Научная статья на тему 'Активизация населения как условие совершенствования муниципального правотворчества'

Активизация населения как условие совершенствования муниципального правотворчества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное правотворчество / органы местного самоуправления / муниципалитет / муниципально-правовые акты / условия правотворческой инициативы населения / правовая культура населения / территориальное общественное самоуправление. / municipal law-making / local self-government bodies / municipality / municipal legal acts / conditions of the law-making initiative of the population / legal culture of the population / territorial public self-government

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И. Р. Аминов, А. А. Суфиянов

В статье раскрывается суть и основные принципы местного самоуправления, анализируются злободневные проблемы непосредственного участия населения в муниципальном правотворчестве, определяются условия, необходимые для активного участия населения в процессе правотворчества на муниципальном уровне, рассматриваются вопросы совершенствования муниципального правотворчества посредством повышения правовой культуры и активизации населения, определяется место и значение населения в муниципальном правотворчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF POPULATION AS A CONDITION OF IMPROVEMENT OF MUNICIPAL PROTECTION

The article reveals the essence and basic principles of local self-government, analyzes the pressing problems of direct participation of the population in municipal law-making, determines the conditions necessary for active participation of the population in law-making at the municipal level, considers the issues of improving municipal law-making by increasing the legal culture of the population, determines the place and the importance of the population in municipal law-making.

Текст научной работы на тему «Активизация населения как условие совершенствования муниципального правотворчества»

АКТИВИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА

И.Р. Аминов, канд. юрид. наук, доцент А.А. Суфиянов, магистрант Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11659

Аннотация. В статье раскрывается суть и основные принципы местного самоуправления, анализируются злободневные проблемы непосредственного участия населения в муниципальном правотворчестве, определяются условия, необходимые для активного участия населения в процессе правотворчества на муниципальном уровне, рассматриваются вопросы совершенствования муниципального правотворчества посредством повышения правовой культуры и активизации населения, определяется место и значение населения в муниципальном правотворчестве.

Ключевые слова: муниципальное правотворчество, органы местного самоуправления, муниципалитет, муниципально-правовые акты, условия правотворческой инициативы населения, правовая культура населения, территориальное общественное самоуправление.

Современный этап развития и функционирования демократических институтов, как в мире в целом, так и в России, свидетельствуют о совершенно новой роли населения в жизни государства, что обусловливает необходимость их активного участия в управлении делами государства. Граждане, являясь носителями политических прав, должны занимать активную гражданскую позицию, совершенствовать свою политическую и правовую культуру [1].

Действующая Конституция России устанавливает местное самоуправление как основу конституционного строя и форму демократии народа (народовластия) [2]. На сегодняшний день местное самоуправление является неотъемлемой чертой правового государства и демократии, а также права населения самостоятельно решать проблемы местные значения [3].

Так, несмотря на то, что Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 определяет, что население как основной субъект, проживающий на территории конкретного муниципального образования осуществляет на территории этого образования местное самоуправление, в настоящее время оно (население) крайне неактивно в процессе создания правовой осно-

вы местного самоуправления. Статья 1 данного закона конкретизирует, что местное самоуправление в нашем государстве - это форма осуществления власти непосредственно народом, которая обеспечивает в рамках нормативно-правовых актов РФ (Конституции, федеральных законов, законами Российской Федерации или субъектов РФ) самостоятельно (независимо) и под свою собственную ответственность решение вопросов, имеющих статус местного значения, либо непосредственно самим население, либо через местные органы напрямую [4].

Данная трактовка местного самоуправления определяет, что суть местного самоуправления проявляется в непосредственном и самостоятельном решении вопросов, из категории местного значения, населением. При этом от качества такой деятельности населения непосредственно зависит эффективность осуществления как самого местного самоуправления, так и его отдельных отраслей, в частности правотворческий процесс.

В этом случае необходимо отметить неполноту определения общего принципа муниципального самоуправления, сформулированного В.Л. Лютцером, по мнению которого данный принцип заключает-

ся в организации местного муниципального самоуправления непосредственно в интересах населения [5]. Таким образом, из определения данного принципа можно сделать вывод, что местное муниципальное самоуправление реализуется некой определенной силой, которая находится вне рамок самого местного самоуправления и осуществляет свою деятельность в интересах населения. На самом же деле, законодатель на федеральном уровне определил, что местное самоуправление является самоорганизацией непосредственного самого населения. В связи с этим считаем, что именно само население, в первую очередь, должно заниматься вопросами из категории местного значения, создавая при этом определенную правовую базу и основу для реализации такой деятельности. Однако в настоящее время в большинстве муниципальных образованиях для этого не созданы соответствующие условия, ни правовые, ни организационные. На сегодняшний день, практически ни одно из мероприятий, проводимых на местном уровне (сходы граждан, референдумы на местном уровне) не могут полноценно наделить население властных полномочий и ведущих позиций в сфере принятия актов, муниципально-правового характера. В реальности данными полномочиями обладают лишь местные органы власти и это обусловлено вполне объективными причинами, поскольку именно эти органы в сравнении с местным населением более организованы, имеют в своем составе не только высококвалифицированный персонал, но и обеспечены финансами, тесто взаимодействуют с различными органами власти, в том числе и государственными и т.д.

Все вышеобозначенное определяет необходимость создания определенных условий для активного и плодотворного участия граждан, проживающих в муниципальных образованиях, в правотворческом процессе на муниципальном уровне.

Для выхода из сложившейся ситуации можно выделить следующие пути:

В первую очередь необходимо сформировать и/или повысить культуру населения в правовой сфере, в том числе в области

подготовки и принятия правовых актов на муниципальном уровне по вопросам из категории местного значения. Отсутствие (полное или частичное) правовой культуры граждан не редко становится главной причиной не проведения референдумов и местных сходов, отсутствия правотворческой инициативы. В этих целях необходимо разработать, организовать и реализовать ряд мероприятий по повышению правовой культуры среди местного муниципального населения. В числе таких мероприятий на первом месте должно быть сознание «Школы права» для местного населения, в которой любой гражданин мог бы овладеть знаниями в области правотворчества в целом и методологией подготовки муниципально-правовых актов в частности. И если полномочия за реализацию мероприятий по повышению культуру населения в правовой сфере в муниципальном образовании в целом целесообразно было бы возложить на их представительные органы, то центрами организации «Школы права» логично было бы сделать территориальное общественное самоуправление, поскольку именное данное самоуправление является самоорганизацией граждан (ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3).

Являясь наиболее приближенной к населению структурой - территориальное общественное самоуправление - как указывается в вышеобозначенной статье, создается гражданами для реализации инициатив, исходящих от них самих, по вопросам, отнесенным к категории местного значения. При этом не учитывается ни материальное положение и возможности местного населения, ни степень правовой и иной необходимой подготовки местных граждан для реализации таких инициатив. В конечном счете, на выходе, мы получаем, что ни сама самоорганизация граждан, ни ее органы, ни непосредственно сами граждане не готовы в полной мере к реализации своих инициатив, обладая лишь абстрактными полномочиями. Отсутствуют условия для реализации данных инициатив. Для решения обозначенной проблемы необходима поддержка и содействие самих органов местной власти, требу-

ется создание организационного и правового механизма данного взаимодействия.

Стоит отметить, что на сегодняшний день система территориальных общественных самоуправлений практически не развита, в том числе и из-за правовой неграмотности самих граждан.

Другим направлением совершенствования муниципального правотворческого процесса является корректировка правовой базы, т.е. чтобы население могло эффективно решать местные вопросы в своем муниципалитете необходимо откорректировать нормативную базу, регламентирующую данный вопрос.

Возвращаясь к вопросу проведения референдумов на местном уровне стоит отметить, что развитию данного института препятствует неопределенность с формулировкой терминологии «вопросы местного значения».

Определяя содержание данного термина, законодатель на федеральном уровне установил, что к таковым относятся вопросы, которые непосредственно связаны с обеспечением жизнедеятельности населения, проживающих в муниципальном образовании.

При этом, анализирую перечень вопросов, отнесенным в ст. 14-16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 к категории местного значения можно прийти к выводу, что большинство из них просто невозможно вынести на обсуждение на местный референдум. Так, как нам представляется, к вопросам, отнесенным к местному значению трудно отнести вопросы, связанные с обеспечением населения теп-ло-электро-газа и водоснабжением; формированием и деятельностью архива муниципалитета; ликвидацией чрезвычайных ситуаций и их последствий; профилактикой террористических актов и случаев экстремизма; деятельностью аварийных и спасательных служб и т.д. И этот перечень не ограничивается.

Как нам представляется, чтобы в местные референдумы «вдохнуть новую жизнь» следует на федеральном законода-

тельном уровне определить перечень вопросов, которые могут обсуждаться и решаться на местном референдуме. Перечень может быть приблизительным и раскрывать сущность самого вопроса. Например, это могут быть вопросы, которые касаются ремонта дорог, сделок с имуществом муниципалитета, места строительства, в том числе социально значимых объектов (медицинских клиник, дошкольных и школьных образовательных учреждений, общественных мест питания, спортивных комплексов и т.д.). К основному критерию отбора вопросов, рассматриваемых на референдуме следует отнести их значение для населения.

Только в этом случае референдум на местном уровне может иметь возможность дальнейшего развития. Только в этом случае референдум обретет не абстрактную, а реальную форму непосредственной реализации местным населением самоуправления в муниципальном образовании.

Еще одним акцентом, касающимся обозначенных вопросов на местном референдуме является их точная и конкретная формулировка, т.е. смысл и суть вопроса должны формулироваться так, чтобы получить на них однозначный ответ либо «да» либо «нет».

В целях правильного и обоснованного принятия решения по вопросам, рассматриваемых на референдуме, как нам представляется, целесообразно проводить агитационно-разъяснительную работу среди населения как со стороны, которая агитирует за положительное решение вопроса, так и с другой стороны.

Организацию подготовительной работы по проведению местных референдумов целесообразно возложить на местную администрацию, финансирование - на местный бюджет.

Обозначенные организационно-

правовые мероприятия, по нашему мнению, будут способствовать совершенствованию муниципального правотворческого процесса

Библиографический список

1. Липчанская М.А. Участие граждан в управлении делами государства: традиционные формы и современные тенденции // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - № 6. -С. 124-133.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31, ст. 4398.

3. Бычкова Е.И. Актуальные вопросы участия населения в муниципальном правотворчестве // Проблемы права. - 2015. - № 3. - С. 55-57.

4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 2 августа 2019 г. № 313-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40, ст. 3822.

5. Баранов И.Н. Муниципальный правотворческий процесс : дис. канд. юрид. наук. -М., 2016. - 197 с.

ACTIVATION OF POPULATION AS A CONDITION OF IMPROVEMENT OF

MUNICIPAL PROTECTION

I.R. Aminov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor A.A. Sufiyanov, Graduate Student Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The article reveals the essence and basic principles of local self-government, analyzes the pressing problems of direct participation of the population in municipal law-making, determines the conditions necessary for active participation of the population in law-making at the municipal level, considers the issues of improving municipal law-making by increasing the legal culture of the population, determines the place and the importance of the population in municipal law-making.

Keywords: municipal law-making, local self-government bodies, municipality, municipal legal acts, conditions of the law-making initiative of the population, legal culture of the population, territorial public self-government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.