Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ТРУДУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ТРУДУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ТРУД / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борченко Вера Алексеевна, Казарина Ксения Ивановна

Актуальность темы научной статьи обусловлена тем, что осужденные иностранные граждане и лица, не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) какого-либо государства, отбывающие наказания на территории Российской Федерации, наравне с осужденными российскими гражданами обязаны трудиться. В статье рассматривается вопрос привлечения указанной выше категории лиц к трудовой деятельности в РФ, а также анализируется опыт зарубежных стран в рамках указанной темы. Авторы проводят анализ норм уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ, регулирующих привлечение к труду иностранных осужденных и апатридов осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС), приводят статистические данные о количестве иностранных осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях УИС. Авторами систематизирован порядок подачи и оформления документов, а также рассматривается взаимодействие между сотрудниками различных подразделений УИС в процессе привлечения к труду указанных категорий осужденных. Кроме того, в статье обозначена проблема, возникающая при привлечении к труду иностранных осужденных, а также лиц без гражданства, и сформулированы рекомендации, направленные на совершенствование законодательства Российской Федерации в исследуемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF EMPLOYMENT OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the topic of the scientific article is due to the fact that convicted foreign citizens and persons who do not have proof of their belonging to the citizenship (citizenship) of any state, serving sentences on the territory of the Russian Federation, are required to work on an equal basis with Russian convicts. The article deals with the issue of attracting the above-mentioned category of persons to work in the Russian Federation, as well as analyzes the experience of foreign countries in the framework of the topic under consideration. In addition, the authors analyze the norms of national legislation, namely, penal and labor law, regulating the employment of foreign convicts and stateless convicts in correctional institutions of the penal system of the Russian Federation. The authors of the article also provide statistical data on the number of foreign convicts serving their sentences in penitentiary institutions of the penitentiary system of the Russian Federation. The authors systematize the procedure for filing and processing documents, and also consider the interaction between employees of various departments of the criminal executive system of the Russian Federation in the process of attracting these categories of convicts to work. In addition, the article identifies the problem that arises when attracting foreign convicts, as well as stateless persons, to work, and makes recommendations aimed at improving the legislation of the Russian Federation in the field under study.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ТРУДУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТРИБУНА МОЛОЛОГО УЧЕНОГО

DOI 10.37523/SUI.2021.83.48.016 УДК 343.811

Борченко Вера Алексеевна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail.ru: borchenko.vera@yandex.r

Vera A. Borchenko

Candidate of Law, Associate Professor,

Assistant Professor of the Department of Civil Law Disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail.ru: borchenko.vera@yandex.ru

Казарина Ксения Ивановна

курсант 4 курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail.ru: kseniyakazarina@mail.ru

Kseniya I. Kazarina

4 year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mai l.ru: kseniyakazarina@mail. ru

К ВОПРОСУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ТРУДУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I^I^H

Аннотация. Актуальность темы научной статьи обусловлена тем, что осужденные иностранные граждане и лица, не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) какого -либо государства, отбывающие наказания на территории Российской Федерации, наравне с осужденными российскими гражданами обязаны трудиться.

В статье рассматривается вопрос привлечения указанной выше категории лиц к трудовой деятельности в РФ, а также анализируется опыт зарубежных стран в рамках указанной темы. Авторы проводят анализ норм уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ, регулирующих привлечение к труду иностранных осужденных и апатридов осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС), приводят статистические данные о количестве иностранных осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях УИС.

Авторами систематизирован порядок подачи и оформления документов, а также рассматривается взаимодействие между сотрудниками различных подразделений УИС в процессе привлечения к труду указанных категорий осужденных.

Кроме того, в статье обозначена проблема, возникающая при привлечении к труду иностранных осужденных, а также лиц без гражданства, и сформулированы рекомендации, направленные на совершенствование законодательства Российской Федерации в исследуемой области.

Ключевые слова: осужденные, иностранные граждане, лица без гражданства, труд, уголовно-исполнительная система, лишение свободы.

ON THE ISSUE OF EMPLOYMENT OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Summary. The relevance of the topic of the scientific article is due to the fact that convicted foreign citizens and persons who do not have proof of their belonging to the citizenship (citizenship) of any state, serving sentences on the territory of the Russian Federation, are required to work on an equal basis with Russian convicts.

The article deals with the issue of attracting the above-mentioned category of persons to work in the Russian Federation, as well as analyzes the experience offoreign countries in the framework of the topic under consideration. In addition, the authors analyze the norms of national legislation, namely, penal and labor law, regulating the employment offoreign convicts and stateless convicts in correctional institutions of the penal system of the Russian Federation. The authors of the article also provide statistical data on the number of foreign convicts serving their sentences in penitentiary institutions of the penitentiary system of the Russian Federation.

The authors systematize the procedure for filing and processing documents, and also consider the interaction between employees of various departments of the criminal executive system of the Russian Federation in the process of attracting these categories of convicts to work.

© 2021 Борченко В. А., Казарина К. И.

ВЕСТНИК СЮИ

In addition, the article identifies the problem that arises when attracting foreign convicts, as well as stateless persons, to work, and makes recommendations aimed at improving the legislation of the Russian Federation in the field under study.

Keywords: convicts, foreign citizens, stateless persons, labor, penal system, deprivation of liberty.

В настоящее время на территории Российской Федерации (далее - РФ) находится порядка 6,3 млн иностранных граждан. Более 4 млн из них - это трудовые мигранты, граждане стран СНГ. Федеральный закон (далее - ФЗ) № 155 содержит определение понятия «иностранный гражданин», под которым следует понимать такое физическое лицо, которое имеет документ, подтверждающие наличие у него гражданства (подданства) иностранного государства, и не является гражданином РФ [1].

Находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане пользуются национальным режимом, а именно пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане РФ [2].

Указанная категория лиц является группой риска в криминальном отношении, о чем свидетельствуют статистические данные о совершении различного рода правонарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Согласно статистическим данным осужденные иностранцы и лица без гражданства, отбывающие наказание на территории РФ, составляют более 5 % от общего количества осужденных.

Стоит отметить, что данный показатель имеет положительную динамику к снижению, так как, например, в 2018 г. показатель был выше - 6 %, а в 2017 г. составлял 12 % [3].

Для сравнительной характеристики мы обратились к зарубежному опыту и выяснили, что процентное содержание осужденных иностранцев в ряде зарубежных государств значительно превышает российские показатели:

1) в тюрьмах Германии количество иностранных граждан варьируется от 42 до 76 %. Данный показатель зависит от региона и типа учреждения;

2) в тюрьмах Швейцарии - 68 % иностранных граждан, в том числе лица без определенного статуса;

3) в тюрьмах Австрии - 46,7 %;

4) в Бельгии - 42,3 %;

5) в тюрьмах США - около 24 % иностранных граждан от общего числа осужденных;

6) во Франции - 17,9 %;

7) в Великобритании - 12,6 % [4].

Как мы видим, количество осужденных на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства по сравнению с иностранными государствами значительно ниже, а также имеет положительную динамику к снижению их количества.

Все осужденные, независимо от наличия у них гражданства, пользуются правами и исполняют обязанности, которые закреплены в различных правовых актах и международных договорах РФ. Однако некоторые права ограничиваются и частично или полностью изымаются, о чем указано в положениях уголовного и уголовно-исполнительного законодательства РФ [5].

Необходимость осужденных трудиться в местах лишения свободы - одно из направлений функционирования любой пенитенциарной системы. Уголовно-исполнительное законодательство содержит нормы, регламентирующие привлечение к труду осужденных. Так, согласно уголовно -исполнительному законодательству трудовая деятельность является одним из основных способов исправления осужденных, способствующая достижению целей уголовного наказания. Таким образом, трудиться - прямая обязанность осужденных, возникающая после вступления приговора суда в законную силу. Следовательно, осужденные иностранцы и лица без гражданства также обязаны трудиться в местах лишения свободы.

Сотрудники УИС не только предоставляют осужденным место работы в зависимости от их умений и навыков, но и повышают мотивацию и заинтересованность у осужденных в труде, предоставляют возможность как закрепить уже имеющиеся трудовые навыки, так и приобрести новые, что облегчит им дальнейший процесс адаптации в обществе. Также большой мотивацией трудиться является тот факт, что труд осужденных оплачивается и отработанное осужденными время засчитывается в их трудовой стаж, позволяющий получать пенсионные начисления.

ТРИБУНА МОЛОЛОГО УЧЕНОГО

Для того чтобы иностранный гражданин мог работать на территории РФ, ему необходимо получить разрешение и заключить с работодателем соответствующий договор. Данная норма предусмотрена в ФЗ № 115.

Однако следует отметить, что осужденные трудовую деятельность осуществляют не в соответствии с Трудовым кодексом РФ и не в соответствии с ФЗ № 115, а, как сказано ранее, на основании обязанности всех осужденных трудиться в соответствии с УИК РФ. Следовательно, между исправительным учреждением и осужденным трудовой договор не заключается, поскольку между ними не возникает трудовых отношений, и они не являются работником и работодателем.

Именно поэтому осужденному иностранному гражданину не выдается разрешение на выполнение работ или патент. Однако в случае, если такое разрешение было выдано до того, как иностранный гражданин обрел статус осужденного, то такое разрешение аннулируется (ст. 18 ФЗ № 115).

Труд осужденных к лишению свободы является обязательным условием отбывания наказаний во многих странах мира, не только в РФ. Однако не во всех странах осужденные, как в РФ, получают плату за свой труд так же, как и свободные граждане. Например, в тюрьмах Швейцарии значительная часть суммы, получаемой осужденными за труд, перечисляется на нужды пенитенциарной системы, а в тюрьмах Норвегии оплата труда вообще не предусмотрена, так как все денежные средства поступают в бюджет государства.

Кроме того, в некоторых странах привлечение осужденных к труду нормативно не закреплено или является правом самих осужденных (Италия, Испания, Франция). Так, во Франции с 1983 г. запрещен принудительный труд, поэтому осужденные могут трудиться только по своему желанию. При этом если осужденные изъявляют желание трудиться, то их труд должен оплачиваться.

В сравнении с иностранными государствами мы видим, что в исправительных учреждениях РФ созданы необходимые условия не только для трудовой занятости осужденных, но и для дальнейшей их ресоциализации.

Привлечение к труду иностранных граждане и апатридов имеет ряд особенностей и проблемных аспектов, связанных с тем, что часто у осужденных на момент прибытия в исправительное учреждение по различным причинам могут отсутствовать необходимые документы, без которых привлечение к труду невозможно, а процесс их получения занимает много времени. Это на сегодняшний день и является основной проблемой в рамках данной темы.

К необходимым для привлечения осужденных к оплачиваемому труду документам относятся:

1. Документ, удостоверяющий личность, а именно: паспорт гражданина РФ или иностранного гражданина, удостоверение беженца, разрешение на временное проживание, вид на жительство либо иной документ, установленный законом [6].

2. СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), присваиваемый гражданам РФ и иностранным гражданам, официально трудоустроенным на территории нашего государства, получающим заработную плату и перечисляющим страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР).

3. ИНН - индивидуальный номер налогоплательщика.

4. Документы об образовании или профессиональной специальности.

5. Медицинские документы и др.

После проверки наличия документов и изучения личных дел сотрудники УИС вводят полученную информацию в специальную систему картотечного учета осужденных, которая называется ПТК АКУС [7].

Как уже указывалось ранее, у осужденных иностранцев по прибытии в исправительное учреждение зачастую по какой-либо причине может отсутствовать СНИЛС или ИНН. В этом случае СНИЛС оформляется в ПФР по месту нахождения ИУ на основании одного из документов, удостоверяющих личность и находящихся в личном деле осужденного иностранного гражданина. При отсутствии ИНН и в случае привлечения их к труду в ИУ необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения учреждения.

При отсутствии же документов, удостоверяющих личность, получение недостающих документов не представляется возможным. В этом случае сотрудниками ИУ должны приниматься соответствующие меры для получения необходимого документа путем обращения в компетентные органы того государства, гражданином которого является осужденный. Данный процесс должен отвечать требованиям законодательства соответствующего государства и РФ. К сожалению, иногда получение документа, удостоверяющего личность, не представляется возможным.

ВЕСТНИК СЮИ

Однако следует отметить, что еще на стадии досудебного производства, если документ, удостоверяющий личность, отсутствует, орган предварительного расследования делает запрос в миграционную службу для установления личности подозреваемого (обвиняемого). Миграционная служба проводит проверку и дает свое заключение относительно установления личности. На основании этого миграционного заключения суд устанавливает личность подсудимого и выносит приговор.

Вынесение приговора судом имеет важное процессуальное значение, так как только на основании данного документа человека можно считать официально виновным в совершенном преступлении. Кроме того, в соответствии с приговором суд назначает необходимую меру наказания, после чего, попадая в исправительное учреждение, осужденный приступает к его отбыванию, где и привлекается к различным трудовым обязанностям. Возникает вопрос, почему на основании миграционного заключения представляется возможным вынести обвинительный приговор, а привлечь к труду - нет.

В связи с этим было бы целесообразно при отсутствии в личном деле документа, удостоверяющего личность иностранного осужденного, и при невозможности получения уже в процессе отбывания наказания данного документа, приравнять заключение, выданное миграционной службой, к документу, удостоверяющему личность, для возможности получения СНИЛС и ИНН и осуществления в местах лишения свободы трудовой деятельности.

Библиографический список

1. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 24.02.2021) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 26.03.2021).

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.02.2021).

3. Новостной сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.dp.rU/a/2019/ 03/31/FSIN_inostranci_sostavlja (дата обращения: 12.01.2021).

4. Иностранцы в тюрьмах Европы [Электронный ресурс]. URL: https://andrenapoli. livejournal.com/136632.html (дата обращения: 12.01.2021).

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.01.2021).

6. О беженцах: Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.01.2021).

7. Обернихина О. В. Актуальные проблемы привлечения к труду осужденных // Вестник КГУ. 2018. №3. С. 68-74.

References

1. O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 25.07.2002 no. 115-FZ (v red. ot 24.02.2021) [On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation: Federal Law dated 25.07.2002 no. 115-FZ (as amended. from 24.02.2021)]. SPS «Konsul'tant Pljus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 12.01.2021) [in Russian].

2. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. (s uchetom popravok, vnesennykh zakonami Rossiiskoi Federatsii o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 g. no. 6-FKZ, ot 30.12.2008 no. 7-FKZ, ot 05.02.2014 g. no. 2-FKZ, ot 21.07.2014 no. 11-FKZ, ot 14.03.2020 no. 1-FKZ) [The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993 (taking into account the amendments made by the laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 no. 6-FKZ, of 30.12.2008 no. 7-FKZ, of 05.02.2014 no. 2-FKZ, of 21.07.2014 no. 11-FKZ, of 14.03.2020 no. 1-FKZ)]. Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii [Official Internet Portal of legal information]. URL: www.pravo.gov.ru (Accessed: 12.04.2021) [in Russian].

TPHEVHA MOAOAOrO YHEHOrO

3. Novostnoi sait [News site]. URL: https://www.dp.ru/a/2019/03/31/FSIN_inostranci_sostavlja (Accessed: 12.01.2021) [in Russian].

4. Inostrantsy v tyur'makh Evropy [Foreigners in European prisons]. URL: https://andrenapoli.livejournal.com/136632.html (Accessed: 12.01.2021) [in Russian].

5. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 no. 63-FZ (red. ot 24.02.2021) [Criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 no. 63-FZ (ed. from 24.02.2021)]. SPS «Konsul'tant Pljus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 12.01.2021) [in Russian].

6. O bezhentsakh: Federal'nyi zakon ot 19.02.1993 no. 4528-1 (red. ot 08.12.2020) [On refugees: Federal law from 19.02.1993 no. 4528-1 (ed. by 08.12.2020)]. SPS «Konsul'tant Pljus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 12.01.2021) [in Russian].

7. Obernikhina O. V. Aktual'nye problemy privlecheniya k trudu osuzhdennykh [Actual problems of attracting convicts to labor]. VestnikKGU [VestnikKSU], 2018, no. 3, pp. 68-74 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.