УДК 343.847
Б. П. Козаченко, В. И. Аммосова
К ВОПРОСУ НАЗНАЧЕНИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Одним из основных уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы, за совершение преступлений небольшой и средней степени тяжести по российскому законодательству являются исправительные работы. Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов назначения уголовного наказания в виде исправительных работ иностранным гражданам и лицам без гражданства и целесообразность сохранения этой нормы в отечественном законодательстве. Авторы затрагивают такие вопросы, возникающие при исполнении и отбывании исправительных работ иностранными гражданами и лицами без гражданства, как: недостаточное изучение правового статуса иностранного гражданина при назначении наказания, отсутствие соответствующих документов у осужденных, которые создают значительные трудности при их трудоустройстве; затрагиваются проблемы административного выдворения иностранных граждан за пределы Российской Федерации; рассматриваются и анализируются актуальные статистические данные по рассматриваемому вопросу.
Проблемные вопросы, возникающие при исполнении и отбывании исправительных работ, назначаемых указанным категориям граждан, должны быть решены путем внесения соответствующих изменений в уголовное, уголовно-исполнительное, административное и миграционное законодательство, а также путем усиления контроля за правоприменительной деятельностью судебных и исполнительных органов. Исправительные работы как основной вид наказания, не связанный с лишением свободы, должны быть сохранены в перечне наказаний, назначаемых иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Ключевые слова: исправительные работы; уголовное наказание; альтернативное наказание; иностранные граждане; лица без гражданства; назначение наказания; граждане СНГ; трудоустройство осужденных.
B. P. Kozachenko, V. I. Ammosova
BY ISSUES OF APPOINTING CORRECTIONAL LABOR FOREIGH CITIZENS AND STATELESS PERSONS
One of the main criminal penalties, alternatives to imprisonment, for crimes small and medium severity under Russian law appear correctional work. The article discusses some aspects of the purpose of criminal punishment in the form of correctional labor to foreign citizens and stateless persons and the desirability of maintaining this provision in the domestic legislation. The authors cover such issues arising in execution and serving correctional labor by foreign citizens and stateless persons, as insufficient study of the legal status offoreign citizens in sentencing, the lack of relevant documents at the convicts who pose significant difficulties in their employment; addresses the problems of administrative expulsion of foreign nationals from the Russian Federation; reviewed and analyzed relevant statistical data on the subject.
The issues arising from the execution and serving correctional labor, appointed by these categories of citizens, must be addressed by making appropriate changes in criminal, penal, administrative and immigration legislation, as well as by strengthening the control of law enforcement activities of judicial and executive bodies. Correctional labor as the main
© Козаченко Б. П., Аммосова В. И., 2017.
form of punishment not connected with deprivation of liberty must be stored in the list of punishments appointed by foreign citizens and persons without citizenship.
Keywords: correctional labor; criminal punishment; alternative punishment; foreign citizens; stateless persons; sentencing; CIS citizens; employment of convicts.
В последнее время особую актуальность приобретает вопрос назначения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, иностранным гражданам и лицам без гражданства. По статистическим данным Федеральной миграционной службы, иностранные граждане на территории нашей страны за 2015 г. совершили 46,4 тыс. преступлений: это 4,79 % от общего их количества в России [10]. Одним из основных уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы, за совершение преступлений небольшой и средней степени тяжести по российскому законодательству являются исправительные работы. Уголовный кодекс РФ не содержит запрета на назначение исправительных работ иностранным гражданам и лицам без гражданства. Однако в настоящее время в правоприменительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), исполняющих данный вид наказания, возникают определенные вопросы и проблемы, которые мы попытаемся рассмотреть и ответить на вопрос о целесообразности назначения уголовного наказания в виде исправительных работ в отношении указанной категории граждан.
В соответствии со ст. 50 УК РФ исправительные работы могут быть назначены на срок от 2 месяцев до 2 лет и отбываются по основному месту работы осужденного или в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, но в районе его места жительства; из заработной платы осужденного в соответствии с приговором суда производятся удержания в пределах от 5 до 20 %. Соответственно, при решении вопроса о применимости исправительных работ в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства важное значение имеет наличие у них права на проживание на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусматривает возможность регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства в случае получения ими вида на жительство или разрешения на временное проживание. Т. е. жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы, и является его местом жительства. Следует также учитывать, что срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, а вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет.
Заключение трудового договора с осужденными к исправительным работам иностранными гражданами и лицами без гражданства решается на основе Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», регулирующих вопросы их трудоустройства. Для заключения трудового договора с осужденным к исправительным работам иностранным гражданином учреждения и предприятия должны иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением некоторых случаев); в свою очередь, иностранный гражданин должен иметь разрешение на работу. Но так как большая часть осужденных не имеет регистрации по месту пребывания или вида на жительство в России, не имеет основного места работы, соответственно, не имеет необходимых документов, то трудоустроить этих лиц при назначении им наказания в виде исправительных работ становится затруднительно [6, с. 224230]. В ходе исследования, проведенного в 2014 г., было выявлено, что из общего числа иностранных граждан и лиц без гражданства, состоявших на учете УИИ в течение 9 месяцев 2014 г., 19,15 % (в
2013 г. — 17,35 %) не имели документов, подтверждающих законность их пребывания на территории РФ [4, с. 122-128].
Даже в том случае, когда административно-разрешительный порядок трудоустройства иностранного гражданина был соблюден, но он еще не имел основного места работы и был осужден к исправительным работам, возникает немало трудностей. Особенностью заключения трудового договора с иностранцем заключается в том, что наименование должности должно строго соответствовать указанной должности в разрешении на работу. В современных условиях, когда, как справедливо отмечает Р. Ф. Га-лиева, «подыскание органами местного самоуправления свободных мест для осужденных к исправительным работам — не простая задача» [1, с. 8], задача трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства может предстать весьма сложной. Следует отметить, что по результатам проведенного нами выборочного опроса сотрудников УИИ 64,37 % опрашиваемых выразили мнение о нецелесообразности назначения исправительных работ данной категории лиц.
Также среди проблемных моментов исполнения исправительных работ в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, как справедливо отмечает Е. В. Ермасов [4, с. 76-81], является выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания, которая устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в соответствии с рядом статей КоАП РФ (напр., ст. 6.8, 6.9, 6.13, 6.16.1, 6.21, 18.1, 18.4, 18.8, 18.10, 18.11, 18.17, 18.18, 19.27, 20.20, 20.25). При этом обратный въезд на территорию Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства, имеющему неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, запрещается в соответствии ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Однако, на наш взгляд, это вопросы упущений в право-
применении, недостаточного изучения личности правонарушителя и его правового статуса пребывания на территории Российской Федерации как при решении вопроса об административном выдворении, так и при назначении уголовного наказания в виде исправительных работ (которое предполагает длительное пребывание лица на территории страны) иностранному гражданину или лицу без гражданства, не имеющему объективных прав для дальнейшего нахождения на территории Российской Федерации, а также осуществления в ней трудовой деятельности.
И. А. Петрова справедливо отмечает, что «на данный момент назрела необходимость выработки определенных правил, позволяющих судам осуществлять назначение наказания в виде исправительных работ иностранным гражданам» [6, с. 230]. Но при этом указанный автор апеллирует к законодательному решению Республики Беларусь, в которой исправительные работы не могут быть назначены иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства (соответствующие изменения были внесены Законом Республики Беларусь от 04.01.2003 № 173-3). «Можно предположить, что ограничение на применение исправительных работ в отношении иностранных граждан в Республике Беларусь связано именно со сложностями, возникающими при трудоустройстве таких лиц» — резюмирует автор [6, с. 228-230]. Подобного мнения придерживаются и Н. М. Голик, Н. В. Дербышева, Р. М. Жиляев, которые считают назначение исправительных работ иностранным гражданам и лицам без гражданства нерациональным [2, с. 476-477].
С другой стороны, в юридической литературе существует мнение, что при исполнении наказания в виде исправительных работ в отношении иностранного гражданина следует исходить из положений ст. 43 УК РФ, согласно которой наказание есть мера государственного принуждения, а следовательно, суд при их назначении от имени Российской
Федерации обязывает иностранного гражданина работать, и разрешения на работу, выдаваемого миграционными органами России, не требуется [9, с. 44].
Однако стоит отметить, что преобладающее большинство иностранцев, совершающих преступления на территории Российской Федерации, являются гражданами стран-участниц СНГ, в частности, в 2015 г. их доля в общем количестве иностранных граждан, совершивших преступление, составила 86,89 % [1]. По данным ведомственной статистики ФСИН России, за 2015 г. на учетах УИИ состояло 239 (0,20 %) лиц без гражданства, в 2014 г. — 333 (0,24 %), 2013 г. — 414 (0,31 %); иностранных граждан в 2015 г. прошло по учетам УИИ — 294 (0,24 %), из них 255 человек были гражданами стран СНГ; в 2014 г. — 355 (0,26 %), из них 289; в 2013 г. — 414 (0,26 %), из них — 299 соответственно [11].
Мы не раскроем секрет, если констатируем, что различные интеграционные процессы на постсоветском пространстве имеют важное стратегическое значение не только для защиты национальных интересов и безопасности Российской Федерации, но и других стран, входящих в состав Содружества. Потому вопросы экономико-политического и социального сотрудничества являются одними из основополагающих в определении вектора развития внешнеполитического взаимодействия на территории ближнего зарубежья. Следовательно, включение иностранных граждан и лиц без гражданства в перечень категорий граждан, назначение исправительных работ которым исключено, на наш взгляд, нецелесообразно.
Во-первых, в силу действия различных межнациональных договоров с некоторыми странами налажен упрощенный порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, действующий на основе национального законодательства. К примеру, граждане Белоруссии имеют равные с гражданами России права, касающиеся, например, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и усло-
вий труда, других аспектов трудовых отношений, получения медицинской помощи и иных социальных гарантий (такие выводы следуют из содержания абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4, ст. 7, 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998, п. 5 ст. 14, абз. 15 ст. 18 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999).
Кроме указанных, привилегии, касающиеся трудовой деятельности граждан Республики Беларусь, предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС), подписанным в г. Астане 29.05.2014 [3]. Полноправными участниками данного экономического альянса, обеспечивающего свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики и сотрудничество по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции, являются в настоящее время также Казахстан, Армения и Кыргызстан.
Привлечение к трудовой деятельности в РФ граждан иностранных государств — членов ЕАЭС осуществляется в упрощенном порядке с учетом положений Договора о ЕАЭС. Упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности в РФ граждан иностранных государств — членов ЕАЭС предполагает, в частности: право привлечения к осуществлению трудовой деятельности в РФ таких иностранцев без учета ограничений по защите национального рынка труда; отсутствие требования о получении разрешения на работу или патента; признание документов об образовании, выданных образовательными организациями указанных государств, без проведения установленных законодательством РФ процедур признания документов об образовании и иные преференции, значительно облегчающие осуществление трудовой деятельности на территории страны-работодателя.
Во-вторых, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства,
рассматриваемый в общей теории права, теории конституционного, административного и международного права как совокупность предоставленных им прав и свобод, возложенных на них в государстве пребывания обязанностей, гарантируется в Российской Федерации с учетом международно-правовых стандартов в области прав человека (в частности, предусмотренных: во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; Конвенцией № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения от 24.06.1975; Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990; Европейской конвенцией о гражданстве (ETS N 166) от 07.11.1997; Международным пактом от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» и др.). И исключение исправительных
работ из перечня возможных к назначению уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, может приобрести, на наш взгляд, дискриминирующий характер.
Таким образом, исправительные работы как основной вид наказания, не связанный с лишением свободы, должны быть сохранены в перечне наказаний, назначаемых иностранным гражданам и лицам без гражданства. Проблемные вопросы, возникающие при исполнении и отбывании исправительных работ, назначаемых указанным категориям граждан, должны быть решены путем внесения соответствующих изменений в уголовное, уголовно-исполнительное, административное и миграционное законодательство, а также путем усиления контроля за правоприменительной деятельностью судебных и исполнительных органов.
Литература
1. Галиева, Р. Ф. Правовое регулирование труда лиц, осужденных к исправительным работам // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2011. — № 2. — С. 8-22.
2. Голик, Н. М., Дербышева, Н. В., Жиляев, Р. М. Правовое регулирование исправительных работ нуждается в совершенствовании // Современная уголовная политика: поиск оптимальной модели : материалы VII Российского конгресса уголовного права (31 мая — 1 июня 2012 г.). — М., 2012. — С. 476-477.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.05.2016).
4. Ермасов, Е. В. Анализ мониторинга правоприменения в сфере исполнения наказания в виде исправительных работ // Назначение и исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового характера : материалы III Всероссийской научно-практической конференции (27 марта 2015 г.) / под. общ. ред. А. А. Вотинова. — Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2015.
— С. 76-81.
5. Ермасов Е. В. Проблемы, возникающие при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества, назначаемых в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства // Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний : материалы межвуз. науч.-практ. конф., г. Рязань, 27 апреля 2016 г.
— Рязань: Академия ФСИН России, 2016. — С. 122-128.
6. Петрова, И. А. Проблемы назначения и отбывания наказания в виде исправительных работ в отношении иностранных граждан // Актуальные проблемы российского права. — 2012. — № 2. — С. 224-230.
7. Показатели преступности России [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 04.05.2016).
8. Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях [Электронный ресурс] // Статистические данные Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. — Режим доступа: http://фсин.рф/statistics/html (дата обращения: 15.04.2016).
9. Шакиров, Д. М. Проблемы исполнения наказания в виде исправительных работ // Правовые и психолого-педагогические аспекты деятельности сотрудников правоохранительных органов : материалы научного семинара, посвященного 130-летию уголовно-исполнительной системы / под общ. ред. канд. мед. наук. Т. М. Молоковой. —Томск, 2009. — С. 39-44.
Сведения об авторах
Козаченко Борис Павлович: Академия ФСИН России (г. Рязань), доцент кафедры уголовно-исполнительного права, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected] Аммосова Варвара Иннокентьевна: Академия ФСИН России (г. Рязань), адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Kozachenko Boris Pavlovich: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), associate professor of the department of the penal law, PhD in law, associate professor. E-mail: [email protected] Ammosova Varvara Innokentjevna: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), adjunct of the department of scientific-pedagogical personnel. E-mail: [email protected]
УДК 343.811
Е. А. Корякин
УСЛОВИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью подготовки ведомственного правового акта, регулирующего последовательность действий сотрудников и работников заинтересованных служб и отделов по оформлению трудоустройства осужденных на оплачиваемые работы в жилую и производственную зоны исправительных учреждений, а также прекращению отношений, связанных с оплачиваемым трудом спецконтингента. Объект исследования — общественные отношения, связанные с организацией деятельности исправительных учреждений ФСИН России в сфере привлечения осужденных к оплачиваемому труду. Методологическую основу данного исследования составляют совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимает сравнительно-правовой метод и метод социологического исследования с помощью анкет. В процессе производственно-хозяйственной деятельности у администрации исправительного учреждения возникает необходимость кадровых перемещений осужденных к лишению свободы. В таких случаях администрацией исправительных учреждений оформляются приказы о перемещении осужденных на другое место работы или о снятии с должностей (об увольнении) вспомогательных рабочих производственных объектов и обслуживающего персонала хозяйственных объектов жилой зоны исправительного учреждения. С точки зрения юридически правильного оформления названных процедур важным обстоятельством является
© Корякин Е. А., 2017.