н и о
РАЗДЕЛ. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34
Мирошник Татьяна Александровна,
Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар Miroshnik Tatyana Alexandrovna, Kuban State Agrarian University, Krasnodar
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ» ON THE ISSUE OF THE PROBLEMS OF THE LEGAL DEFINITION OF THE CONCEPT OF «AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCER»
Аннотация: в статье анализируются закрепленные в законодательных актах определения понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Автором выделены как общие критерии, определяющие субъект аграрных правоотношений в качестве сельхозтоваропроизводителя, так и различия в подходах. Сделан вывод о терминологической неидентичности законодательных актов, предложено собственное определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель».
Absrract: the article analyzes the definitions of the concept of "agricultural commodity producer" fixed in legislative acts. The author highlights both general criteria defining the subject of agrarian legal relations as an agricultural producer, and differences in approaches. A conclusion is made about the terminological non-identity of legislative acts, a proper definition of the concept of "agricultural commodity producer" is proposed.
Ключевые слова: сельскохозяйственный товаропроизводитель,
сельскохозяйственная организация, сельское хозяйство, сельскохозяйственный кооператив, сельскохозяйственная продукция, рыболовецкие артели.
Keywords: agricultural commodity producer, agricultural organization, agriculture, agricultural cooperative, agricultural products, fishing artels.
В 1990-е годы во многих законах появилось новое для российского права понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Обусловлено это было тем, что возникла необходимость в термине, который являлся бы собирательным для различных форм ведения хозяйствования в аграрном секторе экономики. Ранее, в советское время, таким собирательным понятием было понятие «сельскохозяйственное предприятие», которое в равной мере относилось к каждой из двух основных форм ведения аграрного производства -и к колхозам, и к совхозам. Личные подсобные хозяйства граждан как форма производства официально не рассматривались, они считались хозяйствами потребительского типа и могли реализовывать на рынке лишь «излишки» произведенной продукции. С возрождением крестьянских (фермерских) хозяйств, которые законодательство не относило к сельскохозяйственным предприятиям и которые, напротив, в первые годы аграрной реформы как бы противопоставлялись «общественному» производству в колхозах и совхозах, возникла потребность в новом термине.
Первым законом, закрепившим понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель», стал Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» [1]. Так, статья 1 устанавливает положение о том, что сельскохозяйственный товаропроизводитель - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции. В качестве
11
юридического лица как сельскохозяйственного товаропроизводителя выступает сельскохозяйственный кооператив, который может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива. В данном Федеральном законе впервые определены два критерия отнесения производителя сельскохозяйственной продукции к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей: 1) производство сельскохозяйственной продукции; 2) ее преобладание в общем объеме собственной продукции (при этом размер доли зависит от характера продукции: для рыболовецких артелей - более 70 процентов, в остальных случаях - более 50 процентов). При этом, следует отметить, что вышеуказанный закон не относит к сельскохозяйственным товаропроизводителям граждан, ведущих личные подсобные хозяйства.
Затем понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» нашло своё выражение в Федеральном законе от 9 июля 2002 г. «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [2]. В первоначальной редакции абз. 3 ст. 2 данного закона был воспроизведен один из критериев, сформулированных в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации», - 50 процентов сельскохозяйственной продукции. При этом рыболовецкие артели особо в данном законе не выделялись, что упрощало для них возможность прибегнуть к финансовому оздоровлению на условиях, предусмотренных для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, вышеупомянутый Федеральный закон существенно изменил правила подсчёта соответствующей доли, позволив учитывать выручку не только от производства сельскохозяйственной продукции, но и от ее переработки. Однако в настоящее время вышеприведённое определение не используется. В актуальной редакции Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» сконструировано как норма-отсылка к Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства».
Хочется также упомянуть Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» [3]. Хотя понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в законе прямо не закреплено, вместо него употреблено «сельскохозяйственная организация». Под ней понимаются юридические лица, в качестве основной деятельности которых рассматриваются производство или же производство и переработка сельскохозяйственной продукции, в том случае если выручка от её реализации составляет не менее пятидесяти процентов от общей суммы выручки. Нормативно-правовым актом действие его положений также распространено и на рыболовецкие артели (колхозы), в объеме общей суммы выручки которых не менее семидесяти процентов составляет выручка от реализации произведенной или произведенной, а также переработанной сельскохозяйственной продукции. Представляется, что закрепление в названном Законе данного понятия, исключая физических лиц и индивидуальных предпринимателей, связано, прежде всего, с описанием для них отдельных процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством). Таким образом, полагаем, что процедуры банкротства в отношении таких лиц проводятся без учета специфики их деятельности. В данном случае очевидна схожесть с подходом, примененным в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации». Однако, существует и ряд отличий. Во-первых, Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» называет более широкий круг лиц, относящихся к сельхозтоваропроизводителям - юридические и физические лица, тогда как Федеральной закон «О несостоятельности (банкротстве)» ограничивается лишь юридическими лицами. Во-вторых, используются разные экономические критерии деятельности: в первом случае пятьдесят (семьдесят) процентов общего объема производимой продукции, во втором -пятьдесят (семьдесят) процентов общей суммы выручки. Кроме того, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в отличие от Федерального закона «О развитии сельского хозяйства также не упоминает период, в течение которого организация должна получать выручку от реализации сельскохозяйственной продукции.
Наиболее широкое и полное определение понятия закреплено, на наш взгляд, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства» [4]. Сельскохозяйственными товаропроизводителями, согласно закону, признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную)переработку и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Вышеуказанный федеральный закон признает также сельскохозяйственными товаропроизводителями граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в соответствии с ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»; сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Исходя из вышеуказанных положений ФЗ «О развитии сельского хозяйства» можно сделать вывод о том, что к сельскохозяйственным товаропроизводителям законодатель относит коммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, некоммерческие организации, граждан (физических лиц).
Схожее понятие «сельскохозяйственный товаропроизводитель» закреплено для целей налогообложения. В рамках налогового законодательства предпринята попытка синтезировать понятия из других нормативно-правовых актов, объединив их в одно: за основу взяты качественный (занятие определенной деятельностью) и количественный (получение доли дохода не менее, чем закрепленный размер дохода от такой деятельности), а также придание ряду организаций соответствующего статуса в силу закона [5]. Так, по смыслу Налогового кодекса Российской Федерации в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей рассматриваются юридические лица или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие производство, первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, как с использование собственных, так и лишь находящихся в пользовании основных средств, а также занимающихся реализацией такой продукцией, при условии, что доля дохода от реализации произведенной либо переработанной ими сельскохозяйственной продукции, а также от оказания соответствующих услуг составляет в объеме общего дохода не менее семьдесят процентов [6]. Кроме того, закон относит к данной категории также юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которые оказывают сельскохозяйственным товаропроизводителям услуги, относящиеся к категории вспомогательной деятельности в области производства и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, в силу соответствующего классификатора видов экономической деятельности; сельскохозяйственные потребкооперативы
(перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми, исходя из положений Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также сельскохозяйственные производственные кооперативы, в том числе, рыболовецкие артели (колхозы); градо и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, в которых численность работников, включая совместно проживающих с ними членов семей, составляет не менее половины численности населения населенного пункта; рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели. Логика налогового законодательства в данном вопросе понятна, так как в этом случае законодатель руководствуется необходимостью выделения наиболее обширного ряда субъектов, осуществляющих деятельность, обладающую специальными признаками, в том числе, для отнесения таковой к специальным налоговым режимам.
Анализируя приведенные выше понятия, можно сделать вывод, что Федеральный закон № 264-ФЗ и НК РФ подходят к определению понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» существенно жестче, чем иные законодательные акты, поскольку требуют, чтобы доля дохода от сельскохозяйственной продукции составляла не менее 70
процентов. В то же время, Федеральный закон № 264-ФЗ, в отличие от НК РФ, требует, чтобы производимая сельскохозяйственная продукция входила в перечень, утвержденный Правительством РФ.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о наличии противоречий между формулировками одного и того же понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель». Сглаживая данные несоответствия, законодатель упоминает, что конкретное понятие, указанное в нормативно-правовом акте, используется «в целях настоящего Федерального закона». Но в данном случае возникает вопрос, насколько вообще необходимо для каждого закона давать свое понимание терминологии, используя такую оговорку. Присоединяясь к мнению Д. В. Башмакова и М. И. Паладиной, мы считаем, что конструирование одноименного понятия для «обслуживания» каждого конкретного закона ничем не оправдано [7, 8]. Придание различного значения одноименным терминам выступает ярким свидетельством несовершенства юридической техники, что приводит в дальнейшем к возникновению путаницы непосредственно при применении закона.
Еще одним недостатком в конструировании понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» является то, что, законодатель не уточняет, какой срок должен браться за основу при вычислении дохода, полученного от реализации сельскохозяйственной продукции, или, в случае с сельскохозяйственными кооперативами, стоимости произведенной продукции. В такой ситуации, на наш взгляд, необходимо учесть положительную сторону конструкции понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», где указывается, что период исчисления дохода от реализации товаров составляет «календарный год».
Таким образом, считаем необходимым внести соответствующие изменения в федеральное законодательство, выработав единое понятие. Мы предлагаем следующую формулировку: сельскохозяйственным товаропроизводителем признается организация, индивидуальный предприниматель, гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, а также крестьянское (фермерское) хозяйство, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую переработку и реализацию при условии, что в общем объеме произведенной продукции доля сельскохозяйственной продукции составляет не менее чем 70 % за один календарный год.
Список литературы:
1. О сельскохозяйственной кооперации: федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 11.12.1995 г. № 50, Ст. 4870.
2. О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: федеральный закон от 09.107.2002 г. № 83-Ф3 // Российская газета от 13.07.2002 г. № 127.
3. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 28.10.2002 г. № 43, Ст. 4190.
4. О развитии сельского хозяйства: федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 01.01.2007 г. № 1 (часть 1), Ст. 27.
5. Горбачев И. А. Понятие «Сельскохозяйственный товаропроизводитель» в законодательстве и судебной практике // Вестник Брянского государственного университета, 2018. №3. С. 215-223.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 2): федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.
7. Палладина М. И. О юридических категориях и терминах в аграрном праве // Государство и право, 2000. № 7. С. 42-48.
8. Башмаков Д. В. Актуальные вопросы несостоятельности (банкротства) в агропромышленном комплексе России // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2011. № 9. С. 62-65.