized institutions. Purpose: to study the socio-legal algorithm of the proce-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

УДК 347.633 ББК 74.9

dure of adoption of foster children, as well as the process of training of substitute parents, based on the existing to date, both foreign and domestic experience. Research methodology - a comparative analysis of the regulatory framework on the above problem in different countries of the world. The authors come to the conclusion that adoption is one of the most priority forms of placement of children left without parental care in all countries of the world. In this regard, it is important to note that the analysis of foreign experience in the socio-legal algorithm of the adoption procedure, as well as the training of substitute parents can be the basis for the introduction of the most rational model in the Russian Federation, as well as to assist in determining the most optimal degree of continuity in this area.

Key words: child, family, adoption, adoptive parents, candidates for substitute parents, training of substitute parents, judicial proceedings, adoption procedure, foster children, legislation.

Значительное число государств ввели в своё законодательство институт усыновления в XIX - XX вв., где данный институт имел своей целью помощь именно ребёнку; при этом, правовые связи между ребёнком и его кровной семьей сохранялись («простое» усыновление). На данный момент большинство исследованных нами стран (Австралия, Дания, Италия, Норвегия, США, Финляндия, Швеция) благоволят к так называемому «полному» усыновлению с прекращением правовых взаимоотношений с кровной семьей и полной интеграцией ребёнка в новую семью [2]. В российском праве нет разделения на, так называемые, виды усыновления. По объёму правовых последствий в нашей стране существует исключительно «полное усыновление».

Всё большее признание получает тот факт, что процесс усыновления является не только юридическим, по сущности, но также и социальным процессом, целью которого является установление эмоциональных связей во вновь образованной семье. По мнению американского учёного Дж. X. Холлингера, усыновление, как социальный процесс, удовлетворяет интересы всех сторон в триаде усыновления:

• биологических родителей;

• усыновителей;

• ребёнка [16].

В данной статье мы поэтапно рассмотрим социально-правовой алгоритм осуществления процедуры усыновления с учётом как отечественного, так и зарубежного опыта. Нами были исследованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Италии, Испании, Франции, Германии, Англии, Швейцарии, США в сфере организации и регулирования системы усыновления.

В настоящий момент, согласно действующему Постановлению Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (в ред. от 19.12.2018) существует конкретный перечень документов, необходимых для первоначального этапа процедуры усыновления:

• автобиография кандидата (-ов);

• справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние двенадцать месяцев;

• заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся принять ребёнка в семью;

• копия свидетельства о браке;

• копия свидетельства о прохождении специальной подготовки по установленной форме [11].

Следует отметить, что перечень предоставляемых гражданами документов в 2018 г. был существенно сокращён с целью упрощения порядка подачи заявлений. На данный момент такие документы, как, например:

• выписка из домовой книги по месту жительства, подтверждающая право пользования или собственности жилья;

• копия финансового лицевого счёта с места жительства;

• справка из органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости или факта уголовного преследования;

• копия пенсионного удостоверения;

• справка из территориального органа Пенсионного фонда -

• должны запрашиваться органами опеки и попечительства самостоятельно с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия [11].

Тем не менее, многими кандидатами поднимается вопрос о законности требования органов опеки и попечительства дополнительных сведений, не входящих в указанный перечень. В этих условиях мы решили проанализировать аналогичный зарубежный опыт. Особый интерес представляет опыт США, где процедура усыновления (удочерения) детей является многоэтапной и достаточно длительной по времени.

Содержание и последовательность процедуры усыновления в США регламентируется каждым штатом самостоятельно. В практике семейного устройства детей важная роль принадлежит агентствам по усыновлению, как пра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

вило, частным [4]. В каждом штате существует своя система таких агентств, которая обеспечивает тщательный отбор кандидатов. Агентством по размещению детей на усыновление, например, в штате Нью-Джерси на заявительном этапе процедуры усыновления предусмотрен запрос характеристики с прошлого места работы кандидатов. Одновременно с характеристикой агентство от других лиц (не менее трёх) запрашивает персональные рекомендации. Так же, помимо результатов штатной и федеральной проверки криминального прошлого кандидата, отпечатков его пальцев, на стадии подготовки к усыновлению ребёнка специалисты обязаны получить полную информацию об эмоциональной зрелости кандидата, о его понимании и возможности справляться со стрессом, проблемами, кризисами, потерями, о способности заявителя отличать собственные нужды от нужд ребёнка [4]. В Российской Федерации на данный момент

В законодательстве Российской Федерации и Германии нет конкретных требований к сроку совместного проживания супругов перед процедурой усыновления. Как видно из табл. 1, в

предоставление характеристик с места работы, от знакомых лиц не требуется.

Анализ первого этапа процедуры усыновления в других странах показал, что первоначально происходит подача заявления и необходимых документов, после чего социальные органы исследуют личности кандидатов, проводят обследование жилищных условий. Исключение составляет Италия, где кандидаты в замещающие родители изначально сразу обращаются в суд по делам несовершеннолетних, который, в свою очередь, передаёт документы в органы опеки и попечительства [14]. В Испании кандидаты в замещающие родители после заключения социальных органов должны получить сертификат соответствия.

Результаты анализа российского и зарубежного законодательства в части требований, касающихся личности усыновителей (субъектов усыновления), представлены в табл. 1 .

подавляющем большинстве зарубежных стран на законодательном уровне разрешено усыновлять детей однополым родителям. Подобные нормативные положения в законодательстве

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

Таблица 1

Требования к субъектам усыновления

Государство Усыновление супругами Срок совместного проживания супругов до усыновления Усыновление одним из супругов Возможность усыновления однополыми парами Возможность усыновления одиноким человеком

Англия да «стабиль-ность» без определения критериев да да да

Германия да нет требований да да да

Испания да 2 года да да да

Италия да 3 года да нет да

Российская Федерация да нет требований да нет да

США да 2 года нет да да

Франция да 5 лет да да да

Швейцария да 5 лет нет да да

Российской Федерации категорически отсутствуют, что, в первую очередь, обусловлено особенностями российской культуры и российского национального менталитета.

Вторым основанием для усыновления ребёнка является возраст усыновителей. Что

касается возраста усыновляемого ребёнка, то в его отношении в зарубежном законодательстве установлены различные требования, которые обусловлены не только спецификой национального законодательства, но и воспринятым подходом к природе усыновления [5] (табл. 2).

Таблица 2

Требования к возрасту усыновителей и усыновляемых

Государство Минимальный возраст усыновителей Разница в возрасте усыновителей и усыновляемого Верхний возрастной предел усыновляемого лица

верхний предел нижний предел

Англия 21 год до 18 лет

Германия 21 год для женщин 25 лет для мужчин нет 25 лет до 18 лет

Испания 25 лет 14 лет до 18 лет

Италия 18 лет 45 лет 18 лет до 18 лет

Российская Федерация 18 лет 16 лет до 18 лет

США 25 лет 43 года 25 лет до 21-18 года

Франция 30 лет 15 лет до 15 лет

Швейцария 28 лет 16 лет до 18 лет

Разница в возрасте между усыновителем и ребёнком установлена в законодательстве США и Италии, верхняя граница допустимого возраста кандидатов существует только в этих странах. В ряде стран установлен только минимальный возраст усыновителей. Самые строгие требования в части возраста к кандидатам в замещающие родители закреплены законодательством Франции: минимальный возраст усыновителей - 30 лет, разница в возрасте 15 лет и необходимая продолжительность брака при совместном усыновлении - 5 лет.

Что касается верхнего возрастного предела усыновляемого лица, то усыновление лиц, не достигших 18 лет, возможно в России, Италии, Германии, Англии. По нормам законодательства Франции верхний возраст усыновляемого

ниже, чем в других странах, и составляет 15 лет. В США возможно усыновление лица старше возраста совершеннолетия при наличии следующих обстоятельств:

• если усыновляемый является недееспособным или умственно отсталым;

• если усыновляемый является недееспособным или пасынком, отношения с которым существовали во время его несовершеннолетия;

• если усыновляемый является племянницей или племянником и проживал в течение трёх месяцев с ним до наступления совершеннолетия;

• если он моложе усыновителя не менее, чем на 15 лет [5].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

Важным основанием для усыновления ребёнка является согласие определённых лиц. Во-первых, согласие самого ребёнка в случае достижения им определённого возраста. Согласно Семейному кодексу РФ, в случае достижения ребёнком 10 лет требуется его согласие [13], по нормам законодательства Испании - 12 лет, Франции - 13, Италии и Германии - 14 лет.

Отметим, что возраст усыновляемого в перечисленных странах выше, чем в Российской Федерации [5]. В законодательствах всех рассматриваемых нами стран установлено требование получения согласия родителей усыновляемого ребёнка. По общему правилу, согласия родителей не требуется только в том случае, если они недееспособны или нет сведений об их местоположении. Новеллой законодательства Англии об усыновлении является то, что в соответствии с новым режимом по передаче детей на усыновление согласие на усыновление требуется на всех этапах данной процедуры. То есть, должно быть дано согласие как на передачу ребёнка на усыновление, когда его помещают в дом к потенциальному усыновителю (апробационный этап), так и согласие на само усыновление, соответственно чему выносятся приказы суда [15].

Следует отметить, что в России сегодня наблюдается тенденция по передачи части полномочий органов опеки и попечительства в сфере выявления детей-сирот другим организациям, что может привести к негативным последствиям, аналогичным тем, которые сегодня имеются в США (наличие двойной системы усыновления), и поставить под вопрос эффективность защиты прав ребёнка [7].

Сравним нормативно-правовое регулирование процедуры адаптации, в целом, приёмного ребёнка и кандидатов в замещающие родители. После постановки кандидатов на учёт в качестве потенциальных усыновителей в Российской Федерации им предоставляется информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдается направление на конкретного ребёнка (или детей). Далее кандидаты обязаны лично познакомиться с ребёнком и установить с ним контакт [11]. При этом, как правило, знакомство и общение с ребёнком является достаточно поверхностным. Если ребёнок находится в социально-реабилитационном центре, то в большинстве из них сотрудниками Центра проводится работа с принимающей семьёй, направленная на подготовку как ребёнка, так и будущих родителей к новой социальной роли. Подготовка нацелена, в том числе, на устранение возможных проблем, которые могут возникнуть между потенциальными партнёрами по общению и взаимодействию [9].

Проанализировав судебную практику по данной категории дел, можно сделать вывод о том, что усыновители зачастую знакомы с ребёнком лишь заочно, по фотографиям. В законодательстве Франции, к примеру, существует норма закона, устанавливающая минимальный срок знакомства усыновителей с будущим приёмным ребенком - полгода, а в соответствии с нормами штата Род-Айленд (США) существует правило, согласно которому ходатайство об усыновлении не рассматривается, если ребёнок не прожил шесть месяцев совместно с будущими замещающими родителями. Такого рода процедуры пробного этапа усыновления могут оказаться достаточно длительными по времени и регламент их осуществления прописан в законодательных актах всех штатов США [4].

В соответствии с законодательством штата Делавэр (США) в обязанности агентства по усыновлению входит не только сопровождение семьи после помещения в неё ребёнка, но и ряд мероприятий по подготовке детей к новой жизненной роли. Для каждой семьи назначается специальный социальный работник, встречи с которым организуются не реже, чем один раз в два месяца. Агентство в письменном виде предоставляет усыновителям информацию, касающуюся здоровья, диеты, ежедневного ухода за ребёнком. После размещения ребёнка в семье усыновителей и тщательного анализа способностей кандидатов удовлетворить нужды ребёнка, оценки физического и эмоционального приспособления ребёнка агентством принимается решение о согласии на усыновление.

В Германии также полноценному усыновлению предшествует так называемый «период заботы» - определённый адаптационный период, в течение которого обязанности по содержанию ребёнка возлагаются на потенциальных усыновителей. Этот период длится год. В Бразилии также усыновлению предшествует испытательный период совместного проживания ребёнка с потенциальными замещающими родителями.

Рассмотрим требования к процессу обучения замещающих родителей. В Российской Федерации лица, желающие принять в свою семью ребёнка, должны пройти групповое обучение в объёме от 30 до 80 академических часов (при этом, трудоёмкость программы органы исполнительной власти каждого субъекта РФ определяют самостоятельно) [6]. Существуют определённые требования к содержанию программы обучения, которые закреплены на федеральном уровне [12].

В Англии каждый из кандидатов в усыновители должен пройти несколько форм подготовки, сущность и степень которой зависят от

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

того, имеется ли у них уже опыт по воспитанию детей. Подготовка к усыновлению может осуществляться как посредством группового обучения (например, семинары и практические занятия), так и посредством индивидуального обучения, такого как исследовательская работа и чтение. Важным требованием к подготовке кандидатов является их активное вовлечение в исполнение своей будущей роли или подобного рода активное участие. Существует базовый учебный план, который включает в себя основной круг вопросов, таких как возраст, пол, возможные потребности и уровень подготовки детей, которые могут быть усыновлены; значение усыновления для ребёнка и его семьи; возможность контакта между ребёнком и его кровными родителями, родственниками; умения и навыки, которыми должен владеть родитель-усыновитель; процедура оценки кандидата в усыновители и процедура помещения ребёнка на усыновления; процедура по усыновлению ребёнка [15].

В Австрии, например, отсутствует единая национальная программа подготовки замещающих родителей, вместо этого в каждой из девяти федеральных земель существуют свои программы. Профессиональная подготовка обязательна для всех категорий замещающих родителей, она включает семь модулей длительностью три часа каждый, трёхдневный интенсивный курс обучения и три специальных модуля по основам медицины в объёме 50 часов. Общая продолжительность обучения составляет от трех до шести месяцев [10].

Например, в США по закону штата Северная Каролина, кандидаты в замещающие родители обязаны пройти 30-часовой курс обучения с целью получения официальной лицензии. При наличии достаточно широкого разнообразия программ подготовки существует единый стандарт, включающий темы, обязательные для изучения: общая информация о замещающей семье, коммуникативные умения и навыки, особенности психосоматических расстройств у детей, вызванных разлукой с родителями, привязанность и доверие, этапы психологического и физического развития ребёнка, взаимодействие департамента социального обслуживания с биологическими родителями, учёт расовых и культурных особенностей ребёнка, принцип конфиденциальности, здоровье и безопасность. Помимо получения официальной лицензии, родители обязаны ежегодно проходить курс переобучения в течение десяти часов для её сохранения [8].

В соответствии с законодательством всех, без исключения, штатов США основной проце-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

дурой многоэтапного алгоритма усыновления является судебное разбирательство, где, в отличие от Российской Федерации, подобные дела рассматриваются специализированными

судами. Например, в штате Делавэр кандидаты подают ходатайство в специальный Суд по делам семьи. Данный суд может запросить у Департамента по обслуживанию детей, юношества и семей дополнительное социальное обследование семьи. С момента получения отчёта от Департамента суд выносит решение в течение шестидесяти дней. В случае положительного решения судом усыновителям выдается свидетельство об усыновлении.

В Российской Федерации процесс усыновления начинается с подачи заявления кандидатами в суд местной юрисдикции по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребёнка. Дело рассматривается судьёй единолично в особом производственном порядке. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства предоставить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребёнка. Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с целью сохранения тайны усыновления при обязательном участии усыновителей, представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребёнка, достигшего возраста четырнадцати лет, а, в некоторых случаях, родителей, других заинтересованных лиц и самого ребёнка в возрасте от 10 до 14 лет [3].

В ст. 154 ГПК РФ предусмотрен общий срок рассмотрения гражданских дел - два месяца. При этом, дела об установлении усыновления в категорию дел с сокращёнными сроками рассмотрения, не вынесены. По мнению Г.И. Абраменко, дела об установлении усыновления, особенно в случае, если усыновители имитировали беременность или воспользовались возможностью суррогатного материнства, должны быть рассмотрены в течение 10 дней [1].

На всех этапах усыновления согласно нормам российского законодательства, должна соблюдаться тайна усыновления. В европейских странах и США усыновители зачастую не только не скрывают факта усыновления, но даже помогают выросшим детям находить их биологических родителей [15]. Отличительной особенностью правоустанавливающего этапа в процедуре усыновления в Италии, Испании и Франции является открытость судебного заседания при рассмотрении данного вопроса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что процедура усыновления в большинстве стран является бесплатной. Только в нормативно-правовых актах США

установлен платный порядок усыновления, включающий в себя расходы на оплату агентствами услуг своих сотрудников, а также на переводы.

Современное зарубежное законодательство демонстрирует усложнение процедуры усыновления (совместное проживание с усыновленным до усыновления, длительное совместное проживание супругов, расширение списка лиц, дающих согласие на усыновление) с целью создания дополнительных гарантий для защиты прав усыновлённых и усыновителей. В зарубежной законодательной практике не сложилось единого мнения относительно преимуществ и недостатков открытого усыновления, позволяющего поддерживать связь с бывшей семьей, как это принято в США и Франции.

Проанализировав зарубежный опыт, можно проследить устойчивые представления об ответственности различных сообществ и структур за благоприятный исход столь длительных процедур усыновления детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо этого, сложность и многоэтапность процедуры усыновления детей, например, в США, формирует определённые предпосылки и гарантии для более эффективной реализации интересов детей.

На наш взгляд, установление требований к усыновителям в виде периода обязательного совместного проживания, существующее в зарубежных странах, зависимость сущности и степени процесса обучения от наличия опыта потенциальных усыновителей заслуживают безусловного внимания со стороны российских законодателей. Своевременное выделение условий и факторов, от которых зависит приспособление семьи к ребёнку, помогли бы снизить количество конфликтов в данной сфере, зачастую приводящих к возврату детей в специализированные детские учреждения.

Список литературы:

[1] Абраменко Г.И. Усыновление в современной России. - Ставрополь: СКГТИ, 2008. -142 с.

[2] Буянова Е.В. Процедура усыновления по законодательству зарубежных стран: монография. - Оренбург: ИПК «Университет», 2013. - 217 с.

[3] Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_39570/bb361078613edf41c15d050a5a506d 55020adc86/ (дата обращения: 13.02.2019).

[4] Кабанов В.Л. Развитие нормативной основы усыновления. Зарубежный опыт. - М.:

Изд-во ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2013. - 64 с.

[5] Катионова А.О., Лукьянов Н.Е. Законодательство стран в области усыновления: опыт сравнительно-правового анализа // Вестник Томского гос. ун-та. - 2018. - № 4 (27). - С. 208 - 214.

[6] Кремезион О.В., Морозов А.В. Психолого-педагогические аспекты обучения замещающих родителей // В сб.: Весенние психолого-педагогические чтения: материалы II Межрегиональной науч.-практ. конф., посвященной 90-летию со дня рождения почетного профессора АГУ А.Г. Буровой / сост.: И.А. Еремицкая, О.А. Халифаева. - Астрахань: АГУ, 2018. - С. 114 -118.

[7] Кремезион О.В., Морозов А.В. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта нормативно-правового регулирования института усыновления //В кн.: СЕМЬЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - М.: МПСУ, 2018. - С. 86 - 91.

[8] Маметьева О.С. Социальная работа и социальная педагогика за рубежом. - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2016. - 99 с.

[9] Морозов А.В. Как устранить проблему партнёра // В кн.: Психология общения / Горя-нина В.А. - М.: Академия, 2002. - С. 74 - 80.

[10] Паламарчук Е.М. Модели организации приемной семьи в России и европейских странах // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность. - 2016. - № 2. - С. 165 - 172.

[11] Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 (ред. от 19.12.2018) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_26751/ (дата обращения: 17.02.2019).

[12] Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://base.garant.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

ru/70220398/#ixzz5hrHbjSwp/ (дата

обращения: 11.03.2019).

[13] Семейный кодекс РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/fef-d54a776270ff937e54ae47e96683ec2fdf114/ (дата обращения: 17.02.2019).

[14] Смолина Л.А., Задесенская Я.В. Институт усыновления в России и странах Европы: сравнительное теоретико-правовое исследование: монография. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 192 с.

[15] Татаринцева Е.А. Усыновление в Англии. - М.: Проспект, 2014. - 216 с.

[16] Hollinger J.H. Adoption Law and Practice. - N.Y.: Lexis Nexis, 2010.

Spisok literatury:

[1] Abramenko G.I. Usynovlenie v sovremen-noj Rossii. - Stavropol': SKGTI, 2008. - 142 s.

[2] Buyanova E.V. Procedura usynovleniya po zakonodatel'stvu zarubezhnyh stran: mono-grafiya. - Orenburg: IPK «Universitet», 2013. -217 s.

[3] Grazhdanskij processual'nyj kodeks RF ot 14.11.2002 № 138-FZ (red. ot 27.12.2018) [Ele-ktronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_39570/bb361078613edf41c15d050a5a-506d55020adc86/ (data obrashcheniya: 13.02.2019).

[4] Kabanov V.L. Razvitie normativnoj osnovy usynovleniya. Zarubezhnyj opyt. - M.: Izd-vo OOO «Mezhregional'nyj centr uprav-lencheskogo i politicheskogo konsul'tirovaniya», 2013. - 64 s.

[5] Kationova A.O., Luk'yanov N.E. Zakono-datel'stvo stran v oblasti usynovleniya: opyt srav-nitel'no-pravovogo analiza // Vestnik Tomskogo gos. un-ta. - 2018. - № 4 (27). - S. 208 - 214.

[6] Kremezion O.V., Morozov A.V. Psiholo-go-pedagogicheskie aspekty obucheniya zamesh-chayushchih roditelej // V sb.: Vesennie psiholo-go-pedagogicheskie chteniya: materialy II Mezhre-gional'noj nauch.-prakt. konf., posvyashchennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya pochetnogo professora AGU A.G. Burovoj / sost.: I.A. Eremickaya, O.A. Halifaeva. - Astrahan': AGU, 2018. - S. 114 - 118.

[7] Kremezion O.V., Morozov A.V. Sravni-tel'nyj analiz otechestvennogo i zarubezhnogo opyta normativno-pravovogo regulirovaniya insti-tuta usynovleniya // V kn.: SEM'Ya V SOCIAL'NO-

KUL'TURNOM PROSTRANSTVE ROSSII: mate-rialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - M.: MPSU, 2018. - S. 86 - 91.

[8] Mamet'eva O.S. Social'naya rabota i social'naya pedagogika za rubezhom. - Magnitogorsk: MGTU im. G.I. Nosova, 2016. - 99 s.

[9] Morozov A.V. Kak ustranit' problemu partnyora //V kn.: Psihologiya obshcheniya / Goryanina V.A. - M.: Akademiya, 2002. - S. 74 -80.

[10] Palamarchuk E.M. Modeli organizacii priemnoj sem'i v Rossii i evropejskih stranah // Tvorcheskoe nasledie E.V. Il'enkova i sovremen-nost'. - 2016. - № 2. - S. 165 - 172.

[11] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.03.2000 № 275 (red. ot 19.12.2018) «Ob utver-zhdenii pravil peredachi detej na usynovlenie (udo-cherenie) i osushchestvleniya kontrolya za uslovi-yami ih zhizni i vospitaniya v sem'yah usynovitelej na territorii Rossijskoj Federacii i Pravil postano-vki na uchet konsul'skimi uchrezhdeniyami Rossijskoj Federacii detej, yavlyayushchihsya grazhda-nami Rossijskoj Federacii i usynovlennyh inos-trannymi grazhdanami ili licami bez grazhdan-stva» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_26751/ (data obrashcheniya: 17.02.2019).

[12] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 20 avgusta 2012 g. № 623 «Ob utver-zhdenii trebovanij k soderzhaniyu programmy podgotovki lic, zhelayushchih prinyat' na vospita-nie v svoyu sem'yu rebenka, ostavshegosya bez popecheniya roditelej, i formy svidetel'stva o pro-hozhdenii takoj podgotovki na territorii Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://base.garant.ru/70220398/#ix-zz5hrHbjSwp/ (data obrashcheniya: 11.03.2019).

[13] Semejnyj kodeks RF [Elektronnyj resurs]

- Rezhim dostupa: URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8982/fef-d54a776270ff937e54ae47e96683ec2fdf114/ (data obrashcheniya: 17.02.2019).

[14] Smolina L.A., Zadesenskaya Ya.V. Institut usynovleniya v Rossii i stranah Evropy: sravni-tel'noe teoretiko-pravovoe issledovanie: mono-grafiya. - M.: Yurlitinform, 2014. - 192 s.

[15] Tatarinceva E.A. Usynovlenie v Anglii.

- M.: Prospekt, 2014. - 216 s.

[16] Hollinger J.H. Adoption Law and Practice. - N.Y.: Lexis Nexis, 2010.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.