Научная статья на тему 'Правовое значение принципов организации органов местного самоуправления в Российской Федерации'

Правовое значение принципов организации органов местного самоуправления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
635
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИИ ПРИНЦИПОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиглинцева Н.В.

Статья просвещена вопросам изучения классификаций принципов организации органов местного самоуправления. Рассмотрев вкратце уже существующие варианты классификаций, автор систематизирует принципы организации местного самоуправления по основополагающим критериям. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что принципы организации деятельности органов местного самоуправления существуют не только как теоретические положения, но и обеспечивают качественное практическое применение норм муниципального права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое значение принципов организации органов местного самоуправления в Российской Федерации»

Чиглинцева Н.В. ©

Магистрант кафедры государственного права Института права Башкирского государственного университета

Научный руководитель - Аминов И.Р.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права Института права Башкирского государственного университета, Уфа, Россия

ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Статья просвещена вопросам изучения классификаций принципов организации органов местного самоуправления. Рассмотрев вкратце уже существующие варианты классификаций, автор систематизирует принципы организации местного самоуправления по основополагающим критериям. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что принципы организации деятельности органов местного самоуправления существуют не только как теоретические положения, но и обеспечивают качественное практическое применение норм муниципального права.

Ключевые слова: Принципы организации местного самоуправления, классификации принципов местного самоуправления, применение принципов местного самоуправления.

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления представляет собой сложную сеть нормативных актов, регламентирующих все сферы жизнедеятельности муниципального образования. На органы местного самоуправления возложена обязанность по соблюдению и исполнению норм: Конституции РФ, федерального законодательства, актов Министерств и Ведомств, законодательства субъектов федерации, а так же локальных актов.

Конституция Российской Федерации закрепляет[2], что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15). Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются источниками права Российской Федерации и выступают в качестве таковых и для муниципального права[4].

Принципы местного самоуправления берут свое начало из Европейской Хартии местного самоуправления 1985 года[1], тем самым являются универсальным регулятором отношений в области местного самоуправления и пронизывают всю вертикаль правовых актов о местном самоуправлении.

Под принципами местного самоуправления понимаются основополагающие начала, обуславливающие функционирование органов местного самоуправления по вопросам местного значения, обеспечение интересов граждан муниципального образования. В литературе встречается огромное количество классификаций принципов местного самоуправления по различным основаниям, которые учитывают как общие, так и частные критерии регулирования отношений на местном уровне. В Конституции РФ отражены принципиальные положения о местном самоуправлении, которые легли в основу одной из классификаций общих принципов местного самоуправления. Н.С. Бондарь представляет принципы местного самоуправления, согласно статьям Основного Закона в следующем виде:

- Самостоятельное решение вопросов местного самоуправления населением закрепляется в статье 12 и 130 КРФ;

© Чиглинцева Н.В., 2016 г.

- Местное самоуправление в системе управления обществом и государством организационно обособлено и самостоятельно, что отражает статья 12 КРФ;

- Многообразие организационных форм местного самоуправления, закреплены в статье 131 КРФ;

- Деятельность местного самоуправления обеспечивается необходимыми материально-финансовыми ресурсами, согласно статье 132 КРФ;

- Гарантия местному самоуправлению права на судебную защиту, статья 133 КРФ;

- Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами, как основной принцип деятельности;

- Общий конституционный принцип, закрепленный в статье 2 КРФ - соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

- Принцип законности организации и осуществлении местного самоуправления;

- Открытость и гласность местного самоуправления;

- Соблюдение и применение местных обычаев и традиций при осуществлении местного самоуправления^, 240-247].

Другие ученые предлагают классифицировать принципы местного самоуправления в зависимости от сфер регулирования Соответственно выделяют организационно-правовые и экономические принципы.

К первой группе относят: самостоятельность решения вопросов местного значения населением; законодательно закрепленное организационное обособление ОМСУ; законность как основной критерий деятельности; соблюдение прав и свобод человека и гражданина и другие.

Ко второй группе относятся принципы, на основе которых строится экономическая самостоятельность местного самоуправления, а именно: муниципальная собственность приравнивается к другим формам собственности; органы местного самоуправления обладают полномочиями собственника по отношению к муниципальной собственности; независимо от других органов утверждают и исполняют местный бюджет; автономно устанавливают местные налоги и сборы, отнесенные к их компетенции Налоговым кодексом РФ.

Вышеописанные варианты группирования принципов позволяют выявить особенности управления муниципальным образованием, что подчеркивает сложность и многообразие нормативного регулирования отношений в сфере муниципального права. Однако, максимально обобщая все критерии основных направлений деятельности органов местного самоуправления по вопросам местного значения, следует в качестве фундаментальных основ придерживаться следующих принципов:

1) Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, как «золотое» положение, отраженное в актах международного и внутреннего права;

2) Принцип законности состоит из: законности в организации и деятельности местного самоуправления, что является основополагающей идеей при осуществлении любой властной деятельности;

3) Принцип гласности (прозрачности) деятельности местного самоуправления подразумевает информационное освещение деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет и других доступных для населения средствах массовой информации;

4) Принцип самостоятельного решения населением вопросов местного значения заключается в политической, экономической, управленческой и экономической независимости; причем не только от других органов власти, но и самостоятельность решения вопросов местного значения внутри муниципального образования населением. Даже на сегодняшний день, когда, казалось бы, данный принцип провозглашен и проведен в жизнь, по-прежнему актуальными являются проблемы вовлечения населения в процесс муниципального управления, достаточно регулярного использования института прямой демократии на муниципальном уровне и т.д.[5]

5) Принцип организационного обособления местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; данный принцип, в отличие от предыдущего, носит координационных характер и структурирует отношения о взаимодействии ОМСУ с другими государственными структурами, населением.

6) Принцип сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан проявляется посредством выборов, который способствует равноправному участию граждан в решении вопросов местного значения;

7) Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления полномочиям, обеспеченным законодательством Российской Федерации; эффективная реализация данного принципа возможна, при условии, что имущество, находящееся в самостоятельном распоряжении органов местного самоуправления будет способствовать удовлетворению интересов и потребностей населения в различных сферах жизни общества, аналогично другим формам собственности;

8) Принцип ответственности органов и должностных перед населением определяется доверием со стороны жителей муниципального образования к решениям, принятым органами местного самоуправления, а так же в осуществлении различных форм контроля над их деятельностью;

9) Принцип многообразия организационных форм осуществления местного самоуправления зависит от специфики территории того или иного муниципального образования, от выбора модели управления, закрепленной в Уставе муниципального образования;

10) Принцип коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления состоит во взаимодействии органов муниципального образования, осуществляющих свои властные полномочия различными способами в зависимости от внутренней структуры и организации принятия решений;

11) Принцип государственной гарантии местного самоуправления пронизывает всю вертикаль нормативного регулирования и означает государственное закрепление и поддержку местного самоуправления в пределах их компетенции; кроме того, государством гарантируется реализация изложенных выше принципов, посредством установления границ и пределов осуществления полномочий органами муниципальной власти для наиболее качественного разрешения органами вопросов местного значения, защиты интересов жителей муниципальных образований.

Таким образом, систематизировав принципы местного самоуправления, можно представить каркас муниципальной власти, закрепленный в Европейской Хартии местного самоуправления и пронизывающий все нормативные акты РФ. Не являясь нормой права в чистом виде, принципы составляют теоретическую основу местной власти, способствуют уяснению сущности местного самоуправления, задают направление дальнейшего развития муниципальных образований.

Органы местного самоуправления в своей ежедневной деятельности, опираются на нормы муниципального права, положения которых в своей основе базируются на принципах местного самоуправления. Тем самым на практике принципы местного самоуправления должны быть максимально конкретно и понятно сформулированы, поскольку это обеспечит качественное исполнение правоприменителем норм муниципального права.

Добросовестное исполнение принципов местного самоуправления позволяет уменьшить пробелы в законодательстве, так как они служат «прикрытием» для любых возможных случаев несовершенства правового регулирования и значимость указанных принципов, как в теории, так и на практике, невозможно умалить. Соответственно, это позволяет сократить количество правонарушений на местах.

Вопрос о единой классификации принципов местного самоуправления в научной литературе является открытым и требует более детального изучения, для расширения и

развития жизненно важных направлений развития муниципальных образований в

Российской Федерации.

Литература

1. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.1998. № 36. ст. 4466.

2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

3. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов/ под ред. Н.С. Бондаря. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 794 с.

4. Ибрагимов Т.М., Аминов И.Р. К вопросу о международно-правовых источниках муниципального права // В сборнике: Перспективы развития научных исследований в 21 веке сборник материалов 6-й Международной научно-практической конференции. 2014. С. 116120.

5. Симонян Г.Н., Аминов И.Р. К проблемам реализации принципа самостоятельности местного самоуправления // Вестник международных научных конференций. 2015. № 4 (8). С. 103-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.