Научная статья на тему 'К вопросу о принципах организации и деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации'

К вопросу о принципах организации и деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ / ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ НОРМЫ / СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА / ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарник Л.Ю.

Анализируются основные принципы организации и деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии), дана характеристика системы исходных положений, на которые опирается созданный федеральный орган исполнительной власти, и сделан вывод о том, что организация и правоохранительная деятельность Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации устанавливается в соответствии с определенными идейными основами, т.е. на основе принципов, которые требуют законодательной регламентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гарник Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

In this article, the author analyzes the basic principles of the organization and activities of the Federal Service of the National Guard troops of the Russian Federation (Rosgvardiya), describes the system of initial provisions underlying the functioning of this federal executive body. The author concludes that the organization and law enforcement activities of the Federal Service of the National Guard troops of the Russian Federation is set in accordance with certain ideological foundations, based on the principles that require legal regulation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах организации и деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»

98

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лоб ачевского, 2019, № 4, с. 98-102

УДК 340

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2019 г. Л.Ю. Гарник

Московский университет им. С.Ю. Витте, Н. Новгород

Ь] udmila-garnik@rambler.ru

Поступила в редакцию 15.05.2019

Анализируются основные принципы организации и деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии), дана характеристика системы исходных положений, на которые опирается созданный федеральный орган исполнительной власти, и сделан вывод о том, что организация и правоохранительная деятельность Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации устанавливается в соответствии с определенными идейными основами, т.е. на основе принципов, которые требуют законодательной регламентации.

Ключевые слова: система принципов, исходные положения, общепризнанные нормы, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона, основы построения правовой системы, конституционные принципы.

Реализация правоохранительной деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии (Росгвардии) невозможна без надлежащего закрепления принципов, которые являются фундаментом построения созданного федерального органа исполнительной власти, а также основой прохождения службы сотрудниками данного ведомства. Как справедливо отмечает Р.В. Нагорных, «понимание государственной правоохранительной службы как сложного социально-правового явления, имеющего институциональную природу, обусловливает необходимость характеристики системы ее принципов» [1, с. 43].

Для уяснения принципов правоохранительной деятельности Росгвардии необходимо рассмотреть основные исходные положения, на которые опирается указанный федеральный орган исполнительной власти. При этом мы исходим из того, что вопрос о действии принципов правоохранительной деятельности не может быть надлежащим образом решен без учета норм Конституции Российской Федерации, провозгласившей, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» [2]. Исходя из этого требования, «для повышения эффективности правоохранительной деятельности» [3] Россия следует, в частности, «руководящим принципам для предупреждения организационной преступности и борьбы с ней», принятым восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В Стратегии предупре-

ждения организованной преступности указано, что «правоохранительная деятельность играет решающую роль в программах борьбы с организованной преступностью. Важно обеспечить, чтобы правоохранительные органы были наделены надлежащими полномочиями при условии должного соблюдения гарантий прав человека» [4].

Следовательно, можно заключить, что Росгвардия как федеральный орган исполнительной власти, наделенный специальными полномочиями, осуществляющий правоохранительную деятельность, руководствуется в своей деятельности и общепризнанными принципами и нормами международного права, где центральное место отводится принципам верховенства закона и законности, соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе принято считать, что верховенство закона может быть обеспечено в правовом государстве прежде всего тогда, когда все подзаконные акты и акты правоприменения подчиняются закону и не противоречат ему.

В этой связи стоит согласиться с точкой зрения А.М. Артемьева, который, описывая конституционные принципы государственной правоохранительной службы, утверждает, что «в числе важнейших конституционных принципов, имеющих непосредственное отношение к регулированию государственной правоохранительной службы, должны быть названы: верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав» [5, с. 21].

Данная позиция автора безусловно заслуживает внимания, поскольку Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

По нашему мнению, принцип верховенства закона заключается в строгом соответствии правовых актов, издаваемых руководителями структурных подразделений и иных должностных лиц Росгварии, требованиям законов, которые, в свою очередь, основаны на нормах Конституции Российской Федерации. При этом мы исходим из того, что деятельность данного государственного органа в первую очередь должна быть регламентирована законами, и только затем подзаконными нормативными актами, изданными в их развитие.

Как указывает Ю.Н. Старилов, «этот принцип гарантирует приоритетность конституционно-правовых норм в сфере регламентации государственно-служебных отношений, высокую и основополагающую значимость конституционно-правового регулирования специфических отношений и подчиненность (подзаконность) всего остального нормативного правового массива документов, устанавливающих различные стороны служебных отношений» [6, с. 698].

Принцип законности является универсальным, общеправовым для деятельности государственных органов, в том числе и правоохранительных, и состоит в точном исполнении сотрудниками правоохранительных структур всех законодательных актов, как законных, так и подзаконных, которые вытекают из норм Конституции Российской Федерации.

По мнению профессора С.Н. Кожевникова, «этот принцип обязывает государственные органы, государственных служащих соблюдать и надлежаще использовать нормы Конституции РФ, законов, подзаконных актов при осуществлении своей деятельности. Правовые акты, принятые компетентными государственными органами, не могут противоречить актам вышестоящих органов» [7, с. 107-108].

О конституционном принципе законности М.Н. Марченко пишет, что «он действует в отношении всех видов государственной службы. В соответствии с ним устанавливается подчиненность управленческой деятельности государственных служащих закону. Государственные служащие правоохранительных органов в своей деятельности должны не просто соблюдать закон, а как представители органов, осуществляющих правоприменение и правоохрану, реализовывать его» [8, с. 605].

Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу о том, что принцип законности в право-

охранительной деятельности Росгвардии определяет условия осуществления полномочий должностных лиц Федеральной службы войск национальной гвардии в том порядке, который определен законом.

Говоря о принципе законности в правоохранительной деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, следует отметить, что указанный принцип включает в себя, по нашему мнению, принцип единства системы российского законодательства, который подразумевает издание наряду с федеральными законами также законов на уровне субъектов РФ и других нормативно-правовых актов, не противоречащих федеральному законодательству. Несоблюдение этого правила может привести к нарушению конституционных основ построения правовой системы.

В этой связи отметим, что реализация правоохранительной деятельности Росгвардии при создании территориальных органов невозможна без соблюдения указанного принципа, поскольку Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации руководствуется в своей деятельности не только Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, но и законами субъекта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации. В то же время Росгвардия, являясь федеральным органом и имея территориальные подразделения централизованного подчинения, в своей деятельности не должна зависеть от местных органов власти.

Как справедливо отмечают Н.И. Матузов и А.В. Малько, «для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в своих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Российской Федерации. Требования же законности одинаковы» [9, с. 199].

Рассматривая принципы правоохранительной деятельности Росгвардии, необходимо отметить важность соблюдения указанным федеральным органом исполнительной власти принципов централизации и единоначалия.

100

Л.Ю. Гарник

Отметим, что в основу принципа централизации Росгвардии заложено подчинение главного управления, департаментов, управлений, отделов и служб, непосредственно реализующих деятельность Росгвардии, а также подразделений, выполняющих управленческие функции, центральному органу - Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации. Приказы, распоряжения, директивы и иные акты директора Росгвардии обязательны для всех подразделений и войск национальной гвардии. «Директор несет персональную ответственность за выполнение задач и реализацию полномочий, возложенных на Росгвардию и войска национальной гвардии, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия» [10].

Принцип централизации предполагает единство подразделений, территориальных органов и иных учреждений Федеральной службы войск национальной гвардии, проявляется в сочетании коллегиальности (согласно ст. 16 Указа Президента РФ № 510 от 30.09. 2016 г. в Росгвардии образуется коллегия) и единого руководства. Реализация исследуемых выше принципов позволяет функционировать Росгвардии как единой федеральной системе.

Завершая рассмотрение системы принципов организации и деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии, возьмем на себя смелость заявить, что указанная система должна включать в себя и признаваемую мировым сообществом идею презумпции невиновности [11, с. 75].

Идея презумпции невиновности нашла свое отражение в ряде международных актов, таких как Европейская конвенция прав человека и основных свобод [12], Всеобщая декларация прав человека [13], Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека [14], Международный пакт о гражданских и политических правах [15]. В Российской Федерации анализируемый принцип впервые на законодательном уровне был закреплен путем внесения поправок в Конституцию РСФСР в 1992 году. В ныне действующей Конституции Российской Федерации статья 49 устанавливает, что в России действует принцип презумпции невиновности. Содержание этого положения заключается в том, что «человек не виновен до тех пор, пока не будет доказано обратное» [2].

Международная судебная практика показывает, что «посягательство на презумпцию невиновности может исходить не только от судьи или от суда, но и от других публичных властей» [16]. Поэтому мы полагаем, что презумпция невиновности будет одним из элементов спра-

ведливого разбирательства дел в суде лишь при условии объективного доказательства вины определенного лица соответствующими правоохранительными органами. В силу этого мы считаем, что правоохранительные органы, выполняя свою деятельность, должны опираться на исследуемый нами принцип. Соответственно и Росгвардия, призванная осуществлять обеспечение государственной и общественной безопасности, защиту прав и свобод человека и гражданина при реализации правоохранительной функции, обязана руководствоваться указанным принципом в своей повседневной деятельности.

При рассмотрении принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина следует учитывать задачи государства, которые состоят в охране прав и свобод граждан. На сегодняшний день Российская Федерация провозгласила себя правовым государством. В одном из ежегодных посланий Федеральному собранию РФ Президент России заявил: «Ключевой вопрос любой власти -это доверие граждан государству. Степень этого доверия напрямую определяется тем, как оно защищает своих граждан» [17].

В этой связи, рассматривая вопросы, касающиеся прокурорской власти и уголовного судопроизводства, профессор Г.Н. Королев отметил, что «вступление России в Совет Европы накладывает на нее обязанность в максимальной степени обеспечить такой уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, который бы в полной мере соответствовал национальным нуждам и требованиям международных стандартов. Провозгласив в Конституции РФ (ст. 45) гарантированную государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, Россия тем самым приняла на себя обязанность силами государственной власти защищать права и свободы своих граждан» [18, с. 286].

Как справедливо заметил профессор С.Н. Кожевников, «данный принцип зафиксирован в ст. 2 Конституции РФ. Исходя из него государственные органы: призваны максимально обеспечивать законные интересы человека; обязаны уважать, соблюдать и защищать его права и свободы; не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека» [7, с. 106]. Таким образом, принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина также является исходным положением, определяющим основные подходы правоохранительной деятельности Росгвардии при выполнении государственных задач.

Подводя итоги вышесказанному, можно заключить, что организация и правоохранительная деятельность Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется в соответствии с определенны-

ми идейными основами, т.е. на основе принципов. Именно на их основе определяется компетенция созданного федерального органа исполнительной власти - Росгвардии, развивается законодательство о его деятельности, определяются полномочия его сотрудников. Учитывая, что рассмотренные выше принципы являются основами, фундаментом правоохранительной деятельности Росгвардии, полагаем крайне необходимым регламентировать их на уровне федерального закона.

Список литературы

1. Нагорных Р.В. Принципы государственной правоохранительной службы // Актуальные вопросы юриспруденции. М., 2012.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.1014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «Кон-сультантПлюс».

3. Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) // СПС «Гарант».

4. Стратегия предупреждения организованной преступности (принята восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) // СПС «Гарант».

5. Артемьев А.М. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.

6. Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М., 1996.

7. Кожевников С.Н. Теория государства: Курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Новый индекс, 2014.

8. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2006.

9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.

10. Указ Президента РФ от 30.09.2016 г. № 510 (ред. от 04.06.2018) «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»)» п. 11 Гл. III // СПС «КонсультантПлюс».

11. Гарник Л.Ю. Принципы и функции интерпретационной практики: Монография. М.: Изд-во МУ им. С.Ю. Витте, 2017.

12. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме, 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с Протоколом [№ 1] (подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Первый протокол к ней (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) п. 2 ст. 6 // СПС «КонсультантПлюс».

13. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) ч. 1 ст. 11 // СПС «КонсультантПлюс».

14. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, утв. 24.09.1993) ч. 2 ст. 6 // СПС «КонсультантПлюс».

15. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (ХХГ) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) ч. 2 ст. 14 // СПС «Консуль-тантПлюс».

16. Решение Европейского суда по правам человека по делу Аллене Де Рибемона (А11епе! Бе Я&етоП) против Франции от 10.02.1995. (Серия А. п. 36) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.echr.ru/ (дата обращения: 15.10.2018).

17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.04.2001 г. «Послание Президента Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

18. Королев Г.Н. Прокурорская власть и уголовное судопроизводство // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 2.

THE PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

L.Yu. Garnik

In this article, the author analyzes the basic principles of the organization and activities of the Federal Service of the National Guard troops of the Russian Federation (Rosgvardiya), describes the system of initial provisions underlying the functioning of this federal executive body. The author concludes that the organization and law enforcement activities of the Federal Service of the National Guard troops of the Russian Federation is set in accordance with certain ideological foundations, based on the principles that require legal regulation.

Keywords: system of principles, initial positions, generally accepted norms, respect for human and citizen rights and freedoms, rule of law, fundamentals of building a legal system, constitutional principles.

102

ÏÏM. rapHUK

References

1. Nagomyh R.V. Principy gosudarstvennoj pravoohranitel'noj sluzhby // Aktual'nye voprosy yuris-prudencii. M., 2012.

2. «Konstituciya Rossijskoj Federacii» (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Kon-stitucii RF ot 30.12.2008 g. № 7-FKZ, ot 05.02.1014 g. № 2-FKZ, ot 21.07.2014 g. № 11-FKZ) // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

3. Rukovodyashchie principy dlya preduprezhdeniya organizovannoj prestupnosti i bor'by s nej (prinyaty vos'mym Kongressom OON po preduprezhdeniyu prestupnosti i obrashcheniyu s pravonarushitelyami, Ga-vana, 27 avgusta - 7 sentyabrya 1990 g.) // SPS «Garant».

4. Strategiya preduprezhdeniya organizovannoj prestupnosti (prinyata vos'mym Kongressom OON po preduprezhdeniyu prestupnosti i obrashcheniyu s prav-onarushitelyami, Gavana, 27 avgusta - 7 sentyabrya 1990 g.) // SPS «Garant».

5. Artem'ev A.M. Gosudarstvennaya pravoohra-nitel'naya sluzhba: sistemnye svojstva, funkcii, pravovoe obespechenie: Avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2008.

6. Starilov Yu.N. Sluzhebnoe pravo: Uchebnik. M., 1996.

7. Kozhevnikov S.N. Teoriya gosudarstva: Kurs lekcij. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Novyj indeks, 2014.

8. Marchenko M.N. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik. M., 2006.

9. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik. M.: Yurist", 2004.

10. Ukaz Prezidenta RF ot 30.09.2016 g. № 510 (red. ot 04.06.2018) «O Federal'noj sluzhbe vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii (vmeste s «Polozheniem o

Federal'noj sluzhbe vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii»)» p. 11 Gl. III // SPS «Konsul'tantPlyus».

11. Garnik L.Yu. Principy i funkcii inter-pretacionnoj praktiki: Monografiya. M.: Izd-vo MU im. S.Yu. Vitte, 2017.

12. Konvenciya o zashchite prav cheloveka i os-novnyh svobod (zaklyuchena v g. Rime, 04.11.1950) (s izm. ot 13.05.2004) (vmeste s Protokolom [№ 1] (podpi-san v g. Parizhe 20.03.1952), Protokolom № 4 ob obespechenii nekotoryh prav i svobod pomimo tekh, kotorye uzhe vklyucheny v Konvenciyu i Pervyj proto-kol k nej (podpisan v g. Strasburge 16.09.1963), Protokolom № 7 (podpisan v g. Strasburge 22.11.1984)) p. 2 st. 6 // SPS «Konsul'tantPlyus».

13. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata General'noj Assambleej OON 10.12.1948) ch. 1 st. 11 // SPS «Konsul'tantPlyus».

14. Konvenciya Sodruzhestva Nezavisimyh Gos-udarstv o pravah i osnovnyh svobodah cheloveka (zaklyuchena v Minske 26.05.1995) (vmeste s Polo-zheniem o Komissii po pravam cheloveka Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv, utv. 24.09.1993) ch. 2 st. 6 // SPS «Konsul'tantPlyus».

15. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i po-liticheskih pravah (prinyat 16.12.1966 g. Rezolyuciej 2200 (XXI) na 1496-m plenarnom zasedanii General'noj Assamblei OON) ch. 2 st. 14 // SPS «Konsul'tantPlyus».

16. Reshenie Evropejskogo suda po pravam che-loveka po delu Allene De Ribemona (Allenet De Ribe-mont) protiv Francii ot 10.02.1995. (Seriya A. p. 36) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. echr.ru/ (data obrashcheniya: 15.10.2018).

17. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 03.04.2001 g. «Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

18. Korolev G.N. Prokurorskaya vlast' i ugolovnoe sudoproizvodstvo // Vestnik Nizhegorodskogo universi-teta im. N.I. Lobachevskogo. 2009. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.