УДК 614.2:681.3(470.341-25)
К ВОПРОСУ О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
(ДИСКУССИОННАЯ СТАТЬЯ)
В.Н. Лазарев1, М.А. Калягин2, С.В. Максимова2, А.Н. Эделева3, О.В. Захарова4, М.М. Вереш5,
департамент здравоохранения администрации г. Н. Новгорода, 2МЛПУ «Детская городская поликлиника № 49»,
3МЛПУ «Городская клиническая больница № 34», 4МЛПУ «Городская клиническая больница № 30»,
5МЛПУ «Городская больница № 13», г. Н. Новгород
Калягин Максим Андреевич - e-mail: [email protected]
В статье представлены современные методологические подходы к созданию организационных моделей формирования системы информатизации учреждений здравоохранения. На основе опыта разработки методологических основ моделирования региональных информационных систем управления здравоохранением в отечественной и зарубежной литературе определены программные направления информатизации как одного из основных принципов модернизации здравоохранения для решения проблем доступности и качества медицинской помощи населению. В технологии организационного моделирования информационных систем принята модульная концепция, которая предусматривает поэтапную разработку частных моделей с последующим объединением их в интегрированную информационную систему.
Ключевые слова: модернизация здравоохранения, организационное моделирование,
методология, антология, информационные системы (ИС).
The article gives the present methodological approaches to the development of organizational models of the formation of the informatization system of medical establishments. On the basis of the experience of the development of methodological bases of the modeling of the regional informational systems of public health management in the native and foreign literature there were stated the program directions of informatization as one of the basic principles of modernization of public health service for the solving of the problems of availability and quality of medical help to the population.
The technology of organizational modeling of informational systems is based on the modular conception which provides gradual development of single models with their further combining into integral informational system.
Key words: modernization of public health service, organizational modeling methodology, anthology, informational systems (IS).
В проекте Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года (раздел 4.2.8 «Информатизация здравоохранения») указано, что современные медицинские информационные технологии могут оказать существенное влияние на повышение качества и доступности медицинской помощи населению в сочетании с ростом эффективности планирования и управления ресурсами системы здравоохранения РФ на основе мониторирования и анализа показателей качества медицинской помощи [1].
В развитие данного положения 28 апреля 2011 года приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 364 была утверждена «Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», которая определила цели, прин-
ципы, общую архитектуру, основные этапы создания информационной системы (ИС) в сфере здравоохранения, механизм управления и ресурсного обеспечения ее создания и сопровождения, а также ожидаемый социальноэкономический эффект [2].
В качестве стратегической задачи на период действия Концепции предполагается создание в здравоохранении России государственной ИС персонифицированного учета объемов медицинской помощи населению, которая обеспечит оперативный анализ всех видов деятельности учреждений здравоохранения и медицинских кадров и создаст надежную основу для решения ключевых задач управления отраслью.
Более того, накопление информации в базах данных и её мониторирование создает реальные возможности для разработки математических моделей с целью получения
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
прогностических трендов и тенденций в состоянии здоровья популяций (медико-демографических показателей, распространенности социально значимой патологии и пр.), а также необходимости развертывания перспективных медицинских технологий и организационных структур с учетом потребности населения.
Как отметил вице-премьер РФ А. Жуков [3] в ходе модернизации здравоохранения стоят три важнейшие задачи:
- оснастить медучреждения;
- информатизировать отрасль;
- повысить квалификацию.
Автор подчеркнул необходимость перехода отрасли с ресурсной модели к функционально-сервисной, то есть для каждой функции (задачи) должен быть один типовой сервис.
Поэтому на первом этапе основное внимание должно быть уделено моделированию потоков пациентов (логистика), бизнес-правила, технологии создания ИС, переход на национальный стандарт электронной истории болезни (ГОСТ Р 52636-2006).
В связи с этими целями и направлениями информатизации учреждений здравоохранения возникает необходимость разработки методологических основ организационного моделирования программы работ по информатизации лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) на основе накопленного опыта в отечественном и зарубежном здравоохранении.
К наиболее полным разработкам научного обоснования мер по повышению эффективности здравоохранения на основе информационных и технологических составляющих следует отнести многолетние исследования В.К. Гасникова [4, 5], в которых отражена реальность и перспектива развития информационно-компьютерных технологий в учреждениях здравоохранения. На примере здравоохранения Удмуртской Республики автором совместно с
В.Н. Савельевым и Н.С. Стрелковым [6] создана модель электронного здравоохранения с анализом многолетнего опыта совершенствования методологического и
информационно-аналитического обеспечения управления региональным здравоохранением.
В зарубежных исследованиях в области методологии моделирования можно отметить работы авторов [7, 8], которые на принципах антологии приводят теоретические разработки в области организационных моделей. При этом авторы исходят из необходимости последовательной технологии разработки организационных моделей на основе принципа транзакции, который, по-существу, оказывает координационные функции между учреждениями.
Последовательность действий в ходе организационного моделирования заключается в создании ряда моделей. Вначале формируется конструктивная модель, которая определяет основную миссию (цель, задачи) конкретного ЛПУ и его структурных подразделений. Затем определяются функциональные связи как с внешним контуром, так и внутри структурных подразделений учреждения. На основе этого определяется структурно-функциональная модель интегрированной системы информатизации.
На основе анализа ретроспективных работ по проблеме информатизации здравоохранения города Нижнего Новгорода и Нижегородского региона сформировать прио-
ритетные направления модернизации здравоохранения города с применением информационных технологий.
На основе аналитического метода изучен опыт предыдущих исследований состояния информатизации здравоохранения Нижегородской области [9], а также Программа модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы [10]. Существенное значение в определении приоритетных направлений информатизации здравоохранения города имели современные представления о системной информатизации в Программе модернизации системы здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы [11], а также исследования других авторов по созданию организационных моделей автоматизированного регистра пациентов в учреждениях здравоохранения [12, 13, 14].
В результате совокупного анализа проведенных ранее исследований и на основе большого числа директивных документов в сфере информатизации здравоохранения региона в данной работе приводится в порядке обсуждения ряд приоритетных направлений дальнейших работ по внедрению и разработке информационно-компьютерных технологий.
К основным целям создания единой интегрированной медицинской ИС в городе Нижнем Новгороде можно отнести:
- повышение качества медицинского обслуживания за счет консолидации всей медицинской информации о пациенте и предоставление доступа к этой информации специалистам лечебного учреждения; снижение рисков причинения ущерба здоровью пациента;
- придание юридической и правовой значимости медицинским записям (электронной медицинской карты пациента), предотвращение злоупотреблений и искажений информации в истории болезни за счет ведения на независимом от ЛПУ ресурсе централизованной информационной копии всех медицинских записей, сделанных в любом лечебном учреждении по отношению к конкретному пациенту;
- обеспечение качественной и высокоэффективной информационной поддержки врачей и медицинских специалистов, сокращение рутинных операций по заполнению амбулаторных карт, поиску необходимой информации о методиках лечения заболеваний, персонифицированному учету оказанной медицинской помощи и концентрация внимания врача на диагностике, лечении и профилактике заболеваний при приеме пациентов и в процессе учета оказанных услуг на основе использования современных средств обработки и предоставления медицинских знаний; компьютерной поддержки деятельности практикующих специалистов;
- создание подсистемы управления здравоохранением и здоровьем населения за счет возможности централизованного анализа всей медицинской и медико-экономической информации в масштабе города, а в перспективе - региона и на федеральном уровне;
- создание условий в регионах РФ для использования современных технологий построения и совместного функционирования в едином информационном пространстве медицинских ИС разных производителей;
- обеспечение контроля и мониторинга эффективности функционирования сферы здравоохранения города, лечебных учреждений, врачей на основе контролируемых показателей;
- создание условий для применения и контроля стандартов лечения (медико-экономических стандартов);
- создание условий для развития дистанционной медицины и распространения лучших практик.
Основными задачами создания интегрированной системы являются:
- создание централизованного защищенного хранилища медицинской информации и средств предоставления доступа к медицинской информации;
- создание типовых стандартных средств взаимодействия с медицинскими ИС, традиционно используемыми в регионах;
- создание интерфейсных компонентов к системе, предназначенных для функционирования в ЛПУ, не оснащенных медицинскими ИС;
- создание средств и методологии аналитической обработки консолидированной медицинской информации;
- внедрение в ЛПУ города и региона медицинских ИС и автоматизация основных функций учреждений;
- обеспечение медицинскими ИС врачей общей практики;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие медицинских ИС с центральным хранилищем медицинской информации;
- создание типовых стандартных средств взаимодействия медицинских ИС с центральным хранилищем медицинской информации.
Технология реализации проекта:
1. Проведение научно-прикладных работ по созданию прототипа единой интегрированной медицинской ИС в Н. Новгороде на примере базового ЛПУ.
2. Разработка эскизного проекта (модели) системы, включая разработку требований к медицинским ИС по интерфейсу с работающими подсистемами.
3. Создание модели системы, включающей такие структурные подсистемы, как:
а) центральное хранилище персональных медицинских записей;
б) подсистема взаимодействия с системами автоматизации ЛПУ и врача общей практики;
в) нормативно-правовая база сферы здравоохранения и базы директивных документов, регламентирующих предоставление медицинской помощи;
г) подсистема аналитической обработки информации;
д) автоматизированная ИС управления ЛПУ;
е) автоматизированная ИС поддержки принятия решения врача общей практики;
ж) система мониторинга и оценки результатов деятельности системы здравоохранения города, медицинских учреждений, отдельных врачей;
з) медицинское приложение к социальной карте;
и) ИС «Здоровый образ жизни»;
к) подсистема «Индивидуальный паспорт здоровья пациента;
л) разработка программы и методики испытаний моделей системы;
м) апробация модели системы в ЛПУ Н. Новгорода.
Таким образом, открывая дискуссию об оперативном, тактическом и стратегическом направлении информатизации здравоохранения Н. Новгорода, авторы считают одной из неотложных мер создание концепции информатизации учреждений здравоохранения и создание творческого коллектива по разработке технологии информатизации, интерфейсу с действующими ИС и создание новых программных комплексов в соответствии с задачами системы здравоохра-
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года (www.zdravo2020.ru/concept).
2.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 года № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения»(mnogozakonov.ru/catalog/date/2011/4/28/67855).
3. Жуков А. Три задачи здравоохранения: оснастить медучреждения, информатизировать отрасль, повысить квалификацию. Выступление вицепремьера РФ А. Жукова на региональном совещании по вопросам модернизации здравоохранения (rus.ruvr.ru/2010/08/18/16232450.html).
4. Гасников В.К. Совершенствование управления здравоохранением региона на основе развития методологических подходов и информационных технологий. Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М. 2001. С. 48.
5. Гасников В.К. Реальность и перспективы развития информационнокомпьютерных технологий в здравоохранении региона. Медицинский альманах. 2010. № 4 (13). С. 14-18.
6. Гасников В.К., Савельев В.Н., Стрелков Н.С. Многолетний опыт совершенствования методологического и информационно-аналитического обеспечения управления региональным здравоохранением. Медицинский альманах. 2008. № 4. С. 11-14.
7. Jan L.G. Dietz. Enterprise Ontology: Theory and Methodolgy. B. Heidelberg, N.Y. Springer. 2006 (ISBN-10 3-540-29169-5).
8. A.S.H.P. van Renssen. Gellish. A Generic Extensible Ontological Language: Design and Application of a Universal Data Structure. Delft: Delft University Press, 2005 (ISBN 90-407-2597-4).
9. Карцевский А.В. Информатизация здравоохранения и телемедицина в Нижегородской области. Стратегия развития. Информационные технологии в управлении. Сб. докладов Всеросс. научно-практ. конф. «Проблемы информатизации здравоохранения на современном этапе». Нижний Новгород. 2008. С. 182-184.
10. Программа модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы. Мир фармации и медицины. 2011. № 9-12. С. 406-410.
11. Коновалов А.А., Чиненкова Л.В. Роль системной информатизации в программе модернизации системы здравоохранения Нижегородской области в 2011-2012 годах. Ремедиум Поволжья. 2011. Апрель. С. 5-6.
12. Квасов С.Е., Квасов А.С., Максимова С.В., Кириллова Т.А. Информатизация здравоохранения региона. Новые горизонты: инновации и сотрудничество в медицине и здравоохранении. Материалы IX Российско-немецкого форума им. Р. Коха и И.И. Мечникова. Новосибирск. 2010. С. 39-40.
13. Квасов С.Е., Калягин М.А., Максимова С.В., Кириллова Т.А. Организационная модель автоматизированного регистра пациентов в учреждениях здравоохранения. Новые горизонты: инновации и сотрудничество в медицине и здравоохранении. Материалы IX Российско-немецкого форума им. Р. Коха и И.И. Мечникова. Новосибирск. 2010. С. 37-38.
14. Михайлова Ю.В., Гаспарян С.А., Кудрина В.Г., Киселев А.С. и др. Интенсификация процесса информатизации здравоохранения: стратегия и организационные подходы. Врач и информационные технологии. 2005. № 4. С. 4-7.