Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПЕ ИСТОРИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ'

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПЕ ИСТОРИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
210
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принцип историзма / литературоведческий / северокавказская литература / нравственные и этические ценности / эпические формы / типический образ / the principle of historicism / literary criticism / North Caucasian literature / moral and ethical values / epic forms / typical image

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М.Р. Кельбеханова

Историзм как важнейшая литературоведческая проблема дает возможность исследовать немало актуальных проблем, связанных не только с вопросами эволюции жанров в национальной литературе, формированием нового героя в определенный исторический период, но и с вопросами становления и развития творчества отдельного писателя, с художественным решением концепции «человек и история» в его произведениях. Стремление писателей выяснить историческое прошлое своего народа явилось толчком к появлению произведений на историческую тему. Представители северокавказских литератур ориентировались на опыт русских писателей и поэтов, произведения которых были направлены на изучение гармонической связи времен, на осмысление прошлого России и лучших ее представителей. Уже позднее писатели вновь обращаются данной теме. Целью же их было пробудить в массах патриотические чувства, выявить преемственность ратного подвига, вызвать в народе нужные для победы над врагом героические импульсы. Новое понимание границ самих произведений на историческую тему способствует передаче сложных противоречивых особенностей эпохи, понимание и принятие социальных, нравственных и психологических моментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE PRINCIPLE OF HISTORICISM IN LITERATURE

Historicism as the most important literary problem makes it possible to explore many topical issues related not only to the evolution of genres in national literature, the formation of a new hero in a certain historical period, but also to the formation and development of creativity of an individual writer, with the artistic solution of the concept of “man and history” in his works. The desire of writers to find out the historical past of their people was the impetus for the appearance of works on a historical theme. Representatives of North Caucasian literatures focused on the experience of Russian writers and poets, whose works were aimed at studying the harmonious connection of times, at understanding the past of Russia and its best representatives. Later, the writers turn to this topic again. Their goal was to awaken patriotic feelings in the masses, to reveal the continuity of the feat of arms, to cause heroic impulses necessary for victory over the enemy among the people. A new understanding of boundaries of the works themselves on a historical theme contributes to the transfer of complex contradictory features of the era, understanding and acceptance of social, moral and psychological moments.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПЕ ИСТОРИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ»

Библиографический список

1. Агаев А. Расколотое солнце. Роман. Махачкала, 1993.

2. Исмаилов А. Свадьба в тюрьме. Махачкала, 2005.

3. Казимагомедова Ф.И. Невербальные средства общения и реализация агрессивно-оценочных тактик в художественной прозе. Языки и культуры народов России и мира: Международная научная конференция. Махачкала: АЛЕФ, 2019.

4. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. Москва: Новое литературное обозрение, 2002.

5. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креализированные тексты и их коммуникативная функция. Оптимизация речевого взаимодействия. Москва: Высшая школа, 1990.

6. Фатахов А. Соседи. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2008.

7. Курбанова Э.М., Гашимова З.Ш. Особенности даргинского стихосложения. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 547-549 .

8. Курбанова Э.М., Магомедова М.К. Своеобразие любовной лирики Сулейбана Рабаданова. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 549-552.

9. Курбанова Э.М. Фольклорные традиции в творчестве Батырая. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 545-547.

10. Гусейнова М.М. Особенности функционирования вопросительных предложений в даргинских народных бытовых сказках. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 302-304.

11. Алиева Ф.А., Мухамедова Ф.Х. Функции чудесных предметов и явлений в волшебных сказках даргинцев. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 267-270. References

1. Agaev A. Raskolotoe solnce. Roman. Mahachkala, 1993.

2. Ismailov A. Svad'ba v tyur'me. Mahachkala, 2005.

3. Kazimagomedova F.I. Neverbal'nye sredstva obscheniya i realizaciya agressivno-ocenochnyh taktik v hudozhestvennoj proze. Yazyki i kul'tury narodov Rossii i mira: Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya. Mahachkala: ALEF, 2019.

4. Krejdlin G.E. Neverbal'naya semiotika: Yazyk tela i estestvennyjyazyk. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2002.

5. Sorokin Yu.A., Tarasov E.F. Krealizirovannye teksty i ih kommunikativnaya funkciya. Optimizaciya rechevogo vzaimodejstviya. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.

6. Fatahov A. Sosedi. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2008.

7. Kurbanova 'E.M., Gashimova Z.Sh. Osobennosti darginskogo stihoslozheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 547-549 .

8. Kurbanova 'E.M., Magomedova M.K. Svoeobrazie lyubovnoj liriki Sulejbana Rabadanova. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 549-552.

9. Kurbanova 'E.M. Fol'klornye tradicii v tvorchestve Batyraya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 545-547.

10. Gusejnova M.M. Osobennosti funkcionirovaniya voprositel'nyh predlozhenij v darginskih narodnyh bytovyh skazkah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 302-304.

11. Alieva F.A., Muhamedova F.H. Funkcii chudesnyh predmetov i yavlenij v volshebnyh skazkah dargincev. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 267-270.

Статья поступила в редакцию 05.06.23

УДК 811.351.32

Kelbekhanovna M.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian Literature, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: Uzlipat066@mail.ru

ON THE QUESTION OF THE PRINCIPLE OF HISTORICISM IN LITERATURE. Historicism as the most important literary problem makes it possible to explore many topical issues related not only to the evolution of genres in national literature, the formation of a new hero in a certain historical period, but also to the formation and development of creativity of an individual writer, with the artistic solution of the concept of "man and history" in his works. The desire of writers to find out the historical past of their people was the impetus for the appearance of works on a historical theme. Representatives of North Caucasian literatures focused on the experience of Russian writers and poets, whose works were aimed at studying the harmonious connection of times, at understanding the past of Russia and its best representatives. Later, the writers turn to this topic again. Their goal was to awaken patriotic feelings in the masses, to reveal the continuity of the feat of arms, to cause heroic impulses necessary for victory over the enemy among the people. A new understanding of boundaries of the works themselves on a historical theme contributes to the transfer of complex contradictory features of the era, understanding and acceptance of social, moral and psychological moments.

Key words: the principle of historicism, literary criticism, North Caucasian literature, moral and ethical values, epic forms, typical image

М.Р. Кельбеханова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Е-mail: Uzlipat066@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПЕ ИСТОРИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ

Историзм как важнейшая литературоведческая проблема дает возможность исследовать немало актуальных проблем, связанных не только с вопросами эволюции жанров в национальной литературе, формированием нового героя в определенный исторический период, но и с вопросами становления и развития творчества отдельного писателя, с художественным решением концепции «человек и история» в его произведениях. Стремление писателей выяснить историческое прошлое своего народа явилось толчком к появлению произведений на историческую тему Представители северокавказских литератур ориентировались на опыт русских писателей и поэтов, произведения которых были направлены на изучение гармонической связи времен, на осмысление прошлого России и лучших ее представителей. Уже позднее писатели вновь обращаются данной теме. Целью же их было пробудить в массах патриотические чувства, выявить преемственность ратного подвига, вызвать в народе нужные для победы над врагом героические импульсы. Новое понимание границ самих произведений на историческую тему способствует передаче сложных противоречивых особенностей эпохи, понимание и принятие социальных, нравственных и психологических моментов.

Ключевые слова: принцип историзма, литературоведческий, северокавказская литература, нравственные и этические ценности, эпические формы, типический образ

Актуальность работы обусловлена недостаточной исследованностью вопросов принципа историзма в литературе. Данный жанр получил большую популярность в мировой литературе. Писатели и поэты, исследуя возможности характера человека, его скрытый душевный потенциал, показывают, что в человеке по природе своей изначально заложено как положительное, так и негативное.

Основная цель - исследование вопросов принципа историзма в литературе.

Конкретные задачи:

- обзор исследований, связанных с вопросами принципа историзма в литературе;

- анализ роли человека в исторической эпохе.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что современное литературоведение предпринимает попытки новой систематизации теоретических воззрений, имеющих непосредственное отношение к проблемам историзма. Фактически термин «историзм» адресует художественную литературу к взаимосвязи прошлого и настоящего, ко многим нравственным категориям.

Практическая ценность заключается в том, что материалы могут быть использованы в преподавании теории литературы в вузах и колледжах.

Началом развития русского исторического романа считаются произведения «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя: по богатству содержания и эпической силе это романы, только впрессованные в объем повести. Впоследствии, основываясь на традиции русской исторической прозы, представители литератур Северного Кавказа формируют собственные критерии национального исторического романа.

Данные проблемы наиболее полно отражены в научных трудах Л. Александровой, Ю. А. Андреева, Л. Арутюнова, А. Бочарова, Н. Воробьевой, И. Горского, В. Иванова, К. Келли, П.А. Николаева, В. Новикова, В. Оскоцкого, Ю.М. Оклянско-го, А. Пауткина, С. Петрова, М. Серебрянского, Б. Сучкова.

Вопросы развития северокавказской исторической прозы анализируются в работах Л. Бекизовой «От богатырского эпоса к роману» (1974); К. Гайтукаева «В пламени слова»(1989), Ч. Гусейнова «Формы общности советской многонациональной литературы» (1978); А. Гутова «Поэтика и типология адыгского

нартского эпоса» (1993); У Далгат «Литература и фольклор» (1981) и многих других.

Концепт «историзм» появился в XIX в. Его использовали для объяснения нового подхода к описанию прошлого. В. Гюго, Ф. Купер, А.С. Пушкин, И. Полевой, В. Лажечников в своих творениях «воскресили» XIX век. Особой популярностью в эти годы пользовались также исторические романы В. Скотта.

Для многих писателей он стал учителем. Его «старинный роман выдвигал на первое место «достоинство» истории, показывая ее фасад, освещая прошлое как деятельность королей, вельмож, полководцев» [4, с. 52].

В конце 20-х годов XIX столетия А.С. Пушкин претворил в жизнь давно задуманную идею: «художественно воспроизвести прошлое во всей его истине... и в деталях передать дух исторической эпохи». Осуществляя свой замысел, поэт в течение трех неполных лет (с 1826 по 1828 годы) создает произведения, принадлежащие к разным литературным жанрам: «Арап Петра Первого», «Полтава», в которых главным действующим лицом выступает Петр I, опередив тем самым развитие исторической прозы в русской литературе его времени», реалистически подходит к решению основных проблем исторического романа. Более того, жизнь петровского периода автор воспроизводит с предельной достоверностью.

После А.С. Пушкина в XIX столетии Л.Н. Толстой создал свою эпопею «Война и мир», которая также разительно отличалась от нового европейского романа. Наиболее ценностные ориентиры произведения - великие исторические события, играющие определяющую роль в судьбах героев. Каждое из более пятисот действующих лиц имеет «свою, отличную от других», судьбу, свой отчет времени, но этот отчет неизменно сливается с временем, вбирающем в себя судьбы героев, течет однонаправленно, связывая все воедино. Вопросы исторического романа на протяжении многих лет были актуальными среди исследователей.

Г. Ленобль считает, что «роман является историческим, если автор воспроизводит на его страницах далекое прошлое, в деталях показывая жизнь, быт, нравы людей той эпохи» [2, с. 105].

С точки зрения Л. Александровой, «.создание художественного произведения - это сложный творческий процесс, включающий в себя, прежде всего, изучение, оценку, отбор фактов и явлений действительности. Художник-реалист, обратившийся к сложным вопросам современности, а тем более к темам исторического прошлого, уподобляется ученому-исследователю» [1, с. 52].

Кроме того, он считает возможным говорить не только о социалистическом историзме, суть которого «в художественном осмыслении жизни с позиций коммунистического идеала, определении ведущих тенденций эпохи, способствующих образному воспроизведению жизни в ее исторической перспективе и исторической ретроспективе, приводящих к созданию образа времени и героя эпохи» [1, с. 84], но и в постановке вопроса «о социальной позиции художника», необходимости «упомянуть тот эстетический идеал, который является определяющим в оценке реальной действительности и ее художественном воплощении» [1, с. 52].

По мнению С. Злобина, литературоведы, критики, романисты противопоставляют «понятия» «исторического» и «современного» романа. С его точки зрения, исторический роман формирует определенная специфика. Такой роман охватывает переломные моменты в истории этих народов, вскрывает движущие силы, пружины событий, показывает закономерности и взаимосвязи, которые имели решающее значение для того или иного исторического поворота».

B. Оскоцкий утверждает, что «поиск значительного исторического материала - всего лишь начальное звено творческого процесса, первотолчок к интенсивной работе художественной мысли. Ключевая личность истории сама по себе еще ничего не предвосхищает и не предрешает и никакого успеха автоматически не гарантирует. Все решает масштабность художественной мысли, постигающей сокрытую связь времени, широта идейно-нравственных обобщений прошлого» [3, с. 61].

C.М. Петров, исследовавший данную проблему, под исторической личностью понимает «действительно положительного героя», который несет в себе прогрессивное начало, несмотря на то, является ли он реально существующей личностью или плодом художественного вымысла писателя» [4, с. 453].

Это, во-первых, личность главного героя - образ исторической личности (государственного политического деятеля) или выразителя социально-исторических тенденций эпохи. Во-вторых, типический образ исторической личности ограниченного масштаба, воплощающей в себе индивидуальное своеобразие типических черт эпохи, в которой жил данный герой. В-третьих, вымышленное лицо, типически вобравшее в себя характеристики и черты тех или иных социальных слоев общества, истории.

Но имеет место и другая точка зрения, согласно которой роман можно считать историческим, если в нем нет ни исторических лиц, ни документально зафиксированных событий, но при этом роман раскрывает облик людей в неповторимости, обусловленной эпохой. То есть историческая достоверность уходит на второй план или вообще не соблюдается.

Ощущение исчерпанности идей предшествующей эпохи, переосмысление многих нравственных и этических ценностей, прежде казавшихся незыблемыми («материя исчезла», «Бог умер»); ощущение кризиса, коснувшегося всех сторон жизни российского общества и российской культуры в целом после Октября 1917 года, настолько изменили характер взаимоотношений человека и мира, трансформировали духовное и психологическое содержание личности, что социаль-

но-исторические координаты старого реализма оказались неспособными отразить изменившиеся связи человека и действительности.

Если говорить о литературе советского периода, то первой ее темой после темы Октября стало изображение гражданской войны за советскую власть. В предвоенные годы в русской литературе созданы значительные произведения на историческую тематику: «Степан Разин» А. Чапыгина, «Повесть о Болотникове» Г Шторма, «Цусима» А. Новикова-Прибоя, «Чингис-Хан» О. Яна, «Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского, «Одеты камнем» О. Форш, «Кюхля» Ю. Тынянова.

Возможно, этим и объясняется появление в 1960-80-е годы произведений Г Маркова («Сибирь»), А. Иванова («Вечный зов»), П. Проскурина («Судьба»), И. Мележа («Люди на болоте»» и «Дыхание грозы»), С. Залыгина («Соленая падь», «Комиссия»), Ф. Абрамова («Две зимы и три лета», «Братья и сестры»), В. Чивилихина («Память»). В них широко изображены судьбоносные для истории страны события, которые осмысливаются художниками очень глубоко, в непосредственной связи с жизнью и психологией отдельного человека, с закономерностями общественного развития. Эти вопросы соотносятся с общими философскими проблемами.

Ч. Айтматов в своей прозе («И дольше века длится день», «Плаха», «Прощай, Гульсары!», «Материнское поле», «Первый учитель») акцентирует внимание не только на изменениях, происходящих в сознании, быту, культуре, психологии людей. Он размышляет о жизни и смерти, мире и счастье, о долге и ответственности человека, о памяти и беспамятстве. Так он подводит к выводу о том, что отсутствие памяти, чувства благодарности к старшему поколению лишает человека корней, прерывает связь поколений.

В романе замечательного грузинского писателя Ч. Амирэджиби на широком фоне социально-политической и культурной жизни Грузии конца Х1Х - начала ХХ века воссоздается образ человека, не приемлющего нравственных устоев общества, к которому по рождению и воспитанию он принадлежит. Произведение пронизано поисками ответов на «жгучие вопросы жизни». Автор размышляет о социальной несправедливости, осмысливает такие кардинальные проблемы времени, как добро и зло в социальном мире, вера и безверие, страдание и протест, соотношение личности и общества, перспективы развития человечества. В постановке и художественном решении кардинальных проблем времени, оказывающих влияние на качественное состояние общества, Ч. Амирэджиби следует своим предшественникам в русской литературе - Л.Н. Толстому и Ф.М. Достоевскому.

Появление же в печати произведений О. Чиладзе «Шел по дороге человек», «И всякий, кто встретится со мной» критики связывают с понятием «новый историзм», суть которого в осмыслении и изображении современности.

В. Шукшин («Я пришел дать вам волю»), В. Астафьев («Последний поклон», «Царь-рыба»), В. Белов («Кануны»), В. Распутин («Живи и помни», «Последний срок»), в свою очередь, утверждают, что следование традиции благородно. «И в то же время традиция сама по себе еще не гарант нравственности: она только одно из условий формирования личности. Главное же слово - за самим человеком и тем опытом, который он лично выстрадал и осознал».

Но Л. Якименко, имея в виду повести В. Распутина, считает, что вряд ли их можно отнести к тому, что называется эпосом, тем более если сравнить со своеобразными романными циклами Г Маркова, К. Симонова, А. Нурпеисова, Г Ходжера, И. Мележа, которые охватывают значительные периоды жизни народа, а также дают ответы на актуальные для своего времени вопросы.

Как нам представляется, В. Распутин тем и интересен, что во всех своих произведениях воспроизводит столкновение между прошлым и настоящим. Драматические конфликты и старухи в его повестях как бы лишаются временных черт и приобретают нечто надвременное, воплощая общественные приобретения нравственной жизни крестьянина за многие века. Это новый момент в авторском поиске эпического осмысления мира. И это очень важно, так как задача искусства состоит в том, чтобы показать процесс осмысления мира человеком, его сознательной нравственности, мировоззрения.

В жанре поэмы также данная тема нашла свое применение. Создаются «За далью даль» А.Г Твардовским, «Проданная Венера» В. Федоровым, «Середина века» В. Луговским, «Строгая любовь» Я. Смеляковым, «Глазами столетий» В. Фирсовым, «Суд памяти» Е. Исаевым. В них впервые разрешается такая проблема, как современник и история, место человека в историческом процессе. В их постановке поэзия опередила прозу.

Наличие исторической тематики в произведении еще не говорит о том, его содержание соответствует смыслу терминов «историзм», «новый историзм», «художественная историософия» (Р Юсуфов) и другим - все это свидетельствует об изменчивости историзма, о его развитии и совершенствовании. Формирование эпических форм в национальной литературе было, несомненно, связано с современной тематикой. Хотя содержание национальной жизни чаще всего служит прямым предметом изображения в прозе. Думается, нельзя отрицать, что значительную роль в формировании эпических форм сыграла историческая и историко-революционная тема, так как эти темы давали наибольший простор для содержания национальной специфики в жизни каждого народа.

Л.М. Чмыхов в статье «Исторический роман в литературе Северного Кавказа (многообразие и специфика жанра)» пишет: «Возникновение региональных циклов - характерное явление современной исторической романистики. Оно

отражает повысившийся уровень исторического самосознания всех народов.. На примере литературы Северного Кавказа можно рассмотреть общие законы и убедиться в универсальности принципа революционного историзма писательского мышления» [5, с. 28].

Жанровыми особенностями исторического романа, с ее точки зрения, являются, во-первых, наличие подлинного исторического лица, во-вторых, дистанция во времени, в-третьих, специфическое соотношение правды и вымысла, в-четвертых, историзм, и, наконец, собственно историческая проблематика.

Таким образом, проведенный анализ вопросов историзма в литературе привел к выводам о том, что во второй половине ХХ столетия (в послевоенный период) писатели, разрабатывая историческую тему, связывали ее с нравственной проблематикой. Это произведения, в которых центральной является проблема гуманизма и связанный с ней целый ряд других вопросов - доверие, вера в

людей, жалость и сострадание к ним. Человек творческой интуиции, как правило, выступает двигателем общественного прогресса, от его воли и способностей зависит как настоящее, так и будущее народа. Кроме того, он сталкивается с необходимостью узнать и свое прошлое, так как только «тот, кто владеет памятью о прошлом, владеет ключами от будущего, знает и уверенно созидает настоящее. Анализ в сфере исторического романа подтверждает, что жанр этот получил большую популярность в мировой литературе. Силой своего художественного дарования, исследуя возможности характера человека, его скрытый душевный потенциал, писатели показывают, что в человеке по природе своей изначально заложено как положительное, так и негативное, т. е. в нем есть как доброе, так и злое, низкое и высокое, ничтожное и великое. И то, и другое начало может развиться в зависимости от того, какие условия будут наиболее благоприятными для их проявления.

Библиографический список

1. Александрова Л. Советский исторический роман: Типология и поэтика. Киев: Вища школа, 1987.

2. Ленобль Г.М. История и литература. Москва: Художественная литература, 1977.

3. Оскоцкий В.Д. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. Москва: Художественная литература, 1980.

4. Петров С.М. Русский исторический роман XIXв. Москва: Художественная литература, 1984.

5. Чмыхов Л.М. Советский исторический роман 60-70 гг.: специфика жанра и проблематика. Автореферат ... доктора филологических наук. Ставрополь, 1985. References

1. Aleksandrova L. Sovetskij istoricheskij roman: Tipologiya i po'etika. Kiev: Vischa shkola, 1987.

2. Lenobl' G.M. Istoriya i literatura. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1977.

3. Oskockij V.D. Roman i istoriya. Tradicii i novatorstvo sovetskogo istoricheskogo romana. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1980.

4. Petrov S.M. Russkijistoricheskij roman XIX v. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1984.

5. Chmyhov L.M. Sovetskij istoricheskij roman 60-70 gg.: specifika zhanra iproblematika. Avtoreferat ... doktora filologicheskih nauk. Stavropol', 1985.

Статья поступила в редакцию 01.06.23

УДК 82

Magomedrasulova A.S., teacher, Department of Natural Sciences and Humanities, College of DGU (Makhachkala, Russia), E-mail: suzon09@list.ru

STABLE PHRASES WITH A COLOR COMPONENT IN ENGLISH ADJECTIVES. Having considered the semantic structure of adjectives of color, it is found that for the most part figurative meanings of these adjectives there are mainly phraseologically related and they are realized in a limited number of stable word combinations, figurative and non-figurative. Stable phrases with adjectives expressing the basic concepts of color fall into two large groups: nominal and verbal. Stable combinations of the nominal type are formed from words with the subject meaning of the word defining it. The whole combination as a whole has a substantive meaning, has the characteristics of a noun and acts in all its functions. Verb stable phrases convey a concept of an action or state. Grammatically, a leading verb in them is a verb that forms the entire phrase and the structure of the entire phraseological unit and depends on the grammatical and syntactic properties. The semantic structure of adjectives of color consists of direct and figurative meanings that are in certain relationships with each other. Portable values can represent a consistent development of a single line of values, but with varying degrees of abstraction. They can relate to a wide variety of areas. They can characterize the state of unavailability, physical or moral immaturity, inexperience of a person, denote the state of the weather, the corresponding state, the mood of a person, can serve as an assessment of actions.

Key words: English, adjectives of color, verb component, nominal component, stable phrases, functional and semantic characteristics, structural type

А.С. Магомедрасулова, преп., колледжДГУ, г. Махачкала, E-mail: suzon09@list.ru

УСТОЙЧИВЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С КОМПОНЕНТОМ ЦВЕТА В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рассмотрев семантическую структуру прилагательных цвета, установлено, что в большинстве своем переносные значения этих прилагательных оказываются преимущественно фразеологически связанными и реализуются в ограниченном числе устойчивых словосочетаний, образных и необразных. Устойчивые словосочетания с прилагательными, выражающими основные понятия цвета, распадаются на две большие группы: именные и глагольные. Устойчивые сочетания именного типа образуются из слов с предметным значением определяющего его слова. Все сочетания в целом имеют предметное значение, обладают признаками существительного и выступают во всех его функциях. Глагольные устойчивые словосочетания передают понятие действия или состояния. Грамматически ведущим в них является глагол, который оформляет все словосочетание и от грамматико-синтаксических свойств которого зависит структура всей фразеологической единицы. Переносные значения могут представлять собой последовательное развитие единой линии значений, но с различной степенью абстракции. Они могут относиться к самым разнообразным сферам. Могут характеризовать состояние неготовности, физическую или нравственную незрелость, неопытность человека, обозначают состояние погоды, соответствующее состояние, настроение человека, могут служить оценкой действий.

Ключевые слова: английский язык, прилагательные цвета, глагольный компонент, именной компонент, устойчивые словосочетания, функционально-семантическая характеристика, структурный тип

Актуальность темы исследования обусловлена малоисследованностью вопросов, связанных с прилагательными цвета в устойчивых словосочетаниях английского языка [1-3].

Основная цель заключается в характеристике устойчивых словосочетаний английского языка с компонентом - прилагательным цвета.

Конкретные задачи работы определяются указанной целью и сводятся к следующему:

- структурная характеристика устойчивых словосочетаний английского языка с компонентом прилагательным цвета;

- анализ лексического состава данных устойчивых сочетаний;

- возникновение и функционирование устойчивых словосочетаний английского языка с компонентом прилагательным цвета.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Она заключается в решении поставленных конкретных задач, в характеристике семантической структуры устойчивых словосочетаний с прилагательными цвета английского языка, а также особенностей их возникновения в данном языке.

Практическая ценность обусловлена тем, что результаты работы могут быть использованы в преподавании английского языка в вузах и колледжах, а также при составлении словарей устойчивых словосочетаний английского языка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношения между компонентами внутри свободных словосочетаний нетождественны отношениям, которые складываются внутри устойчивых сочетаний. Это дает повод перейти к анализу устойчивых сочетаний, внутри которых прилагательные цвета реализуют свои значения. Устойчивые словосочетания с прилагательными, выражающими основные понятия цвета, распадаются на две

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.