Научная статья на тему 'Сравнительный анализ правовых норм, регламентирующих применение оружия сотрудниками полиции и военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии'

Сравнительный анализ правовых норм, регламентирующих применение оружия сотрудниками полиции и военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4134
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ / ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ / ПОЛИЦИЯ / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобленков А.Ю.

Представлен сравнительный анализ оснований и условий применения оружия сотрудниками полиции и военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кобленков А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGAL STANDARDS REGULATING THE USE OF WEAPONS BY POLICE OFFICERS AND NATIONAL GUARD SERVICEMEN

The article presents a comparative analysis of the grounds and conditions for the use of firearms by police and servicemen of the National Guard troops.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ правовых норм, регламентирующих применение оружия сотрудниками полиции и военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии»

98

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 4, с. 98-101

УДК 342.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ НОРМ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ И ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ (СОТРУДНИКАМИ) ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

© 2017 г. А.Ю. Кобленков

Нижегородская академия Министерства внутренних дел России, Н. Новгород

koblenkoff@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.06.2017

Представлен сравнительный анализ оснований и условий применения оружия сотрудниками полиции и военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии.

Ключевые слова: меры административного пресечения, применение оружия, полиция, войска национальной гвардии.

Применение оружия правоохранительными органами выступает важнейшим условием и гарантией обеспечения безопасности личности, общества и государства от противоправных посягательств. Анализ статистических данных, опубликованных в открытой печати, свидетельствует об относительно стабильном уровне смертности сотрудников полиции при исполнении служебных полномочий (например, с 2008 по 2013 год среднее значение составляло порядка 344 сотрудников в год). Более того, в числовом выражении смертность сотрудников полиции при исполнении находится в границах общего выражения фактов применения оружия должностными лицами ОВД (среднее число фактов применения оружия с 2008 по 2011 год составило около 340 случаев ежегодно) [1, с. 23]. Одной из причин такой ситуации выступает сложность и противоречивость законодательства, регламентирующего порядок применения оружия уполномоченными лицами органов государственной власти [2, с. 198-202; 3, с. 38]. Думается, что данная проблема и в настоящее время касается всех без исключения субъектов применения оружия, так как зачастую одни и те же нормы, закрепляющие порядок применения оружия, дублируются в разных нормативно-правовых актах.

Современный этап построения правового и безопасного государства характеризуется проведением административной реформы всей правоохранительной системы, частью которой явилась модернизация структуры органов внутренних дел (полиции) и создание нового правозащитного органа - войск национальной гвардии. В ракурсе реализованного управленческого решения и исходя из изменения правового статуса данных органов исполнительной власти,

возникает необходимость в более обстоятельном анализе и переосмыслении оснований применения сотрудниками (военнослужащими) указанных государственных учреждений мер специального административного пресечения, включая вопросы законодательного регулирования порядка и оснований применения огнестрельного оружия. Необходимо подчеркнуть, что согласно Федеральному закону «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» № 226-ФЗ от 03.07.2016 г. названия «войска национальной гвардии» и «Росгвардия» являются тождественными и одинаковыми по смыслу. Оба названия будут использованы в нашей работе ниже.

Никаких сверхполномочий, связанных с проникновением в помещение, применением физи-ч еской силы, специальных средств или огнестрельного оружия, как видно из анализа, приведенного ниже, войскам национальной гвардии придано не было. Согласно действующему законодательству, национальная гвардия стала самостоятельным правоохранительным органом, находящимся в прямом подчинении Президента РФ, главной целью создания которого стала охрана национальных и государственных интересов, противодействие терроризму, экстремизму на всей территории РФ, участие в обеспечении режима контртеррористической операции (КТО), чрезвычайного, военного положения, контроль в области оборота оружия. Совместно с министерством обороны на войска национальной гвардии возложена задача территориальной обороны, а также содействие пограничным войскам ФСБ по охране государственной границы РФ.

Целью нашей работы является сравнительный анализ Федерального закона «О полиции» № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. (далее Закон «О полиции») [4] и недавно принятого Федерального закона «О

войсках национальной гвардии Российской Федерации» № 226-ФЗ от 03.07.2016 г. (далее -Закон «О войсках национальной гвардии») [5] относительно порядка и обстоятельств применения оружия, а также выявление общих и различных норм в законодательном закреплении указанной меры административного принуждения.

Для войск национальной гвардии законодатель не делает формальных структурных разграничений между «правом на применение» и «порядком применения», включая их в одну статью 18 с общим названием «Право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники и порядок их применения» ФЗ № 226 «О войсках национальной гвардии». В Федеральном законе «О полиции» этому посвящены две статьи (18 и 19).

Кроме того, для войск национальной гвардии на первые позиции выдвинута именно процедура применения оружия, об этом можно сделать вывод, исходя из структуры статьи 18 ФЗ № 226 «О войсках национальной гвардии». Для полиции же по иерархии первостепенным является право на применение оружия (статья 18), а затем уже порядок его применения (статья 19), согласно ФЗ № 3 «О полиции».

Несмотря на структурные различия, порядок применения оружия, согласно ФЗ № 3 «О полиции» и ФЗ № 226 «О войсках национальной гвардии», во многом совпадает:

1) обязанность сообщить лицу, в отношении которого сотрудник правоохранительного органа имеет намерение применить оружие, о том, что он является сотрудником полиции или военнослужащим войск национальной гвардии;

2) обязанность предупреждения лиц о намерении применить оружие;

3) обязанность предоставления лицам времени и возможности для выполнения законных требований сотрудника полиции (военнослужащего).

При выполнении задач и обязанностей с учетом данных им полномочий военнослужащие войск национальной гвардии и сотрудники полиции имеют право на применение оружия без предупреждения, если промедление может создать непосредственную угрозу для жизни или здоровья граждан или сотрудников (военнослужащих) либо способно повлечь за собой иные отрицательные последствия.

В дополнение к изложенному выше, часть 4 статьи 18 ФЗ «О национальной гвардии» предусматривает применение оружия без предупреждения для отражения нападения на охраняемый объект, специальные грузы, сооружение на коммуникациях, а также собственные объекты войск национальной гвардии; в ФЗ «О полиции» подобная норма отсутствует.

Общими также стали обязанности по специальной подготовке и периодической проверке сотрудников (военнослужащих) на пригодность к действиям в условиях применения оружия. Однако если для сотрудников полиции определены правовые последствия отрицательного результата данной проверки в виде отстранения от занимаемой должности и аттестации, то для военнослужащего Росгвардии федеральным законом таких мер не установлено.

Сотрудники обеих структур при применении оружия должны ориентироваться на сложившуюся обстановку, но при этом стремиться к минимизации причиняемого ущерба. Кроме того, сотрудники (военнослужащие) обязаны оказывать первую помощь всем пострадавшим лицам, которые получили телесные повреждения в ходе применения оружия, и принять меры по предоставлению им первой медицинской помощи в максимально короткий срок. О при-ч инении гражданину телесных повреждений (ранений, согласно ФЗ № 226) в возможно короткий срок, но не более двадцати четырех часов должно произойти уведомление близкого родственника или близкого лица гражданина. Согласно ФЗ № 3 подобное оповещение осуществляет полиция. При нанесении ранения гражданину или причинении смерти в связи с применением оружия в максимально короткий срок, но не позднее двадцати четырех часов также подлежит оповещению прокурор.

В отличие от Федерального закона «О полиции», который устанавливает обязанность оповещения непосредственного начальника о каждом случае применения огнестрельного оружия, Федеральный закон «О войсках национальной гвардии» регламентирует обязанность немедленного сообщения командиру лишь при причинении гражданину вреда здоровью, а также при причинении гражданину (организации) материального ущерба.

Также зафиксированы общие (для сотрудников полиции и Росгвардии) обязанности, связанные с обеспечением сохранности мест совершения административных правонарушений, происшествий или преступлений, где было применено оружие, если в результате гражданину причинено ранение или наступила смерть.

Непосредственно применение оружия в полиции и войсках Росгвардии регламентируется статьями 23 и 21 соответствующих законов. При этом в Федеральном законе «О полиции» четко закреплено словосочетание «огнестрельное оружие»; подобного уточнения Федеральный закон «О войсках национальной гвардии» не имеет, в формулировках используется термин «оружие».

100

А.Ю. Кобленков

Общими основаниями применения оружия лично или в составе подразделения (группы) являются:

1. Защита граждан и сотрудников (для войск Росгвардии к числу защищаемых лиц добавляются должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а для ФЗ «О полиции» особенностью стало уточнение и закрепление конкретных обстоятельств применения, а именно при наличии посягательств, сопряженных с насилием, создающим опасность для здоровья или жизни).

2. Пресечение попытки завладения оружием (для полиции - огнестрельным оружием), боевой, специальной и иной техникой (для войск -также собственными объектами войск национальной гвардии).

3. Освобождение заложников. При наличии специфических полномочий для войск национальной гвардии добавляется основание для пресечения террористического и иного преступного посягательства.

4. Задержание лица, застигнутого при совершении деяния, которое содержит признаки тяжкого или особо тяжкого состава преступления, посягающего на здоровье, жизнь или собственность, и пытающегося скрыться. ФЗ «О полиции» содержит более четкие и конкретные обстоятельства, поэтому делает оговорку на невозможность задержания лица иными средствами, т.е. с помощью физической силы, специальных средств. В ФЗ «О войсках национальной гвардии» подобного замечания нет.

5. Осуществление предупредительного выстрела, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

6. Остановка транспортного средства (плавучего средства (судна) - специфика войск национальной гвардии) путем его повреждения, если водитель или капитан отказываются прекратить движение, невзирая на законное требование сотрудника полиции или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии. Действия сотрудника полиции в данном случае лишь тогда будут считаться правомерными, если лицо, управляющее транспортным средством, своими действиями создает угрозу жизни и здоровью граждан и пытается скрыться. Подобной оговорки в Федеральном законе «О войсках национальной гвардии» не предусматривается.

7. Разрушение запирающего устройства (приспособления, конструкции, элемента), которое создает препятствие для проникновения в жилое и иное принадлежащее гражданину помещение или на принадлежащий ему участок земли, на территорию или в помещение юриди-

ческого лица вне зависимости от формы права собственности.

8. Обезвреживание животного, которое создает угрозу для жизни и/или здоровья физического лица или сотрудника (военнослужащего).

Специфические основания применения оружия сотрудниками полиции определены в п. 5-7 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции» и связаны с задержанием лиц, которые оказывают вооруженное сопротивление, отказываются выполнить законные требования полицейских о сдаче оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, ядовитых или радиоактивных веществ; связаны с отражением группового или вооруженного нападения на объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан; связаны с пресечением побега из мест содержания под стражей или из-под конвоя, а также для пресечения попыток насильственного освобождения лиц, пытающихся осуществить побег.

В свою очередь, военнослужащие войск национальной гвардии имеют лишь одно специфическое, по сравнению с полицией, основание применения оружия, которое направленно на пресечение попыток незаконного проникновения на территории (акватории), иные объекты, находящиеся под охраной войск национальной гвардии, при отсутствии возможности пресечь эти попытки другим способом (п. 6 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»).

Запрет на применение оружия также несколько по-разному излагается в анализируемых законах. Запрещено применение огнестрельного оружия в отношении лиц с явными признаками инвалидности, также сотрудники (военнослужащие) не имеют право применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Федеральный закон «О полиции» запрещает применять оружие в отношении всех женщин, а ФЗ «О войсках национальной гвардии» - в отношении женщин, имеющих видимые признаки беременности. ФЗ № 226 запрещает применять оружие в отношении малолетних лиц, статья же 23 ФЗ № 3 разъясняет более конкретные случаи, запрещая применение оружия в отношении несовершеннолетних лиц, когда их возраст известен полицейскому или очевиден для него. При этом в обоих законах не изложены юридические нормы, уточняющие возрастные критерии малолетних либо несовершеннолетних лиц.

Кроме того, для сотрудников полиции также определен способ неправомерного применения огнестрельного оружия в отношении вышеуказанных лиц. Часть 5 статьи 23 Федерального

закона «О полиции» включает понятие «производство выстрела на поражение». Законодатель подразумевает производство выстрела в человека для причинения ему телесных повреждений либо смерти.

Гарантии личной безопасности оговариваются соответственно в статьях 24 ФЗ «О полиции» и 23 ФЗ «О войсках национальной гвардии». Для войск национальной гвардии дается более детальное описание. Наряду с общими ситуациями, когда задержанное лицо пытается сблизиться с сотрудником полиции, обнажившим огнестрельное оружие, сократив при этом указанное сотрудником расстояние, в статье 23 рассматриваются случаи наличия у гражданина обнаженного (расчехленного) оружия либо предметов, конструктивно схожих с оружием или внешне неотличимых от него.

Для обеспечения личной безопасности военнослужащего войск национальной гвардии и членов его семьи, соблюдения конфиденциальности запрещается распространение сведений о дислокации и передислокации органов Росгвар-дии в средствах массовой информации, публичных выступлениях. Порядок предоставления подобной информации должен регламентироваться руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Таким образом, сравнительный анализ основных законодательных актов, регламентирующих

деятельность сотрудников полиции и военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, показывает, что законодательные нормы, регламентирующие основания, условия и порядок применения оружия, имеют не только много общего, но в данных нормах получила отражение и специфика выполняемых функций и задач этих двух правоохранительных структур.

Список литературы

1. Литвин Д.В., Лупырь В.Г. Особенности профессиональной компетентности сотрудников полиции в области применения мер непосредственного принуждения (на примере Краснодарского края) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 1 (64). С. 23-28.

2. Макарейко Н.В. Федеральный закон «О полиции» - необходимость качественной доработки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 2 (13). С. 198-202.

3. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): Автореф. дис. ... доктора юрид. наук. М., 2005. 58 с.

4. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЭ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015). Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.11.2016).

5. О национальной гвардии: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.10.2016).

COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGAL STANDARDS REGULATING THE USE OF WEAPONS BY POLICE OFFICERS AND NATIONAL GUARD SERVICEMEN

A. Yu. Koblenkov

The article presents a comparative analysis of the grounds and conditions for the use of firearms by police and servicemen of the National Guard troops.

Keywords: measures of administrative restraint, use of weapons, police, national guard troops.

References

1. Litvin D.V., Lupyr' V.G. Osobennosti pro-fessional'noj kompetentnosti sotrudnikov policii v oblasti primeneniya mer neposredstvennogo prinuzhdeniya (na primere Krasnodarskogo kraya) // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2016. № 1 (64). S. 23-28.

2. Makarejko N.V. Federal'nyj zakon «O policii» -neobhodimost' kachestvennoj dorabotki // Yuridi-cheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj aka-demii MVD Rossii. 2010. № 2 (13). S. 198-202.

3. Kaplunov A.I. Administrativnoe prinuzhdenie, primenyaemoe organami vnutrennih del (sistemno-pravovoj analiz): Avtoref. dis. ... doktora yurid. nauk. M., 2005. 58 s.

4. O policii: Federal'nyj zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ (red. ot 13.07.2015, s izm. ot 14.12.2015). Rez-him dostupa: SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashche-niya: 01.11.2016).

5. O nacional'noj gvardii: Federal'nyj zakon ot 3 iyulya 2016 g. № 226-FZ. Rezhim dostupa: SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 30.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.