Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
401
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УСТАВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каримова Д. И.

В статье проводится анализ принципов деятельности местного самоуправления, значение и сущность и каждого принципа. В статье указываются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность местного самоуправления, а также содержащие основополагающие начала местного самоуправления. В статье также указываются основные муниципальные системы, которые помогают понять историю развития муниципального права в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

основании ст. 168 ГК РФ. Также стоит отметить, что в российском законодательстве мало раскрыто понятие публичного интереса.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. - Москва: Проспект, КноРус, 2015. - 640 с.

2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - М.: Проспект, 2004. - 784 С.

3. О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей ГК РФ: федеральный закон [07 мая 2013 г. № 100-ФЗ] // СПС Консультант Плюс.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. Шарапов М.Ю. Разграничение квалифицированных противозаконных и антисоциальных сделок в свете последних изменений в ГК РФ / М.Ю. Шарапов // Science Time. - 2015. - № 2 (14). - С. 233-236.

6. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права / Г.Ф. Шер-шеневич. - М., 1911. - 858 с.

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

© Каримова Д.И.1

Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа

В статье проводится анализ принципов деятельности местного самоуправления, значение и сущность и каждого принципа. В статье указываются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность местного самоуправления, а также содержащие основополагающие начала местного самоуправления. В статье также указываются основные муниципальные системы, которые помогают понять историю развития муниципального права в целом.

Ключевые слова: конституция, местное самоуправление, принципы, ответственность, государство, органы государственной власти, законодательство, устав.

Российская Федерация - государство присущей только ему многоконфессиональной структурой и многонациональностью, в которой субъекты

1 Студент кафедры Гражданского права.

федерации не похожи один на другой. Социальная структура каждого из субъектов особенна и неповторима многообразием традиций и обычаев. Россия исторически сформировывалась на основе общности территории, социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов [1, с. 69].

Совершенно очевидно, что переходный период, связанный с модернизацией российской политической системы, в силу многих объективных и субъективных факторов неоправданно затянулся. Несмотря на то, что в начале 2000-х гг. удалось стабилизировать этнополитическую ситуацию в стране и преодолеть негативные последствия распада СССР, в обществе наблюдаются кризисные явления, связанные с этническим самоопределением [2, с. 26].

Смысл наличия власти в государстве - гарантия безопасности его граждан. Поэтому одна из важнейших задач федерального центра в обозримом будущем продемонстрировать населению регионов России свою необходимость. В свою очередь региональные власти в федеративном государстве также имеют свой специфический круг вопросов, касающихся удовлетворения потребностей граждан, прежде всего тех, которые связаны с особенностями того или иного региона и его частными проблемами [3, с. 58].

Сегодня нельзя представить себе правовое государство без самостоятельного института гражданского общества, который называется местным самоуправлением. Для чего нужно местное самоуправление и каковы его функции? Ответ содержится в самом названии - «местное самоуправление», т.е. принятие управленческих решений по вопросам, имеющих решающее значение для жителей определённой местности. Это может быть сельский район, город и т.п. Изучение материалов по данному вопросу показывает, что к функциям местного самоуправления во все времена относились: приближение власти к нуждам народа, стабилизация политической ситуации в стране, реализация повседневных потребностей отдельных людей, поиск компромисса в деятельности государственных органов и органов самоуправления.

В мире существуют различные схемы устройства местного самоуправления. Способ образования этих моделей местного самоуправления весьма разнообразен, как и предметы ведения. Конечно, различается также характер и особенности взаимосвязи органов местного самоуправления с органами государственной власти. Логика подсказывает, что для повышения эффективности работы местных органов в отдельно взятой стране необходимо изучить мировой опыт и, обобщив данные, выработать оптимальную и приемлемую в тех или иных условиях организацию их деятельности. Большое значение в развитии муниципального права стран Европы и других континентов сыграла Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая в 1985 году, которая является первым многосторонним юридическим актом, определяющим и защищающим принципы местной автономии.

Первой муниципальной системой традиционно считается Англосаксонская муниципальная система. Эта система присутствует в Великобритании, США и ряде других стран. Для этой системы характерно то, что органы местного самоуправления обязаны предпринимать только те действия, которые прямо разрешает им законодательство. В противном случае принятые акты не будут иметь юридическую силу. Такое решение принимается судом. В полномочия органов местного самоуправления относятся - управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др.

Следующая муниципальная система - французская (континентальная). Эта система отличается от англосаксонской централизацией власти, наличием контроля за деятельностью местных органов власти со стороны государства. В 1982 году данная система во Франции установилась после принятия Закона «О правах и свободах местных коллективов». В соответствии с данным законом муниципальный совет вправе решать все вопросы местного значения, но за исключение тех, которые разрешает мэр. Решения совета приобретают обязательную силу после передачи решения представителю государства в департаменте и публикации. И как правило, все эти решения должны контролироваться органами государственной власти.

Наряду с описанными двумя муниципальными системами в зарубежных странах применяются смешанные системы или принципиально отличающиеся модели местного самоуправления. Как пример можно привести местное самоуправление Германии. Конституция ФРГ, а именно, в п. 2 ст. 28 гарантирует и обеспечивает местное самоуправление, в этом законе также закреплено, что «общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность»[1]. К вопросам, которые решаются местным самоуправлением ФРГ, как правило, относят: местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодежи, строительство и содержание школ, обеспечение безопасности и др. Для многих развивающихся зарубежных стран характерно прямое государственное управление, которое предполагает назначение сверху в органы местного самоуправления представителей центральной власти. Так, в Голландии бургомистр, который является руководителем исполнительно органа муниципалитета, назначается королевским указом. На бургомистра также ложится ответственность за полицию и пожарные службы, регулирование деятельности которых относятся в большинстве стран к государственным полномочиям.

В России, как и в любом правовом государстве, признается местное самоуправление. Местное самоуправление в России регулируется рядом норм важнейших документов. В первую очередь это Конституция, в котором данный вопрос регулируется положениями, которые нашли отражение в ст. 12 и

в восьмой главе. Чтобы полностью раскрыть тему статьи более подробно, рассмотрим принципы организации и деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации. Конституции РФ гласит о том, "принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные задачи и идеи, лежащие в основе организации и осуществления местного самоуправления на территории муниципального обра-зования»[2]. Принципы местного самоуправления призваны отражать потребности объективных закономерностей и стремления развития общества в целом и местной власти, а также обеспечивать построение и постоянное чёткое функционирование местной власти и другие специфические функции. Принципы местного самоуправления подразделяются на общеправовые и основные. К общеправовым принципам относятся - законность (вся деятельность местного самоуправления должна подчиняться законам, прежде всего Конституции РФ и федеральным законам), демократизм, гуманизм, гласность и др. К основным принципам местного самоуправления, как правило, относятся:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения, в котором и заключается суть местного самоуправления. Самостоятельное решение вопросов осуществляется путем проведения выборов, референдумов и других разновидностей волеизъявлений граждан. Муници-пально-правовые нормы выделяют самостоятельность в решении следующих вопросов местного значения, касающиеся обеспечения финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, недопустимости вмешательства государства в деятельность органов местного самоуправления, гарантии самостоятельности, обеспечиваемые нормами муниципального права в пределах вверенных полномочий и обеспечения самостоятельности муниципальных органов в пределах их полномочий конституционным правом на судебную защиту.

2. Организационная обособленность местного самоуправления и его органов в порядке управления государством в осуществлении задач и функций. Статья 3 Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что «народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления» [3]. При этом вышесказанные нормы определяют, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данный принцип призван обеспечить возможность муниципальным образованиям самостоятельно определять «свои внутренние административные структуры, которые они планируют создать для того, чтобы они подходили местным потребностям и создали условия для эффективного управления. Следует указать, что не допускается реализация задач и функций местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Отсюда можно сделать

вывод, что лица, осуществляющие местное самоуправление, не относятся к категории государственных служащих, их деятельность является муниципальной службой.

3. Взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в выполнении общих задач и функций. Такое взаимодействия необходимо, когда решаются вопросы, имеющие правовой, организационный, финансово-экономический характер.

4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Основной закон РФ гласит о том, местное самоуправление реализовывается гражданами напрямую, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. При этом, к «формам волеизъявления граждан относится местный референдум, муниципальные выборы и собрания, сходы граждан» [4]. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении проявляется в том, что граждане имеют право на народную правотворческую инициативу, позволяющего населению муниципального образования выступать субъектом в разработке и обсуждении местных нормативных актов и права на индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает муниципальную собственность. А также органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия, учреждения и участвовать в создании хозяйственных обществ, которые, являются необходимым элементом для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип заключается в том, что права и свободы человека являются высшей ценностью, а также в соответствие с Конституции РФ права и свободы человека выявляют сущность и содержание деятельности органов местного самоуправления.

7. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением. Как было уже сказано, органы местного самоуправления наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения. В случае нарушения законов РФ, законов субъектов РФ, как правило, и наступает ответственность. Основания и виды ответственности содержатся в уставах муниципальных образований.

Таким образом, рассмотрев принципы организации и деятельности местного самоуправления и их признаки, можно сделать вывод о том, что вышеперечисленные принципы являются важным составляющим деятельности местного самоуправления, поскольку они являются коренными и исход-

ными началами, которые закреплены Конституцией РФ и федеральными законами. Именно принципы являются теоретической основой муниципального строительства, помогают уяснить сущность местного самоуправления и его отличительные черты и признаки.

Список литературы:

1. Аминов И.Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределения народов Российской Федерации // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). - 2014. - № 4 (25). - С. 69-71.

2. Аминов И.Р. Государственная национальная политика как способ поддержания этнополитической стабильности в современной России // Правовое государство: теория и практика. - 2014. - № 4 (38). - С. 26-28.

3. Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации Российских регионов // Правовое государство: теория и практика. - 2016. - Т. 1, № 43. - С. 57-60.

4. Конституции зарубежных государств: учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003.

5. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. (с поправками и изменениями от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31.

6. Федеральный закон от 6 октября 2003 года. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 672 с.

ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ВСЛЕДСТВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

© Колчина И.Н.1, Тарасова Н.А.1

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

В данной статье рассматриваются российский и зарубежный опыт ограничения дееспособности граждан вследствие психического расстройства. Авторы обращают внимание, что такое основание ограничения дееспособности для Гражданского кодекса РФ новелла, следова-

1 Студент Юридического факультета (направление подготовки Юриспруденция). Научный руководитель: Конобеевская И.М., доцент кафедры Гражданского права и процесса, кандидат юридических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.